Павлова Надежда Васильевна
ЗООМОРФНЫЕ ПОМОЩНИКИ ГЕРОЯ В ЯКУТСКОЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ
В статье рассматриваются зооморфные образы, которые выполняют функции помощников героя в якутской волшебной сказке. Главной задачей научной статьи является выявление функциональных особенностей домашних и диких животных как помощников героя в якутской волшебной сказке, где по количеству функций доминируют дикие животные. Приводятся примеры из текстов, а также указываются номера сюжетов якутской сказки по указателю Г. У. Эргиса, в которых присутствуют исследуемые персонажи. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2016/10-2713.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 2. C. 48-50. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/10-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net
Список литературы
1. Антология сатиры и юмора ХХ века. М.: Эксмо, 2004. Т. 12. Тэффи. 544 с.
2. Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. 612 с.
3. Зайцев Б. К. Надежда Александровна Тэффи. Городок // Север. 1992. № 2. С. 509-511.
4. Никоненко Н. Н. Тэффи // Слово. 1991. № 12. С. 98-102.
5. Никулина Н. А. Мотивная структура романа-эссе Д. С. Мережковского «Иисус Неизвестный»: автореф. дисс. ... к. филол. н. Тюмень, 2002. 24 с.
6. Хейзинга Й. Человек играющий. М.: Айрис-пресс, 2003. 496 с.
POETICS OF GAME IN CREATIVE WORK OF TEFFI (BY THE EXAMPLE OF THE STORIES "COLLAR", "BROOCHLET", "PIPE")
Nikulina Nadezhda Aleksandrovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Tyumen Industrial University nadya-nika2006@yandex. ru
The article presents the analysis of several humorous stories by Teffi from the perspective of the category of game and basing on the motivic analysis. The game in the writer's creative work is of intertextual nature, and it is often stated in domestic space through an everyday detail, reveals the behavioural patterns and stock phrases, but always metaphysical in its nature.
Key words and phrases: poetics of game; language game; nature of laughter; the Russian writers abroad; Nadezhda Aleksandrovna Teffi.
УДК 39; 398.22
В статье рассматриваются зооморфные образы, которые выполняют функции помощников героя в якутской волшебной сказке. Главной задачей научной статьи является выявление функциональных особенностей домашних и диких животных как помощников героя в якутской волшебной сказке, где по количеству функций доминируют дикие животные. Приводятся примеры из текстов, а также указываются номера сюжетов якутской сказки по указателю Г. У. Эргиса, в которых присутствуют исследуемые персонажи.
Ключевые слова и фразы: якутская волшебная сказка; персонаж; герой; зооморфные помощники героя; сюжет; образ; функция.
Павлова Надежда Васильевна, к. филол. н.
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН nadya. sanaaya@yandex. т
ЗООМОРФНЫЕ ПОМОЩНИКИ ГЕРОЯ В ЯКУТСКОЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ
В якутской волшебной сказке и олонхо герой спасается от опасности и достигает своей цели иногда с помощью чудесных предметов и волшебных помощников [8, с. 150-153].
На основе указателя сюжетов якутской сказки Г. У. Эргиса (далее - СЯС) [13, т. 2, с. 159-266] сюжеты якутской волшебной сказки о чудесных помощниках мы классифицировали на 6 тематических групп: 1) зооморфные помощники; 2) орнитоморные помощники; 3) помощники-люди; 4) волшебные предметы; 5) мифические существа; 6) силы природы.
В категорию зооморфных помощников героя мы включили диких зверей (медведь: СЯС № 123, 124; змея: № 125; лев: № 125; волк: № 126; горный баран: № 108 и т.д.) и домашних животных (конь: СЯС № 108, 112, 116, 117, 127; теленок: № 118; собака: № 118, 108; щенок: № 122, 128; корова: № 119; 120; кот: № 121; котенок: № 122; бык: № 127, олень: № 127 и т.д.).
В результате рассмотрения сюжетов якутской волшебной сказки о зооморфных помощниках и их функций, мы выяснили, что наиболее популярным зооморфным помощником в якутской волшебной сказке является конь. Образу коня как помощника героя в якутской и алтайской волшебных сказках, а также и в олонхо [5, с. 64], мы посвятили отдельные статьи, в которых выяснили, что «конь в основном выполняет функции чудесного перевозчика и советчика, которые своеобразно отображают древний культ коня как священного покровителя» [7, с. 167]. В олонхо из животных чудесным помощником героя, несомненно, выступает также богатырский конь [1, с. 53; 3, с. 71; 4, с. 65-69]. Так, Н. А. Оросина выделяет три чудесных свойства богатырского коня в олонхо таттинской локальной традиции: во-первых, «говорить на человеческом языке и давать хозяевам ценные советы»; во-вторых, «летать и преодолевать любые преграды»; в-третьих, «владеть даром превращаться в различных птиц и зверей» [4, с. 66].
Корова в якутской волшебной сказке помогает героиням обрести красоту, богатство и выйти замуж. Например, в сказке «Дочери нищего крестьянина» («УмнаЬыт бааЬынай») корова в благодарность героине помогает стать красавицей и выйти замуж за царевича (СЯС № 119) [10; 13, т. 2, с. 188]. В сказке «Корова с серебряным
10.01.00 Литературоведение
49
молоком и золотым маслом» по просьбе коровы героиня доит ее, получает серебряное молоко, из сливок делает масло, а масло превращается в золото, затем снятым молоком умывает лицо и становится красавицей. По совету коровы она переезжает жить на другое место и обретает свое счастье (СЯС № 120) [Там же, с. 188].
Из домашних животных, кроме коровы и коня, в якутских волшебных сказках функцию помощника героя выполняют также теленок, щенок, собака, котенок, кот, олень и бык.
Например, в сказке «Чёпчёёкёён-Чёпчёёкёён» («Чепчеекеен-Чепчеекеен») теленок, посадив детей на свою спину, спасает их от абаасы (СЯС № 118) [12, с. 184-195; 13, т. 1, с. 138-146]: .. Абаа^гуолатор-боhукэлэнкуmуругуmmанmуmуохчабуоланэрдэF)инэ, mорбосэмэhэmинmыаhаэmинэmэmYсmэ да - абааЫг уолун сырайын бYтYнHYY саба сыптарыйан кээстэ. Онтон сиргэнэн абааhы уола тумнаста сьЛан, сири-буору хар-быы хаалла [12, с. 190]. / ...Сын абаасы ухватился было за хвост [бычка], да тут зад бычка, как гром загремел, -и все лицо абаасы пометом обрызгало. От отвращения едва не задохнувшись, хватаясь за землю-грунт, сын абаасы отстал [Там же, с. 191].
Теленок обладает человеческой речью и дает совет героям. Например: .. .Кутум-сYPYмвллв, итивлврдYгYт. Хата кэриэспин этиим, истин! Тириибин CYлэн баран: "Дьиэ буол", - диэн баран, саба бырарын. Ба§аhым унуорун: "ОЫх буол", - диэн, mYвm MYhэбин: "ТYвт барана", сЛим унуора: "вhYв", CYрэхтээх быарым: "Тимир хара ыттар", хааным вhв)Yн: "Ыт а^тыга", mYвm туйахпын: "ТYвm орон буолун", - диэн ба-ранныт бырарын уонна онно киирэн сытан кээhин. Онно ыт охсуhуоgа. Ол охсустахтарына, ойон туранныт ыттары аhаmаарын. Ол ыттаргыт сурдээх булчут ыттар буолуохтара, CYрдээхmик харыстаарын. Дьэ бы-растыыларын, - диэт, борооско влвн хаалар [Там же, с. 192]. / ...Душа моя умерла, вот ее вы убили. Лучше завещание скажу, слушайте! Шкуру мою снимите: «Стань домом», - сказав, раскиньте ее. Черепу моему: «Стань печкой», - сказав, четырем конечностям моего тела: «[Станьте] четырьмя столбами», спинному хребту: «[Стань] матицей», сердцу с печенью: «[Станьте] черными железными собаками», сгустку крови: «[Стань] собачьей едой», четырем копытам: «Четырьмя оронами станьте», - так сказав, бросьте это, заберитесь внутрь [под шкуру] и ложитесь. В это время подерется собака [с другой собакой]. Когда станут драться, вскочите, накормите собак. Те собаки будут самыми лучшими охотничьими собаками, очень берегите их. Ну, прощайте! - сказав так, бычок умер [Там же, с. 193].
По просьбе теленка дети убивают вошь на нем, и теленок умирает. Из частей тела теленка появляются дом и собаки. В дальнейшем эти собаки помогают герою избавитьсяот абаасы, который съел его сестру: "..Арастарын гиэнин баhын унуорун абааhы уола бYmYнHYY ыйыстыбытын mаhаараннар унуох туталлар. Абааhыуолун икки атарын Yвс тымырын быЛыта тыытаннар влврбYmmэринуолга сиЫлии кэпсиитэр'" [Там же, с. 194]. / ...Зажав в зубах, вынесли череп старшей сестры, которую сын абаасы целиком проглотил; захоронили его. Сына абаасы убили, разорвав паховые артерии обеих ног, - мальчику подробно о том рассказали [Там же, с. 195].
В якутской волшебной сказке «Купец, доживший до ста лет» купеческий сын Васька Белия покупает щенка и котенка. Когда герой попадает в яму, они помогают ему выбраться и найти украденное кольцо (СЯС № 122) [13, т. 2, с. 188-189].
Олень как помощник героя присутствует в сказке «Старик Ойуу Бичик и старуха Огуруо Бичик». В этой сказке брата с сестрой похищает чудовище девка-абаасы. Героев пытаются спасти бык и конь, но чудовище все время настигает своих жертв. В третий раз их спасает олень, однако он умирает. Перед смертью завещает свои кости, которые превращаются в дом, амбар, собак и волков (СЯС № 127) [Там же, с. 190].
Таким образом, домашние животные как помощники героя в якутской волшебной сказке выполняют следующие функции: 1) перевозить героя в иной мир или убегать от противника; 2) советовать герою в трудной ситуации; 3) вместо героя вступать в сражение с противником; 4) обрести красоту, богатство и семью; 5) завещать перед смертью свои кости, которые превращаются в жилищные постройки, сторожевых и охотничьих собак (волков).
Из диких зверей функцию чудесного помощника чаще всего выполняет медведь. Например, в сказке «Хлебный царь» («Бурдуктаахыраахтаа^ы») медведь дарит герою волшебный платок, усыпляющий жителей города, дает советы, помогает царевичу выполнить трудные задания царя и оживляет героя (СЯС № 123) [9; 13, т. 2, с. 189]. В другой сказке медведь, помимо этих названных функций, владеет даром оборотничества: «медведь превращается в царевну, царевич выдает ее замуж за царя, а царь отдает ему свою сестру и дарит коня» (СЯС № 124) [11; 13, т. 2, с. 189].
Лев в якутской волшебной сказке выполняет функции защитника и советчика. Например, в сказке «Купец Иван» лев помогает герою избавиться от морских чудовищ (СЯС № 112) [13, т. 2, с. 186-187]. В сказке «Советы орла, змеи и льва» лев в благодарность герою дает совет-благословение (СЯС № 125) [14, с. 189]. Волк помогает герою избавиться от антипода (СЯС № 126) [Там же, с. 190]. Горный баран - добраться до верхнего мира (СЯС № 108) [Там же, с. 184]. Змея дает ценный совет (СЯС № 125) [Там же, с. 189].
Дикие животные как помощники героя в якутской волшебной сказке выполняют следующие функции: 1) перевозить героя в иной мир; 2) советовать герою в трудной ситуации; 3) вступать в сражение с противником героя; 4) помогать герою выполнить трудные задания противника; 5) дарить волшебные предметы; 6) превращаться в кого-либо; 7) оживлять героя. Интересно отметить, что среди зооморфных помощников больше всех спасательные функции выполняют дикие животные. Также следует согласиться с мнением исследователя якутских сказок В. П. Еремеева, который отметил, что «в якутских сказках помощниками часто являются домашние животные: корова и конь; из диких зверей - медведь.» [2, с. 56]. Каждый зооморфный помощник героя в якутской волшебной сказке представляет собой закодированную информацию наших предков, однако это отдельная тема для исследования.
Список литературы
1. Данилова А. Н Образ женщины-богатырки в якутском олонхо. Новосибирск: Наука, 2014. 166 с.
2. Еремеев В. П. Мифологические персонажи в якутских сказках // Мифология народов Якутии: сборник научных трудов. Якутск, 1980. С. 53-59.
3. Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. Новосибирск: Наука, 2014. 160 с.
4. Оросина Н А. Таттинская локальная традиция якутского эпоса олонхо: формы бытования, основные образы и мотивы: дисс. ... к. филол. н. Якутск, 2015. 243 с.
5. Павлова Н В. Конь как чудесный помощник в якутской волшебной сказке и олонхо // Эпосы народов мира: проблемы и перспективы сравнительного изучения: сборник тезисов по материалам Международной научной конференции (Якутск, 18-19 июня 2015 г.). Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. С. 64.
6. Павлова Н В. Конь как чудесный помощник героя в якутской и алтайской волшебных сказках // Урал-Алтай: Через века в будущее: материалы Всероссийской научной конференции (2-5 июля 2014 г.) / БНУ РА «Научно-исследовательский институт алтаистики им. С. С. Суразакова». Горно-Алтайск: Горно-Алтайская типоргафия, 2014. С. 267-270.
7. Павлова Н В. Образ коня как чудесного помощника в якутской волшебной сказке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3 (45). Ч. 1. С. 165-167.
8. Павлова Н В. Помощники героя в якутской волшебной сказке и олонхо «ЮчюгэйЮдюгюйэн, КусаганХоджугур» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 1 (31). Ч. 2. С. 150-153.
9. Рукописный отдел ИГИиПМНС СО РАН (РО ИГИиПМНС СО РАН). Ф. 5. Оп. 3. Ед. 154.
10. РО ИГИиПМНС СО РАН. Ф. 5. Оп. 3. Ед. 206.
11. РО ИГИиПМНС СО РАН. Ф. 5. Оп. 3. Ед. 707.
12. Якутские народные сказки / сост. В. В. Илларионов, Ю. Н. Дьяконова, С. Д. Мухоплева и др. Новосибирск: Наука, 2008. Т. 27. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. 462 c.
13. Якутские сказки: в 2-х т. / изд. подг. Г. У. Эргис; отв. ред. Л. Н. Харитонов. Якутск: Кн. изд-во. 1964. Т. 1. 309 c.; 1967. Т. 2. 284 c.
ZOOMORPHIC HELPERS OF HERO IN THE YAKUT FAIRY TALE
Pavlova Nadezhda Vasil'evna, Ph. D. in Philology Institute of Researches in Humanities and Problems of Smaller Peoples of the North of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences nadya.sanaaya@yandex.ru
The article considers zoomorphic images that serve as helpers of the hero in the Yakut fairy tale. The main task of the scientific
article is to identify the functional features of domestic and wild animals as helpers of the hero in the Yakut fairy tale, where
the wild animals dominate by the number of functions. The examples of the texts are given, and the numbers of the Yakut fairy
tale plots are specified by the index of G. U. Ergis, in which the characters under research are present.
Key words and phrases: the Yakut fairy tale; character; hero; zoomorphic helpers of the hero; plot; image; function.
УДК 821.161.1
В статье рассматривается духовный стих «Покаяние варвара», представленный в составе старообрядческого рукописного сборника начала XX в. из фондов Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея. Данный стих, относимый к числу редких, восходит к переводному житию Варвара, раскаявшегося разбойника (мироточца), читаемого в составе Великих Миней Четий. Текст стиха анализируется на уровне композиционного, сюжетного и идейно-тематического анализа. В духовном стихе, отличающемся особой емкостью, последовательно повторяется основная сюжетная линия, заимствованная автором стиха из минейного текста.
Ключевые слова и фразы: рукописная традиция Каргополья; крестьяне-старообрядцы; репертуар духовных стихов; житийная повесть; сюжет; композиция.
Прокуратова Екатерина Владимировна, к. филол. н., доцент
Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина eprokuratova@yandex. ги
ДУХОВНЫЙ СТИХ «ПОКАЯНИЕ ВАРВАРА» В КАРГОПОЛЬСКОЙ РУКОПИСНОЙ ТРАДИЦИИ
Духовные стихи - музыкально-поэтические тексты, объединенные христианской тематикой, которые, получив широкое распространение в древнерусской рукописной традиции, продолжили свое дальнейшее развитие среди старообрядческого населения Русского Севера [4; 7; 9; 12]. Широкую популярность они