АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 5(221)
DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_192 УДК 349
О ПРИМЕНЕНИИ ЖАРГОННЫХ ВЫРАЖЕНИЙ В СРЕДЕ ОСУЖДЕННЫХ ON THE USE OF SLANG EXPRESSIONS AMONG CONVICTS ТИЩЕНКО Юрий Юрьевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН Росси. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: yutish@list.ru;
TISHCHENKO Yuriy Yu.,
Candidate of Law, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: yutish@list.ru
Краткая аннотация. В статье автор анализирует специфических язык общения осужденных - жаргон. По мнению автора, жаргон может способствовать действию, направленному на вытеснение нормальных выражений из лексикона осужденного. Также отмечается, что в некоторой степени смысловое содержание жаргона может стимулировать действие механизма психологической защиты осужденного. В заключении автор приходит к выводу, что применение жаргонных выражений осужденными способствует перенесению ими негативных эмоций на жертву преступления, сотрудников правоохранительных органов и оправданию осужденного в его собственных глазах, поскольку самооправдательная преступную деятельность тенденция в целом характерна для групп осужденных, употребляющих жаргон.
Abstract. In the article, the author analyzes the specific language of communication of convicts - jargon. According to the author, jargon can contribute to the action aimed at displacing normal expressions from the vocabulary of the convict. It is also noted that to some extent the semantic content of jargon can stimulate the action of the mechanism of psychological protection of the convict. In conclusion, the author comes to the conclusion that the use of slang expressions by convicts contributes to the transfer of negative emotions by them to the victim of the crime, law enforcement officers and the acquittal of the convict in his own eyes, since the self-justifying criminal activity trend is generally characteristic of groups of convicts using jargon.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, осужденные, криминальная субкультура, жаргон, элементы субкультуры, профилактика, среда осужденных.
Keywords: penal enforcement system, correctional institutions, convicts, criminal subculture, jargon, elements of subculture, prevention, environment of convicts.
Для цитирования: Тищенко Ю.Ю. О применении жаргонных выражений в среде осужденных //Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 192-193. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_192.
For citation: Tishchenko Yu.Yu. On the use of slang expressions among convicts // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 192-193. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_192.
Статья поступила в редакцию: 11.04.2023
Негативное отношение осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, прежде всего, к администрации и персоналу исправительного учреждения, выступает чаще всего не самоцелью, а лишь средством самоутверждения, сохранения самоуважения путем дискредитации себя и не принятой, но объективно положительной, истинной и справедливой точки зрения. Для комфортного самочувствия в среде осужденных, некоторым из них необходимо придать положительную или нейтральную, не совсем отрицательную окраску своим поступкам, взглядам, идеям. На наш взгляд, существующие мнения и настроения в микросреде осужденных, предоставляют такие возможности.
Тюремный жаргон появился не случайно. Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы шифровали свои сообщения с тем, чтобы сотрудники правоохранительных органов и непосвященные лица не могли понять, о чем идет речь [4, с. 54].
Проведенные ранее исследования достаточно убедительно показывают, что жаргон выступает отражением тех взглядов и идей, мнений и отношений, которые существуют в микросреде осужденных. При этом чисто конспиративные функции жаргона в настоящее время практически не используются и отходят на второй план. Исследователи отмечают, что в лексике современного человека, журнального издательства, литературного произведения, не связанного с криминальным миром, в обиходе есть слова и выражения из тюремного или воровского жаргона, но они уже не воспринимающиеся как таковые [6, с. 137].
В среде осужденных жаргон выступает как средство идентификации себя с определенной группой осужденных, как правило, он применяется в целях самосохранения и обретения определенного статуса среди осужденных. Так, М.М. Шакирьянов справедливо отмечает, что в пенитенциарных учреждениях сохраняются и различные ответвления в жаргоне, поскольку жаргон, как правило, разрабатывается каждой профессиональной категорией преступников. Они употребляют своеобразные, присущие их «профессии» слова и выражения [7, с. 78]. Также жаргон используется в некотором смысле в качестве самоутверждения, особенно среди осужденных молодого возраста. Необходимо отметить, что жаргон очень быстро распространяется в среде несовершеннолетних. Как отмечает Н.П. Мелешко, причиной распространения жаргона в молодежной среде является выразительность, образность, таинственность, а также свойственная жаргону ироничность, сарказм [2, с. 19].
Проведение анализа уместного употребления жаргонных выражений представляется актуальным еще и потому, что у ряда сотрудников исправительных учреждений присутствует недооценка того отрицательного влияния, которое оказывает на осужденных жаргон либо склонность применения подобных выражений в качестве оскорблений и грубости.
Следует отметить, что жаргон представляет собой выражения на языке узкой социальной или профессиональной группы, отличающиеся набором определенных слов, применяемых и понятных только этой группе. Таким образом, анализируя специфических язык общения осужденных, можно предметно представить себе особенности их действительного сознания.
Обратим внимание, что осужденные в своей речи используют не только жаргонные выражения. Однако сам факт того, что для выражения определенных понятий им необходим именно жаргон, подчеркивает важность этих слов для осужденного.
Уголовно-правовые науки
По мнению практических сотрудников исправительных учреждений, типичный осужденный, употребляющий в своей речи жаргонные выражения, в целом знает несколько десятков слов, однако активно использует около десяти слов в своем разговоре. Наиболее склонные к использованию жаргона и знающие его осужденные владеют, как минимум, двумя сотнями таких выражений.
Специфический жаргон имеют различные группы осужденных. По мнению Я.Э. Красковского наличие жаргона (арго) не является чем -то исключительным, так как профессиональный язык существует у большинства представителей профессий (летчиков, врачей, сотрудников правоохранительных органов) и групп населения (школьников, рокеров) [1, с. 74]. Данный язык общения достаточно неоднороден и по своему содержанию представляет собой достаточно динамичное и изменчивое явление, поскольку одни слова выходят из оборота или употребления, появляются новые выражения, которые чаще всего переходят в жаргон осужденных, а потом становятся частью молодежного жаргона. Но поскольку речь идет о микросреде осужденных, а на уровне микросреды даже конкретного исправительного учреждения употребляется достаточный массив жаргонных слов и выражений, анализ применения такого языка может прояснить, что в сознании микросреды осужденных может усиливать действие механизмов психологической защиты, препятствовать процессу воспитания осужденных.
Проведенный нами анализ достаточно часто употребляемых осужденными жаргонных слов и выражений, позволил сформировать их классификацию и определить различные критерии по числу их значений и количеству случаев применения.
Так, наиболее часто осужденными употребляются жаргонные выражения обозначающие: нейтральные слова, применяемые для показа какого-либо действия (идти, бежать, стоять, слушать); нейтральные слова, применяемые для описания какой-либо из частей тела человека (голова, глаза, уши, руки, ноги); противоправные деяния, как правило, совершаемые против личности или против собственности; общее название преступников (например, воров, преступных профессий, квалификаций); производство действий, связанных с заключением под стражу, проведением следственных действий, судебных процессов; действия, связанные с преступной деятельностью (например, наметить объект преступления, караулить, сбывать похищенное имущество); деньги, ценности, имущество, вещи, оружие; приспособления и инструменты преступной деятельности; работников правоохранительных органов; лиц, потерпевших от преступления и свидетелей преступления; действия, связанные с принятием пищи, употребления алкоголя, наркотических средств.
Представляется, что сформировавшаяся система понятий и выражений направлена на подкрепление в сознании осужденного криминальных начал и на возникновение у него мыслей о совершении противоправных поступков. В соответствии с приведенными данными, анализом установлено, что практически в 20% выражений обозначаются вещи, ценности или действия, направленные на их хищение, повреждение, незаконное присвоение или приобретение незаконным путем. Таким образом, жаргон утверждает именно те понятия в сознании осужденного, которые в значительной степени препятствуют осуществлению воспитательного процесса осужденных.
По нашему мнению, жаргон может способствовать действию, направленному на вытеснение нормальных выражений из лексикона осужденного. Так, например, среди слов обозначающих совершение преступных действий, подавляющее их большинство способствует сокрытию их истинного понимания, нейтрализации выражений, а также приданию юмористической окраски сущности преступных деяний. В жаргоне не применяются слова, созвучные с такими преступными действиями, как убийство, кража, изнасилование и т.д., однако слово «вор» употребляется не в смысле обозначения лица, совершившего хищение, а для обозначения достаточно авторитетной роли лица, находящегося в микросреде осужденных. Получается, что подмена смысла действия через обозначение его другим словом может способствовать вытеснению из сознания осужденного если не самого факта преступного действия, то по крайней мере психотравмирующих эмоций и переживаний, связанных с этим действием.
Следует обратить также внимание на то, что в некоторой степени смысловое содержание жаргона может стимулировать действие механизма психологической защиты осужденного. Представляется, что осужденные вовсе не случайно применяют жаргон для обозначения жертв или потерпевших от преступной деятельности. Подобные выражения применяются в пренебрежительной или даже оскорбительной форме, содержат в себе унижающий человеческое достоинство оттенок. Данная тенденция также просматривается в части жаргонных выражений, применяемых осужденными в отношении обозначения сотрудников органов полиции, уголовно-исполнительной системы, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Вышеуказанные тенденции и приведенные обстоятельства указывают на то, что применение жаргонных выражений осужденными способствует перенесению ими негативных эмоций на жертву преступления, сотрудников правоохранительных органов и оправданию осужденного в его собственных глазах, поскольку самооправдательная преступную деятельность тенденция в целом характерна для групп осужденных, употребляющих жаргон.
Библиогра фия:
1. Красковский Я.Э. Уголовный жаргон. Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». 2014. Т. 1. Пенза: ПГУ. С. 74-76.
2.Мелешко Н.П. Предпреступное поведение несовершеннолетних как криминологическая проблема: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов-н/Д: РЮИ МВД РФ,1998. 29с.
3. Тулегенов В.В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003. - 31 с.
4. Фролова Л.И. Социально-психологические механизмы экспансии криминальной субкультуры. Преступность и культура: Сборник статей. М.: Криминологическая ассоциация, 1999. С. 54-57.
5. Хисамутдинов Ф.Р. Особенности предупреждения профессиональной и рецидивной преступности (история и современность). Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 4. С. 50-55.
6. Шалагин А.Е. Криминальная среда и ее общественная опасность. Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2016. Т. 2. С. 136-141.
7. Шакирьянов М.М. Уголовный жаргон как средство общения осужденных в исправительных учреждениях. Государство и право. 201 2. С. 78-79.
References:
1. Kraskovsky Ya.E. Criminal jargon. Proceedings of the International Symposium "Reliability and Quality". 2014. Vol. 1. Penza: PSU. pp. 74-76.
2. Meleshko N.P. Pre-criminal behavior of minors as a criminological problem: Abstract. dis.. cand. jurid. sciences'. Rostov n/A: RUI of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 1998. - 29 p.
3. Tulegenov V.V. Criminal subculture and its criminological significance: abstract. dis. ... cand. jurid. sciences'. Rostov-on-Don, 2003. - 31 p.
4. Frolcva L.I. Socio-psychological mechanisms of expansion of criminal subculture. Crime and culture: Collection of articles. Moscow: Criminological Association, 1999. p.54-57
5. Hisamutdinov F.R. Features of the prevention of professional and recidivism (history and modernity). Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 4. pp. 50-55.
6. Shalagin A.E. Criminal environment and its social danger. Scientific notes of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. Vol. 2. pp. 136-141.
7. Shakiryanov M.M. Criminal jargon as a means of communication of convicts in correctional institutions. State and law. 2012. pp. 78-79.