Научная статья на тему 'О ПРИМЕНЕНИИ ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В КАЧЕСТВЕ МОЮЩИХ И ОБЕЗЗАРАЖИВАЮЩИХ СРЕДСТВ'

О ПРИМЕНЕНИИ ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В КАЧЕСТВЕ МОЮЩИХ И ОБЕЗЗАРАЖИВАЮЩИХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
45
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРИМЕНЕНИИ ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В КАЧЕСТВЕ МОЮЩИХ И ОБЕЗЗАРАЖИВАЮЩИХ СРЕДСТВ»

О ПРИМЕНЕНИИ ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В КАЧЕСТВЕ МОЮЩИХ И ОБЕЗЗАРАЖИВАЮЩИХ СРЕДСТВ

Проф. Б. Л. Шура-Бура, кандидат технических наук М. С. Левит,

кандидат медицинских наук К. Г. Иванов

Из Военно-медицинской ордена Ленина академии имени С. М. Кирова и Всесоюзного

научно-исследовательского института жиров

Поверхностно-активные вещества в настоящее время применяют в различных областях науки и техники в качестве смачивателей, растекателей, эмульгаторов, пенообразователей и т. д. Особенно широко они применяются в качестве моющих средств в текстильной промышленности и в быту.

Применение синтетических моющих средств приобретает особое значение в связи с увеличением производства изделий из синтетических волокон, срок носки которых сокращается при стирке мылом. Способность поверхностно-активных веществ снижать поверхностное натяжение раствора объясняется наличием в их молекуле гидрофобной группы и способной сольватироваться гидрофильной группы. Гидрофобная группа является обычно остатком углеводорода с длинной цепью из 10—>18 углеродных атомов. Гидрофильным остатком служат группы СООНБО^ БОзН, многократно повторяющиеся группы, содержащие азот — 1ЧН2, ЫНСО и др.

Как известно, научная классификация поверхностно-активных веществ построена на характере их диссоциации на ионы и поверхностной активности последних в водных растворах. Различают анионактивные, катионактивные, амфотерные (амфолитные) и неионогенные поверхностно-активные вещества

В последнее время поверхностно-активные вещества стали привлекать все больше внимания вследствие обнаружения у некоторых из них бактерицидных свойств. Большинство анионактнвных веществ обладает слабо выраженной бактерицидной активностью.

Из катионактивных веществ наиболее выраженными бактерицидными свойствами обладают соединения четвертичного аммония.

Катионактивные вещества нельзя смешивать с анионактивными соединениями, так как при этом бактерицидность обоих веществ утрачивается. Катионактивные вещества не чувствительны к жесткой воде, так как не реагируют с солями кальция и магния. Ряду катионактивных веществ приписывалась роль убивать споры бактерий. В последнее время в литературе появились сообщения о том, что квертоны обладают лишь бактериостатическими свойствами.

Из группы амфолитных поверхностно-активных веществ в качестве бактерицидоз за рубежом известны препараты типа «тего», являющиеся смесью гидрохлоридов и лактатов производных глицина.

Неионогенные вещества, по-видимому, не обладают бактерицидными свойствами Кулламаа (1956) в нашей лаборатории показал, что водные растворы хлорсодержа-щих дезинфектантов, приготовленные с добавкой ОП-Ю, даже несколько снижают бактерицидную активность.

Обнаруживание препаратов с моющим и бактерицидным действием и возможность создания моюще-дезинфекционных композиций важны с точки зрения их возможного применения в противоэпидемической практике. На их основе и с их помощью можно обеззараживать белье в процессе стирки, не требующей кипячения (бучения) белья; эти средства достаточно активны и при 40—50°. Такая стирка не требует мощных парообразователей.

В связи с этим мы провели испытание ряда производных аммония, синтезированных ГИПХ. Наибольший интерес представили для нас два препарата: хлорид четвертичного аммониевого основания (препарат № 34)

[(CH3)3NR]+C1

R — C1G С18,

полученный взаимодействием третичных аминов с хлористыми алкилами, синтезированными гидрохлорированием предельных спиртов (образцы препарата были получены вначале в растворе изопропилового спирта, а затем в водном растворе), и хлорид диметилалкиламиноуксусной кислоты (препарат № 180)

(CH3)2N(

хСНоСООН

+

С1

R — Cj2 с18,

полученный синтезом третичного амина с хлорированными насыщенными и ненасыщенными спиртами (См—Ci6) кашалотового жира.

Бактерицидную активность всех синтезированных ГИПХ препаратов первоначально исследовали в лабораторных условиях при комнатной температуре, затем при 40—50°. Препараты, у которых была обнаружена бактерицидная активность, подвергали дальнейшему испытанию производственной стиркой белья.

В качестве тест-микробов использовали Е. coli, St. aureus и споры Вас. anthra-coides. Штаммы кишечной палочки и стафилококка были взяты с повышенной термоустойчивостью (кишечная палочка — 45 минут и стафилококк — 35 минут) ввиду того, что опыты производственной стирки белья проводились при температуре 40—50°, очевидно не безразличной для тест-микробов. Лабораторные исследования проводили по общепринятой методике тест-объектов. Все опыты ставили с 20% белковой защитой.

Известно, что многие поверхностно-активные вещества, особенно из группы кверто-нов, обладают выраженными бактериостатическимн свойствами. Поэтому при исследовании препаратов были применены приемы, позволявшие отличить бактерицидное действие от бактериостатического: двукратное отмывание тестов в больших количествах воды (100 мл) для тех препаратов, которые хорошо растворяются в воде, и в 30% растворе этилового спирта — для препаратов, которые лучше растворяются в спирте. Тесты после отмывания засевали в опытах и контролях в большое количество мясо-пептонного бульона (250—500 мл); при отсутствии прорастания тест-объектов в течение 7 суток дополнительно подсевали одну каплю бульонной культуры соответствующих микробов в эти же колбы. Если через сутки в этих колбах появлялся рост, это показывало, что бульон не содержит бактериостатических веществ и что первоначальное отсутствие роста является результатом бактерицидного действия препаратов; готовили разведения препаратов от 1 : 10 до 1 : 100 000 000 в бульоне и в каждое разведение засевали бульонную культуру для определения границ задерживающего действия. Эти данные сопоставляли с результатами опытов с тест-объектами по определению бактерицидной концентрации.

Результаты исследования препаратов № 180 и 34 показали, что оба они в 1—2% концентрации не обладают спороцидным действием. Препарат № 180 в 2% концентрации убивал кишечную палочку и золотистый стафилококк за 10 минут, а в 1% концентрации золотистый стафилококк — за 60 минут, кишечную палочку — за 20 минут; 2% раствор препарата № 34 вызывал отмирание кишечной палочки и золотистого стафилококка в течение 5 минут, а в 0,1% растворе — в течение 30 минут. Наряду с этим установлена значительная бактериостатичность (1 : 10 000— 1 : 100 000) препаратов.

На основе этих препаратов М. С. Левит составил две моющие композиции. Мы поставили полупроизводственные опыты по испытанию моющих и бактерицидных свойств этих композиций.

В состав моющей композиции № 1 входили (в процентах): препарат № 180 — 37,5, ОП-7 — 22,6, Na3P04—15,0, Na4P207 — 15,0, Na2Si03 —7,5, карбоксиметилцеллю-лоза— 1,2, алкилоламид— 1,2.

Моющую композицию № 2 составляли (в процентах): препарат № 34—13,5, ОП-7—18,0, Na2C03—18,0, Na2P04—18,0, Na4P207—18,0, моноалкилоламид—2,7, карбок-си метил целлюлоз а—2,7, метасиликат натрия—9,3, Na2Si03—2,1.

Для стирки белья в полевых условиях весьма важным является сокращение сроков, облегчение технологического процесса с высокими показателями обеззараживания и качества стирки белья. По предварительным исследованиям, препараты ,№ 34 и 180 удовлетворяли этим условиям. Поэтому в производственных опытах стирку нательного белья проводили при 40—50° в течение 45 минут без предварительного замачивания и бучения.

Методика проверки эффективности этих препаратов заключалась в следующем. Стерильные хлопчатобумажные обезжиренные тесты размером 5X5 см импрегниро-вали 2 мл взвеси кишечной палочки или золотистого стафилококка с 20% белковой защитой. Тесты подвергали просушиванию и подшивали к нательному белью. Белье с подшитыми тестами вместе с 10 кг нательного белья третьей степени загрязненности помещали в стиральный барабан, который заполняли моющей композицией, содержащей 1% препарата № 180 или 0,1% препарата № 34 и неионогенные вещества в расчете на весь объем стирального раствора. Стирку проводили без предварительного замачивания в течение 45 минут при 40—50°, после чего из барабана удаляли стиральный раствор и извлекали белье с тестами. Из хлопчатобумажных кусков, подшитых к белью, вырезали тесты размером 1X1 см> промывали в воде и засевали в большое количество бульона (0,3—0,5 л). Через 1 и 7 суток инкубирования в термостате из проросших колб делали посевы на мясо-пептонный агар и среду Эндо. В дальнейшем проводили идентификацию культур на кишечную палочку и золотистый стафилококк. Результаты исследований показали, что во всех случаях белье в процессе стирки было обеззаражено в отношении золотистого стафилококка и кишечной палочки. Оценка качества стирки была во всех случаях удовлетворительной.

Выводы

1. Препараты № 34 и 180 обладают выраженной бактерицидной активностью и сильным бактериостатическим действием, но не убивают спор.

2. Оба препарата в составе моющих композиций обеспечивают полное обеззараживание белья в отношении вегетативных форм за 45 минут (препарат № 34 — в 0,1%, препарат № 180 —в 1% концентрации).

3. В опытах производственных стирок при 40—50° с применением комплексных рецептур получены удовлетворительные результаты.

4. Произведенные опыты показывают перспективность одновременной очистки и обеззараживания белья специальными моющими компонентами, включающими совместимые поверхностно-активные вещества различных классов и соответствующие активные добавки.

ЛИТЕРАТУРА

Шварц А., Пери Д., Берч Д. Поверхностноактивные вещества и моющие средства. М., 1960. — Штюпель Г. Синтетические моющие и очищающие средства М., 1960.—Du pre I., Wo If тот R., Tordycl D., Ibid., p. 55. — G e 11 e r t R-, Dtsch. tierarztl. Wschr., 1959, Bd. 66, S. 323. — H а г m s e n H., Dtsch. med. Wschr., 1959, Bd. 84, S. 1590. —Hurst A., S t u 11 а г d L. W., Woodroffe R. C. S., J. Hyg. (Lond.), 1960, v. 58, p. 159. —P rice D., Soap, 1960, v. 36, N. 7, p. 47. '

Поступила 1/VIII 1961 r.

it it it

К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ НЕКОТОРЫХ ТИПОВЫХ ПРОЕКТОВ СЕЛЬСКИХ БОЛЬНИЦ

Младший научный сотрудник Л. С. Подосинникова

Из Саратовского научно-исследовательского института сельской гигиены

/ 1

Рациональная планировка больниц во многом способствует организации лечебного процесса, охранительного и санитарно-эпидемиологического режима. В нашей стране больничное строительство ведется в основном по типовым проектам, но последние не всегда отвечают предъявляемым требованиям. Несмотря на то что вопросам планировки и благоустройства больниц уделяется большое внимание, до настоящего времени еще не выработаны единые рациональные и научно обоснованные требования к типовым проектам.

Целью работы является гигиеническая оценка планировки типовых сельских больниц Саратовской, Воронежской и Волгоградской областей. Работа включает анализ типовых проектов и результаты гигиенического обследования больниц, построенных по этим проектам.

Для анализа было взято три типовых проекта: № 1026 — районной больницы на 100 коек, № 1025 — районной больницы на 75 коек и № 1048 — участковой больницы на 35 коек. Во всех этих проектах решается вопрос планировки больниц по смешанной системе.

Участковая больница на 35 коек имеет три лечебных корпуса: главный, инфекционный и поликлинический. Планировочная схема главного корпуса в целом проста, но расположение операционного блока напротив группы санитарных помещений неудачно. В здании поликлиники при удобном расположении кабинетов размер ожидальни несколько занижен (28 м2 для 6 кабинетов вместо 35 м2, как это было в нормах 1946 г.), а отдельный вход в педиатрический кабинет едва ли может быть использован, так как фактически нет помещения для ожидания.

Районная больница на 75 коек также имеет три лечебных корпуса. В наборе вспомогательных помещений отделений отсутствует санитарная комната. В родильном отделении нет родового бокса, а родовая палата расположена между буфетной и санитарным пропускником, с предродовой сообщается через коридор. Поликлиника не имеет специального помещения для ожидания, а коридор шириной 2,5 м не приспособлен для этой цели.

Районная больница на 100 коек имеет четыре лечебных корпуса: главный, родильный, инфекционный и поликлинический. Положительным элементом планировки хирургического отделения является выделение операционного блока с самостоятельным коридором, но сама операционная имеет слишком много окон (6) и ориентирована на одну сторону с палатами. Так же, как и в предыдущем проекте, родильное отделение не имеет родового бокса, родовая палата расположена напротив буфетной и сообщается с предродовой через коридор.

Поликлиника фактически не имеет помещения для гардероба и регистратуры, так как помещение 4—6 м2 едва ли может отвечать этому назначению при 225 посе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.