Научная статья на тему 'О применении межотраслевого подхода к оценке роли транспортной отрасли в экономическом, социальном и политическом'

О применении межотраслевого подхода к оценке роли транспортной отрасли в экономическом, социальном и политическом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ / TRANSPORT INDUSTRY / РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА / STATE DEVELOPMENT / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / TRANSPORT SYSTEM / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / CARGO TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абраамян А.С.

В статье анализируется связь между развитием транспортной отрасли и государства с учетом экономических, социальных и геополитических факторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Application of Inter-Branch Approach to Assessing the Role of the Transport Industry in the Economic, Social and Political Development of the State

Тhe article examines the connection between the development of the transport industry and the state, taking into consideration economic, social and geopolitical factors.

Текст научной работы на тему «О применении межотраслевого подхода к оценке роли транспортной отрасли в экономическом, социальном и политическом»

_Аннотация

В статье анализируется связь между развитием транспортной отрасли и государства с учетом экономических, социальных и геополитических факторов.

Ключевые слова: транспортная отрасль, развитие государства, транспортная система, глобализация, логистика, грузоперевозки

Абраамян А.С.

аспирант кафедры экономики и финансов Российско-армянского (Славянского) университета, г. Ереван ¡dnaukom@gmail.com

транспорт в контексте мирового экономического пространства1

о применении межотраслевого подхода к оценке роли транспортной отрасли

в экономическом, социальном и политическом

развитии государства

Глобализация мировой экономики привела к фундаментальным сдвигам в системе международного разделения труда и принципах территориального размещения факторов производства. В сочетании со значительным ростом населения это привело к существенному увеличению объемов перевозок всеми видами транспорта. Бурный рост мировой экономики в XX в., интеграционные процессы, политика сотрудничества и взаимодействия государств, а также целый ряд других факторов способствовали прогрессу транспортной отрасли.

В условиях глобализации транспортная отрасль и транспортная инфраструк-

1 Материал из раздела «Аналитические обзоры» - прим. ред.

тура являются значимыми составляющими современного мирового пространства. В значительной степени они способствуют реализации интересов суверенных государств, являются ключевыми точками для отстаивания национальной позиции во внешнеполитических конфликтах и влияют на роль государства в мировой хозяйственной системе.

Транспорт рассматривается одновременно как важный фактор и экономики и геополитики, используется в качестве инструмента структурирования мирового экономического пространства. Реальное установление и поддержание государственной власти на конкретной территории невозможно без адекватной работы транспортного комплекса в его широком понимании (12).

Транспортный комплекс

Устойчивое и стабильное развитие транспорта является неотъемлемым условием стабилизации, структурной модернизации, национальной безопасности, улучшения уровня жизни населения (3). Транспорт генерирует межотраслевые услуги, и спрос на них является производным от деятельности в других сферах: промышленности, торговле, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании, строительстве и т.д. С позиции межотраслевого подхода транспортная система представляет собой комплекс, включающий:

- транспортные предприятия;

- организации по поддержанию подвижного состава в нормальном эксплуатационном состоянии;

- перегрузочную технику;

- перевозчиков;

- экспедиторов и других посредников, включая инфраструктурные и сервисные предприятия (6). Транспортная система - технологически взаимосвязанная система транспортных средств и путей сообщения, независимо от формы собственности. Транспортная деятельность связана с использованием предусмотренных для осуществления перевозок технических средств, путей сообщения, а также с предоставлением услуг по перевозкам (13).

Структура транспортной отрасли сложна и многогранна. Она отражает специфику внешних и внутренних, субъективных и объективных, экономических и политических, а также иных факторов развития отдельного государства и занимаемой им территории,

Транспорт и государство

В том или ином виде транспорт функционирует во всех государствах

мира. Транспортный комплекс страны состоит, как правило, из нескольких относительно автономных видов транспорта, каждый из которых рассчитан на определенную территорию. Чем больше территория государства, тем сложнее его транспортная система и сложнее проблемы управления ею.

Географическое положение также накладывает свой отпечаток на структуру транспортной отрасли. Положение страны определяет и ее роль в международных грузо- и пас-сажироперевозках. Тем не менее, в любой системе транспортный комплекс представляет собой объединение различных видов транспорта и инфраструктурных предприятий с целью обеспечения потребностей экономики в доставке грузов и пассажиров.

Необходимо отметить, что воздействие транспортной отрасли на развитие государства состоит из двух основных элементов: социальной и экономической доминант (8).

Социальная характеристика транспортной отрасли заключается в возможности населения и отдельных групп граждан свободно перемещаться по территории своего государс-

в условиях глобализации транспортная отрасль и транспортная инфраструктура являются значимыми составляющими современного мирового пространства

тва, а также выезжать за его пределы. Обеспечение свободного перемещения граждан закреплено в законодательстве большинства суверенных государств мира.

Транспортная доступность - важный фактор социального развития, влияющий на системы здравоохранения, образования, культуры, на рынок труда. Обеспечение транспортной доступности территорий является гарантом ее развития, притока рабочей силы и развития инфраструктуры.

Система рынка транспортных услуг

Экономическая составляющая системы транспортной отрасли представляет собой единство рынка транспортных услуг и собственно продукта

- услуг. В качестве основных элементов рынка транспортных услуг большинство ученых выделяют:

- продавцов услуг;

- клиентов;

- государство (механизм регуляции отрасли);

- механизм самоорганизации. Элементы системы рынка транспортных услуг взаимосвязаны и взаимозависимы, сложившаяся система связей

транспортная доступность -важный фактор социального развития, влияющий на системы

здравоохранения, образования, культуры, на рынок труда

находится в динамичном движении. Разрушение связей хотя бы между двумя элементами приводит к сбоям во всей системе рыночных отношений. Система рынка транспортных услуг представлена четырьмя основными группами связей:

- материальными (поставки материальных ресурсов и техники);

- финансовыми (операции с денежными ресурсами);

- коммерческими (продажа услуг);

- информационными (передача документов, сведений, обмен данными) (5). В эту же экономическую составляющую транспортной отрасли, как правило, относят и логистику. Логистика

- это стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готового инвентаря. Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками: информации, а также финансовыми потоками, транспортными потоками и т.д. (2).

Еще одним важным понятием становится понятие единой транспортной системы. Здесь необходимо отметить, что в нем находит свое отражение научно обоснованное отличие транспортных отраслей различных государств. Наличие именно единой транспортной системы является важным показателем социально-экономической и политической развитости государства как участника международного рынка (10).

Единая транспортная система

Единство транспортной системы предполагает совокупность как экономических, так и технолого-технических, административно-правовых и управленческих элементов. Сложность понятия единства транспортной систе-

мы характеризуется многоцелевым и многоуровневым его назначением для экономики.

Единая транспортная система с этих позиций характеризуется наличием двух основных системных свойств, выделенных еще профессором И.В. Кочетовым в 1950-х гг. (11). Это, во-первых, целостность, рассматриваемая как новое качество системы, которое не может сводиться к сумме исходных элементов ни по результатам деятельности, ни по масштабам функционирования. Каждый из видов транспорта имеет свою составляющую на основе специфических и трудно сопоставимых показателей деятельности. Во-вторых, иерархичность как элемент системы и как сопутствующий признак целостности, представляет собой отношение соподчинения низших элементов высшим в рамках одной упорядоченной структуры (4). Транспортная отрасль экономики предполагает определенным образом организованное уровневое строение элементов единой транспортной системы, меняющееся в зависимости от изменения воздействия управления, состояний и влияния внешней и внутренней сред.

Формирование единой транспортной системы не исключает наличия определенной иерархии самостоятельных видов транспорта по отношению друг к другу. Но при этом повышает значимость комплексной и всесторонней оценки всей системы и составляющих ее элементов (9).

Следовательно, совершенствование комплекса транспортных средств и путей сообщения, применение новых способов организации труда, использование современных информационных технологий непрерывно воздействуют на организационно-

.. .стабильное развитие транспорта является неотъемлемым условием стабилизации, структурной модернизации, национальной безопасности, улучшения уровня жизни населения

экономические процессы и управление транспортом как системой. Эти факторы способствуют более полному и эффективному использованию транспорта и ресурсов, формируя интегрированную транспортную систему страны как часть транспортной системы мира (7).

Литература

1. Алесинская Т. В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. - Таганрог: ТРТУ, 2005.

2. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок. - М.: Олимп-Бизнес, 2008.

3. Будрин А.Г., Будрина Е.В., Григорян М.Г. Экономика автомобильного транспорта. - М.: Академия, 2006.

4. Вельможин А.В., Гудков В.А. Теория транспортных процессов и систем: учебник. - М.: Транспорт, 1998.

5. Каючкин Н.П. Географические основы транспортного освоения территории. - Новосибирск: Наука, 2003.

6. Плужников К.И. Глобализация производства и распределения транспортных услуг. - М.: Транслит, 2008.

чем больше территория государства, тем сложнее его транспортная система и сложнее проблемы управления ею

7. Степанян Т.М. Организационные основы международного бизнеса. -М.: РГОТУПС, 2006.

8. Транспортно-логистические комплексы как фактор интеграции региона в мировую экономику. // Сборник научных трудов «Современные экономические системы: методология исследования и практика функционирования». - Екатеринбург, 2003.

9. Транспортная система как составляющая процесса торговли. // Экспо новости. - 2006. - № 8.

10. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. Учебник. - М.: Инфра-М, 2004.

11. Федоров Л. С. Научный вклад в решение проблемы формирования единой транспортной системы страны. 100 лет со дня рождения профессора И.В. Кочетова. // Транспорт, наука, техника, управление. - 2005. - № 4.

12. Якунин, В.И. Политология транспорта. Политическое измерение транспортного развития. - М.: Экономика, 2006.

13. Закон Республики Армения от 03.02.1998. № ЗР-201 «О транспорте».

Abraamyan A.S.

Postgraduate Student, Chair of Economics and Finance, Russian and Armenian (Slavonic) University, Yerevan

On the Application of Inter-Branch Approach to Assessing the Role of the Transport Industry in the Economic, Social and Political Development of the State

_Abstract

The article examines the connection between the development of the transport industry and the state, taking into consideration economic, social and geopolitical factors.

Keywords: transport industry, state development, transport system, globalization, logistics, cargo transportation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.