Научная статья на тему 'О применении метода проектов в процессе обучения в условиях современной социокультурной среды'

О применении метода проектов в процессе обучения в условиях современной социокультурной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНОЯЗЫЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ / INTERNATIONAL PROJECTS / PROJECT METHOD / SOCIOCULTURAL AND INTERCULTURAL COMPETENCES / FOREIGN LANGUAGE SKILLS OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максаев Артур Анатольевич, Арустамов Эдуард Александрович

Целью данной статьи является рассмотрение истории вопроса возникновения и распространения метода проектов, рассмотрение существующих типологий проектов, определение сущности, дидактических свойств, дидактических функций и методических функций международных образовательных языковых проектов, направленных на развитие социокультурных и речевых умений. Анализ работ, посвященных описанию метода проектов и типологии проектов, позволил автору выделить международные образовательные языковые проекты в качестве отдельного вида проектов с характерными дидактическими свойствами, дидактическими функциями и методическими функциями. Международные образовательные языковые проекты это поэтапная совместная учебно-познавательная, поисково-исследовательская и творческая деятельность учащихся из разных стран, реализуемая на изучаемом иностранном языке очно и дистанционно посредством современных Интернет-технологий, имеющая единую проблему, цель, задачи, методы, способы деятельности, направленную на достижение учащимися совместного результата деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максаев Артур Анатольевич, Арустамов Эдуард Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the application of the project method in the learning process in the conditions of modern socio-cultural environment

The purpose of this article is to review the history of the emergence and distribution of the project method, review existing typologies of projects, determine the essence, didactic properties, didactic functions and methodological functions of international educational language projects aimed at developing sociocultural and speech skills. The analysis of works devoted to the description of the method of projects and the typology of projects allowed the author to distinguish international educational language projects as a separate type of projects with characteristic didactic properties, didactic functions and methodological functions. International educational language projects are phased collaborative educational, cognitive, research and creative activities of students from different countries, implemented in the foreign language studied in person and remotely by means of modern Internet technologies, having a single problem, purpose, tasks, methods, ways of working, aimed at achieving a joint result of students.

Текст научной работы на тему «О применении метода проектов в процессе обучения в условиях современной социокультурной среды»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/74PDMN119.pdf

Статья поступила в редакцию25.12.2018; опубликована 21.02.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Максаев А.А., Арустамов Э.А. О применении метода проектов в процессе обучения в условиях современной социокультурной среды // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/74PDMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Maksaev A.A., Arustamov E.A. (2019). On the application of the project method in the learning process in the conditions of modern socio-cultural environment. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/74PDMN119.pdf (in Russian)

УДК 37

Максаев Артур Анатольевич

АНОО ВО «Российский университет кооперации», Мытищи, Россия

Ректор

Кандидат педагогических наук E-mail: amaksaev@rucoop.ru

Арустамов Эдуард Александрович

Доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

E-mail: eduard-arustamov@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=262765

О применении метода проектов в процессе обучения в условиях современной социокультурной среды

Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение истории вопроса возникновения и распространения метода проектов, рассмотрение существующих типологий проектов, определение сущности, дидактических свойств, дидактических функций и методических функций международных образовательных языковых проектов, направленных на развитие социокультурных и речевых умений. Анализ работ, посвященных описанию метода проектов и типологии проектов, позволил автору выделить международные образовательные языковые проекты в качестве отдельного вида проектов с характерными дидактическими свойствами, дидактическими функциями и методическими функциями. Международные образовательные языковые проекты - это поэтапная совместная учебно-познавательная, поисково-исследовательская и творческая деятельность учащихся из разных стран, реализуемая на изучаемом иностранном языке очно и дистанционно посредством современных Интернет-технологий, имеющая единую проблему, цель, задачи, методы, способы деятельности, направленную на достижение учащимися совместного результата деятельности.

Ключевые слова: международные проекты; метод проектов; социокультурные и межкультурные компетенции; иноязычные речевые умения учащихся

Появление метода проектов традиционно ассоциируется с именем известного американского философа и педагога, представителя гуманистического направления в образовании Джона Дьюи. В своих работах он утверждал, что образование в целом и обучение в частности являются социальным и интерактивным процессом. Учебное заведение, в котором

https://mir-nauki.com

обучающиеся получают образование, выступает в качестве социального института, на базе которого должны проходить многие социальные реформы.

Воспринимая образование как часть социальной деятельности обучающегося, Джон Дьюи утверждал о необходимости принятия участия каждым учеником/студентом в разработке или дополнении учебного плана и программы по каждой изучаемой дисциплине с тем, чтобы они наилучшим образом отвечали его интересам и потребностям. Впоследствии эта идея будет воплощена в субъект-субъектной модели обучения, согласно которой в центре образовательного процесса находится не учитель как источник знаний, а конкретный ученик с присущими ему способностями, интересами и потребностями в овладении материалом.

Необходимо отметить, что мыслями о демократии и социальных реформах пронизаны многие произведения Джона Дьюи. Важность системы образования он видит еще и в том, что она позволяет обучающимся не только приобретать знания, но и «обучает тому, как жить». Более того, автор утверждает, что основной целью образования должно быть не только овладение суммой знаний и набором определенных умений и навыков, но и формирование способностей использовать эти знания и умения «на благо» на практике.

В этой связи обучение - это процесс научения обучающегося быстро и эффективно использовать все возможности или доступные средства для решения конкретных задач. Впоследствии, через практически сотню лет, эти идеи лягут в основу и найдут отражение в положениях компетентностного подхода в образовании, в центре внимания которого находится результат образовательной деятельности обучающегося, обозначенный в терминах компетенций. Вместо суммы не всегда единых знаний, умений и навыков в процессе обучения, обучающиеся должны формировать компетенции, позволяющие использовать приобретенный образовательный потенциал на практике в реальной жизни.

Для того чтобы к концу обучения ученик сформировал необходимые способности практической деятельности, по мысли Джона Дьюи, обучение должно обязательно строиться на основе активных методов обучения. Ученик не может и не должен быть пассивным получателем готовой информации, к тому же информации оторванной от реальной действительности. Наоборот, обучение будет иметь смысл только тогда, когда каждый ученик сможет выполнять важную социальную роль активного обучающегося, самостоятельно или с помощью педагога, извлекающего информацию и формирующего умения и навыки на практике.

Необходимо, чтобы каждый ученик осознал личностную необходимость в изучаемом содержании обучения и увидел, как полученные знания и приобретенные способности он сможет использовать в жизни вне школы. Такая социальная значимость образования неизбежно приведет к мотивации школьников и студентов.

Роль учителя при такой субъект-субъектной модели образования сводится к важной миссии - созданию условий для того, чтобы учащиеся самостоятельно, индивидуально или в группах, с разной долей помощи со стороны учителя могли овладевать необходимыми знаниями и формировать умения и навыки.

В основе самостоятельной учебной работы, направленной на формирование умений и навыков практической деятельности, должна обязательно лежать определенная проблема. Более того, проблема должна быть обозначена таким образом, чтобы для ее решения, обучающиеся обязательно задействовали имеющиеся знания, умения и навыки, а также овладевали новыми знаниями и способностями в процессе ее решения. Иными словами, через проблемное обучение, основанное, с одной стороны, на интересах и потребностях конкретного ученика, а с другой стороны, на овладении знаниями и способностями через активную

деятельность, обучающиеся смогут получить образование для жизнедеятельности в реальной социальной и трудовой среде.

Мысли Джона Дьюи о проблемном обучении легли в основу целого научного направления с одноименным названием, включая метод проектов. Метод проектов является дидактической категорией, которая достаточно подробно изучена и описана в современной дидактике и методике обучения иностранному языку.

Методы проектов ученые понимают, к примеру, следующим образом, например: «конструируемую с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель кооперативной деятельности по преподаванию и учению, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся и усвоение ими определенной части содержания образования» [1]; «совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности», а также «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [2]; одну из «технологий обучения, в том числе иностранному языку, основанную на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса» [3].

Анализ данных определений термина «метод проектов» позволяет выделить следующие основные его характеристики:

а) в основе метода проектов должна обязательно лежать проблема, на решение которой и должен быть направлен проект;

б) метод проектов предполагает активную роль обучающихся в процессе овладения новыми знаниями и развития новых умений и навыков;

в) в процессе выполнения проекта обучающиеся овладевают новыми знаниями и умениями практической деятельности;

г) реализация проектной деятельности должна обязательно иметь конкретный результат;

д) метод проектов включает групповую и индивидуальную деятельность обучающихся;

е) роль учителя при реализации проектной деятельности сводится к организации учебного процесса, направлению обучающихся и мониторингу их самостоятельной учебной деятельности.

В нашей стране у метода проектов была своя особая судьба. Идеи Джона Дьюи достаточно быстро обошли весь мир. Они были изучены и в России. В начале ХХ века, метод проектов вызывал интерес у многих известных педагогов. В частности, в 1905 г. группа педагогов под научным руководством П.В. Блонского, М.М. Пистрака и С.Т. Шацкого работали над внедрением данного метода на практике. Большинство исследований были проведены ими с детьми дошкольного и школьного возраста в системе дополнительного образования. Исследователи изучали позитивное влияние метода проектов на развитие личности детей.

Они отмечали, что наибольшую ценность для развивающегося ребенка представляет не сумма знаний как самоцель, а жизненная потребность ребенка в получении этих знаний и практический опыт по их получению и использованию. После Октябрьской революции Метод проектов, за его прогрессивность, был рекомендован для внедрения в средних общеобразовательных школах по личному распоряжению заместителя наркома просвещения РСФСР.

https://mir-nauki.com

Совершенно очевидно, что широкое использование метода проекта на практике подразумевает реализацию несколько иной, новой модели обучения субъект-субъектной модели, по которой процесс обучения заключается в ином подходе к распределению ответственности между участниками образовательного процесса - учителем и учениками, по сравнению с традиционной субъект-объектной моделью обучения. Если в субъект-объектной модели обучения в центре образовательного процесса стоит учитель как носитель знаний, то в субъект-субъектной модели в центре образовательного процесса находится конкретный ученик с присущими ему способностями, интересами и потребностями в получении образования.

По объективным причинам, в начале ХХ в. ни учителя, ни ученики не были готовы в полном объеме использовать данный метод. В результате негативного опыта на местах в 1931 г. метод проектов был признан несостоятельным и был запрещен постановлением ЦК ВКП(б). С тех пор до конца ХХ века в России не было основательных попыток ученых возродить данный метод.

Вместе с тем, справедливости ради необходимо отметить, что в 1980-е годы научные исследования, способствующие переходу на субъект-субъектную модель обучения и использование методов проблемного обучения в дидактике в целом и в методике обучения иностранным языкам в частности, создавали необходимую теоретическую базу для реанимации и переосмысления значения метода проектов.

Наиболее известные отечественные методики обучения иностранным языкам включали задания, с различной степенью проблемности, для развития видов речевой деятельности и формирования аспектов языка. В.Л. Скалкин в своей методике разработал типологию речевых заданий, включающую респонсивные, ситуативные, репродуктивные, описательные, дискутивные, композиционные и инициативные задания [4]. С.Ф Шатилов предложил разделить речевые задания на подлинно-коммуникативные, условно-коммуникативные и некоммуникативные.

К.И. Соломатов, С.Ф. Шатилов, и И.П. Андреева разделили речевые задания на ознакомительно-репродуктивные и продуктивно-поисковые [5]. Эти методики разрабатывались в рамках перехода обучения иностранным языкам от сознательно-сопоставительного, аудио-лингвального и грамматико-переводного методов к коммуникативному методу обучения. Авторы статьи также имеют издательский опыт учебной [6-10] и научной [11-13] литературы. Причем учебная литература представлена для всех уровней образования, начиная с школьного и до вузовского.

Таким образом, многие учёные 19 и 20 веков глубоко осознавали низкую эффективность применяемых традиционных методов обучения и делали попытки реформировать учебный процесс. В том числе с применением метода проектов, который позволял активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить эффективность усвоения учебного материала и выработать у них навыки более глубокого усвоения языков, а также и иных изучаемых дисциплин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2008. - 368 с.

4. Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М.: Русский язык, 1981. - 248 с.

5. Соломатов К.И., Шатилов С.Ф., Андреева И.П. Практикум по методике преподавания иностранных языков. М.: Просвещение, 1985. - 224 с.

6. Арустамов Э.А., Волощенко А.Е., Гуськов Г.В. Безопасность жизнедеятельности. Москва, 2001.

7. Арустамов Э.А., Волощенко А.Е., Гуськов Г.В., Платонова А.П., Безопасность жизнедеятельности. Учебник / Москва, 2003. Сер. Учебные издания для бакалавров.

8. Арустамов Э.А. Основы природопользования и экологической безопасности Московской области учебник для школ / Ульяновск, 2008.

9. Арустамов Э.А., Волощенко А.Е., Гуськов Г.В., Демина Т.А., Лозовецкий В.В., Левакова И.В., Платонов А.П., Прокопенко Н.А. Природопользование, учебник / Москва, 1999.

10. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В., Экологические основы

природопользования, учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Москва, 2007. (4-е издание, переработанное и дополненное).

11. Максаев А.А. Психолого-педагогические условия развития социокультурных и речевых умений учащихся в процессе их участия в международных образовательных языковых проектах. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 8 (136). С. 72-81.

12. Максаев А.А. Развитие социокультурных и речевых умений учащихся на основе международных образовательных языковых проектов. Иностранные языки в школе. 2015. № 2. С. 47-56.

13. Максаев А.А. Использование международных образовательных языковых проектов для развития социокультурных и речевых умений учащихся. Вопросы методики преподавания в вузе. 2014. № 3 (17). С. 105-117.

https://mir-nauki.com

Maksaev Artur Anatol'evich

Russian university of cooperation, Mytishchi, Russia E-mail: amaksaev@rucoop.ru

Arustamov Eduard Aleksandrovich

E-mail: eduard-arustamov@yandex.ru

On the application of the project method in the learning process in the conditions of modern socio-cultural environment

Abstract. The purpose of this article is to review the history of the emergence and distribution of the project method, review existing typologies of projects, determine the essence, didactic properties, didactic functions and methodological functions of international educational language projects aimed at developing sociocultural and speech skills. The analysis of works devoted to the description of the method of projects and the typology of projects allowed the author to distinguish international educational language projects as a separate type of projects with characteristic didactic properties, didactic functions and methodological functions. International educational language projects are phased collaborative educational, cognitive, research and creative activities of students from different countries, implemented in the foreign language studied in person and remotely by means of modern Internet technologies, having a single problem, purpose, tasks, methods, ways of working, aimed at achieving a joint result of students.

Keywords: international projects; project method; sociocultural and intercultural competences; foreign language skills of students

74PDMN119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.