О ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Старолетова Н.М.
Старолетова Нина Михайловна - учитель высшей категории, Центр дистанционного образования детей-инвалидов Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение Краевой педагогический лицей-интернат, г. Барнаул
Аннотация: в статье анализируются плюсы и минусы дистанционного образования детей с особыми потребностями, используемые программы и методы исходя из опыта работы дистанционным учителем, приводятся мнения обучаемых. Ключевые слова: инклюзивное обучение, дистанционное образование, русский язык и литература.
Введение
В последнее время не утихают споры о дистанционном образовании школьников. Переход на онлайн-обучение пугает многих родителей. 27 сентября 2020 г. родители в Барнауле вышли на согласованный митинг против дистанционного образования и введения Цифровой образовательной среды (ЦОС), у них много единомышленников по всей стране. Но есть примеры дистанционного обучения, проверенного временем. Почему не обратиться к ним? Есть у нас в городе учреждение, где дети с удовольствием занимаются дистанционно, ждут встречи со своими учителями и одноклассниками. Это - краевой центр дистанционного образования детей-инвалидов, который в прошлом учебном году отметил свое десятилетие, а в этом вновь открыл свои двери для своих учеников. ЦДОДИ является структурным подразделением КГБОУ «Краевой педагогический лицей-интернат».
Плюсы и минусы дистанционного образования
В сборнике творческих работ, который был издан к маленькому юбилею центра [1] есть раздел «Моя необычная школа». Что же рассказывают дети о своем обучении?
«Я включаю компьютер и жду звонка учителя. Это почти так же, как в совсем обычной школе, когда звенит звонок. У нас также есть переменки и домашнее задание, мы должны его сделать и отправить учителю. Я уже научилась пользоваться сканером, его мне тоже привезли. По каждому предмету у меня свой учитель, и я их всех люблю», - рассказывает Софья С. (2 класс). «Здесь свои плюсы и минусы. Плюс в том, что никуда не нужно идти, никто посторонний не шумит, не мешает на уроках, и учитель работает только со мной. Минус, может, в том, что нет живого общения с ребятами. Но мне хватает общения с одноклассниками по видеосвязи, у меня есть друзья. У нас очень хорошие, добрые и внимательные учителя. Иногда они бывают строгими, но всегда поддержат и объяснят», - считает Андрей Т. (5 класс).
Все согласятся, что не зря дети называют свою школу необычной. Сильны стереотипы у людей. Все, что выходит за рамки обычного, вызывает дискомфорт, порой новое вызывает отторжение у тех, кто с этим не сталкивался. Готова ли массовая школа к переходу на дистанционное образование? Хочется поделиться некоторыми выводами, которые можно сделать из опыта дистанционной работы в течение нескольких лет. Учебный процесс, безусловно, должен быть технически обеспечен: наличие бесперебойного Интернета, работающей аппаратуры: компьютера, сканера, принтера, наушников, веб-камеры и др. Все программное обеспечение и доступ к сети Интернет предоставляется учащимся нашего центра за счет средств федерального и краевого бюджета в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», который осуществляет программу «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». А есть ли такая возможность у
учащихся массовой школы, особенно у проживающих в отдаленных селах? Малейший сбой в работе Интернета, техники, несомненно, сказывается на учебных занятиях, вносит неудобство: приходится переносить уроки и восстанавливать их в другое время. В каких условиях приходится работать учителю, если сбой в работе произошел не у одного ученика?! На наш взгляд, дистанционное образование «в плюсе», когда занятия с ребенком проходят индивидуально или в малой группе. Тогда учитель может учитывать индивидуально-психологические особенности конкретного ученика, создавать ситуацию успеха, использовать здоровье сберегающие технологии, учитывать рекомендации ПМПК, если таковые существуют. Ребенок может работать в своем темпе.
Программная среда
В то время как в сфере высшего образования давно ведутся работы по созданию собственных программных платформ дистанционного образования [2], в школах применяют много стандартных программ и сторонних образовательных ресурсов.
Использование программы Skype позволяет учителю быть постоянно в диалоге с учащимся, видеть через демонстрацию экрана, как выполняются задания. В этом случае нам помогает использование наряду с учебно-методическим комплексом материалов учебных курсов Moodle, тренировочных заданий на платформах [3 -4]. Это позволяет сделать урок интереснее, насыщеннее. Разработчики этих платформ постоянно их совершенствуют, вносят обновления. Особенно помогает использование разнообразных интерактивных заданий в работе с детьми с поражением опорно-двигательного аппарата, которые медленно пишут. При дистанционном обучении очень важна обратная связь с учителем. Наши ученики всегда на связи, могут задать вопросы, если что-то непонятно. При проверке письменных работ используется стандартная программа Paintbrush, которая позволяет быстро проверить отсканированную работу, отметить красным маркером ошибки (что позволяет искоренять как «положительную», так и «отрицательную» неграмотность [5]). Экономится время и не требуется дополнительного обучения учителем.
Необходимость в социализации
Конечно, ничто не заменит живого общения. Детям с особыми потребностями особенно необходима адаптация и социализация. Несмотря на то, что они находятся в постоянном контакте с учителями, классным руководителем, одноклассниками, создана возможность познакомиться друг с другом, провести время вместе. «У нас в
лицее есть летний лагерь «Лицейская дача», он находится в селе Алтайское. Этим летом мне удалось туда съездить. Было много одноклассников, я нашел новых друзей. Мне очень понравилось в лагере. Думаю, что ещё туда поеду. Также в лицее организован «Семейный клуб». В клубе собираются ученики, родители, учителя. Проводим мастер-классы, поем, танцуем, играем. По традиции в конце мероприятия пьем чай», - рассказывает Андрей К. (7 класс).
Выводы
Дистанционное образование требует материально-технического оснащения. Приобрести дорогостоящее оборудование могут позволить себе не все семьи, особенно если в семье несколько школьников.
Такое образование оправдывает себя там, где занятия проходят индивидуально или в малых группах, как в нашем центре. Возможны в таком формате занятия с репетитором, онлайн-курсы.
Живое общение, социализация необходимы всем современным подросткам. В заключение приведем отрывок из стихотворения Дарьи К. (6 класс), которое было написано на онлайн-уроке при изучении парной стихотворной рифмы:
Хотя и дома я сижу,
На уроки выхожу.
Для меня весь мир открыт,
Он в компьютере «сидит».
Вот я кнопку нажимаю И волшебника включаю. Раздается в скайп звонок, Начинается урок.
Я домашнюю свою тоже в скайп отправлю,
В ответ оценку получу, если что - исправлю.
Я люблю учиться,
Все в жизни пригодится.
Пока могу и помечтать:
Фотографом хочу я стать.
Список литературы
1. Сборник к 10-летию центра дистанционного образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/dub177126925?w=waИ-177126925_67%2FaШ (дата обращения: 26.09.2020).
2. Старолетов С.М., Хомутов С.О. Портал дистанционного образования АлтГТУ как пример Е-1еатт^ средства для обеспечения качества обучения // Гарантии качества высшего профессионального образования, 2008. С. 253-256.
3. Российская электронная школа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://resh.edu.ru/ (дата обращения: 26.09.2020).
4. Учи.ру - интерактивная образовательная онлайн-платформа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uchi.ru/ (дата обращения 26.09.2020).
5. Старолетов М.Г., Старолетова Н.М.Грамотность как осознанный выбор индивида // Языковое бытие человека и этноса, 2001. № 3. С. 150-156.