Научная статья на тему 'О причинах высылки критика Юлия Исаевича Айхенвальда на «философском пароходе»'

О причинах высылки критика Юлия Исаевича Айхенвальда на «философском пароходе» Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«философский пароход» / Ю. И. Айхенвальд / Л. Д. Троцкий / литературная критика / газета / революция / архивные материалы / библиография / “Philosophical Ship” / Yuly Aikhenwald / Lev Trotsky / literary criticism / Russian emigration / newspaper / revolution / archival materials / bibliography

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Кочергина Ирина Владимировна

В статье подробно описаны причины высылки критика Юлия Исаевича Айхенвальда на «философском пароходе». К ним отнесены публицистические выступления Айхенвальда в печати в 1917-1918 годы, участие в комиссиях, связанных с Помголом и борьбой против советской цензуры. Из обзора публикаций становится понятно, что критик сотрудничал с так называемыми «буржуазными» изданиями (в основном это газеты кадетской ориентации) и статьи его носили отчетливо антибольшевистский характер. Особое место уделено литературно-критическим выступлениям Айхенваль-да 1919-1922 годов, в которых тоже содержалась критика большевистского строя. Затронута публикация критика, касающаяся Ф. М. Достоевского, и сделан вывод, что Айхенвальду приходилось прибегать к эзопову языку, чтобы донести свои мысли до читателей. Упомянута также книга критика «Поэты и поэтессы», вызвавшая из-за панегирического очерка «Гумилев» гневную публикацию Л. Д. Троцкого в газете «Правда». Выступление Троцкого содержало призыв к высылке интеллигенции, не согласной с политикой большевиков. В конце статьи приведена библиография газетной публицистики Айхенвальда за 1917-1918 годы (Приложение 1), публикуемая впервые: заметки в газетах «Раннее утро», «Слово», «Свобода» и др. В Приложении 2 помещено письмо Ай-хенвальда Ивану Алексеевичу Новикову, одному из руководителей Московского отделения Всероссийского союза писателей, ярко иллюстрирующее душевное состояние критика перед высылкой, а также письмо Нины Кирилловны Томашевой-Айхенвальд, касающееся неизвестного на сегодняшний день очерка. Оба письма ранее не публиковались, оригиналы хранятся в РГАЛИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Reasons for the Deportation of Critic Yuly Aikhenwald on the ‘Philosophical Ship'

The article describes in detail the reasons for the deportation of the critic Yuly Aikhenwald on the “philosophical ship”. These reasons include Aikhen-wald's publicistic speeches in the press in 1917-1918, participation in commissions related to the All-Russian Committee for Assistance to the Starving and the fight against Soviet censorship. From the review of publications, it becomes clear that the critic collaborated with the so-called “bourgeois” publications (mainly Constitutional Democratic Party newspapers), and his articles were clearly anti-Bolshevik in nature. A special place is given to the literary-critical speeches of Aikhenwald in 1919-1922, which also contained criticism of the Bolshevik system. The publication of critics concerning F. M. Dostoevsky, and it is concluded that Aikhenwald had to resort to hints and subtext in order to convey his thoughts to readers. The critic's book “Poets and Poetesses” is also mentioned, which caused the angry publication of Lev Trotsky in the newspaper “Pravda” because of the panegyric to Gumilyov. Trotsky's article contained a call for the expulsion of intellectuals who did not agree with the policy of the Bolsheviks. At the end of the article, a bibliography of Aikhenwald's newspaper journalism for 1917-1918 is given (Appendix 1), published for the first time: articles in newspapers “Early Morning”, “Word”, “Freedom” etc. Appendix 2 includes a letter from Aikhenwald to Ivan Novikov, one of the leaders of the Moscow branch of the All-Russian Union of Writers, clearly illustrating the state of mind of the critic before the deportation, as well as a letter from Nina Tomasheva-Aikhenwald, concerning an essay unknown today. Both letters have not been published before and are stored in the Russian State Archive of Literature and Art.

Текст научной работы на тему «О причинах высылки критика Юлия Исаевича Айхенвальда на «философском пароходе»»

Философические письма. Русско-европейский диалог. 2023. Т. 6, № 2. С. 140-161. Philosophical Letters. Russian and European Dialogue. 2023. Vol. 6, no. 2. P. 140-161. Научная статья / Original article УДК 821.161.1

doi:10.17323/2658-5413-2023-6-2-140-161

О ПРИЧИНАХ ВЫСЫЛКИ КРИТИКА ЮЛИЯ ИСАЕВИЧА АЙХЕНВАЛЬДА НА «ФИЛОСОФСКОМ ПАРОХОДЕ»

Ирина Владимировна Кочергина

ГБОУ «Пятьдесят седьмая школа», Москва, Россия, irepismo@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-1298-089X

Аннотация. В статье подробно описаны причины высылки критика Юлия Исаевича Айхенвальда на «философском пароходе». К ним отнесены публицистические выступления Айхенвальда в печати в 1917-1918 годы, участие в комиссиях, связанных с Помголом и борьбой против советской цензуры. Из обзора публикаций становится понятно, что критик сотрудничал с так называемыми «буржуазными» изданиями (в основном это газеты кадетской ориентации) и статьи его носили отчетливо антибольшевистский характер. Особое место уделено литературно-критическим выступлениям Айхенвальда 1919-1922 годов, в которых тоже содержалась критика большевистского строя. Затронута публикация критика, касающаяся Ф. М. Достоевского, и сделан вывод, что Айхенвальду приходилось прибегать к эзопову языку, чтобы донести свои мысли до читателей. Упомянута также книга критика «Поэты и

© Кочергина И. В., 2023

поэтессы», вызвавшая из-за панегирического очерка «Гумилев» гневную публикацию Л. Д. Троцкого в газете «Правда». Выступление Троцкого содержало призыв к высылке интеллигенции, не согласной с политикой большевиков. В конце статьи приведена библиография газетной публицистики Айхенвальда за 1917-1918 годы (Приложение 1), публикуемая впервые: заметки в газетах «Раннее утро», «Слово», «Свобода» и др. В Приложении 2 помещено письмо Айхенвальда Ивану Алексеевичу Новикову, одному из руководителей Московского отделения Всероссийского союза писателей, ярко иллюстрирующее душевное состояние критика перед высылкой, а также письмо Нины Кирилловны Томашевой-Айхенвальд, касающееся неизвестного на сегодняшний день очерка. Оба письма ранее не публиковались, оригиналы хранятся в РГАЛИ.

Ключевые слова: «философский пароход», Ю. И. Айхенвальд, Л. Д. Троцкий, литературная критика, русская эмиграция, газета, революция, архивные материалы, библиография

Ссылка для цитирования: Кочергина И. В. О причинах высылки критика Юлия Исаевича Айхенвальда на «философском пароходе» // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2023. Т. 6, № 2. С. 140-161. ао1:10.17323/2658-5413-2023-6-2-140-161.

Memory of Culture

ON THE REASONS FOR THE DEPORTATION OF CRITIC YULY AIKHENWALD

ON THE "PHILOSOPHICAL SHIP"

Irina V. Kochergina

School 57, Moscow, Russia, irepismo@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-1298-089X

Abstract. The article describes in detail the reasons for the deportation of the critic Yuly Aikhenwald on the "philosophical ship". These reasons include Aikhen-wald's publicistic speeches in the press in 1917-1918, participation in commissions related to the All-Russian Committee for Assistance to the Starving and the fight against Soviet censorship. From the review of publications, it becomes clear that the critic collaborated with the so-called "bourgeois" publications (mainly Constitutional Democratic Party newspapers), and his articles were clearly anti-Bolshevik in nature.

A special place is given to the literary-critical speeches of Aikhenwald in 1919-1922, which also contained criticism of the Bolshevik system. The publication of critics concerning F. M. Dostoevsky, and it is concluded that Aikhenwald had to resort to hints and subtext in order to convey his thoughts to readers. The critic's book "Poets and Poetesses" is also mentioned, which caused the angry publication of Lev Trotsky in the newspaper "Pravda" because of the panegyric to Gumilyov. Trotsky's article contained a call for the expulsion of intellectuals who did not agree with the policy of the Bolsheviks. At the end of the article, a bibliography of Aikhenwald's newspaper journalism for 1917-1918 is given (Appendix 1), published for the first time: articles in newspapers "Early Morning", "Word", "Freedom" etc. Appendix 2 includes a letter from Aikhenwald to Ivan Novikov, one of the leaders of the Moscow branch of the All-Russian Union of Writers, clearly illustrating the state of mind of the critic before the deportation, as well as a letter from Nina Tomasheva-Aikhenwald, concerning an essay unknown today. Both letters have not been published before and are stored in the Russian State Archive of Literature and Art.

I7-^ Keywords: "Philosophical Ship", Yuly Aikhenwald, Lev Trotsky, literary criticism, Russian emigration, newspaper, revolution, archival materials, bibliography

For citation: Kochergina, I. V. (2023) "On the reasons for the deportation of critic Yuly Aikhenwald on the 'Philosophical Ship'", Philosophical Letters. Russian and European Dialogue, 6(2), pp. 140-161. (In Russ.). doi:10.17323/2658-5413-2023-6-2-140-161.

Юлий Исаевич Айхенвальд (1872-1928), выдающийся литературный критик Серебряного века, был выслан на «философском пароходе» в числе других представителей интеллигенции осенью 1922 года. Главным поводом к его высылке послужила книга «Поэты и поэтессы» [Айхенвальд, 1922, Поэты и поэтессы], на которую Л. Д. Троцкий отреагировал возмущенной статьей в газете «Правда» [О., 1922].

За последние десятилетия было опубликовано довольно много исследований, посвященных высылке интеллигенции на «философском пароходе» в 1922 году (см., например: [Главацкий, 2002; Коган, 1998]), по этой теме проводились научные конференции и круглые столы [Философия власти ... , 2013; Русская философия ... , 2022]. Настоящим прорывом в изучении истории депортации стал выход книги «Высылка вместо расстрела» [Высылка ... , 2005] — сборника материалов, включившего протоколы допросов, приказы и распоряжения, касающиеся этой акции. Большинство исследователей к общим

причинам высылки относят и неуверенность большевиков в «способности удержать власть» [Артизов, 2003, с. 65], и боязнь влияния оппозиционной интеллигенции на общество, особенно в атмосфере забастовок и протестов профессуры [Высылка ... , 2005, с. 15].

Однако предпосылки к депортации многих изгнанников изучены еще недостаточно, и к числу таких высланных можно отнести Ю. И. Ай-хенвальда. За последние годы истории его изгнания было посвящено несколько статей; материалы одной, подготовленные М. Е. Главацким и В. Е. Макаровым [Главацкий, 2004], позднее были включены в книгу «Высылка вместо расстрела». Одно из важных выступлений на эту тему принадлежит ведущему исследователю наследия Айхенвальда — Е. А. Та-хо-Годи и посвящено в основном Юлий Исаевич Айхенвальд (1872-1928)

книге «Наша революция. Ее вожди и ведомые» [Русская философия ... , 2022, т. 2, с. 149-152].

В данной публикации будут рассмотрены такие сферы деятельности критика в послереволюционные годы, как газетная публицистика и общественно-культурные выступления, тоже послужившие, скорее всего, причинами высылки.

Первые выступления Айхенвальда против большевиков относятся еще к 1917 году, к тому периоду его творчества, который можно назвать публицистическим, — он был связан с событиями революции. Статьи, написанные после Февраля, Айхенвальд объединил в сборник «Наша революция. Ее вожди и ведомые» [Айхенвальд, 1918, Наша революция ...], который издал в начале 1918 года. Туда вошли эссе и заметки, опубликованные в основном до Октябрьской революции или сразу после нее, в 1917 году: он рассуждал о природе революции, о событиях Февраля и их неизбежности, об отсутствии в России настоящей свободы слова, о Первой мировой войне и том зле, которое она принесла, и о других

событиях в тогдашней России. Как и многие в среде русской интеллигенции, с Февральской революцией он связывал большие надежды, и потому в статьях этого периода сквозит воодушевление: например, Керенского он сравнивает с Муцием Сцеволой — он кладет на огонь «свою душу», он «врач» России, «болеющей матери нашей» [Там же, с. 44]. Однако уже тогда критика настораживали многие процессы, происходившие в стране. В брошюре « Свобода слова» он в это время писал: «...чтобы революция не разочаровала, она не должна впадать в противоречие с самой собою, т. е. не должно быть, в первую очередь, ни явных, ни тайных, ни грубых, ни более тонких насилий над свободой слова» [Айхенвальд, 1917, с. 15]. С возмущением он перечислял факты захватов типографий газет представителями Советов народных депутатов, цензуры со стороны тех же органов и другие ограничения свободы слова. События в стране в течение лета 1917 года, а затем большевистский переворот привели его к изменению точки зрения на революционные скачки в развитии общества. Пришло понимание, что всем революциям присущи общие черты: беззаконие, насилие, государственный хаос, гражданская война, а впоследствии — диктатура.

Айхенвальд задумал издать и второй сборник статей — «Диктатура пролетариата»; в него он собрал публицистику, опубликованную после большевистского переворота и до июля 1918 года, до закрытия так называемых «буржуазных» газет (см. подробнее о содержании статей сборника в книге его внука Ю. А. Айхенвальда [Айхенвальд Ю. А., 2003, с. 297-412]). Однако выпустить это издание ему не удалось; материалы к нему хранятся в РГАЛИ в архиве критика (РГАЛИ. Ф. 1175. Оп. 2. Ед. хр. 15).

Можно сказать, что с осени 1917 по июль 1918 года был пик публицистической активности Айхенвальда: несколько раз в неделю он публиковался в газете «Раннее утро», часто печатал заметки в газетах и еженедельниках — таких как «Слово», «Мысль», «Свобода» и др. (см. библиографию статей в Приложении 1). Темы его публикаций остро политические: Брестский мир, отношения с Германией, свобода слова, реформа образования, политика большевиков в деревне и др. Удалось выяснить, что в это время критик печатал некоторые статьи и под псевдонимом А. Подольский. Происхождение псевдонима, вероятно, связано с Каменец-Подольской (позже Подольской) губернией, где в уездном городе Балта родился Юлий, — там жил и служил раввином его отец Шая Вольфович ( Исай Владимирович) Айхенвальд. Этот же топоним дал псевдоним и для публикаций Айхенвальда в эмиграции: с 1922 по середину 1925 года критик подписывал статьи «Б. Каменецкий». Статьи за подписью «А. Подольский» хранятся в машинописном виде в РГАЛИ (РГАЛИ. Ф. 1175. Оп. 2. Ед. хр. 14); в каких газетах они были опубликованы, еще предстоит определить.

Большевистский переворот с самого начала не был принят критиком. Ай-хенвальд был свидетелем роковых событий осени 1917 года: он в это время находился в Москве, в его квартире на Новинском бульваре хорошо был слышен грохот орудий, — и писал об этом в своих статьях [Айхенвальд, 1918, Наша революция ... , с. 49]. Страницы, посвященные этим событиям, проникнуты скорбью и горечью:

В той самой церкви Большого Вознесения, где когда-то венчался Пушкин, жутко и печально было стоять около длинного ряда гробов, в которые так рано уложила десятки цветущих юношей безжалостная рука войны — да, новой войны на русско-русском фронте. И думалось о том, что если потрясающее впечатление производит самоубийство отдельной личности, то насколько страшнее самоубийство целой страны.

[Айхенвальд, 1918, Наша революция ... , с. 50]

Однако поначалу у критика сохранялись, видимо, какие-то иллюзии в отношении советской власти: он даже пишет о Брестском мире как о в какой-то степени обнадеживающем акте; в заметке, посвященной этому, содержится такая характеристика Троцкого: «Леон львиное сердце» ведет себя с немцами «как ягненок» не потому, что «великодушен и кроток», а потому, что не хочет лицемерить — «воевать мы не можем, мириться не хотим», «мы обескровлены, но нет нашего согласия на то, чтобы от живого тела России отрезали куски» [Айхенвальд, 1918, Клочок бумаги].

В самой мечте о коммунизме Айхенвальд не находил ничего дурного: с его точки зрения, людям свойственно было во все времена мечтать о царстве социальной справедливости [Айхенвальд, 1918, Выше сферы]. Но и марксизм, и идеи лидеров большевистской партии вызывали у него неприятие: большевики, с его точки зрения, «осквернили великую утопию социализма» [Айхенвальд, 1918, Предки и потомки]. Критик не принимал саму власть большевиков, поскольку они попирали нравственные законы; сразу после октября 1917 года он пишет: «...наше социалистическое отечество» заслужило Нобелевскую премию за «обильный вклад» в «отдел социальной патологии» [Айхенвальд, 1918, В интересах науки]. «Когда-то Бисмарк, — продолжает он, — для опытов коммунизма предлагал выбрать такую страну, которой было бы не жалко» [Там же]. Его ужасали лозунг «Да здравствует Гражданская война!», требования во имя сохранения власти рабочих и крестьян пойти на любые жертвы, и он предсказывал еще в июне 1918 года, что в результате «в полное одичание впадет наша страна, и будет реять над нею призрак людоедства, а может быть, и

его реальность» [Айхенвальд, 1918, Красный крест]. Трактуя большевизм как «болезнь русского общества» [Айхенвальд, 1918, Бунт и быт], он говорит о том, что «нашу хрупкую культуру теперь разрушает всесословный нравственный Хам» [Айхенвальд, 1918, Дворянское гнездо].

Особенно его возмущало повсеместное введение цензуры, ограничения свободы слова, закрытие старейших либеральных газет — таких, к примеру, как «Русские ведомости»1. «Насильственное молчание "Русских ведомостей'", — писал он, — слышно всей России... Орган русской интеллигенции, они входили в организм нашей общественности. Читать их стало умственной привычкой целых поколений» [Айхенвальд, 1918, «Профессорская газета»].

С закрытием в июле 1918 года большинства «буржуазных» газет Айхенвальд, как и многие другие, теряет трибуну для высказываний: его имя практически исчезает из периодики. 1918-1921 годы окончательно оформляют отношение Айхенвальда к большевикам: расстрел царской семьи, Гражданская война, жестокая политика в деревне, зверства ЧК приводят его к непримиримому неприятию большевистского режима. Жизнь критика в послереволюционной Москве была трудна: ему надо было зарабатывать на семью в эти голодные и тяжелые в бытовом смысле годы, но при этом он не желал поступаться принципами. А. И. Рейтблат в замечательном очерке «"Подколодный эстет" с "мягкой душой и твердыми правилами"...» пишет:

Айхенвальд почти не печатался и перебивался случайными заработками... Однако, несмотря на материальные трудности, на государственную службу Айхенвальд не шел и в государственных изданиях не публиковался. Он прекрасно понимал, какую опасность представляет «коллективистская» коммунистическая идеология для отстаиваемого им индивидуалистического мировоззрения, и, будучи человеком принципиальным, утверждал, что «для нас [интеллигенции] правильнее было бы совсем не ходить к ним [большевикам], не просить, не принимать их унижающих подачек и до конца сохранить всю возможную в нашем положении независимость».

[Рейтблат, 2014, с. 244]

Он предпочел «терпеть лишения, невзгоды, неприятности, но не идти на службу, оставаться самим собой. Когда стало уже очень плохо, он пошел в про-

1 «Русские ведомости» выходили в Москве с 1863 года. Газета была закрыта 27 марта 1918 года решением Комиссариата по делам печати за публикацию статьи Б. В. Савинкова «С дороги».

давцы в частную книжную лавку [«Книжная лавка писателей». — И. К.] и здесь целыми днями выстаивал за прилавком» [Васильев, 1929].

Критик сосредоточился на возможных еще высказываниях на литературную тему: выступал с докладами о Достоевском, Чехове, писал рецензии и предисловия (например, [Роллан, с. 3-30]), публиковал популяризаторские издания — например, популярную биографию Л. Н. Толстого [Айхенвальд, 1920]. Однако даже в них Айхенвальд высказывался довольно откровенно. Так, в отзыве о книге Густава Густавовича Шпета «Философское мировоззрение Герцена» он с удовольствием привел из рецензируемого текста обширную цитату, которая недвусмысленно обозначала его отношение к новой власти: фанатики, которые «поворачивают свою фантазию в сторону будущего и лепят его, подстегиваемые неудачами настоящего»,

становятся жестокими мечтателями, чуждыми больших и малых радостей сегодняшнего дня и готовыми за свои фантастические «идеи»... жертвовать чужою и своею жизнью... Кто однажды продумал смысл и психологию этого мировоззрения, враждебного настоящей и в настоящем жизни, тот с осторожностью и опаскою будет прислушиваться к звукам марша, призывающего в бездушный град безликого будущего, ибо эти звуки только для того, чтобы заглушить стон и рыдания тех, на чьих настоящих слезах и на чьей настоящей крови воздвигается в настоящем этот безумный и бессердечный град...

[Айхенвальд, 1922, Густав Шпет ... , с. 106]

В 1919-1922 годах Айхенвальд активно участвовал в литературной жизни столицы: часто бывал на « Никитинских субботниках» [Литературные объединения ... , 2004, с. 30] и в Клубе московских писателей [ Там же, с. 72], принимал участие в диспутах в Политехническом музее и Доме печати [Литературная жизнь ... , 2006, с. 166, 224]. Выступал критик и на вечерах памяти писателей — читал доклады о Н. А. Некрасове, В. Г. Короленко [Там же, с. 255, 293] и др. Был он и активным членом Московского отделения Всероссийского союза писателей (МО ВС писателей), входил в его правление; на заседаниях он высказывался на темы, вызывающие особенное раздражение большевистской власти. К примеру, в декабре 1921 года критик в составе правления МО ВС писателей обратился к А. В. Луначарскому с письмом-протестом против произвола цензуры [Там же, с. 270]. По решению правления Айхенвальд составил и произнес на заседании 12 августа 1921 года «воззвание к читателям» о помощи голодающим, которое было решено «передать для редакции в комитет (Всерпомгол) с участием автора» [Там же, с. 127]. Известна связь между раз-

громом советским правительством Всерпомгола2 и высылкой интеллигенции на «философском пароходе» [Главацкий, 2002, с. 14-16]. В заключении ОГПУ по следственному делу Айхенвальда сказано: в течение 5 лет существования советской власти «ни на один момент не прекращал антисоветской деятельности, причем в момент внешних затруднений для РСФСР гр. Айхен-вальд свою контрреволюционную деятельность усиливал» [Высылка ... , 2005, с. 206-207].

К 1921 году по причине невозможности откровенно высказываться в прессе он начал прибегать к эзопову языку. Так, в статье «Особое мнение. К 100-летию рождения Ф. М. Достоевского», опубликованной в журнале «Вестник литературы», критик искусно цитировал «Дневник писателя»: «Дай всем этим современным высшим учителям полную возможность разрушить старое общество и построить заново, то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое и бесчеловечное, что все здание рухнет под проклятием человечества, прежде чем будет завершено. Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» [Цит. по: Тахо-Годи, 2021, с. 495]. И дальше с иронией писал о том, что «нам, гражданам социалистического отечества, с Достоевским не по пути, что нашей республике не подобает славить годовщину его рождения» [Там же, с. 496]. Е. А. Тахо-Годи, делая републикацию этой заметки, отмечает, в частности, что советская критика не заметила «скрытой иронии в айхенвальдовском требовании логической последовательности от революционной общественности, взявшейся перекрашивать Достоевского в

2 Помгол (Всерпомгол), Всероссийский комитет помощи голодающим — общественная организация, созданная в 1921 году под патронажем советского правительства. 27 августа 1921 года организация по требованию властей была распущена, ее члены были арестованы; правительство создало вместо нее Центральную комиссию помощи голодающим при ВЦИК (Всероссийском центральном исполнительном комитете).

Нина Кирилловна Айхенвальд, жена Ю. И.Айхенвальда

"красное", увековечивая на свой лад память писателя, положившего всю душу на разоблачение революционной "бесовщины"» [Там же, с. 488].

К 100-летию Достоевского критик прочел в ноябре 1921 года в Политехническом музее доклад « Душа Достоевского» [Литературная жизнь ... , 2006, с. 224], который, по всей видимости, был опубликован под названием «Памяти Достоевского» (1922); в этой статье критик писал: «...понимал Достоевский, что она [революция. — И. К.] идет изнутри: для него революция — категория психологическая, обязательная стихия сердца и смута заложена в нас от века» [Цит. по: Тахо-Годи, 2021, с. 496]. Е. А. Тахо-Годи отмечает, что Айхенвальд и здесь предлагал «отказаться от Достоевского и преодолеть его, уже не с политической, а скорее с философско-психологической точки зрения» [Там же, с. 491].

28 ноября 1921 года критик выступил с докладом «Современные русские поэты» (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев) на собрании МО ВС писателей [Литературная жизнь ... , 2006, с. 238]. Вероятно, этот его доклад послужил основой для очерка «Гумилев», напечатанного в сборнике «Поэты и поэтессы»: здесь критик выражал восхищение лирическим героем стихотворений Гумилева, рыцарем и воином, погибшим, но не сломленным; через намеки и цитаты резко негативную оценку получали сам большевистский переворот, убийство царя, расстрел поэта [Айхенвальд, 1922, Поэты и поэтессы]. Очерк «Гумилев», как и весь сборник « Поэты и поэтессы», послужил поводом к появлению упомянутой выше заметки Л. Д. Троцкого «Диктатура, где твой хлыст?» в газете «Правда»; в ней большевистский лидер, в частности, писал: «Нет, он [Айхенвальд. — И. К.] всей своей душою... с лагерем белого офицера и художника-дворянина... Это философский, эстетический, религиозный блюдолиз, то есть мразь и дрянь» [О., 1922]. Публикация Троцкого, как отмечалось выше, содержала призыв к высылке интеллигенции, не согласной с политикой партии большевиков и советской власти, что и было осуществлено в течение осени 1922 года (см. подробно об этом в [Высылка ... , 2005]).

В целом можно сказать, что Айхенвальд с 1918 по 1922 год публично демонстрировал последовательно антибольшевистскую позицию, она была откровенной и непримиримой.

Айхенвальд был арестован 17 августа 1922 года [Там же, с. 103-104]. В заявлении в Коллегию ГПУ от 18 августа 1922 года он просил «выпустить его под подписку о невыезде» по состоянию здоровья; в качестве поручителя предлагал сына Александра3, члена коммунистической партии: «Позволю себе прибавить,

3 Александр Юльевич Айхенвальд (1904-1941) — сын критика, член РКП (б) с 1920 года. Экономист, последователь Бухарина. Арестован как троцкист в 1937 году, приговорен к 15 годам ИТЛ. Расстрелян в 1941 году.

что самый факт совместной моей жизни в семье с сыном-коммунистом служит подтверждением того, что ни в чем антисоветской деятельности я не проявлял: иначе я не мог бы воспитать в своем сыне партийного деятеля...» [Там же, с. 205]. Взглядов сына он не разделял; эти оправдания объяснялись тем, что Айхенвальд не только не хотел уезжать — необходимость отъезда была для него трагедией. Без России он не мыслил себя и своей деятельности, и большинство его статей эмигрантского периода полны ностальгии по утраченной родине; дело усугублялось тем, что по его же совету семья за ним не последовала.

За несколько дней до высылки он написал члену правления МО ВС писателей Ивану Алексеевичу Новикову письмо (см. Приложение 2), в котором выразил всю свою боль в связи с ожидаемым отъездом. С Новиковым его связывали давние дружеские отношения: будучи редактором беллетристического отдела «Русской мысли» (об этом периоде деятельности критика см. подробнее [Гапо-ненков, 2004, с. 54-67]), Айхенвальд одобрил к публикации в 1902 году его повесть « Искания», хотя она и не была напечатана в журнале по причине цензурного запрета (РГАЛИ. Ф. 343. Оп. 2. Ед. хр. 50. Л. 2-4); общение между критиком и писателем продолжалось и в последующие годы. Из письма Айхенвальда к Новикову ясно видно тяжелое психологическое состояние, в котором критик пребывал перед высылкой:

Я наказан за то, что мечтал о заграничной жизни: вот меня и принудили к ней и этим заставили понять, что вне России, даже нынешней лже-России, тому, кто проникся ею до самой глубины своего существа, жить нельзя. И мне так больно покидать ее. Я не хожу больше по понедельникам и пятницам в наш Союз Писателей именно потому, что это растравляло бы боль разлуки; я эгоистически щажу себя, и как-то сжался я, съежился под тяжестью удара, ушел в себя.

(Приложение 2)

Письмо Новикову жены Айхенвальда, Нины Кирилловны, свидетельствует о том, что критик оставил писателю очерк о литературе и надеялся на его публикацию (см. Приложение 2). Очерк в СССР не появился, он был позже опубликован за границей.

Айхенвальд был выслан в числе большой группы интеллигенции 29 сентября 1922 года на пароходе "Oberbürgermeister Haken" из Петрограда в Штеттин. Судя по корреспонденции, сначала критик поселился в Берлине по адресу: Kaiseralle 207 b. Marzahn, — такой адрес стоит на письмах 1923 года. В 1924 году уже иной адрес: Bayerische str. g. 1 (РГАЛИ. Ф. 1175. Оп. 2).

Многие его знакомые отмечали настроение уныния и депрессии, в котором он жил за границей. Писатель Андрей Соболь4 в начале февраля 1926 года проездом посетил Берлин и писал в частном письме: «В Берлине я видел Юлия Исаевича < Айхенвальда >, — очень грустное впечатление: не живой человек, и душа расколота» [Цит. по: Хазан, 2015, с. 495]. Одиночество, разлука с близкими людьми и Родиной, трагедия которой была и его личной трагедией, — вот что угнетало критика. Bayerische strasse g. 1 (Баварская улица, д. 1) — вероятно, последний адрес Айхенвальда в Берлине: от бульвара Kurfürstendamm, на котором в трагическом декабре 1928 года трамвай задавит близорукого Айхенвальда, до Баварской улицы около 10 минут пешком.

В 1920-е годы Айхенвальд был, безусловно, ведущим критиком русской эмиграции. В берлинской газете кадетской направленности «Руль» он вел еженедельные обзоры литературных и общекультурных событий, однако не совсем оставил и публицистику. Часть своих статей и заметок революционных лет он, изменив и дополнив, опубликовал в «Руле» и в рижской газете «Сегодня», например, «Неотменная», «Пережить Россию» [Ю. И. Айхенвальд в газете ... , 2022, кн. 1, с. 88-90, 166-170] и др. Однако писал он и новые публицистические статьи, отзываясь на такие общественно-политические события, как, например, смерть В. И. Ленина или самоубийство большевика Ю. Х. Луто-винова [Там же, с. 238-241, 298-301]. Правда, большую часть эмигрантских публикаций Айхенвальда все же составляют литературные обзоры и рецензии, и потому единственным по преимуществу публицистическим периодом в его творчестве следует признать только 1917-1918 годы.

Приложение 1 Указатель статей Ю. И. Айхенвальда за декабрь 1917 — июль 1918 года5

«Раннееутро»6 (РУ)

01. Айхенвальд Ю. Марфа и Мария // РУ. 1917. 25 декабря. № 274. С. 1.

02. Айхенвальд Ю. Мещанское счастье // РУ. 1918. 1 января. № 1. С. 2.

4 Андрей Соболь (наст. имя Юлий Михайлович Соболь, 1886-1926) — революционер, писатель. Покончил с собой в 1926 году. Между Соболем и Айхенвальдом были дружеские отношения и переписка.

5 В библиографию вошли статьи из тех номеров газет, которые удалось обнаружить в РГБ, ГПИБ и ГА РФ. К сожалению, некоторые газеты (например, «Свобода») не представлены в этих хранилищах полным комплектом.

6 «Раннее утро» — ежедневная общественно-политическая и литературная газета кадетского направления. Выходила в Москве с 1907 по июль 1918 года. Редактор Н. П. Прединский.

03. Айхенвальд Ю. «Мне холодно... мне страшно» // РУ. 1918. 13 января. № 5.

С. 1.

04. Айхенвальд Ю. Дворянское гнездо // РУ. 1918. 21 января. № 12. С. 1.

05. Айхенвальд Ю. Бунт и быт // РУ. 1918. 28 января. № 18. С. 1.

06. Айхенвальд Ю. Клочок бумаги // РУ. 1918. 17 (4) февраля. № 23. С. 2.

07. Айхенвальд Ю. Революция не спектакль // РУ. 1918. 21 (8) февраля. № 26.

С. 1.

08. Айхенвальд Ю. Печальные размышления // РУ. 1918. 24 (11) февраля. С. 2.

09. Айхенвальд Ю. Победители-учители // РУ. 1918. 8 марта (23 февраля) № 33.

С. 1.

10. Айхенвальд Ю. Пережить Россию // РУ. 1918. 10 марта (25 февраля). № 35.

С. 2.

11. Айхенвальд Ю. После карнавала // РУ. 1918. 14 (1) марта. № 37. С. 1.

12. Айхенвальд Ю. Выше сферы // РУ. 1918. 17 (4) марта. № 40. С. 1.

13. Айхенвальд Ю. Трагическая потеха // РУ. 1918. 21 (8) марта. № 43. С. 1.

14. Айхенвальд Ю. «Мы» и «они» // РУ. 1918. 24 (11) марта. № 46. С. 1.

15. Айхенвальд Ю. Певец-«буревестник»: 50-летие Максима Горького // РУ. 1918. 27 (14) марта. № 48. С. 2.

16. Айхенвальд Ю. Тоскливые мысли // РУ. 1918. 31 (18) марта. № 52. С. 1.

17. Айхенвальд Ю. Целят в небо // РУ. 1918. 4 апреля (22 марта). № 55. С. 1.

18. Айхенвальд Ю. «Профессорская газета» // РУ. 1918. 7 апреля (25 марта). № 58. С. 1.

19. Айхенвальд Ю. Новое издание // РУ. 1918. 9 апреля (27 марта). № 59. С. 1.

20. Айхенвальд Ю. Книга и жизнь // РУ. 1918. 11 апреля (29 марта) 1918. С. 4.

21. Айхенвальд Ю. Душа хлеба // РУ. 1918. 14 (1) апреля. № 64. С. 1.

22. Айхенвальд Ю. Очки и шоры // РУ. 1918. 16 (3) апреля. № 65. С. 1.

23. Айхенвальд Ю. Литература и литераторы // РУ. 1918. 19 (6) апреля. № 67.

С. 1.

24. Айхенвальд Ю. Урок истории // РУ. 1918. 21 (8) апреля. № 69. С. 1.

25. Айхенвальд Ю. Россия продолжается // РУ. 1918. 23 (10) апреля. № 70. С. 1.

26. Айхенвальд Ю. Письмо и печать // РУ. 1918. 25 (12) апреля. № 72. С. 1.

27. Айхенвальд Ю. Эпитафия // РУ. 1918. 28 (15) апреля. № 75. С. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Айхенвальд Ю. Россия и Россия // РУ. 1918. 30 (17) апреля. № 76. С. 1.

29. Айхенвальд Ю. «Как это было» (Дневник Шингарева из Петропавловской крепости) // РУ. 1918. 3 мая (20 апреля). № 78. С. 1.

30. Айхенвальд Ю. Неотменная // РУ. 1918. 4 мая (21 апреля). № 79. С. 1.

31. Айхенвальд Ю. Пророчество // РУ. 1918. 10 мая (27 апреля). № 81. С. 1.

32. Айхенвальд Ю. Страшный суд // РУ. 1918. 12 мая (29 апреля). № 83. С. 1.

33. Айхенвальд Ю. Остров Россия // РУ. 14 (1) мая. № 84. С. 1.

34. Айхенвальд Ю. На перепутье // РУ. 1918. 18 (5) мая. № 88. С. 1.

35. Айхенвальд Ю. Кто вылечит? // РУ. 1918. 23 (10) мая. № 92. С. 1.

36. Айхенвальд Ю. Россия нужна // РУ. 1918. 25 (12) мая. № 94. С. 1.

37. Айхенвальд Ю. Поучение войны // РУ. 1918. 26 (13) мая. № 95. С. 1.

38. Айхенвальд Ю. «Русская старина» // РУ. 1918. 28 (15) мая. № 96. С. 1.

39. Айхенвальд Ю. По следам революции // РУ. 1918. 30 (17) мая. № 98. С. 4.

40. Айхенвальд Ю. Приток Рейна // РУ. 1918. 5 июня (23 мая). № 99. С. 1.

41. Айхенвальд Ю. Прекрасная Франция // РУ. 1918. 8 июня (26 мая). № 102.

С. 1.

42. Айхенвальд Ю. Чаадаев и мы // РУ. 1918. 9 июня (27 мая). № 103. С. 1.

43. Айхенвальд Ю. Империализм и милитаризм // РУ. 1918. 11 июня (29 мая). № 104. С 1.

44. Айхенвальд Ю. В интересах науки // РУ. 1918. 12 июня (30 мая). № 105. С. 1.

45. Айхенвальд Ю. Отражения // РУ. 1918. 13 июня (30 мая). № 106. С. 4.

46. Айхенвальд Ю. Господин из Сан-Франциско // РУ. 1918. 15 (2) июня. № 107.

С. 1.

47. Айхенвальд Ю. Предки и потомки // РУ. 1918. 16 (3) июня. № 108. С. 1.

48. Айхенвальд Ю. Взрывы // РУ. 1918. 18 (5) июня. № 109. С. 1.

49. Айхенвальд Ю. Отражения // РУ. 1918. 20 (7) июня. № 111. С. 4.

50. Айхенвальд Ю. Сила и право // РУ. 1918. 23 (10) июня. № 114. С. 1.

51. Айхенвальд Ю. Отражения // РУ. 1918. 27 (14) июня. № 117. С. 4.

52. Айхенвальд Ю. Широкое горе // РУ. 1918. 30 (17) июня. № 120. С. 1.

53. Айхенвальд Ю. Прежде и теперь // РУ. 1918. 2 июля (19 июня). № 121. С. 1.

54. Айхенвальд Ю. Отражения // РУ. 1918. 4 июля (21 июня). № 123. С. 4.

55. Айхенвальд Ю. Мое германофильство // РУ. 1918. 5 июля (22 июня). № 124.

С. 1.

«Слово»7

01. Айхенвальд Ю. Бег жизни // Слово. 1918. 29 (16) апреля. № 6. С. 1.

02. Айхенвальд Ю. Непоследовательность // Слово. 1918. 4 мая (21 апреля). № 7. С. 1.

03. Айхенвальд Ю. Золотое руно // Слово. 1918. 13 мая (30 апреля). № 8. С. 1-2.

04. Айхенвальд Ю. Вечно-русское // Слово. 1918. 20 (7) мая. № 9. С. 1.

05. Айхенвальд Ю. Нищета // Слово. 1918. 27 (14) мая. № 10. С. 1.

7 «Слово» — «внепартийная» общественно-политическая и литературная газета. Выходила еженедельно в Москве в апреле-июне 1918 года. Редактор-издатель Л. А. Витлин.

06. Айхенвальд Ю. Сумерки России // Слово. 1918. 3 июня (21 мая). № 11. С. 1.

07. Айхенвальд Ю. Русское гостеприимство // Слово. 1918. 10 июня (28 мая). № 12. С. 1.

08. Айхенвальд Ю. Красный крест // Слово. 1918. 24 (11) июня. № 13. С. 1-2.

«Театральный курьер»8 Айхенвальд Ю. Лирик нашего времени // Театральный курьер. 1918. 29 (16) сентября. № 11. С. 2.

«Наш век»9

Айхенвальд Ю. Новые книги о войне // Наш век. 1918. 28 (15) апреля. № 85.

С. 5.

« Свобода »10

01. Айхенвальд Ю. Калибан // Свобода. 1918. 5 февраля. № 37. С. 2.

02. Айхенвальд Ю. Еще о кризисе интеллигенции // Свобода. 1918. 22 (9) апреля. № 45. С. 1.

«Накануне»11

Айхенвальд Ю. Псевдо-революция // Накануне. 1918. № 4. С. 2-3.

«Мысль»12

Айхенвальд Ю. Дуновение древности // Мысль. 1917. № 1 (18). С. 1. [О Палестине].

8 «Театральный курьер» — ежедневное обозрение. Газета выходила в Москве осенью-зимой 1918 года как издание Московского театрального комитета и профсоюзов работников театра и зрелищ. Редактор Б. С. Неволин.

9 «Наш век» — под этим названием с 30 ноября 1917 по 3 августа 1918 года выходила московская газета «Речь». «Речь» — ежедневная политическая, литературная и экономическая газета. Имела кадетскую ориентацию. Фактическими руководителями газеты были И. В. Гес-сен и П. Н. Милюков.

10 «Свобода» — политическая, общественная и литературная газета, выходившая в Москве с мая 1917 по апрель 1918 года один раз в неделю. Провозглашала себя как «орган партии индивидуалистов-революционеров». Редактор Н. Я. Абрамович.

11 «Накануне» — журнал газетного формата, «еженедельник политики, литературы и общественной жизни». Выходил с апреля по июнь 1918 года в Москве. Редактор Н. В. Устрялов.

12 «Мысль» — газета-еженедельник, «орган трудовой интеллигенции». Выходила с июля 1917 по март 1918 года в Москве (сначала под названием «Свобода и жизнь»). Редактор-издатель И. С. Туркельтауб. Закрыта решением Комиссариата по делам печати.

Приложение 213 Ю. И. Айхенвальд — И. А. Новикову

25/IX 922

Пока Москва еще, милая Москва...

Очень благодарю Вас, дорогой Иван Алексеевич, за Ваше посещение и милое, такое стильное, именно в Вашем стиле выдержанное, внимание... Как я жалел, что не оказался дома! А теперь вообще я долго не буду дома, в России, в Москве, в нашей писательской семье... Я наказан за то, что мечтал о заграничной жизни: вот меня и принудили к ней и этим заставили понять, что вне России, даже нынешней лже-России, тому, кто проникся ею до самой глубины своего существа, жить нельзя. И мне так больно покидать ее. Я не хожу больше по понедельникам и пятницам в наш Союз Писателей именно потому, что это растравляло бы боль разлуки; я эгоистически щажу себя, и как-то сжался я, съежился под тяжестью удара, ушел в себя.

О Вас увожу лучшие благодарные воспоминания. Прекрасен был последний вечер, проведенный с Вами. Передайте, прошу Вас, мой глубокий поклон Ольге Максимилиановне14. И когда увидите Зинаиду Андреевну и Ивана Васильевича15, поклонитесь и им от меня; горячо признателен им за их доброе отношение ко мне, шлю им сердечный привет, желаю всякого благополучия.

Еще раз от всей души благодарю Вас, Иван Алексеевич, за дружбу, за радость общения с Вашей человеческой и писательской личностью, и крепко жму Вашу руку. До свидания, надеюсь!

Искренне Ваш Ю. Айхенвальд

13 Письма публикуются впервые по рукописному автографу. Публикация и комментарии И. В. Кочергиной.

14 Речь идет о жене И. А. Новикова Ольге Максимилиановне Новиковой-Принц (урожд. Левенштейн, 1882-1949) — переводчице, преподавательнице французского.

15 Речь идет о Зинаиде Андреевне Вершининой и Иване Васильевиче Жилкине. Зинаида Андреевна Вершинина (по мужу Жилкина, 1873-1942) — писательница, переводчик. В 1880-х годах преподавала в воскресной школе Х. Д. Алчевской, сотрудничала в журнале «Юный читатель», газете «Новости» и др. После революции работала в качестве редактора, переводчика, рецензента в издательствах, была секретарем МО ВС писателей. Иван Васильевич Жилкин (1874-1958) — публицист, писатель. Депутат I Государственной думы. Сотрудник газет «Санкт-Петербургские ведомости», «Русское слово» и др. После революции председатель Московского клуба писателей и член правления МО ВС писателей.

Н. К. Айхенвальд — И. А. Новикову16

Многоуважаемый Иван Алексеевич!

Юлий Исаевич из Берлина шлет Вам и Ольге Максимилиановне17 свой привет и низкий поклон; просит также усердно кланяться Ивану Васильевичу и Зинаиде Андреевне18, и всем общим знакомым. Он очень тоскует по Москве. И вот у него к вам покорная просьба. Если будет напечатан его очерк «Где начинается литература?»19, то надо бы исправить две ошибки в машинописи: на 5-ой странице 10 строка сверху вместо не нужны надо не чужды и на 20 стр. 4 строка снизу вместо стопой нужно сапой (тихой сапой).

Кроме того, Юлий Исаевич просит передать искренний привет Николаю Архиповичу20. Примите и от меня низкий поклон и привет.

С уважением к Вам

Н. Айхенвальд

Текстологическая справка

Источник текста: РГАЛИ. Ф. 343. Оп. 4. Ед. хр. 501.

Публикация письма Ю. И. Айхенвальда сделана по современной орфографии (написано по дореволюционной). Письмо Н. К. Айхенвальд написано по современной орфографии. Подчеркнутый в источнике текст выделен в публикации курсивом.

Список источников

Айхенвальд Ю. «Профессорская газета» // Раннее утро. 1918. 7 апреля (25 марта). № 58. С. 1.

Айхенвальд Ю. [Рец. на кн.:] Густав Шпет. Философское мировоззрение Герцена. Пг.: Книгоизд-во «Колос», 1921 // Утренники / под ред. Д. А. Лутохина. Пб.: Изд. М. С. Кауфман, 1922. Кн. 1. С. 105-106.

16 Письмо жены Ю. И. Айхенвальда Нины Кирилловны Айхенвальд. Нина Кирилловна Айхенвальд (урожд. Томашева, 1869-1943) не последовала за мужем в эмиграцию: по свидетельству правнучки критика Александры Юрьевны Айхенвальд, критик был против того, чтобы семья сопровождала его. Большая часть архива (многие рукописи и письма) и библиотека остались в Москве, в квартире Айхенвальдов на Новинском бульваре, д. 32 (ныне: Новинский бульвар, д. 16а). Почти вся библиотека была распродана в войну, местонахождение большинства писем и рукописей дореволюционного периода неизвестно.

17 См. примеч. 14.

18 См. примеч. 15.

19 Очерк был напечатан уже в эмиграции в № 10 журнала «Новая русская книга» за 1922 год.

20 Речь идет о Николае Архиповиче Архипове (наст. имя Моисей Лейзерович Бейнштейн, 1880/1881-1945?), писателе и издателе.

Айхенвальд Ю. А. Последние страницы: Воспоминания, проза, стихи. М.: РГГУ, 2003. 523 с.

Айхенвальд Ю. Бунт и быт // Раннее утро. 1918. 28 января. № 18. С. 1.

Айхенвальд Ю. В интересах науки // Раннее утро. 1918. 12 июня (30 мая). № 105. С. 1.

Айхенвальд Ю. Выше сферы // Раннее утро. 1918. 17 (4) марта. № 40. С. 1.

Айхенвальд Ю. Дворянское гнездо // Раннее утро. 1918. 21 января. № 12. С. 1.

Айхенвальд Ю. И. Лев Толстой. М.: Кооп. изд-во, 1920. 70 с.

Айхенвальд Ю. И. Свобода слова. М.: Народное право, 1917. 16 с.

Айхенвальд Ю. Клочок бумаги // Раннее утро. 1918. 17 (4) февраля. № 23. С. 2.

Айхенвальд Ю. Красный крест // Слово. 1918. 24 (11) июня. № 13. С. 1.

Айхенвальд Ю. Наша революция. Ее вожди и ведомые. М.: Книгоизд-во «Революция и культура», 1918. 110 с.

Айхенвальд Ю. Поэты и поэтессы. М.: Северные дни, 1922. 91 с.

Айхенвальд Ю. Предки и потомки // Раннее утро. 1918. 16 (3) июня. № 108. С. 1.

Артизов А. Н. Очистим Россию надолго. К истории высылки интеллигенции в 1922 г. // Отечественные архивы. 2003. № 1. С. 65-97.

Васильев О. Крамольный Айхенвальд // Возрождение. 1929. № 253. С. 3.

Высылка вместо расстрела: депортация интеллигенции в док. ВЧК-ГПУ, 1921-1923 / сост. В. Г. Макаров, В. С. Христофоров. М.: Русский путь, 2005. 542 с.

Гапоненков А. А. Журнал «Русская Мысль» 1907-1918 гг.: редакционная программа, литературно-философский контекст. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 223 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главацкий М. Е. «В целях пресечения злостной антисоветской деятельности...» Материалы следственного дела пассажира «философского парохода» Ю. И. Айхенвальда. 1922 г. / публ. М. Е. Главацкий, В. Г. Макаров // Исторический архив. 2004. № 1. С. 95-102.

Главацкий М. Е. Философский пароход: год 1922-й. Историографические этюды. Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 2002. 224 с.

Коган Л. А. «Выслать за границу безжалостно» // Философия не кончается... Из истории отечественной философии XX века: в 2 кн. / сб. статей. М.: РОССПЭН, 1998. Кн. 1: 20-50 годы. С. 47-86.

Литературная жизнь России 1920-х годов: События. Отзывы современников. Библиография / сост. Л. Е. Борисовская и др.; отв. ред. А. Ю. Галушкин. М.: ИМЛИ РАН, 2006. Т. 1, ч. 2: Москва и Петроград, 1921-1922 гг. 704 с.

Литературные объединения Москвы и Петербурга 1890-1917 годов: словарь / сост., комм. М. Шрубы. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 440 с.

О. [Троцкий Л. Д.] Диктатура, где твой хлыст? // Правда. 1922. 2 июня. № 121.

С. 1.

Рейтблат А. И. «Подколодный эстет» с «мягкой душой и твердыми правилами»: Юлий Айхенвальд на родине и в эмиграции // Рейтблат А. И. Писать поперек: Статьи по биографике, социологии и истории литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 236-255.

Роллан Р. Жан Кристоф / с предисл. Ю. Айхенвальда. Пг.: Петроградский сов. р. и к. д., 1918. Т. 1: Заря. 164 с.

Русская философия XX века и ее вклад в мировую интеллектуальную традицию. К 100-летию «Философского парохода». Тезисы международной конференции / отв. ред. Б. И. Пружинин, Т. Г. Щедрина. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив СПб., 2022. Т. 1-2.

Тахо-Годи Е. А. Юлий Айхенвальд в философских раздумьях о Достоевском, революции и путях русской литературы // Достоевский: Материалы и исследования. СПб.: Нестор-История, 2021. Т. 23. С. 485-507. doi:10.31754/nestor4469-2034-1-25.

Философия власти и власть философии: к 90-летию «философского парохода»: Материалы Всероссийской научной конференции / редкол. Тихонов А. А., Конопкин А. М. Ульяновск: УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2013. 124 с.

Хазан В. Жизнь и творчество Андрея Соболя, или Повесть о том, как все вышло наоборот. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова; Изд. дом «Галина скрипсит», 2015. 912 с.

Ю. И. Айхенвальд в газете «Руль» (1922-1928): в 2 кн. / сост., предисл., ком-мент. И. В. Кочергиной при участии Д. В. Зуева. М.: Водолей, 2022. 1419 с.

Архивы

ГА РФ — Государственный архив Российской Федерации;

РГАЛИ — Российский государственный архив литературы и искусства.

References

Aikhenval'd, Yu. (1918) "'Professorskaya gazeta'" ["'Professor's newspaper'"], Rannee utro [Early Morning], 58, 7 April (25 March), p. 1.

Aikhenval'd, Yu. (1922) "Retsenziya na knigu: Gustav Shpet. Filosofskoe miro-vozzrenie Gertsena. Pb.: kn-vo Kolos, 1921" ["Review of the book: Gustav Shpet. Philosophical outlook of Herzen. Petrograd: Kolos publishing house, 1921"], in Utrenniki, Petersburg: M. S. Kaufman Publ., pp. 105-106.

Ajhenval'd, Ju. A. (2003) Poslednie stranicy. Vospominanija, proza, stihi [Recent pages. Memoirs, prose, poetry]. Moscow: Russian State Humanitarian Institute Publ.

Aikhenval'd, Yu. (1918) "Bunt i byt" ["Riot and life"], Rannee utro [Early Morning], 18, 28 January, p. 1.

Aikhenval'd, Yu. (1918) "V interesakh nauki" ["In the interests of science"], Rannee utro [Early Morning], (105), 12 June (30 May), p. 1.

Aikhenval'd, Yu. (1918) "Vyshe sfery" ["Above area"], Rannee utro [Early Morning], (40), 17 (4) March, p. 1.

Aikhenval'd, Yu. (1918) "Dvoryanskoe gnezdo" ["The Noble Nest"], Rannee utro [Early Morning], 12, 21 January, p. 1.

Ajhenval'd, Ju. I. (1920) Lev Tolstoi [Lev Tolstoy]. Moscow: Cooperative publishing house.

Ajhenval'd, Ju. I. (1917) Svoboda slova [Freedom of speech]. Moscow: Narodnoe pravo.

Aikhenval'd, Yu. (1918) "Klochok bumagi" ["Piece of paper"], Rannee utro [Early Morning], 23, 17 (4) February, p. 2.

Aikhenval'd, Yu. (1918) "Krasnyi krest" ["Red Cross"], Slovo [Word], 13, 24 (11) June, p. 1.

Ajhenval'd, Ju. (1918) Nasha revoljucija. Ee vozhdi i vedomye [Our revolution. Her leaders and followers]. Moscow: Revoljucija i kul'tura Publ.

Ajhenval'd, Ju. (1922) Pojety i pojetessy [Poets and poetesses]. Moscow, Severnye dni Publ.

Aikhenval'd, Yu. (1918) "Predki i potomki" ["Ancestors and descendants"], Rannee utro [Early Morning], 108, 16 (3) June, p. 1.

Artizov, A. N. (2003) "'Ochistim Rossiyu nadolgo'. K istorii vysylki intelligentsii v 1922 godu" ["'Let's clean up Russia for a long time'. On the history of the expulsion of the intelligentsia in 1922"], Otechestvennye arhivy [Archives of the Fatherland], 1, pp. 65-97.

Vasil'ev, O. (1929) "Kramol'nyi Aikhenval'd" ["Seditious Aikhenwald"], Vozrozh-denie [Revival], 253, p. 3.

Makarov, V. G. and Hristoforov, V. S. (eds) (2005) Vysylka vmesto rasstrela: de-portatsiya intelligentsii v dokumentakh VChK-GPU, 1921-1923 [Deportation instead of execution: Deportation of the intelligentsia in the documents of the Cheka-GPU, 19211923]. Moscow: Russkij put' Publ.

Gaponenkov, A. A. (2004) Zhurnal "Russkaya Mysl'" 1907-1918 gg.: redaktsion-naya programma, literaturno-filosofskii kontekst [The journal "Russkaia Mysl'" 19071918: editorial program, literary and philosophical context]. Saratov: Saratov University Publ., 223 p.

Glavackij, M. E. (2004) "'V tselyakh presecheniya zlostnoi antisovetskoi deyatel'nosti...' Materialy sledstvennogo dela passazhira 'filosofskogo parokhoda' Yu. I. Aikhenval'da. 1922 g." ["'In order to suppress malicious anti-Soviet activities...' Materials of the investigation file of Yu. I. Aikhenvald, passenger of the 'Philosophical Steamship'. 1922"]. Ed. by M. E. Glavackij and V. G. Makarov, Istoricheskij arhiv, 1, pp. 95-102.

Glavackij, M. E. (2002) Filosofskii parokhod: god 1922-i. Istoriograficheskie etyudy [Philosophical Steamship:year 1922. Historiographie studies]. Ekaterinburg: Ural University Publ.

Kogan, L. A. (1998) "'Vyslat' za granitsu bezzhalostno'" ["'Send abroad mercilessly'"], in Filosofiya ne konchaetsya... Iz istorii otechestvennoi filosofii XX veka: sbor-nik statei. Tom 1:20-50 gody [Philosophy does not end... From the history of Russian philosophy of the 20th century: Collection of Articles. Book 1: 20-50 years]. Moscow: ROSSPEN, pp. 47-86.

Galushkin, A. Ju. (ed.) (2006) Literaturnaja zhizn' Rossii 1920-h godov: Sobytija. Otzyvy sovremennikov. Bibliografija. Tom 1, chast'2:Moskva iPetrograd, 1921-1922 gg. [Literary life of Russia in the 1920s: Events. Reviews of contemporaries. Bibliography. Vol. 1, Part 2: Moscow and Petrograd, 1921-1922]. Comp. by L. E. Borisovskaja et al. Moscow: IWL RAS Publ.

Shruba, M. (ed.) (2004) Literaturnye ob"edineniya Moskvy i Peterburga 18901917 godov: slovar' [Literary associations of Moscow and St. Petersburg in 1890-1917: A dictionary]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ.

O. [Trotskii, L. D.] (1922) "Diktatura, gde tvoi khlyst?" ["Dictatorship, where is your whip?"], Pravda, 121, 2 June, p. 1.

Rejtblat, A. I. (2014) "'Podkolodnyi estet' s 's myagkoi dushoi i tverdymi pravilami': Yulii Aikhenval'd na rodine i v emigratsii" ["'An evil esthete' with a 'soft soul and firm rules': Yuly Aikhenwald at home and in emigration], in Rejtblat, A. I. Pisat' poperek: Stat'i po biografike, sociologii i istorii literatury [Writing across: Articles on biography, sociology and literary history]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., pp. 236255.

Rollan, R. (1918) Zhan Kristof. Tom 1: Zarya [Jean-Christophe. Vol. 1: Dawn]. With a preface by Yuly Aikhenwald. Petrograd: Petrogradskij sov. r. i k. d.

Pruzhinin, B. I. and Shchedrina, T. G. (eds) (2022) Russkaya filosofiya XX veka i ee vklad v mirovuyu intellektual'nuyu traditsiyu. K 100-letiyu "Filosofskogo parokhoda". Tezisy mezhdunarodnoi konferentsii: v 2 tomakh [Russian philosophy of the 20th century and its contribution to the world intellectual tradition. To the 100th anniversary of the "Philosophical Steamship". Abstracts of the international conference: 2 vols]. Moscow; St. Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ St. Petersburg.

Taho-Godi, E. A. (2021) "Yulii Aikhenval'd v filosofskikh razdum'yakh o Dostoev-skom, revolyutsii i putyakh russkoi literatury" ["Yuly Aikhenwald in philosophical reflections on Dostoevsky, the Revolution and the ways of Russian literature"], in Dosto-evskii: Materialy i issledovaniya. Tom 23 [Dostoevsky: Materials and Research. Vol. 23]. St. Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., pp. 485-507. doi:10.31754/nestor4469-2034-1-25.

Tikhonov, A. A. and Konopkin, A. M. (2013) Filosofija vlasti i vlast' filosofii: k 90-le-tiju "filosofskogo parohoda": Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii [Philosophy of Power and the power of philosophy: to the 90th anniversary of the "Philosophical Steamship": Materials of the All-Russian Scientific Conference]. Ulyanovsk: Ulyanovsk Pedagogical University Publ.

Hazan, V. (2015) Zhizn' i tvorchestvo Andreja Sobolja, ili Povest' o tom, kak vse vyshlo naoborot [The life and work of Andrei Sobol, or the Tale of how everything turned out the other way around]. St. Petersburg: N. I. Novikov Publ.; Publishing House "Galina skripsit".

Kochergina, I. V. and Zuev, D. V. (eds) (2022) Yu. I. Aikhenval'd vgazete "Rul"' (19221928): v 2 kn. [Yu. I. Aikhenwald in the newspaper "Rul": 2 vols]. Moscow: Vodolei Publ.

Информация об авторе: Ирина Владимировна Кочергина — кандидат филологических наук, преподаватель ГБОУ «Пятьдесят седьмая школа». Адрес: Российская Федерация, 119019, Москва, Малый Знаменский пер., д. 7/10, стр. 5.

Information about the author: Irina V. Kochergina — PhD in Philology, Teacher at the School 57. Address: 5 7/10 Malyi Znamenskii Lane, Moscow, 119019, Russian Federation.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 03.04.2023; одобрена после рецензирования 01.06.2023; принята к публикации 10.06.2023.

The article was submitted 03.04.2022; approved after reviewing 01.06.2023; accepted for publication 10.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.