Научная статья на тему 'О престижности профессий в индустрии туризма и гостеприимства'

О престижности профессий в индустрии туризма и гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / THE PRESTIGE OF THE PROFESSION / EMPLOYMENT / TOURIST EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботина Елена Викторовна

Рассмотрены вопросы престижности профессий в современном обществе, установлено повыше­ние интереса молодежи к профессиям в индустрии туризма и гостеприимства, показаны возмож­ные траектории развития профессионального туристского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Субботина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of prestige professions in the modern society are considered. The increase in interest of young people in careers in the tourism and hospitality industry are marked, the possible trajectory of the development of vocational tourism education is shown.

Текст научной работы на тему «О престижности профессий в индустрии туризма и гостеприимства»

УДК 658.64

О ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕССИЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

Субботина Елена Викторовна, кандидат технических наук, доцент, [email protected], директор Института туризма и гостеприимства (филиал) ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

The questions of prestige professions in the modern society are considered. The increase in interest of young people in careers in the tourism and hospitality industry are marked, the possible trajectory of the development of vocational tourism education is shown.

Рассмотрены вопросы престижности профессий в современном обществе, установлено повышение интереса молодежи к профессиям в индустрии туризма и гостеприимства, показаны возможные траектории развития профессионального туристского образования.

Keywords: the prestige of the profession, employment, tourist education

Ключевые слова: престиж профессии, трудоустройство, туристское образование

В последнее время в российском обществе широкое распространение получило понятие престижа профессий. Высокий престиж вообще и престиж профессии в частности в наиболее распространенном значении — это характеристика объекта «лучше обычного», «привилегированного», «имеющего высокий статус». В российской прессе содержание понятия «престиж» постоянно меняется и связывается как с авторитетом представителей отдельных профессий и уважением к ним, так и с модой, привлекательностью, особенно высокой заработной платой. С научной точки зрения, престиж профессии связан с доходом, образованием, авторитетом, уважением, статусом профессии и т. п., но при этом суммарно не складывается из них. Престиж в современном обществе обусловлен, прежде всего, представлениями людей о социальной иерархии.

В исследованиях Флоринской С.А. установлено, что как уровень образования человека может не соответствовать уровню его доходов, так и уровень общественного уважения к группе людей не всегда повышается с ростом их экономического статуса [2]. Престиж профессии может формироваться через традиции, мифы, СМИ и другие факторы. Престиж профессии зависит от многих факторов. Это и макроэкономическая ситуация в стране, и текущая социально-политическая конъюнктура,

и особенности развития конкретного региона, и стратегические векторы высшего руководства страны. Рейтинг престижа отражает объективные параметры, но не тождественен им: нет «плохих» профессий, есть профессии, невостребованные в данное время в данном месте. Зачастую складывается ситуация, в которой престижность какой-либо одной профессии и непрестижность другой на самом деле — лишь социальный миф, распространяемый с какой-либо целью.

В нашей стране в современных условиях престижные профессии не всегда гарантируют успешное трудоустройство. Для получения относительной гарантии трудоустройства нужно при выборе профессии владеть информацией о востребованных и перспективных профессиях. Существующий рынок труда предоставляет больше возможностей работникам с начальным профессиональным образованием в связи со стабильным спросом на рабочие профессии.

Индустрия туризма и гостеприимства — это не только сфера отдыха. Для огромного количества людей — это сфера профессиональной деятельности. Бизнес в индустрии туризма и гостеприимства весьма разнообразен, в нем заняты кадры многих профессий. Однако выбор практически любой специальности, связанной с индустрией туризма и гостеприимства, обещает перспективы. При этом предпочтение

19

РЫНОК ТРУДА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

работодатели отдают специалистам с высшим профильным образованием, прежде всего потому, что они имеют развитый интеллект, умеют работать с информацией и, самое главное, способны учиться новому. Cпециалисты с узкой профессиональной направленностью в условиях быстро развивающейся еферы туризма и гостеприимства становятся экономически невыгодны отрасли. Общепризнано, что специалисты с высшим образованием более мобильны, поэтому особенно востребованы в таких сферах деятельности, как банковская, страховая, сфера обслуживания, в том числе индустрия туризма и гостеприимства.

Для реализации этих целей необходимо расширение профилей профессий образовательного учреждения, особенно тех профессий, которые пользуются спросом у обучающихся и работодателей данного региона. Разумеется, спрос личности — наиболее важный критерий, но без оценки общей ситуации на рынке труда и возможных перспектив его развития, позволяющих реализовать личностный и профессиональный потенциал, невозможно убедить молодежь в престижности получаемой профессии, поэтому необходим достаточно полный учет интересов личности и работодателей — представителей сферы будущей деятельности. Для повышения престижа профессионального образования необходимо изменение структуры профобразования, прежде всего появление сети новых типов профессиональных учреждений. Около 300 учебных заведений страны предоставляют начальное и среднее профессиональное образование, или среднее и высшее профессиональное — в форме бакалавриата, специалитета и магистратуры. Уровневая система подготовки кадров удовлетворяет потребности личности в качестве соответствующего уровня профессионального образования и позволяет обеспечить непрерывность ее продолжения в рамках соответствующей образовательной траектории.

Наиболее интересной в туристском вузе является структура профессиональной подготовки, обеспечивающая различные уровни квалификации, где структурирование содержания тесно связано с характером профессиональной деятельности, в этом случае осуществляется не только профессиональная подготовка, но и профессиональное образование. Исследования российского рынка труда на современном этапе показывают, что наибольшим спросом

среди выпускников вузов пользуются специалисты, владеющие, с одной стороны, информационными технологиями, современными инженерными знаниями, особенно в области высоких технологий, а с другой — широкими гуманитарными знаниями, особенно уверенное пользование иностранными языками.

Современное состояние системы профессионального образования в сфере туризма и сервиса и возможные перспективы ее развития в соответствии с рядом принятых в последние годы законодательных актов свидетельствует о необходимости поиска новых форм организации образовательной деятельности, адекватных мировым тенденциям в области образования и в целом тенденциям современного мирового развития. Мировые процессы по созданию единого образовательного пространства привели к изменениям в российской системе туристского образования — возрастанию объема знаний и развитию новых навыков и умений в сфере туризма и гостеприимства. В связи с этим на настоящем этапе развития современного общества наиболее важной идеей образования является идея непрерывности профессионального туристского образования [1].

Указанный термин относится ко всем уровням профессионального образования, начиная с обучения рабочей профессии и заканчивая возможным приобретением магистерской степени. Речь идет о соотношении объемов тех компетенций, которые человек приобретает в процессе обучения, и того, чему позже доучивается, что «добирает» в ходе дальнейшей профессиональной деятельности. В настоящее время ясно, что последующее образование может быть не только соизмеримым по своему объему и значимости с первоначальным, но по необходимости и превышать его. Новая интегрирующая и ведущая роль высшей школы в системе непрерывного образования приводит к изменениям в традиционных высших учебных заведениях (перестройка образовательного процесса на новых принципах, использование инновационных технологий, предложение различных вариантов образовательных траекторий, в частности академической мобильности как обучающихся, так и преподавателей и т. д).

Российский государственный университет туризма и сервиеа как современное базовое высшее учебное заведение — инновационный вуз — позволяет внедрить эффективную

20

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3

О престижности профессий в индустрии туризма и гостеприимства

модель сквозной непрерывной вертикали образования и подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства. Эта модель выстроена от общеобразовательных учреждений к высшему образованию через профессионально-ориентированные классы в школах, предоставление среднего и высшего туристского профессионального образования. Не менее важным является участие различных профессиональных объединений, представителей специализированных кадровых агентств, консалтинговых фирм по обучению туристского и гостиничного персонала, специализированных периодических изданий. Одной из важных задач деятельности РГУТиС как базового учебного заведения является проведение маркетинговых исследований и разработка прогноза потребности в персонале предприятий индустрии туризма и гостеприимства на среднесрочную перспективу, формирование электронной

базы данных специалистов отрасли и вакансий на новых и действующих предприятиях.

Образовательная вертикаль РГУТиС включает также программы послевузовского образования, повышения квалификации кадров и переподготовки специалистов, дополнительные образовательные программы различного уровня. Таким образом, система непрерывного профессионального образования, реализуемая в Российском государственном университете туризма и сервиса как инновационном вузе представляет собой многоуровневую структуру, где каждый предыдущий уровень обеспечивает эффективное функционирование последующего. Участие профессиональных сообществ, включая работодателей, позволяет эффективно и быстро оценивать качество подготовки кадров и востребованность их отраслью, появляется возможность повышения престижности туристских профессий.

Литература

1. Субботина Е. В. К вопросу о профессиональных требованиях к специалистам туристского бизнеса // Вестник Московского университета МВД. 2010. № 7. С. 40—42.

2. Флоринская С.А. Социальный престиж как механизм регулятивной культуры // Сервис plus. 2008. № 3. С. 32-37.

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.