Научная статья на тему 'О престиже профессии ученого'

О престиже профессии ученого Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1496
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / НАУЧНЫЙ РАБОТНИК / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕСТИЖ / ПРОФЕССИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / "УТЕЧКА УМОВ" / УЧЕНЫЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павельева Татьяна Юрьевна

В статье на базе социально-философского анализа исследованы ключевые атрибутивные признаки понятия «престиж профессии ученого», его статические и динамические характеристики в рамках истории мировой (в целом) и отечественной (в частности) науки. Отмечены также основные, по мнению автора, причины падения уровня престижа профессии ученого в постсоветском российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PRESTIGE OF PROFESSION OF SCIENTIST

In article on basis of socio-philosophical analysis investigated main attributes of definition «prestige of profession of scientist», its static and dynamic characteristics in framework of history of world (as a whole), and domestic (in particular) science. Marked also main, in author’s opinion, reasons of falling of level of prestige of profession of scientist in post-Soviet Russian society.

Текст научной работы на тему «О престиже профессии ученого»

10.3. О ПРЕСТИЖЕ ПРОФЕССИИ УЧЕНОГО

Павельева Татьяна Юрьевна, доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии Место работы: ФГБОУ ВПО Московский Государственный Технологический Университет «СТАНКИН»

dec-emit@mail.ru

Аннотация: в статье на базе социально-философского анализа исследованы ключевые атрибутивные признаки понятия «престиж профессии ученого», его статические и динамические характеристики в рамках истории мировой (в целом) и отечественной (в частности) науки. Отмечены также основные, по мнению автора, причины падения уровня престижа профессии ученого в постсоветском российском обществе.

Ключевые слова: наука; научный работник; образование; престиж; профессия; социальный статус, «утечка умов», ученый.

ABOUT PRESTIGE OF PROFESSION OF SCIENTIST

Pavelieva Tatyana U., doctor of philosophical sciences, associate professor, head of department of philosophy Place of employment: FSBEI of HPE Moscow State Technology University «STANKIN»

dec-emit@mail.ru

Abstract: in article on basis of socio-philosophical analysis investigated main attributes of definition «prestige of profession of scientist», its static and dynamic characteristics in framework of history of world (as a whole), and domestic fin particular) science. Marked also main, in author's opinion, reasons of falling of level of prestige of profession of scientist in post-Soviet Russian society.

Keywords: «brain drain»; education; prestige; profession; science; scientific worker; scientist; social status.

Престиж (от франц. «prestige» - заблуждение, иллюзия и в то же время - обаяние, очарование) - понятие в социологии и социальной философии, означающее соотносительную оценку в обществе или в группе социальных статуса и роли страт, иных групп, социальных институтов. Носителями таких оценок выступают, в конечном итоге, личности. Однако указанные оценки формируются в системе общественного сознания под влиянием доминирующей системы ценностных ориентаций. Особое значение в обществе имеет оценка престижности профессий. Престижность той или иной профессии формируется в общественном сознании в результате оценки личностью, институтами гражданского общества, структурами публичной власти объективных различий в степенях сложности, востребованности социумом разных видов трудовой деятельности, необходимых для уверенного овладения ими уровней образования, жизненного опыта, материального и морального вознаграждения, стимулирования, персональной ответственности соответствующих работников - профессионалов.

Возникновение науки как социального института и как системы знаний - процессы, не совпадающие по времени. Становление профессии ученого связано с формированием науки как социального института. При этом ин-ституционализация науки имеет свою специфику. Последняя заключена в том, что социальная институциона-лизация науки (превращение ее в самостоятельный социальный институт) происходит после ее когнитивной институционализации (отделения от прочих форм познания). На наш взгляд, некорректно в связи с этим утверждать, что профессия ученого возникла еще на заре человечества в рамках когнитивной самоидентификации науки. Представляется более верным связывать возникновение профессии ученого с процессом становления науки именно как социального института. Поэтому говорить о появлении такой профессии можно только в конце Х1Х - начале ХХ века.

Безусловно, профессионализация в науке в какой-то мере происходила и раньше. Например, после создания в 1724 году в России Петербургской Академии наук ее

действительные члены получали жалованье от государственной казны. С 1795 года стали получать плату и ученые во Франции. Однако тогда это было еще скорее формой государственного меценатства, и только в конце XIX - начале XX столетия получающий плату ученый-профессионал стал преобладающей фигурой в научном сообществе, поскольку была признана экономическая значимость научной деятельности.

Одновременно кристаллизуются ключевые атрибутивные признаки профессии «ученый» - в том смысле, который принято вкладывать в указанный термин сегодня. Среди атрибутивных признаков профессии ученого: наличие необходимой профессиональной квалификации (специальных знаний), позволяющих заниматься научной (научно-технической) деятельностью.

Причем в настоящее время различают понятия «ученый» и «научный работник». В отличие от научного работника ученый - тот, кто внес значительный вклад в развитие науки. Научный работник таким признаком может не обладать. Так, в современном российском законодательстве под «ученым» принято понимать физическое лицо, которое:

во-первых, имеет ученую степень (речь идет о степенях доктора /кандидата/ наук, доктора философии, присуждаемых, как правило, по итогам защиты соответствующих диссертаций по окончании докторантуры /аспирантуры/ соискателям, имеющим квалификацию специалиста с высшим образованием или академическую степень магистра на основании публичной защиты диссертации на соискание ученого звания доктора философии - PhD), и (или) научное звание;

во-вторых, осуществляет профессиональную научную или научно-техническую деятельность;

в-третьих, получило признание научным сообществом за достигнутые результаты в определенной области знаний, науки и техники. «Научный работник» - тот, кто имеет подтвержденную результатами аттестации квалификацию, заключил индивидуальный трудовой договор (на условиях постоянной занятости или совместительства), в соответствии с которым выполняет профессиональную

Социально-политические науки

3'2016

научную работу или научно-техническую деятельность. Таким образом, основное отличие ученого от научного работника - в признании его заслуг научным сообществом1.

Значимость профессии ученого во многом детерминирована значимостью науки в современном мире, а эта значимость неуклонно повышается, недаром вторую половину ХХ века принято считать эрой научно-технологического прогресса, формирования информационного общества. Наступивший век сулит ученым еще более грандиозные открытия. Как следствие практически повсеместно растет престиж профессии ученого (особенно в государствах, которые принято относить к «цивилизованному» Западу).

Так, в США по результатам исследований, направленных на ранжирование профессий исключительно по степени престижности, 51% населения назвали эту профессию в высшей степени престижной, 25% - весьма престижной и 20% - престижной [7].

А как обстоят с дела с отмеченным выше в нашей стране?

Адаптация отечественной науки к условиям функционирования в экономике рыночного типа сопровождалась радикальными трансформациями, как на уровне научного сообщества в целом, так и в социальном положении (статусе) ученых. Следует особо подчеркнуть, что в бытность СССР представители науки были привилегированной социальной группой. Это обусловливалось, главным образом, тем, что научные достижения (независимо от сфер их применения) были для Советского государства важным компонентом в аргументации «превосходства» социалистической системы над капиталистической.

В современном российском обществе, напротив, существует устойчивое представление о снижении престижа профессии ученого в постсоветское время. Наряду с этим можно говорить о том, что «оценка положения профессии ученого в современной социальной иерархии, ресурса влияния этой профессии в социуме - довольно низкая, однако желаемость профессии для себя и близких (социальный потенциал профессии) - довольно высокая» [6]2

В чем основные причины?

Вопреки положениям Конституции Российской Федерации 1993 года [4]3, и Закона России «О науке и государственной научно-технической политике», декларируемые

1 Действующей редакцией Закона России «О науке и государственной научно-технической политике» [9], в частности, предусмотрено, что научный работник (исследователь) - гражданин, обладающий необходимой квалификацией (которая подтверждается системой государственной аттестации) и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью (ст.4).

2 И далее: «на шкале престижности россияне выбрали для профессии ученого лишь 9 место, в то время как североамериканцы - 1, а представители стран - членов ЕС - 2. Лишь 36% россиян хотели бы видеть своего ребенка научным работником (сравните с 80% североамериканцев). В то же время карьеру программиста одобрили 55% россиян, а учителя - только 21% опрошенных». Стоит так же обратить внимание на то, что «с 1997 года неуклонно растет уверенность россиян в высоком уровне российской науки. Так, 34% оценили его как превышающий среднемировой уровень, а 21% признали его более низким, чем в других странах. 48% опрошенных считают, что квалификация российских ученых выше, чем зарубежных, и только 9% полагают, что она явно ниже. Тем не менее, более половины респондентов отметили, что Россия отстает от экономически развитых стран по внедрению новых технологий в промышленность и в повседневную жизнь».

3 Статья 44 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам нашей страны свободу «литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества», что непосредственно относится к ученым.

ими права и свободы ученых оказались недостаточно защищенными, что противоречит не только действующему законодательству России, но и таким международно-правовым актам и документам, как, например, Рекомендация ЮНЕСКО «О статусе научно-исследовательских работников» (принята в г. Париже 20.11.1974 на XVIII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) [5, с.199-213]4.

Падение престижа профессии ученого в постсоветском российском обществе, во многом обусловленное снижением уровня материального обеспечения научных работников по сравнению с советским периодом (для которого, кстати, были характерны свои позитивы и негативы [2; 3]), наряду с другими неблагоприятными факторами научного труда, стимулировали, прежде всего, в 1990-е и 2000-е годы процесс так называемой «утечки умов»5, или выезд наших ученых за границу на постоянное место жительства либо временную научную работу.

Какова фактическая заработная плата россиян - ученых, занятых соответствующей трудовой деятельностью в Российской Федерации?

Их легальный заработок заметно ниже его зарубежного аналога и довольно существенно различается, в зависимости от направленности профессиональной деятельности, специализации и т.п. Выплачиваемые им зарплаты укладываются в интервал от 6-9 до 100 и более тысяч рублей в месяц. При этом следует учесть, что данный показатель является средним. На практике, в связи с официальным введением новой системы оплаты труда с так называемыми «стимулирующими» надбавками, не всегда законными переводами научных работников на полставки и ниже и другими известными негативами указанной системы, в научном сообществе заметно усилилась напряженность, возрос конфликтный потенциал [1; 10; 12], а дифференциация между оплатой труда обычных научных сотрудников и руководителей научных организаций достигла небывалых величин6.

Престиж профессии ученого во многом связан и с раскрытием самореализации последнего, а именно, насколько он имеет возможность заниматься той тематикой, которая его интересует, имеется ли для этого материально-техническая база. В данном случае важна, в

4 В указанных актах и документах содержится перечень прав и свобод ученых, необходимых для успешной научной деятельности: право на свободу научных дискуссий в условиях отсутствия идеологического диктата; право свободно общаться и обмениваться научной информацией; право свободно выезжать за границу для продолжения своей научной работы; право на участие в открытых конкурсах научных проектов; право на достойное вознаграждение в соответствии с образованием, социальным статусом и результатами труда; право на публикацию результатов научных исследований; право использовать результаты исследований в сфере практики; право на осуществление научной деятельности в благоприятных условиях.

5 В теоретико-методологическом плане категория «утечка умов» имеет двоякое толкование: широкое и узкое. Под первым понимается процесс миграции всех категорий работников интеллектуального труда (учителей, врачей, инженеров, конструкторов, специалистов иных сфер образования, науки, искусства и пр.). Такой комплексный подход к анализу «утечки умов» еще ждет своих исследователей, в то время как процесс «утечки умов» в его узком толковании, связанном с миграцией конкретно ученых за границу, уже стал в нашей стране объектом специальных исследований.

6 В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 одного из «майских» 2012 года указов Президента России В.В. Путина, необходимо обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе [13]. На самом, деле, легальные трудовые доходы львиной доли представителей профессорско-преподавательского состава государственных вузов и рядовых научных работников не дотягивают даже до средних зарплат по регионам.

первую очередь, роль науки в обществе, значимость ее результатов, а также степень влияния на экономические, политические и прочие решения в обществе.

Падение престижа ученого в постсоветский период во многом было связано с невозможностью самореализации ученого. Как следствие, мощная волна эмиграции ученых.

Что касается непосредственно процесса эмиграции ученых, это - проблема многогранная . Она включает различные аспекты: географической направленности «утечки умов», ее мотивов, масштабов эмиграции ученых и т.п.

В частности, исход ученых - россиян «по всем азимутам» - атрибутивный признак современной отечественной эмиграции вообще и научной эмиграции в частности. Это, прежде всего, страны Западной Европы, Северной Америки, Азии, в меньшей степени - страны Южной Америки, Африка и Австралия. Тем не менее, можно выделить страны - реципиенты, на которые приходиться значительная доля российской научной эмиграции. К их числу относятся Германия, США, Израиль.

Применительно к временной миграции российских ученых установлено: здесь безусловными лидерами - реципиентами выступают США, Германия, Канада, Франция. Принципиально значимо, что прямые и косвенные потери вследствие безвозвратной эмиграции российских ученых за рубеж являются весьма ощутимыми не только для духовного, но и для социально-экономического потенциала нашей страны. По подсчетам экспертов ООН, проведенным еще в середине 1970-х годов, отъезд одного специалиста с высшим образованием отнимал у страны - донора примерно $300 тыс.

В постсоветской России имеют место существенные проблемы и в подготовке научных кадров в системе высшего профессионального образования [8], в процессе написания и публичной защиты результатов диссертационных исследований, что также не способствует росту престижа профессии ученого.

В свое время один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса Франческо Петрарка в сочинении «De vera sapientia» («Об истинной мудрости») иронично описал, как в Болонском и иных престижных западноевропейских университетах, говоря современным языком, присуждали ученые степени: «Наше время счастливее древности, так как теперь насчитывают не одного, не двух, не семь мудрецов, но в каждом городе их, как скотов, целые стада. И неудивительно, что их так много, потому что их делают так легко. В храм доктора приходит глупый юноша, чтобы получить знаки мудрости; его учителя по любви или по заблуждению прославляют его; сам он чванится, толпа безмолвствует, друзья и знакомые аплодируют. Затем он всходит на кафедру и, смотря на всех с высоты, бормочет что-то непонятное. Тогда старшие наперебой превозносят его похвалами, как будто он сказал что-то божественное... По завершении этого с кафедры сходит мудрецом тот, кто взошел на нее дураком, - удивительное превращение, неизвестное даже Овидию» [11]. К сожалению, во многом в аналогичном ключе в постсоветской России прошли публичную защиту некоторые диссертации. Безусловно, что это также повлекло за собой девальвацию социального статуса ученого, падение престижа его профессии.

В заключение отметим, что современные социальная философия и социология выработали комплекс индика-

7 Отношение в общественном мнении к российским ученым, отъезжающим за рубеж, за последнее десятилетие изменилось, став не столь категоричным и более терпимым.

торов, позволяющих выявить престиж той или иной профессию (например, социально-экономический индекс (SEI) профессии, субъективные оценки и пр.). Однако изучение этой проблемы показывает, что до сих пор четкий теоретико-методологический аппарат при исследовании престижа профессий еще не создан. Так, употребляются понятия, отражающие, по сути, разные аспекты оценки профессии: «привлекательность профессии», «популярность профессий», «желательность этой профессии для своего ребенка», «уважение профессии в обществе» и пр. В связи с этим представляется необходимым: разработать единый категориально-понятийный аппарат для изучения престижа профессии, определить индикаторы престижности, раскрыть систему факторов, влияющих на повышение/снижение престижности той или иной профессии в обществе, изучить динамику престижности профессии в кратковременной и долговременной перспективах. В равной мере это относится и к профессии ученого.

Статья проверена программой «Анти-Плагиат»; оригинальность текста - 91%.

Список литературы:

1. Владимирова В. Свобода или надбавка. Что происходит в питерском университете? //Web-ресурс: https: //slon.ru/fast/russia/dogovor-s-spbgu-tak-est-u-professorov-svoboda-slova-ili-net-1026339.xhtml (дата обращения 15.09.2016).

2. Жирнов Е. Система оплаты труда научных работников имеет серьезные недостатки //Коммерсант.Ру - Власть. - 24.10.2011; Web-ресурс: http: //www.kommersant.ru/doc/1793511 (дата обращения 15.09.2016).

3. Душацкий Л.Е. Материальные стимулы как фактор самореализации научного работника //Социологические исследования. - 1991. -№5. - С.8-17.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) //Российская газета (федеральный выпуск). - 21.01.2009; Консультант Плюс. - 15.09.2016.

5. Международные нормативные акты ЮНЕСКО: Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации /Составитель: И.Д.Никулин; Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. -М.: Издательство «Логос», 1993. - 639 с.

6. Отчет: «Современное поколение ученых: ценности, мотивация, стиль жизни» /АНО «Центр прикладных исследований и программ». -М., 2009. - С.39-43.

7. Престиж профессии ученого [электронный ресурс] //http://www.che.nsk.su/blogs/blog-inh-so-ran/prestizh-professii-uchenogo.html (дата обращения 15.09.2016).

8. Российская битва при Садове. Советник Министра обороны Российской Федерации Андрей Ильницкий - о том, что нужно сделать, чтобы предотвратить утечку мозгов и возродить науку //Известия. -25.11.2015.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -03.09.1996; Консультант Плюс. - 15.09.2016.

10. Физики устали шутить. В Физтехе начался протест преподавателей //Web-ресурс: Insider @the_ins_ru (дата обращения 15.09.2016).

11. Франческо Петрарка. Сонеты, избранное, канцоны, секстины, баллады, мадригалы, автобиографическая проза. - М.: Издательство «Правда», 1984. - 592 с.

12. Хмелевский С.В. О бесценном «национальном достоянии России», или к вопросу об обеспечении позитивного развития отечественной системы образования и науки //Социально-политические науки. - 2013. - №3. - С.25-34.

13. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -09.05.2012; Консультант Плюс. - 15.09.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.