Научная статья на тему 'О преподавателях-математиках 50-х годов'

О преподавателях-математиках 50-х годов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маланьина Галина Александрова

Воспоминания выпускницы физмата 1958 г. о своих учителях-математиках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О преподавателях-математиках 50-х годов»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2009 Математика. Механика. Информатика Вып.3(29)

О преподавателях-математиках 50-х годов

Г. А. Маланьина

Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

Воспоминания выпускницы физмата 1958 г. о своих учителях-математиках.

Мы поступили на математическое отделение физико-математического факультета Пермского (тогда Молотовского) университета в 1953 г. Сразу же попали в атмосферу необыкновенной увлеченности. Коллектив преподавателей на факультете был творческий, талантливый. Преподаватели поражали глубиной изложения материала, эрудированностью, культурой, интеллигентностью и высокой нравственностью. Изредка удавалось заглянуть на кафедру и увидеть их в свободные минуты: всегда шахматная доска, фигуры на ней, кто-то играет, ведется спокойная беседа коллег, среди них - Г.А.Жданов, С.И.Мельник, И.И.Севрук, В.И.Хлебутина, М.И.Карга-полов и др. Как оказалось позднее, разница в возрасте у нас с ними была не очень большой (15-20 лет), но тогда нам казались многие из них очень солидными: С.Н.Черников, Б.Н.Бабкин, С.И.Мельник, И.Г.Севрук, Г.А.Жданов, И.В.Цыганков, Е.Е.Драхлин, Л.И.Волковыский. Со стороны преподавателей чувствовалось доброе, внимательное, уважительное отношение к нам, студентам. Это были наши старшие товарищи, коллеги.

С.Н.Черников учил нас не верить слову "очевидно", все должно быть доказано, приучал нас ставить проблемные вопросы, исследовать.

Б.Н.Бабкин читал курс математического анализа. Он всегда нам говорил: "Учите! Знания, понимание со временем придут". Действительно так и оказалось. Борис Николаевич увлекался чтением художественной литературы, рассказывал на лекциях о прочитанном; его беседы всегда были интересны и поучительны.

© Г. А. Маланьина, 2009

Многим из упомянутых выше профессорам и доцентам посвящены статьи в факультетском юбилейном сборнике [1].

Важную роль в нашем обучении и воспитании играли старшие преподаватели и ассистенты, работавшие в 50-х гг. на факультете: Юлия Моисеевна Розенфельд, Валентина Ивановна Хлебутина, Антонина Сергеевна Юдина, Юрий Владимирович Девингталь, Михаил Иванович Каргаполов и др.

Хочется рассказать о замечательных преподавателях: Юлии Моисеевне Розен-

фельд и Валентине Ивановне Хлебутиной, работавших в эти годы на кафедре алгебры и геометрии.

В нашей группе практические занятия по алгебре и аналитической геометрии на первом курсе вела Юлия Моисеевна Розенфельд. Это был чуткий, внимательный, сердечный человек,

вдумчивый, творческий Ю. М. Розенфельд _

преподаватель. Она всегда старалась подчеркнуть важность, значительность, красоту изучаемого предмета, в каждой задаче видела особый смысл, пыталась вместе с нами найти разные подходы к решению задачи. Способных студентов у нас в группе было много: Юра Горчаков, Володя Шунков, Яков Половицкий, Володя Чупин, Инга Филимонова, Люся Крепак, Юра Родин. Юлия Моисеевна старалась, чтобы они работали в силу своих способностей, не прозябали, а искали, дерзали: давала им особые задания, потруднее, предлагала дополнительные задачи для реше-

О преподавателях-математиках 50-х годов

ния дома. Всегда на занятии спрашивала теорию, даже доказательства. На все у нее хватало времени.

Юлия Моисеевна была также куратором нашей группы. Она всех нас знала, кто откуда приехал, где живет, чем интересуется, чем занимается, на что способен. Нередко мы проводили под ее руководством беседы о выдающихся математиках. Она старалась привить нам любовь к классической музыке, стихам, театру. Вместе с Юлией Моисеевной мы часто ходили в оперный театр, на симфонические концерты. После театра она оставалась ночевать у нас в общежитии, так как идти домой ей было далеко, да и страшно. Жила Юлия Моисеевна со своей мамой Мирой Львовной на частной квартире; позднее ей дали комнату в первом общежитии университета. Она часто приглашала всю нашу группу (25 человек) к себе домой. Здесь мы слушали Шаляпина, романсы, симфонические концерты, читали стихи.

Юлия Моисеевна была требовательным преподавателем, давала прочные, глубокие знания, старалась с первого курса приобщить нас к науке. Сама она занималась теорией групп под руководством С.Н.Черникова. С первого курса развивала у нас любовь к алгебре, привлекала нас к работе в научных кружках, которые были организованы на факультете. Книг по теории групп было мало, и Юлия Моисеевна давала нам на лето эти книги, чтобы мы заглядывали в них на досуге, почитывали, задумывались о понятиях теории групп.

Мне казалось, что Юлия Моисеевна очень любит только нашу группу, сроднилась с ней. Какого же было мое удивление, когда я узнала, что такое же внимание, любовь она проявляет и к другой группе, где тоже работает куратором. Такие же теплые, дружеские отношения были у нее и со студентами-химиками, у которых она читала лекции по математике. По прошествии многих лет мы можем признаться, что все ее любим, уважаем, боготворим.

Позднее мы познакомились с Валентиной Ивановной Хлебутиной (Сюзевой). Она вела у нас практические занятия по дифференциальной геометрии.

У Валентины Ивановны была только одна запись в трудовой книжке: Пермский государственный университет, кафедра алгебры и геометрии. Она была высококвалифицированным, требовательным преподавателем,

прекрасным, чутким человеком. Работала она с нами кропотливо, стараясь добиться полного понимания предмета, глубокого усвоения материала. Никто не мог получить у нее зачет, если имел по какой-то теме долг; она не жалела сил и времени, чтобы принять все наши долги. У нас в группе были способные ребята, такие как Юра Родин, Володя Шунков, которым хотелось без труда, побыстрее получить у нее зачет, но обойти Валентину Ивановну никогда не удавалось, приходилось потрудиться.

Каждую осень ездила Валентина Ивановна с какой-нибудь из групп в колхоз на уборку картошки. На ее хрупкие девичьи плечи (разница в возрасте у нас с ней была 7 лет) ложились многочисленные заботы о студентах в колхозе: разместить всех по домам, обеспечить питанием, организовать работу в поле, мытье в бане, отъезд в Пермь. Конечно, со всем этим были немалые трудности. Да еще студенты своими "шуточками" создавали для нее дополнительные проблемы. Наша группа особенно много доставляла ей хлопот. Мы всегда ставили условие: жить будем все вместе. А как разместить 20-25 человек в одной крестьянской избе? И по организации работы у нас всегда были претензии: картофелекопалка

плохо работает, плохие вилы дали, мало мешков и так далее. Валентине Ивановне приходилось решать все эти вопросы.

Каждый год Валентина Ивановна была куратором какой-нибудь студенческой группы мехмата, проводила в ней большую воспитательную работу, старалась помочь решить насущные проблемы. Студенты отвечали Валентине Ивановне за ее внимание, заботу, помощь любовью и уважением. После окончания университета, бывая в Перми, они всегда навещали ее, рассказывали о своих делах, успехах, делились радостями.

Валентина Ивановна была требовательным, строгим, но справедливым преподавателем. Ко всем студентам она относилась с уважением, внимательно, никогда не обижала их, не унижала, не оскорбляла, не повышала на них голос. Принимая зачет, она отправляла студента разобраться в поставленном вопросе

В. И. Хлебутина

Г. А. Маланьина

до тех пор, пока он полностью не поймет его суть. Но обиды на нее ни у кого не оставалось, все было справедливо. Поэтому студенты любили Валентину Ивановну. Когда на факультете проводили вечера встречи с выпускниками, все бывшие студенты старались подойти к Валентине Ивановне, поговорить с ней, поблагодарить ее за все то, что она "вложила" в них за годы учебы в университете.

У Валентины Ивановны были исключительная память и талант понимать человеческие души. У нее всегда была огромная учебная нагрузка: практические занятия в 4-5 группах, поток физиков - 125 человек, поток математиков по аналитической геометрии -75 человек, дифференциальной геометрии -50 человек. Но всех своих студентов она знала, каждый из них для нее был личностью, она знала их фамилии, знала кто из них на что способен, кто ленится, кто шпаргалит, кто работает в полную силу, добросовестно, кто способен на обман, хитрость, кто талантлив. Проходили годы, а Валентина Ивановна помнила, когда учился тот или другой студент, помнила их фамилии, как они успевали, отдельные эпизоды, связанные с их учебой. Всех студентов она пропускала через свое любящее сердце.

Все, что делала Валентина Ивановна на нашей кафедре, выполнено ей на высоком научно-методическом уровне, тщательно, искусно. Все свое мастерство и талант вложила она в методические разработки по алгебре, аналитической геометрии, дифференциальной геометрии. Эти материалы уже неоднократно переиздавались, ими пользуются все наши преподаватели и в настоящее время. Задачи, содержащиеся в них, отличают четкие формулировки, разнообразие поставленных в них вопросов; они не обременены громоздкими вычислениями и имеют "круглые" ответы. Это был особый талант Валентины Ивановны - делать все четко, математически грамотно, полно и красиво разработать поставленный вопрос.

Меня всегда восхищало, как мастерски В.И.Хлебутина преподавала алгебру и геометрию на первом курсе физического факультета. Ею была составлена широкая, глубокая программа преподаваемого курса; количество отведенных часов на ее выполнение время от времени сокращали, поток студентов был большой, уровень подготовки их разный. Но Валентина Ивановна всегда выполняла программу, давала студентам глубокие знания. Ей нравились студенты-физики больше студентов мехмата; она говорила, что там чаще встречаются очень способные, одаренные, любознательные, нестандартно мыслящие ученики. Мне доводилось вести занятия у студентов-физиков, когда Валентина Ивановна уезжала в Москву на ФПК. Когда я выходила от них с лекции, у меня всегда бежали струйки пота по спине. А Валентина Ивановна работала с ними много лет, всегда с интересом брала себе этот поток, работала с ними без устали, а эта работа была очень нелегкой.

Валентина Ивановна была отзывчивым, сердечным, дружелюбным, бескорыстным человеком. Она пользовалась большой любовью и уважением у всех сотрудников и студентов нашего факультета. Это был удивительный Человек!

Я подробно рассказала о двух замечательных преподавателях (а позднее и коллегах) Ю.М.Розенфельд и В.И.Хлебутиной еще и потому, что наша группа во многом обязана им тем, что из мальчишек и девчонок - в прошлом первокурсников - выросли любящие математику, искусство и жизнь люди. Из 25 наших "одногруппников" трое (Ю.Родин, В.Шунков и Ю.Горчаков) стали докторами наук, шестеро - кандидатами наук.

Список литературы

1. Наш мехмат. Пермь, 2006.

About lecture-mathematician of 50s

G. A. Malanyina

Perm State University, 614990, Perm, Bukireva st., 15

The graduate of physical and mathematical faculty of 1958 recalled her lecture-mathematican.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.