Научная статья на тему 'О ПРЕПОДАВАНИИ СТУДЕНТАМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ ТРЕБОВАНИЙ К ДИСТРИБЬЮЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ХРАНЕНИЯ НА АПТЕЧНЫХ СКЛАДАХ'

О ПРЕПОДАВАНИИ СТУДЕНТАМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ ТРЕБОВАНИЙ К ДИСТРИБЬЮЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ХРАНЕНИЯ НА АПТЕЧНЫХ СКЛАДАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ / ДИСТРИБЬЮЦИЯ / АПТЕЧНЫЙ СКЛАД / ХРАНЕНИЕ / ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО / ЗОНИРОВАНИЕ / КАРТИРОВАНИЕ / ХОЛОДОВАЯ ЦЕПЬ / ЛОГГЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кугач В. В., Адаменко Г. В., Романюк А. А., Медушевская А. И., Куприй Н. Д.

Целью работы было организовать преподавание студентам фармацевтического факультета ВГМУ требований к дистрибьюции лекарственных средств и организации их хранения на аптечных складах. В работе использовали методы эмпирического и теоретического исследования. Для преподавания обучающимся правил Надлежащей дистрибьюторской практики и Надлежащей практики хранения в учебно-производственном корпусе ВГМУ организован симуляционный аптечный склад, оснащенный складским оборудованием (стеллажи, поддоны, шкафы, холодильник), средствами измерения температуры и влажности, транспортными и вторичными упаковками лекарственных средств. Для студентов 3-го курса фармацевтического факультета по указанным темам организовано 4 лабораторных занятия. При усвоении учебного материала и формировании профессиональных компетенций у студентов использовали сочетание теоретического, симуляционного, практического обучения и применения видеоматериалов. В ходе занятий студенты изучили требования к аптечным складам, их организационную структуру, принципы создания системы качества; требования к персоналу и документации дистрибьютора, правила оценки поставщиков и заказчиков; приобрели профессиональные компетенции по зонированию помещений аптечного склада, организации адресного хранения и холодовой цепи, температурному картированию, приемке товаров и комплектации заказов, оформлению первичной учетной документации. Полученные обучающимися теоретические знания и профессиональные компетенции будут востребованы при работе не только на аптечном складе, но и в аптеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кугач В. В., Адаменко Г. В., Романюк А. А., Медушевская А. И., Куприй Н. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT TEACHING STUDENTS OF THE PHARMACEUTICAL FACULTY OF VSMU REQUIREMENTS FOR THE DISTRIBUTION OF MEDICINAL PRODUCTS AND ORGANIZATION OF THEIR STORAGE AT PHARMACY WAREHOUSES

The object of the paper was to organize teaching students of the Pharmaceutical Faculty of VSMU the requirements for the distribution of medicinal products and organization of their storage at pharmacy warehouses. The methods of empirical and theoretical research were used in the paper. To teach students the rules of Good Distribution Practice and Good Storage Practice at the learning and practice building of VSMU a simulation pharmacy warehouse equipped with storage equipment (racks, pallets, cabinets, refrigerator), temperature and humidity measuring instruments, transport and secondary packaging of medicinal products was established. For the 3rd year students of the Pharmaceutical Faculty 4 laboratory classes were set up on these topics. When studying educational material and forming professional competencies among students a combination of theoretical, simulation, practical training and the use of video materials was applied. In classes students learned the requirements for pharmacy warehouses, their organizational structure, principles of creating a quality system, requirements for the personnel and distributor’s documentation, the rules for evaluating suppliers and customers; acquired professional competencies in zoning the premises of a pharmacy warehouse, organizing address storage and a cold chain, mapping temperature, receiving goods and packaging arrangement of orders and preparing primary accountant documentation. Theoretical knowledge and professional competencies received by the students will be in demand when working not only at a pharmacy warehouse, but also at a pharmacy.

Текст научной работы на тему «О ПРЕПОДАВАНИИ СТУДЕНТАМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ ТРЕБОВАНИЙ К ДИСТРИБЬЮЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ХРАНЕНИЯ НА АПТЕЧНЫХ СКЛАДАХ»

Republic of Belarus [Elektronnyi resurs]. BIK Ratings. 2020 Dek 18. Rezhim dostupa: https:// Mkratings.by/anaHtika/farmaczevticheskij-rynok-belarusi. Data dostupa: 04.04.2022. (In Russ.)

35. Glushanko VS, redactor. Quality and efficiency of medical and organizational technologies of the XXI century [CD-ROM]: materialy II-go Nats Kongr s mezhdunar uchastiem; 2021 Dek 17 Vitebsk. Vitebsk, RB: Vitebskii gos med un-t; 2021. (In Russ.)

Адрес для корреспонденции:

210023, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом ФПК и ПК, тел.: +375 (212) 64 81 59, Глушанко В. С.

Поступила 15.04.2022 г.

УДК 378:615.1 DOI: https://doi.org/10.52540/2074-9457.2022.2.93

В. В. Кугач, Г. В. Адаменко, А. А. Романюк, А. И. Медушевская, Н. д. Куприй

О преподавании студентам фармацевтического факультета вгму требований к дистрибьюции лекарственных средств и организации их хранения на аптечных складах

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,

г. Витебск, Республика Беларусь

Целью работы было организовать преподавание студентам фармацевтического факультета ВГМУ требований к дистрибьюции лекарственных средств и организации их хранения на аптечных складах. В работе использовали методы эмпирического и теоретического исследования. Для преподавания обучающимся правил Надлежащей дистрибьюторской практики и Надлежащей практики хранения в учебно-производственном корпусе ВГМУ организован симуляционный аптечный склад, оснащенный складским оборудованием (стеллажи, поддоны, шкафы, холодильник), средствами измерения температуры и влажности, транспортными и вторичными упаковками лекарственных средств. Для студентов 3-го курса фармацевтического факультета по указанным темам организовано 4 лабораторных занятия. При усвоении учебного материала и формировании профессиональных компетенций у студентов использовали сочетание теоретического, симуляционного, практического обучения и применения видеоматериалов. В ходе занятий студенты изучили требования к аптечным складам, их организационную структуру, принципы создания системы качества; требования к персоналу и документации дистрибьютора, правила оценки поставщиков и заказчиков; приобрели профессиональные компетенции по зонированию помещений аптечного склада, организации адресного хранения и холодовой цепи, температурному картированию, приемке товаров и комплектации заказов, оформлению первичной учетной документации. Полученные обучающимися теоретические знания и профессиональные компетенции будут востребованы при работе не только на аптечном складе, но и в аптеке.

Ключевые слова: преподавание, дистрибьюция, аптечный склад, хранение, лекарственное средство, зонирование, картирование, холодовая цепь, логгеры.

ВВЕДЕНИЕ

Новой редакцией Закона Республики Беларусь «Об обращении лекарственных средств» от 13.05.2020 № 13-3 [1] введены

в действие на территории Республики Беларусь ряд нормативных правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В их числе Правила надлежащей дистрибьюторской прак-

тики в рамках ЕАЭС (правила ИДИ, правила GDP), которыми установлены новые требования к организации дистрибьюции лекарственных средств (ЛС) и созданию системы качества на аптечном складе и складе производителя ЛС [2]. Положения Закона вступили в силу 20.11.2020 [1].

Впервые создание системы обеспечения качества ЛС на аптечном складе в Республике Беларусь было установлено Надлежащей практикой оптовой реализации (НПОР) в 2007 г. [3]. Система обеспечения качества включала наличие необходимых работников, помещений, оборудования и других технических средств, разработку рабочих инструкций (РИ) и (или) стандартных операционных процедур (СОП), ведение учетных регистров, соблюдение сроков годности, условий хранения ЛС и правил их оптовой реализации. НПОР предусматривала назначение на аптечном складе ответственного лица и проведение самоинспекции. Внедрение перечисленных требований в работу аптечных складов повысило уровень организации оптовой реализации ЛС в Республике Беларусь [3].

Вместе с тем многие вопросы, которые касались дистрибьюции ЛС, не нашли своего отражения в НПОР. Ряд требований устарели с момента принятия НПОР и нуждались в актуализации. Правила НДП стали механизмом модернизации всей цепи поставки ЛС от производителя к потребителю, обеспечения их качества, безопасности и эффективности. Правилами ИДИ расширен понятийный аппарат в сфере дистри-бьюции ЛС, введены требования зонирования помещений, температурного картирования в помещениях дистрибьютора и их постоянного мониторирования, управления рисками для качества, оценки поставщиков и заказчиков, передачи части услуг на аутсорсинг, организации работы с фальсифицированной продукцией и др. [2].

В настоящее время НПОР утратила силу, а многие вопросы организации хранения ЛС, медицинских изделий и других товаров аптечного ассортимента на аптечном складе включены в надлежащую практику хранения (НПХ). В НПХ актуализированы требования по хранению различных групп ЛС в соответствии с их физико-химическими свойствами [4].

Внедрение новых методов в работу аптечного склада потребовало пересмотра образовательной программы подготовки

студентов фармацевтического факультета ВГМУ в части приобретения профессиональных компетенций по дистрибьюции и хранению ЛС.

Целью настоящей работы была организация преподавания студентам фармацевтического факультета ВГМУ требований к дистрибьюции лекарственных средств и организации их хранения на аптечных складах.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для формирования у студентов профессиональных компетенций по дистри-бьюции и хранению ЛС использовали сочетание теоретических методов, видеоматериалов, практического и симуляционно-го обучения. Лабораторные занятия проводили в учебных аудиториях кафедры организации и экономики фармации с курсом ФПК и ПК и в помещении симуляционно-го аптечного склада. В образовательном процессе использовали учебные фильмы, вторичные и транспортные упаковки ЛС, складское оборудование (стеллажи, поддоны, шкафы). Выполнение практических заданий студенты осуществляли с применением шкафа-витрины ШВУ-0,4 1,3-20 (холодильника), прибора измерительного ПИ-002/1М.А (термогигрометр), термоконтейнера медицинского ТМ-1, хладоэ-лементов МХД-1, логгеров температуры и влажности Testo 174H и 174T.

В работе использовали методы эмпирического исследования (научное наблюдение, опытное обучение, обобщение, описание результатов) и теоретического исследования (анализ и синтез, сравнение, моделирование) [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

С целью преподавания студентам фармацевтического факультета и слушателям ФПК и ПК основ НДП и НПХ в учебно-производственном корпусе ВГМУ организован симуляционный аптечный склад. В его помещении установлены стеллажи двух типов, поддоны (паллеты) различных размеров, изготовленные из различных материалов: пластика, обработанной (евро-стандарт) и окрашенной древесины. В помещении симуляционного аптечного склада размещены также шкафы для хранения товара, столы, холодильник. Симуляцион-

ный аптечный склад оснащен оборудованием для мониторирования температуры и влажности (логгерами), в том числе записывающими, термоконтейнерами и хла-доэлементами для организации холодовой цепи, транспортными и вторичными упаковками ЛС.

Для студентов 3 курса фармацевтического факультета с целью формирования профессиональных компетенций по дис-трибьюции и хранению ЛС по дисциплине «Организация и экономика фармации» организованы 4 учебных занятия.

На первом лабораторном занятии «Организация работы аптечных складов в соответствии с требованиями Надлежащей дистрибьюторской практики» у студентов было сформировано представление о целях НДП, используемых понятиях, функционировании системы обеспечения качества на аптечном складе, требованиях к персоналу, помещениям и оборудованию. На лабораторном занятии изучались новые требования к организации работы складов дистрибьюторов: оценка поставщиков и заказчиков, внедрение компьютеризированных систем, непрерывный мониторинг температуры и влажности, система оповещения при выходе параметров за рекомендуемые пределы.

Для организации дистрибьюции аптечный склад должен быть обеспечен достаточным количеством квалифицированного персонала, на что обращалось особое внимание студентов. Обучающиеся изучили основные требования, предъявляемые к персоналу. Им указано на необходимость знания и понимания работниками аптечного склада требований НДП, касающихся их деятельности [2].

Оформление и хранение документации в соответствии с современными требованиями - один из важнейших этапов дистрибьюции, который позволяет избежать ряда ошибок. Со студентами рассматривались вопросы ведения документации на аптечном складе: документация должна охватывать все процессы, иметь ряд минимальных обязательных требований как к отдельному документу, так и системе документации в целом [2].

Теоретические знания были закреплены демонстрацией 4 учебных фильмов, размещенных в открытом доступе в сети Интернет: «Управление качеством 1.1 Принцип GDP ЕАЭС» [6], «Управление

качеством. Система качества GDP ЕАЭС» [7], «Картирование № 646н фармацевтического склада и холодильных камер. Квалификация» [8], «Фармацевтический склад. Маркировка, зонирование и GDP» [9]. С помощью фильмов у студентов формировалось представление о размещении складского оборудования на аптечном складе, системе маркировки, особое внимание уделялось зонированию и температурному картированию аптечного склада и холодильных камер.

Во время выполнения практических заданий студенты проводили зонирование аптечного склада. В его помещении выделяли зоны карантинного и основного хранения; зоны отдельного хранения ЛС, возвращенных на склад вследствие отзыва с рынка и при передаче из одной аптеки в другую; зоны хранения продукции, забракованной испытательной лабораторией. Также оценивали риски для качества ЛС, которые могут возникать при определенном расположении аптечного склада. Объяснялось значение рампы, защищающей поступающий/отгружаемый товар от неблагоприятных воздействий факторов окружающей среды при проведении по-грузочно-разгрузочных работ. Обеспечивалась взаимосвязь с другими занятиями, повторение требований нормативных правовых актов по порядку отзыва ЛС с рынка, надлежащей практике хранения. Также студенты овладели навыками разработки должностной инструкции ответственного лица.

На втором учебном занятии «Организация работы аптечного склада по приемке и хранению лекарственных средств, медицинских изделий и товаров аптечного ассортимента» студенты изучали вопросы, связанные со структурой аптечного склада, методами работы его приемного отдела и отделов хранения. Обращалось внимание студентов на возможности используемого оборудования (холодильники, морозильники, термоконтейнеры) и средств измерения температуры (термогигрометры, логгеры, датчики).

Обучающиеся смогли самостоятельно освоить принципы адресного хранения: определяли места хранения и присваивали каждому месту соответствующий код. Студентов ознакомили с возможностями компьютерных систем при распределении ЛС по местам хранения на аптечном складе.

В ходе занятия были выработаны навыки оформления первичных учетных документов по приемке и хранению ЛС и других товаров на аптечном складе, а также организации их адресного хранения. В симуляционных условиях студентам было предложено провести приемку товара, составить «Акт приемки» на поступивший товар и заполнить при необходимости «Акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке товарно-материальных ценностей».

При выполнении практического задания по температурному картированию обучающиеся на собственном опыте убедились в важности такой работы для функционирования складов. Температурное картирование (Temperature mapping) - процедура исследования распределения температуры по всему объему помещения, выявления критических точек («холодных» и «горячих») - областей со значительными колебаниями температуры и влажности. Температурное картирование позволяет выявить риски, способные привести к нарушению температурного режима и порче ЛС [10]. В ходе температурного картирования обучающиеся определяли места установки датчиков для дальнейшего мониторинга температуры и влажности, учитывая при этом особенности помещения и особенности находящегося в нем оборудования симуляционного аптечного склада.

Третье учебное занятие было посвящено организации работы аптечного склада по хранению отдельных групп ЛС и комплектации заказов, обращению с отозванной с рынка и возвращенной на склад продукцией. На практической части занятия, наряду с требованиями НДП к организации хранения ЛС на аптечном складе, студенты изучали требования НПХ. Обучающиеся вырабатывали навыки по комплектации заказа товаров для аптеки, оформлению соответствующих первичных учетных документов, работе экспедиционного отдела аптечного склада.

На данном занятии составлялся отчет по итогам температурного картирования в помещении симуляционного склада, полученным студентами всех групп курса. Определялись «горячая» и «холодная» точки для мониторинга температуры и влажности. Далее студенты измеряли контролируемые параметры в данных точках и заполняли карту учета температуры и

влажности.

Одно из практических заданий было посвящено распределению поступивших на аптечный склад ЛС в соответствии с условиями хранения, указанными на упаковке: хранить при температуре от 2 до 4 °С, хранить при температуре от 2 до 8 °С, хранить при температуре от 8 до 15 °С, хранить при температуре не выше 21 °С, хранить при температуре до 25 °С.

Завершающим этапом третьего занятия было практическое задание по комплектации заказа ЛС по представленной студентам заявке.

На лабораторном занятии «Фармацевтическая логистика. Организация транспортировки лекарственных средств, в том числе в условиях холодовой цепи» студенты осваивали основные понятия: фармацевтическая логистика (закупочная, распределительная, транспортная, складская, запасов, информационная), холодовая цепь, термосумка (термоконтейнер), хла-доэлемент и т. д.

При организации холодовой цепи рассматривались вопросы оборудования специальных помещений и транспортных средств, мониторинга температуры в процессе транспортировки, работы с отклонениями при выходе температуры за рекомендуемые пределы и оформления сопроводительных документов, в том числе заполнения карты холодовой цепи. На занятии студенты комплектовали заказ по заявке аптеки для его транспортировки в условиях холодовой цепи с учетом смоделированной доставки в место назначения в течение 2 часов. Обучающиеся проверяли температуру в термоконтейнере на момент комплектации заказа термолабильных ЛС и через 2 часа, давали заключения о соблюдении/несоблюдении условий холо-довой цепи в смоделированных условиях транспортировки.

В рамках данного занятия студенты научились работе с термоиндикаторами и логгерами. На дисплее компьютера демонстрировались результаты монитори-рования температуры в холодильнике на протяжении 8-12 часов с помощью пишущего логгера. Для формирования практи-коориентированного мышления обучающихся также были представлены разные смоделированные графики температурных кривых, полученных при отслеживании температуры в изотермических фургонах

автомобилей. Студенты делали вывод о соблюдении/не соблюдении холодовой цепи по предоставленным документам и предлагали при необходимости корректирующие мероприятия.

Одним из важных элементов занятия было самостоятельное составление студентами маршрута кольцевого завоза товаров в аптеки с аптечного склада. В рамках задания предлагалось спланировать маршрут по карте г. Витебска с учетом количества аптек и минимизации времени доставки.

Необходимо отметить, что в ходе выполнения практических заданий по организации работы аптечного склада студенты приобрели практические навыки, которые будут востребованы и в аптеке при приемке и доставке термолабильных ЛС, размещения ЛС по местам хранения, мониторинга температуры и влажности в помещениях (зонах) хранения.

Выполнению всех практических заданий предшествовал вводный инструктаж (пребрифинг) [11], в ходе которого студентам объяснялись цели занятий, обращалось внимание, с одной стороны, на имитирующий характер заданий, с другой - на использование оборудования, индикаторов и документов, которые применяются в практической деятельности аптечных и фармацевтических организаций.

В конце каждого занятия проводился анализ выполнения практических заданий и подводились его итоги (дебрифинг) [12].

Практические задания выполнялись студентами группами по 10-12 человек и малыми группами по 6-7 человек. Групповая и коллективная формы обучения способствуют социализации обучающихся, направлены на их взаимодействие и совместный поиск решения поставленных задач [13].

Приобретение профессиональных компетенций студентами в условиях симуляци-онного аптечного склада особенно ценно, так как их формирование в условиях реального аптечного склада программой производственной практики не предусмотрено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С целью формирования профессиональных компетенций у студентов фармацевтического факультета ВГМУ и слушателей ФПК и ПК по дистрибьюции и хране-

нию ЛС в учебно-производственном корпусе ВГМУ организован симуляционный аптечный склад. Симуляционный склад оснащен оборудованием для организации хранения ЛС, мониторинга температуры и влажности в помещениях хранения, организации холодовой цепи при транспортировке и хранении термолабильных ЛС.

Для студентов 3 курса фармацевтического факультета ВГМУ организовано 4 занятия, посвященных НДП и НПХ, на которых последовательно рассматриваются теоретические вопросы организации работы аптечного склада и формируются профессиональные компетенции по его зонированию, организации адресного хранения ЛС, температурному картированию, мониторингу температуры и влажности, комплектации заказов для аптек, логистике товародвижения, организации холодо-вой цепи, ведению документации и функционированию системы качества.

Организация симуляционного аптечного склада и занятий по внедрению правил НДП и НПХ в деятельность складов дистрибьюторов способствовали формированию у студентов фармацевтического факультета профессиональных компетенций, востребованных в их будущей практической деятельности.

SUMMARY

V. V. Kuhach, G. V. Adamenko, A. A. Romanyuk, A. I. Medushevskaya, N. D. Kupriy ABOUT TEACHING STUDENTS OF THE PHARMACEUTICAL FACULTY

OF VSMU REQUIREMENTS FOR THE DISTRIBUTION OF MEDICINAL

PRODUCTS AND ORGANIZATION OF THEIR STORAGE AT PHARMACY WAREHOUSES The object of the paper was to organize teaching students of the Pharmaceutical Faculty of VSMU the requirements for the distribution of medicinal products and organization of their storage at pharmacy warehouses. The methods of empirical and theoretical research were used in the paper. To teach students the rules of Good Distribution Practice and Good Storage Practice at the learning and practice building of VSMU a simulation pharmacy warehouse equipped with storage equipment (racks, pallets, cabinets, refrigerator), temperature and humidity measuring instruments,

transport and secondary packaging of medicinal products was established. For the 3rd year students of the Pharmaceutical Faculty 4 laboratory classes were set up on these topics. When studying educational material and forming professional competencies among students a combination of theoretical, simulation, practical training and the use of video materials was applied. In classes students learned the requirements for pharmacy warehouses, their organizational structure, principles of creating a quality system, requirements for the personnel and distributor's documentation, the rules for evaluating suppliers and customers; acquired professional competencies in zoning the premises of a pharmacy warehouse, organizing address storage and a cold chain, mapping temperature, receiving goods and packaging arrangement of orders and preparing primary accountant documentation. Theoretical knowledge and professional competencies received by the students will be in demand when working not only at a pharmacy warehouse, but also at a pharmacy.

Keywords: teaching, distribution, pharmacy warehouse, storage, medicinal product, zoning, mapping, cold chain, loggers.

литература

1. Об обращении лекарственных средств [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 20 июля 2006 г. № l6l-3 : с изм. и доп. : Закон Респ. Беларусь от 13 мая 2020 г. № 13-3 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/ upload/docs/op/H12000013_1589835600.pdf. -Дата доступа: 28.11.2021.

2. Об утверждении Правил надлежащей дистрибьюторской практики в рамках Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: решение Совета Евразийской экон. комис., 3 нояб. 2016 г., № 80. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0 =F91600335. - Дата доступа: 28.11.2021.

3. Об утверждении Надлежащей практики оптовой реализации [Электронный ресурс]: постановление М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 15 янв. 2007 г., № 6 : с изм. и доп.: постановление М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 25 окт. 2012 г., № 163. -Режим доступа: http://gospharmnadzor.by/ upload/000127_889735_N6_20072008.pdf. -Дата доступа: 28.11.2021.

4. Об утверждении Надлежащей практики хранения лекарственных средств [Электронный ресурс]: постановление М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 23 окт. 2020 г., № 88 //

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: https:// pravo.by/document/?guid=12551&p0=W220360 34&p1=1. - Дата доступа: 28.11.2021.

5. Едронова, В. Н. Система методов в научных исследованиях / В. Н. Едронова,

A. О. Овчаров // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 10. - С. 33-47.

6. Управление качеством 1.1. Принцип GDP ЕАЭС [Видеозапись] // YouTube. -Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=twHHvloR4E4. - Дата доступа: 28.11.2021.

7. Управление качеством. Система качества GDP ЕАЭС [Видеозапись] // YouTube. -Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=7YjCm5tkRBc&t. - Дата доступа: 28.11.2021.

8. Картирование № 646н фармацевтического склада и холодильных камер. Квалификация [Видеозапись] // YouTube. - Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=wh5zXYqD58Y&t. - Дата доступа: 28.11.2021.

9. Фармацевтический склад. Маркировка, зонирование и GDP [Видеозапись] // YouTube. -Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=j0RE3WWFzu4&t. - Дата доступа: 28.11.2021.

10. Минина, Н. В. Температурное картирование [Электронный ресурс] / Н. В. Минина // Провизор-24. - Режим доступа: https:// provizor24.ru/blog/about_termokartirovanie. -Дата доступа: 20.11.2021.

11. Кухарчик, Ю. В. Симуляционное обучение как эффективная технология формирования практических навыков у субординаторов акушер-гинекологов [Электронный ресурс] / Ю. В. Кухарчик // Симуляционные технологии обучения в подготовке медицинских работников: актуальность, проблемные вопросы внедрения и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 7 дек. 2018 г. / ред.

B. А. Снежицкий. - Гродно: Гродненский гос. мед. ун-т, 2018. - С. 91-95. - Режим доступа: http://elib.grsmu.by/handle/files/10430. - Дата доступа: 28.11.2021.

12. Свистунов, А. А. Методы и принципы симуляционного обучения [Электронный ресурс] / А. А. Свистунов. - Режим доступа: https://rosomed.ru/kniga/metodi_i_principi_ simulationnogo_obucheniya.pdf. - Дата доступа: 28.11.2021.

13. Гулк, Е. Б. Современные подходы к формам организации процесса обучения в высшей школе [Электронный ресурс] / Е. Б. Гулк // Науч.-технические ведомости Санкт-Петербургского гос. ун-та. Гуманитарные и общественные науки. - 2013 - № 1. -

C. 30-33. - Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/sovremennye-podhody-k-formam-

organizatsii-protsessa-obucheniya-v-vysshey-shkole. - Дата доступа: 19.11.2021.

references

1. On the circulation of medicines [Elek-tronnyi resurs]: Zakon Resp Belarus' ot 20 iiulia 2006 g № 161-Z : s izm i dop : Zakon Resp Belarus' ot 13 maia 2020 g № 13-Z. Natsional'nyi pravovoi Internet-portal Respubliki Belarus'. Rezhim dostupa: https://pravo.by/upload/docs/ op/H12000013_1589835600.pdf. Data dostupa: 28.11.2021. (In Russ.)

2. On approval of the Rules of Good Distribution Practice within the Eurasian Economic Union [Elektronnyi resurs]: reshenie Soveta Evra-ziiskoi ekon komis 3 noiab 2016 g № 80. Rezhim dostupa: https://pravo.by/document/?guid=3871 &p0=F91600335. Data dostupa: 28.11.2021. (In Russ.)

3. On Approval of Good Wholesale Practice [Elektronnyi resurs]: postanovlenie M-va zdravookhraneniia Resp Belarus' 15 ianv 2007 g № 6 : s izm i dop : postanovlenie M-va zdra-vookhraneniia Resp Belarus' 25 okt 2012 g № 163. Rezhim dostupa: http://gospharmnadzor. by/upload/000127_889735_N6_20072008.pdf. Data dostupa: 28.11.2021. (In Russ.)

4. On Approval of Good Practice for the Storage of Medicinal Products [Elektronnyi resurs]: postanovlenie M-va zdravookhraneniia Resp Belarus' 23 okt 2020 g № 88. Natsional'nyi pravovoi Internet-portal Respubliki Belarus'. Rezhim dostupa: https://pravo.by/document/?gui d=12551&p0=W22036034&p1=1. Data dostupa: 28.11.2021. (In Russ.)

5. Edronova VN, Ovcharov AO. System of methods in scientific research. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika. 2013;(10):33-47. (In Russ.)

6. Quality management 1.1. EAEU GDP principle [Videozapis'].YouTube. Rezhim dostupa: https:// www.youtube.com/watch?v=twHHvloR4E4. Data dostupa: 28.11.2021. (In Russ.)

7. Quality control. EAEU GDP quality system [Videozapis']. YouTube. Rezhim dostupa: https:// www.youtube.com/watch?v=7YjCm5tkRBc&t. Data dostupa: 28.11.2021. (In Russ.)

8. Mapping No. 646n of a pharmaceutical warehouse and cold rooms. Qualification [Video-zapis']. YouTube. Rezhim dostupa: https://www.

youtube.com/watch?v=wh5zXYqD58Y&t. Data dostupa: 28.11.2021. (In Russ.)

9. Pharmaceutical warehouse. Marking, zoning and GDP [Videozapis']. YouTube. Rezhim dostupa: https://www.youtube.com/ watch?v=j0RE3WWFzu4&t. Data dostupa: 28.11.2021. (In Russ.)

10. Minina NV. Temperature mapping [Elektronnyi resurs]. Provizor-24. Rezhim dostupa: https://provizor24.ru/blog/about_ter-mokartirovanie. Data dostupa: 20.11.2021. (In Russ.)

11. Kukharchik IuV. Simulation training as an effective technology for the formation of practical skills for subordinators of obstetricians and gynecologists [Elektronnyi resurs]. V: Snezhitskii VA, redaktor. Simuliatsionnye tekhnologii obu-cheniia v podgotovke meditsinskikh rabotnikov: aktual'nost', problemnye voprosy vnedreniia i per-spektivy. Materialy mezhdunar nauch-prakt konf; 2018 Dek 7; Grodno. Grodno, RB: Grodnenskii gos med un-t; 2018. s. 91-5. Rezhim dostupa: http://elib.grsmu.by/handle/files/10430. Data dostupa: 28.11.2021. (In Russ.)

12. Svistunov AA. Methods and principles of simulation training [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://rosomed.ru/kniga/metodi_i_ principi_simulationnogo_obucheniya.pdf. Data dostupa: 28.11.2021. (In Russ.)

13. Gulk EB. Modern approaches to the forms of organization of the learning process in higher education [Elektronnyi resurs]. Nauch-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gos un-ta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2013;(1):30-3. Rezhim dostupa: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-formam-organizatsii-protsessa-obucheniya-v-vysshey-shkole. Data dostupa: 19.11.2021. (In Russ.)

Адрес для корреспонденции:

210009, Республика Беларусь,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Витебск, пр. Фрунзе, 27,

УО «Витебский государственный ордена

Дружбы народов медицинский университет»,

кафедра органинизации и экономики фармации

с курсом ФПК и ПК,

тел. раб.: 8 (0212) 60-14-08,

е-mail: vkuhach@mail.ru,

Кугач В. В.

Поступила 28.04.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.