Научная статья на тему 'О ПРЕПОДАВАНИИ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ'

О ПРЕПОДАВАНИИ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.Ф. Стояновский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРЕПОДАВАНИИ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ»

пирозании влияния этого изменения стандартизованные показатели смертности (1950 г.— 11,3, 1960 г.— 10,4) свидетельствуют о ее снижении. Ян Билецкий провел также сопоставление результатов применения различных способов стандартизации показателей при наличии заведомо известной численности населения в каждой возрастной группе. Для нашего примера результаты этого сопоставления приведены в табл. 3.

Все методы стандартизации дают в основном одинаковый результат, что свидетельствует о снижении смертности, не нашедшем отражения в обычных показателях. Метод Керриджа оказывается менее точным, чем прямой и косвенный методы стандартизации. Следовательно, в тех случаях, когда известен возрастной состав населения (например, при сравнении заболеваемости или смертности в двух местностях за 1959 г. или ближайшие годы), рекомендуется применять один из ранее известных методов стандартизации показателей. В тех же случаях, когда возрастной состав населения не известен, а известны лишь его общая численность и возрастное распределение больных или умерших (например, при изучении динамики заболеваемости или смертности в годы, предшествовавшие переписи, и в настоящее время), следует пользоваться несколько менее точным, но дающим достаточно удовлетворительные результаты «обратным» методом стандартизации, предложенным Керриджем.

Поступила 26/Х1 1960 г.

* * *

Таблица 3

Сопоставление показателей смертности, вычисленных

различными методами

Летоды вычисления показателей смертности 1950 г. 1960 г. Отношение показателей 1960 г. к 1950 г. (в %)

Обычные показатели с иерт-

ности .......... 10,0 10,6 106,0

Стандартизованные показа-

тели:

по прямому методу . . . 10,2 9,8 96,1

» косвенному » ... 11,4 11,0 96,5

» методу Керриджа . . . 11,3 10,4 92,0

О ПРЕПОДАВАНИИ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ

В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ

Проф. А. Ф. Стояновский

Из кафедры общей гигиены Одесского медицинского института

Учебные планы, как известно, предусматривают специальные часы для курса радиационной гигиены только на санитарном факультете; на остальных факультетах учебные часы для этого курса не выделяются. Это обстоятельство при очень небольшом общем количестве академических часов, отводимых на гигиену, крайне затрудняет нормальное прохождение курса радиационной гигиены. А между тем широкое применение в практике радиоактивных веществ и источников излучения, сплошь и рядом создающих определенную опасность для организма, требует обязательных знаний всеми лечащами врачами радиационной гигиены. Эта сторона дела в курсах радиологии и рентгенологии, как правило, не освещается.

В 1956 г. Министерством здравоохранения СССР были разосланы программы по радиационной гигиене для различных факультетов медицинских институтов. Опыт показывает, что программы составлены очень общо, в результате чего разные кафедры строят этот курс по

своему усмотрению. Особенно схематична программа для лечебных и педиатрических факультетов (стоматологические и фармацевтические факультеты вообще выпали из поля зрения). Учитывая, что курс радиационной гигиены представляет для кафедр определенные трудности и преподавание его налаживается впервые, а также понимая необходимость определенной унификации преподавания, мы считаем, что существующие программы по радиационной гигиене (или дополнения к общим программам) должны быть пересмотрены и детализированы в такой степени, при которой точно определялись бы объем и последовательность преподавания данной дисциплины на каждом факультете. Это в значительной мере облегчит работу кафедр.

Студенты санитарного факультета должны хорошо овладеть всеми методами исследования радиоактивного загрязнения внешней среды; что же касается студентов лечебных профилей, то их подготовка по овладению аппаратурой может быть ограничена знакомством и работой с некоторыми основными типами приборов. Это тоже должно быть оговорено в программе.

Существующие программы предполагают включение элементов радиационной гигиены в общий курс гигиены. Только на санитарном факультете в новых учебных планах радиационная гигиена выделена в самостоятельный курс (уже после опубликования программы). В настоящее время на факультетах лечебных профилей отдельные вопросы радиационной гигиены включаются в различные разделы курса. Например, при чтении раздела «Гигиена воздуха» излагаются и данные по радиоактивному загрязнению воздуха, при чтении раздела «Гигиена воды» — вопросы радиоактивного загрязнения воды, дезактивации и т. д. Такой метод изложения является совершенно естественным. Однако опыт показывает, что у студентов не остается цельного представления и твердых знаний о радиационном факторе внешней среды, его значении и мерах охраны человека от радиоактивных влияний.

Для устранения этого необходимо обязательно на факультетах лечебного профиля после прохождения основных разделов гигиены ввести обобщающий, синтезирующий курс радиационной гигиены (6—8 лекционных и столько же часов практических занятий). Эти часы должны быть предусмотрены в учебных планах.

Накопленный опыт преподавания радиационной гигиены убеждает в необходимости обязательной организации на кафедрах общей гигиены кабинетов радиационной гигиены. Без таких кабинетов, которые были бы оснащены хотя бы минимальным количеством необходимой аппаратуры, поставить на высоком уровне преподавание невозможно. .Должны быть разработаны структура и список оснащения таких кабинетов для вузов, где имеются санитарные факультеты и где их нет. Оснащение кабинетов необходимо организовать в централизованном порядке. С другой стороны, в настоящее время нельзя себе представить нормальную работу кафедры гигиены без кабинетов радиационной гигиены, на базе которых проводилась бы и соответствующая научная работа. Однако мы должны с огорчением констатировать, что благодаря недостаточному вниманию к этим вопросам кафедры гигиены в указанной области отстают от требований жизни.

Пленум Украинского общества гигиенистов (1960) принял решение просить Министерство здравоохранения УССР дать указание ректорам медицинских вузов об организации кабинетов радиационной гигиены при кафедрах общей гигиены медицинских институтов. Однако ректоры медицинских вузов, к сожалению, очень часто недооценивают значения радиологической подготовки и не способствует созданию таких кабинетов. По-видимому, необходимо вмешательство Министерства здравоохранения СССР.

Поступила 30/ХН 1961 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.