ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА
САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА ПОДГОТОВКА САНИТАРНЫХ КАДРОВ
--—щ -
О ПРЕПОДАВАНИИ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ
__ •
Доцент О. А. Ластков
Из кафедры общей гигиены Донецкого медицинского института
В нашей стране достигнуты большие успехи по мирному использованию атомной энергии. К работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений привлекается все большее число людей. В связи с этим санитарные факультеты медицинских институтов должны выпускать врачей, способных осуществлять квалифицированный санитарный надзор за предприятиями и учреждениями, применяющими радиоизотопы и источники ионизирующей радиации.
Радиационная гигиена — одна из самых молодых и быстро развивающихся отраслей гигиенической науки. В настоящее время особое значение приобретают вопросы преподавания этой новой дисциплины.
Учитывая известную универсальность и разнообразие форм применения радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений, следует считать, что задачей курса является подготовка санитарных врачей широкого профиля, а не специалистов для радиологических групп санитарно-эпидемиологических станций.
Студент-медик должен знать основные элементы ядерной физики и иметь представление о биологическом действии ионизирующих излучений, ему должны быть известны особенности поведения радиоактивных веществ во внешней среде, основы защиты от излучений, организационные, технические и санитарные меры профилактики радиационных поражений. Будущий санитарный врач должен уметь осуществлять контроль за условиями труда лиц, контактирующих с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений, производить простейшие дозиметрические и радиометрические исследования объектов внешней среды и давать обоснованные заключения в области санитарно-предупредительного надзора при проектировании, строительстве и приеме в эксплуатацию объектов, связанных с использованием радиоактивных веществ.
В плане высказанных соображений и проводился курс радиационной гигиены, на санитарно-гигиеническом факультете Донецкого медицинского института.
Тематика лекций и их почасовой объем приводятся ниже. На введение отводится 1 час, на общую характеристику радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений — 1 час, на физические основы дозиметрии и санитарно-дозиметрический контроль — 2 часа, на естественный фон ионизирующих излучений — 2 часа, на гигиенические требования к предприятиям и учреждениям, использующим радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений, — 4 часа, на
санитарную обработку людей и дезактивацию различных объектов: внешней среды — 3 часа, на вопросы перевозки и хранения радиоактивных веществ — 1 час, на основные вопросы защиты от ионизирующих излучений — 2 часа, на удаление радиоактивных отходов — 2 часа.
Из лекций сознательно были исключены предусмотренные программой материалы об основных видах лучевых поражений. Это сделано потому, что общие и частные сведения о клинике, диагностике и патогенезе лучевых поражений, основах лечения и отдаленных последствиях поражений достаточно полно излагаются в курсах патологической физиологии, терапии и профзаболеваний. Мы считали необходимым сосредоточить внимание студентов на вопросах организации диспансерного наблюдения, общей характеристике болезней и физических недостатков,, которые нужно учитывать при приеме людей на работу.
При проведении практических занятий мы стремились к максимальной самостоятельности студентов, приближению их занятий к условиям практической работы санитарного врача. Занятия проводили циклами, тематика и почасовой объем их были следующими: основы физики ионизирующих излучений — 4 часа, дозиметрические приборы и дабота с ними — 8 часов, относительные методы измерения активности объектов внешней среды — 4 часа, абсолютные методы измерения активности объектов внешней среды — 4 часа, расчет защиты при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений — 4 часа, экспертиза проектов — 4 часа, санитарное обследование объектов — 4 часа, семинар, посвященный разбору материалов обследования, — 4 часа.
Число часов практических занятий, выделенных для радиационной гигиены, недостаточно и требовать от санитарного врача детального знакомства с тонкостями аппаратуры и техники радиометрических исследований нецелесообразно. Но совершенно очевидно и другое — санитарный врач должен уметь произвести простейшие дезиметрические и радиометрические исследования, знать пределы и возможности использования современной радиометрической аппаратуры и пр. В связи с этим следует пойти на уменьшение учебных групп до 4—5 человек, чтобы соз-' дать условия для самостоятельной работы студентов.
При проведении практических занятий по радиометрическим методам исследования внешней среды мы считали возможным отойти от программы, которой предусматривается 4 темы по методике определения радиоактивности воздуха, воды, планктона и донных отложений, пищевых продуктов и почвы. Мы исходили из того, что методика радиометрических определений во всех случаях одинакова, различны лишь методы забора проб и подготовки их для исследования. Поэтому при освоении относительных и абсолютных методов измерения активности объектов внешней среды правила отбора проб и подготовки их для анализа без снижения качества усвоения материала разбирали в демонстрационном плане и в порядке собеседования.
К проведению занятий на объектах были привлечены квалифицированные специалисты областной санитарно-эпидемиологической станции. Предварительно был составлен список учреждений, в которых намечалось проведение занятий, и составлены планы-задания. В основном занятия проводили в лабораториях и на участках дефектоскопии. При этом студенты участвовали в проведении дозиметрических замеров, знакомились с методами диспансеризации и др. На основании полученных данных они составляли акт обследования и санитарный паспорт объекта; затем эти акты и паспорта разбирали на семинарском занятии.
С экспертизой проектов и характером работ по радиационной гигиене в санитарных станциях студенты знакомились в областной санитарно-эпидемиологической станции, где они разбирали или участвовали.
в разборе реальных проектов знакомых им объектов. Обследование объекта и экспертиза проектов требуют известного напряжения и воспитывают чувство ответственности за точность выполненных замеров и рекомендаций по проектам, а ознакомление с работой санитарно-эпидемиологической станции позволяет полнее представить весь комплекс вопросов, составляющих предмет радиационной гигиены. Опыт проведения этих занятий показал, что они оправдывают себя и в значительной степени отвечают требованиям самостоятельной работы студентов.
Большое значение для самостоятельного усвоения дозиметрии и радиометрии имеет знание ряда основных вопросов физики и химии. Эти вопросы, важные сами по себе, имеют исключительное значение для дозиметрии. Первое практическое занятие в настоящее время посвящается разбору основных понятий, связанных с радиоактивными процессами, имеющими гигиеническое значение.
Для того чтобы улучшить качество освоения материала, на 1-м, 2-м и 7-м занятии студентам предлагалось решать подготовительные задачи по расчету начальной активности, снижению активности за определенный срок и по расчету мощностей доз, создаваемых наиболее широко используемыми изотопами на определенных расстояниях. Решение задач, в которых используются данные, характеризующие изотопы, элементарные частицы и др., позволяет не только лучше понять, но и полнее раскрыть сложную природу явлений ядерной физики, особенности защиты людей от ионизирующих излучений и пр. На 3-м занятии студенты на основании заданных условий самостоятельно рассчитывают суммарную дозу, получаемую людьми при одновременном воздействии на них различных видов внешней и внутренней радиации. На основании полученных данных составляли санитарное заключение об условиях работы и представляли рекомендации по улучшению условий труда. На 6-м занятии, посвященном разбору, характеристике и возможностям использования средств защиты, студенты по индивидуальным заданиям рассчитывали защиту от ¡3-, у-излучения и рентгеновского излучения.
Отсутствие в штатах кафедр инженера или техника по радиометрической аппаратуре приводит к тому, что имеющуюся аппаратуру в ряде случаев используют недостаточно рационально. Поднятый вопрос заслуживает особого внимания и потому, что лаборанты кафедр, не имеющие соответствующей подготовки, не могут в полной мере готовить, практические занятия. Очевидно, в штаты кафедр, на которых ведется курс радиационной гигиены, нужно включить специалиста по радиометрической аппаратуре.
Лаборатория для занятия по радиационной гигиене должна состоять из минимального набора помещений, планировка, отделка и оборудование которых соответствуют требованиям «Санитарных правил» № 333 1960 г. Все это должно воспитывать студента.
Преподавание радиационной гигиены требует не только весьма широких знаний ядерной физики и дозиметрии, но и ясных представлений о задачах и методах профилактической работы на соответствующих предприятиях. Таким требованиям отвечают только специалисты, имеющие опыт практической работы в соответствующих учреждениях. Представляется целесообразным уже сейчас организовать на кафедрах центральных институтов подготовку и переподготовку преподавателей, провести конференцию по обмену опытом и т. п., а в наших журналах, вероятно, должны появиться публикация учебно-методических материалов по радиационной гигиене, описания демонстрационных опытов и аппаратуры и другие статьи «в помощь преподавателю».
Поступила 2/У1 1962 г..
-Аг # #
От редакции
•
Вопрос о преподавании радиационой гигиены не может не интересовать санитарных врачей, поскольку в их обязанности входит осуществление санитарного надзора за радиоактивным загрязнением внешней среды, за соблюдением установленных правил для работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений. Помещая в настоящем номере журнала статьи доцентов О. А. Ласткова и Е. Ф. Черкасова, редакция оставляет за собой право еще раз вернуться к обсуждению этого важного для санитарной практики вопроса.
# &
О ПРЕПОДАВАНИИ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ НА САНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ
ИНСТИТУТОВ
Доцент Е. Ф. Черкасов (Москва)
Решения XXII съезда КПСС о дальнейшем улучшении условий труда и жизни в городах и других населенных местах, о воспитании физически крепкого молодого поколения, об обеспечении высококвалифицированными медицинскими кадрами обязывают все кафедры медицинских институтов пересмотреть систему преподавания, привести ее в соответствие с современными задачами здравоохранения. Особенно это касается кафедр общей гигиены санитарных факультетов. В их программу в 1960 г. включен самостоятельный раздел радиационной гигиены, который, как нам кажется, должен в недалеком будущем превратиться в самостоятельную профильную дисциплину.
Как известно, применение радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений в различных областях народного хозяйства, в науке и технике все более расширяется. В связи с этим увеличивается число лиц, имеющих непосредственный контакт с радиоактивными веществами, а следовательно, и подвергающихся профессиональному облучению. Таким образом, перед гигиенической наукой и санитарной практикой возникла новая большая проблема — защиты человека от вредного действия ионизирующих излучений и охраны окружающей среды от радиоактивных загрязнений. Это вызвало необходимость создания радиологических отделений в санитарно-эпидемиологических станциях.
Для работы в этих отделениях надо иметь медицинские кадры, хорошо подготовленные в области радиационной гигиены.
В настоящее время ощущается острая потребность в санитарных врачах, не только хорошо изучивших научные методы и способы защиты лиц, имеющих контакт с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений, но и знакомых со способами охраны природы от радиоактивных загрязнений.
Л^ы считаем, что выпускаемые ныне санитарные врачи, получающие на санитарно-гигиенических факультетах теоретическую и практическую подготовку по всем отраслям санитарного дела, должны быть хорошо подготовлены и в области радиационной гигиены.-
Каковы способы успешного решения этой задачи? В курсе физики должно быть отведено достаточное количество учебного времени для преподавания основ ядерной физики и методов радиометрии и дозиметрии; в курсе биологии — для освещения вопросов биологического дей-