Научная статья на тему 'О преподавании основ православной культуры в русском зарубежье'

О преподавании основ православной культуры в русском зарубежье Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
119
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О преподавании основ православной культуры в русском зарубежье»

А.А. Добросельский

О ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В РУССКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ

В 1917 году Церковь со всеми своими учреждениями оказалась в новой ситуации. На основании закона от 20 июля 1917 года церковно-приходские школы были переданы в ведение Министерства просвещения и преподавание религии детям разрешалось теперь лишь в церковных семьях.

Советское правительство в январе 1918 года издало Декрет об отделении церкви от государства и школы от Церкви. В пункте 9 Декрета провозглашалось, что школа отделяется от Церкви и преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается и что граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.

В дальнейшем установленный Декретом запрет на преподавание вероучений в учебных заведениях был дополнен и конкретизирован разъяснениями Народного комиссариата юстиции. В разъяснении пятого отдела Народного комиссариата юстиции № 227 от 8 мая 1922 года указывалось, что преподавание вероучения лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, не допускается. Для лиц старше восемнадцати лет разрешались отдельные лекции, беседы и чтения по вопросам вероучения, поскольку таковые не имеют характера систематического школьного преподавания.

К концу 1920-х годов школьное богословское образование прекратилось на всей территории Советского Союза. Оставалась возможность только для частного, индивидуального и нелегального преподавания, которое, видимо, не прекращалось никогда. До 1930-х годов свои духовные школы имели раскольники-обновленцы и самосвяты, однако в 1930-х годах и эти школы были закрыты. Теоретическая работа продолжалась только в эмиграции.

Летом 1925 года в Праге состоялся педагогический съезд представителей русской средней и низшей школы за границей 1, в котором участвовали такие известные личности, как профессор протоирей Сергий Булгаков, профессор В.В. Зеньковский, отец С. Четвериков. Съезд с особенным вниманием остановился на вопросе о религиозном воспитании и образовании зарубежной русской молодежи. Было отмечено, что в русских эмигрантских школах программы Закона Божия отличаются крайним раз-

нообразием и случайностью, времени на предмет уделяется меньше и дети расцерковляются. Комиссия, созданная для принятия решений относительно преподавания Закона Божия, кардинальных изменений не внесла, все теоретические рекомендации предложены ею в русле дореволюционной традиции, что обусловило дальнейший ход преподавания основ православной культуры в русском зарубежье.

Основные положения по вопросам религиозно-нравственного воспитания и образования в средней и низшей русской эмигрантской школе, выработанные комиссией по Закону Божию, были приняты общим собранием II педагогического съезда в Праге 11 июля 1925 года. Комиссия, а затем и съезд нашли возможным пойти на некоторые отступления от традиции преподавания относительно структурирования предмета. Для наглядности все решения съезда в плане структурирования содержания Закона Божия даны нами в таблице в сравнении с тем, как преподавалась традиционно данная дисциплина в дореволюционное время.

Таблица

Сравнительная характеристика структурирования содержания Закона Божия в дореволюционной школе и решений II педагогического съезда в Праге

Класс Как было принято в дореволюционной школе Как было решено на II педагогического съезде в Праге 11 июля 1925 года

і 2

Первый концентр средней школы

Продолжение таблицы

Пригото- вительный класс Первоначальное наставление в Законе Божием: научение молитве, краткая священная история Ветхого и Нового Завета, краткие сведения о богослужении и объяснение Символа веры и десяти заповедей (краткий Катехизис).

Второй концентр средней школы (классы 1-4)

1-й Священная история Ветхого Завета Краткий курс священной истории Ветхого Завета в мессианском освещении. Практическое ознакомление с храмом Божиим и священными предметами при богослужении.

2-й Священная история Земная жизнь Г оспода нашего Иисуса

Нового Завета Христа (по Евангелию). Объяснение важнейших моментов литургии. Изучение тропарей двунадесятых праздников. Беседы об особенностях богослужения Страстной седмицы.

3-й Богослужение в систематическом порядке, за исключением треб церковных История распространения христианства при апостолах (по книге Деяний апостолов). Знакомство с избранными житиями святых. Ознакомление со всенощным бдением и краткое систематическое повторение всего курса объяснения богослужения.

4-й Катехизис: предварительные сведения и учение о вере Пространный христианский Катехизис (с возможными сокращениями).

Второй концентр (классы 5-8)

5-й 1. Катехизис: о молитве Господней, заповедях блаженства и Десятословие 2. Общая церковная история до разделения церквей Общая история христианской Церкви с присоединением обзора состояния Церкви на Западе после разделения. История славянских Церквей.

6-й История русской Церкви История русской Церкви. Знакомство с религиозными течениями в русском обществе в связи с религиозными течениями на Западе. Знакомство с каноническим устройством Церкви.

Окончание таблицы

і 2 5

7-й Курс православного вероучения Классное изучение бесед Иисуса Христа по Евангелию для ознакомления учащихся по первоисточнику с основными истинами христианского вероучения и нравоучения.

8-й Курс нравственного богословия Классное изучение избранных мест из Посланий апостолов для ознакомления учащихся по первоисточнику с основными истинами христианского вероучения и нравоучения.

В дальнейшем решением съезда по предложению протоиерея В. Зень-ковского преподавание Катехизиса было перенесено на один из старших классов (рекомендовался 7-й). По решению съезда весь курс Закона Божия в средней школе должен делиться на три концентра, из которых каждый заключает в себе законченный круг знаний. Каждый последующий концентр служит расширением и углублением предыдущего. Первый концентр охватывает курс приготовительного класса, второй - четыре младших класса школы, и третий - старшие классы школы. Тенденции, предсказанные еще до революции Е. Сосунцовым, проявились в эмиграции. В первом концентре представлена смешанная система: несколько предметов преподаются одновременно в один год. В дальнейшем внутри концентров наблюдается последовательная система, но с преобладанием смешанной. Таким образом, в совокупности весь курс представляет собой совместную систему, то есть совмещающую несколько систем. В этом проявляется тенденция к целостности.

Главной задачей, как следует из многочисленных резолюций съезда, является церковная жизнь детей эмигрантов, и эту цель съезд был вправе провозглашать, учитывая контингент русской эмиграции. Однако курс на дальнейшее приближение к ориентации на культурные достижения, а не только на богословские науки прозвучал уже через пять лет на общеправославной конференции в Салониках 4-7 ноября 1930 года 2. Эта конференция особенно важна тем, что вопрос о культуре, возможно, впервые был поставлен так веско только здесь, в выступлении известного русского философа и педагога, профессора русского богословского института в Париже В.В. Зеньковского. Он отметил, что в эмиграции обнажился вечный и трагичный для русских вопрос об отношении Церкви и жизни, Церкви и процесса культуры, Церкви и истории. Ученый утверждал, что эмигранты, будучи чужды западной культуре, в ее корнях глубоко религиозной, но с чуждой религиозностью, при встречах с западной культурой или совсем теряют свою веру, становясь нигилистами, или же остаются бессильны в культурном творчестве, и сделал глубокий подытоживающий вывод: «...с необычной силой поставлен вопрос о православной культуре. Вопрос православной культуры - это вопрос «явленного Православия» - Церкви, как источника культуры, культурного творчества. В разрешении этого вопроса лежит и разрешение вопроса влияния на молодежь. Спасительная сила Церкви должна распространиться на всю культуру, которая сама в путях жизни есть объект спасения. В этом сущность вопроса воцерковления жизни. Наша молодежь отпадает от Церкви часто совсем не в силу своего безверия, а по ощущению ненужности церковности в жизни, отдельности ее от всей жизни. Церкви не видно

в жизни» 3. Предложения, вынесенные на съезд, касались не только преподавания предмета, но и всей жизни русской эмиграции:

1. Развивать идею православной культуры. Организационная сторона дела может выразиться в объединении деятелей православной культуры, в создании Лиги православной культуры.

2. Развивать систему православной педагогики. Вся область педагогики всецело связана с культурой и ее темой. (Христианская антропология очень различна у разных существующих христианских вероисповеданий.)

3. Создавать объединения тех педагогов, которые чувствуют необходимость служить православию. Создание такого союза православно мыслящих Педагогов должно стать могучим фактором в проведении и развитии идей религиозной работы с молодежью, которой надо прийти на помощь в ее духовных исканиях.

Подобно тому, как в начале XX века Закон Божий являлся артефактом в очевидно враждебных условиях, таким же артефактом он стал в середине века в русской эмиграции в условиях западноевропейской культуры, и здесь обнаружился недостаток культурного компонента, под которым, очевидно, подразумевалась и собственно культура, то есть умение воплощать свои верования в жизни, а также и цивилизация.

Эти выводы по концептуальному содержанию предмета Закона Божия и решения о структурировании предмета (по форме), высказанные на II Пражском съезде, являются как бы двумя линиями, закономерно стремящимися сойтись и образовать новый предмет православной культуры взамен Закона Божия, слишком «профессионального» для детей. Трудно сказать, насколько осознана была эта перспектива, но очевидно, что она проявляла себя во всем культурном пространстве стран с православной культурой. Так, на этой же конференции греческие представители сообщали о предполагаемых изменениях в структуре преподавания Закона Божия в Греции для шестилетней местной гимназии. Правда, эти изменения были менее решительными, чем в русской эмигрантской гимназии, но тенденция прослеживается та же. При строго последовательной системе Катехизис перемещен на два года позже, преподается христианская этика, предмет не характерный для традиционного законоведения: 1 класс -Ветхий Завет, 2 класс - Новый Завет, 3 класс - история Церкви (вместо прежнего Катехизиса), 4 класс - богослужение (вместо церковной истории), 5 класс - Катехизис, 6 класс - христианская этика.

На общеправославном совещании по религиозно-педагогическим вопросам, состоявшемся в Дасселе в июне 1935 года, присутствовали представители Греции, Болгарии и России (представители эмиграции), не присутствовали делегации от Румынии и Сербии (как и в Салониках в 1930 году). В резюме к дискуссии В.В. Зеньковский особо отметил: «...здесь на съез-

де нам важнее говорить не о программах религиозного преподавания, потому что это еще не есть православная культура, а именно об... сущности православной культуры» 4. О необходимости активизации культурной деятельности различного рода - создании кружков, союзов, учебных заведений, обществ для сопротивления растущему увлечению молодежи идеями фашизма и грубого биологического материализма - говорили все делегаты конференции, но намеченная работа не имела активного продолжения в связи с последующими политическими событиями. После Второй мировой войны русские эмигрантские круги уже не проводили серьезной теоретической работы в законоведении, а в 1990-е годы в России начался процесс правовой реабилитации религиозного образования. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 декабря 1990 года отменил действие декретов Совета Народных Комиссаров на территории Российской Федерации и заново началась теоретическая деятельность, но уже во многом на новых основаниях и идеях.

Трудно представить в мировой истории более неблагоприятное время для преподавания детям основ религиозной культуры, чем конец XIX -начало XX века в России. Неудовлетворенность условиями жизни и социальным строем, всеобщая ненависть к власти, стремительное накопление научных знаний, подчиненность Церкви государственным интересам, влияние новых философских направлений и социальных учений, неразработанность педагогических принципов в религиозном образовании, отставание детской психологии от текущих запросов общества, незначительная заинтересованность духовенства в деле законоучительства и прочее - все эти, казалось бы, различные, но на самом деле тесно связанные друг с другом явления негативно сказались на отношении населения Российской империи к преподаванию основ православной культуры. Например, следующий факт говорит о том, как мало значил для учеников урок Закона Божия. С 1925 по 1940 год в Париже издавался религиозный журнал «Путь» (всего вышел 61 номер). В нем печатали свои статьи лучшие представители православной эмиграции. Однако в этом журнале нами не обнаружено ни одной статьи, посвященной преподаванию Закона Божия, хотя почти все авторы были выпускниками дореволюционных школ. Только в статье протоиерея Сергия Четверикова «О трудностях религиозной жизни в детстве и юности» находим красноречивую характеристику: «Когда я учился в духовном училище и гимназии, то из пройденного мною девятилетнего курса Закона Божия во мне оставил впечатление только курс подготовительного класса, до сих пор сохранившийся в моей памяти и в моем сердце, может быть, потому, что преподаватель сумел придать своему преподаванию особенную наглядность и задушевную

простоту. Уроки Закона Божия в старших классах прошли для моей духовной жизни и даже для памяти, кроме некоторых анекдотических случаев, совершенно бесследно. Никакого яркого, глубокого впечатления я не получил, и моя религиозная жизнь шла совершенно независимо от уроков Закона Божия. Между тем независимо от уроков Закона Божия во мне, в моем раннем детстве, существовала религиозная жизнь... никаким умножением богословских знаний нельзя достигнуть познания Бога. Сильные богословской ученостью иудейские книжники не в состоянии были усмотреть в Иисусе Христе Его божественную силу, которую видели в нем простые рыбаки, мытари и блудницы. И в наше время богословское, семинарское и академическое образование не обеспечивает религиозности. Если познание Бога достигается внутренним зрением сердца, то главный труд, главная задача религиозного влияния и воспитания заключается в том, чтобы суметь сохранить или пробудить в руководимом это внутреннее зрение сердца или, иначе сказать, произвести в его сердце такое изменение, чтобы открылись духовные очи его к зрению Бога. Конечно, я отнюдь не хочу отрицать значения и важности богословского образования и обучения Закону Божию; я хочу только отметить, что знание Бога надо ясно отличать от знания о Боге и, сообщая детям последнее, не думать, что этим исчерпывается задача религиозного руководства... Наш законоучитель, очень почтенный протоиерей, едва успевал спрашивать у нас уроки Закона Божия и спрашивать дальнейшее. А эти уроки имели для нас такой же внешний и безразличный характер, как и все другие уроки <.> Помочь ребенку в этом деле может прежде всего благотворная среда живой религиозной веры и любви к Богу. Как свеча загорается от горящей свечи, так и в детской душе разгорается огонь веры и любви не от наставлений и не от правил, а от окружающего ее духа веры и любви. Первоначальное и самое важное значение в правильном ходе религиозной жизни детей имеет, конечно, семья» 5.

Остается требующим отдельного исследования вопрос о причинноследственных связях (первичности и вторичности) явления растущего в этот период религиозного индифферентизма, социальных и прочих изменений и потрясений в российском обществе. Важным здесь для нас является то, что, во-первых, проблема преподавания основ православной культуры рассматривается в основном в наименее выгодном для учебного предмета историческом моменте, что дает определенного рода научные преимущества артефакта. Подразумевается, что в данном случае эффективность предмета как в плане воцерковления учащихся, так и в плане привития основ православной культуры была наименьшей из возможных. Во-вторых, не следует забывать, что в соответствии с вышеизложенной

ситуацией отзывы, публикации, воспоминания и мемуары, книги по методике и дидактике, истории педагогики и прочие источники в основном настроены либо против предмета вообще, либо критично в отношении тех или иных проблем преподавания этого предмета и носят часто утрированно субъективный характер. По этой причине, а также и по причине объективной, исходя из необходимости исследования недостатков и ошибок в педагогическом и учебном процессе прошлого, может показаться, что данное исследование в большой степени имеет негативный характер в отношении предмета и ведет к отрицательным выводам в отношении его эффективности и целесообразности. Но реальное положение дел говорит об обратном. Вопреки возможно самому неблагоприятному для христианской веры в истории человечества стечению обстоятельств, официальному атеизму и борьбой с церковью в стране, в 1927-1930 годах среди призывников в армию 70 процентов были верующими, а в 19371940 годах вожди советского атеизма считали, что число верующих составляет от 45 до 50 процентов всего населения 6. По мнению Е.М. Ярославского, к 1941 году верующих в стране было 50 процентов 7, что было обусловлено в том числе и преподаванием в школах основ православной культуры. Данный процент относится к реализации одной из двух основных подразумеваемых в то время задач предмета - воцерковлению. Можно с очевидной определенностью предполагать, что вторая и менее сложная задача не мистического, но нравственного плана - привитие культурных ценностей, традиционных для православного мировоззрения, решалась еще успешнее. Нравственные критерии православной культуры прививались и атеистам, и самим вождям коммунистического режима, и только духовная дезориентация позволяла им пользоваться высокими нравственными качествами настолько неумело, что обращала их во зло. Следовательно, эффективность преподавания была велика даже в столь неблагоприятных условиях. Дальнейший анализ истории преподавания основ православной культуры позволит не только избежать возможных ошибок в будущем, но и предусмотреть степень его эффективности и рисков для нравственного становления российского общества. Существующие в настоящее время тенденции, как мы убедились, берут свое начало еще в русском эмигрантском зарубежье (и даже ранее) и свидетельствуют о преемственности, живости, естественности и перспективности духовных процессов российского общества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 http://www.pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/met_rek/vosp/vospl/

2 См.: Церковь и молодежь : очерк работ общеправославной конференции в Салониках, 4-7 ноября 1930 года [Электронный ресурс] // Религиознопедагогическая библиотека. - Вып 1. - Режим доступа : http://pedagog.eparЫa. m/for_pedagog/molod/ Л_то1/

3 Там же.

4 Там же.

5 Четвериков, С., протоир. О трудностях религиозной жизни в детстве и юности // Путь. - 1932. - № 34. - С. 52-54, 57, 59.

6 См.: Поспеловский, Д. В. Русская православная церковь в XX веке. - М. : Республика, 1995. - С. 166.

7 См. там же. - С. 168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.