Научная статья на тему 'О преподавании курса «Управление проектными рисками» в рамках магистерской программы «Управление проектами»'

О преподавании курса «Управление проектными рисками» в рамках магистерской программы «Управление проектами» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНЫМИ РИСКАМИ / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ПОИСКА РИСКОВ / КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ / МЕТОДЫ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТНЫХ РИСКОВ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / PROJECT MANAGEMENT / RISK-MANAGEMENT OF PROJECTS / MASTER PROGRAM / METHODS OF TRAINING / CLASSIFICATION OF THE DIRECTIONS OF SEARCH OF RISKS / QUALITATIVE RISK-ANALYSIS / METHODS OF A QUANTITATIVE ASSESSMENT OF DESIGN RISKS / METHODS OF RISK-MANAGEMENT OF INVESTMENT PROJECTS / COMPETENCY BUILDING APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачева Марина Владимировна

В данном материале анализируется опыт преподавания курса «Управление проектными рисками» на магистерской программе «Управление проектами». Для этого рассматривается программа в целом и место указанного курса в общей логике обучения. В статье кратко раскрыто содержание ряда тем, обсуждаемых со студентами, а также представлена методология обучения, соответствующая компетентностному подходу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грачева Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Course Teaching Risk-Management of Projects within the Master Program Projects Management

This article is analyzed experience of teaching of a course Risk-management of projects on the master program Project Management. It is for this purpose provided guidance on to the program as a whole, is shown the place of this course in the general logic of training. In article the maintenance of a row by that, discussed with students is briefly opened, and also the methodology of training corresponding to a competency building approach is presented.

Текст научной работы на тему «О преподавании курса «Управление проектными рисками» в рамках магистерской программы «Управление проектами»»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2012. № 3

ТРИБУНА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

М.В. Грачева1,

докт. экон. наук, профессор, зав. кафедрой математических методов анализа

экономики экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова

0 ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «УПРАВЛЕНИЕ

ПРОЕКТНЫМИ РИСКАМИ» В РАМКАХ МАГИСТЕРСКОЙ

ПРОГРАММЫ «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ»

В данном материале анализируется опыт преподавания курса «Управление проектными рисками» на магистерской программе «Управление проектами». Для этого рассматривается программа в целом и место указанного курса в общей логике обучения. В статье кратко раскрыто содержание ряда тем, обсуждаемых со студентами, а также представлена методология обучения, соответствующая компетентностному подходу.

Ключевые слова: управление проектами, управление проектными рисками, магистерская программа, методы обучения, классификации направлений поиска рисков, качественный анализ, методы количественной оценки проектных рисков, методы управления рисками инвестиционных проектов, компетентностный подход.

This article is analyzed experience of teaching of a course Risk-management of projects on the master program Project Management. It is for this purpose provided guidance on to the program as a whole, is shown the place of this course in the general logic of training. In article the maintenance of a row by that, discussed with students is briefly opened, and also the methodology of training corresponding to a competency building approach is presented.

Key words: project management, risk-management of projects, master program, methods of training, classification of the directions of search of risks, qualitative risk-analysis, methods of a quantitative assessment of design risks, methods of risk-management of investment projects, competency building approach.

В настоящее время в экономике ведущую роль играют такие процессы инвестирования, когда главным источником инвестиционных средств являются собственные средства российских предприятий, а также средства, привлекаемые ими в виде кредитов. В рыночных условиях необходимо доказать целесообразность и эффективность предпринимаемых затрат всех ресурсов, в том числе и капитальных, что обосновывается путем разработки инвестиционного проекта. Но и разработка проекта и процесс его реализации требуют грамотного управления, заключающегося в искусном

1 Грачева Марина Владимировна, тел.: + 7 (495) 939-29-20; e-mail: grachevamv@ mail.ru

руководстве, координации усилий людей и использовании ресурсов, применении современных технологий для успешного осуществления целей проекта по результатам, стоимости, времени и удовлетворенности заинтересованных участников проекта. Для этого необходим широкий круг грамотных специалистов на всех уровнях управления хозяйственными процессами — менеджеров, разработчиков, аналитиков, экспертов, консультантов, способных квалифицированно готовить, принимать, осуществлять и сопровождать проектные решения.

Данные положения определили необходимость создания на экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова магистерской программы «Управление проектами» (далее — программа), которая успешно работает уже более 15 лет.

Программа ориентирована на всестороннее изучение процессов, связанных с управлением проектной деятельностью. Результат обучения по программе предполагает освоение студентами следующих специализированных компетенций:

— выявлять и оценивать возможные варианты при планировании и принятии проектных решений, обладая концептуальной гибкостью;

— руководить работой управленческих команд (и других трудовых коллективов) и разрабатывать планы их деятельности;

— разрабатывать инвестиционные и инновационные проекты и управлять ими;

— создавать действенную систему управления проектными рисками и применять ее в ходе развития проекта;

— совершенствовать существующие методы управления проектами и разрабатывать новые;

— разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности.

Процесс обучения базируется на логически взаимосвязанных блоках. Первый блок включает базовую (обязательную) часть, т.е. дисциплины направления «Менеджмент» в целом (первый триместр).

Во второй блок включены вариативные профильные дисциплины, непосредственно касающиеся управленческих решений и процессов (управление проектом, оценка бизнеса, проектный анализ, венчурный бизнес, управление проектными рисками, управление персоналом проекта, аудит в управлении инвестиционными проектами, логистика), а также дисциплины по выбору студента (налоговая система, управление проектами слияний и поглощений, сетевой анализ проектов в управлении производством, банковский кредит как источник финансирования проекта, бизнес-группы в современной экономике, компьютерные технологии управления

проектами, основы делового общения и презентация проекта, управление инвестициями в недвижимость и др.).

Третий блок программы формируют практики и научно-исследовательская работа, огромную роль в ходе которой играет научный семинар.

Четвертый блок — это итоговая аттестация в форме защиты магистерской диссертации, исследования в рамках темы которой продолжаются весь период обучения. Существенную помощь в подготовке магистерской диссертации оказывают ежетриместровые научные семинары.

Формы обучения по программе достаточно разнообразны: от традиционных (семинары, лабораторные работы) до более новых (разбор конкретных ситуаций, круглые столы, дискуссии и пр.). Занятия проводят преподаватели экономического факультета МГУ, сотрудники ряда ведомств и организаций, связанных с инвестиционно-управленческой деятельностью, известные проектные менеджеры и аналитики, эксперты, специалисты фирм — разработчиков программного обеспечения.

В результате обучения по программе студенты получают знания, дающие им возможность профессионально принимать обоснованные управленческие решения на основе исследования инвестиционного проекта, его оценки и экспертизы. Магистры, прошедшие программу, обладают навыками профессионалов-менеджеров, умеющих принимать оптимальные тактические и стратегические решения, работая в команде управления проектом, и использовать бизнес-план проекта в качестве одного из управленческих инструментов, а также навыками профессионалов-аналитиков, способных методологически верно, применяя инструментарий проектного анализа и компьютерные технологии, разрабатывать инвестиционные проекты и их бизнес-планы, соответствующие международным стандартам.

Инвестиционный проект подготавливается на базе вполне определенных предположений относительно капитальных и текущих затрат, объемов реализации произведенной продукции, цен на товары, временных рамок проекта. Вне зависимости от качества и обоснованности данных предположений будущее развитие событий, связанных с реализацией проекта, всегда неоднозначно. Это основная аксиома любой предпринимательской деятельности, процесс управления которой происходит в условиях неопределенности и риска.

Следовательно, одной из важнейших составляющих управления проектом является задача учета факторов риска и неопределенности в процессе подготовки инвестиционных предложений, в ходе анализа эффективности инвестиционного проекта, а также

в процессе реализации проекта. Из сказанного выше четко видно, что важно владеть не только методологией проектного менеджмента в целом, но и знать современные приемы управления проектными рисками. На это и направлен курс «Управление проектными рисками» (далее — курс).

Цель данной дисциплины заключается в формировании у студентов системного подхода к процессам управления проектными рисками при инвестировании в реальные активы.

Задачи курса, целевой аудиторией которого являются студенты программы «Управление проектом», состоят в следующем:

— рассмотрение подходов к управлению инвестиционно-проектной деятельностью в условиях нестационарности;

— углубленный анализ проектных рисков и применение его методологии в условиях дальнейшего развития рыночных отношений;

— использование комплексного подхода, предполагающего учет всего спектра значений и количественную измеримость риска;

— широкое применение математических методов, в особенности вероятностно-статистических, для анализа проектных рисков;

— изучение и реализация на практике методологии управления проектными рисками.

Изучение этого курса студентами программы «Управление проектами» происходит на теоретико-практической основе, предполагающей как классические формы обучения, так и широкое использование в ходе практических занятий кейсов, конкретных примеров, решения задач.

В ходе обучения в рамках курса студенты приобретают также навыки командной деятельности через разработку методов управления рисками учебных проектов. Проектный подход обладает интегрирующим эффектом, поскольку разработка методов риск-менеджмента требует применения различных знаний и навыков, получаемых студентами в процессе изучения многих курсов, предшествующих данному.

Учебная программа курса «Управление проектными рисками» включает шесть взаимосвязанных тем. Поскольку процесс управления проектными рисками невозможен без их анализа, ряд тем посвящен вопросам методологии риск-анализа инвестиционного проекта. Так, в первой теме раскрываются понятие рискованности инвестиционного проекта и практические методы учета рисков. Для этого изучается взаимовлияние проекта и его внешней среды.

Неопределенность трактуется как неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность существует объективно как для проекта в целом, так и для всех его участников. Неопределенность, связанная с возможностью возникнове-

ния в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска. О риске чаще всего говорят в негативном смысле, и, кроме того, он имеет количественную меру. Понятие риска является субъективным, поскольку связано с оценкой возможности возникновения последствий, неблагоприятных для каждого конкретного участника проекта в ходе его реализации и для всего проекта.

В процессе развития (жизненного цикла) проекта могут возникать различные виды рисков, которые различаются по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень, и, следовательно, по способу их анализа и методам их описания.

Успех процесса управления проектными рисками зависит от правильности их поиска (выявления и определения), в основе чего должен лежать системный подход.

Сложность классификации направлений поиска проектных рисков заключается в их разнообразии. В экономической литературе, посвященной проблемам рисков, нет единства в определении критерия их систематизации, поэтому имеется много различных вариантов таких классификаций, которые анализируются в ходе изучения курса.

Под классификацией направлений поиска рисков понимается распределение рисков на конкретные группы по определенным признакам, положенным в основу данной классификации, для достижения поставленных целей. Научно обоснованная классификация содействует четкому определению места каждого риска в их общей системе и создает потенциальные возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления риском.

Практическое использование той или иной классификации для идентификации проектных рисков призвано прежде всего не пропустить именно тот риск или причину его возникновения, проявление которых приведет в дальнейшем к краху проекта.

Для грамотного использования инструментария риск-менеджмента со студентами обсуждаются методологические принципы разработки инвестиционных проектов. В ходе изучения данной темы в целом широко используется анализ конкретных ситуаций, рассматриваются содержательные примеры и соответствующие им практические ситуации. Так, например, студентам предлагается при групповом анализе какого-либо кейса (бизнес-плана инвестиционного проекта) сформулировать конкретные предложения и замечания как по методологии проектного подхода, так и по выявлению проектных рисков. Для этого учащимся рекомендуется обратить внимание на формулировку миссии и цели проекта, выявить

его основных участников, определить качество и глубину отраженных в кейсе аспектов анализа проекта, правильность расчета критериев его эффективности, наличие анализа рисков, справедливость выделенных видов рисков.

Вторая тема посвящена изучению методологии качественного анализа рисков. Она начинается с обсуждения богатого спектра практических методов выявления и учета рисков, далее рассматриваются различные варианты экспертных подходов, в том числе 8^ЮТ-анализ, «роза» и «спираль» рисков, метод аналогий, метод ставки процента с поправкой на риск, метод критических значений и др. (таблица).

В условиях нестационарности, когда отсутствует полная или достоверная информация о сложившейся ситуации, особая роль отводится экспертным оценкам риска и неопределенности. Суть этих методов заключается в привлечении экспертов — высококвалифицированных специалистов — для выявления мнений по предложенной проблеме в целях последующего сведения результатов в некую систему, на базе которой в дальнейшем делаются определенные выводы. В курсе предлагается ознакомиться с сущностью таких инструментов экспертного подхода, как метод использования аналогов, историко-ассоциативные методы, методы рейтинговой оценки и др.

Затем в данной теме обсуждается сущность качественного анализа проектных рисков, методология его проведения и этапы. Целью качественного анализа является получение данных, позволяющих потенциальным партнерам принимать решение о целесообразности участия в инвестиционном проекте и вырабатывать антирисковые мероприятия для защиты от возможных финансовых потерь.

Процедура качественного анализа рисков проекта по существу должна привести к количественному результату, т.е. стоимостной оценке как негативных последствий выявленных рисков, так и разработанных противорисковых мероприятий. Таким образом, первая задача качественного подхода — идентифицировать возможные виды рисков, свойственных анализируемому проекту, что в свою очередь предполагает выявление рисков и анализ причин их возникновения. Во-вторых, требуется описать и дать стоимостную оценку всех возможных последствий проявления рисков и, в-третьих — предложить систему противорисковых мероприятий, рассчитав их стоимостной эквивалент.

Конечная цель такого анализа состоит именно в выработке мер, позволяющих снизить риск проекта. Следовательно, речь идет о создании системы организационно-экономических стабилизационных механизмов, требующих от участников дополнительных затрат, размер которых зависит от условий реализации проекта,

Основные практические методы выявления и учета рисков, рассматриваемые в курсе «Управление проектными рисками»

№ п/п Название метода Сущность метода Сфера применения

1 Метод экспертных оценок Комплекс логических и математико-статистических методов и процедур по переработке необходимой информации, связанных с деятельностью эксперта Идентификация рисков, ранжирование рисков, качественная оценка

2 8\¥ОТ-анализ Таблица, позволяющая наглядно сопоставлять сильные и слабые стороны проекта, его возможности и угрозы Экспертная оценка рисков

3 «Роза» («звезда»), «спираль» рисков Иллюстративная экспертная оценка рискованности факторов Ранжирование рисков

4 Метод аналогий или консервативные прогнозы Исследование накопленного опыта по проектам-аналогам в целях расчета вероятностей возникновения потерь Оценка риска часто повторяющихся проектов

5 Метод ставки процента с поправкой на риск Увеличение безрисковой ставки процента на величину надбавки за риск (рисковая премия) Дополнительный учет факторов риска при расчете эффективности проекта

6 Метод критических значений Нахождение тех значений переменных (факторов), проверяемых на риск, которые приводят расчетную величину соответствующего критерия эффективности проекта к критическому пределу Мониторинг рисков в процессе управления проектом в условиях риска и неопределенности

7 «Деревья решений» Метод принятия статистических решений при выборе одного из альтернативных вариантов и формировании оптимальной стратегии Анализ рисков виртуального проекта. Управление проектом

00 -о

ожиданий и интересов участников, их оценок степени возможного риска. Такие затраты подлежат обязательному учету при определении эффективности проекта.

Так как расчеты проектной эффективности базируются на построении его денежных потоков, величина которых может измениться в результате реализации каждого из отмеченных рисков, то для проектного аналитика важна именно количественная, выраженная в стоимостных показателях оценка как последствий проявления рисков на данном этапе, так и предлагаемых противори-сковых мероприятий на следующем. Эта система мероприятий должна работать на протяжении всего жизненного цикла проекта.

Важно правильно выбрать способы и инструменты управления проектными рисками. Поэтому качественная разработка организационно-экономических механизмов управления проектом и его рисками должна сопровождаться мониторингом информации, необходимой для оценки риска на каждой фазе жизненного цикла проекта. Учет такой информации позволяет отследить ситуацию неопределенности, выявить возможность (или рассчитать вероятность) возникновения рисков и приоритетную важность их снижения в ходе проекта.

Для лучшего понимания материала студенты на занятиях, используя практические примеры разработанных бизнес-планов, должны проанализировать качество и полноту примененной в них методологии качественного подхода. Для этого им нужно выявить, все ли риски данного проекта названы, понятны ли причины их возникновения, проведен ли анализ последствий проявления рисков, имеется ли стоимостная оценка ущерба, предложены ли разработчиками меры противостояния этим рискам и оценена ли ориентировочная стоимость перечисленных мероприятий. В случае необходимости студентам предлагается дополнить имеющийся в бизнес-плане материал.

В следующих трех темах обсуждается сущность количественного подхода риск-анализа и его инструментарий, что является продолжением качественного исследования проектных рисков и опирается на следующие положения:

— наличие проведенного базисного варианта расчета проекта;

— проведение полноценного качественного анализа.

Основная задача количественного анализа состоит в численном

измерении влияния изменений факторов проекта, проверяемых на риск, на поведение критериев эффективности проекта. Наиболее часто встречающимися методами количественного анализа рисков инвестиционного проекта являются:

— анализ чувствительности;

— анализ сценариев;

— имитационное моделирование.

С помощью названных инструментов дается количественная оценка того, насколько сильно поменяется проектная эффективность при определенном изменении одного (анализ чувствительности) или нескольких (сценарный подход и имитационное моделирование) параметров проекта.

Количественный анализ рисков предполагает численное определение величин отдельных рисков и риска проекта в целом. Такой подход достаточно эффективен как для совершенствования менеджмента в ходе реализации инвестиционного проекта, так и для обоснования целесообразности всего проекта.

В ходе анализа чувствительности (уязвимости) происходит последовательно-единичное изменение всех проверяемых на рискованность переменных: каждый раз только одна из переменных меняет свое значение на прогнозное число процентов по отношению к своему базисному уровню. На этой основе пересчитывается новая величина используемого критерия, рассчитывается процент его изменения и определяется эластичность. Затем все рисковые факторы ранжируются по степени влияния на изменение критерия, что позволяет выявить наиболее «опасные» для проекта. Анализ получившихся результатов позволяет вовремя принять дополнительные меры, которые помогают снизить возможность (уменьшить вероятность) наступления нежелательных событий. В качестве дополнения к анализу чувствительности в курсе изучается возможность построения матрицы чувствительности и прогнозируемости.

Анализ сценариев представляет собой развитие методики анализа чувствительности проекта в том смысле, что одновременному непротиворечивому (реалистическому) изменению подвергается вся группа проверяемых на риск переменных проекта. Таким образом определяется воздействие одновременного изменения всех основных переменных проекта, характеризующих его денежные потоки. Важным преимуществом метода является тот факт, что отклонения параметров рассчитываются с учетом их взаимозависимостей (корреляции).

Анализ сценариев — это прием анализа риска, рассматривающий наряду с базовым набором исходных данных проекта ряд других наборов данных, которые, по мнению разработчиков проекта, могут иметь место в процессе реализации. Данный метод интересен как аналитику инвестиционного проекта, так и его менеджеру, использующему «дерево решений» проекта на стадии управления.

Реализация сценарного подхода предусматривает разработку так называемых сценариев-вариантов развития проекта. В соответствии с этими расчетами определяются новые значения критериев оценки проектной эффективности. По каждому сценарию исследуется, как будет действовать в соответствующих условиях

организационно-экономический механизм реализации проекта, каковы при этом будут доходы, потери и показатели эффективности у отдельных участников, государства и населения.

Такой модельный анализ связан с необходимостью преобразования исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности.

Простейшая процедура формализованного описания неопределенности может завершаться расчетом величины ожидаемой эффективности проекта, равной сумме произведений эффекта каждого сценария на вероятность его реализации. Кроме того, могут быть рассчитаны и другие оценочные показатели.

В рамках имитационного анализа риска устанавливается, имеется ли достаточно высокая вероятность того, что проект при наступлении неожиданной кризисной ситуации не принесет существенных (катастрофических) убытков, или заданная в проекте нижняя граница приемлемого уровня прибыли с высокой степенью вероятности будет достигнута.

Методом формализованного описания неопределенности, используемым в сложных для прогнозирования проектах, является метод Монте-Карло. Он основан на применении имитационных моделей, позволяющих создавать множество сценариев, которые согласуются с заданными ограничениями на исходные переменные.

Метод Монте-Карло наиболее полно отражает всю гамму неопределенностей, с которой можно столкнуться реальный проект, но также через начально-заданные ограничения учитывает всю информацию, имеющуюся в распоряжении аналитика проекта.

На практике данный метод можно осуществить только с применением компьютерных программ, позволяющих описывать прогнозные модели и рассчитывать большое число случайных сценариев. При применении метода необходимо учитывать, что точность результатов во многом определяется тем, насколько хороша созданная прогнозная модель.

Весь изучаемый инструментарий количественного подхода анализируется как с точки зрения его преимуществ, так и недостатков. Студенты получают также представление о нетрадиционных подходах к анализу проектных рисков. В этой связи рассматриваются нечеткие множества и опционный подход. Как уже отмечалось, специфика компетентностного подхода на уровне магистратуры связана не только со знаниями, получаемыми студентами, но и с выработкой у них навыков и умений. Неоценимый вклад в это направление вносят практические занятия, проводимые в форме разбора кейсов и решения задач.

Завершающая тема курса освещает вопросы управления проектными рисками в целом. Для ее освоения студенты изучают

ключевые концепции риск-менеджмента, рассматривают модели управления проектными рисками. На занятиях обсуждается структура управления рисками, организация процесса управления. В курсе дается общая характеристика методов воздействия на риск, детализируются инструменты риск-менеджмента, рассматривается важность и сущность финансирования рисков.

Как известно, в настоящее время в ходе магистерской подготовки используются аудиторные (общие и индивидуальные) часы и самостоятельная работа. Все это учтено и в программе курса «Управление проектными рисками». Так, после проведенной самостоятельной работы на базе списка рекомендуемой литературы, интернет-источников и раздаточных (в том числе и в электронной форме) материалов в процессе общих аудиторных занятий студенты получают только дополнительную, принципиально важную, проблемную информацию по вопросам темы, а затем реализуют свои теоретические знания при разборе кейсов, решении задач и т.п. На индивидуальных занятиях студенты, выбрав самостоятельно учебный проект, поэтапно, в соответствии с изучаемой методологией разрабатывают весь комплекс мер по управлению его рисками, что отражается в завершающем отчете.

Содержание отчета по анализу и управлению рисками

конкретного проекта

1. Краткое резюме проекта (до 0,5 стр.).

2. Качественный анализ рисков на основе обязательного использования различных классификаций рисков и методов, применяемых на практике (SWOT-анализ, результаты опроса экспертов с разработкой экспертной анкеты (вопросника) — все эти методы отражаются в отчете).

Результат качественного анализа отражается в отчете в форме таблицы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Идентификация риска Анализ и оценка последствий Меры противостояния рискам и оценка их стоимости

Название риска Причины возникновения

1.

2.

N

ВЫВОДЫ

3. Полный анализ чувствительности по одному из критериев эффективности (включая построение матрицы чувствительности и прогнозируемости) и графическое отражение его результатов в форме «розы» или «спирали» рисков.

4. Сценарный подход (включая расчет ожидаемых значений и показателей риска).

5. Имитационная модель.

6. ВЫВОДЫ по результатам количественного анализа рисков.

7. Система управления рисками в форме таблицы:

Конкретная мера по управлению рисками Методы управления рисками

По методам По сферам По фазам По защите интересов По времени

1. 2.

8. Результирующие выводы.

9. Приложения: разработанный ранее бизнес-план.

Таким образом, необходимый контроль знаний по курсу включает:

1) текущий контроль, который предпринимается:

а) на каждом общем аудиторном занятии (решение задач, анализ конкретных ситуаций, разбор кейсов и т.п.);

б) на каждом индивидуальном аудиторном («контактном») занятии в форме анализа результатов самостоятельной работы (обсуждение разделов отчетов, анализ решенных задач).

в) в виде индивидуального письменного отчета, содержащего полное исследование и оценку рисков самостоятельно выбранного конкретного инвестиционного проекта, разработку методов управления этими рисками и публичную защиту результатов;

2) завершающий тест, содержащий открытые вопросы по всему курсу.

Каждая из форм контроля знаний оценивается в баллах, которые интегрируются затем в результирующую оценку по курсу в целом.

Все сказанное выше позволяет утверждать, что в результате освоения курса «Управление проектными рисками» студент будет

— знать результаты новейших исследований и публикации ведущих профессиональных журналов по вопросам проектного риск-менеджмента, современные методы управления проектными рисками;

— уметь собирать информацию для проведения расчетов по анализу проектных рисков из различных профессиональных ис-

точников, критически оценивать полученные результаты анализа, разрабатывать систему управления проектными рисками, подготавливать аналитические записки и разделы бизнес-плана, связанные с риск-менеджментом различных инвестиционных и инновационных проектов, использовать самые современные методы управления рисками, подходы и инструменты для сбора информации и проведения расчетов;

— владеть определенными навыками научно-исследовательской, педагогической, аналитической, управленческой деятельности, методами подготовки заданий для разработки различных управленческих проектных решений, базирующихся на результатах риск-анализа, подходами к поиску различных источников информации для создания комплексной системы по управлению проектными рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.