А. Г. Аганбегян1
О ПРЕОДОЛЕНИИ СТАГНАЦИИ, РЕЦЕССИИ И ДОСТИЖЕНИИ ПЯТИПРОЦЕНТНОГО РОСТА
Обозначены основные негативные тенденции в социально-экономической сфере за последние 7 лет (стагнация, рецессия) и их последствия. Показано, что без принятия кардинальных мер и серьезных структурных реформ ситуация будет ухудшаться. С учетом предложений экспертов сформулированы меры по преодолению стагнации и переходу, как минимум, к 5 %-ному социально-экономическому росту по 7 главным направлениям. Прежде всего необходимы инвестиции в основной и человеческий капитал. Рассматриваются источники возможного финансирования. Подчеркивается необходимость крупных структурных преобразований, в первую очередь в банковской и бюджетной сферах.
Ключевые слова: преодоление стагнации, источники финансирования, рецессия, пятипроцентный рост, социально-экономическая сфера, структурные реформы, инвестиции в основной капитал, человеческий капитал.
УДК 330.352
Наша доля в мировой экономике падает, мы опускаемся в международных рейтингах по экономическим и социальным вопросам. Наша страна седьмой год стагниру-ет, при этом на протяжении двух лет она находилась в состоянии рецессии.
В период стагнации 6 из 12 главных социально-экономических показателей демонстрируют небольшую положительную динамику, а 6 - отрицательную (табл. 1). Среднегодовой темп валового внутреннего продукта в 2013-2018 гг. составил 0,4 %, в промышленности - 0,6 %. Инвестиции и строительство сокращаются, экспорт-импорт снизился на 20-25 %.
До минимума упало обновление основных фондов, особенно машин и оборудования, 23 % которых работают сверх сроков амортизации. Наше отставание в научно-технической сфере стало угрожающим для независимости страны.
Пятый год идет снижение реальных доходов населения; третий год сокращается жилищное строительство; уменьшился объем розничного товарооборота и конечного потребления домашних хозяйств.
Число бедных увеличилось на 5 млн человек. С 2017 г. возобновилась депопуляция населения; с 2018 г. это впервые за последнее десятилетие привело к сокращению населения России. Более чем вдвое девальвировал рубль. К тому же стагнация продлится еще по крайней мере два или даже три года.
1 Абел Гезевич Аганбегян, зав. кафедрой экономической теории и политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, академик РАН, д-р экон. наук, профессор.
Таблица 1
Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Всего за 20132018 гг.
Валовой внутренний продукт 1,3 0,6 -2,8 -0,2 1,5 2,3 2,6
Промышленность 0,4 1,7 -3,4 1,1 1,0 2,9 3,6
Строительство 0,1 -2,3 -4,8 -4,3 -1,4 5,3 -7,2
Транспорт (грузооборот) 0,6 -0,1 0,3 1,8 5,4 2,9 11,2
Сельское хозяйство 5,8 3,5 2,6 4,8 2,4 -0,6 19,8
Инвестиции 0,8 -1,5 -10,1 -0,9 4,4 4,3 -3,4
Экспорт -2,1 -4,8 -31,3 -17,5 24,8 25,8 -17,1
Импорт 1,6 -9,8 -37,3 -0,8 25,3 4,7 -25,3
Розничный товарооборот 3,9 2,7 -10,0 -4,6 1,2 2,6 -4,9
Платные услуги 2,0 1,0 -1,1 -0,3 0,2 2,5 4,0
Ввод жилья 7,2 18,2 1,4 -6,0 -2,1 -4,9 12,5
Реальные доходы на душу населения 4,8 - 0,5 -4,1 -5,5 -1,2 -0,2 -6,9
Инфляция (рост потребительских цен) 6,5 9,1 15,0 5,8 2,5 3,8 50,3
Восстановить социально-экономический рост крайне трудно, потому что в отличие от кризиса, который несет в себе заряд послекризисного развития, стагнация не имеет внутренних пружин для будущего экономического роста. В рамках стагнации набирают силу негативные тренды, тянущие развитие социально-экономической системы России вниз - к рецессии. В частности, отток капитала с 2008 г. суммарно составил 743 млрд долларов (это половина годового ВВП по рыночному курсу); прогрессирует отставание материально-технической базы; сокращается количество трудоспособного населения; из-за падения нефтегазовых цен (главного источника налогов и таможенных сборов) снижается объем консолидированного бюджета в постоянных ценах. Финансирование НИОКР, образования, социальной помощи снижается в связи с усилением фискальной позиции и линией ЦБ на удорожание денег и сокращение ликвидности.
В сложившейся ситуации неотложными жизненно важными задачами являются преодоление стагнации, переход к значимому экономическому росту, восстановлению и повышению жизненного уровня населения.
Чтобы вывести экономику из тяжелейшего положения, нужны кардинальные меры. Вспомним опыт двенадцатилетней стагнации и рецессии в США, которая началась в 1970-х гг. Президент Г. Форд пытался, но не смог ее преодолеть, и его не переизбрали на второй срок. Дж. Картер выдвинул конкретную и очень серьезную программу выхода из стагнации - вплоть до замораживания зарплат, цен, активного вмешательства государства в экономику. Однако положение только ухудшилось, и он тоже не был переизбран на второй срок. И только Р. Рейган на двенадцатый год с начала стагнации провел коренные изменения, вошедшие в историю под названием рейгономики, которые вывели страну из стагнации.
Был значительно сокращен главный налог США - подоходный, одновременно был резко снижен капитальный налог, что позволило высвобожденные деньги от налогов направить в инвестиции. Вдвое сократились сроки амортизации, была введена ускоренная модернизация. Устаревшее, экономически невыгодное оборудование на сотни миллиардов долларов следовало выбросить и заменить новым, в связи с этим началось бурное инновационное развитие. Через 25 лет после этого Америка впервые в своей истории прожила без значительных потрясений, кризисов и годов рецессий вплоть до 2007 г.
Без принятия кардинальных мер, проведения серьезных структурных реформ, перехода к сильным стимулам ситуация будет ухудшаться. Это ясно показывает начало 2019 г. В лучшем случае ВВП увеличится на 1-1,5 %.
Опираясь на предложения экспертов, сформулируем меры по преодолению стагнации и переходу к необходимому для нас, как минимум, 5%-ному социально-экономическому росту по семи главным направлениям.
1. Переход к форсированному росту инвестиций в основной капитал и росту вложений в человеческий капитал - в сферу «экономики знаний», его главную составляющую - НИОКР, образование, информационно-коммуникационные и биотехнологии, здравоохранение. Под словом форсированный я понимаю 10 %-ный ежегодный рост. При таком росте доля инвестиций в ВВП повысится с 20,6 до 25 % к 2024 г., и доля вложений в «экономику знаний» в ВВП возрастет с 14 до 22 %. Наукой установлена сильная корреляция между долей инвестиций и долей сферы «экономики знаний» в ВВП и темпом экономического роста. В России эти показатели минимальны и не могут обеспечить прирост ВВП. Они даже по инвестициям немного меньше, чем в развитых странах, а по «экономике знаний» - в 2-3 раза ниже (14 % против 30 % в Западной Европе и 40 % -в США). При таких показателях рост развитых стран составляет 1,5-2 % в год при более эффективном использовании инвестиций и вложений, чем у нас.
Для нас 1,5-2 % роста - это стагнация. Мы должны ориентироваться на развивающиеся страны, у которых доля инвестиций - 30-35 % в валовом продукте, доля «экономики знаний» - около 20 %, а в Китае - 22 %, что в 1,5 раза выше, чем у нас. Рост этих стран - 4-6 % в год.
Если мы будем увеличивать инвестиции и вложения в сферу «экономики знаний» ежегодно на 10 %, то через 3 года сможем выйти на 3 %-ный рост, к 2024 г. -на 4-5 %, а к 2030 г., когда удельный вес инвестиций в ВВП повысится до 33 %, а доля вложений - до 30 %, устойчиво будем расти на 5-6 % ежегодно.
Специально выделим «экономику знаний» - главную составляющую человеческого капитала. Россия - одна из самых отсталых стран по финансированию здравоох-
ранения, образования и науки. Трудно найти другую страну, где на науку тратится 1 % ВВП; на образование - 4 %, а не 6 % (как почти везде), а на здравоохранение - меньше 5 %. Расходы на здравоохранение в ВВП в Европе - 10,2 %, в США - 17 %. По финансированию науки, образования, информационных и биотехнологий, здравоохранения Россия среди 200 стран занимает 100-150 место (хуже всего со здравоохранением).
2. Инвестиции в основной капитал следует прежде всего направить на технологическое обновление производства, чтобы за 10-15 лет перевести народное хозяйство страны на современную материально-техническую базу. Другое важное направление -создание новых производственных мощностей в высокотехнологичных отраслях: электронике, фармацевтике, приборостроении, авиационной промышленности, атомном машиностроении, синтетической химии и др.
Затем следует сформировать современную транспортно-логистическую инфраструктуру, в первую очередь перейти к массовому строительству двухсторонних автострад, скоростных железных дорог, локальных аэродромов, современных портов и др.
Последнее, нужно до 2024 г. удвоить и до 2030 г. утроить ввод жилья и сопутствующих коммунально-бытовых, торговых и социально-культурных объектов. Жилищная обеспеченность населения России - около 25 м2 на душу, но 21 % жилья не имеет водопровода, 23 % - канализации, 38 % - ни душа, ни ванны, 40 % - горячей воды. Так что комфортного жилья на душу приходится 17 м2, а в худшей стране Европы - 30 м2. Надо поставить задачу - к 2025 г. достичь нормы комфортного жилья на душу -25 м2, а к 2030 г. - 30 м2.
3. Мобилизация необходимых финансовых средств. У нас почти 104 трлн рублей составляет ВВП, около 18 триллионов инвестиций в основной капитал по статистике и около 22 трлн рублей накоплений в основной капитал по системе национальных счетов (с учетом «теневых» средств). Нам нужно 2 трлн рублей в год, чтобы на 10 % поднять инвестиции; для финансирования «экономики знаний» - около 1,5 трлн рублей, чтобы на 10 % повысить вложения в эту сферу.
В ближайшее время нам необходимо минимум 2 триллиона в год, чтобы компенсировать снижение реальных доходов, которое идет с 2014 г., потому что без платежеспособного спроса невозможен значимый экономический рост.
Один из главных вопросов - где взять деньги? Прежде всего нужно отказаться от мифов, перейти на какой-то срок к дефицитному бюджету, чтобы возобновить экономический рост. Безопасный дефицит, определенный Европейским союзом, - 3 % ВВП, для России это 3 трлн рублей. А что мы делаем? В стагнирующем 2018 г. получили 2,5 трлн рублей профицита. И это в стране, где 20 млн человек имеют нищенский прожиточный минимум. Все развитые страны (и США, и Европа) развиваются с дефицитом бюджета, это выгодно. Конечно, нужны заемные средства.
К тому же у нас фантастически много золотовалютных резервов - 480 млрд долларов (это больше, чем у всех крупных стран Европы вместе взятых), и мы постоянно их закупаем (табл. 2). Они обесцениваются, не работают, десятилетие лежат мертвым грузом.
Больше всего в стране финансовых средств у банков - банковских активов, из которых на инвестиции в основные фонды направляется в год 1,3 триллиона, из них больше половины дают иностранные банки, расположенные в России. Похоже, отечественные банки (по примеру ЦБ) социально-экономическим ростом не озабочены. Инвестиционные кредиты в основные фонды в России составляют 8 % всех инвестиций, в развитых странах - 30-50 %, а в развивающихся - около 20 % (при норме инвестиций в ВВП вдвое выше, чем в России).
Таблица 2
Показатели Объем заимствования в виде инвестиционного кредита в год Примечание
В основной капитал В экономику знаний
Активы банков: в 2018-2020 гг. в 2020-2025 гг. 1,5-2 трлн р. 2,5-3 трлн р. 1,5-2,5 трлн р. 3-3,5 трлн р. В 2018 г. активы банков превысили ВВП и составили 91 трлн р.
Международные золотовалютные резервы -заимообразно при окупаемости 5-10 лет 15-20 млрд долл. в год Из них до 5 млрд долл. Объем этих резервов -около 480 млрд долл., из которых будет заимствовано 180 млрд долл., и средства начнут возвращаться
Доходы от приватизации До 1 трлн р. Сокращение доли госпредприятий и организаций, включая подконтрольные государству, с 71 % (данные Всемирного банка) до 40-45 %
Облигационные займы населения для строительства жилья и приобретения автомобиля 1,5-2 трлн р. Население сберегает до 40 трлн. р. в России и до 700 млрд долл. - за рубежом
Прибыль и амортизационный фонд предприятий 1,5-2 трлн р. В том числе 0,5 трлн р. При освобождении от налогов части прибыли, направленной на инвестиции и вложения, и перехода на ускоренную амортизацию
Займы государства за рубежом По 30-50 млрд долл. в год В том числе 3-5 млрд долл. Внешний долг государства РФ - 3 % ВВП, а с внутренним - менее 15 %. Его можно довести до 30-40 %
Можно взять взаймы 180 млрд долларов из золотовалютных резервов, используя в год по 20-30 млрд долларов (1,5-2 трлн рублей) для инвестирования в технологическое обновление действующего производства с окупаемостью 5-7 лет.
Дополнительно до 2 трлн рублей можно взять у предприятий, если освободить прибыль от налога, идущего на инвестиции и вложения. Целесообразно также снизить амортизационные сроки и за счет возросшего фонда амортизации увеличить инвестиции.
Можно мобилизовать займы населения для финансирования жилья и производства легковых автомобилей, делая скидки в цене людям, купившим достаточное количество этих облигаций.
Наконец, наше государство - единственное, где вместе с внутренними долгами всего 15 % долг в ВВП. Китай имеет 257 % в валовом продукте; Япония - 250 %; в США только внешние долги - 110 %; в Западной Европе - 86 %, а у нас внешних долгов - аж 3 %.
Что лучше? Иметь нормальные долги в 40.. .50 % ВВП, как все другие страны, или экономить на расходах, не иметь денег на развитие, снижать доходы, увеличивать бедность?!
4. Необходимо снизить ключевую ставку ЦБ за 3 года хотя бы до 4-5 %. Пока она не снижена, нужно за счет бюджета финансировать низкую ставку: 5 % - для инвестиционного кредита в технологическое обновление действующего производства с окупаемостью 5-7 лет; 4 % - для новых мощностей высокотехнологичных отраслей с окупаемостью 10-12 лет; 3 % - для создания новой транспортной структуры с окупаемостью 20-25 лет. Это ежегодно потребует от бюджета 100-150 млрд рублей для объема инвестиционного кредита в размере 2 трлн рублей.
5. Надо перейти к серьезному стимулированию инвестиций и экономического роста, введя налоговую паузу, когда проводится техническое обновление, строятся новые мощности для высокотехнологичных отраслей; выдавая дешевые кредиты под проектное финансирование без залога, и др. Чтобы «слезть с нефтяной иглы», нужны сильные стимулы для развития экспортных отраслей по производству готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе и по информационной технологии (как в Индии или Китае).
6. Нужны крупные структурные преобразования, чтобы устранить препятствия для экономического роста и стимулировать регионы, компании, частные компании к экономическому росту. Для этого необходимы структурные реформы в области собственности, новые законы о собственности, увеличение доли частной собственности в создании ВВП с 29 % (по данным Всемирного банка) до 55-60 %; нужно воссоздать конкурентную среду, реформировать естественные монополии (Газпром, РЖД, Роснефть и др.).
Необходимо провести коренные реформы в банковской и бюджетной сферах, нацелив их на развитие экономики и социальной сферы, создав внебанковские фонды «длинных денег» (страхование, пенсионные, совместные, ипотечные и др.). Крайне важны и социальные реформы. Речь идет о пенсионном деле, реформировании здравоохранения, о переходе на рыночные отношения в жилищно-коммунальной сфере, введении нормального налога на жилье и участки (1-2 % стоимости недвижимости и жилья).
В нашей социальной сфере, с одной стороны, налицо пережитки социализма -попытка построить пенсионную систему без взносов работающих, что обрекает людей на нищенские пенсии (Россия занимает 89-е место в мире по уровню жизни пенсионеров), или тот же ОМС в здравоохранении. С другой стороны, в России - чудовищный разрыв между уровнем жизни бедных и богатых, в полтора раза превышающий среднюю разницу в Западной Европе (15,5 против 10 раз по доходам 10 % групп населения), и в 2-3 раза выше, чем в странах социал-демократической ориентации Европы и Японии (5-7 раз).
Это порождает иждивенчество, низкую зарплату из-за отсутствия взносов на пенсию, на страховку по здоровью и т. д. Низкая зарплата плохо стимулирует произ-
водительность, у подавляющей части населения зарплаты не хватает на улучшение жилищных условий и т. д. Эти реформы нужно провести с индексацией зарплаты, без снижения реальных доходов граждан. Следует освободить малообеспеченных от подоходного налога, вдвое поднять минимум зарплаты и размер пенсий, ввести прогрессивную шкалу подоходного налога при снижении налогов на производство дешевой продукции и услуг и повышении их на продукцию и услуги, недоступные бедным семьям и среднему классу. К 2024 г. разница между богатыми и бедными могла бы снизиться до 8-10 раз.
7. Социально-экономический рост захлебнется без ежегодного возрастания платежеспособного спроса населения, зависящего от увеличения доходов. До 2021-2022 гг., когда, по нашим расчетам, может начаться значимый экономический рост, доходы населения целесообразно увеличивать в 2019-2021 гг. за счет дефицита бюджета, установив их в размере 2-3 трлн рублей в год.
Если в 2012-2022 гг. начнется 3 %-ный рост экономики, это даст около 4 трлн рублей дополнительных доходов; рост в 4-5 % к 2024-2025 гг. даст 4-6 трлн рублей, а ускорение темпов до 5-6 % к 2030 г. позволит получить ежегодный прирост ВВП по 9-11 трлн рублей.
Подавляющую часть этих дополнительных средств, по нашему мнению, надо вкладывать в благосостояние людей, прежде всего в увеличение их доходов, особенно мало- и среднеобеспеченных семей.
Россия не раз и не два в своей истории оказывалась в трудном, казалось бы, безвыходном положении. И каждый раз народ находил силы двинуться вперед, преодолеть трудности и достичь новых высот. Так будет и на этот раз!
A. G. Aganbegyan. On overcoming stagnation, recession and achieving 5 % growth. Abel Agan-begyan identifies basic negative trends observed in the socioeconomic segment over the past 7 years (stagnation, recession) and their consequences. He shows that the situation will further deteriorate unless we take drastic measures and implement major structural reforms. Based on expert proposals, Aganbegyan suggests measures for overcoming stagnation and transitioning to an at least 5 % socioeconomic growth in 7 key areas, the most critical being investment in core assets and human capital. The author considers possible sources of funding and emphasizes the urgency of large-scale structural changes, particularly in the banking and public segments.
Keywords: overcoming stagnation, sources of funding, recession, 5 % growth, socioeconomic segment, structural reforms, investment in core assets, human capital.