Научная статья на тему 'О преемственности и новаторстве на кафедре анатомии Белорусского государственного университета физической культуры'

О преемственности и новаторстве на кафедре анатомии Белорусского государственного университета физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАТОМИЯ / ИСТОРИЯ / ТРАДИЦИИ / СОВРЕМЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ANATOMY / HISTORY / TRADITIONS / CONTEMPORANEITY / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Броновицкая Г.М., Комар Е.Б.

Как известно, необходимым и первостепенным условием прогрессивного развития любого структурного подразделения вуза, в частности, кафедры является преемственность научных школ и воплощение результатов деятельности на практике. Кафедра анатомии Белорусского государственного университета физической культуры прошла долгий и достойный путь своего становления. В настоящее время сотрудникам кафедры удается успешно сочетать классические традиции анатомической научной школы и совершенствование образовательного процесса в соответствии с запросами современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Броновицкая Г.М., Комар Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESSION AND INNOVATION AT THE CHAIR OF ANATOMY OF BELARUSIAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

It is known that the succession of scientific schools and an embodiment of results of activity in practice is the necessary and main condition for the progressive development of any structural unit of the university particularly the chair. The chair of anatomy of Belarusian state university of physical culture has has come a long and worthy way of its formation. Now the staff of the chair successfully combine the classical tradition of anatomical science schools and improve the educational process in accordance with the needs of modern society.

Текст научной работы на тему «О преемственности и новаторстве на кафедре анатомии Белорусского государственного университета физической культуры»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.6:796:378.096:611(476) ББК Ч30/49

О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И НОВАТОРСТВЕ НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Г.М. БРОНОВИЦКАЯ, УО БГУФК, г. Минск, Беларусь Е.Б. КОМАР, УО БГУФК, г. Минск, Беларусь e-mail: elen555@tut. by

Аннотация

Как известно, необходимым и первостепенным условием прогрессивного развития любого структурного подразделения вуза, в частности, кафедры является преемственность научных школ и воплощение результатов деятельности на практике. Кафедра анатомии Белорусского государственного университета физической культуры прошла долгий и достойный путь своего становления. В настоящее время сотрудникам кафедры удается успешно сочетать классические традиции анатомической научной школы и совершенствование образовательного процесса в соответствии с запросами современного общества.

Ключевые слова: анатомия, история, традиции, современность, образовательный процесс.

Не вызывает сомнений тот факт, что без преемственности в комплексе с использованием современных достижений не будет развития, в том числе и такого небольшого структурного образования каковым является кафедра высшего учебного заведения.

Кафедра анатомии человека - первый важный рубеж, который необходимо преодолеть студентам Белорусского государственного университета физической культуры на пути к получению диплома о высшем образовании. Сознание ответственности за здоровье и спортивные успехи своих будущих учеников пугают слабых, но закаляют сильных! Анатомия является тем фундаментом, с которого начинается изучение предметов медико-биологического профиля спортивного образования. Практическое применение анатомических знаний поистине безгранично.

Анатомия - предмет весьма сложный и трудоемкий, но студенты любят анатомию, поскольку понимают ее важность как в работе практикующего тренера, учителя физкультуры, так и для повышения своих интеллектуальных и профессиональных качеств.

Кафедра имеет интересную историю и богата своими традициями.

Год создания кафедры - 1937. История кафедры анатомии начинается с первых дней основания нашего вуза. У истоков ее создания находился ученик заслуженного деятеля науки

БССР, академика АН БССР, основоположника ученых школ нашей страны, профессора Д.М. Голуба - кандидат медицинских наук, профессор З.Г. Слободин [1, 2]. Он первым и возглавил кафедру (до 1949 г.) - приложил немало усилий для создания необходимых условий проведения учебного процесса, базы для проведения научных исследований, много труда вложил в создание музея натуральных анатомических препаратов.

В тяжелейших военных условиях кафедра выстояла и достойно продолжила свой учебный и научный прогресс, получив необходимое оборудование для проведения исследований. С первых дней послевоенной работы, параллельно учебному процессу, сотрудники кафедры стали активно заниматься оформлением музея, учебно-методической и научно-исследовательской работой,

организовали СНО, началось заполнение витрин музея естественными влажными и сухими препаратами. На кафедре были подготовлены и успешно защищены кандидатские диссертации (Г.Ф. Полянским и др.).

После профессора З.Г. Слободина кафедрой заведовали: профессор, доктор медиинских наук Е.Д. Гевлич (1949-1961 гг.); ТВ. Доронина (1961-1962 гг.); доцент, доктор медицинских наук И.М. Турецкий (1962-1966 гг.); профессор, кандидат медицинских наук

Н.М. Быков (1966-1972 гг.); профессор, доктор медицинских наук В.П. Стрельников (19722001 гг.); доцент, кандидат медицинских наук А.И. Дойлидо (2001-2003 гг.). Все эти люди трудились исключительно на благо кафедры, прилагали максимальные усилия для обеспечения комфортной работы

преподавателям и успешного овладения знаниями студентами.

"Память хранит самое важное - дела наших достойных предшественников, их труд на благо миллионов людей".

С 2003 г. эстафету по руководству кафедрой приняла доцент, кандидат медицинских наук Г.М. Броновицкая и с большой любовью, энтузиазмом и знанием своего дела возглавляет ее по сегодняшний день. В настоящее время кафедра анатомии представляет собой отдельное структурное подразделение БГУФК.

Основные усилия сотрудников кафедры сосредоточились на сохранении и развитии анатомической научной школы,

совершенствовании образовательного процесса в соответствии с запросами современного общества. В соответствии с типовой учебной программой с учетом специфики вуза физкультурного профиля подготовлены учебно-методические комплексы по всем темам лекционного курса, разработаны и изданы учебные наглядные пособия, а также учебно-методические пособия для самостоятельной работы и контроля знаний, составлены методические указания и разработки для проведения лабораторных занятий со студентами, тестовые задания, обновлен фонд таблиц, музей пополнился новыми экспонатами. Тексты разработок внедрены в образовательный процесс изучения анатомии на всех факультетах дневной и заочной форм получения образования [1, 2]. В образовательный процесс также активно вводятся инновационные технологии (компьютерная обработка иллюстративного материала; презентации с использованием мультимедийных систем; принтерная цветная печать и др.). Большое внимание Г.М. Броновицкая уделяет унифицированию и совершенствованию методики преподавания предмета, использованию наглядных учебных препаратов в процессе обучения студентов.

"Сердцем" любой анатомической кафедры является ее музей. Ценность кафедры анатомии БГУФК представляет ряд анатомических препаратов, изготовленных заслуженными

сотрудниками кафедры. Минчан и гостей столицы мы сердечно приглашаем на организованные экскурсии, целью которых является и профориентация.

Большой вклад в развитие кафедры вносят ее сотрудники с многолетним стажем - Л.А. Лойко и Г.М. Броновицкая. Результаты многолетнего опыта преподавания анатомии отражены в создании первых отечественных, адаптированных для студентов-спортсменов учебников, которые крайне необходимы им в подготовке к занятиям.

Процесс познания бесконечен, как бесконечен окружающий человека мир и сам человек. Разобраться в особенностях развития организма спортсмена под влиянием различных видов спорта студентам помогают преподаватели кафедры, которые сами продолжают изучать природу человека. На кафедре работает студенческий анатомический кружок [2]. Ежегодно весной проводятся студенческие научные конференции, где студенты-кружковцы под чутким руководством научных руководителей (преподавателей кафедры) докладывают о результатах своих исследований, делятся полученными знаниями с товарищами, перенимают опыт научной деятельности. Конференции вызывают огромный интерес у студентов в связи с актуальной тематикой выступлений, направленной на волнующие спортсменов темы, которые дают ответы на многие насущные вопросы. Познать мир, а значит и себя - вот основная цель таких мероприятий.

Залог успешной подготовки современного профессионального педагога, тренера и спортсмена, способного рассмотреть горизонты завтрашнего дня в спорте, лежит именно в единстве учебного и научного процессов.

Анатомия человека - фундаментальная наука и учебная дисциплина, поэтому работа кафедры анатомии БГУФК интегрируется с другими кафедрами университета (кафедрой физической реабилитации, спортивной медицины, физиологии и биохимии, гимнастики, легкой атлетики, лечебной физической культуры и др.), а также с другими вузами Беларуси и стран СНГ [1].

Кафедра анатомии образца 2015 года - это команда профессионалов, среди которых как сотрудники со стажем работы более 30-50 лет, так и молодые анатомы, которые, положа в основу знания и опыт старших коллег, сочетают в своей работе достижения

современной педагогики и наработки прошлых лет. Профессорско-преподавательский состав кафедры анатомии сегодня - это 4 доцента, кандидата наук - Г.М. Броновицкая, Л.А. Лойко, О.Б. Башлак, Н.В. Банецкая; доцент кафедры Е.Б. Комар; старший преподаватель И.М. Суворова; 3 ассистента - Е.В. Ветчинкина, В.С. Пранович, Н.В. Шведова; 2 лаборанта I квалификационной категории (Л.И. Керимова, Т. А. Ядренцева) [2].

Научная деятельность кафедры с периода ее руководства Г.М. Броновицкой продолжает славные традиции школы Д.М. Голуба. Научными приоритетами кафедры являются изучение компонентного состава массы тела в возрастном аспекте и при занятиях различными видами спорта. Исследования проводятся с использованием современной аппаратуры и научных методик. Все сотрудники кафедры активно занимаются научной работой.

Разработан и функционирует сайт кафедры анатомии, который можно найти в интернете на странице университета [2]. Там находятся фотографии из жизни кафедры и студенческого научного общества, анатомического музея и много полезных материалов для студентов.

Кафедра анатомии призвана обучить строению человека по системам органов, когда учитывается не только строение и положение (топография) органа, но также и связи строения органа с его функциями, происхождением, развитием. А это, в конечном счете, -способность широко, системно мыслить, видеть организм в целом, во всем многообразии его индивидуальной жизнедеятельности,

устройство конкретного, живого, меняющегося организма.

В дальнейшем работа коллектива кафедры, в продолжение более чем 75-летних традиций, будет направлена на совершенствование образовательного процесса и подготовку высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта, а также научных кадров.

В заключении следует отметить, что введение любых изменений в системы, объединяющие в рамках своей деятельности людей, и использующие человеческий капитал, должно сохранять разумный баланс между традициями и инновациями.

Список литературы

1. Белорусский государственный университет физической культуры: о времени, о спорте, о себе / Белорус. гос. ун-т физ. культуры; под общ. ред. М.Е.Кобринского. - Минск: БГУФК, 2007. - С. 247-249.

2. http://www. sportedu. by/kafedra-anatomii

SUCCESSION AND INNOVATION AT THE CHAIR OF ANATOMY OF BELARUSIAN STATE

UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

G. BRONOVITSKAYA, BSUPC, Minsk, Belarus H. KOMAR, BSUPC, Minsk, Belarus

Abstract

It is known that the succession of scientific schools and an embodiment of results of activity in practice is the necessary and main condition for the progressive development of any structural unit of the university particularly the chair. The chair of anatomy of Belarusian state university of physical culture has has come a long and worthy way of its formation. Now the staff of the chair successfully combine the classical tradition of anatomical science schools and improve the educational process in accordance with the needs of modern society.

Keywords: anatomy, history, traditions, contemporaneity, educational process. References

1. Belarusian state university of physical culture: about time, about sport, about myself. - М1шк: BSUFC, 2007. - P. 247-249.

2. http://www. sportedu. by/kafedra-anatomii/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.