Научная статья на тему 'О предпосылках формирования международного экономического региона на пространстве Большой Центральной Азии. Роль Китая'

О предпосылках формирования международного экономического региона на пространстве Большой Центральной Азии. Роль Китая Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
638
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция «Экономический пояс Шелкового пути» / Центральная Азия / транспортнологистическая инфра структура / стратегическое партнерство / свободные экономические зоны / международный экономический регион / the “Silk Road Economic Belt” concept / Central Asia / transport and logistics infrastructure / strategic partnership / free economic zones / international economic region

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Матвеев Владимир Александрович

В проекте «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) ключевая роль отводится развитию Синьцзяна ввиду его особого стратегического положения на границе с Центральной Азией. В связи с этим решается задача по превращению Синьцзяна в межрегиональный внешнеэкономический и транспортно-логистический хаб. В трансграничной китайско—центральноазиатской полосе начинают складываться предпосылки формирования полюса развития, или точнее — экономического пояса роста. В долго срочной перспективе здесь видится вполне возможным создание международного экономического региона, с которым связываются надежды на дальнейшее взаимодействие Китая с ЦА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PREREQUISITES OF THE FORMATION OF AN INTERNATIONAL ECONOMIC REGIONONTHE GREATER CENTRAL ASIA TERRITORY. THE ROLE OF CHINA

The project of the Silk Road Economic Belt (SREB) renders a special role to the development of Xinjiang due to its special strategic position on the border with Central Asia. In this regard, the issue of the transformation of Xinjiang into foreign trade and interregional transportation and logistics hub is raised. In the trans-border Sino-Central Asian area begins to take shape a number of prerequisites for the formation of development poles or more precisely—zones of economic growth. In the long term, it seems quite possible the creation of an international economic region, associated with hopes for further cooperation of China with Central Asia.

Текст научной работы на тему «О предпосылках формирования международного экономического региона на пространстве Большой Центральной Азии. Роль Китая»

В.А. Матвеев

О ПРЕДПОСЫЛКАХ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГИОНА НА ПРОСТРАНСТВЕ БОЛЬШОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. РОЛЬ КИТАЯ*

Аннотация. В проекте «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) ключевая роль отводится развитию Синьцзяна ввиду его особого стратегического положения на границе с Центральной Азией. В связи с этим решается задача по превращению Синьцзяна в межрегиональный внешнеэкономический и транспортно-логисти-ческий хаб. В трансграничной китайско—центрально-азиатской полосе начинают складываться предпосылки формирования полюса развития, или точнее — экономического пояса роста. В долгосрочной перспективе здесь видится вполне возможным создание международного экономического региона, с которым связываются надежды на дальнейшее взаимодействие Китая с ЦА.

Ключевые слова: концепция «Экономический пояс Шелкового пути», Центральная Азия, транспортно-логистическая инфраструктура, стратегическое партнерство, свободные экономические зоны, международный экономический регион.

Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП) развивается с востока на запад, и здесь ключевое место отводится соседнему с западной

* Под «Большой Центральной Азией» (БЦА) автор понимает Центральную Азию с прилегающей к ней северо-западной частью КНР — Синьцзян-Уйгур-ским автономным районом (СУАР).

границей Китая региону Центральной Азии (ЦА), с которым продолжают активно развиваться трансграничные связи не только в сфере торговли, но и в области производственной кооперации, услуг и пр.

Существенным преимуществом в наращивании сотрудничества Китая с ЦА является наличие общей границы. На наш взгляд, именно соседство — ключевая характеристика геоэкономического положения стран. Конечно, сам фактор общей границы автоматически не ведет к взаимовыгодному интенсивному обмену товарами, услугами, капиталом и рабочей силой. Степень и формы сотрудничества граничащих государств во многом зависят от качественного улучшения экономических, политических, институциональных, инфраструктурных, инвестиционных и иных факторов взаимодействия. Для него, кроме политической воли, необходимо упорядочивание определенных условий, среди которых — создание общих эффективных институтов (путем заключения обязывающих договоров о взаимной торговле, создания комиссий по экономическому сотрудничеству и привлекательного инвестиционного климата), региональной инфраструктуры, обеспечивающей движение факторов производства, а также определенных механизмов стимулирования (преференции в доступе на рынки, поощрение региональной специализации и кооперации)1.

В настоящее время тренд экономического взаимодействия Китая с ЦА можно расценить как прогрессирующий.

Китай продолжает укреплять общее стратегическое партнерство с центрально-азиатскими странами, тем самым превращая их в стабильных внешнеполитических союзников и экономических контрагентов. Вывод взаимодействия с центрально-азиатскими партнерами на качественно новый уровень, а именно — на уровень отношений стратегического партнерства произошел в последние десять лет.

Отметим, что Китай превратился в локомотив экономического развития ЦА и в этом качестве определяет важнейшие его параметры.

Но главное, по мнению многих международных экспертов, это то, что посредством распространения своего влияния в регионе КНР стремится обезопасить свои «тылы» и придать дополнительный импульс экономическому и социальному развитию неспокойного Синьцзяна (СУАР).

Развитию Синьцзяна отводится особая роль в проекте ЭПШП ввиду его особого стратегического положения на границе с ЦА, масштабности территории и богатства недр. К тому же, все транспортные коммуникации Китая в западном направлении проходят через территорию СУАР.

В связи с этим решается задача по превращению Синьцзяна в межрегиональный внешнеэкономический и транспортно-логисти-ческий хаб, имеющий уникальное значение для ЦА. В настоящее время власти Китая полагают, что развитию СУАР может быть придано существенное ускорение.

Постепенно складывается экспортная ориентация Синьцзяна в направлении соседних стран ЦА. Пекин надеется, что СУАР в перспективе станет играть важную роль в происходящих в ЦА геоэкономических переменах.

А перемены действительно назрели. Масштабный мировой экономический кризис вызвал резкое падение ВВП стран ЦА, в 2015 г. произошла резкая девальвация национальных валют, что усилило негативные эффекты в экономике. Власти стран региона приходят к пониманию необходимости адаптации к изменившейся экономической ситуации. Поэтому в ряде государств ЦА, прежде всего в ведущих странах — Казахстане и Узбекистане, ставится стратегическая задача отказа от сырьевого развития при курсе на модернизацию обрабатывающей промышленности и сектора услуг и на встраивание в глобальные производственные цепочки. И здесь их надежды связаны с мощным экономическим потенциалом Китая, а именно — с налаживанием тесной кооперации с бурно развивающимся Синьцзяном.

Китай начал экономическое взаимодействие с регионом (примерно два десятилетия назад) с активизации внешнеторгового обмена товарами, продолжил его оказанием кредитно-инвестиционной поддержки и ныне переходит к формированию специальных экономических зон не только торгового, но и производственного назначения и в приграничье, и в глубине центральноазиатского пространства. Одновременно в странах ЦА реализуется множество инфраструктурных проектов транспортного, телекоммуникационного и энергетического характера на инвестиции, выделяемые международными банками развития и Китаем. Нельзя сказать, что это толь-

ко проекты сооружения транзитных коммуникаций для связи с западной частью Евразии, поскольку внутри центральноазиатских стран строится множество объектов транспортного и производственного назначения.

Таким образом, в трансграничной китайско—центрально-азиатской полосе начинают складываться предпосылки формирования полюса развития или точнее — экономического пояса роста. В долгосрочной перспективе здесь видится вполне возможным создание международного экономического региона. Именно с формированием международного экономического региона на пространстве Большой Центральной Азии (то есть с прилегающей к ЦА северо-западной частью КНР — Синьцзяном) и связаны надежды дальнейшего соразвития Китая с ЦА. Варианты соответствующего проекта в настоящее время обсуждаются как китайскими, так и международными экспертами.

И действительно, экономическое развитие в Большой Центральной Азии (БЦА) в ходе активизации процессов региональной интеграции ведет к трансформации социально-экономического пространства. Действующие и намечаемые проекты соразвития Китая со странами ЦА, имеющие как двухсторонний, так и многосторонний характер, носят трансграничный характер. Причем наибольшую активность в этом проявляет китайская сторона. В долгосрочной перспективе при масштабном продолжении процессов региональной интеграции на пространстве БЦА сформируется международный экономический регион. Мировой опыт регионализации показывает реальность этих процессов. Формирование же такого трансграничного региона изначально начинается с создания полюсов роста, специальных зон развития и транспортных коридоров, пересекающих пространство этого региона.

Собственно понятие международного региона как нового звена в мировой торговой системе было выдвинуто экспертами-составителями Доклада о мировой торговле, выпущенного секретариатом Всемирной торговой организации (ВТО) в 2011 г.2

В данном докладе проанализирована структура региональных торговых соглашений (РТС) мировой коммерции. Отмечено, что в структуре РТС сейчас преобладают как соглашения о зонах свобод-

ной торговли (ЗСТ) в чистом виде, так и соглашения по типу ЗСТ+, то есть дополненные соглашениями об экономической интеграции. Число таких соглашений по типу ЗСТ+ выросло в первом десятилетии XXI в. в 5 раз3.

Кроме того, в качестве тренда отмечается резкое увеличение в 2008—2013 гг. межрегиональных РТС (на 60 %) . В конечном итоге, как заключают авторы Доклада о мировой торговле, следствием реализации таких межрегиональных РТС становится формирование предпосылок для развития международных регионов как нового звена в мировой торговой системе, базирующегося не только на соперничестве, но и на сотрудничестве с другими звеньями международных экономических отношений.

Как показывает теория регионализма, нередко подобные международные регионы формируются в ходе активно развивающегося международного сотрудничества соседних стран. Причем в региональной науке различают два вида международных регионов — транснациональные и трансграничные регионы4. Транснациональные регионы включают соседние государства, связанные в политическом или экономическом отношении (политические и экономические регионы), либо имеющие сходство по социально-культурным и (или) этнорелигиозным признакам (социально-культурные регионы). Такие регионы часто формируются на основе общих политических интересов, институализированных международными договорами, например, в сфере обеспечения военной безопасности (например, НАТО), либо для согласования и декларации общности политических позиций в международных отношениях (ШОС), либо для формирования единого экономического пространства (ЕС). В последнем случае пример Европейского союза показывает эффективность создания транснациональных регионов на основе формирования единого экономического пространства, что одновременно усиливает и политическое единство ЕС и способствует проявлению элементов социально-культурной общности.

Субъектами, образующими транснациональные регионы, являются государства. Фактором их образования чаще всего выступает общность интересов, прежде всего политических и экономических. Хотя мировая практика работы таких формирований показывает и

возможность навязывания сильными партнерами своих интересов более слабым странам. Такая возможность не исключена при формировании Китаем транснационального региона с государствами-соседями. Однако в настоящее время экономическое пространство, включающее ЦА и Китай, очень дискретно и единым оно, возможно, станет только в долгосрочной перспективе.

Иным типом международных регионов являются трансграничные регионы. Трансграничным регионом в регионалистике определяются сопредельные пограничные территории государств, характеризующиеся определенным природным, экономическим, социокультурным, этническим единством. Наиболее развитой формой таких регионов являются широко распространенные в Западной Европе еврорегионы.

Подобные регионы создаются в ходе сотрудничества административно-территориальных и муниципальных образований соседних государств или, в случае социокультурных регионов, включают близкие по важным параметрам приграничные регионы стран-соседей. В основе их формирования лежат связи между территориями разных стран.

Среди признаков, отличающих трансграничный регион, следует отметить такие принципиально важные, как:

• непрерывность территории, то есть возможность прямого транспортного сообщения без пересечения границ региона;

• относительно тесные экономические (торговля, инвестиции) связи входящих в регион субъектов;

• часто — наличие общей или скоординированной инфраструктуры (транспортной, энергетической)5.

Тем не менее, в настоящее время на общем пространстве стран ЦА и китайского Синьцзяна формируются только начатки такого международного региона. Уже сложились структурные элементы производственной инфраструктуры, главными из которых являются: транспортный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали (Ляньюнган—Урумчи—Хоргос—Алматы), газотранспортная система «Центральная Азия», нефтепровод Казахстан—Карамай, приграничные логистические центры, в настоящее время — Хор-гос—Восточные ворота, Алашанькоу—Дружба, в среднесрочной

перспективе это дальнейшее развитие пограничных переходов — Торугарт (Киргизия) и Кульма (Таджикистан).

В перспективе есть основания для формирования новых транспортных коридоров: Урумчи—Торугарт—Ферганская долина и Урумчи—Иркештам—Душанбе—Афганистан—Иран.

Другой важнейшей частью начинающегося складываться хозяйственного комплекса БЦА являются полюса роста в форме свободных экономических зон (СЭЗ) разных типов.

В настоящее время СЭЗ являются одним из ведущих механизмов пространственного развития Китая. Анализ государственной политики Китая в отношении СЭЗ на протяжении всего переходного к рынку периода показывает прохождение нескольких этапов — от создания особых экономических зон и введения статуса открытых приморских городов и районов до современного этапа открытости целых внутриконтинентальных и приграничных районов. Весьма важно, что в Китае разработана и реализуется на практике национальная теория эволюции СЭЗ, подразумевающая постоянное создание предпосылок для перехода данной территории в новое качественное состояние, т. е. в стадию ее экономической и социальной модернизации.

Ныне основными чертами китайских СЭЗ являются самостоятельное экономическое развитие на основе принципов рыночного регулирования; опора на иностранные капиталовложения; экспортная ориентация производства; широкое привлечение импортного сырья; включение в состав СЭЗ обширных регионов; активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны; дифференцированная налоговая система с учетом региональных особенностей СЭЗ6.

Важно, что СЭЗ внесли значительный вклад в развитие экономики Китая. Сейчас СЭЗ активно расширяют свои границы в пределах страны и формируют так называемые экономические пояса. С 1985 г. стали создаваться открытые экономические зоны в приморских районах. Начиная с 1992 г., с санкции Госсовета статус открытых для внешнего мира зон получили ряд приграничных городов, где проводится специфическая экономическая политика. Все эти районы играют роль «окон» и посредников в ходе развития ориентирующейся на внешний рынок экономики.

Примечательным современным моментом является то, что СЭЗ активно интегрируются в региональные соглашения о свободной торговле с соседними странами (например, зоны свободной торговли «Китай—АСЕАН»).

Конечно, определяющую долю успеха в развитии зон на восточном побережье нужно отнести на счет их выгодного с точки зрения логистики географического положения, т. е. близости к портам. Этого преимущества нет в западных регионах, где всего два десятка лет назад государственная граница Китая с азиатскими республиками Советского Союза была наглухо закрыта. Теперь там приходится изначально развивать приграничную логистику.

В настоящее время на границе ЦА и Китая стали формироваться приграничные зоны свободной торговли и развития. Первым примером создания международной СЭЗ может служить зона «Хоргос» на границе Казахстана и Синьцзяна.

Изначально это был пограничный переход «Хоргос—Восточные ворота», который сейчас преобразуется в индустриально-логистический хаб или Центр международного пограничного сотрудничества между Китаем и Казахстаном. Это пока единственная транснациональная зона экономического сотрудничества в китайско—центрально-азиатском приграничье. Собственно, это не только трансграничная зона свободной торговли, но и специальный район экономического освоения, который власти Китая пытаются позиционировать как полюс экономического роста. В настоящее время Хоргос превратился в транспортный узел международного значения, ориентированный на Центральную Азию и даже Европу и объединяющий в себе автодорожный, железнодорожный и трубопроводный виды сообщения. Его открытие привело к резкому росту внешнеторгового грузооборота.

Но особый всплеск инвестиционной привлекательности центра «Хоргос» предполагается после 2016 г., когда будет завершено строительство автомобильного коридора «Западная Европа—Западный Китай»7.

Министерство индустрии и торговли Казахстана со своей стороны также планирует создать в Хоргосе точку роста — специальную экономическую зону площадью в 6 тыс. га в целях форсирования

развития производственного сектора страны. Идея состоит в том, чтобы международные компании открывали здесь фабрики, ориентированные на беспошлинный доступ их продукции на рынки России и Беларуси. Предполагается в перспективе открытие отверточ-ной сборки машиностроительной техники, предприятий строительного, пищевого комплексов и легкой промышленности.

Второй международной зоной особого экономического развития с 2010 г. решением Госсовета КНР объявлен Кашгарский округ Синьцзяна. Ему отводится особая роль в стратегии дальнейшего развития региона. В настоящее время Кашгар — крупный транспортный узел и огромный сельскохозяйственный центр СУАР КНР. Кашгарский округ имеет 5 контрольно-пропускных пунктов 1-й категории с 8 соседними с Китаем государствами, ему отведена роль «золотого канала», связывающего КНР с Центральной и Южной Азией, а также с Европой. Здесь на территории зоны развития Центральное правительство Китая предполагает создать крупную про-мышленно-сырьевую базу, ориентированную на производство и реализацию экспортных товаров для стран ЦА.

Кроме того, правительствами Китая и Таджикистана прорабатывается возможность совместного продвижения проекта Специальной торгово-транспортной зоны в Мургабском районе Республики Таджикистан. Правительством Таджикистана полагается, что за счет повышения экономического взаимодействия с приграничными территориями Китая и, прежде всего, с Кашгарским округом, посредством создания новых совместных предприятий с китайско-таджикским капиталом можно реально улучшить ситуацию в населенных пунктах Горного Бадахшана.

Итак, нам представляется, что в целях более полного использования экономико-географических преимуществ западных районов Китая с точки зрения их близости к ЦА, формируемые сейчас трансграничные СЭЗ в дальнейшем должны быть преобразованы в обширные зоны экономического сотрудничества производственно-торгового характера.

Мировой опыт подсказывает определенные примеры международного приграничного сотрудничества как инструмента развития периферийных территорий за счет иностранных инвестиций и тех-

нологий. Таковыми признаны зоны экономического сотрудничества в Азии, формируемые с конца 1970-х годов. Эти зоны первоначально приобрели форму «Треугольников роста» (Growth Triangles), или полюсов роста. Так, например, была создана мощная экономическая зона «Дельта реки Жемчужной», затем зона «Кольцо Желтого моря» (залив Бохай в КНР, КНДР, Республика Корея, Япония) и т. д. Позднее и в Юго-Восточной Азии нашла свое воплощение многообещающая концепция «Треугольников роста». В Северной Америке аналогичные зоны расположены на американо-мексиканской границе.

В конечном итоге в приграничье Китая и стран ЦА может быть сформирована масштабная зона сотрудничества в формате международного региона.

Примечания

1 Алимов Р.К. Таджикистан и Китай: опыт и возможности соразвития. М.: ИДВ РАН, 2011. С. 10.

2 World Trade Report 2011. The WTO and preferential trade agreements: From co-existence to coherence,WT0,2011. URL: https://www.wto.org/english/res_e/books p_e/anrep_e/world_trade_report11_e.pdf; Pomfret R. Is Regionalism an InCTeasing Feature of the World Economy? URL: https://www.tcd.ie/iiis/documents/discussion/ pdfs/iiisdp164.pdf и др.

3 Лихачев А.Е., Спартак А.Н. Новые явления и процессы в сфере регионализации мирового хозяйства // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 5. С. 21.

4 Шарыгин М.Д. Современные проблемы экономической и социальной географии. Пермь: ПГУ, 2008.

5 Федоров Г.М., Корневец В.С. О сущности и соотношении понятий «регион», «международный», «транснациональный» и «трансграничный» регион. URL: https://journals.kantiana.ru/vestnik/177/444/

6 Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии / под ред. А.В. Кузнецова, О.В. Кузнецовой. М.: ИМЭМО РАН, 2015. С. 117.

7 URL: http://inozpress.kg/news/view/id/40487

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.