О предоставлении государственных и муниципальных услуг в Российской федерации и республике Северная Осетия-Алания On the grant of state and municipal services in the Russian federation and the
republic of North Ossetia-Alanya
Цориева Алета Таймуразовна
Tsorieva A.T.
кандидат социологических наук, Первый заместитель Министра экономического развития, Министерство экономического развития
Республики Северная Осетия-Алания E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья содержит краткий анализ становления и развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации и Республике Северная Осетия-Алания, основные направления совершенствования системы на современном этапе
Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, административная реформа в РФ, стандарт предоставления государственных и муниципальных услуг, качество предоставления государственных и муниципальных услуг
Abstracts: The article contains a brief analysis of the formation and development of the system of providing state and municipal services in the Russian Federation and the Republic of North Ossetia-Alania, the main directions for improving the system at the present stage
Keywords: state and municipal services, administrative reform in the Russian Federation, the standard for providing state and municipal services, the quality of providing state and municipal services
Предоставление государственных и муниципальных услуг - это система, по качеству работы которой население страны оценивает
эффективность государственного управления, работу органов исполнительной власти и местного самоуправления. Проблемы становления и развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг напрямую связаны с решением проблем и удовлетворением потребностей людей, влияют на социальную стабильность и качество жизни населения, что обусловливает нарастающую актуальность повышения эффективности этой системы.
Основным документом, задавшим векторы развития системы предоставления государственных услуг в стране, стал Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»[1]. В нем были обозначены 23 мероприятия, направленные на совершенствование государственного управления, но для более глубокого понимания их содержания необходимо рассмотреть предыдущие этапы становления системы предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации.
В 2003 году в качестве стоп факторов в модернизации государства и повышении его конкурентоспособности на международном уровне обозначены неэффективность государственного управления и необходимость административной реформы. Стратегические направления административной реформы были изложены в Указе Президента РФ от 23 июля 2003 года №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах»[2] и сводились к:
ограничению вмешательства государства в экономическую деятельность;
исключению дублирования функций и полномочий на разных уровнях управления;
разграничению полномочий между федеральными органами власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;
развитию системы саморегулируемых организаций в области экономики и др.
В ходе реформы были выявлены три вида функций:
1. Правоустанавливающие, которые включают определение государственной политики и принятие нормативных правовых актов.
2. Правоприменительные, включающие осуществление государственного контроля и надзора, выдачу разрешений и различные регистрационные действия.
3. Функции по оказанию услуг и управлению государственным имуществом.
Перечень указанных функций стал основой трехуровневой системы федеральных органов исполнительной власти, в которую вошли федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Далее эта система была закреплена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», впервые определившем понятие «государственной услуги», как предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и других областях, установленных федеральным законодательством [3].
В целях установления контроля над качеством государственных услуг были введены стандарты их предоставления, и в 2007 году стала формироваться система многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
В 2008 году в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 года № 1789-р, впервые обозначена необходимость межведомственного взаимодействия без участия заявителя (гражданина,
организации). Затем 27 июля 2010 года принят Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который определил основные принципы функционирования системы предоставления государственных услуг [4]:
1. Правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими услуги,
2. Заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.
3. Правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг.
4. Открытость деятельности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги.
5. Доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.
6. Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме и др.
Кроме того, данным Законом установлены обязанности и запреты для органов, предоставляющих услуги. К ним отнесены:
• обязанность предоставления услуги в соответствии с административными регламентами, соблюдения стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг;
• запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые можно получить путем межведомственного взаимодействия;
• запрет требовать от заявителя платных услуг, не включенных в утвержденные в установленном порядке перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и др.
После рассмотрения основных этапов развития и содержания системы предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской
Федерации логично вернуться к обозначенным выше мероприятиям Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601, направленным на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Показатели качества предоставления государственных и муниципальных услуг, отраженные в Указе, включают:
уровень удовлетворенности граждан РФ качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, который к 2018 году должен достичь не менее 90 процентов;
долю граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, к 2015 году - не менее 90 процентов;
долю граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году - не менее 70 процентов;
сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти РФ (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных услуг) к 2014 году - до 15 минут;
снижение среднего числа обращений представителями бизнес-сообщества в орган государственной власти РФ (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности к 2014 году - до 2.
С 2013 года ежегодно в стране проводятся социологические исследования по определению фактических значений перечисленных показателей качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению [5]. По результатам исследований установлено, что время ожидания в очереди при получении государственных и муниципальных
услуг сократилось с 54,7 минут в 2012 году до 21,9 минут в 2016 году. Удовлетворенность граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг выросла с 75,5 процентов в 2012 году до 82,9 процентов в 2016 году. Доля граждан, получающих государственные и муниципальные услуги в электронном форме, возросла с 30,8 процентов в 2013 году до 51,3 процентов в 2016 году [6, с.32]. По состоянию на 1 января 2017 года в 83 субъектах Российской Федерации целевое значение показателя охвата населения «одним окном» поддерживается на уровне не менее 90 процентов [6, с.43]. При этом Республика Северная Осетия - Алания входит в десятку регионов, занявших последние места по уровню развития системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».
Социологический опрос, организованный Министерством экономического развития Республики Северная Осетия-Алания с привлечением специализированной организации ООО «АС» в 2016 году, показал, что уровень удовлетворенности населения республики качеством предоставления государственных и муниципальных услуг составил 88 процентов или на 2 процента ниже планового целевого показателя (90 %). Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составила 40 процентов от общего числа опрошенных респондентов, что на 11,3 процента ниже федерального показателя. Показатель длительности ожидания в очереди при подаче и оформлении документов на получение государственных и муниципальных услуг в республике составил в среднем 43 минуты, что почти вдвое превышает аналогичный федеральный показатель [7, с.24-36].
К основным трудностям получения государственных и муниципальных услуг в республике, отмеченным респондентами в ходе социологического опроса, отнесены: большие очереди (29 %), сложность заполнения официальных форм документов (17 %), неудобный режим работы органов, предоставляющих услуги (14 %), требование избыточных документов и
сведений (10 %), хождение по многим инстанциям для получения необходимых справок (8 %) [7, с.45].
Проецируя решение перечисленных проблем на основные направления совершенствования системы государственных и муниципальных услуг в Республике Северная Осетия-Алания и удовлетворение потребностей населения, можно обозначить необходимый комплекс действий, как:
сокращение очередей;
упрощение форм заполнения электронных запросов и документов; адаптирование режимов работы организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, под наиболее востребованные графики посещения граждан;
сокращение числа требуемых документов за счет межведомственного электронного взаимодействия и др.
Перечисленные направления совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг в республике, помимо официально утвержденных на федеральном уровне форм электронных документов и организационных моментов, напрямую зависят от уровня квалификации работников, задействованных в системе. В настоящее время очереди и многочисленные ошибки при заполнении и оформлении документов в электронной форме, требования дополнительных документов чаще всего связаны с низкой квалификацией работников, оказывающих государственные и муниципальные услуги. И выход здесь один - постоянная работа сотрудников «над ошибками», недопущение ошибок с помощью подготовки руководством организаций специальных «памяток» о наиболее часто встречающихся ошибках и методах их предупреждения. Чтобы стимулировать работников к постоянному повышению квалификации, необходимо разработать и внедрить систему оплаты труда, обеспечивающую дифференциацию заработной платы в зависимости от качества оказания государственных и муниципальных услуг населению. Кроме того, в
республике необходима постоянно действующая система повышения квалификации сотрудников, оказывающих государственные и муниципальные услуги, которая позволяла бы им знать и учитывать в работе все законодательные новации и требования.
Одновременно должны быть доработаны конкурсные требования для претендентов на замещение должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы республики, связанных с оказанием государственных и муниципальных услуг, в части профессиональных знаний и поведения, личных качеств.
Графики работы организаций, структурных подразделений, связанных с оказанием государственных и муниципальных услуг населению, не должны совпадать с наиболее распространенными режимами работы предприятий, организаций и учреждений. Часы работы указанных структур должны быть установлены таким образом, чтобы работающее население республики могло пользоваться государственными и муниципальными услугами в нерабочее время.
Таким образом, подводя краткие итоги проведенного анализа системы предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации и Республике Северная Осетия - Алания, можно сделать следующие выводы:
1. Система предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации, в том числе и в Республике Северная Осетия -Алания, прошла значительные этапы становления и развития, на сегодняшний день ее совершенствование является одним из основных направлений совершенствования государственного управления.
2. Дальнейшее развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг, достижение установленных качественных параметров зависят от квалификации кадров, технического и программного обеспечения системы.
3. Для повышения квалификации кадров системы предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации и Республике Северная Осетия-Алания необходимы:
а) организация обучения и повышения квалификации кадров на постоянной основе;
б) разработка дополнительных условий конкурсного отбора для претендентов на замещение должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы, связанных с оказанием государственных и муниципальных услуг в части профессиональных знаний, профессионального поведения и личных качеств;
в) подготовка и издание специальных пособий для работников системы оказания государственных и муниципальных услуг по предупреждению наиболее часто встречающихся ошибок.
4. Развитие межведомственного взаимодействия и совершенствование электронного документооборота позволят исключить требования у заявителя документов, которые могут быть получены в итоге межведомственного взаимодействия, и широко использовать принцип «одного окна».
5. Изменение режимов работы структур, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, с учетом времени и интенсивности запросов работающего населения позволит повысить объемы и качество предоставления услуг.
Список литературы:
1. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. -URL: www.consultant.ru (дата обращения: 01.06.2017).
2. О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах: Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. №824 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. - URL:
www.consultant.ru (дата обращения: 07.06.2017).
3. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. - URL: www.consultant.ru (дата обращения: 10.06.2017).
4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, ст.4 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. - URL: www.consultant.ru (дата обращения 01.06.2017).
5. О методике проведения социологического исследования и оценки удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг // Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 февраля 2014 г. № 3939-0Ф-/Д09и // Ведомственный документ Министерства экономического развития РФ.
6. Итоги ежегодного мониторинга качества и доступности государственных услуг гражданам, а также исследования степени удовлетворенности граждан качеством деятельности государственной власти и органов местного самоуправления в части предоставления государственных и муниципальных услуг // Ведомственный документ Министерства экономического развития РФ, 2013 - 2016 гг.
7. Оценка удовлетворенности граждан Республики Северная Осетия-Алания качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, времени ожидания в очереди при обращении заявителя: итоги социологического опроса в Республике Северная Осетия-Алания, проведенного ООО «АС» совместно с Министерством экономического развития РСО-Алания //
Ведомственный документ Министерства экономического развития РСО-Алания, 2016 г.
Cited Literature
1. On main directions of improving the system of state administration: Presidential Decree No. 601 of May 7, 2012 // Reference and legal system "Consultant Plus" [Electronic resource]. - URL: www.consultant.ru (Data: 01.06. 2017).
2. On measures to conduct administrative reform in 2003-2004: Decree of the President of the Russian Federation No. 824 of July 23, 2003 // Reference and legal system "Consultant Plus" [Electronic resource]. - URL: www.consultant.ru (Data: 07.06.2017).
3. On the system and structure of federal executive bodies: Presidential Decree No. 314 of March 9, 2004 // Reference and legal system "Consultant Plus" [Electronic resource]. - URL: www. consultant. ru (Data: 10.06.2017).
4. On the organization of the providing of state and municipal services: Federal Law No. 210-FZ of July 27, 2010, art. 4 // Consultant Plus reference and legal system [Electronic resource]. - URL: www.consultant.ru (Data: 01.06.2017).
5. On the methodology for carrying out sociological research and assessing the satisfaction of citizens of the Russian Federation with the quality of providing state and municipal services // Letter of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation No. 3939-OF- / D09 of February 28, 2014 // Department document of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation.
6. The results of the annual monitoring of the quality and accessibility of state services to citizens, as well as the study of the degree of satisfaction of citizens with the quality of the activities of state authorities and local self-government bodies in the providing of state and municipal services // Department document of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, 2013-2016.
7. Assessment of the satisfaction of citizens of the Republic of North Ossetia-Alania with the quality of providing state and municipal services and the average number of applications from business community representatives to the government authority of the Russian Federation (local self-government body) to receive one state (municipal) service related to the business sphere, waiting time in line at the appeal of the applicant: the results of a sociological survey in the Republic of North Ossetia-Alania, has conducted by LLC "AS" and the Ministry of Economic Development of the Republic of North Ossetia-Alania // Department document of the Ministry of Economic Development of the Republic of North Ossetia-Alania, 2016.