Юристъ-Правоведъ. 2023. № 2(105). С. 160-166. Junst-Pravoved. 2023. № 2(105). P. 160-166.
Научная статья УДК 347.44
О ПРЕДМЕТЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ Пономарева Наталья Витальевна
Ростовский юридический институт МВД России, Ростов-на-Дону, Российская Федерация ponomari2008 @yandex. ru
Введение: на сегодняшний день интеллектуальная собственность нуждается в эффективной охране. Одним из важных договоров, где объектом выступают права на интеллектуальную собственность, является договор франчайзинга. В России франчайзинговые отношения регулируются договором коммерческой концессии с 1996 г.
С каждым годом в мире увеличивается количество франчайзинговых систем. Такой бизнес является надежным. Во-первых, он охватывает различные сферы деятельности, начиная от общественного питания, заканчивая оказанием услуг в области досуга, развлечений и туризма. Во-вторых, способствует развитию рыночных отношений, что позволяет осуществлять выгодное международное торговое сотрудничество. В-третьих, франчайзинг помогает бороться с недобросовестной конкуренцией на рынке, что ведет к реализации норм антимонопольного законодательства. В-четвертых, благодаря развитию франчайзинговых отношений потребители имеют возможность получать проверенные товары и услуги, которые соответствуют установленным стандартам. По мнению экспертов, популярность франчайзинга можно объяснить тем, что доля прекращения деятельности начинающих пользователей невысока.
Материалы и методы: при проведении исследования использованы формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы. Изучена судебная практика по делам, возникающим из договора коммерческой концессии, проведен анализ отдельных судебных решений по теме исследования.
Результаты исследования: проведен критический анализ предмета договора коммерческой концессии, исследованы результаты нормотворческой деятельности, регулирующие данное договорное обязательство; изучена судебная практика по спорам, возникающим из коммерческой концессии, выделены отдельные проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии и предложены возможные варианты их разрешения.
В рамках представленной работы проведен анализ договора коммерческой концессии, его элементов, отдельных судебных решений, вынесенных по спорам, вытекающим из данного договора, выявлены проблемы правового регулирования в этой сфере. Предмет договора коммерческой концессии, определенный в законе, требует уточнения и научного исследования с целью совершенствования законодательства. Автором критически оценивается установленная законом возможность передачи деловой репутации по договору.
Выводы и заключения: в рамках представленной работы проведен анализ договора коммерческой концессии, его элементов, отдельных судебных решений, вынесенных по спорам, вытекающим из данного договора, выявлены проблемы правового регулирования в этой сфере. Предмет договора коммерческой концессии, определенный в законе, требует уточнения и научного исследования с целью совершенствования законодательства. Автором критически оценивается установленная законом возможность передачи деловой репутации по договору.
Ключевые слова: предмет договора, коммерческая концессия, комплекс исключительных прав, товарный знак, знак обслуживания, деловая репутация.
Для цитирования: Пономарева Н. В. О предмете договора коммерческой концессии / Н. В. Пономарева // Юристъ-Правоведъ : науч.-теоретич. и информац.-методич. журн. Ростов-на-Дону. 2023. № 2(105). - С. 160-166.
Original paper
ABOUT THE SUBJECT OF THE COMMERCIAL CONCESSION AGREEMENT Ponomareva Natalia Vitalievna
Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rostov-on-Don, Russian Federation
Introduction: today, intellectual property needs in effective protection. One of the important agreements where intellectual property rights are the object is a franchise agreement. In Russia, franchise relations have been regulated by a commercial concession agreement since 1996.
The number of franchising systems is increasing every year in the world. Such business is reliable. Firstly, it covers various fields of activity, ranging from catering, ending with the provision of services in the field of leisure, entertainment and tourism. Secondly, it promotes the development of market relations, which allows for profitable international trade cooperation. Thirdly, franchising helps to fight unfair competition in the market, which leads to the implementation of antitrust legislation. Fourth, thanks to the development of franchising relationships, consumers have the opportunity to receive proven goods and services that meet established standards. According to experts, the popularity of franchising can be explained by the fact that the share of termination of novice users is low.
Materials and methods: formal-legal, comparative-legal, system-structural methods were used during the research. The judicial practice in cases arising from a commercial concession agreement was studied; the analysis of individual court decisions on the topic of the study was carried out.
Results of the research: a critical analysis of the subject of the commercial concession agreement was carried out, the results of rule-making activities regulating this contractual obligation were investigated; judicial practice on disputes arising from a commercial concession was studied, separate problems of legal regulation of the commercial concession agreement were identified and possible solutions were proposed.
Within the framework of the presented work, the analysis of the commercial concession agreement, its elements, individual court decisions issued on disputes arising from this agreement, identified problems of legal regulation in this area. The subject of the commercial concession agreement, defined in the law, requires clarification and scientific research in order to improve legislation. The author critically evaluates the possibility of transferring business reputation established by law under a contract.
Conclusions: within the framework of the presented work, an analysis of the commercial concession agreement, its elements, individual court decisions issued on disputes arising from this agreement, identified problems of legal regulation in this area. The subject of the commercial concession agreement, defined in the law, requires clarification and scientific research in order to improve legislation. The author critically evaluates the possibility of transferring business reputation established by law under a contract.
Keywords: subject of the contract, commercial concession, exclusive rights complex, trademark, service mark, business reputation.
For citation: Ponomareva N. V. O predmete dogovora kommercheskoj koncessii [About the subject of the commercial concession agreement]. Jurist-Pravoved - Lawyer-Jurist. 2023. № 2(105). P. 160-166.
Договор коммерческой концессии является самостоятельным гражданско-правовым договором, относится к категории поименованных договоров и урегулирован гл. 54 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) [1]. Рассматриваемый договор получил правовое регулирование с принятием второй части ГК РФ, и как любой новый институт не избежал серьезных ошибок в подходах к его правовой регламентации. И, несмотря на уже длительный период действия гл. 54 ГК РФ, в юридическом сообществе существуют разные позиции по вопросу соотношения договора коммерческой концессии и договора франчайзинга. Некоторые авторы рассматривают указанные обязательства как тождественные конструкции, не разграничивая их по предмету [2]. Обоснование такого вывода представляется неверным по причине недостаточного исследования предмета франчайзинга.
Другие исследователи, с которыми будем солидарны в этом вопросе, рассматривают договор коммерческой концессии и договор франчайзинга как сходные, но совершенно разные договорные конструкции [3].
И.Ю. Кулеева верно отмечает: «Франчайзинг - это не конкретный вид отношений, а общее направление развития правовой мысли и развития законодательства конкретного государства» [4, с. 49].
Отметим высокую степень использования договора коммерческой концессии на территории нашей страны. Так, Роспатент в годовом отчете за 2021 г. (данные за 2022 г. еще не предоставлены Роспатентом, имеется только краткий отчет) отметил значительный рост в 2021 г. количества зарегистрированных договоров коммерческой концессии: по сравнению с 2020 г. составило 140,8 %. В соотношении к общему числу зарегистрированных распоряжений коммерческая концессия составляет 50,6 % [5].
Подводя итоги за 2022 г., Роспатент отмечает, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, количество договоров о предоставлении товарных знаков стабильно растет [6].
Легальное определение договора коммерческой концессии в настоящее время содержится в п. 1 ст. 1027 ГК РФ в редакции ФЗ № 231 от 18.12. 2006 г. [7].
Представленное в п.1 ст. 1027 ГК РФ определение является результатом доработки главы 54 и устранением серьезных ошибок, допущенных законодателем для коммерческой концессии. Объяснением тому, видимо, являлась новизна данного института на момент разработки второй части ГК РФ, отсутствие научного подхода к разработке договорных конструкций о передаче исключительных прав на комплекс индивидуализирующих средств. Однако и действующее определение не является точным, нельзя его назвать удачным (даже с учетом устранения явных первоначальных ошибок по включению фирменного наименования в перечень передаваемых прав).
В новой редакции (2006 г.) определения договора коммерческой концессии законодатель (в отличие от предыдущей редакции) поставил главный акцент на исключительные права на товарный знак или знак обслуживания. Права на другие объекты, например, коммерческое обозначение, секрет производства могут быть включены в договор.
Исходя из определения, которое, к сожалению, нельзя охарактеризовать как точное и правильное, вызывает разное толкование, выделим предмет договора и представим характеристику правовой природы коммерческой концессии.
Предмет договора, как существенное условие договора, позволяет определить сущность договорного обязательства и отнести к соответствующей группе обязательств, правильно квалифицировать возникшие отношения. Предмет договора - то, о чем это обязательство, имеет важное практическое значение, без согласования этого условия не может появиться соглашение. Первый вопрос, на какие объекты интеллектуальной собственности передача исключительного права будет квалифицирована как договор коммерческой концессии? Ведь права на средства индивидуализации и секреты производства могут быть переданы посредством других договорных обязательств, в частности, лицензионного договора. Итак, законодатель определяет предмет рассматриваемого договора следующим образом: передача права на использование комплекса исключительных прав на товарный знак или знак обслуживания, а также другие объекты, в частности, коммерческое обозначение, секрет производства.
В первую очередь обращает на себя внимание формулировка в п. 1 ст. 1027 ГК РФ -комплекс исключительных прав. Видимо, законодатель тем самым хотел подчеркнуть особенность данного обязательства, включающего права на несколько объектов, но обязательную передачу прав именно на товарный знак или знак обслуживания. Как известно, исключительное право есть право использования охраняемого законом объекта интеллектуальной собственности. В ст. 1226 ГК РФ законодатель, перечисляя интеллектуальные права, определяет исключительное право как имущественное право. Общие положения об исключительном праве закреплены в п. 1 ст. 1229 ГК РФ. Исключительное право можно представить как монопольное право на использование охраняемого законом объекта. Содержание исключительного права характеризуется взаимосвязью позитивной и негативной функций.
В приказе Роспатента № 186 от 29 декабря 2009г. указано: «В предоставляемый комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав должно быть в обязательном порядке включено право на товарный знак» [8]. Роспатент на уровне своего приказа, исправляя неточности закона, дал разъяснения отдельных статей главы 54 ГК РФ, тем самым конкретизируя предмет договора коммерческой концессии, его условия, субъектный состав.
Таким образом, обязательным элементом, входящим в передаваемый комплекс исключительных прав, является право на товарный знак. К факультативным элементам относятся права на использование других объектов, например, секрета производства.
Согласно п. 2 ст. 1027 ГК РФ, по договору коммерческой концессии возможно предусмотреть использование деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя.
Отдельно остановимся на вопросе об использовании деловой репутации при исполнении коммерческой концессии. Согласно ст. 150 ГК РФ, деловая репутация является нематериальным благом. Легального определения деловой репутации (как и других нематериальных благ) в законе не содержится, доктринальные определения различаются разными подходами и содержанием. Анализируя разнообразные авторские определения понятия «нематериальное благо», можно сделать вывод о признании цивилистами таких признаков нематериальных благ как принадлежность конкретному лицу, неотчуждаемость, непереда-ваемость [9, с. 10].
Исследуя институт объектов гражданских прав, В.А. Лапач отмечал, что в категории объектов гражданских прав отражена универсальная характеристика структуры предмета отрасли гражданского права и обобщены различные индивидуально-конкретные материальные или иные блага, относительно которых возникают гражданско-правовые отношения [10, с. 15].
Репутация есть общественная оценка, которая может быть разной.
А. Попов определяет деловую репутацию «как качественную оценку участниками гражданского оборота деятельности юридических лиц, а также действий ее реальных владельцев, дочерних и зависимых организаций, а также индивидуальных предпринимателей» [11, с. 4].
Исходя из анализа п. 2 ст. 1027, п. 1 ст. 1042 ГК РФ, некоторые специалисты утверждают о возможности отчуждения деловой репутации юридического лица, поскольку это предусмотрено самим ГК РФ, и называют отличительные черты деловой репутации юридического лица: отчуждаемость и оцениваемость [12, с. 49].
Трудно согласиться с представленной позицией, т. к. деловая репутация не может выступать в качестве товара, является нематериальным благом, принадлежащим только ее носителю.
Действительно, деловая репутация для коммерсантов является нематериальным активом и отражается в финансовой отчетности, имеет значение для определения репутационных рисков [13]. Однако отражение в финансовых отчетных документах не может изменить сущность такого нематериального блага как деловая репутация и наделить свойством отчуждаемости. Указание в п. 2 ст. 1027 ГК РФ на возможность передачи деловой репутации является ошибочным и противоречащим правилу, закрепленному в п. 1 ст. 150 ГК РФ. Видимо, такое заблуждение было обусловлено недостаточным теоретическим обоснованием института коммерческой концессии на момент принятия второй части ГК РФ.
Центральный банк РФ деловую репутацию кредитной организации определяет как «качественную оценку участниками гражданского оборота деятельности кредитной организации, а также действий ее реальных владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций» [14].
Понятие «коммерческий опыт» также не раскрывается ни на уровне ГК РФ, ни в других правовых актах. Что может включать в себя коммерческий опыт? Видимо, опыт по организации дела, обучению работников, но передача технологий потребует оформления в соответствии с лицензионными договорами. Коммерческий опыт, по сути, включает разные сведения, которые по своим признакам могут быть отнесены к секретам производства и к коммерческой тайне. Секрет производства является одним из охраняемых объектов интеллектуальной собственности. Информация, зафиксированная в разных документах, предоставляется для организации бизнеса пользователя и реализации права использования товарного знака или знака обслуживания. В связи с этим возникают и вопросы правильности определения секрета производства, закрепленного в п. 1 ст. 1465 ГК РФ. Отметим наличие разных подходов к определению понятия коммерческой тайны. Коммерческая тайна включает сведения, имеющие ценность для использования в предпринимательской деятельности, в отношении которых установлены специальные меры по их защите.
Договор коммерческой концессии является предпринимательским договором, ориентирован на сферу предпринимательских отношений. Субъектами договора (правообладатель и пользователь) являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. По правовой природе договор сконструирован как консенсуальный, возмездный, взаимный, может быть заключен на определенный срок или на неопределенный.
Суды при рассмотрении споров, вытекающих из договора коммерческой концессии, исследуют само обязательство, его предмет и выполнение требований по его оформлению, наличие регистрации данного договора. Так, например, арбитражный суд Белгородской области при рассмотрении дела № А08-11152/2021, анализируя зарегистрированный предоставленный договор, указал на то, что по договору передан комплекс исключительных прав, включая права на товарный знак, соответственно, такой договор является «состоявшимся и обязательным для исполнения» [15].
В судебной практике по делам рассматриваемой категории возникают вопросы квалификации договора коммерческой концессии как сделки, совершенной под отлагательным условием в случае, что возникновение прав и обязанностей по договору было поставлено в зависимость от государственной регистрации самого договора. Возникают и вопросы определения договора незаключенным или несостоявшимся. Порой истцы отождествляют эти понятия
и выбирают неверный способ защиты своих прав [16]. Следует отметить изменение подхода законодателя к требованию о регистрации договора. До внесения Федеральным законом от 12.03.2014 № 35-Ф3 изменений в п. 2 ст. 1028 ГК РФ устанавливалось требование о государственной регистрации самого договора, затем уточнение было необходимо в связи с правильным пониманием предмета договора - передача прав на определенные объекты. В действующей редакции закона регистрации подлежит предоставление права, невыполнение данного требования влечет такое последствие как несостоявшийся договор. В абз. 4 и 7 п.37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 «обязательственные отношения из договоров, переход или предоставление права по которым подлежат государственной регистрации, возникают независимо от государственной регистрации, и несоблюдение требования о государственной регистрации не влечет недействительности самого договора» [17].
Знакомясь и анализируя практику судов по рассмотрению и разрешению споров, вытекающих из договоров коммерческой концессии, можно отметить некоторые особенности определения предмета рассматриваемого обязательства и передаваемых объектов. Для отнесения заключаемого соглашения к коммерческой концессии, как правило, главный акцент ставят на указание товарного знака (знака обслуживания), права на которые передаются. В остальном формулировка созвучна с п. 2 ст. 1027 ГК РФ.
В результате проведенного исследования теоретических и практических положений российского и зарубежного законодательства по правовому регулированию договора франчайзинга (коммерческой концессии) можно с уверенностью утверждать о наличии актуальных проблем. Несмотря на двадцатилетний опыт применения положений о договоре коммерческой концессии, единообразное понимание его существенных положений до сих пор не сформировалось ни в науке, ни на практике.
Исследование ключевых положений договора франчайзинга в зарубежной практике и договора коммерческой концессии в России позволило в общих чертах сформировать определенное понимание его сущности и особенностей.
В ходе изучения предмета договора коммерческой концессии удалось выявить его структурой, в которой объект представлен комплексом исключительных прав, необходимой документацией коммерческого характера, а также обязательствами, которые составляют сущность рассматриваемого договора. Установлено, что в комплекс исключительных прав входят определенные элементы, которые взаимосвязаны между собой. Каждый элемент является составной частью единого целого. В данной работе предмет договора коммерческой концессии одновременно рассматривается в качестве объекта гражданского правоотношения. В науке такой подход признан универсальным.
При заключении договора коммерческой концессии необходимо обращать внимание на особенности отдельных видов объектов исключительных прав, которые входят в комплекс, подлежащий передаче.
Именно диспозитивный характер норм главы 54 ГК РФ в отношении договора коммерческой концессии ведет к отсутствию четких критериев разграничения этого договора с иными предпринимательскими сделками на практике.
Возможность включить большое количество ограничительных условий ведет к многочисленным нарушениям и к злоупотреблению положением со стороны правообладателя.
Изучение мер ответственности по договору коммерческой концессии предоставляет возможность вовремя предотвратить нарушения условий договора и свести финансовые риски к минимуму.
В данной работе была неоднократно отмечена важность правового регулирования преддоговорного этапа отношений при заключении договора франчайзинга (коммерческой концессии). Установлено, что в действующем российском законодательстве есть все условия для эффективной реализации и гарантии добросовестного раскрытия информации.
Таким образом, договор франчайзинга (коммерческой концессии) представляет собой удобный инструмент для передачи уже сформированного бренда. Правообладатель расширяет свою торговую сеть, а пользователь может начать осуществлять предпринимательскую деятельность по заранее подготовленному и проверенному бизнес-плану.
Резюмируя вышесказанное, отметим необходимость научного осмысления предмета договора коммерческой концессии и уточнения места данного договора в системе договоров.
Для устранения правовой неопределенности в качестве предмета договора коммерческой концессии могут быть исключительные права на товарный знак или знак обслуживания, а также иные объекты исключительных прав. Деловая репутация как нематериальное благо не может быть в качестве предмета сделок. Указание в п. 2 ст. 1027 ГК РФ на возможность передачи деловой репутации является ошибочным и противоречащим правилу, закрепленному в п. 1 ст. 150 ГК РФ.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
2. Шоваева М.В., Кокшаева М.В., Яшаева Д.С. Отдельные аспекты договора коммерческой концессии // Аграрное и земельное право. 2016. № 11.
3. Васильева Е.Н. Организационно-правовой механизм регистрации договора коммерческой концессии и договора франчайзинга. URL: http://www.fpsr.ru/sites/10/static_pages/www.fpsr.ru/ meh_reg_dog.html (дата обращения: 17.03.2023).
4. Кулеева И.Ю. Теоретические и практические проблемы соотношения договора коммерческой концессии и франчайзинга // Современное право. 2021. № 2.
5. Годовой отчет Роспатента 2021. URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/otchet-2021-ru.pdf (дата обращения: 17.03.2023).
6. Годовой отчет Роспатента 2022. URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/annual-report-2022-short-version.pdf (дата обращения: 17.03.2023).
7. Федеральный закон от 18.12. 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. № 289. 22 декабря. 2006.
8. Приказ Роспатента от 29.12.2009 № 186 «Об утверждении Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации». Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Бакаева И.В. Понятие и признаки нематериальных благ: законодательство, теория и практика // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 4.
10. Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. СПб., 2002.
11. Попов А. Ищем предмет в концессии // ЭЖ-Юрист. 2012. № 35.
12. Фроловский Н.Г. Защита деловой репутации юридического лица // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 4.
13. Приказ Минфина России от 30.05.2022 № 86н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2022 № 69031). Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».
14. Письмо Центрального банка РФ от 30.06.2005 № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах». Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Решение Арбитражного суда Белгородской области от 06 октября 2022 г. по делу №А08-11152/2021. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2022 № 18АП-11195/2022 по делу № А76-41490/2020. Доступ из справ. правовой системы «Кон-сультантПлюс».
17. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
REFERENCES
1. The Civil Code of the Russian Federation (part one) of 30.11.1994 № 51-FZ // Collection of Legislation ofthe Russian Federation. 05.12.1994. № 32. St. 3301.
2. Shovaeva M.V., Kokshaeva M.V., Yashaeva D.S. Certain aspects of the commercial concession agreement // Agrarian and land law. 2016. № 11.
3. Vasilyeva E.N. Organizational and legal mechanism of registration of a commercial concession agreement and a franchise agreement. URL: http://www.fpsr.ru/sites/10/static_pages/www.fpsr.ru/ meh_reg_dog.html (date of reference: 17.03.2023).
4. Kuleeva I.Yu. Theoretical and practical problems of the relationship between a commercial concession agreement and franchising // Modern law. 2021. № 2.
5. Rospatent Annual Report 2021. URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/otchet-2021-ru.pdf (accessed: 17.03.2023).
6. Rospatent Annual Report 2022. URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/annual-report-2022-short-version.pdf (date of appeal: 17.03.2023).
7. Federal Law №2 231 -FZ of December 18, 2006 «On the Entry into Force of Part Four of the Civil Code of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. № 289. December 22. 2006.
8. Order of Rospatent No. 186 dated December 29, 2009 «On Approval of Recommendations on the Verification of Contracts on the Disposal of Exclusive Rights to the Results of Intellectual Activity or means of individualization». Access from help. the legal system «ConsultantPlus».
9. Bakaeva I.V. The concept and signs of intangible benefits: legislation, theory and practice // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2012. №2 4.
10. Lapach V.A. System of objects of civil rights: Theory and judicial practice. St. Petersburg, 2002.
11. Popov A. Looking for an object in a concession // EZH-Yurist. 2012. №2 35.
12. Frolovsky N.G. Protection of the business reputation of a legal entity // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2012. № 4.
13. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 30.05.2022 № 86n «On Approval of the Federal Accounting Standard FSB 14/2022 «Intangible Assets» (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 28.06.2022 № 69031). Access from help. legal system «ConsultantPlus».
14. Letter of the Central Bank of the Russian Federation dated 30.06.2005 № 92-T «On the organization of legal risk management and the risk of loss of business reputation in credit institutions and banking groups». Access from help. legal system «ConsultantPlus».
15. The decision of the Arbitration Court of the Belgorod region dated October 06, 2022 in case № A08-11152/2021. Access from help. legal system «ConsultantPlus».
16. Resolution of the Eighteenth Arbitration Court of Appeal of 30.09.2022 № 18AP-11195/2022 in case № A76-41490/2020. Access from help. legal system «ConsultantPlus».
17. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation №2 10 dated 23.04.2019 «On the Application of Part Four of the Civil Code of the Russian Federation». Access from help. legal system «ConsultantPlus».
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Пономарева Наталья Витальевна, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук. Ростовский юридический институт МВД России. 344015, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 83.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Ponomareva Natalia Vitalievna, Senior Lecturer of the Department of Civil Law Disciplines, PhD in Law, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 83, Eremenko St., Rostov-on-Don 344015 Russian Federation.