Научная статья на тему 'О ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЕДЕНИЯ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ В ШАХТАХ'

О ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЕДЕНИЯ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ В ШАХТАХ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
79
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРИЯ НА УГОЛЬНОЙ ШАХТЕ / НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ПОНОМОЧИЯМ РУКОВОДИТЕЛЯ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ / ВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ / СТАТУС ГОРНОСПАСАТЕЛЯ / ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ / ОПРАВДАННЫЙ РИСК / COAL MINE ACCIDENT / CONDUCTING EMERGENCY RESCUE OPER-ATIONS / MINE RESCUER STATUS / SAFETY RULES / JUSTIFIED RISK / NORMS AND REQUIREMENTS FOR AUTHORITIES OF MINE RESCUE WORK ORGANIZER

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Голик А.С., Попов В.Б., Ярош А.С., Сергеев О.А.

Угольные шахты относятся к опасным производственным объектам, на которых случаются крупные аварии с человеческими жертвами. При ликвидации последствий происшедших аварий выполняется комплекс работ по поиску и спасению застигнутых аварией людей, локализации очагов поражения и обеспечению возможности возврата штатной ситуации в производственном процессе. Все эти работы проводятся в опасных условиях, в аварийной обстановке, с постоянным риском для здоровья и жизни людей специально созданными горноспасательными формированиями (ВГСЧ). Полную персональную ответственность за конечный исход проводимых аварийноспасательных работ несут руководители этих формирований - командиры отрядов. Положения действующих Правил безопасности в угольных шахтах распространяются только для условий нормального режима функциони-рования шахты, для аварийных ситуаций законодательных и соответ-ствующих нормативных документов нет. Руководитель горноспасательных работ в первоначальный момент после случившейся аварии, не владея никакой информацией о сложившейся обстановке, в соответствии с требованиями «Устава» посылает отделения горноспасателей в шахту на поисково-спасательные работы и по сути дела совершает уголовное преступление, предусмотренное статьей 217 уголовного кодекса РФ, т.е. не обеспечив безопасность, направляет людей на выполнение выдаваемых им заданий. Поэтому считаем необходимым на законодательном уровне разработать нормативные требования по охране труда при выполнении горноспа-сательных работ, утвердить понятие «оправданного риска», а статус горноспасателя приравнять к статусу военнослужащего, а также разработать регламентирующие положения по действию руководителя горноспаса-тельных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Голик А.С., Попов В.Б., Ярош А.С., Сергеев О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON LEGAL PROTECTION OF RESCUE WORK ORGANIZERS DURING MINE ACCIDENTS’ ELIMINATION

Coal mines are hazardous industrial facilities where major accidents with human casualties occur. When eliminating the consequences of accidents, a set of work is carried out to search for and save people caught in the accident, to localize the accident place and to ensure the possibility of nor-mal situation re-turn in the production process. All these works are carried out in dangerous conditions, in emergency situations, with constant risk to health and life of people by specially created mine rescue units (VGSCh). The full personal re-sponsibility for the final result of the emergency rescue operations rests with the leaders of these formations - unit commanders.The provisions of the current Safety Rules in coal mines apply only to the conditions of normal operation of the mine, for emergency situations there are no legislative and relevant regulatory documents. The rescue organizer at the initial moment after the accident, not owning any information about the current situation, in accordance with the require-ments of the Charter, sends res-cue teams to the mine for search and rescue operations and, in fact, commits a criminal offense, provided for in Article 217 of the Criminal Code of the Russian Federation, i.e. with-out ensuring safety, directs people to fulfill the tasks assigned to them. Therefore, we consider it necessary at the legislative level to develop reg-ulatory requirements for labor protection during mining rescue operations, to approve the concept of “justified risk”, and to equate the status of a mine res-cuer with the status of a serviceman, as well as to develop regulatory provi-sions for the action of a mine rescue organizer

Текст научной работы на тему «О ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЕДЕНИЯ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ В ШАХТАХ»

| А.С. Голик // A.S.Golik

доктор техн. наук, профессор, академик АГН, МАНЭБ, президент Регионального Сибирского отделения МАНЭБ doctor of technical sciences, professor, academician of AGN, MANEB, President Of the regional Siberian branch of MANEB

I А.С. Ярош // A.S.Yaroch rosniigdbuh@mail.ru

канд. техн. наук, академик МАНЭБ, генеральный директор ООО "НИИ Горного Дела", 650002, Россия, г. Кемерово, Сосновый бульвар, 1 candidate of technical sciences, academician of MANEB, general director of LLC "Research Institute of Mining", 650002, Russia, Kemerovo, Sosnovy Boulevard, 1

В.Б. Попов // V.B.Popov

доктор техн. наук, профессор, академик АГН, МАНЭБ, президент Регионального Сибирского отделения МАНЭБ doctor of technical sciences, professor, academician of AGN, MANEB, President Of the regional Siberian branch of MANEB

О.А. Сергеев // O.A. Sergeev

технический директор АО «НИИГД». 650002, Кемерово, проспект Шахтеров, 14

Technical Director of JSC "NIIIGD". 650002, Russia, Kemerovo, Prospect Shahterov, 14

УДК 346:622.33

О ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЕДЕНИЯ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ В ШАХТАХ

ON LEGAL PROTECTION OF RESCUE WORK ORGANIZERS DURING MINE ACCIDENTS' ELIMINATION

Угольные шахты относятся к опасным производственным объектам, на которых случаются крупные аварии с человеческими жертвами. При ликвидации последствий происшедших аварий выполняется комплекс работ по поиску и спасению застигнутых аварией людей, локализации очагов поражения и обеспечению возможности возврата штатной ситуации в производственном процессе. Все эти работы проводятся в опасных условиях, в аварийной обстановке, с постоянным риском для здоровья и жизни людей специально созданными горноспасательными формированиями (ВГСЧ). Полную персональную ответственность за конечный исход проводимых аварийно-спасательных работ несут руководители этих формирований - командиры отрядов. Положения действующих Правил безопасности в угольных шахтах распространяются только для условий нормального режима функциони-рования шахты, для аварийных ситуаций законодательных и соответ-ствующих нормативных документов нет. Руководитель горноспасательных работ в первоначальный момент после случившейся аварии, не владея никакой информацией о сложившейся обстановке, в соответствии с требованиями «Устава» посылает отделения горноспасателей в шахту на поисково-спасательные работы и по сути дела совершает уголовное преступление, предусмотренное статьей 217уголовного кодекса РФ, т.е. не обеспечив безопасность, направляет людей на выполнение выдаваемых им заданий. Поэтому считаем необходимым на законодательном уровне разработать нормативные требования по охране труда при выполнении горноспа-сательных работ, утвердить понятие «оправданного риска», а статус горноспасателя приравнять к статусу военнослужащего, а также разработать регламентирующие положения по действию руководителя горноспаса-тельных работ.

Coal mines are hazardous industrial facilities where major accidents with human casualties occur. When eliminating the consequences of accidents, a set of work is carried out to search for and save people caught in the accident, to localize the accident place and to ensure the possibility of nor-mal situation re-turn in the production process. All these works are carried out in dangerous conditions, in emergency situations, with constant risk to health and life of people by specially created mine rescue units (VGSCh). The full personal re-sponsibility for the final result of the emergency rescue operations rests with the leaders of these formations - unit commanders.The provisions of the current Safety Rules in coal mines apply only to the conditions of normal operation of the mine, for emergency situations there are no legislative and relevant regulatory documents. The rescue organizer at the initial moment after the accident, not owning any information about the current situation, in accordance with the require-ments of the Charter, sends res-cue teams to the mine for

search and rescue operations and, in fact, commits a criminal offense, provided for in Article 217 of the Criminal Code of the Russian Federation, i.e. with-out ensuring safety, directs people to fulfill the tasks assigned to them. Therefore, we consider it necessary at the legislative level to develop reg-ulatory requirements for labor protection during mining rescue operations, to approve the concept of "justified risk", and to equate the status of a mine res-cuer with the status of a serviceman, as well as to develop regulatory provi-sions for the action of a mine rescue organizer.

Ключевые слова: АВАРИЯ НА УГОЛЬНОЙ ШАХТЕ. ВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ. СТАТУС ГОРНОСПАСАТЕЛЯ. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ. ОПРАВДАННЫЙ РИСК. НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ПОНОМОЧИЯМ РУКОВОДИТЕЛЯ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ. Key words: COAL MINE ACCIDENT. CONDUCTING EMERGENCY RESCUE OPER-ATIONS. MINE RESCUER STATUS, SAFETY RULES, JUSTIFIED RISK, NORMS AND REQUIREMENTS FOR AUTHORITIES OF MINE RESCUE WORK ORGANIZER.

Угольные шахты относятся к опасным производственным объектам, на которых случаются крупные аварии с человеческими жертвами. Так, на шахте «Центральная» (г. Копейск, Челябинская область) 07.10.1993 г. в результате возгорания угольной пыли на конвейерной ленте и последовавших затем взрывов метана погибло 25 человек, из них 3 работника шахты и 25 горноспасателей. От последовавшего в ходе ликвидации последствий аварии взрыва 19.11.1993 г. погибли еще трое горноспасателей.

В Кузбассе на шахте «Есаульская» (г. Новокузнецк) 09.02.2005 г. от воздействия взрыва метановоздушной смеси были смертельно травмированы 25 человек, из них 8 горняков и 17 горноспасателей. Тела трех погибших горноспасателей так и не были найдены.

На шахте «Распадская» (г. Междуреченск, Кемеровская область) 10.05.2010г. в результате взрыва метановоздушной смеси и угольной пыли погиб 91 человек, из них 20 горноспасателей.

На шахте «Северная» (г. Воркута) также от взрыва метановоздушной смеси и угольной пыли, а затем в процессе выполнения работ по ликвидации аварии на шахте «Северная» (г. Воркута) погибли 10 человек, из них 5 горноспасателей, 26 горняков не были найдены.

Во всех этих случаях руководители горноспасательных работ были привлечены к уголовной ответственности. Между тем они в своих действи-ях руководствовались «Уставом военизированной горноспасательной части (ВГСЧ) по организации и ведению горноспасательных работ на предприятиях угольной и сланцевой промышленности» (далее Устав). Однако этот документ, являясь нормативом для ВГСЧ, не проходил соответствующую экспертизу и не зарегистрирован Минюстом Российской Федерации, следовательно, юридической силы не имеет.

Деятельность ВГСЧ МЧС РФ основывается на приоритетности ока-зания гарантированной

помощи шахтерам при аварии. Горноспасатели являются единственной структурой в системе безопасности угольной промышленности, работники которой специально подготовлены и технически оснащены для проведения аварийно-спасательных работ в угольных шахтах, в том числе и опасных по газу и пыли.

Руководитель горноспасательных работ в первоначальный момент после случившейся аварии, не владея никакой информацией о сложившейся обстановке, в соответствии с требованиями «Устава» посылает отделения горноспасателей в шахту на поисково-спасательные работы и по сути дела совершает уголовное преступление, предусмотренное статьей 217 уголовного кодекса РФ, т.е. не обеспечив безопасность, направляет людей на выполнение выдаваемых им заданий.

Направляя отделения горноспасателей к месту аварии на поиск и спасение пострадавших, он фактически не имеет полной уверенности о ви-де и месте аварии и не обладает никакой информацией о сложившейся в шахте обстановке. Более или менее достоверные сведения, необходимые для ведения поисково-спасательной операции и прогноза дальнейшего развития событий (в первую очередь в части прогнозирования взрывов пылегазовоздушной среды), он получает только после проведения раз-ведки горных выработок. Из этого следует, что при возникновении аварии разведка горных выработок проводится с недопустимым риском для здоровья и жизни горноспасателей, чем грубо нарушаются требования единственного действующего в угольной промышленности подзаконного акта «Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах» (далее ПБ).

Однако следует отметить, что ПБ применимы только в штатном режиме производственной деятельности шахт, но из-за отсутствия соответствующего законодательного документа для аварийной ситуации, как правило, распро-

страняют действия ПБ как на нормальные, так и на аварийные условия.

Горные выработки вследствие произошедшей аварии приходят в аварийное состояние, нарушается вентиляция, формируется непригодная для дыхания атмосфера, выходят из строя имевшиеся системы пылевзрывозащиты, образуются взрывоопасные концентрации газовоздушной смеси и т.д. В этой обстановке неимоверно возрастает риск травмирования и гибели идущих в шахту бойцов ВГСЧ.

Назрела острая необходимость разработки на законодательном уровне нормативных требований по охране труда при выполнении горно-спасательных работ утвердить понятие «оправданного риска», а статус горноспасателя приравнять к статусу военнослужащего. Также требуется разработать регламентирующие положения по действию руководителя горноспасательных работ.

Применяемые в настоящее время системы вентиляции, аэрогазового контроля, пыле-газовой взрывозащиты рассчитаны на эксплуатацию в нормальном режиме работы, т.е. в до аварийный период. По своим техническим характеристикам эти системы конструктивно не защищены от поражающих факторов подземной аварии и не обеспечивают полной и достоверной информации о состоянии и обстановке в горных выработках после происшедшей аварии.

Достоверную информацию о реальной обстановке на аварийном участке возможно получить только в результате разведки горных выработок.

Выполняя требования п. 23, п. 25 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности в угольных шахтах» п. 32, п. 77 «Инструкции по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах» пп. 1-17 Приложения № 27 к этой «Инструк-ции», руководитель горноспасательных работ обязан немедленно направить горноспасателей в аварийные горные выработки шахты для эвакуации подземных трудящихся в безопасное место. При этом руководитель горноспасательных работ неизбежно совершает уголовное преступление, предусмотренное ст. 217 УК РФ, а именно нарушает правила безопасности на взрывооопасном объекте, могущее повлечь смерть человека (направленного в аварийные выработки горноспасателя).

Неизбежность данного нарушения обусловлена тем, что Правила безопасности регламентируют требования к безопасной эксплуатации опасного производственного объекта

исключительно в период до возникновения аварии.

Пункт 3 ПБ гласит: «Настоящие правила устанавливают требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность и безопасность при ведении горных работ и направлены на предупреждение аварий и инцидентов в угледобывающих организациях и на обеспечение готовности угледобывающих организаций к локализации и ликвидации аварий».

После возникновения аварии горные выработки приходят в аварийное состояние. Кроме того, формируется непригодная для дыхания атмосфера, повышается температура, вследствие чего выходят из строя существующие системы пылевзрывозащиты, образуются взрывоопасные концентрации рудничных газов, нарушаются вентиляционные режимы в шахтной сети и др.

Государственные нормативные требования по охране труда при вы-полнении горноспасательных работ в настоящее время отсутствуют. Поэтому оценка действий руководителя ликвидации аварии и руководителя горноспасательных работ осуществляется относительно требований «Правил безопасности в угольных шахтах», что, по нашему мнению, нелегитимно.

В настоящее время руководитель горноспасательных работ в период ликвидации аварии вынужден действовать в условиях правовой неопределенности.

Полностью исключить риск травмирования и гибели горноспасателей при ликвидации аварий в угольных шахтах опасных по газу и пыли практически невозможно. Допустимость риска для жизни и здоровья горноспасателей при спасении пострадавших шахтеров является неотъемлемым элементом эффективной и гарантированной помощи при аварии. Этот подход, традиционная самоотверженность и героизм горноспасателей позволили сохранить многие тысячи жизней шахтеров. В то же время кон-кретные критерии допустимого риска при ведении аварийно-спасательных работ в настоящее время отсутствуют.

Статья 11 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» предусматривает: «В связи с особым характером деятельности приоритетных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований руководство ими предполагает неукоснительное выполнение всеми работниками профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований приказов и распоряжений, отдаваемых руково-

дителями указанных служб и формирований».

Таким образом, признавая особый характер деятельности профессионально-спасательных служб (сюда относится и горноспасательная служба), законодательство возлагает обязанность «согласования степени допустимого риска и обеспечения безопасности» на руководителя горноспасательной службы, при этом не определяя на законодательном уровне ни обязанность горноспасателей выполнять аварийно-спасательные работы, в том числе с риском для жизни, ни критерии оценки принимаемых руководителем аварийно-спасательных работ решений.

В настоящее время руководители горноспасательных работ в первоначальный момент аварии обязаны направлять горноспасателей в аварийную зону, неизбежно подвергая угрозе их жизни и здоровье, а сами оставаясь не защищенными от возможности уголовного преследования. Такое положение является системным и может поставить под сомнение саму возможность оказания гарантированной помощи шахтерам при возникновении аварии в шахте.

Для того чтобы гарантировать эффективную помощь шахтерам в первоначальный момент ликвидации аварии и не допустить уголовного преследования руководителей горноспасательных работ, а также устранить противоречия в действующей системе законодательного регулирования полномочий и ответственности руководителя горноспасательных работ, предла-

гаем следующее.

1. Разработать и законодательно утвердить государственные нормативные требования по охране труда при выполнении горноспасательных работ.

2. Законодательно закрепить понятие «оправданного риска» для горноспасателей при выполнении аварийно-спасательных работ в шахте.

3. Внести изменения в Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» № 151-ФЗ от 22.08.1995, приравнять статус горноспасателя к статусу военнослужащих, действующих в условиях чрезвычайных ситуаций.

4. Разработать федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, порядок выполнения горноспасательных работ, устанавливающие специальные меры безопасности от взрывов, пожаров и других аварий и сопутствующих им тяжких последствий на подземных опасных производственных объектах (шахтах).

5. Разработать и нормативно закрепить критерии оценки обоснованности действий руководителя горноспасательных работ, которые позволяли бы определить степень оправданности риска как при вынужденном отказе от проведения спасательной операции, так и в случае травматизма и гибели горноспасателей при выполнении горноспасательных работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральные нормы и правила в области промышленности безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах». Выпуск 40. М. ЗАО НТЦ ПБ, 2014 г

2. Устав ВГСЧ по организации и ведению горноспасательных работ. Приказ МЧС РФ № 251 от 09.06.2017 г

3. Уголовный кодекс Российской Федерации.

4. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» № 151-ФЗ от 22.08.1995 г

REFERENCES

1. Federal'nyye normy i pravila v oblasti promyshlennosti be-zopasnosti «Pravila bezopas-nosti v ugol'nykh shakh-takh». Vypusk 40. 2014 g. [Federal norms and rules in the field of safety industry "Safety rules in coal mines." Issue 40] Moscow: ZAO NTTS PB [in Russian].

2. Ustav VGSCH po organi-zatsii i vedeniyu gornospa-satel'nykh rabot. Prikaz MCHS RF № 251 ot 09.06.2017 g. [Charter of the Higher Education and Training Commission for the organization and conduct of mine rescue operations. Order of the Ministry of Emergen-cies of the Russian Federation No. 251 of June 9, 2017] [in Russian].

3. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii [The Criminal Code of the Russian Federation]. [in Russian].

4. Federal'nyy zakon «Ob avari-yno-spasatel'nykh sluzhbakh i statuse spasateley» № 151-FZ ot 22.08.1995 g. [Federal Law "On Emergency Rescue Services and the Status of Rescuers" No. 151-FZ of 08/22/1995]. [in Russian].

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.