Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (5) DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-5-264-268
Медицина и право
МЕДИЦИНА И ПРАВО ^^
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 614.7:34
Карелин А. О.1'2, Ломтев А.Ю.2'3, Еремин Г.Б.2'3, Мозжухина Н.А.Ъ О ПРАВОВОМ ЗАКРЕПЛЕНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ РИСКА ЗДОРОВЬЮ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩЕМ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ
1ГБОУ ВПО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова»
Минздрава России, 197022, г. Санкт-Петербург; 2ООО «Институт проектирования, экологии и гигиены», 197022, г. Санкт-Петербург; 3ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова»
Минздрава России, 191015, г. Санкт-Петербург
Страны — члены Евразийского экономического сообщества создали законодательную базу использования оценки рисков здоровью. В Российской Федерации закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии не содержит требований оценки риска, в то время как разработаны критерии приемлемого риска здоровью, которые изложены в руководящих и методических документах Роспотребнадзора. Вместе с тем отсутствие понятий риска и оценки риска для здоровья в законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения приводит к серьезным правовым трудностям при использовании результатов оценки риска, принятии управленческих решений на их основе. Анализ опыта стран — членов Евразийского экономического союза позволил разработать предложения о внесении изменений и дополнений в закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения России для закрепления оценки риска здоровью населения в законодательстве РФ.
Ключевые слова: деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; риск; оценка риска; профессиональный риск; риск для здоровья; закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии.
Для цитирования: Карелин А.О., Ломтев А.Ю., Еремин Г.Б., Мозжухина Н.А. О правовом закреплении использования методов оценки риска здоровью в законодательстве Российской Федерации, регулирующем санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Здравоохранение Российской Федерации. 2016;60(5): 264—268. DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-5-264-268
Karelin A.O.1'2, Lomtev A.Yu.23, Eremin G.B.23, Mozzhukhina N.A.3
ABOUT LEGAL ASSIGNMENT OF APPLICATION OF TECHNIQUES OF HEALTH
RISK EVALUATION IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION REGULATING SANITARY EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING OF POPULATION
1The I.P. Pavlov first St.Petersburg state medical university, St.Petersburg, 197022, Russian Federation; 2The institute of design, ecology and hygiene, St.Petersburg, 197022, Russian Federation; 3The I.I. Mechnikov North-Western state medical university, St. Petersburg, 191015, Russian
Federation
The countries-members of Eurasian economic society developed legislative base of implementation of health risks evaluation. In the Russian Federation the law on sanitary epidemiological well-being includes no requirements concerning evaluation of risk while criteria of acceptable health risks are formulated and stated in guidance and methodical documents of Rospotrebnadzor. At the same time, absence of concepts of risk and risk evaluation in the law on sanitary epidemiological well-being of population results in serious legal difficulties in case of application of results of risk evaluation and management decision making on their basis. The analysis of countries-members of Eurasian economic union permitted to develop proposals concerning introduction of alterations and additions in the law on sanitary epidemiological well-being ofpopulation of Russia for assigning evaluation of risks ofpopulation health in legislation of the Russian Federation.
Keywords: activity in area of sanitary epidemiological well-being of population; risk; risk evaluation; professional risk; health risk; law on sanitary epidemiological well-being.
For citation: Karelin A.O., LomtevA.Yu., Eremin G.B., Mozzhukhina N.A. About legal assignment of application of techniques of health risk evaluation in the legislation of the Russian
Для корреспонденции: Еремин Геннадий Борисович, канд. мед. наук, доцент кафедры профилактической медицины и охраны здоровья ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, 191015, г. Санкт-Петербург. E-mail: yeremin45@yandex.ru
Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (5) DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-5-264-268
Medicine and law
Federation regulating sanitary epidemiological well-being of population. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii (Health Care of the Russian Federation, Russian journal). 2016; 60 (5): 264—268. (In Russ.). DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-5-264-268
For correspondence: Gennadiy B. Eremin, candidate of medical sciences, associate professor of
the chair of preventive medicine and health care The I.I. Mechnikov North-Western state medical
university, St. Petersburg, 191015, Russian Federation. E-mail: yeremin45@yandex.ru
Funding. The study had no sponsorship.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Received 20 October 2015
Accepted 10 November 2015
Введение
Методология анализа риска, включающая оценку риска, управление риском и информирование о риске, широко используется в развитых странах. ВОЗ отмечает, что «охрана здоровья людей начинается с оценки факторов риска для здоровья». В соответствии с нормативной базой Всемирной торговой организации ее члены должны обеспечивать реализацию санитарных мер путем оценки рисков для жизни и/или здоровья людей. На уровне Европейского союза принято значительное количество актов, устанавливающих необходимость риск-ориентированных подходов в сфере безопасности труда, безопасности продуктов, контроля выбросов промышленных предприятий. Кроме того, следует обратить внимание на опыт стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которые создали законодательную базу для использования методологии оценки рисков здоровью, позволяющую успешно применять ее при принятии управленческих решений. Цель исследования — анализ правового закрепления оценки рисков здоровью населения в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в законодательстве государств — членов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и возможности внедрения этого опыта в Российской Федерации.
Материал и методы
Объектами исследования являлись международное право, законы государств — членов ЕврАзЭС, законы РФ, ведомственные нормативно-правовые акты Роспо-требнадзора и Министерства здравоохранения РФ и государств — членов ЕврАзЭС.
Применены методы научного гипотетико-дедуктивного познания, общелогические методы и приемы исследований: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, индукции.
Результаты и обсуждение
Страны — члены ЕАЭС создали законодательную базу использования оценки рисков здоровью [1—4]. Так, в законе о государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан введены понятия «риск», «оценка риска», «система оценки рисков». Согласно кодексу Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения, деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения определена как деятельность государственных органов и организаций санитарно-эпидемиологической службы, направленная на охрану здоровья граждан и включающая государственный санитарно-эпидемиологический надзор, гигиеническое обучение, санитарно-карантинный контроль, радиационный контроль, санитарно-эпидемиологиче-
ское нормирование, оценку риска, санитарно-эпидемиологический мониторинг, санитарно-эпидемиологическую экспертизу. В законе Республики Беларусь о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения указывается, что «социально-гигиенический мониторинг проводится в целях выявления уровней риска для жизни и здоровья населения и разработки мероприятий, направленных на предупреждение, уменьшение и устранение неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания».
В нашей стране понятие риска используется в законе о техническом регулировании, профессионального риска — в законе об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и Трудовом кодексе РФ, экологического риска — в законе об охране окружающей среды. Оценка рисков нашла применение при обеспечении радиационной безопасности. В законе о радиационной безопасности РФ сформулирован принцип обоснования безопасности — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением. В нормах радиационной безопасно-сти1 пределы доз облучения в течение года устанавливают исходя из значений индивидуального пожизненного риска, установлены граничные значения обобщенного риска и уровень пренебрежимо малого риска, дано определение радиационного риска.
В РФ среди представителей бизнеса существует ошибочная точка зрения, которая приводит к противопоставлению системы нормирования (предельно допустимые концентрации (ПДК), предельно допустимые уровни (ПДУ)) и оценки риска здоровью как альтернативных и/или дублирующих систем. Следует обратить внимание на то, что норматив ПДК не может гарантировать безопасность при повседневном воздействии на организм человека в течение длительного времени при одновременном воздействии множества однородных и разнородных вредных факторов, так как значения ПДК в большинстве случаев установлены для индивидуального воздействия вещества. Именно поэтому оценка медико-экологической ситуации по нормативным критериям должна иметь по крайней мере информационное сопровождение относительно остаточных рисков для здоровья [5]. В этом аспекте эти две системы являются взаимодополняющими системами оценки. Отказ от любой из них противоречит опыту стран ближнего и дальнего зарубе-
'СанПиН 2.6.1.2523-09. Нормы радиационной безопасности. НРБ-99/2009.
Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (5) БО! 10.18821/0044-197Х-2016-60-5-264-268
жья, свидетельствующему о целесообразности оценки риска здоровью в стадии проектных работ и дальнейшем контроле за медико-экологической ситуацией по критериям ПДК, ориентировочно безопасным уровням воздействия (ОБУВ), ПДУ при эксплуатации объектов. В настоящее время разработаны критерии приемлемого риска здоровью, которые изложены в руководящих и методических документах Роспотребнадзора.
Несмотря на то что закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии до настоящего времени не содержит требований оценки риска, требования качества и безопасности, основанные на оценке риска, регулируются другими специальными законами [5—8]. Это можно сказать о техническом регламенте безопасности зданий и сооружений, законе о водоснабжении и водоот-ведении. Важно отметить, что в законе о водоснабжении и водоотведении установлено, что собственники и иные владельцы систем водоснабжения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций. Роспотребнадзором утверждены критерии показателей качества воды, установленные с учетом риска для здоровья и характеризующие ее безопасность, по ним осуществляется производственный контроль качества воды и определяются требования к частоте забора воды для исследований.
Впервые на правительственном уровне были утверждены правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска2, на уровне Главного государственного санитарного врача РФ и Главного государственного инспектора РФ по охране природы использование методологии оценки риска здоровью населения было закреплено постановлением об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации3.
Однако, к сожалению, среди нормативно-правовых документов, используемых в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, только в нормах радиационной безопасности, санитарных нормах и правилах о санитарно-защитных зо-нах4 для предприятий 1-го и 2-го класса опасности по санитарной классификации и промышленных узлов, а также в критериях существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды5 прописана обязатель-
^Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 № 713 «Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска». постановление Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России № 25, Управления государственного экологического контроля и безопасности окружающей среды № 03-19/24-3483. Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в РФ, Положение о порядке оценки риска загрязнения окружающей среды здоровью населения в РФ (оценка риска). 10 ноября 1997 г. 4СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
5Приказ Роспотребнадзора от 28.12.2012 № 1204 «Об утверждении Критериев существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требований к частоте отбора проб воды».
Медицина и право
ность проведения процедуры оценки риска здоровью. При других условиях и по другим факторам окружающей среды оценка риска здоровью может проводиться в случае обоснования такой необходимости руководителем предприятия, контролирующими или судебными органами при наличии соответствующего методического сопровождения. За прошедшее время накоплен значительный положительный опыт использования методологии оценки риска для здоровья в практике, разработан ряд методических рекомендаций по оценке риска для здоровья населения: при воздействии переменных электрических полей (до 300 ГГц)6, транспортного шу-ма7, химических веществ8, климатических изменений9, наноматериалов и наночастиц10, химических конта-минантов и факторов микробной природы в пищевых продуктах11,12, интегральной оценки питьевой воды по показателям химической безвредности13, при гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса14, оценке профессионального риска15, экономической оценки риска при воздействии факторов оби-тания16, оценке состояния здоровья населения в связи с состоянием окружающей природной среды и условий проживания17, экономической оценке и обоснованию решений в области управления риском18, оценке риска, связанного с воздействием факторов образа жизни на здоровье19, обработке и анализу данных, необходимых
6МР 2.1.10.0061-12. Оценка риска для здоровья населения при воздействии переменных электромагнитных полей (до 300 ГГц) в условиях населенных мест.
7МР 2.1.10.0059-12. Состояние здоровья населения в связи с состоянием окружающей среды и условиями проживания населения. Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума.
8Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. Р 2.1.10.1920-04.
9МР 2.1.10.0057-12. Оценка риска и ущерба от климатических изменений, влияющих на повышение уровня заболеваемости и смертности в группах населения повышенного риска.
10МР 1.2.0038-11.Оценка риска воздействия наноматериалов и наночастиц на организм человека.
"Методические указания 2.3.7.2519-09. Определение экспозиции и оценка риска воздействия химических контаминантов пищевых продуктов на население.
12Методические рекомендации 2.1.10.0067-12. Оценка риска здоровью населения при воздействии факторов микробной природы, содержащихся в пищевых продуктах. Методические основы, принципы и критерии оценки.
13МР 2.1.4.0032-11. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Интегральная оценка питьевой воды централизованных систем водоснабжения по показателям химической безвредности. Методические рекомендации.
14Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006-05.
15Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Руководство Р 2.2.1766-03.
16МР 5.1.0029-11 Методические рекомендации к экономической оценке рисков для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания.
17МР 2.1.10.0061-12. Состояние здоровья населения в связи с состоянием окружающей природной среды и условиями проживания населения.
18МР 5.1.0030-11 Методические рекомендации к экономической оценке и обоснованию решений в области управления риском для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания.
19МР 2.1.10-033-11. Оценка риска, связанного с воздействием факторов образа жизни на здоровье населения.
Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (5)
DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-5-264-268_
Medicine and law
для принятия решений в области окружающей среды и 20 " здоровья населения , оценке риска воздействия пестицидов на работающих21. В настоящее время разработаны методические рекомендации, предусматривающие классификацию видов деятельности и хозяйствующих субъектов по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий22. Будут ли они применяться в настоящем виде или будет принята иная модель оценки риска, будет определено позже. Вместе с тем отсутствие понятий риска и оценки риска для здоровья в законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения приводит к серьезным правовым трудностям при использовании результатов оценки риска, принятии управленческих решений на их основе. Не прекращаются попытки ограничить применение методологии оценки риска только научными исследованиями.
На основании вышеизложенного необходимо в целях законодательного закрепления использования оценки рисков здоровью с учетом опыта стран — членов ЕАЭС дополнить закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ следующими положениями:
• привести определение социально-гигиенического мониторинга в следующей редакции: «социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания в целях выявления уровней риска для жизни и здоровья населения и разработки мероприятий, направленных на предупреждение, уменьшение и устранение неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания»;
• дополнить статью об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия положением о том, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается помимо прочего посредством «мер по снижению риска для здоровья населения», в цели санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий включить такую цель, как «снижение риска для здоровья населения», а в цели социально-гигиенического мониторинга включить дополнение, указывающее, что социально-гигиенический мониторинг выполняется не только для оценки выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, но и для оценки риска для жизни и здоровья населения. Кроме того, в статью с терминами и определениями ввести определение «оценка риска для здоровья человека».
20Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения (утв. Минздравом РФ 27.02.2001 № 11-3/61-09).
21Методические указания 1.2.3017-12. 1.2. Гигиена, токсикология, санитария. Оценка риска воздействия пестицидов на работающих.
22МР 5.1.1.097/1-14. Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия классификации видов деятельности и хозяйствующих субъектов по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий.
Заключение
Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ не содержит требований по оценке риска здоровью населения. Анализ опыта стран — членов ЕАЭС позволил разработать предложения о внесении изменений и дополнений в закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии РФ для закрепления оценки риска здоровью населения в законодательстве страны.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карелин А.О., Еремин Г.Б., Ломтев А.Ю. Современные проблемы разработки и установления санитарно-защитных зон. В кн.: Материалы областной научно-практической конференции, посвящённой 90-летию Госсанэпидслужбы России «Здоровье населения и среда обитания». Великий Новгород; 2012; 231—4.
2. Карелин А.О., Еремин Г.Б., Ломтев А.Ю. Особенности регулирования правоотношений в сфере экологической и гигиенической безопасности населения Российской Федерации на современном этапе. Гиг. и сан. 2012; (5): 12—5.
3. Еремин Г.Б., Ломтев А.Ю., Карелин А.О., Мозжухина Н.А., Киселев А.В., Мельцер А.В. и др. Организационные и методические основы разработки и санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов санитарно-защитных зон предприятий, зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Учебное пособие. СПб.: Издательство СЗГМУ им. И.И. Мечникова; 2014.
4. Карелин А.О. Возможности и ограничения использования методологии оценки риска здоровью в гигиене окружающей среды. В кн.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «аАктуальные проблемы гигиены». СПб.; 2013: 50—1.
5. Киселев А.В., Панькин А.В., Сорокин Н. Д., Чигалейчик С.А. Расчетные методы в системе оценки риска здоровью населения, связанного с загрязнением атмосферного воздуха. В кн.: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиенические и медико-профилактические технологии управления рисками здоровью населения». Пермь; 2011: 147—51.
6. Карелин А.О., Ломтев А.Ю., Еремин Г.Б., Якубова И.Ш., Павлова Д.В. Особенности регулирования гигиенической и экологической безопасности населения в государствах-членах ЕврАзЭС на современном этапе. Монография. СПб.; 2012.
7. Карелин А.О., Мозжухина Н.А., Еремин Г.Б., Май И.В., Лом-тев А.Ю., Киселев А. В. Использование системы управления рисками для совершенствования санитарно-эпидемиологического контроля и надзора. Ученые записки Петербургского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова. 2015; 22(1): 81—4.
8. Киселев А.В., Мельцер А.В., Еремин Г.Б. Оценка риска здоровью в системе обеспечения гигиенической безопасности в государствах-членах ЕврАзЭС. В кн.: Материалы пленума научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды Российской Федерации «Научно-методические и законодательные основы совершенствования нормативно-правовой базы профилактического здравоохранения: проблемы и пути их решения», Москва,13—14 декабря 2012 г. М.; 2012: 210—11.
REFERENCES
1. Karelin A.O., Yeremin G.B., Lomtev A. Yu. Modem problems of development and the establishment of buffer zones. In: Health and Habitat: Proceedings of the Regional Scientific-practical Confer-
Здравоохранение Российской Федерации. 2Q16; 6Q (5) DOI 1Q.18821/QQ44-197X-2Q16-6Q-5-264-268
ence Dedicated to the 90th anniversary of GosSanEpidemNadzor Russia. Velikiy Novgorod; 2012: 231—4. (in Russian)
2. Karelin A.O., Yeremin G.B., Lomtev A. Yu. Features of regulation of relations in the field of environmental and hygienic safety of the population of the Russian Federation at the present stage. Gig. i san. 2012; (5): 12—5. (in Russian)
3. Yeremin G.B., Lomtev A. Yu., Karelin A.O., Mozzhukhina N.A., Kiselev A.V., Mel'tser A.V. et al. Organizational and Methodical Bases of Development and Sanitary-epidemiological Expertise of Sanitary-protection Zones of Enterprises, Zones of Sanitary Protection of Water Sources and Potable Water Systems. St.Petersburg: Izdatel'stvo SZGMU im. I.I. Mechnikova; 2014. (in Russian)
4. Karelin A.O. The possibilities and limitations of using health risk assessment methodology in the environmental health. In.: Actual Problems of Hygiene: Proceedings of the Scientific-practical Conference with International Participation. St.-Petersburg; 2013; 50—1. (in Russian)
5. Kiselev A.V., Pankin A.V., Sorokin N.D., Chigaleychik S.A. Calculation methods in the assessment of health risk associated with air pollution. In.: Hygiene and Preventive medical Technology
Медицина и право
Risk Management to Public Health: Proceedings of the 2nd All-Russian Scientific-practical Conference with International Participation. Perm&apos: 2Q11; 147—51. (in Russian)
6. Karelin A.O., Lomtev A.Yu., Yeremin G.B., Jakubova I. Sh., Pavlova D.V.. Features of Regulation of Sanitary and Environmental Safety of the Population in the EurAsEC Member States at the Present Stage. St.-Petersburg; 2Q12. (in Russian)
7. Karelin A.O., Mozzhukhina N.A., Yeremin G.B., Maj I.V., Lom-tev A.Yu, Kiselev A.V. Using the risk management system to improve the sanitary and epidemiological control and supervision. Scientific notes of Petersburg State Medical I.P. Pavlova University. 2Q15; 22(1): 81—4. (in Russian)
8. Kiselev A.V., Mel'tser A.V., Yeremin G.B. Health risk assessment in the system of hygienic safety in the EurAsEC member states. In: Scientific and methodological and legislative framework to improve the regulatory and legal framework of preventive health care: problems and ways to solve them: Proceedings of Session of Scientific Council on Human Ecology and Environmental Hygiene of Russian Federation. Moscow; 2Q12: 21Q—1. (in Russian)
Поступила 2Q.1Q.15 Принята в печать 1Q.11.15
Уважаемые читатели!
На сайте Научной Электронной Библиотеки www.elibrary.ru открыта подписка на электронную версию нашего журнала и других журналов издательства «Медицина» на 2016 год.
Архив журналов Издательства «Медицина» 2012-2014 гг. находится в открытом (бесплатном) доступе на сайтах Научной электронной бибилиотеки www.elibrary.ru и Киберленинки www.cyberleninka.ru