Научная статья на тему 'О правовом статусе академической науки'

О правовом статусе академической науки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ НАУК / STATE ACADEMY OF SCIENCES / ПРАВОВОЙ СТАТУС / LEGAL STATUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафаралиев Г. К., Бердашкевич А. П.

В профессиональной среде правоведов и представителей научно-образовательного сообщества России продолжается обсуждение правового статуса государственных академий наук и подведомственных организаций. Последние изменения в эти документы были внесены в 2011 г. Нынешнее определение правового статуса государственных академий наук не является окончательным просто более подходящего аналога для выражения правового режима функционирования академий наук и использования академического имущества пока нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Legal Status of an Academic Science

In professional environment lowyers and representatives sciencist-education of community of Russia the discussion of the legal status of state academies of sciences and subordinated organizations proceeds. Last changes were brought in to these documents in 2011. Present now definition of the legal status of state academies of sciences is not final simply more suitable analogue for expression of a legal mode of functioning of academies of sciences and use of academic property while is not present.

Текст научной работы на тему «О правовом статусе академической науки»

О правовом статусе академической науки _

В профессиональной среде правоведов и представителей научно-образовательного сообщества России продолжается обсуждение правового статуса государственных академий наук и подведомственных организаций. Последние изменения в эти документы были внесены в 2011 г. Нынешнее определение правового статуса государственных академий наук не является окончательным - просто более подходящего аналога для выражения правового режима функционирования академий наук и использования академического имущества пока нет.

Ключевые слова: государственная академия наук, правовой статус

О правовом статусе академической науки

Г.К. САФАРАЛИЕВ, член-корреспондент Российской академии наук. E-mail: [email protected] А.П. БЕРДАШКЕВИЧ, кандидат юридических наук, Москва. E-mail: [email protected]

Исследования способов представления «юридического образа» государственных академий наук как субъектов правоотношений занимают особое место в теории гражданского права1. Среди множества дефиниций и формальных юридических конструкций, имеющихся в российской национальной правовой системе, трудно найти адекватный аналог для обозначения государственных академий наук и описания их полного функционального статуса. Потому при каждой попытке соотнести указанные академии с определенной категорией юридических лиц или организационно-правовой формой, как правило, неизбежны оговорки и исключения.

Современный взгляд на правовой статус государственных академий наук можно представить следующим образом.

1 Уставы Академии наук СССР. - М., 1975; Бастракова М.С., Рассудовский ВА. Академия наук СССР - высшее научное учреждение страны (К 250-летию со дня основания) // Советское государство и право. - М.: Наука, 1974, № 2. - С. 12-21; Рассудовский В.А. Об Уставе Академии наук СССР // Вестн. АН СССР. - 1987. - № 10.- С. 33-43; Дозорцев В.А. Законодательство и научно-технический прогресс. - М, 1978; Джорбенадзе С.М. Развитие правового статуса Академии наук СССР //Правовые исследования. - Тбилиси, 1977.- С. 232-242; БердашкевичА.П. Статус Российской академии наук - пробел в современном праве // Вестник РАН. - 1998. Т. 68. - № 12. - С. 1071-1085.

ЭКО. - 2011. - №11

Г.К. САФАРАЛИЕВ, АП. БЕРДАШКЕВИЧ

1. Российская академия наук (РАН) и отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук -РАСН, Российская академия медицинских наук - РАМН, Российская академия образования - РАО, Российская академия архитектуры и строительных наук - РААСН, Российская академия художеств - РАХ) являются государственными некоммерческими самоуправляемыми организациями, созданными в форме государственных бюджетных учреждений.

2. Они наделены правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций, изменение типа подведомственного государственного учреждения, а также правом на утверждение уставов и назначение руководителей подведомственных организаций.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, РАН, РАСН, РАМН, РАО, РААСН и РАХ, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника переданного им федерального имущества, вправе выполнять функции учредителя государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Государственные унитарные предприятия создаются, реорганизуются и ликвидируются государственными академиями наук по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в функции которого входит управление федеральным имуществом.

4. Организации, подведомственные государственным академиям наук, владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом, закрепленным за указанными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами. Реестры федерального имущества, закрепленного за указанными организациями в оперативном управлении или в хозяйственном ведении, утверждаются соответствующими академиями наук.

5. Государственные академии наук наделены правом осуществления от имени Российской Федерации полномочий собственника федерального имущества, закрепляемого за подведомственными организациями федерального имущества.

О правовом статусе академической науки _

6. Правительство Российской Федерации определяет порядок осуществления государственными академиями наук от имени Российской Федерации полномочий собственника федерального имущества, закрепляемого ими за подведомственными организациями.

7. Реестры федерального имущества, передаваемого указанным академиям наук, а также перечни организаций, подведомственных государственным академиям наук, утверждает Правительство Российской Федерации.

Отличие от иных бюджетных учреждений

Государственные академии наук относят к категории организаций, основанных на началах членства, что присуще и таким видам некоммерческих организаций, как потребительский кооператив, товарищество собственников жилья, общественная или религиозная организация. Все формы и виды учреждений, кроме государственных академий наук, не основаны на членстве (например, это относится к учреждениям, подведомственным государственным академиям наук). Наличие членства сказывается, в основном, на способах и формах управления учреждением, но может стать причиной отнесения соответствующих юридических лиц к особой организационно-правовой форме.

Государственные академии наук входят в категорию организаций, основанных на началах самоуправления. В общем случае самоуправление есть состояние, при котором субъект и объект управления совпадают. Наряду с академиями наук есть и другие самоуправляемые (саморегулируемые) учреждения: палаты адвокатов, нотариусов; организации, действующие на рынке ценных бумаг, и иные.

Самоуправление государственных академий наук проявляется через наличие механизмов управления (обратных связей). Внедрение самоуправления служит шагом к децентрализации системы принятия решений, приближением к автономии. В философии автономия означает самостоятельное бытие, определяемое собственным разумом и совестью. В правовом понимании, автономия - право, предоставляемое организациям, структурам, корпорациям руководствоваться собственными нормами и правилами в определённых пределах.

Самоуправление государственных академий наук не является полным. Часть управляющих решений принимают внешние структуры, например, ВАК и Правительство Российской Федерации. Последнее устанавливает численность действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук по представлению общего собрания академии, а также оклады за звания действительных членов РАН и членов-корреспондентов государственных академий наук. Важным внешним фактором является определение объема бюджета, источников и процедуры финансирования.

Кроме того, академическая свобода, основанная на идее самоуправления, имеет и более широкую трактовку, адекватную идее самоорганизации научного труда. Академическая свобода распространяется и на организационно-правовые формы проведения фундаментальных исследований, которые осуществляются в научных центрах, имеющих статус государственных учреждений, акционерных обществ и иных организаций, основанных на различных формах собственности.

Имущество государственной академии наук образует единый фонд, предназначенный для выполнения уставных задач. Каждая академия владеет, пользуется и распоряжается имуществом в соответствии с положениями своего устава, при этом право распоряжения имуществом принадлежит исключительно ей как собственнику. Отсюда следует и нормативный характер тех положений устава, которые посвящены регламентации правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом.

Имущество включает основные фонды и другое государственное имущество (здания, сооружения, жилищный фонд, транспортные средства, научно-исследовательские суда, оборудование, инвентарь, информационные, библиотечные, архивные и музейные фонды, объекты здравоохранения, материальные ценности, денежные средства и др.), находившиеся в пользовании институтов, лабораторий, предприятий и организаций и переданные в ее исключительную собственность.

Очевидно, государственная академия наук должна оставить в своей собственности основные фонды общего назначения и социальной инфраструктуры. Объекты исключительной собственности (особо ценные или по специальному перечню)

О правовом статусе академической науки _

не могут быть переданы в собственность другим организациям или отчуждены иным образом. Академия должна распределить основные фонды и другое имущество между подведомственными организациями - юридическими лицами своей системы, чтобы они получили возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепленным за ними на праве собственности, полного хозяйственного ведения или оперативного управления. Академия признается учредителем всех подведомственных организаций - юридических лиц своей системы. При утверждении уставов академия определяет объем прав на имущество. Наряду с этим академия решает вопросы создания, реорганизации, ликвидации, приема и выхода из ее состава научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций, осуществляет контроль над эффективностью использования и сохранностью имущества в соответствии с законом и уставом академии.

Особого внимания заслуживает правовое положение научно-исследовательских институтов, подведомственных академии, чей общий статус опирается на нормативные акты, обязательные для научных организаций страны. При этом реализован единый принцип хозяйственной деятельности с учетом специфических особенностей научных организаций, в частности прав собственности (в том числе право оперативного управления и право хозяйственного ведения).

Конституция Российской Федерации не содержит словосочетания «юридическое лицо», но оно есть в федеральных законах и применяется к коммерческим и некоммерческим организациям. Конструкция понятия «юридическое лицо» связана с более общей концепцией субъекта права. По юридическим признакам абстрактное понятие субъекта права представляется прежде всего как совокупность прав и обязанностей.

Признание академии наук юридическим лицом некоторым ученым-юристам представлялось неточным. Они утверждали, что, будучи системой учреждений и организаций, академия юридическим лицом не является - в качестве такового выступают ее институты, предприятия и организации, а также органы управления (президиум и т.п.). Эти взгляды нашли свое отражение даже в тексте устава академии.

Положение, что государственные академии наук являются юридическими лицами, ныне общепризнанно. Определен порядок утверждения уставов, избрания руководящих органов академии, создания и ликвидации государственных академий наук. Каждая государственная академия наук является юридическим лицом, но и входящие в ее состав учреждения также могут быть таковыми. Проблема заключается в том, чтобы выбрать теоретическую модель и юридическую форму представления государственных академий наук как субъектов правоотношений.

Российская академия и пять отраслевых академий наук ранее назывались не государственными, а имеющими государственный статус. Поправки от 4 декабря 2006 г., внесенные в федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», исключили неопределенность положения о государственном статусе академий и охарактеризовали их как государственные учреждения.

О публичном и авторском правах

Не бесспорно и отнесение государственных академий наук к субъектам публичного или частного права. Между этими понятиями не существует непреодолимых противоречий, хотя различия есть. И обусловлены они тем, чьи именно интересы лежат в основе деятельности государственных академий наук. Юридические лица частного и публичного права могут иметь (и нередко имеют) неодинаковые организационно-правовые формы2. При компромиссе интересов должна быть выстроена структура управления государственных академий наук, схема финансирования и организации научных исследований.

Юридическое лицо публичного права всегда (хотя и по-разному) связано с публичной властью, государственными нуждами и госзаказом. В деятельности государственных академий наук гармонично сочетаются государственные нужды, публичные и частные интересы. Управление научной, научно-технической, художественной, культурной деятельностью в соответствии с законодательством должно осуществляться таким образом, чтобы не нарушать свободы творчества научных

2 Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. - М.: НОРМА, 2007. -352 с

О правовом статусе академической науки

организаций и их работников. Органы государства, другие органы публичной власти гарантируют свободу творческой деятельности (право выбора конкретных направлений и методов деятельности), признают право на творческий риск, обеспечивают доступ к научной информации, гарантируют финансирование проектов, выполняемых по законам государства, других органов публичной власти.

Российская академия наук является самоуправляемой организацией, которая проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых за счет средств федерального бюджета научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

К предмету деятельности и основным задачам Российской академии наук относятся: проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по важнейшим проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук; участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых за счет средств федерального бюджета; изучение и анализ достижений мировой науки с целью их использования в интересах России; разработка на основе достижений фундаментальной науки прогнозов технологического развития мировой экономики; определение места и роли России на рынке наукоемкой продукции.

В современных условиях необходим постоянный диалог между наукой и властью, между учеными и политическими руководителями, на основе взаимного уважения сторон. При этом не следует забывать, что стремление вывести науку из-под всякого контроля может легко обернуться корпоративной замкнутостью.

Достижения, порожденные научным творчеством, охватывают индивидуальные результаты научного, литературного, художественного воплощения творческих идей. Это объекты авторского права. Было бы неправильно сводить реализацию свободы творчества только к авторским и изобретательским правоотношениям. Конституционное право на свободу творчества принадлежит всем гражданам, права авторства - лишь

лицам, создавшим произведения науки, изобретения в технике. Творческая деятельность может и не завершиться появлением охраноспособного результата.

Смысл и назначение свободы творчества - не столько в создании авторских произведений, сколько в развитии целенаправленной и общественно полезной деятельности граждан страны, реализующих свои способности и дарования. Принцип свободы мысли и творческой деятельности в науке, конечно, не следует возводить в абсолют. Необходимо правильно представлять характер имеющихся здесь ограничений. Свобода научной мысли ограничена степенью освоения навыков абстрактного мышления, необходимостью использовать творческое наследие предшественников. Свобода выбора объектов творчества и методов научных исследований имеет пределы объективного характера, связанные с условиями найма и требованиями трудового законодательства. Поскольку научная работа выполняется по планам и программам, приобретающим характер служебных заданий, объекты и методы исследований во многом определяют соответствующими предписаниями с учетом условий в научных коллективах.

Наличие у лица или организации определенного круга прав и обязанностей и признанной законом возможности иметь другие права и обязанности, возникающие в процессе участия в научно-исследовательской и экономической деятельности, составляет характерное качество субъекта права, именуемое правосубъектностью. Социальная ответственность ученых существовала всегда, но ее роль повышалась вместе с ростом значения науки в обществе.

Взаимодействие государства и науки - это одна из кардинальных проблем для любого современного государства. Высший долг науки - служить истине, нести ответственность за истинность и достоверность полученного знания, а также полезность научных изысканий для общества. Ученые составляют часть общества, глубоко понимающую проблемы его развития. В условиях борьбы групповых интересов российская наука осталась, по существу, единственным социальным институтом, выражающим интересы развития общества в целом3.

3 Лапаева В.В.Взаимодействие государства и науки: социально-правовые проблемы // Адвокат. - 2001. - 27 мая. - № 5(65). - С. 71.

О правовом статусе академической науки

Научно-образовательное сообщество является компетентным, ответственным и заслуживающим общественного доверия субъектом социального действия, способным выражать интересы значительной части населения, которая осталась за рамками корпоративных кланов, получивших доступ к власти и собственности.

Представителям науки следует осознать себя членами такой корпорации, сформулировать свои корпоративные интересы в форме научно обоснованной социально-экономической программы, конкретизированной во взаимосвязанных законопроектах, и заняться созданием и укреплением организационных структур, способных добиться реализации этих интересов. Для сплоченной научной корпорации необходимо, прежде всего, чтобы широкое научное сообщество четко осознавало собственные интересы.

Общественно значимый характер интересов науки отчетливо проявляется в современных условиях, когда научные знания становятся главным фактором социально-экономического и социально-политического развития. Современный мир создан и поддерживается наукой. Главное направление, по которому государству и науке предстоит вырабатывать взаимоприемлемые подходы, - это определение четких правовых границ участия отечественной науки в рыночных отношениях. Государство, которое по сути дела подтолкнуло науку к рынку, в последнее время проявляет все большую озабоченность последствиями этой политики4.

В свою очередь, ученые имеют не меньше оснований быть недовольными проводимой государством политикой в области управления наукой. Научное сообщество в целом болезненно переживает то обстоятельство, что вынужденная погоня за прибылью, не свойственная природе науки, ведет к свертыванию некоммерциализируемых областей научного знания и особенно - фундаментальных исследований. При этом многие из тех ученых, которые все же сумели встроиться в рыночные отношения, не чувствуют себя комфортно. Очевидно, надо искать правовые подходы, которые устроили бы и государство, и науку.

4 Лапаева В. В. Социология права. М.: Изд. Норма, 2008. - 356 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.