Научная статья на тему 'О правовом содержании понятия «Экологическая безопасность»'

О правовом содержании понятия «Экологическая безопасность» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
562
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
CONSTITUTION / ENVIRONMENTAL SAFETY / STRATEGY / INTERNATIONAL COOPERATION / LEGAL SECURITY SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кушкулова А. Д., Ковалева Ю. П., Джикия Михаил Давидович

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся правового содержания понятия «экологическая безопасность», как категории национальной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кушкулова А. Д., Ковалева Ю. П., Джикия Михаил Давидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses issues related to the legal content of the concept of "environmental security" as a category of national security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О правовом содержании понятия «Экологическая безопасность»»

Библиографический список:

1. О радиационной безопасности населения Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (последняя редакция): [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. СП 47.13330.2016. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 1102-96" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1033/пр) // М.: Стандартинформ, 2017.

3. Городничая А.Н., Глинянова И.Ю. / О возможности фитомониторинга радиоактивных веществ (90sr) на стадии предпроектной подготовки строительства / А.Н.Городничая, И.Ю.Глинянова, В.Н. Азаров, А.И. Мельченко // Экология урбанизированных территорий. - 2018. - №. 4. С. 46-50.

4. Глинянова И.Ю., Азаров В.Н., Городничая А.Н., Мельченко А.И., Фомичев В.Т./ Фитомониторинг и промышленный экофитодизайн: новый подход в обеспечении экологической безопасности городской среды / Глинянова И.Ю., Азаров В.Н., Городничая А.Н., Мельченко А.И., Фомичев В.Т. // Социология города. 2018. №3. С. 83-93.

5. Alena Gorodnichaya, Alexandr Melchenco / Environmental monitoring and urban phytodesign in ensuring the radioecological safety of urban building / Alena Gorodnichaya, Alexandr Melchenco // TRACEE 2018.

УДК 34 Юридические науки

Кушкулова А. Д., студент, Институт права Волгоградский государственный университет, г. Волгоград КовалеваЮ. П.,студент ,институт права

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград Джикия Михаил Давидович, научный руководитель, ассистент кафедры КиМП, Институт права, Волгоградский государственный университет,

г. Волгоград

О ПРАВОВОМ СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

БЕЗОПАСНОСТЬ»

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, касающиеся правового содержания понятия «экологическая безопасность», как категории национальной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция, экологическая безопасность, стратегия, международное сотрудничество, правовое обеспечение безопасности.

Annotation: the article discusses issues related to the legal content of the concept of "environmental security" as a category of national security of the Russian Federation.

Key words: Constitution, environmental safety, strategy, international cooperation, legal security support.

В стратегию национальной безопасности Российской Федерации одним из пунктов включена экологическая безопасность, как гарантия стабильного развития общества и благоприятных условий жизни населения.

Понятие экологической безопасности входит важной составной частью в более широкое понятие - понятие национальной безопасности России. Из этого исходит и Экологическая доктрина России, разработка которой была закончена в 2000 г. Экологическая безопасность - защита общества, биосферы и государства от угроз биологического и антропогенного воздействия. Экологическая безопасность является одним из важнейших условий необходимых для экономического и социального развития страны.

Понятие экологической безопасности включает в себя систему регулирования и управления, способной прогнозировать и ликвидировать развитие опасных, чрезвычайных ситуаций. Экологическая безопасность касается промышленности, сельского и коммунального хозяйства, сферы услуг, области международных отношений.

Проблема экологической безопасности в России в настоящее время весьма актуальна, т.к. в результате негативного воздействия человека на природные системы возникают зоны с чрезвычайной экологической ситуацией и зоны экологического бедствия. Заметно снижается уровень биологического разнообразия, деградируют и выбывают из процесса пользования почвы, в том числе черноземы - национальное богатство страны. Также негативное влияние оказывает браконьерство.

Управление безопасностью, осуществляют межгосударственные организации (ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие) посредством издания и внедрения нормативных документов, создания экологических программ мирового развития, интеграции межгосударственных усилий в предотвращении и ликвидации последствий мировых катастроф.

Безопасное состояние экологии представлено следующими нормативно-правовыми актами:

- Конституцией России;

- договорами международного уровня;

- федеральными законами Российской Федерации;

- федеративными договорами Российской Федерации;

- нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ;

- законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Иные нормативные правовые акты субъектов России, ведомства, органы городского и районного самоуправления, также обладают правом регулировать экологические отношения в системе «человек - общество - природа».

Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации.

«У любого человека имеется право на благоприятное состояние окружающей среды, на приобретение надежной и правомерной информации об ее состоянии и на компенсацию ущерба, нанесенного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Подобное положение прописано в статье 42 [1].

«Любое лицо обладает обязанностью сохранения природы, окружающей среды, бережно относиться к природным богатствам». Подобное положение прописано в статье 58.

В основу разработки экологической доктрины положены некоторые статьи из Конституции Российской Федерации.

Глава I. Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Глава II. Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В водохозяйственном комплексе России одной из наиболее острых проблем является вредное воздействие вод - наводнения, затопление и подтопление заселённых пунктов и объектов экономики [3].

Природоохранное законодательство представлено нормативно-правовыми положениями, благодаря которым осуществляется правовая регулировка охраны окружающей среды в общем виде. Нормативно-правовые акты, входящие в состав природоохранного законодательства, представлены:

- Федеральным законом, который был принят 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды». В нем четко сформулированы

положения, благодаря которым окружающая природная среда находится под охраной.

- Федеральным законом, который был принят 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

- Федеральным законом, который был принят 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Подобный закон четко регламентирует экспертизу экологии.

Природоресурсное законодательство представлено нормативными правовыми актами, которые осуществляют регулировку охраны и использование некоторых видов ресурсов природы. Они находят свое отражение:

- В Земельном кодексе РФ, который был принят 25 октября 2001 г. № 136-Ф3.

- В Лесном кодексе Российской Федерации, который был принят 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ.

- В Водном кодексе Российской Федерации, который был принят 12 апреля 2006 г. № 74-ФЗ.

- В Законе РФ, который был принят 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».

- В Федеральном законе, который был принят 2 апреля 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и др.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» понятие экологическая безопасность трактуется как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [4].

К основным принципам охраны окружающей среды относятся:

- Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среды;

- Сохранение биологического разнообразия.

В целях обеспечения охраны окружающей среды создается государственный экологический мониторинг, новыми задачами которого являются:

• регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды;

• хранение и обработка информации о состоянии окружающей среды;

• анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений [2].

Система безопасности регионального уровня включает: экологически безопасные технологии и чистую экономику, стабилизацию темпов развития экономики. Локальный уровень объединяет города, районы и предприятия разных сфер деятельности и осуществляет контроль выбросов, сточных вод и прочих вредных для атмосферы веществ. Управление экологией возложено на администрацию, предприятия и организации по контролю за санитарным состоянием города, района.

С целью реализации права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды создается общественный экологический контроль.

Для получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ведется государственный учет этих объектов, который осуществляется в форме ведения государственного реестра.

Международное сотрудничество позволило разрешить и ограничить такие проблемы как ядерные испытания, китобойный промысел и вылов редких пород рыбы, производство хладагентов. Создана Красная книга, изучаются неизведанные территории. Региональный уровень включает в себя

географические и экономические зоны, территории государств. Контроль безопасности проводится посредством союза государств (СНГ, объединение государств Африки и др.) [6].

Независимо от управления и контроля за экологической безопасностью, объектом такого воздействия является окружающая среда. Поэтому на каждом уровне проводится анализ экономики, ресурсов, мер и культуры решения данных вопросов. Нормативные акты в сфере экологической безопасности РФ Конституция; Федеральные законы и указы Президента; Постановления Конституционного Суда; Постановления, распоряжения Правительства; Законодательство субъектов и их нормативные акты; Международные конвенции, соглашения, нормы, правила и договоры Нормативные и инструктивно-методические акты специально уполномоченных государственных органов; Уставы населенных пунктов Критерии и методы безопасности В качестве критериев экологической безопасности используются: Предельно допустимые концентрации (ПДК); Предельно допустимые выбросы (ПДВ); Предельно допустимые сбросы (ПДС). Для отдельных экологических систем основными критериями их безопасности являются целостность, сохранность и разнообразие видов, их взаимосвязей. Для отдельных индивидуумов, критерием безопасности так же считается сохранение здоровья и условий жизнедеятельности [5].

Методы обеспечения безопасности экологии:

- Контрольные включают методы измерения (количественные -физические, химические и пр.) и биологические методы (качественные, теоретические);

- Прогнозные - методы системного анализа и динамики, информационных технологий и др.;

- Смешанные состоят из совокупности методов различного типа (например, эколого-токсикологические);

- Методы управления качеством биосферы.

Таким образом, формирование экологической политики государства находит отражение в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (в нем присутствуют изменения и дополнения) (в последующем - Закон об охране окружающей среды). Политика нового Закона направлена на упрочение правопорядка в области охраны окружающей среды и стремится обеспечить экологическую безопасность личности, общества, государства.

Библиографический список:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Стеблов А.Л. Экологическое право РФ и ЕС: учебник / 2010 // URL: http://be5.biz/pravo/e005/11.html.

3. Шеяфетдинова, Н. А. Правосознание в механизме обеспечения экологической безопасности. https://dlib.rsl.ru/01002606799.

4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране окружающей среды».

5. Указ Президента Российской Федерации №176 от 19 апреля 2017 года «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».

6. Паспорт Национального проекта «Экология», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).

УДК 37 Педагогические науки

Береговой Евгений Анатольевич,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.