Научная статья на тему 'О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР (С 1945 ПО 1956 Г.)'

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР (С 1945 ПО 1956 Г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
497
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кудрин А. С.

Рассматриваются некоторые особенности правового регулирования трудовых отношений в период восстановления народного хозяйства в СССР после окончания Великой Отечественной войны. Для целей исследования анализируются вопросы правового регулирования труда в период с 1945 по 1956 г. Делается вывод, что после окончания Великой Отечественной войны изменение трудового законодательства было обусловлено объективными причинами - необходимостью восстановления в короткие сроки разрушенного войной народного хозяйства и обеспечения его дальнейшего быстрого развития. Принятые акты смягчили и отменили ряд норм права, существовавших в условиях военного времени и носивших чрезвычайный характер, предусмотрели гарантии и компенсации для отдельных категорий работников (лиц, работающих в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, работников угольной промышленности), которые в том или ином виде сохранились в современном российском трудовом праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE LEGAL REGULATION OF LABOUR RELATIONS DURING THE RESTORATION OF THE NATIONAL ECONOMY OF USSR (FROM 1945 TO 1956)

The article is discussed some features of the legal regulation of labor relations during the period of restoration of the national economy in the USSR after the end of the Great Patriotic War. For the purposes of the study, the issues of legal regulation of labour in the period from 1945 to 1956 are analyzed. It is concluded that after the end of the Great Patriotic War in the specified period. the change in labor legislation was due to objective reasons - the need to quickly restore the national economy destroyed by the war and ensure its further rapid development. The adopted acts softened and canceled a number of legal norms that existed in wartime and were of an emergency nature, provided for guarantees - and compensations for certain categories of workers (persons working in the Far 207 North, Siberia and the Far East, workers in the coal industry), who, in one way or another, in a different form, have been preserved in modern Russian labour law.

Текст научной работы на тему «О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР (С 1945 ПО 1956 Г.)»

УДК 349.2:342

DOI: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2022/4/207-219

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР

(с 1945 по 1956 г.)

А. С. Кудрин

Пермский национальный исследовательский политехнический университет Поступила в редакцию 18 августа 2022 г.

Аннотация: рассматриваются некоторые особенности правового регулирования трудовых отношений в период восстановления народного хозяйства в СССР после окончания Великой Отечественной войны. Для целей исследования анализируются вопросы правового регулирования труда в период с 1945 по 1956 г. Делается вывод, что после окончания Великой Отечественной войны изменение трудового законодательства было обусловлено объективными причинами - необходимостью восстановления в короткие сроки разрушенного войной народного хозяйства и обеспечения его дальнейшего быстрого развития. Принятые акты смягчили и отменили ряд норм права, существовавших в условиях военного времени и носивших чрезвычайный характер, предусмотрели гарантии и компенсации для отдельных категорий работников (лиц, работающих в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, работников угольной промышленности), которые в том или ином виде сохранились в современном российском трудовом праве.

Ключевые слова: восстановление народного хозяйства, регулирование, трудовые отношения, государство.

Abstract: the article is discussed some features of the legal regulation of labor

relations during the period of restoration of the national economy in the USSR

after the end of the Great Patriotic War. For the purposes of the study, the issues

of legal regulation of labour in the period from 1945 to 1956 are analyzed. It is

concluded that after the end of the Great Patriotic War in the specified period.

the change in labor legislation was due to objective reasons - the need to quickly

restore the national economy destroyed by the war and ensure its further rapid

development. The adopted acts softened and canceled a number of legal norms

that existed in wartime and were of an emergency nature, provided for guarantees

and compensations for certain categories of workers (persons working in the Far 207

North, Siberia and the Far East, workers in the coal industry), who, in one way or

another, in a different form, have been preserved in modern Russian labour law.

Key words: restoration of the national economy, regulation, labour relations,

state.

С окончанием Великой Отечественной войны советский народ получил возможность перейти к мирному, созидательному труду. Предстояло возродить сотни разрушенных городов и поселков, восстановить железные дороги и промышленные предприятия, вернуть жизнь людей в мирное русло. Основные приоритеты и направления развития страны

© Кудрин А. С., 2022

определялись, как и в предвоенные годы, пятилетними хозяйственными планами.

В мае 1945 г. Государственный комитет обороны (ГКО) постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Произошли изменения в структуре государственных органов. С упразднением ГКО все управленческие функции передавались Совету народных комиссаров (с марта 1946 г. Совет министров СССР). В соответствии с задачами мирного времени были реорганизованы некоторые наркоматы, созданные ранее для обслуживания нужд войны, на их базе создавались новые (например, наркомат машиностроения и приборостроения был создан на основе преобразованного наркомата минометного вооружения)1.

А. С. Орлов полагает, что «перестройка народного хозяйства и общественной жизни применительно к условиям мирного времени завершилась в основном в 1946 г.»2.

В связи с этим принятые ранее в 1940 г. и в военное время нормативные акты, регулировавшие трудовые отношения (особенно касавшиеся режима рабочего времени, времени отдыха, жестких мер ответственности за нарушение трудовой дисциплины), были отменены указами Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1956 г. «Об отмене судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и учреждений и за прогул без уважительной причины»3 и от 8 августа 1957 г. «О признании утратившими силу указов Президиума Верховного Совета СССР»4. Трудовое законодательство первых послевоенных лет было подчинено решению главной задачи, стоявшей перед страной, «обеспечить быстрый переход экономики на мирный лад, восстановить в краткие сроки народное хозяйство страны, а затем добиться его быстрого дальнейшего развития»5.

И. Я. Киселев считал, что «в годы восстановления и развития народ-01 ного хозяйства СССР в послевоенные годы до смерти И. В. Сталина и до ^ XX съезда КПСС главные изменения в трудовом законодательстве каса-см лись отмены чрезвычайных мер по использованию рабочей силы, приня-о тых в военные годы»6.

Изменения в советском законодательстве в период послевоенного

-восстановления и дальнейшего развития экономики СССР, по мнению

208 Г. С. Калинина, шли по «линии отмены некоторых актов военного времени, ликвидации некоторых исключений и ограничений, относящихся ко всем отраслям советского права, вызванных обстоятельствами военного времени»7.

1 См. об этом: Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. М., 2003. С. 303.

2 История России : учебник / под ред. А. С. Орлова [и др.]. М., 2005 С. 418.

3 Ведомости ВС СССР. 1956. № 10. Ст. 203.

4 Там же. 1957. № 17. Ст. 446.

5 История государства и права СССР : в 2 ч. / отв. ред. Г. С. Калинин. М., 1966. Ч. 2. С. 390.

6 Киселев И. Я. Трудовое право России. М., 2001. С. 207.

7 История государства и права СССР / отв. ред. Г. С. Калинин. Ч. 2. С. 406.

Основные направления государственной политики в области регулирования трудовых отношений

Рассматривая пятилетний план восстановления и развития хозяйства страны на 1946—1950 гг. и послевоенное развитие государства, В. М. До-гадов указывал, что «главными задачами в области организации труда

в названный период являются: а) обеспечение народного хозяйства не- у

обходимыми кадрами; б) обеспечение роста производительности труда и р

связанного с этим ростом снижения себестоимости продукции при одно- .

временном улучшении ее качества; в) обеспечение роста материально- ° го благосостояния трудящихся на базе роста производительности труда

г) обеспечение нормальной, здоровой производственной обстановки. а

Общими целями трудового права в рассматриваемый период называ- 0

го

лись следующие:

1) бесперебойный набор рабочей силы; р

2) закрепление на производстве постоянных кадров; г

3) подготовка квалифицированных кадров»8. и Разделяя мнение В. М. Догадова, необходимо отметить, что для ре- о

шения указанных задач изменения трудового законодательства в после- §

военный период и до отмены ранее действовавших актов чрезвычайного и

х

характера осуществлялись в следующих направлениях.

р

1. Пополнение народного хозяйства необходимыми кадрами о

Мерами, призванными обеспечить народное хозяйство трудовыми ре- х

сурсами являлись: демобилизация личного состава действующей Крас- 0

ной армии и проведение организованного набора рабочей силы. х

С. С. Худякова отмечает, что «в послевоенные годы особое внимание Е уделялось проблеме обеспечения работой тех, кто наиболее нуждался в

=1

а> х

этом»9, в том числе военнослужащих. .

Законом СССР от 23 июня 1945 г. «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии»10 закреплялось, что перевозка демобилизуемых, обеспечение их питанием в пути следования производилась за счет государства до места их жительства. Все демобилизуемые обеспечивались полным комплектом обмундирования и обуви, им выдавалось единовременное денежное вознаграждение. 209

Советы народных комиссаров союзных и автономных республик, Ис--

полнительные комитеты краевых и областных Советов депутатов трудящихся, руководители предприятий, учреждений и организаций в городских районах были обязаны предоставлять работу демобилизованным не позднее месячного срока со дня прибытия их к месту жительства, с учетом приобретенного ими опыта и специальности в Красной армии, но не

8 Цит. по: Советское трудовое право / под ред. Н. Г. Александрова. М., 1949. С.

113.

9 Худякова С. С. Занятость населения и ее правовое регулирование : учеб. пособие. Пермь, 2007. С. 30.

10 Ведомости ВС СССР. 1945. № 36.

ниже выполнявшейся ими работы до ухода в армию, а также обеспечить демобилизованных жилой площадью и топливом.

На Исполнительные комитеты районных и сельских Советов депутатов трудящихся и правления колхозов возлагалась обязанность оказывать всемерную помощь возвращающимся в деревню демобилизованным из армии крестьянам в деле устройства их на работу и обзаведении хозяйством.

В докладной записке на имя В. М. Молотова Л. Погребной, заместитель Председателя комитета по учету и распределению рабочей силы при Совете министров СССР, указывал следующее:

«С момента издания закона о демобилизации ... прибыло в города и сельские местности 5314,7 тыс. человек демобилизованных, из них в города прибыло 1771,5 тыс. человек и остальные 3543,2 тыс. человек — в сельские местности. На 15 февраля 1946 г. в городах трудоустроено 1286,5 тыс. человек и поступило на учебу 41,9 тыс. человек, что составляет 75 % к числу прибывших. Из этого количества 531,7 тыс. человек трудоустроено городским бюро по учету и распределению рабочей силы и 754,8 тыс. человек устроились самостоятельно.

Из 443 тыс. человек нетрудоустроенных 147 тыс. человек прибыли к месту жительства в течение последнего месяца и используют полагающийся им отпуск.

Многие возвратившиеся из Красной армии длительное время, от трех до четырех месяцев, не поступают на работу, мотивируя необходимостью устройства своих квартирных и домашних дел, часть демобилизованных не хотят возвращаться на производство для работы по своей специальности и требуют предоставления административно-хозяйственной работы»11.

В целях привлечения рабочей силы в промышленность, строитель-^ ство и транспорт восстанавливалась система организованного набора рао I бочей силы на основе договоров хозяйственных организаций с колхозами и колхозниками.

Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хо-сч зяйства на 1946—1950 гг. закреплял: «В целях привлечения рабочей силы в промышленность, строительство и транспорт восстановить систему организованного набора рабочей силы на основе договоров хозяйственных 210 организаций с колхозами и колхозниками».

Организованный набор рабочих для ряда отраслей народного хозяйства (угольная, нефтяная, металлургическая промышленность и др.) производился местными органами Министерства трудовых резервов: районные уполномоченные контор по организованному набору рабочих заключали с набираемыми рабочими индивидуальные трудовые договоры от имени контор Министерства трудовых резервов и соответствующего предприятия (треста), для которого производился набор работников. По такому трудовому договору ряд обязательств перед работником несла

11 Хрестоматия по отечественной истории (1946—1995) / под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Шагина. М., 1996. С. 60.

контора по организованному набору рабочих Министерства трудовых резервов (выплата единовременного пособия и суточных, оплата стоимости проезда и провоза багажа), а в остальные обязательства по приезде рабочего к месту работы несло соответствующее предприятие (предостав- . ление оборудованного общежития, перевозка от станции назначения к . месту жительства, выплата заработной платы). ^

Для остальных отраслей промышленности, не названных ранее, ор- д ганизованный набор осуществлялся соответствующими министерствами н и ведомствами по нарядам, выдаваемым Министерством трудовых резервов.

В советской юридической литературе по данному вопросу отмечалось, р что «набор рабочей силы из колхозов может производиться только мини- о стерствами и приравненными к ним организациями (через специальных о уполномоченных инспекторов), и притом только в тех районах, куда для этой цели данному министерству (ведомству) выдан хозяйственным орга- е ном по регулированию набора рабочей силы наряд на набор рабочих»12. Чз

Трудовые договоры с рабочими, привлекаемыми в порядке организо- р ванного набора, заключались на срок не менее одного года, а для работы § на предприятиях и стройках Дальнего Востока — на срок не менее двух и лет. Трудовые договоры на сезонные работы заключались на период се- х зона. р

Советом министров СССР утверждались Типовые формы трудовых о договоров с работниками, приглашаемыми на работу в порядке органи- £ зованного набора.

Е. А. Голованова отмечала, что «трудовой договор о работе на пред- н приятии (стройке) в порядке оргнабора заключается на основании Типо- ^ вого договора в письменной форме в двух экземплярах (по одному каждой н стороне) и подписывается трудящимся и уполномоченным по оргнабору. й Записанные в Типовом договоре правила становятся с этого момента обя- : зательными для работника и предприятия»13.

Помимо обязательных условий трудового договора о месте и характере работы, Н. Г. Александров выделял три группы условий, характерных для трудовых договоров с работниками, заключенных в порядке организованного набора.

«Первую группу таких условий составляют условия, связанные с пе-_

реездом работника к месту работы (условия о единовременном пособии, о суточных, об оплате проезда самого работника и членов его семьи и провозе багажа).

Вторую группу условий указанных трудовых договоров составляют особые условия, стимулирующие пролонгацию работником его договорных отношений с предприятием, например условие о выдаче ссуды на индивидуальное жилищное строительство.

12 Комментарий к законодательству о труде / под ред. В. И. Теребилова. М., 1981. С. 10.

13 Голованова Е. А. Трудовой договор. Пермь, 1973. С. 26.

Третью группу условий указанных договоров составляют пункты, по существу дела, информационного характера, доводящие до сведения работника о тех наиболее существенных правах и обязанностях, которые согласно действующему законодательству имеет каждый рабочий (право на заработную плату по установленным для данного предприятия и данной профессии нормам, право на ежегодный отпуск и т. д.). К этой же группе должны быть отнесены и пункты трудового договора, информирующие работника о тех льготах, которыми пользуются члены семей колхозников, заключивших договоры о работе в некоторых особо важных отраслях промышленности, например в угольной промышлен-ности»14.

Н. Г. Александров полагал, что «организованное привлечение в социалистическую промышленность рабочих из колхозов составляет одну из характерных черт социалистического распределения рабочей силы»15.

За 1946—1950 гг. путем оргнабора «было привлечено около 5,5 млн рабочих»16.

Организованный набор рабочих производился и в последующие годы. Так, постановление Совета министров СССР от 28 ноября 1951 г. «Об упорядочении проведения организованного набора рабочих»17 закрепляло, что «организованный набор рабочих для постоянной работы на предприятиях и стройках всех министерств и ведомств проводит Министерство трудовых резервов по договорам, заключенным с соответствующими министерствами и ведомствами». Министерство трудовых резервов заключало с набираемыми рабочими индивидуальные трудовые договоры и осуществляло перевозку набранных рабочих до места работы.

Набор рабочих из числа городского неработающего населения проводился преимущественно для направления на работу на предприятия и ^ стройки районов Севера, Урала, Сибири и Дальнего Востока.

О!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 2. Возобновление коллективно-договорного регулирования

Н. Г. Александров, характеризуя значимость коллективного договора ° как регулятора трудовых отношений, писал: «...в социалистической системе хозяйства колдоговор представляет собой систему обоюдных обязательств работников и администрации по выполнению промфинплана и 212 улучшению материально-бытовых условий»18.

В 1947 г. по инициативе И. В. Сталина было возобновлено заключение коллективных договоров в целях «конкретизации обязательств администрации, фабрично-заводских комитетов, рабочих, инженерно-тех-

14 Советское трудовое право / под ред. Н. Г. Александрова. М., 1949. С. 130.

15 Там же. С. 131.

16 История отечественного государства и права : учебник. Ч. 2 / под ред. О. И. Чистякова. М., 2012. С. 358.

17 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (официально документ опубликован не был).

18 Александров Н. Г. Вопросы труда в советском трудовом законодательстве. М., 1936. С. 130.

нических работников и служащих по выполнению и перевыполнению планов, а также повышения ответственности хозяйственных органов за улучшение материально-бытовых условий и культурного обслуживания рабочих»19. .

В связи с этим было принято постановление Совета министров СССР . от 4 февраля 1947 г. «О заключении коллективных договоров на пред- ^ приятиях», которое устанавливало, что «в целях обеспечения выполне- о ния и перевыполнения производственных планов, дальнейшего роста х производительности труда, улучшения организации труда, а также повышения ответственности хозяйственных и профсоюзных организаций за улучшение материально-бытовых условий и культурного об- "о служивания рабочих, инженерно-технических работников и служащих о предприятий одобрить предложение ВЦСПС о возобновлении с 1947 г. 0 практики заключения коллективных договоров между администрацией предприятий (строительств) и фабрично-заводскими комитетами проф-

а>

л

На ВЦСПС и соответствующие министерства возлагалась обязан- °

ность рассмотрения и утверждения типовых коллективных договоров. а

Постановление закрепляло, что коллективные договоры заключают- и ся на предприятиях в соответствии с утвержденными по министерствам

государственными планами на 1947 г. у

Порядок заключения таких договоров устанавливался директивными §

письмами министерств и ЦК профсоюзов, согласованными с ВЦСПС. ы

Заключаемые коллективные договоры подлежали регистрации, кото- 0

рая производилась соответствующими центральными комитетами проф- х

о

союзов и министерствами.

С 1948 г. возобновилось заключение коллективных договоров на пред- н

х

приятиях и организациях связи, совхозах, машинно-тракторных станци- . ях и машинно-тракторных мастерских.

В. М. Догадов на основе анализа постановления Совета министров СССР от 4 февраля 1947 г. и заключаемых в соответствии с ним коллективных договоров определял коллективный договор как «соглашение, заключаемое комитетом профсоюза от имени рабочих и служащих с администрацией предприятия, определяющее взаимные обязанности 213

сторон по выполнению и перевыполнению производственных планов,-

улучшению организации охраны труда, а также материально-бытового и культурного обслуживания рабочих и служащих»21.

По этому поводу Б. А. Архипова и Л. Н. Писарева указывали, что в тот период «основной задачей коллективного договора становится мобилизация рабочих и служащих на выполнение и перевыполнение народнохозяйственного плана... Содержание коллективного договора должно было

союзов»20

19 Советское трудовое право : учебник / под ред. Н. Г. Александрова. С. 166.

20 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (документ официально опубликован не был).

21 Цит. по: Советское трудовое право / под ред. Н. Г. Александрова. С. 167.

отражать производственные обязательства трудящихся и мероприятия по улучшению условий труда и культурно-бытового обслуживания тру-дящихся»22.

Таким образом, коллективный договор понимался, прежде всего, как взаимное обязательство его сторон (администрации предприятия или учреждения и фабрично-заводского комитета профессионального союза) по проведению и выполнению различных мероприятий, направленных на выполнение и перевыполнение хозяйственных планов, а лишь затем как механизм улучшения условий труда рабочих и служащих.

3. Восстановление очередных отпусков рабочим и служащим, отмена денежной компенсации за неиспользованные в годы войны отпуска

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 г. «Об отпусках рабочим и служащим»23 восстановил с 1 июля 1945 г. очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отмененные на период военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время». СНК СССР обладал правом отсрочить предоставление отпусков рабочим и служащим в отдельных отраслях промышленности до конца 1945 г. с тем, чтобы за неиспользованный в связи с этим отпуск в текущем году выплатить рабочим и служащим соответствующую денежную компенсацию. Начиная с 1 июля 1945 г. отменялись перечисления государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями в сберегательные кассы денежной компенсации за неиспользованный отпуск в качестве специальных вкладов рабочих и служащих.

^ Постановлением СНК СССР от 13 сентября 1945 г. «О порядке и сроках расчетов с рабочими и служащими по суммам денежной компенсации за неиспользованный отпуск, перечисленными в сберегательные кассы в качестве специальных вкладов»24 устанавливался порядок и сроки расчетов с рабочими и служащими по суммам денежной компенсации за неиспользованный отпуск, перечисленным в сберегательные кассы в

-качестве специальных вкладов.

214

4. Сокращение продолжительности рабочего времени для отдельных категорий работников

Ю. В. Владимирова рассматривает послевоенный период как «этап усиления правовых гарантий»25 для трудящейся молодежи.

22 Архипова Б. А., Писарева Л. Н. Коллективный договор и профком. М., 1988. С. 19.

23 Ведомости ВС СССР. 1945. № 36.

24 СП СССР. 1945. № 10. Ст. 129.

25 Владимирова Ю. В. Значение возраста работника в трудовом праве России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2002. С. 12.

Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 августа 1955 г. «Об отпусках и условиях труда подростков»26 с 1 января 1956 г. устанавливалась продолжительность рабочего дня для подростков в возрасте от 14 до 16 лет — 4 ч., для рабочих и служащих в возрасте от 16 до > 18 лет - 7 ч. .

Всем молодым рабочим и служащим в возрасте до 18 лет, независимо ^ от условий и характера производства, предоставлялся отпуск продолжи- д тельностью один календарный месяц. и

Руководителям предприятий, организаций и учреждений запреща- : лось использовать молодых рабочих и служащих в возрасте до 18 лет на О сверхурочных работах и привлекать их к работе в ночных сменах. р

Был принят ряд актов, направленных на сокращение продолжитель- § ности рабочего дня для работников системы здравоохранения, повышал ся уровень охраны труда данных лиц.

5. Установление некоторых поощрений и льгот

о

го

О

для отдельных категорий работников и инвалидов и

Либерализация трудового законодательства, по мнению В. М. Дога- о

дова, проводилась «в целях стимулирования производительности труда и н достижения высоких показателей в работе, а также в целях закрепления и

кадров на производстве установлены различные поощрения для работ- р

ников ведущих профессий в некоторых важнейших отраслях народного д хозяйства»27.

В целях освоения регионов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Се-

Еэ

О

го ^

х

вера, их ресурсно-сырьевого потенциала, необходимого для восстановле- о ния народного хозяйства, был принят ряд нормативных правовых актов, о направленных на привлечение в эти регионы рабочих кадров и восста- Е новивших существовавшие ранее гарантии для отдельных категорий ра- и ботников. >

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1945 г. «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера»28 с 1 августа 1945 г. восстановил для работников государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находившихся

в районах Крайнего Севера, следующие из действовавших до войны льгот,_

а именно: рабочим и служащим на Крайнем Севере по истечении 6 меся- 215

цев работы выплачивалась 10 % надбавка к ставкам (окладам). Общий-

размер надбавок не должен превышать 100 % тарифной ставки (оклада).

Дополнительные отпуска сверх установленных действовавшим законодательством в местностях Крайнего Севера предоставлялись работникам с нормированным рабочим днем продолжительностью в 18 рабочих дней, а работникам с ненормированным рабочим днем продолжительностью в 30 рабочих дней.

26 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (документ официально опубликован не был).

27 Цит. по: Советское трудовое право / под ред. Н. Г. Александрова. С. 116.

28 Ведомости ВС СССР. 1945. № 51.

Было разрешено полное или частичное соединение отпусков работающим в местностях Крайнего Севера не более чем за 3 года.

Льготы, предусмотренные указом, распространялись на лиц, которые заключили договоры о работе на Крайнем Севере на срок не менее 3 лет.

Постановление Совета министров СССР от 25 августа 1946 г. «О повышении заработной платы и строительстве жилищ для рабочих и инженерно-технических работников предприятий и строек, расположенных на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке»29 предусматривало повышение заработной платы на 20 % с учетом суровых климатических условий данных районов.

Характеризуя деятельность государства в сфере социальной защиты населения, Р. В. Долгилевич считает, что «трудовое законодательство развивалось под воздействием мер, которые принимались государством в целях обеспечения социальных прав граждан и повышения уровня их жизни»30.

Постановление СНК СССР от 5 октября 1945 г. «О предоставлении инвалидам Отечественной войны и членам их семей права ухода с предприятий и учреждений в случае переезда к месту постоянного жительства»31 обязывало директоров предприятий и руководителей учреждений освобождать от работы инвалидов Великой Отечественной войны, желавших переехать к месту постоянного жительства членов своих семей, а также членов семей таких инвалидов (супруги, дети, родители), желавших переехать к месту постоянного жительства этих инвалидов.

Были предусмотрены также льготы и поощрения для работников угольной, металлургической, химической промышленности.

Постановление Совета министров СССР от 10 сентября 1947 г. «О преимуществах и льготах для подземных рабочих, руководящих и инженерно-технических работников угольной промышленности и строитель-01 ства угольных шахт»32 предусматривало для подземных рабочих шахт, горных мастеров, а также для аттестованных инженерно-технических и см руководящих работников угольной промышленности и шахтного строи-о тельства повышение размера пособия по временной нетрудоспособности и пенсионного обеспечения.

В 50-е гг. XX в. происходило улучшение условий труда иных катего-216 рий работников. Так, на основании приказа Минздрава СССР от 3 мая 1950 г. «О бесплатной выдаче молока рабочим, инженерно-техническим работникам медицинской промышленности, занятым на работах с вредными условиями труда»33 обеспечивалась выдача в дни работы по 0,5 литра молока рабочим и инженерно-техническим работникам, занятым на

29 СП СССР. 1946. № 12. Ст. 226.

30 Долгилевич Р. В. Отечественное законодательство о труде во второй половине XX века (1945-1991 годы) // Трудовое право. 2002. № 5. С. 84.

31 СП СССР. 1945. № 9. Ст. 117.

32 СП СССР. 1947. № 8. Ст. 149.

33 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (документ официально опубликован не был).

работах с вредными условиями труда, по списку профессий (например, на производстве акрихина и его полупродуктов и др.).

6. Ослабление ответственности для рабочих и служащих ^

за нарушение трудовой дисциплины С

7ч У Еэ "о

О

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1951 г. «О замене судебной ответственности рабочих и служащих за прогул, кроме случаев неоднократного и длительного прогула, мерами дисциплинарного и общественного воздействия» устанавливал, что «в связи с укреплением трудовой дисциплины на предприятиях и в учреждениях дальнейшее применение мер уголовного наказания за прогул, кроме случаев р неоднократного и длительного прогула, не вызывается необходимостью § и может быть заменено мерами дисциплинарного и общественного воз- § действия»34. § При совершении прогула без уважительной причины, совершенного р неоднократно (более двух раз в течение трех месяцев) или продолжав- у шегося свыше трех дней, директор предприятия или начальник учреж- и дения мог передать дело в суд для привлечения виновного к уголовной о ответственности. н На основании данного указа утрачивали юридическую силу ст. 5 Ука- | за Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О судебной р ответственности за прогул без уважительной причины и самовольный д уход с предприятий и учреждений» и Указ Президиума Верховного Сове- § та СССР от 10 августа 1940 г. «О рассмотрении народными судами дел о х прогулах и самовольном уходе с предприятий и учреждений без участия о народных заседателей». О Несмотря на некоторое ослабление государством санкций за наруше- Е ние трудовой дисциплины в связи с принятием анализируемого указа, и «жесткие меры вплоть до уголовной ответственности»35 для рабочих и > служащих продолжали сохраняться.

После окончания Великой Отечественной войны и в период с 1945 по 1956 г. изменение трудового законодательства было обусловлено объективными причинами - необходимостью восстановления в короткие сроки разрушенного войной народного хозяйства и обеспечения его дальней-_

шего быстрого развития. Принятые акты смягчили и отменили ряд норм 217

права, существовавших в условиях военного времени и носивших чрез--

вычайный характер.

Впервые появившиеся в законодательстве в рассматриваемый период нормы, закреплявшие гарантии и компенсации для отдельных категорий работников (лиц, работающих в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, работников угольной промышленности), пройдя эволюционный путь, сохранились в том или ином виде в современном российском трудовом праве.

34 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (документ официально опубликован не был).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 Киселев И. Я. Указ. соч. С. 207.

Библиографический список

Александров Н. Г. Вопросы труда в советском законодательстве. М. : Проф-издат, 1936. 184 с.

Архипова Б. А., Писарева Л. Н. Коллективный договор и профком. М. : Профиздат, 1988. 175 с.

Владимирова Ю. В. Значение возраста работника в трудовом праве России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2002. 17 с.

Голованова Е. А. Трудовой договор. Пермь : Перм. кн. изд-во, 1973. 106 с.

Долгилевич Р. В. Отечественное законодательство о труде во второй половине XX века (1945-1991 годы) // Трудовое право. 2002. № 5. С. 83-87.

Комментарий к законодательству о труде / под ред. В. И. Теребилова. М. : Юрид. лит., 1981. 576 с.

История государства и права СССР : в 2 ч. / отв. ред. Г. С. Калинин. М. : Юрид. лит., 1966. Ч. 2. 512 с.

История отечественного государства и права : учебник. : в 2 ч. Ч. 2 / под ред. О. И. Чистякова. М. : Юрайт, 2012. 510 с.

История России / под ред. А. С. Орлова [и др.]. М. : Проспект, 2005. 520 с.

Киселев И. Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. М. : ИНФРА-НОРМА, 2001. 384 с.

Мунчаев Ш. М, Устинов В. М. История России. М. : НОРМА, 2003. 768 с.

Советское трудовое право / под ред. Н. Г. Александрова. М. : Гос. изд-во юрид. лит., 1949. 432 с.

Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995) / под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Шагина. М. : Гуманитар. изд. центр «Владос», 1996. 602 с.

Худякова С. С. Занятость населения и ее правовое регулирование : учеб. пособие. Пермь : Перм. гос. ун-т, 2007. 303 с.

References

-sr Aleksandrov N. G. Labour issues in Soviet legislation. M. : Profizdat, 1936. a 184 p.

Arkhipova B. A., Pisareva L. N. Collective agreement and trade union committee: a guide. M. : Profizdat, 1988. 175 p.

Vladimirova Yu. V. The value of the age of an employee in the labor law of Russia : autoref. diss. cand. legal Sciences. Perm, 2002. 17 p.

Golovanova E. A. Labour contract. Perm : Perm. books. publishing house, 218 1973. 106 p.

Dolgilevich R. V. Domestic labor legislation in the second half of the XX century (1945-1991) // Labour Law. 2002. № 5. P. 83-87.

Commentary on labour legislation / ed. V. I. Terebilova. M. : Yurid. lit., 1981. 576 p.

History of the state and law of the USSR: in 2 hours / otv. ed. G. S. Kalinin. Part 2. M. : Jurid. lit., 1966. 512 p.

History of the domestic state and law: textbook. In 2 hours. Part 2 / ed. O. I. Chistyakova. M. : Yurayt, 2012. 510 p.

History of Russia / Ed. A. S. Orlova [et al.]. M. : Prospekt, 2005. 520 p.

Kiselev I. Ya. Labour law in Russia. Historical and legal research. M. : INFRA-NORMA, 2001. 384 p.

Munchaev Sh. M, Ustinov V. M. History of Russia. M. : NORMA, 2003. 768 p.

Soviet labour law / ed. N. G. Alexandrova. M. : State. Publishing House of Law. lit., 1949. 432 p.

Reader on national history (1946—1995) / ed. A. F. Kiseleva, E. M. Shagina. M. : Humanitarian. ed. Center «Vlados», 1996. 602 p.

Khudyakova, S. S. Employment of the population and its legal regulation: textbook. allowance. Perm : Perm. state. un-t, 2007. 303 p.

Для цитирования:

Кудрин А. С. О правовом регулировании трудовых отношений в период восстановления народного хозяйства СССР (с 1945 по 1956 г.) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 4 (51). С. 207—219. DOI: https://doi. org/10.17308/law/1995-5502/2022/4/207-219

Recommended citation:

Kudrin A. S. About the legal regulation of labour relations during the restoration of the national economy of USSR (from 1945 to 1956) // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2022. № 4 (51). P. 207-219. DOI: https://doi.org/10.17308/ law/1995-5502/2022/4/207-219

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Кудрин А. С., кандидат юридических наук, доцент кафедры философии и права

E-mail: [email protected]

Perm National Research Polytechnic University, Perm Branch of the Russian Academy of National the Economy and Public Administration

Kudrin A. S., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Philosophy and Law Department

E-mail: [email protected]

219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.