Научная статья на тему 'О правовом регулировании межмуниципального взаимодействия в России и Франции'

О правовом регулировании межмуниципального взаимодействия в России и Франции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МУНИЦИПАЛИТЕТЫ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / MUNICIPALITIES (MUNICIPAL POWERS) / INTER-MUNICIPAL COOPERATION / LOCAL SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Серебренникова Ася Сергеевна

Статья посвящена анализу правовых основ межмуниципального взаимодействия в Российской Федерации и Франции. Рассмотрена система взаимодействия муниципальных образований в указанных странах, обозначены общие черты и специфика правового регулирования, высказано мнение о совершенствовании российского законодательства с учетом французского опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On legal regulation of cross-municipal interaction in Russia and France

The article covers the analysis of the legal basics of intermunicipal cooperation in the Russian Federation and France. The author considers the system of municipal entities' interaction in the abovementioned countries, defines the common and specific traits of the legal regulation, expresses her opinion on the refinement of the Russian legislation with the experience of France taken into account

Текст научной работы на тему «О правовом регулировании межмуниципального взаимодействия в России и Франции»

ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

© Серебренникова А. С., 2005

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РОССИИ И ФРАНЦИИ

Вопросы нормативного обеспечения реформирования местного самоуправления в РФ на современном этапе приобретают особую актуальность, так как по справедливому мнению Б. Грызлова, от этого «будет напрямую зависеть результативность проведения всех других реформ, результативность работы по улучшению качества жизни в России, а также уровень и механизмы ответственности власти перед обществом... Именно по ситуации на местах в конечном счете следует оценивать итоги преобразований»1. Ратификация Европейской хартии местного самоуправления, конституционное регулирование наиболее общих положений о муниципальной составляющей публичной власти, законодательные акты на федеральном и региональном уровнях, а также нормативные акты органов местного самоуправления создали правовые предпосылки упомянутой реформы. Однако при ее практической реализации возникли трудности не только организационного, но и юридического характера.

Взаимодействие муниципальных образований (далее - МО) является одним из способов решения различных задач межтерриториального значения , и создание адекватной правовой базы будет способствовать его большей практической востребованности и эффективной реализации. В этой связи полезно обратиться к изучению опыта других государств, в частности, Франции, где межмуниципальное сотрудничество (далее -ММС) осуществляется с 1890 г., и имеет место достаточно обширное правовое регулирование данного процесса.

Итак, Конституции РФ и Франции содержат нормы-принципы о местной власти, их цель -установление ориентиров муниципальной политики, поэтому прямо о межмуниципальных отношениях в них не упоминается. На рассматриваемом уровне можно вести речь о ММС в порядке толкования норм, например, ст. 132 Конституции РФ при фиксации основных правомочий органов местного самоуправления закрепляет возможность решения ими «иных вопросов местного значения»3 с самостоятельным установлением его способов и процедурного компонента, в т. ч. в отношении ММС. Конституция Франции 1958 г., с изменениями от 28 марта 2003 г., касающимися новой волны децентрализации и возможности использования территориальными коллективами экспериментальных техник при осуществлении своих полномочий, в ст. 724 указывает не только на коммуны, но и на их сообщества. Следовательно, имеет место конституционное признание межкоммунальных организаций полноценными субъектами правоотношений на местном (коммунальном) уровне.

На законодательном уровне за последний период как в России, так и во Франции, приняты важные нормативные акты, регламентирующие вопросы ММС в рамках муниципальной реформы. Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» остался во многом декларативным и неконкретным, прежде всего в налогово-

бюджетной сфере, в части механизмов обеспечения эффективной реализации местного самоуправления. Нормы ст. 10 данного закона5, посвященной ММС, имеют диспозитивный характер, закрепляя право МО взаимодействовать между собой в различных формах, например, посредством заключения договоров, создания совместных координационных органов, межму-ниципальных организаций и т. п. Трудности практической реализации указанных норм были связаны прежде всего с отсутствием необходимой финансовой основы функционирования местного самоуправления и, по мнению В. Воробьева, попыткой «выстроить единую схему МО с применением одних и тех же методов деятельности, в то время как в регионах существуют десятилетиями сложившиеся традиции и трудно найти два похожих муниципалитета»6. Новый закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», вступающий в силу с 1 января 2006 г., в главе 9 содержит императивную норму о создании в каждом субъекте РФ совета МО, а также ст. ст. 68-69 закрепляют право муниципальных единиц на создание некоммерческих организаций и межмуниципальных хозяйственных обществ7. Таким образом, данные положения призваны способствовать более активной реализации муниципалитетами ММС и интенсификации работы имеющихся организаций координационного характера, так как именно эта форма наиболее востребована практикой в настоящий момент8. Следует отметить недостаточное применение норм о праве муниципалитетов заключать договоры и образовывать коммерческие структуры. На наш взгляд, данная проблема может быть решена в перспективе после вступления в силу нового закона 2003 г. «Об общих принципах...», окончания переходного периода его действия, когда в МО завершится процесс по принятию уставов, установлению границ, формированию системы местных органов и получению финансовых гарантий местного самоуправления, т. е. когда МО приобретут реальную возможность функционировать и взаимодействовать между собой. Французское законодательство отличается высокой степенью кодификации в регулировании общественных отношений. Генеральный кодекс территориальных коллективов 1996 г. 9 содержит главу «Локальная коопера-

ция», которая регулирует вопросы создания и функционирования межкоммунальных организаций (синдикат, сообщество коммун, урбанистическое сообщество, сообщество-агломерация), а также иные формы ММС (совместные конференции и договорную практику). Отдельные положения об организации взаимодействия коммун также имеют место в Законе 1992 г. «О территориальной администрации Республики Франция»10, однако, они носят уточняющий характер по отношению к нормам Кодекса, который достаточно детально регламентирует различные аспекты кооперации коммун, поэтому широкая практика реализации ММС во Франции обеспечивается в т. ч. и за счет наличия достаточной правовой базы. По данным Ассамблеи сообществ коммун Франции на 1 января 2005 г. существует 2461 межкоммунальная структура, объединяющая 86 % коммун и 84 % населения страны. Правовое регулирование ММС во Франции продолжает развиваться, прежде всего в сфере финансового обеспечения взаимодействия и внедрения механизмов налоговой интеграции и созданию административного объединения коммун, а также расширению компетенции упомянутых структур, от обустройства территории и экономического роста до социального и культурного профиля, например, в 2002 г. был принят Закон о частичной передаче компетенции коммуны межкомму-нальному сообществу11. Следовательно, в России создается правовая основа ММС на общегосударственном уровне, во Франции уже имеется детальная регламентация сотрудничества коммун, однако, законодательство не остается статичным в связи с изменяющимися общественными отношениями.

В отличие от Франции, российский законодатель в связи с федеративным устройством государства предусмотрел возможность регулирования на региональном уровне общих вопросов местного самоуправления, в т. ч. касающихся ММС, что сделано чаще всего не в конституциях (уставах) субъектов, а в законах о местном самоуправлении12. Также на данном уровне регулируется и механизм участия МО в межмуни-ципальных организациях, правовые акты в этом случае уже носят подзаконный характер13. Такая ситуация объясняется тем, что ассоциации и союзы МО часто координируют деятельность муниципалитетов одного региона.

Далее, на местном уровне правовое регулирование ММС осуществляется в рамках уставов МО и нормативных актов об участии МО в деятельности ассоциации (союза), а также отдельные МО выступают в качестве учредителей ассоциаций МО, что также находит отражение в актах органов местного самоуправления14. Данная тенденция является позитивной, так как МО начинают осознавать необходимость укрепления межтерриториальных отношений и проявляют инициативу по организации и участию в осуществлении межмуниципального взаимодействия.

Наконец, развитие локального регулирования, т. е. на уровне ассоциаций (союзов) МО, свидетельствует о значимости такой формы сотрудничества МО. Учредительные документы организаций по характеру и структуре основаны

на требованиях гражданского законодательства в отношении уставов некоммерческих организаций. Интересно отметить, что в ряде случаев МО, инициируя создание ассоциации МО, предлагает и ее устав, как это было сделано, например, в Ненецком автономном округе15. В основном же учредительные и иные акты межмуници-пальных организаций, особенно межрегионального характера, принимаются ими самостоятельно. В настоящее время в России действует несколько подобных ассоциаций, например, Ассоциация Сибирских и дальневосточных городов, Ассоциация городов Юга России и др. Во Франции создание межкомунальных сообществ происходит в договорном порядке, следовательно, и там имеет место локальное регулирование16.

Таким образом, правовая основа межму-ниципального взаимодействия в России и во Франции в целом создана, и нормативные акты, регламентирующие его процесс, принимаются на самых разных уровнях регулирования. Однако при наличии отмеченных позитивных моментов, имеют место и сложности, возникающие на практике в связи с недостатками правового регулирования. В РФ идет муниципальная реформа,

которая затрагивает многие аспекты функционирования местного самоуправления, в еще не вступившее в силу законодательство вносятся коррективы, до конца не сформированы механизмы обеспечения финансовой базы, а во Франции усиливаются интеграционные тенденции в связи с законодательным закреплением обязательств коммун по созданию единой налоговой системы в рамках межкоммунальных организаций, что может отразиться и на процессах децентрализации. Следовательно, правовой массив обоих рассматриваемых государств должен быть достаточно динамичным, чтобы соответствовать имеющимся политическим и социально-экономическим реалиям.

□ □ □ □ □

1 Грызлов Б. Мэры должны быть избираемыми// Рос. газета. 2GG5. 22 марта.

2 Постовой Н. В. Правовое регулирование основ и компетенции местного самоуправления в России. М., 1999. С. 227.

3 Конституция Российской Федерации: Принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. М., 1998. С. 51.

4 Constitution de la Republique Francaise du 4 octobre 1958 revisee par la loi constitutionnelle du 28 mars 2GG3, articles 72 a 74-1// La Republique decentralisee/ Sous la red. de Gaudemet Y., Gohin O. Paris: LSDJ Diffuseur, 2GG4. P. 15.

5 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 авг. 1995 г. № 154-фЗ с изм. от 22 апр., 26 нояб. 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 авг. 2GGG г., 21 марта 2GG2 г., 7 июля, 8 дек. 2GG3 г. // Гарант [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

6 Воробьев В. В. Кремле обсудили реформу местного самоуправления// Рос. газета. 2GG5. 14 апр.

7 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 окт. 2GG3 г. № 131-ФЗ. С изм. от 19 июня, 12 авг., 28, 29, 3G дек. 2GG4 г., 18 апр. 2GG5 г. // Гарант [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

8 Чернега Ю. Закон закрытого типа// Коммерсантъ. 2GG4. 1 окт.

9 Code general des collectivites territoriales: Loi de la Re-publique Francaise 96-142 du 21 fevrier 1996. 8-eme ed. Paris: Editions Dalloz, 2GG5. Partie 5.

1G Relative a l'administration territoriale de la Republique Francaise: Loi d'orientation du 6 fevrier 1992 № 1992-123 [Электронный ресурс] // http://www.legifrance.gouv.fr/

11 Relative au transfert de competences d'une commune a un etablissements public de cooperation intercommunale: Loi № 2GG2-276 du 27 fevrier 2GG2// Journal officiel de la Republique Francaise. 1992. 7 mars.

12 См.: О местном самоуправлении в Иркутской области: Закон Иркутской области от 15 дек. 1997 г. № 44-ОЗ с изм. от 29 янв. 1997 г., 2 окт. 1998 г., 31 дек. 1999 г., 31 окт. 2GG1 г., 5 мая 2GG4 г. // Вост.-Сиб. Правда. 2G дек. 1997 г. Ст. 21; О местном самоуправлении в Курской области: Закон Курской области от 2 нояб. 1995 г. № 48, с изм. от 22 февр. 1996 г., 13 мая 1996 г. Ст. 7// Консультант- Регион [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

I См.: О рабочей группе по созданию Ассоциации муниципальных образований Новосибирской области: Распоряжение губернатора Новосибирской области от

II мая 2GG4 г. № 53G; О проведении учредительной конференции по созданию Ассоциации «Совет глав

муниципальных образований Воронежской области»: Распоряжение администрации Воронежской области от

3 нояб. 2003 г. № 1900-р// Консультант- Регион [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

1 Устав города Иркутска: Утв. Решением Городской Думы г. Иркутска от 24 апр. 2000 г. С изм. от 19 июня

2000 г., 30 янв. 2001 г., 25 мая 2001 г., 4 дек. 2001 г., 30 янв. 2004 г., 20 мая 2004 г.; О членстве Совета народных депутатов города Белогорска в Ассоциации муниципальных образований Амурской области: Решение Белогорского городского совета народных депутатов от 27 марта 2002 г. № 58; О вступлении в Ассоциацию муниципальных образований Калининградской области: Решение Городского совета народных депутатов г. Калининграда от 12 нояб. 1997 г. № 295; Об образовании Ассоциации муниципальных образований Ставропольского края: Постановление главы г. Ставрополя от 16 марта 1998 г. № 732 // Консультант-Регион [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

15 Об утверждении Устава Ассоциации муниципальных образований Ненецкого автономного округа: Постановление Нарьян-Марского городского совета от 12 апр.

2001 г. № 18 // Консультант-Регион [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

1 Rigault J.-C. Etablissements publics de cooperation intercommunale au coeur de la cooperation intercom-munale. Paris: Editions du Puits Fleuri, 2003. P. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.