МУНИЦИПАЛИТЕТ : ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ: РОЛЬ И ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Большаков С.Н.
доктор экономических наук, доктор политических наук, профессор, декан факультета прикладных коммуникаций, заведующий кафедрой менеджмента массовых коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет (Россия), 199004, Россия, г. Санкт-Петербург, 1-я линия В.О., д. 26, dekan.ac@jf.pu.ru
Григорьев А.Н.
кандидат экономических наук, председатель комитета экономики, Администрация города Великий Новгород (Россия), 173007, Россия, г. Великий Новгород, ул. Десятинная, д. 20/10, gan@adm.nov.ru
о
ÍU
а £
УДК 352
ББК 66.3(4Фра),124
Цель: выявление стратегии реформирования системы территориального управления в унитарном государстве и выявлении механизма политико-правового согласования политических интересов в реализации полномочий регионами и органами местного самоуправления.
Методы: проанализированы тенденции развития территориального управления во Франции на основе аналитического сопоставления существующих подходов к территориальной организации публичной власти, структур территориального управления и общественных механизмов удовлетворения полномочий и предметов ведения.
Результаты: определены основные тенденции современного развития территориального управления во Франции. Выявлено место местных органов власти в рассредоточении полномочий в системе территориального управления, организации системы регионального управления и взаимодействия всех элементов публичной власти современной Франции
Научная новизна: определено влияние межмуниципального сотрудничества в системе территориального управления унитарного государства, продемонстрировано его взаимосвязь с управлением и планированием территориального социально-экономического развития.
Ключевые слова: Франция, местное самоуправление, региональное управление, межмуниципальное сотрудничество, полномочия, региональное развитие.
ч
«о
I TRANSFORMATION OF TERRITORIAL
ADMINISTRATION IN FRANCE: THE ROLE
AND FUNCTIONS OF LOCAL GOVERNMENT
зс о
g Bolshakov S.N.
¡9 Doctor of Economics, Doctor of Political Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Applied Communication, декан факультета щ прикладных коммуникаций, Head of the Department of Mass Communications Management, Saint Petersburg State University © (Russia), 26, 1st Line of Vasilyevsky Island, St. Petersburg, Russia 199004 dekan.ac@jf.pu.ru
Большаков С.Н., Григорьев А.Н.
Grigoryev A.N.
Candidate of Science (Economics), Chairman of the Economy Committee, City Administration of Veliky Novgorod (Russia), 20 Desyatinnaya street, 10, Veliky Novgorod, Russia, 173007, gan@adm.nov.ru
Purpose. Identification of strategy for reforming the system of territorial control in a unitary state and the mechanism of political and legal harmonization of political interests in the implementation of the powers of the regions and local authorities.
Methods. Authors analyzed trends in the development of territorial administration in France, based on an analytical comparison of existing approaches to the territorial organization of public administration structures and public mechanisms to meet the powers and terms of reference.
Results. Author defined the main tendencies of territorial administration modern development in France. Authors defined the local authority's commissions in the territorial administration system, regional management organization and interaction of all elements of the public power in modern France.
Scientific novelty. The effect of inter-municipal cooperation in the system of territorial administration in the unitary state was determined, its relationship with the management and planning of territorial socio-economic development was demonstrated.
Key words: France, local government, regional government, inter-municipal cooperation, authorities, regional development.
Исследования в области теоретических основ местного самоуправления и западной социально-политической мысли, моделей взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления нашли отражение в работах зарубежных и российских исследователей: Г.И. Грибановой, Й. Мени, Е. Пэйдж, Х. Уоллес, М. Поллак и др. В работах этих авторов констатируется значимость местного самоуправления как самостоятельной территориальной системы управления, базирующейся на теории свободной общины, естественного права.
Понятие «самоуправление» впервые стало употребляться в связи с местными органами власти в период Великой французской буржуазной революции. С этого момента уже около двух столетий ведется интенсивная дискуссия о значении этого термина, о месте местного самоуправления в системе общественных отношений, о его взаимоотношениях с государством и обществом. Термин «самоуправление» не имеет вполне точного единого научного значения и разными авторами понимается по разному. Наиболее полное и широкое толкование этому понятию было дано еще в XVIII столетии в Англии (self-government), оттуда заимствованно государствоведами Германии (selbstverwaltung) и России. Во Франции соответствующего термина не существует, и он заменен понятиями «децентрализация» или «муниципальная власть» (pouvoir municipal). Существующие системы местного самоуправления складывались на протяжении длительного времени. И сегодня они находятся в состоянии постоянного совершенствования и изменения.
В таких типичных унитарных государствах с укорененными традициями централизации управления, какой является Франция, тем не менее, основные законы также содержат положения об автономии местной власти. Так, статьей 72 Конституции Франции предписывается создание коммун в статусе
территориальных коллективов, которые «свободно управляются выборными органами при соблюдении условий, предусмотренных законом». При исследовании систем местного самоуправления, традиционно обращается внимание на объем полномочий органов местного самоуправления, финансовую самостоятельность, организационную структуру, обеспечивающую доступность и открытость органов местной власти населению, степень участия граждан в делах местного сообщества, ответственность органов местного самоуправления. Франция - одно из немногих государств - членов Европейского Союза, имеющее весьма широкую систему территориального управления, представляющее собой четыре уровня административно-территориального устройства: государство, регион, департамент, коммуна.
Основной целью исследования является выявление стратегии реформирования системы территориального управления в современной Франции, выявлении механизма политико-правового согласования политических интересов в реализации полномочий регионами и органами местного самоуправления, сбалансированном отправлении полномочий органами местного самоуправления в интересах общества.
На основе методов аналитического сопоставления существующих подходов к территориальной
Большаков С.Н., Григорьев А.Н.
организации публичной власти проанализированы тенденции развития территориального управления во Франции, функциональный анализ структур территориального управления позволил выявить целесообразность и приоритетность общественных механизмов удовлетворения полномочий и предметов ведения.
Французская модель деконцентрации и децентрализации власти
Франция - страна с давней традицией сильной центральной власти, которая сочетается с деконцентра-цией и децентрализацией, то есть перенесением части тяжести государственного управления на периферийные государственные органы и расширением прав местных органов власти.
Франция - это страна с рассредоточенным управлением, публичные органы власти непосредственно подчиняются государству и гражданам. Исполнительная власть представлена Президентом Республики, который избирается на срок 5 лет прямым всеобщим голосованием. Он назначает премьер-министра, который представляет ему на утверждение членов правительства, т. е. министров, и описание их функций и обязанностей. Утверждает министров на должности Президент [2].
Во Франции широко распространены консультативные форму со-общественного управления.
Такой консультативной формой является: Экономический совет по социальным вопросам и по вопросам экологии и окружающей среды- это конституционная консультативная ассамблея при органах публичной власти. Она представляет экономические силы (предприниматели и профсоюзы), основные организации и ассоциации социального и культурного сектора, крупные организации по защите окружающей среды, квалифицированных специалистов [3]. Совет способствует взаимному сотрудничеству различных специалистов и обеспечивает их участие в экономической и социальной политике правительства.
Намеченная Правительством Франции реформа государственного и территориального управления в 2010-2011 гг., имеет следующие последствия: общая ревизия общественной политики включает отмену и перегруппировку различных служб и замещение только одного из двух служащих, уходящих в отставку.
Рассмотрим структуру территориального управления во Французской республике (таблица 1).
Во Франции высокая «фрагментация» местных властей: в 36 коммунах с численностью населения от 100 тыс. человек проживает около 15% населения, в 841 коммуне с численность от 10 тыс. человек проживает почти 50% населения. Средний размер коммуны во Франции является самым низким в Европе и составляет приблизительно 1578 жителей. Такая высокая «фрагментация» местных властей приводит к необходимости образования «добровольных» объединений (ассоциаций) нескольких коммун для совместной реализации расходных полномочий. Но с другой стороны, делает органы местного самоуправления доступными для граждан.
Административно-территориальные образования (регионы, департаменты, общины) имеют [7]:
• Совещательные ассамблеи, избранные всеобщим прямым голосованием,
• Собственную исполнительную власть (президент, мэр, вице-президенты и заместители),
• Общие полномочия, распространяющиеся на данную территорию, полномочия, определенные законом в рамках децентрализации,
• Собственные кадры (администрация, состоящая из местных функционеров),
• довольно незначительные полномочия в области регламентации функций управления,
• финансовую независимость,
• собственные налоговые власти.
Регионы (департаменты) Франции состоят из 26-ти регионов, 4 из которых за пределами Франции: их совещательной инстанцией является Областной совет. Сейчас во Франции существует 1880 глав областных советов, избранных прямым всеобщим голосованием на 6 лет. Они избираются по спискам департаментов большинством голосов в два тура, с пропорциональными поправками, позволяющими образовать устойчивое большинство голосов и одновременно представить голоса наиболее важных меньшинств [3].
Государственные учреждения в условиях децентрализованного управления во Франции представлены следующими институтами:
• региональный префект обеспечивает административную, экономическую и политическую роль в области. Он уполномочен определять, после совещания с CAR1, «необходимую ориентацию» префектов
CAR: Комитет областной администрации под председательством префекта области, состоящий из префектов департаментов, глав областных центров и генерального секретаря по вопросам области и генерального секретаря головного департамента области. «Государственный административный совет» области является местом, где проходят обсуждения стратегических решений и где префект региона обеспечивает выполнение решений правительства в местных условиях и осуществление государственных приоритетов.
Таблица 1. Структура территориального управления во Французской республике
Ы 'Л
Франция Институты Способ избрания Избирательный округ Покрытие и голосование налогов Последствия проекта реформы
Парламент 343 сенатора (Сенат) На 6 лет непрямым голосованием уже имеющих мандаты избранников Избираются на базе департамента, но на государственном уровне Налог устанавливается государством. Непрямые налоги: налог на добавочную стоимость, внутренний налог на нефтяные продукты и т. д. Прямые налоги: подоходный налог, налог на общества, налог солидарности на большие состояния и т. д. Общая реформа общественной политики: отмена некоторых служб, перегруппировка сокращение мест за счет замены только одного служащего из двух уходящих в отставку
577 депутата (Национальная Ассамблея) На 5 лет всеобщим прямым голосованием, число мест зависит от избирательного округа
Административно- территориальные единицы 26 областных советов (регионы), включающих. На 6 лет всеобщим прямым голосованием по спискам департаментов, по мажоритарной системе в два тура Региональный (областной) Государство устанавливает виды и размер налогов. Оно получает и перечисляет налоги, установленные местными властями: налог на землю для собственников застроенных или незастроенных земель и налог на проживание Главы областных и генеральных Советов заменяются главами территориальных советов. Местные и региональные выборы происходят в один день: особый календарь для таких выборов установлен для 2014 г. Отмена права общих полномочий, оставляющей за местными властями право полной или неполной атрибуции. Получают часть средств от налогов на нефтяные продукты и на передачу недвижимости
100 генеральных советов (департаменты) На 6 лет прямым всеобщим голосованием, обновляемые наполовину каждые 3 года по мажоритарной униноминальной системе в два тура Кантоны
36680 общин Муниципальный совет избирается на 6 лет прямым всеобщим голосованием, способ баллотировки зависит от того, + или-35000 жителей Общины Снижение нормы числа жителей для баллотировки. Уменьшение перекрестного финансирования. Уменьшение числа общин путем их слияния.
Прочие органы 15 700 общественных учреждений межобщинного сотрудничества (в 2008 г.) В настоящее время делегаты избираются муниципальными советами общин-членов, т. е. выборы второй степени Да для ЕРС1 с собственной налоговой системой, всегда собираются и перераспределяются государством. Ассоциативные ЕРС1 получают субвенции от местных властей (добавочный налог) 2 новые формы: метрополии и центры метрополий. Всеобщее прямое голосование на основании указания депутатов в списках во время муниципальных выборов
370 краев (на 01.01. 2009 г.) нет Отмена легального статуса края
46 областных природных парков нет
нэ
м
о
К Т1
^ м
К нэ
а а
м
а о
я
д
Сг4 м
К
О о
» о
к
(13 о
Я ш
О Е
К
о Т1
к >
03
я ш
3
нэ
Большаков С.Н., Григорьев А.Н.
департаментов, которые обязаны ей следовать в принимаемых решениях.
• Региональное управление общественными финансами,
• Региональное управление по продуктам питания, сельскому хозяйству и лесным угодьям.
• Региональное управление по культуре,
• Региональное управление по защите окружающей среды, благоустройству и жилью,
• Региональное управление предприятий, конкуренции и потребления, работы и занятости,
• Региональное управление по вопросам молодежи, спорта и социальной сплоченности,
• Академический ректорат государственного образования,
• Региональное агентство здравоохранения.
Совещательные учреждения представлены - региональным экономическим и социальным советом, члены которого назначаются на 6 лет без возможности продления срока. В настоящее время он может состоять из 40-110 членов, которые представляют 4 социальные и профессиональные категории [5]:
• предприятия, не использующие наемный труд, и лица, не получающие зарплату (коммерсанты и представители свободных профессий) (35 % мест),
• профсоюзные организации работников (35% мест),
• предприятия, участвующие в общественной жизни региона (25 % мест),
• квалифицированные специалисты, участвующие в региональном развитии (5 % мест).
Региональный экономический и социальный совет может заниматься отдельными вопросами, данными Региональным советом, а может заниматься рассмотрением дел по собственному усмотрению.
Задачи региональных органов управления (интересы регионов) связаны в первую очередь не с развитием экономики как таковой, а с заботой о человеке, сферой его жизнедеятельности. Именно это обстоятельство определяет основные функции региональных органов управления: акцент их воздействия смещается на решение задач управления собственностью, трудовыми ресурсами, формирования системы направленного предпринимательства.
В компетенции регионов Франции находятся следующие вопросы:
• благоустройство территории,
• экономическое развитие,
• профессиональное образование и содержание лицеев,
• в области культуры: организация, управление, реставрация и поддержание в порядке областного культурного достояния.
Важным элементом административно-территориального устройства является наличие 100 департаментов, 4 из которых находятся за пределами Франции: их совещательной инстанцией является Генеральный совет.
Главы Генеральных советов избираются прямым всеобщим голосованием, униноминально (голосованием за одну кандидатуру), большинством голосов голосованием в два тура, в рамках избирательного территориального округа, именуемого «кантон», на 6 лет. Во Франции сейчас 4182 главы Генерального совета, и они обновляются в половине случаев каждые три года. На каждый кантон приходится один глава Генерального совета (Генеральный советник).
Государственные учреждения государства в условиях децентрализации это:
• префект департамента, назначенный Советом министров, который обеспечивает государственную политику в департаменте и контролирует легальность принятых местными органами решений. Ему напрямую подчиняются следующие управления, кроме управления финансами, образованием и Трудовой инспекции.
• академический инспектор (национального образования)
• управление департамента по делам населения и социальной сплоченности;
• управление департамента территорией;
• управление департамента общественными финансами;
• службы внутренней безопасности.
В компетенции департамента находятся социальная и санитарная защита населения (социальная помощь детям, социальная помощь пожилым людям, а именно - «персонализированные пособия автономии (АРА)», социальная помощь инвалидам, а именно «компенсирующее пособие инвалидам (АСН)», социальная помощь малоимущим, а именно «пособие малооплачиваемым категориям работников (RSA)», помощь молодежи в социальной и профессиональной интегра-ции).На бюджет социального сектора во Франции приходится больше 50% бюджета департамента, который может доходить до 70 % в наиболее бедных регионах.
Департамент принимает участие в борьбе против территориального неравенства, поддерживая маленькие сельские общины. Он способствует распространению на всей территории департамента, и особенно в глубинках, новых технологий и коммуникации.
В РФ аналогичная направленность активизации усилий региональных и федеральных органов власти была направлена на снижения уровня социально-экономической дифференциации с 2000гг. Нельзя не отметить, что динамика и дифференциация показателей
Большаков С.Н., Григорьев А.Н.
территориального развития в значительной степени зависит от уровня социально-экономического развития и это наиболее сильно влияет на межрегиональную дифференциацию последующим показателям: неравномерность депопуляционных процессов и степени влияния на них миграционных факторов; неоднородность эффективности мер, направленных на снижение смертности, для регионов с разным уровнем средней продолжительности жизни; уровень безработицы; доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Важной задачей региональных органов власти в РФ стали создание аналогичных механизмов стимулирования территориального развития, на уровне муниципальных районов, сельских администраций. Как и в Российской Федерации, несмотря на унитарное устройство, во Франции органы местного самоуправления широко представлены общинами -36 680 общин: совещательной инстанцией является муниципальный совет.
Главы муниципальных советов переизбираются каждые 6 лет прямым всеобщим голосованием по спискам. Принцип голосования варьируется в зависимости от размера общины: в общинах, число жителей которых превышает 3500 человек, голосование проходит по мажоритарным спискам с пропорциональными поправками. Общины, насчитывающие менее 3500 жителей, более свободны и могут представлять неполные списки, единые списки и имеют возможность вычеркивать имена.
В их компетенции находится:
• Регистрация актов гражданского состояния: бракосочетаний, рождений, смерти.
• Избирательные функции: организация выборов, проверка электоральных списков.
• Социальная помощь: управление яслями и детскими садами, домами для престарелых. Она дополняет социальную помощь департамента.
• Образование: после принятия закона «Ферри» в 1881 году, начальная школа принадлежит общине, которая занимается постройкой, содержанием и оснащением учреждений.
• Поддержание в порядке муниципальных дорог, организация городского транспорта, определение правил движения и парковки на территории общины
• Благоустройство: создание социального жилья с утверждением местных жилищных планов и местных жилищных планов для малообеспеченных (теоретически община обязана создавать 20 %социального жилья на своей территории), зон отдыха, ассенизация, защита местного ландшафта.
• Обеспечение общественного порядка силами полиции мэра
• Разработка проектов урбанизации, т. е. прав, касающихся землепользования (земель, предназначенных
для застройки, не предназначенных для застройки, находящихся под охраной), разработка норм плотности застройки, высоты домов, в некоторых случаях архитектурных стилей, Генеральной схемы и местного Плана урбанизации, выдача разрешений на строительство, создание земельных резервов посредством права преимущественной покупки.
• Культура
• Охрана окружающей среды (переработка мусора, водоснабжение и ассенизация, борьба против загрязнения окружающей среды, поощрение экономии энергии, использования новых энергетических источников, альтернатив автомобильному движению). Общая программа общины по охране окружающей среды может найти свое конкретное воплощение в документе, который называется «Еженедельник 21».
Общины уполномочены действовать в рамках сотрудничества с другими общинами в интересах жителей. Они могут создавать в сотрудничестве с другими общинами общественные учреждения межобщинного сотрудничества (établissements publics decoopération intercommunale - EPCI), которым могут передавать часть своих полномочий.
Последствия проекта реформы регионов и департаментов
Правительство предлагает создать должность «территориального советника» (аналог Главного федерального инспектора в РФ), которые, начиная с 2014 года, будут управлять одновременно департаментами и регионами, чтобы обеспечить наилучшее политическое взаимодействие на двух уровнях. Они будут избираться в «новых кантонах», более крупных по площади, прямым всеобщим голосованием, уни-номинально (голосованием по одной кандидатуре), большинством голосов в два тура. Их будет в два раза меньше по сравнению с сегодняшними главами Генеральных советов и главами Областных советов вместе взятых, так как правительство считает, что их слишком много и слишком велики бюджетные затраты.
Правительство Франции также предлагает отобрать у департаментов и регионов право вмешиваться во все области жизнедеятельности и оставить за ними только право регулирования. Проект реформы предполагает также борьбу против «перекрестного финансирования», которое позволяет получать одновременно разные виды финансирования на один региональный проект.
Кроме того, проект предполагает отмену местного налога на предприятия и на экономическую деятельность, так как профессиональный налог (реформа,
Большаков С.Н., Григорьев А.Н.
принятая голосование в конце 2009 г.) лишает департаменты и регионы значительной части их фискальной (налоговой) автономии.
Целью реформ является заставить местные власти расходовать меньше денег. Государство хочет, чтобы местные власти последовали примеру Генеральной Ревизии общественной политики, в особенности в уменьшении работников администрации, замещая только одного из двух уходящих на пенсию функционеров [5].
Ставкой в игре является оказание услуг населению местными властями. Государство уже значительно уменьшило свое влияние во многих областях (почта, сельские школы, сельские больницы, местные суды, жандармерии, казармы), желая, чтобы этим занималась местные власти.
Во Франции существует 36680 общин, из которых 22000 насчитывают менее 500 жителей. Франция -уникальная страна в Европе, сельская местность которой управляется бесчисленным множеством мелких общин. Предстоящая реформа местного самоуправления стремится значительно уменьшить число муниципалитетов посредством объединения, добровольного или не очень, в «новые общины». Реформа стремится уменьшить число общин посредством их слияния в «новые общины».
Общины уполномочены действовать в рамках сотрудничества с другими общинами в интересах жителей. Они могут создавать в сотрудничестве с другими общинами общественные учреждения межобщинного сотрудничества (EPCI), которым могут передавать часть своих полномочий.
Закон Франции «О финансах» принятый в 2010 г. отменяет профессиональный налог и заменяет его местным экономическим налогообложением, включающим налог на строение предприятий и на добавочную стоимость, добавленную предприятиями, (ограниченную 1,5% от общей суммы и распределенную государством между регионами, департаментами и общинами).
Упомянутые выше общественные учреждения по межмуниципальному сотрудничеству(акроним: «établissements publics decoopération intercommunale»-EPCI) и межмуниципальные синдикаты единого назначения («syndicatsintercommunaux à vocationunique»-SIVU) обладают только «техническими» полномочиями, переданными им объединенными общинами, например, полномочия в области водоснабжения, очистки и переработке использованной воды, вывоза и переработка бытового мусора, поддержки в хорошем состоянии дорог, транспорт для школьников и т. д.
Межмуниципальные синдикаты/ассоциации множественного назначения (syndicatsintercommunaux à vocationmultiple - SIVOM): обладают многими
полномочиями, переданными им объединенными общинами.
Финансирование осуществляется из бюджетных налогов объединенных членов в зависимости от переданных полномочий (это обязательные затраты) и финансовой помощи государства.
Федеративные формы межмуниципальных структур: межобщинные кооперативы с собственной налоговой системой составляли во Франции на 01.01.2009 -2 601ед. и объединяли 34772 муниципалитета.
Последствия в соответствии с проектом административной реформы Возникновение двух новых форм общественных учреждений по межобщинному сотрудничеству со совей собственной системой налогообложения.
Общины, департаменты, регионы и общественные учреждения по межмуниципальному сотрудничеству (ЕРС1) с 01.01.2010 г. потеряли свой главный источник финансирования, когда законодательно было принято, что все налоги поступают государству, и последнее приобретает право перераспределения. В 2010 г. закон гарантировал муниципалитетам финансирование, равное тому, которое они имели в 2009 г.
Во Франции городские сообщества (численностью свыше 500 000 жителей): уполномочены решать проблемы благоустройства территории, экономического развития и обеспечения необходимого городского оснащения, охраны окружающей среды и среды обитания, транспорта.
Агломеративные сообщества, которые являют собой межобщинные общественные учреждения и объединяют общины, насчитывающие более 50 000 жителей вокруг районного центра, насчитывающего более 15 000 жителей (181 единицы), реализуют следующие важнейшие задачи: экономическое развитие, благоустройство территорий, социальное обеспечение жильем, городская политика, охрана окружающей среды и среды обитания.
Общинные сообщества же во Франции, более низкого территориального уровня, (для них демографические нормы не установлены): занимаются вопросами по благоустройству территорий и экономического развития. Имеют право выбрать единый профессиональный налог (lataxeprofessionnelleunique-TPU) (насчитывают 2400 единиц).
Финансирование осуществляется либо из собственных, местных налогов, или принятием на голосовании дополнительного налога к уже существующим в общине. Утвержденный по результатам голосования налог и направляется на финансирование решений Общинного Совета. Он же впоследствии перераспределяет средства. Это позволяет создать систему солидарности и взаимопомощи и равномерно распределять средства между бедными и богатыми общинами.
Большаков С.Н., Григорьев А.Н.
Заключение
Подводя итоги сказанному, еще раз подчеркнем, что полномочия регионов во Франции сосредотачиваются в основном на экономическом развитии и формирования системы регионального планирования. Некоторые полномочия по-прежнему делятся между различными уровнями региональной и местной власти: это касается, например сферы образования (начальное образование выделено муниципалитетам, ответственность отделов колледжей и вузов, находящихся под юрисдикцией регионов).
Реализация разнообразных форм государственного контроля за территориями и динамикой их развития (в форме института префектуры с государственным социально-экономическим регулированием
и административной опекой) был трансформирован в разнообразные формы правового контроля - за соблюдением действующего законодательства с экономическими рычагами и расширением прав муниципальных органов на управление собственной территорией и делами. Правовая коррекция была направлена на реализацию финансовой автономии и местных сообществ, а принятые законы уточняли способы проведения местных референдумов и экспериментов.
Таким образом, можно констатировать наличие в системе местного самоуправления Французской Республики следующих особенностей - во-первых, сложность структуры административно-территориального деления; во-вторых, широкое внедрение принципов субсидиарности и децентрализации в осуществлении управления.
Литература:
1 Грибанова Г.И. Местное самоуправление в Западной Европе. СПб. РГПУ им. А.И. Герцена. 1998.
2 Association pour la democraticet I>education localeet sociale. ADELS. (материалы из архива автора по результатам стажировки в мэрии г. Париж)
3 L'administration territoriale de l'Etat [электронный ресурс]. URL: http://www.collectivites-locales.gouv.fr/ladministra-tion-territoriale-letat (дата посещения 26.12.2Q14)
4 L>administration française et l>Union européenne: Quelles influences ? Quelles stratégies? Paris. La documentation française. 2QQ7.
5 Loi № 2Q1Q-1563 du 1б décembre 2Q1Q de réforme des collectivités territoriales. Paris. La documentation française. 2Q1Q.
6 Gérard M. Changementset permanences dans le systèmefrançaisd'administration territorial // Revue française d'administration publique. 2Q12. № 1. P. 5-7.
7 Meny Y. La reformee des Collectctivitiess locales en Europe: strategies et resultats. La Documentation Francaise. Paris. 1984.
8 Newton K. Social capital and democracy in modern Europe. London-New York. Routledge. 1999.
9 Page E. Localism and Centralism in Europe. Oxford: Oxford University Press. 1991.
1Q Wallace H., Pollack M. Policy-Making in the European Union. Sixth Edition. Oxford: Oxford University Press. 2Q1Q.
11 Zito A.R. Epistemic communities, collective entrepreneurship and European intergration // Journal of European Public policy. 2QQ1. № 8(4). Pp. 585-6Q3.
References:
1 Gribanova G.I. Local government in Western Europe. St Petersburg. Herzen State Pedagogical University of Russia. 1998.
2 Association pour la democraticet I'education localeet sociale. ADELS. (materials from the author's archives as a result of training in the City Hall of Paris).
3 L'administration territoriale de l'Etat [e-resource]. URL: http://www.collectivites-locales.gouv.fr/ladministration-ter-ritoriale-letat (date of access: 26.12.2014)
4 L'administration française et l'Union européenne: Quelles influences ? Quelles stratégies? Paris. La documentation française. 2007.
5 Loi № 2010-1563 du 16 décembre 2010 de réforme des collectivités territoriales. Paris. La documentation française. 2010.
6 Gérard M. Changementset permanences dans le systèmefrançaisd'administration territorial // Revue française d'administration publique. 2012. № 1. P. 5-7.
7 Meny Y. La reformee des Collectctivitiess locales en Europe: strategies et resultats. La Documentation Francaise. Paris. 1984.
8 Newton K. Social capital and democracy in modern Europe. London-New York. Routledge. 1999.
9 Page E. Localism and Centralism in Europe. Oxford: Oxford University Press. 1991.
10 Wallace H., Pollack M. Policy-Making in the European Union. Sixth Edition. Oxford: Oxford University Press. 2010.
11 Zito A.R. Epistemic communities, collective entrepreneurship and European intergration // Journal of European Public policy. 2001. № 8(4). Pp. 585-603.