Научная статья на тему 'О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ БУЛЛИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ БУЛЛИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1167
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / КИБЕРБУЛЛИНГ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / BULLYING / CYBERBULLYING / INFORMATION SECURITY OF CHILDREN AND ADOLESCENTS / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авдалян Артур Яшевич, Никонович Сергей Леонидович, Магомедов Фирдоуси Билямудинович

В статье рассматриваются буллинг и кибербуллинг в сфере образования, сформулированы предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On legal regulation of bullying in the Russian Federation

The article discusses bullying and cyberbullying in the field of education, formulated proposals to improve the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ БУЛЛИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ БУЛЛИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВДАЛЯН Артур Яшевич,

кандидат юридических наук, доцент Высшей школы бизнеса, менеджмента и права Российского государственного университета туризма и сервиса. E-mail: avart80@yandex.ru

НИКОНОВИЧ Сергей Леонидович,

доктор юридических наук, профессор Высшей школы бизнеса, менеджмента и права Российского государственного университета туризма и сервиса. E-mail: trapezunt@yandex.ru

МАГОМЕДОВ Фирдоуси Билямудинович,

кандидат юридических наук, старший преподаватель Высшей школы бизнеса, менеджмента и права Российского государственного университета туризма и сервиса. E-mail: firdousi-m@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются буллинг и кибербуллинг в сфере образования, сформулированы предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации.

Abstract: The article discusses bullying and cyberbullying in the field of education, formulated proposals to improve the legislation of the Russian Federation.

Ключевые слова: буллинг, кибербуллинг, информационная безопасность детей и подростков, законодательство. Keywords: bullying, cyberbullying, information security of children and adolescents, legislation.

Предметом данной статьи являются буллинг и противодействие этому негативному социальному явлению в сфере образования, которое достаточно известно и широко распространено.

Травля, или буллинг (иногда также используется термин «моббинг») - это сложный социальный феномен. Наиболее часто он определяется как систематическое целенаправленное агрессивное поведение при условии неравенства сил или власти участников[1].

В России темой исследования травли и буллинга занимались в разное время И.С. Кон[2], С.Н. Ениколопов[3], В.С. Собкин[4], С.В. Кривцова[5], А.А. Бочавер[6], К.Д. Хло-мов[7]. С 2010 по 2014 годы буллинг в школах Российской Федерации[8] увеличился с 24 до 30 процентов. А это значит, что дети ежедневно подвергаются различным формам вербальной агрессии со стороны одноклассников (высмеивание, клички, оскорбления и другие) и эпизодически становятся жертвами физического насилия[9]. В частности в одном из субъектов Российской Федерации (в Воронежской области)[10] проводился анонимный интернет-опрос 200 школьников[11]. Анализ ответов позволил сделать следующие выводы: половина опрошенных школьников были свидетелями насильственных актов физического характера в учебное время; пять респондентов признались, что иногда отнимали деньги или вещи у других учеников; с угрозами сталкивались треть респондентов; более четверти школьников отмечают факты насмешек и оскорблений по национальному или религиозному признаку; каждый десятый ученик испытывает чувство незащищенности, находясь в школе; наконец, 10 респондентов сталкивались с фактами принуждения к сексуальным отношениям.

И.С. Кон определял школьную травлю как «запу-

гивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе»[12].

А.И. Аверьянов, в проведенном анонимном опросе, выявил тот факт, что 91 % респондентов были осведомлены и сталкивались с явлением насилия в школе постоянно. Половина обучающихся сами участвовали в травле своих одноклассников. Отвечая на вопрос о причинах травли, порядка половины участников опроса называют внешность, одна седьмая - поведение, одна девятая - национальность, 8% -материальное положение. Он пришел к выводу, что дети чаще проявляют интолерантность к различного рода отличиям. Говоря о формах школьного буллинга, обучающиеся на первое место поставили драку (44%), далее - сплетни (39%), бойкот (31%), оскорбления (13%) и высмеивание (11 %)[13].

В разработках отечественных ученых были выявлены последствия перенесенного насилия. Так, Т.Г. Волкова установила, что вне зависимости от видов перенесенного насилия у детей и подростков отмечают различные психосоматические реакции, например, снижение потребности в общении со сверстниками и семьей, снижение уровня самооценки, субъектного самоконтроля. Ею было выявлено закономерное повышение уровня подозрительности и подчи-няемости в межличностных отношениях после пережитого насильственного действия и факт посттравматического синдрома отсутствия идентификации со школой[14].

По мнению Т.В. Кропалевой, наиболее опасным последствием школьного насилия является нарастающая диленквентность и криминализация поведения, в результате которого у подростков развивается тревожность и подозрительность, снижается уровень интеллекта и коммуникативных компетенци[15].

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. «Булли» (зачинщики травли) чрезвычайно изобретательны. Если в 60-е годы буллинг подразумевал физическую и психологическую травлю, то сейчас это явление уходит в социальные сети.

До конца 80-х годов прошлого столетия в мире и, в частности, в России буллинг воспринимался практически всеми в обществе как часть «нормального» пути взросления и элемент воспитательного процесса. Лишь полученные в результате ряда исследований данные позволили яснее увидеть пути эскалации буллинга и его последствия для участников.

Вслед за перемещением общения в интернет появился кибербуллинг. Кибербуллинг вызывает не менее сильную тревогу у детей, чем травля в «реальном» мире, но особенность процессов в интернете состоит в том, что информация о травле не исчезает, ее практически невозможно удалить, а стигматизирующая информация любой степени достоверности остается доступной и тиражируется.

В Российской Федерации кибербуллинг определяется как набирающая обороты форма травли, при которой используются возможности сети Интернет для агрессивного преследования человека.

По мнению К.А. Барышевой, «кибербуллинг - явление, связанное с использованием электронной почты, мгновенных сообщений, вебстраниц, блогов, форумов и чатов, ^ИУ^- и SMS-сообщений, онлайн-игр и других информационных технологий коммуникации с целью негативного воздействия на личность человека»[16].

Традиционная форма буллинга оказывается в некотором смысле безопаснее, потому что в нем нет неопределенности, присутствующей в виртуальном пространстве, и она имеет временные и пространственные ограничения, которые отсутствуют при коммуникации в интернете. Подростки выступают наиболее уязвимой группой для кибер-буллинга. Уже известны случаи суицидов, совершенных подростками после киберпреследования.

В социальных сетях систематически выявляются аккаунты, с использованием которых распространяется контент с призывами к насилию в школах. Во взаимодействии с правоохранительными органами[17] образовательными учреждениями, органами опеки и попечительства проводятся проверочные мероприятия.

Все эти данные говорят о том, что буллинг может изменяться и в то же время является некоторой довольно стабильной характеристикой, присущей человеческому об-

ществу. Судя по всему, он является продолжением и отражением авторитарных способов управления и притеснения в сообществе в целом. Притом что люди добились достаточных успехов в изучении буллинга и его последствий и был найден ряд технологий, позволяющих эффективно снижать ситуации травли, тем не менее, изучение этого феномена необходимо продолжать.

В Российской Федерации предпринимается ряд правовых, организационных мер по противодействию психологического влияния на несовершеннолетних. Так, в письме Минобрнауки России от 17 июня 2016 г (№ 08-1180) было указано о необходимости проведения урока «Интернет-безопасность для детей», целью которого названо обеспечение информационной безопасности школьников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде[18].

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. (№ 1897) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» содержит требования по формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельно-сти[19]. Однако данный Стандарт не подразумевает формирование у несовершеннолетних медийной грамотности и безопасного поведения в информационной среде.

Приоритетный национальный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» не уделяет внимания вопросам информационной безопасности детей[20].

Интересно, что интернет-сообщества Российской Федерации, общественные организации, средства массовой информации сегодня пытаются выработать единые стандарты своей работы по борьбе с противоправным контентом, кибербуллингом, диффамацией и иными противоправными действиями в сети Интернет. Однако такая активность чаще всего активизируется или в политических целях, или в случаях, когда последствия информационного воздействия на детей имеют большой общественный резонанс, как это было в случае с печально известным «Синим китом».

Можно констатировать, что в Российской Федерации отсутствует программа государственной поддержки инициатив по созданию безопасной среды для детей в сети Интернет. Необходимо проводить информационные кампании, адресованные родителям и разъясняющие им личную ответственность взрослого за информационное взаимодействие его ребенка. Однако ни в аппарате уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, ни в структуре Ми-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2019. № 8(176)

нистерства науки и высшего образования РФ нет подразделений или лиц, ответственных за построение безопасной для детей информационной среды.

Несмотря на наличие обширной нормативной правовой базы, сохраняется необходимость формирования на федеральном уровне единых подходов к защите детей от буллинга, которые надлежит закрепить в форме федерального закона РФ[21].

Законодательство РФ не предусматривает наказания за буллинг. Однако в административном и уголовном законодательстве есть нормы, которые можно применить к зачинщикам травли. Например, доведение до самоубийства, склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства, причинение вреда здоровью различной категории тяжести, побои, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Однако все вышеперечисленные статьи относятся к уголовному законодательству РФ[22], а, следовательно, к ответственности по ним могут быть привлечены только лица старше 16 лет (исключение - ст. 111 УК РФ).

В Российской Федерации не предусмотрена специальная уголовно-правовая ответственность и за кибер-

буллинг, есть ответственность за публикацию информации, порочащей честь и достоинство человека (ст. 1281 УК РФ), в ст. 137 УК РФ содержится запрет на незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, ст. 119 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.

За прошедшие 30 лет, несмотря на возрастающий интерес к теме школьной травли, вопрос об эффективном процессе профилактики учебного насилия остается открытым.

Подводя итог, отметим, что травля в школе - проблема сложная и юридически пока никак не оформленная, поэтому наказать с помощью закона агрессоров сложно, практически невозможно. Однако можно привлечь к ответственности его родителей и администрацию школы. Самый действенный метод - психологическая защита ребенка.

В Российской Федерации назрела необходимость принятия нормативного правового акта о буллинге и о мерах противодействия этому негативному явлению (именно противодействия, а не борьбы)[23]. Данный нормативный правовой акт будет иметь превентивное значение в деле профилактики насилия среди детей и подростков.

Библиография:

1. Голованова Н.А. Проблемы борьбы с буллингом: законодательное решение // Журнал российского права. - 2018. - № 8. С. 113.

2. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. - 2006. - № 11. - С. 17.

3. Ениколопов С.Н., Забрянский Г.И., Цимбал Е.И., Якутова М.А. Правонарушающее поведение несовершеннолетних: описание, объяснение, противодействие. М.: Новая юстиция, 2005. - С. 126.

4. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. - 2014. - Т. 5. - № 2. - С.71-86.

5. Кривцова С.В. Вместе против насилия в школе : организационная культура школы для профилактики насилия в ученической среде : практическое пособие для педагогов и администрации общеобразовательных организаций. - М.: Русское слово, 2018. С. 14.

6. Бочавер А.А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология: Журнал высшей школы экономики. - 2013. -Т. 10. - № 3. - С. 149.

7. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. -2014. - Т. 11. - № 3. - С. 181.

8. Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.

9. Буллинг (издевательства, травля) среди подростков в Российской Федерации / Информационный бюллетень по результатам исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» HBSC 2013/2014 гг. URL: http://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_file/0007/325519/HSBC-Fact-Sheet-Bullying-among-adolescents-in-the-Russian-Federation-ru.pdf?ua=1

10. Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83-89.

11. Соловьев В.С. Криминологическая диагностика масштабов школьного насилия (по материалам анонимного интернет-опроса школьников) // Вестник ВГУ. - 2014. - № 4. - С. 228.

12. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. - 2006. - № 11.- С. 15.

13. Аверьянов А.И. Школьный буллинг как проблема в деятельности социального педагога // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации : материалы Российской научно-практической конференции (6 ноября 2008 г., Москва). - М., 2008. - С.180.

14. Волкова Т.Г. Особенности образа «Я» личности, считающей себя испытавшей насилие : дис. ... канд. психол. наук .- Барнаул, 2004. - С. 56.

15. Кропалева Т.Н. Роль насилия в генезисе противоправного поведения подростков: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004. - С. 30.

16. Барышева К.А. Определение понятия и общественно опасной природы киберсталкинга // Адвокат. - 2016. - № 10. - С. 62.

17. Галузо В.Н. Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.

18. О проведении Всероссийской акции, посвященной безопасности школьников в сети Интернет: письмо Минобрнауки России от 17.06.2016 № 081180 // Вестник образования России. - 2016. - № 15.

19. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 // БНА РФ. - 2011. - № 9.

20. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 № 9 (документ в официальных источниках не опубликован).

21. Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.

22. Галузо В.Н. «Уголовный закон» или «уголовное законодательство» в Российской Федерации: проблема соотношения терминов / Актуальные проблемы современной науки. Секция «Право и правоприменение»: Сборник материалов международной научно-практической конференции, 23 мая 2014 г. / Науч. ред. С.Л. Никонович. Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2014. С. 74-78.

23. Галузо В.Н. Борьба с преступностью в России: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2008. № 7. С. 35-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.