Научная статья на тему 'О правовом положении потерпевшего в уголовном процессе Испании'

О правовом положении потерпевшего в уголовном процессе Испании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕРТВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЕС / ИСПАНИЯ / ЗАКОН 4/2015 "О СТАТУСЕ ЖЕРТВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ" / СЛУЖБА ПОМОЩИ ПОТЕРПЕВШИМ / VICTIM OF CRIME / EU / SPAIN / ACT 4/2015 ON THE STATUS OF VICTIMS OF CRIME / OFFICE FOR ASSISTANCE OF VICTIMS OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бирюков Павел Николаевич

Статья посвящена положению потерпевшего в уголовном процессе Испании. Автор изучает международные нормы и национальное законодательство Испании. Большое внимание уделяется имплементации в Королевстве европейских директив. Подробно анализируется деятельность Службы помощи потерпевшим. Доказано, что Испания исходит из широкого понимания категории «потерпевший»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the legal status of the victim in the criminal process in Spain

The article is devoted to the position of the victim in the criminal process of Spain. The author studies international norms and Spanish legislation. Great attention is paid to the implementation of European directives in Spain. The activities of the Service for the Protection of the Rights of Victims are analyzed in detail. It is proved that Spain proceeds from a broad understanding of the category of «victim»

Текст научной работы на тему «О правовом положении потерпевшего в уголовном процессе Испании»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

УДК 343

П. Н. Бирюков

О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ПОТЕРПЕВШЕГО В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ ИСПАНИИ

Статья посвящена положению потерпевшего в уголовном процессе Испании. Автор изучает международные нормы и национальное законодательство Испании. Большое внимание уделяется имплементации в Королевстве европейских директив. Подробно анализируется деятельность Службы помощи потерпевшим. Доказано, что Испания исходит из широкого понимания категории «потерпевший». К л ю ч е в ы е с л о в а: жертва преступления, ЕС, Испания, Закон 4/2015 «О статусе жертв преступления», Служба помощи потерпевшим.

ON THE LEGAL STATUS OF THE VICTIM IN THE CRIMINAL PROCESS IN SPAIN

The article is devoted to the position of the victim in the criminal process of Spain. The author studies international norms and Spanish legislation. Great attention is paid to the implementation of European directives in Spain. The activities of the Service for the Protection of the Rights of Victims are analyzed in detail. It is proved that Spain proceeds from a broad understanding of the category of «victim».

K e y w o r d s: victim of crime, EU, Spain, Act 4/2015 on the Status of Victims of Crime, Office for Assistance of Victims of Crime.

Поступила в редакцию 15 апреля 2019 г.

Как подчеркивают испанские ученые-исследователи1, в последнее время в Испании уделяется внимание защите прав жертв преступлений намного больше, чем в другой европейской стране. Для такого утверждения имеются все основания.

Правовой статус потерпевших в королевстве определяется как международными документами (конвенциями ООН, Совета Европы, документами ЕС и др.), так и национальным законодательством (УПК2, актами имплементационного характера и др.). В числе последних следует назвать Закон 4/2015 «О статусе жертв преступления»3 (далее - закон 2015 г.), Королевский декрет 1109/2015 «О службе помощи потерпевшим от преступлений»4 и некоторые другие.

1 См.: Caravacas L. C. Política social y asistencia a las víctimas de delitos en España: del reconocimiento legal a la protección social. Contribuciones a las Ciencias Sociales. 2011 ; Fei-xa M. A. C. Aspectos prácticos del estatuto de la víctima del delito, en el proceso penal (Fase de instrucción). Magistrada del Juzgado de Instrucción número 24 de Barcelona Actividad Formativa El Estatuto de la Víctima. 21/04/17 ; и др.

2 Código procesal Penal. URL: http://noticias.juridicas.com/base_datos/la ley-de-Enjuicia-miento-Criminal-de-1882.html

3 Ley 4/2015, de 27 de abril, del Estatuto de la víctima del delito. URL: https://www.boe.es/ buscar/act.php?id=BOE-A-2015-4606

4 Real Decreto 1109/2015, de 11 de diciembre, por el que se desarrolla la Ley 4/2015, de 27 de abril, del Estatuto de la víctima del delito, y se regulan las Oficinas de Asistencia a las Víctimas del Delito. URL: https://www.boe.es/buscar/doc.php?id=B0E-A-2015-14263

© Бирюков П. Н., 2019

Закон 2015 г. предлагает органам государственной власти широкие юридические и социальные меры, которые в рамках уголовного процесса не только помогают устранить ущерб, нанесенный жертве преступления, но и сводят к минимуму травматические последствия преступления в моральном плане.

Закон 2015 г. закрепил каталог прав жертвы, с одной стороны, путем транспозиции соответствующих европейских норм, а с другой - учитывая требования испанского общества.

Законом 2015 г., в частности, была произведена имплементация документов ЕС: Директивы 2011/92/ЕС Европейского парламента и Совета о борьбе с сексуальным насилием и сексуальной эксплуатации детей и детской порнографии5, Директивы 2011/36/ЕС Европейского парламента и Совета от 5 апреля 2011 г. по предотвращению и борьбе с торговлей людьми и защиты жертв6; Директивы 2012/29/ЕС Европейского парламента и Совета от 25 октября 2012 г., в которой устанавливаются минимальные стандарты в отношении прав, поддержки и защиты жертв преступлений7.

В законе 2015 г. предложена унитарная концепция жертвы преступления, включающая в себя понятие «косвенной жертвы», а также иные положения, вытекающие из международных обязательств Испании (например, из Конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений8).

В законе 2015 г. каталогизированы как процессуальные, так и внепроцес-суальные права потерпевших. Однако при этом признаются и дополнительные права отдельных лиц, вытекающие из других документов (например, защита жертв терактов и др.).

В целом закон 2015 г. применяется:

во-первых, к любому физическому лицу, которому причинен вред или вред его имуществу, включая физический или умственный ущерб, эмоциональный вред или экономические потери, непосредственно причиненные преступлением (прямая жертва);

во-вторых, в случае смерти или исчезновения лица в результате преступления (косвенная жертва), в частности:

1) к юридическому или фактическому супругу жертвы, а также детям его/ее либо супруга, которые не были отделены во время смерти или исчезновения от проживающего/ей с ними потерпевшего/ей;

2) к лицу, которое до момента смерти или исчезновения было привязано к жертве или проживающим с ним детям; их родителям и родственникам, находящимся под их опекой, либо лицам, находящимся под их опекой или попечительством, или находящимся под опекой семьи жертвы;

5 Directive 2011/92/EU of the European Parliament and of the Council of 13 December 2011 on the assessment of the effects of certain public and private projects on the environment Text with EEA relevance // OJ L 26, 28.1.2012. P. 1-21.

6 Directive 2011/36/EU of the European Parliament and of the Council of 5 April 2011 on preventing and combating trafficking in human beings and protecting its victims, and replacing Council Framework Decision 2002/629/JHA // OJ L 101, 1 15.4.2011.

7 la Directiva 2012/29/UE del Parlamento Europeo y del Consejo, de 25 de octubre de 2012, por la que se establecen normas mínimas sobre los derechos, el apoyo y la protección de las víctimas de delitos, y por la que se sustituye la Decisión Marco 2001/220/JAI del Consejo // OJ L 315, 14.11.2012. P. 57-73.

8 URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disappearance.shtml

3) в случае, если вышеуказанных лиц нет, к другим родственникам по прямой линии. При этом предпочтение отдается тем лицам, которые будут осуществлять юридическое представительство жертвы в процессе (ст. 2 закона 2015 г.).

Вместе с тем поддержка жертвы осуществляется не только в судопроизводстве, но и в дополнительных измерениях. Она основана на широкой концепции защиты. Потерпевшему предоставляются:

во-первых, максимальные возможности для осуществления и защиты своих прав с уменьшением ненужных процедур, допускающих вторичную виктимиза-цию;

во-вторых, информация о его правах и задачах компетентных органов в сфере гуманного обращения и возможности сопровождения лица во всех процессуальных действиях.

Права, изложенные в законе 2015 г., распространяются на всех потерпевших от преступлений, как совершенных в Испании, так и за рубежом. Они признаются по всем уголовным делам, рассматриваемым в Королевстве, независимо от места совершения преступления (в стране ЕС), гражданства жертвы и места ее постоянного жительства.

В законе 2015 г. дается перечень прав, общих для всех потерпевших, которые действуют на протяжении всего уголовного судопроизводства. В их числе: право на признание в качестве потерпевшего; право на информацию, право на защиту; право на активное участие в процессе, право на справедливое обращение и др .

В частности, право на информацию сформулировано достаточно широко (ст. 5 закона 2015 г.). Сведения излагаются доступным языком и должны информировать потерпевшего: о доступных мерах защиты и способах их осуществления; праве на юридические консультации и правовую защиту; праве на переводчика; праве на получение помощи потерпевшему, проживающему в другой стране ЕС; праве на обжалование бездействия правоохранительных органов; данных для контактов; доступе к восстановительному правосудию; возмещении судебных расходов.

Право жертвы как заявителя о совершенном в отношении его преступлении включает в себя, в частности, право: на получение копии жалобы; бесплатную помощь переводчика при подаче жалобы; получение информации о некоторых этапах уголовного дела.

Право на перевод включает в себя предоставление переводчика при первичном допросе и в дальнейшем процессе, а также бесплатный и письменный перевод всей важной информации, включая решение о прекращении дела или назначении места и времени судебного разбирательства (ст. 9 закона 2015 г.).

Закон уделяет особое внимание защите детей, которые находятся в условиях гендерного насилия или насилия в семье. Он гарантирует несовершеннолетним доступ к службам социальной помощи и закрепляет специальные защитные меры в их отношении.

Потерпевшему гарантируется право участвовать в уголовном процессе в соответствии с нормами УПК. Особенно детализируются положения о возможности обжалования действий следствия (ст. 11); признании права на получение понесенных расходов; режиме соблюдения осужденным наказания; исполнении

приговора в отношении гражданских обязанностей и конфискации, возможности досрочного освобождения (ст. 13).

Потерпевший, участвовавший в процессе, вправе получить возмещение понесенных расходов и процессуальных издержек (ст. 14). Кроме того, признается право на немедленное возвращение имущества жертвы, за исключением случаев, когда оно необходимо для интересов судопроизводства.

В законе 2Q1S г. содержится отсылка к работе служб восстановительного правосудия (Servicios de justicia restaurativa9). Потерпевшие могут получить доступ к службам восстановительного правосудия в соответствии с условиями, установленными правилами, для получения адекватной материальной и моральной компенсации за ущерб, причиненный преступлением (ст. 1S). Статут подчеркивает моральное неравенство, существующее между потерпевшим и нарушителем. Поэтому оказание помощи имеет в качестве своего основания свободное и осознанное согласие жертвы.

В законе 2Q1S г. рассматриваются конкретные меры защиты для определенных типов жертв. Указанные меры защищают от репрессий, запугивания, вторичной виктимизации, психического ущерба и посягательств на достоинство во время допросов и очных ставок, предотвращение контакта потерпевшего с правонарушителем и другими лицами по усмотрению суда.

Во избежание вторичной виктимизации предусмотрено, в частности, незамедлительный прием заявления от потерпевшего, сокращение количества медицинских осмотров до минимума, право на сопровождение не только от жертвы, но и представителя.

Согласно Королевскому декрету 11Q9/2Q1S, Служба помощи жертвам преступлений имеет своей целью: а) обеспечение всесторонней скоординированной и специализированной помощи потерпевшим; б) осуществление конкретных правового, психологического и социального характера1". Отделения Службы помогают жертвам с целью свести к минимуму первичную виктимиза-цию и, как пишет А. Г. Берналь, по возможности, избежать вторичной11. Отделения Службы составляют индивидуальные планы помощи и координируют свою деятельность со всеми компетентными службами12.

Помощь осуществляется в четыре этапа:

1. Стадия ориентации, которая проводится посредством собеседования с пострадавшим и направлена на осознание им своих проблем и потребностей, анализ возможного использования предоставляемых ресурсов.

2. Информационный этап, который адаптируется к обстоятельствам и личностным особенностям жертвы, характеру совершенного преступления и понесенному вреду.

3. Этап вмешательства, который может быть правовым, психологическим и социальным.

9 URL: https://www.justizia.eus/justicia-restaurativa

1Q Oficina de Asistencia a las Víctimas. URL: https://www.cantabria.es/web/direccion-gener-al-justicia/oficina-asistencia-victimas-delito

11 См.: Amparo Gracia Bernal. Oportunidades de la justicia restaurativa tras la entrada en vigor del estatuto de la víctima. URL: http://www.fes-socioiogia.com/fiies/congress/12/pa-pers/351Q.pdf

12 См.: Marco R. M. Asistencia a la victim. URL: http://crimina.es/crimipedia/wp-content/ uploads/2Q1S/Q7/Asistencia-a-la-víctima.pdf

4. Этап контроля, осуществляемый на протяжении всего процесса и в течение определенного времени после его завершения.

Офисы Службы помощи жертвам рассредоточены по всем провинциям и автономиям Испании13. Конкретные меры защиты принимаются в соответствии с характером личности, преступлением и его обстоятельствами, субъектом ущерба и его серьезностью или уязвимостью жертвы14.

Кроме того, конкретные меры защиты для групп, которые не имеют специального законодательства, в частности детей, ставших жертвами жестокого обращения, эксплуатации или детской порнографии, жертвы торговли людьми включают в себя людей с ограниченными возможностями и других групп15.

Как видим, закон не только отвечает минимальному требованию, установленному европейским законодателем (Директива 2012/29/ЕС), но и перекрывает его. Происходит перенос сферы тяжести с процессуальных гарантий и прав обвиняемого, подсудимых и осужденных на статус потерпевших.

Таким образом, испанский подход к категории «потерпевший» основан на широкой концепции «жертвы» - от любого преступления и независимо от характера физического, морального или материального ущерба. Она включает в себя как прямую, так и косвенную жертву (включая родственников и некоторых иных лиц). Наличие Службы помощи жертвам преступлений и ее деятельность гарантируют лучшее соблюдение прав пострадавших.

Как известно, интересы жертв преступлений в Российской Федерации стоят у наших правоохранителей далеко не на первом (и даже не на втором) месте. В этом отношении испанский опыт защиты потерпевших может быть полезен российским законодателям.

13 URL: https://www.mjusticia.gob.es/cs/Satellite/Portal/es/ciudadanos/victimas/sucesos-victimas-multiples

14 См.: Carolina Villacampa Estiarte. Los modelos de asistencia a las víctimas del delito: situación en España y perspectiva comparada // Revista General de Derecho Penal. №. 27. MAYO, 2017.

15 URL: https://www.elmundo.es/espana/2018/11/28/5bfeb49721efa0bf7f8b469c.html

Воронежский государственный университет Бирюков П. Н., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права, международного права

и сравнительного правоведения

Voronezh State University Biriukov P. N., Doctor of Legal Sciences, Professor, Head of the Theory of State and Law, International Law and Comparative Law Department

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.