Научная статья на тему 'О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авиационная безопасность / служба авиационной безопасности / безопасность полетов / риск / минимизация рисков / транспортная полиция / акт незаконного вмешательства / Aviation safety / service of aviation safety / flight safety / risk / minimization of risks / transport police / act of unlawful interference

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.В. Бобрусь, А.А. Бабаева

В статье приводится анализ современного состояния авиационной безопасности, правового обеспечения авиационной безопасности. Предпринята попытка аргументированно предложить расширить полномочия транспортной полиции в системе обеспечения авиационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — В.В. Бобрусь, А.А. Бабаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON LEGAL PROVOSIONS FOR AVIATION SAFETY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article offers an assessment of aviation safety and contains an analysis of legal provisions for it. The author argues it would probably make sense to enhance the powers of the transport police in the field of aviation safety.

Текст научной работы на тему «О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 347.822.4

О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВВ. Бобрусь Научный руководитель - А. А. Бабаева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

v bobrus@inbox.ru

В статье приводится анализ современного состояния авиационной безопасности, правового обеспечения авиационной безопасности. Предпринята попытка аргументированно предложить расширить полномочия транспортной полиции в системе обеспечения авиационной безопасности.

Ключевые слова: авиационная безопасность, служба авиационной безопасности, безопасность полетов, риск, минимизация рисков, транспортная полиция, акт незаконного вмешательства.

ON LEGAL PROVOSIONS FOR AVIATION SAFETY IN THE RUSSIAN FEDERATION

V.V. Bobrus Scientific Supervisor - А.А. Babaeva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

v bobrus@inbox.ru

The article offers an assessment of aviation safety and contains an analysis of legal provisions for it. The author argues it would probably make sense to enhance the powers of the transport police in the field of aviation safety.

Keywords:Aviation safety, service of aviation safety, flight safety, risk, minimization of risks, transport police, act of unlawful interference.

Современная авиация имеет высокий уровень технологий и безопасности и даже комфорта. Но всё же остается транспортным средством с высоким риском и сложной технической системой повышенной опасности. На каждом этапе жизненного цикла авиационных систем участники данной индустрии прилагают огромные усилия и средства для обеспечения качества, безопасности, надежности и устойчивости воздушного транспорта. Практически все правоохранительные органы Российской Федерации участвуют в обеспечении авиационной безопасности в соответствии законодательством. Авиационная безопасность - состояние защищённости авиации от актов незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, которое обеспечивается комплексом мер и людских и материальных ресурсов, предназначенных для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства [1].

Кроме защиты государство побуждает деятельность по обеспечению авиационной безопасности промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, а также политических и общественных движений. Контролировать авиационную безопасность государство может воздействуя на авиакомпании для того, чтобы те соблюдали правовые и технические нормы обеспечения безопасности перевозок воздушным транспортом.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

Существуют международные правовые документы и соответствующие технические нормы содержащие рекомендации по оценке опасности разных явлений через понятие риска. В наше время объекты транспортного комплекса и транспортные средства характеризуются сложностью технической эксплуатации, высокими скоростями движения, что может являться причиной возникновения высокого риска на всех этапах жизненного цикла объектов и транспортных средств, например, таких как проектирование, строительство и эксплуатация воздушных судов, аэродромов.

Разработка методики оценки угроз в транспортной отрасли является одной из наиболее сложных в области защиты авиации от актов незаконного вмешательства, что востребовано с ростом угроз терроризма. Можно упомянуть, что страны, в которые попадают воздушные судна, имеют твою степень угрозы. В аэропортах свои: мера защиты, уровень надёжности, функционирование различных служб и правила. Терроризм рассматривается страховым законодательством как военные риски, при этом возмещение ущерба авиакомпании при потере или повреждении воздушного судна в результате незаконных вмешательств проблематично [2-3].

Можно так же отметить, что технические средства контроля безопасности в области защиты объектов гражданской авиации являются недостаточно совершенными. Данные несовершенства приводят к поиску решений в разработке методов для поддержания сотрудников служб безопасности комплексов аэропортов и усовершенствования системы САБ. Пути решения САБ можно найти в рамках теории и практики управления качеством и риск, рекомендаций ИКАО. Как было доказано при проведении исследований, существует необходимость разработать методы контроля состояния САБ с учетом всех разработок в области психологии личности человека, которая позволяет разработать «портрет террориста» для системы профайлинга.

Мы считаем, что правильным будет покрытие недостающих возможностей расширением и повышением эффективности органов внутренних дел. Закон транспортной безопасности предписывает деятельность по безопасности граждан, охране порядка, противодействию преступности на транспорте: ж/д, водном, воздушном. В соответствии с законодательством РФ, Федеральный орган исполнительной власти обладает особыми полномочиями по обеспечению прав и свобод граждан как физических, так и юридических. Органы внутренних дел, имея полномочия в сферах, таких как: административно-правовая, административная, уголовно-правовая, запретительная и т.д., является полноценной структурой, которая выступает субъектом обеспечения безопасности на всех видах транспорта, в том числе авиационном. Работа на воздушном транспорте всегда актуальна, но при этом она требует моральной, физической отдачи. Система главного управления на транспорте и его непосредственные подразделения в аэропортах, проводят предполетные досмотры пассажиров воздушного судна, а также послеполетные.

Быстрыми шагами идет наращивание темпов развития нового сектора современной авиации - легкомоторная (частная) авиация. Такой вид авиации отличается легкомоторными моделями аппаратов с различными характеристиками и летными данными. В рамках социально-экономического развития РФ на период до 2022 года целесообразным будет развивать малую авиацию. Одним из условий обеспечения безопасности, социально-экономического развития РФ было требование законодателя для формирования авиационной группировки воздушных линий. Появление новых транспортных коммуникаций на основе малых летательных аппаратов характерно как для географически удаленных территорий, так и для субъектов РФ: Ивановская, Тверская, Волгоградская и др., где появилась востребованность новой сети транспорта в силу ряда факторов. Во-первых, унификация и совершенствование технических систем позволяют моделировать аэромобильные комплексы нового поколения, во-вторых, это требует адекватной обстановки. Легкомоторная авиация

формирует комплексы, способствующие развитию авиационной инфраструктуры, порождает стимулы для развития бизнеса и экономики.

Беспилотный летательный аппарат человечество изобрело в 21 веке. Такие изобретения, по мнению специалистов, опережают формирование аэромобильных комплексов и беспилотных аппаратов. Становится очевидным, что остановить данный процесс научного прогресса невозможно. Современная авиационная деятельность является процессом непрерывным, ответственным, который требует достаточного количества ресурсов и сил специалистов. Государство участвует в обеспечении авиационной безопасности основным органов управления, его роль и ответственность учитывать и углубляться на привлекаемых для охраны порядка объектах транспортной инфраструктуры. Государство является гарантом. В целом авиация не должна оставаться без покровительства государства, так как потеря управления обеспечения государством влечет за собой и потерю самой авиации. Необходимо требовать дополнительных мер для охраны самолетов с пассажирами и грузами. За границей нашей страны можно потребовать от руководства иностранного государства, иностранной авиакомпании осуществления комплекса специальных мер, которые будут направленные на минимизацию угрозы жизни и материальным ценностям пассажиров в целях обеспечения безопасности экипажей воздушных судов Российской Федерации. Такие меры не должны противоречить функционированию инфраструктуры аэропорта несанкционированным вмешательством в систему движения самолетов, целью всех этих мер является безопасное возвращение граждан на родину.

Сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию безопасности согласно нормам Федерального закона, сотрудники должны обладать необходимыми знаниями, навыками и др. Для таких мероприятий наиболее подготовленными могут быть созданы специальные подразделения, специализирующихся на обеспечении безопасности на транспорте [4].

В заключение хочется сказать, что роль государства в системе обеспечения авиационной безопасности должна оставаться доминирующей. При обеспечении безопасности сотрудникам МВД должно отдаваться большее предпочтение, поскольку они имеют опыт в охране общественного порядка и безопасности, так же будет целесообразным расширить их полномочия в данной области. Помимо МВД могут быть задействованы и иные органы исполнительной власти, особенно при необходимости обеспечения авиационной безопасности за пределами РФ.

Библиографические ссылки

1.Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. От 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). Статья 83. [Электроиный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/b866925179836f129048935caa5f1438 1d414ba5/ (дата обращения: 09.04.2021).

2. Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.) [Электроиный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/2540490/ (дата обращения: 10.04.2021).

3. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г. [Электроиный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/2540275/ (дата обращения: 10.04.2021).

4. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [Электроиный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.04.2021).

5. Авиационная безопасность: Учеб. пособие: Под ред. Ю.М. Волынского-Басманова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НУЦ "АБИНТЕХ", 2009. - 692 с.

© Бобрусь В. В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.