Научная статья на тему 'О праве на неисповедание религии'

О праве на неисповедание религии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
223
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / РЕЛИГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / DEMOCRACY / RELIGION / EDUCATION / SCIENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шафигуллин В. А.

В статье говорится о праве не только на исповедание, но и на неисповедание религии, о важности светского государственного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RIGHT TO RELIGION NEAPOLITANA

The article refers to the right not only to the profession but also to neapolitana religion, about the importance of secular public education.

Текст научной работы на тему «О праве на неисповедание религии»

порок позвоночника. Предложена эффективная система ДНК-диагностики генетических заболеваний.

CHARACTER DISTRIBUTION LETHAL GENES IN DAIRY CATTLE

Shaydullin R.R., Faizov T.H., Ganiev A.S.

Summary

The article refers to the dissemination of lethal genes among dairy cattle breeding stock in different countries. The most significant allelic mutations is BLAD - leukocyte adhesion deficiency in cattle and CVM - a complex malformation of the spine. An efficient system of DNA-diagnostics of genetic diseases.

УДК 34:21

О ПРАВЕ НА НЕИСПОВЕДАНИЕ РЕЛИГИИ

Шафигуллин В.А. - к.ф.н. Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

тел.: (843) 273-97-75)

Ключевые слова: демократия, религия, образование, наука. Key words: democracy, religion, education, science.

В октябре 2014 года в МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся Х съезд Российского Союза ректоров. Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Садовничий В.А. обратил внимание на роль гуманитарного образования. Гуманитарное образование оказывает определяющее влияние на развитие личности и нации в целом. Без него невозможно успешное развитие экономики, устойчивое развитие общества. Гуманитарное образование должно стать особой системой координат для подготовки молодежи к жизни в многонациональном, многоязычном, поликультурном,

полиментальном российском государстве и мире.

По мнению Садовничего, какое-то время назад мы упустили из виду две важные вещи: роль русского языка и истории государства нашего. Русский язык - это важная скрепа в нашей многонациональной стране, его поддержка закономерно сопряжена с представлениями о нашей общей исторической судьбе, о судьбе народов России. Изучение отечественной истории, как дисциплины, показывающей единый исторический путь народов нашей страны, является прочной основой патриотического воспитания.

В июле 2013 года Министерство

образования и науки РФ вынесло на общественное обсуждение проект историко-культурного стандарта, который был разработан учеными Института российской истории РАН с участием преподавателей вузов и школьных учителей истории.

В проекте историко-культурного стандарта ставится задача усиления акцента на многонациональном и

поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой

составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и

конфессионального многообразия мира.

По проекту, история религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Что означает это требование?

Многие исследователи первобытной культуры обнаружили в церковной истории такой любимый полемический прием приверженцев господствующей веры, как обвинение еретических сект в том, что они

совершают таинства своей религии в виде отвратительных оргий. Э.Б. Тэйлор отмечал, что такие истории язычники рассказывали о евреях, евреи - о христианах, а сами христиане достигли печального превосходства в искусстве нападать на своих религиозных противников, нравственная жизнь которых на самом деле нередко отличалась, по-видимому, чрезвычайной чистотой [1].

Первая книга серии «Герои и антигерои Отечества» рассказывает нам об одном из героев - крестителе Руси Владимире Святом. До принятия христианства, Владимир в Киеве на холме за теремным двором воздвиг огромные статуи языческим Богам - Перуну, Хорсу, Даждьбогу, Стрибогу, Самараглу и Мокоше. Этим деревянным идолам стали приносить жертвы. Владимир ведет бесконечные войны, и победы побуждают его приносить в жертву Богам молодых юношей, причем христиан. После принятия крещения Владимир, прежде всего, был вынужден «распустить свое главное владение, которым гордился, - гарем, насчитывающий более восьмисот чаровниц, отменных красавиц, собранных со всех земель» [2]. Авторы, рассказывая о языческих нравах Владимира, не приводят нам первоисточники, на которые они ссылаются. Насколько описываемый характер будущего крестителя Руси соответствует действительности?

Н. И. Костомаров в своих преданиях первоначальной русской летописи предполагает, что «не только самая история принятия христианства, но и описания языческого нрава Владимира до крещения есть, очевидно, книжное измышление. Повествователь с целью возвысить сильнее действие изменяющей человека благодати крещения, умышленно наложил на этого князя черных красок» [3]. Кто же этот повествователь? Рассказывая о гареме Владимира, повествователь, по мнению Костомарова, на самом деле подражает известиям книги Царств о Соломоне. Николай Иванович, анализируя

многочисленные исторические источники, приходит к убеждению о ложности известия о человеческих жертвах, совершавшихся будто бы на перуновом холме. Итак, Костомаров раскрывает нам повествователя, на которого, скорее всего,

ссылаются без критического осмысления Лубченков и Романов. Летопись, вошедшая в историю по имени инока Киевопечерского монастыря Нестора, никак не принадлежит во всем объеме этому писателю, а составлена в виде целого свода игуменом Сильвестром (впоследствии епископом переяславским). Этот Сильвестр и наложил на князя Владимира и быт язычников «черных красок».

По мнению доктора философии А. Игнатова, все возрастающее отделение государства от церкви, происходящее на Западе, в православных государствах и не начиналось. В православной социально -политической мысли антидемократическая тенденция наличествовала постоянно. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн подчеркивал, что все идеи демократии замешаны на лжи. Он подвергал сомнению права человека как юридическое основание демократии. Архиепископ Серафим еще в 1939 году заявлял о том, что православная церковь не может предпочесть народовластия, ибо народовластие не есть власть угодная Богу. Священник Т. Алферов провозгласил, что демократия в своей глубинной сущности есть именно отрицание и разрушение богоустановленной иерархии и порядка в мире; христианство и демократия так же несовместимы, как гений и злодейство [4].

Одна из функций религии -освящение государственной власти. Став государственной религией Римской империи, христианство запретило Олимпийские игры, так как они были посвящены языческим богам. Император Юстиниан в 529 году отказал язычникам в праве занимать публичные здания, а значит, иметь школы и преподавать. Была закрыта в Афинах Платоновская Академия. Юстиниан писал: «Мы воспрещаем преподавание доктрин тех, кто заражен сумасбродными идеями нечестивых язычников. Потому ни один из язычников не может наставлять заблудших, последовавших за ним, ибо он растлевает души своих учеников. Более того, никто из них не получит общественной поддержки, ибо ни божественное писание, ни государственные эдикты не дают им права на получение лицензии такого рода. Если все-таки кто-то из них здесь (в Константинополе) или в провинции будет

уличен в нарушении этого предписания и не вернется в лоно нашей святой церкви, то вместе с семьей, женой и детьми, он будет подвергнут санкциям в виде лишения собственности, неподчинившиеся же будут отправлены в ссылку» [5].

В России в Х1Х веке, в период наивысшего утверждения абсолютизма в его военно-бюрократической форме, министром просвещения С.С. Уваровым были сформулированы основные принципы национальной системы образования: «православие, самодержавие, народность». Под народностью понималась

приверженность народных масс к «исконно русским началам» - самодержавию и православию, при этом самодержавно-крепостнический строй квалифицировался как строй, полностью соответствующий народному духу. Патриотическое начало в системе образования мыслилось лишь в двух направлениях: через усиление изучения богословских дисциплин и укрепление в воспитанниках

верноподданнического отношения к власти.

Стало совершенно необязательным изучение философии, так как вся мировая мудрость оказалась сосредоточенной в трех магических словах. По указу Уварова в 1819 году были исключены из гимназического курса - мифология, начальный курс философии, основы политэкономии, коммерческих наук и технологий. Предписывалось требование -ежедневное чтение Нового Завета независимо от уроков Закона Божьего. В

1849 году министр народного просвещения П.А. Ширинский - Шихматов потребовал от каждого профессора представления декану программы своего курса. Декан имел право ознакомиться с записями студентов и сверять их с программой. Более основательной слежки за умами профессоров придумать было нельзя! В

1850 г. философия как учебная дисциплина была снята, логику и психологию могли читать только богословы. Собрания факультетов следили за тем, чтобы в содержании программы курса не укрывалось ничего не согласного с учением

существующего правления и духом государственных учреждений.

Способствуют ли сегодня в XXI веке гармонизации межэтнических и

межконфессиональных взаимоотношений в среде молодежи и студенчества не только в Республике Татарстан, но и вообще в Российской Федерации следующие явления? В 2012 году на российские экраны вышел фильм «Орда», показывающий воинов Золотой Орды в негативном свете. Фильм продюсировала кинотелекомпания «Православная

энциклопедия». В общенациональном конкурсе «Символ России», проведенным в 2013 году, по итогам голосования победителем стал Коломенский кремль. Эта крепость строилась для укрепления границ в борьбе с Казанским и Крымским ханствами. В январе 2014 года в Москве группа художников студии им. М.Б. Грекова показала журналистам диораму «Стояние на реке Угре». Картина (22 метра в длину, 8 - в высоту) символизирует начало освобождения Руси от монголо-татарского ига. Поступают предложения сделать день Куликовской битвы днем России или днем российской армии. Как татарам относиться к таким предложениям?

До сих пор во многих российских учебниках, справочниках по отечественной истории пишется о «походах русской рати на Константинополь, на Восток, на Каспийское море, в Закавказье, на хазар, против волжских болгар, на Казань и нападениях или набегах печенегов, половцев, нашествии Батыя, вторжении войск Ливонского ордена, захвате Полоцка и Витебска литовскими князьями, набегах крымских ханов на Русь» и т.д. [6]. Чем отличаются походы от набегов и т.п.? Как такая история способствует единению российского народа?

Идея религиозного плюрализма приводит к мысли о необходимости признания свободы и равенства религий и вероисповеданий. В то же время процесс секуляризации способствует осознанию права не только на исповедание, но и на неисповедание религии, утверждению светского государственного образования.

православной церкви, с образом

ЛИТЕРАТУРА 1. См.: Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1989. - С. 70; 2. Герои и антигерои Отечества / Сост. В.М. Забродин. - М.: ИНФОРМПРЕСС, 1992. - С. 26; 3. Н. И. Костомаров. Раскол. Исторические монографии и исследования. - М.:

«Чарли», 1994. - С. 87; 4. См.: Игнатов А. Богословские аргументы в политической борьбе // Вопросы философии, № 5, 1997. - С. 19; 5. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. - СПб.: «Петрополис», 1997. - С. 255; 6. Жукова Л.В., Кацва Л.А. История России в датах: справочник. - М.: Проспект, 2010. - С. 3-47

О ПРАВЕ НА НЕИСПОВЕДАНИЕ РЕЛИГИИ

Шафигуллин В. А.

Резюме

В статье говорится о праве не только на исповедание, но и на неисповедание религии, о важности светского государственного образования.

ON THE RIGHT TO RELIGION NEAPOLITANA

Shafigullin V.A.

Summary

The article refers to the right not only to the profession but also to neapolitana religion, about the importance of secular public education.

УДК 636.2.085

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФЕРМЕНТНЫХ ПРЕПАРАТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ И БЕЛКОВЫХ ДОБАВОК В СОСТАВЕ КОМБИКОРМОВ НА РУБЦОВОЕ

ПИЩЕВАРЕНИЕ

Якимов О.А. - д.б.н., профессор; *Каюмов Р.Ш. - к.с.-х.н.; *Зиатдинов М.Г. - н.с.

Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана *Научно-исследовательский центр кормовых добавок, г. Казань e-mail: tppsxp@mail.ru

Ключевые слова: фермент, белковые добавки, молодняк крупного рогатого скота, рубец, пищеварение.

Key words: the enzyme, protein supplements, young cattle, rumen, digestion.

Многокамерный желудок у жвачных ферментных препаратов нового поколения

животных выполняет уникальную и на рубцовое пищеварение молодняка

сложную пищеварительную крупного рогатого скота.

функцию. Биологической особенностью Материал и методы. Рубцовое

жвачных животных является то, что они пищеварение у молодняка крупного

потребляют много растительных кормов, в рогатого скота чёрно-пёстрой породы

том числе грубых, которые содержат изучали в возрасте 9 месяцев на

большое количество трудно переваримой фистульных животных. Основным

клетчатки. Благодаря наличию в изучаемым кормовым фактором являлось

содержимом рубца многочисленной включение в рационы бычков опытной

микрофлоры (бактерий, инфузорий и группы ферментных препаратов нового

грибков), растительные корма поколения с широким спектром действия, а

подвергаются очень сложной также подсолнечного шрота и люпина в

ферментативной обработке. Количество и составе комбикорма-концентрата. Рационы

видовой состав микроорганизмов в рубце у молодняка крупного рогатого скота

животных зависит от ряда факторов, из составлялись с учётом детализированных

которых условия кормления играют норм [3] и технологических схем

первостепенную роль [1, 2]. кормления и содержания, принятых в

Исходя из этого, целью наших хозяйстве, по выращиванию и откорму

исследований являлось изучение влияния бычков на открытых откормочных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.