Научная статья на тему 'О позитивности полемики с полемикой о природе антропного космологического принципа в монографии А. Ю. Внутских и М. И. Ненашева «Антропный принцип современной науки: содержание и философские интерпретации»'

О позитивности полемики с полемикой о природе антропного космологического принципа в монографии А. Ю. Внутских и М. И. Ненашева «Антропный принцип современной науки: содержание и философские интерпретации» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
160
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПНЫЙ КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / ФИЛОСОФИЯ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ / БЫТИЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / СОГЛАСОВАННОСТЬ СВОЙСТВ МЕГАИ МИКРОМИРОВ / СЛУЧАЙНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ "ВСЕЛЕННАЯ" И "МУЛЬТИВЕРС" / ANTHROPIC COSMOLOGICAL PRINCIPLE / PHILOSOPHY AND SCIENCE / BEING AND REALITY / THE COHERENCE PROPERTIES OF MEGA-AND MICRO-WORLDS / CHANCE AND REGULARITY / COSMOLOGICAL AND PHILOSOPHICAL MEANING OF "UNIVERSE" AND "MULTIVERSE"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бернацкий В.О., Макухин П.Г.

Неудовлетворенность имеющимся материалом, претендующим на объяснение проблемы антропного принципа (АП), и его разбросанность по разным «департаментам» науки побуждают исследователей обобщать его с выходом на новые позиции. В статье критически анализируется одна из таковых (в определенной мере способствующая прогрессивному сдвигу указанной проблемы), выраженная в монографии «Антропный принцип современной науки: содержание и философские интерпретации» А. Ю. Внутских и М. И. Ненашева. Особый акцент ставится на проблеме неразрывности «случайности-закономерности»: с одной стороны, мы согласны с А. Ю. Внутских в том аспекте, что философский принцип использования двойных категорий не позволяет рассуждать о «случайности», игнорируя «необходимость». Но, с другой мы не можем согласиться с обоими авторами, дискутирующими между собой о «случайности-закономерности», с их принципиальной привязкой АП применительно к факту возникновения человека, поскольку в рамах нашего подхода собственно проблема возникновения человека не имеет отношения к сути проблемы АП. Природа последнего не в вопросе возникновении человека, а в его познавательно-практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Бернацкий В.О., Макухин П.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On positivity polemic about nature of anthropic principle in monograph «The anthropic principle of modern science: content and philosophical interpretation» (authors - A. Yu. Vnutskikh and M. I. Nenashev)

Dissatisfaction with existing material applying for an explanation of the problem of the anthropic principle and scattered in different «departments» of science, encourage researchers to generalize it with access to the new position. This article critically examines one of those (to some extent contributes to the progressive shift of this problem), expressed in the book «The anthropic principle of modern science: the content and philosophical interpretation of» A. Yu. Vnutskikh and M. I. Nenashev. Particular emphasis is placed on the problem of continuity «accident-laws» On the one hand, we agree with the A. Yu. Vnutskikh in the aspect that the philosophical principle of dual use categories does not allow to talk about the «accident», ignoring the «need». But, on the other hand, we can not read out to both authors, debating among themselves about the «accident-laws», with their principal reference anthropic principle in relation to the fact of human origin, as the actual problem of the origin of man has no relation to the essence of the anthropic principle issue. The nature of the anthropic principle in the frames of our approach is not in human appearance, but in its cognitive and practical activities.

Текст научной работы на тему «О позитивности полемики с полемикой о природе антропного космологического принципа в монографии А. Ю. Внутских и М. И. Ненашева «Антропный принцип современной науки: содержание и философские интерпретации»»

УДК ш.1: 111 В. О. БЕРНАЦКИЙ

П. Г. МАКУХИН

Омский государственный технический университет

О ПОЗИТИВНОСТИ ПОЛЕМИКИ С ПОЛЕМИКОЙ О ПРИРОДЕ АНТРОПНОГО

КОСМОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА В МОНОГРАФИИ А. Ю. ВНУТСКИХ И М. И. НЕНАШЕВА «АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: СОДЕРЖАНИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ»_

Неудовлетворенность имеющимся материалом, претендующим на объяснение проблемы антропного принципа (АП), и его разбросанность по разным «департаментам» науки побуждают исследователей обобщать его с выходом на новые позиции. В статье критически анализируется одна из таковых (в определенной мере способствующая прогрессивному сдвигу указанной проблемы), выраженная в монографии «Антропный принцип современной науки: содержание и философские интерпретации» А. Ю. Внутских и М. И. Ненашева. Особый акцент ставится на проблеме неразрывности «случайности-закономерности»: с одной стороны, мы согласны с А. Ю. Внутских в том аспекте, что философский принцип использования двойных категорий не позволяет рассуждать о «случайности», игнорируя «необходимость». Но, с другой — мы не можем согласиться с обоими авторами, дискутирующими между собой о «случайности-закономерности», с их принципиальной привязкой АП применительно к факту возникновения человека, поскольку — в рамах нашего подхода — собственно проблема возникновения человека не имеет отношения к сути проблемы АП. Природа последнего не в вопросе возникновении человека, а в его познавательно-практической деятельности.

Ключевые слова: антропный космологический принцип, философия и естествознание, Бытие и Действительность, согласованность свойств мега- и микромиров, случайность и закономерность, космологическое и философское значения понятий «Вселенная» и «Мультиверс».

Закономерности, фиксируемые понятием «ан- три и полтора десятилетия назад соответственно.

тропный принцип в космологии», в явной форме «Этому принципу посвящена большая литература,

изучаются уже полвека (причём и философами, однако он пока не получил общепринятой форму-

и естествоиспытателями, относящимися к разным лировки. Напротив, почти каждый автор формули-

направлениям и школам). В неявной же — учёны- рует его по-своему, причём неопределённость, не-

ми с начала ХХ в., а философами не менее трёх однозначность всех этих формулировок остается

тысячелетий. (Иначе говоря, этот принцип свои- очень большой» [1, с. 72]. И — «эвристичность АП

ми корнями выходит в философско-мировоззрен- не была продемонстрирована сколько-нибудь впе-

ческую сферу.) Однако, несмотря на это, вступив чатляющим образом» [2, с. 58]; в частности, «как

во второю половину второго десятилетия XXI в., мы сторонники, так и противники этого принципа

до сих пор не имеем не только общепризнанного остались при своих оценках. ... Современная аргу-

объяснения указанных закономерностей, но и при- ментация в пользу каждой из них, увы, не блещет

нимаемой всеми участниками дискуссий по пово- новизной, сводясь к однообразным "римейкам"»

ду АП формулировки последнего. В связи с этим [2, с. 58 — 59].

и сегодня можно с полным основанием повторить Более того, усилим эти оценки, сказав, что

две оценки, высказанные одним из авторитетней- в последние десятилетия развиваются и попу-

ших отечественных специалистов в области фило- ляризируются те варианты объяснения этих за-

софских проблем космологии В. В. Казютинским кономерностей, которые не представляются нам

конструктивными. В связи с этим согласимся с видным американским космологом (русского происхождения) А. В. Виленкиным, так характеризующим современные дискуссии вокруг АП. «Ситуация отлично характеризуется цитатой из Марка Твена: «Исследования многих комментаторов уже пролили достаточно тьмы на этот предмет, и вполне возможно, что, продолжай они дальше в том же духе, мы скоро не будем ничего о нем знать» [3, с. 178].

Неудовлетворенность имеющимся материалом и его разбросанность по разным «департаментам» науки при исследовании проблемы АП последних лет побуждают исследователей искать все новые и новые основания и формы подачи своих материалов, которые, в свою очередь, в той или иной мере способствуют прогрессивному сдвигу указанной проблемы. Поскольку о проблеме АП мы неоднократно высказывались и обосновывали свою позицию (соответствующие обращения к источникам будут указываться по тексту данной статьи), то позволим себе особо выделить монографию «Ан-тропный принцип современной науки: содержание и философские интерпретации» (2014 г.) докторов философских наук, профессоров А. Ю. Внутских и М. И. Ненашева. Особый наш интерес вызывает четвёртая её глава, представляющая их дискуссию между собой, но и в отношении всего указанного труда представляется справедливой следующая их самооценка, данная сразу же во «Введении»: «монография имеет отчетливо дискуссионный характер. В какой-то мере по жанру ее можно сравнить с известной «Перепиской из двух углов» Вячеслава Иванова и Михаила Гершензона» [4, с. 5]. Соответственно, поддерживая заданный самими авторами высокий «градус дискуссионности», мы тоже рассматриваем настоящую статью в качестве приглашения к полемике.

Чтобы ввести читателя в курс дела, приведём принадлежащее Б. Картеру классическое определение АП, из которого исходят и А. Ю. Внутских с М. И. Ненашевым. «То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей» [5, с. 370]. Далее этот английский физик-теоретик и математик предлагает две интерпретации этой максимы: «слабую» («наше положение во Вселенной с необходимостью является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием в качестве наблюдателей» [5, с. 372]) и «сильную» («Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей» [5, с. 373]).

К ним в дальнейшем будем возвращаться, а пока наш заочный разговор с А. Ю. Внутских и М. И. Ненашевым начнём с констатации тех их концептуальных идей, наше согласие с которыми очевидно из слов, с которых начиналась настоящая статья. Речь о том, что АП в интерпретации рассматриваемых авторов, во-первых — концепция, «по своему значению далеко выходящая за пределы собственно частных наук» [4, с. 4]; во-вторых, её «впервые ... формулировали не физики, а философы» [4, с. 4]; и, в-третьих, она «является стержневой для всей современной науки, поскольку «неклассическая» и «постнеклассическая» наука ХХ — ХХ1 вв. характеризуются не только междисциплинарным характером и установкой на изучение самоорганизации на всех уровнях материального и духовного мира,

но и всё более глубоким и разносторонним «включением» субъекта в модели и процедуры познания» [4, с. 4]. Однако укажем на одно существенное «но»: трактовка указанной «включенности» может быть различной, в т. ч. и неконструктивной. Например, сопоставим рассуждения И. В. Черниковой и В. Э. Войцеховича соответственно: АП «фиксирует встроенность человека в мир, в котором мы живем» [6, с. 18], и АП «прямо вводит человека (разумное существо, субъект) в основание космологии, а следовательно, и физики» [7, с. 101]. Мы видим позитив в мысли первого из этих авторов, отмечая, что «фиксируемость встроенности» принципиально отличается от идеи «человека в основании космологии», тем более физики. С последней идеей мы согласиться не можем в принципе, равно как и со «знаком равенства» между понятиями «человек», «разумное существо», «наблюдатель» (в аспекте АП). Забегая вперёд, отметим, что таковой «знак» ставится не только В. Э. Войцехович, но и А. Ю. Внутских и М. И. Ненашевым.

Возвращаясь к их рассуждениям о месте АП в современной НКМ, приведём мысль этих авторов, эксплицирующую основную проблему пост-неклассической науки: «весь вопрос, однако, в том, как эту «включенность субъекта» обеспечить, не потеряв «родовую черту» науки как таковой — установку на объективность» [4, с. 4, 5], в свете чего исследования «вариантов его (АП. — В. Б. и П. М.) философской интерпретации приобретают исключительно важное значение» [4, с. 5]. Для нас здесь важно, что именно в качестве попытки ответа на этот вопрос во многом и оформился наш подход к решению проблемы АП, суть которого заключается в «принципиальном разведении Бытия и Действительности как реальных объектов в их единстве, второй из которых есть социализированная сфера первого» [8, с. 39]. Конкретизируя это применительно к (поставленной в вышеприведённых словах А. Ю. Внутских и М. И. Ненашева) проблеме сочетания «установки научного знания на объективность» и «включенности субъекта в НКМ», кратко подытожим рассуждения из нашей статьи, посвящён-ной такому варианту АП, как «принцип соучастия» Дж. Уилера. Осмысляя философское значение «принципа неопределенности» В. Гейзенберга как частного случая «принципа дополнительности» Н. Бора, мы констатируем тот парадоксальный вывод, к которому его осмысление привело значительную часть научного сообщества: «выходит, объективная картина Мира зависит от субъективности!» [9, с. 68]. Не повторяя тех оценок этой ситуации, которые были критически осмыслены в нашей (цитируемой выше) статье, приведём следующую ёмкую характеристику, данную немецким учёным и популяризатором науки Г. Линднером: «...познакомившись с соотношением неопределённостей Гейзенберга, мы подошли к действительно критическому моменту. До сих пор мы ещё ощущали твёрдую почву под ногами» [10, с. 125], поскольку классическая картина мира «строилась на предположении, что можно одновременно и точно узнать все начальные условия (. координаты и скорости) для всех составных частей мира» [10, с. 125]. Чтобы вновь «ощутить твердую почву», сегодня требуется переосмыслить проблему объективности научного знания сквозь призму «соотнесения Бытия и Действительности». Причём — повторим собственный тезис — «основание тому было заложено именно самими «разрушителями классической КМ». Многие

(и философы, и физики) . отреагировали на открытие В. Гейзенберга [некорректным] выводом: коль скоро от субъекта зависит картина Мира, то его (Мира) нет как объективного. Но надо по-иному рассматривать соотношение Бытия и НКМ, поскольку сегодня имеется достаточно научных фактов, чтобы это осознать. [Т. е.:] Мир, Бытие есть независимо от нас, но НКМ создается нами и исторически модернизируется» [9, с. 68]. Отсюда нами делается вывод о том, что «основания и сущность антропности заложены в природе не Бытия, но Действительности, ведь последний термин с античности имплицитно содержал в себе смысл «присутствия» в мире субъекта, соучаствующего в видимых изменениях при описании Бытия (Мира)» [9, с. 62].

Возвращаясь к монографии А. Ю. Внутских и М. И. Ненашева, акцентируем внимание читателя на следующем принципиальном моменте. Те варианты философской интерпретации АП, о которых говорилось выше, они в первую очередь связывают с «философским вопросом о месте человека в мире» [4, с. 6], с чём мы солидарны. Собственно, с аналогичной констатации начинается основная из тех работ, где излагается наш подход к АП, «Антропный космологический принцип: проблема разграничения бытия и действительности»: «хотя самому термину «антропный космологический принцип» не так много лет (предложен Б. Картером в 1973 г.), но человеческая (исторически точнее — философская) мысль с момента своего появления пытается понять место человека в Мире, раскрыть. тайны соотношения Бытия и сознания, практическим субъектом которого является человечество» [8, с. 39]. Но зададимся вопросом: в каких смыслах можно ставить «философский вопрос о месте человека в мире»? Опять же забегая вперёд, укажем, что ответ на этот вопрос и приводит к принципиальному расхождению нашей позиции — и позиции авторов рассматриваемой монографии.

Но перед тем как раскрыть обозначенное «расхождению», завершим рассмотрение тех идей в рассматриваемой монографии, с которыми мы солидарны, парой следующих моментов. В отношении категории долженствования в формулировке «сильного» варианта АП А. Ю. Внутских и М. И. Ненашев указывают: «сказанное отнюдь не означает, что человек буквально является целью эволюции природы. Телеология как таковая представляет собой вчерашний день естествознания» [4, с. 21]. Эта позиция представляется нам более конструктивной, нежели представленная, например, А. Конт-Спонвилем, утверждающем, что «сильной» формулировке АП имманентно телеологическое и, следовательно, теологическое содержание, в результате чего она не имеет позитивного значения для науки [11, с. 41]. (Эти рассуждения видного современного французского философа-материалиста критически проанализированы — с формулированием контраргументов — одним из авторов настоящей статьи в [12].) В связи с этим приведём вывод из нашей статьи, по-свящённой критическому анализу такой разновидности АП, как сформулированный И. Л. Розенталем «принцип целесообразности». В рамках последнего «из наличия наблюдателя как элемента Вселенной делается вывод о том, что АП по своей природе является неотъемлемым «внутренним» свойством реальности, чего не скажешь о целесообразности, которая характеризует как позитивное — со стороны субъекта наблюдения — определённое соответствие сторон взаимодействия» [13, с. 79].

При таком подходе, который мы оцениваем в качестве результата абсолютизации (места) субъекта в трактовке АП, «речь. идёт не о Вселенной, а о некоем её фрагменте. Соответственно, совмещение «принципа целесообразности» и АП не решает связанных с последним проблем» [13, с. 79]. Не повторяя рассмотренного в процитированной выше статье, приведём пару показательных мыслей в подтверждение этого тезиса. Видный современный отечественный философ и историк науки В. В. Ильин пишет: «Логическим финалом, естественным завершением телеологизма был антропоцентризм. Ибо, как в своё время подметил А. Шопенгауэр, формула «ничто не существует напрасно» подразумевает формулу «существует то, что полезно человеку»» [14, с. 67]. Философ и один из ведущих мировых научных фантастов, С. Лем, со ссылкой на Вольтера вопрошает (причём как раз в связи с проблемой АП, в одноимённой статье): «разве падишах для того посылает корабли, груженные зерном, чтобы мыши под палубой имели достаточно корма?» [15]).

И, наконец, укажем проблему, которой А. Ю. Внутских и М. И. Ненашев (как они указывают сразу во «Введении») «придают особое значение» [4, с. 5] — а именно вопрос «соотношения необходимости и случайности» [4, с. 5]. В связи с этим сделаем следующую оговорку — некоторые авторы, например, (упоминавшийся выше) С. Лем (см. [15, 16]), американский физик Э. Трион (см. [17]), прямо объясняют закономерности, фиксируемые понятием «АП», простой случайностью. Ещё большее количество авторов, предлагая объяснение указанных закономерностей, основанное на их подведение либо под концепт «Мультивер-са», либо под идею изменения фундаментальных констант в процессе эволюции, не употребляют понятие «случайность». Но, по существу дела, объясняют проблему АП именно ею — ведь в рамках их подхода те значения указанных констант, которые благоприятствуют возникновению и развитию разума, в нашей Вселенной (или, соответственно, в нашу эпоху) появились случайным образом, в результате «перебора вариантов». На этом фоне сложно переоценить конструктив, присутствующий в тех немногочисленных работах, где, наряду с рассуждениями (в связи с АП) о «случайности» и «вероятности», не игнорируется «необходимость». К таковым работам относится и рассматриваемая монография; особенно нам интересна четвёртая её глава — «Альтернативные интерпретации антропного принципа: опыт философского диалога», представляющая дискуссию указанных соавторов между собой по ряду связанных с АП проблем, в том числе и по теме необходимости/случайности. В ходе соответствующих рассуждений А. Ю. Внут-ских приходит к следующему выводу. Появление человека в «Большой Вселённой» (Мультиверсе) — «это «неслучайная случайность»: предопределённая на уровне общих возможностей эволюции, но на уровне единичных возможностей всегда зависящая от случайного стечения обстоятельств в данном месте и в данное время» [4, с. 63]. М. И. Ненашев возражает таковому «диалектическому дополнению необходимости случайностью» следующим образом: «для Вас случайность есть проявление необходимости (известная диалектическая формула), и в таком случае получается, что именно потому, что появление разумного наблюдателя вероятно, то есть случайно, оно является необходимым» [4, с. 68 — 69]. Соответственно, методологические

основания собственной позиции М. И. Ненашев формулирует следующим образом: «появление человека не является необходимым и уж тем более неизбежным, оно случайно» [4, с. 45]. Причём, усиливает он свою мысль, «случайность мной понимается в данном случае не как дополнение или проявление необходимости, но в смысле клинамен Эпикура [4, с. 64 — 65]. Или, в другом месте: «я. исхожу из эпикуровского понимания случайности как клинамен, то есть чистой спонтанности, исключающей необходимость» [4, с. 69].

Но здесь необходимо понять следующий смысловой нюанс: М. И. Ненашев указывает, что не отрицает диалектической «формулы случайности» (как «формы проявления необходимости») в принципе [4, с. 69]. Соотнося два упомянутых подхода к пониманию случайности, М. И. Ненашев пишет: «просто есть ситуации, где эта (диалектическая. — В. Б. и П. М.) формула работает, например, «в массивах однородных, повторяющихся явлений» . , а есть ситуации, где уместно понятие клинамен» [4, с. 69]. Соответственно, приведём следующие слова рассматриваемого автора, подытоживающие проблему случайности/необходимости: «оба понимания случайности (по Гегелю и по Эпикуру) не выступают выводами из фактов, например, из открытия, что константы Вселенной должны быть такими, чтобы сделать возможным возникновение углеродной жизни и развитие её до чрезвычайно сложных форм. Эти понимания являются метафизическими допущениями, позволяющими по-разному интерпретировать одни и те же факты» [4, с. 69].

Не имея возможности подробнее останавливаться на идеях А. Ю. Внутских и М. И. Ненашева, с одной стороны, отметим совершённую ими значительную работу по критическому анализу и обобщению практически всех известных на данный момент исследований АП, с выходом на собственную позицию в объяснении фиксируемых им закономерностей.

Но, с другой стороны, нельзя не сделать акцента на том пункте, в котором их авторская позиция принципиально расходится с нашей. Иначе говоря, возвращаясь к названию нашей статьи — «О позитивности полемики с полемикой . » — укажем, какие их идеи мы, исходя из подхода, основывающегося на понимании антропного принципа как интегрального субъекта действительности, не можем принять в качестве способствующих прогрессивному сдвигу проблемы АП. Но вначале обобщим (вышерассмотренные) рассуждения А. Ю. Внутских и М. И. Ненашева о проблеме «необходимости и случайности» применительно к факту возникновения человека. Если, с точки зрения первого из них, напомним, появление человека «неслучайно в Большой Вселенной», то, с точки зрения второго, — не просто «случайно», а «чисто спонтанно». Повторив, что мы согласны с А. Ю. Внутских в том аспекте, что философский принцип использования двойных категорий не позволяет рассуждать о «случайности», игнорируя «необходимость», укажем на тот аспект, в котором мы не можем согласиться с обоими этими авторами. Дело-то в том, что, с нашей точки зрения, проблема возникновения человека (случайно ли он появился, закономерно ли) не имеет отношения к сути проблемы АП! Приведём два аргумента в пользу этого из нашей предыдущей публикации. «[Первый]: эта задача для естествознания, а не философии. [Второй]: к АП имеет отношение собственно деятельность человека, точнее —

активность сознательной деятельности во всех её формах как фактор существования Действительности, а не феномен происхождения человека» [8, с. 49]. Поэтому мы рассуждаем о неразрывности «необходимости и случайности» применительно к тем свойствам Вселенной (конкретно — их согласованности), которые фиксируются понятием «АП». (Т.е. последние трактуются нами в качестве результата взаимодействия не случайных, а необходимых факторов мега- и микромиров, что уместно проиллюстрировать следующей нашей цитатой: «Уже с ХХ века нам известны теории и А. Эйнштейна, и Г. Хакена — И. Пригожина, которые вполне подтверждают не только флуктуации, бифуркации, но и факты стабилизации. И вполне правомерно формулируется суждение: константы — это объяснение естественной многомиллиарднолетней «притёрто-сти» того, что называют связями, взаимодействиями свойств вещей, их элементов и свойств самой Вселенной» [8, с. 54].)

Так же, исходя из разрабатываемого нами варианта соотнесения Бытия и Действительности, нельзя без существенных оговорок согласиться со следующим тезисом А. Ю. Внутских. «Вселенная (т. е. вся существующая физическая материя) представляет собой мультиверс «островных» вселенных, которые возникают и расширяются (каждая со своим завершением инфляции — т. е. со своим Большим Взрывом) в «океане» инфлирующего ложного вакуума» [4, с. 56]. Каждая из упомянутых («островных») вселенных, в свой черёд, тоже «представляет собой мультиверс, поскольку является совокупностью так называемых «О-регионов»; наблюдать другие такие регионы непосредственно мы не можем, поскольку они находятся на расстоянии, превышающем расстояние, которое свет прошел после Большого Взрыва» [4, с. 56]. Главную из обозначенных оговорок представляется необходимым высказать с точки зрения онтологии, дополняющей взгляд с позиции физики. В связи с этим «возникает ряд собственно философских проблем: [в частности], как «с высоты» современного научного и шире — культурного опыта корректнее соотносить философский и естественнонаучный смыслы понятия «Метагалактика» («Вселенная»)?!» [13, с. 85]. Здесь необходимо напомнить, что ещё классик космологии А. А. Фридман настаивал на разграничении космологического и философского значений последнего понятия: «мир естествоиспытателя. [т. е.] совокупность лишь таких объектов, которые могут быть измерены или оценены числами. бесконечно уже и меньше мира-вселенной философа» [18, с. 6]. В. В. Казютинский в связи с этим так описывал свои дискуссии с А. Л. Зельмановым: последний «говорил мне: «Отрицать право космологов изучать Вселенную как целое (под Вселенной он имел в виду «все сущее») — это все равно что отрицать право генетиков заниматься именно генами». Я отвечал, что нисколько не отрицаю за космологами такого права, проблема лишь в том, какой физический объект они обозначают термином «Вселенная как целое»» [19]. Солидаризуясь в этом с В. В. Казютинским, конкретизируем эту мысль применительно к концепту Мультиверса, повторив наш тезис: «вопрос множественности Вселенных. проблема не физическая, а метафизическая, философская. Поэтому естествознание способно решить проблему антропного космологического принципа только взаимодействуя с философией» [13, с. 86]. И потому, рассматривая эту проблему с точки

зрения нашего разведения понятий Бытия и Действительности, можно (нужно!) завершить статью словами И. Канта: «Мы имеем дело не с природой вещей самих по себе, которая независима как от условий нашей чувственности, так и от условий рассудка, а с природой как предметом возможного опыта...» [20, с. 82].

Библиографический список

1. Казютинский, В. В. Концепция глобального эволюционизма в научной картине мира / В. В. Казютинский // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. — М. : Институт философии АН СССР, 1986. — С. 61 — 84.

2. Казютинский, В. В. Антропный принцип и современная телеология / В. В. Казютинский // Причинность и телеоно-мизм в современной естественно-научной парадигме. — М. : Наука, 2002. - С. 58-73.

3. Виленкин, А. В. Мир многих миров. Физики в поисках иных вселенных / А. В. Виленкин. — М. : ACT : Астрель: CORPUS, 2010. — 303 с.

4. Внутских, А. Ю. Антропный принцип современной науки: содержание и философские интерпретации : моногр. /

A. Ю. Внутских, М. И. Ненашев. — Пермь : Изд-во Пермского гос. нац. исслед. ун-та, 2014. — 79 с.

5. Картер, Б. Совпадения больших чисел и антропологический принцип в космологии / Б. Картер // Космология: Теории и наблюдения. — М. : Мир, 1978. — С. 369 — 379.

6. Черникова, И. В. Философия и история науки : учеб. пособие / И. В. Черникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Томск : Изд-во НТЛ, 2011. — 388 с.

7. Войцехович, В. Э. Постнеклассическая картина мира и антропность: к переосмыслению практики / В. Э. Войцехович // Постнеклассические практики: Опыт концептуализации. — СПб. : М1ръ, 2012. — С. 101 — 108.

8. Бернацкий, В. О. Антропный космологический принцип: проблема разграничения бытия и действительности /

B. О. Бернацкий, П. Г. Макухин // Вопросы современной науки коллектив. науч. моногр. — М. : Интернаука, 2016. — Т. 10. — С. 39 — 58.

9. Бернацкий, В. О. Антропный космологический принцип как проблема единства философии и физики / В. О. Бернац-кий, П. Г. Макухин // Современные исследования социальных проблем. — 2016. — № 3-3 (27). — С. 62 — 71.

10. Линднер, Г. Картины современной физики / Г. Линд-нер. — М. : Мир, 1977. — 272 с.

11. Конт-Спонвиль, А. Антропный принцип / А. Конт-Спонвиль // Философский словарь. — М. : Этерна, 2012. —

C. 41.

12. Макухин, П. Г. Является ли «сильный» антропный космологический принцип — принципом «антропо-телеоло-гическим» и (следовательно?) «антропо-теологическим»? / П. Г. Макухин // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 7 (63). — С. 251—261.

13. Бернацкий, В. О. «Принцип целесообразности» И. Л. Розенталя как результат абсолютизации (места) субъекта в трактовке антропного космологического принципа / В. О. Бернацкий, П. Г. Макухин // Наука и практик : сб. ст. Междунар. науч. конф. молодых ученых, Москва, 15—16 апреля 2016 г. — М. : РусАльянс Сова, 2016. — С. 79 — 89.

14. Философия науки : учеб. пособие для вузов / Под ред. С. А. Лебедева. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — М. : Академический Проект, Альма Матер, 2007. — 731 с.

15. Лем, С. Антропный принцип (эссе) / С. Лем // Черное и белое : сб. — М. : ACT, 2015. — C. 145 — 153. — Режим доступа : http://fictionbook.ru/static/trials/09/50/14/09501493.a4.pdf (дата обращения: 21.10.2016).

16. Лем, С. Весь этот философский хлам (интервью) / С. Лем // Черное и белое : сб. — М. : ACT, 2015. — C. 88—112. — Режим доступа : http://fictionbook.ru/static/ trials/09/50/14/09501493.a4.pdf (дата обращения: 21.10.2016).

17. Tryton, E. Is the Universe a Vacuum Fluctuation? / E. Tryton // Nature. 1973. Vol. 246, p. 396.

18. Фридман, А. А. Мир как пространство и время /

A. А. Фридман. — Изд. 2-е. — М. : Наука, 1965. — 112 с.

19. Казютинский, В. В. Космология, теория, реальность /

B. В. Казютинский // Современная космология: философские горизонты. — М. : Канон + РООИ «Реабилитация», 2011. — Режим доступа : http://coollib.net/b/237261/read#t4 (дата обращения: 21.10.2016).

20. Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Кант И. Сочинения : в 8 т. — М. : ЧОРО, 1994. — Т. 4. — С. 5 — 152.

БЕРНАЦКИЙ Владилен Осипович, доктор философских наук, профессор (Россия), профессор кафедры философии и социальных коммуникаций. Адрес для переписки: Bernatskiy33@rambler.ru МАКУХИН Пётр Геннадьевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных коммуникаций.

Адрес для переписки: petr_makuhin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2016 г. © В. О. Бернацкий, П. Г. Макухин

Книжная полка

Алексеев, П. Философия в схемах и определениях : учеб. пособие / П. Алексеев. - М. : Проспект, 2016. - 206 c. - ISBN 978-5-392-18513-9.

Данное учебное пособие предлагает изучение курса философии в виде схем, наглядно выражающих самое существенное в структуре и структурных связях понятий, определений и принципов. Рассматриваются общие закономерности развития, проблемы и история, формы и методология научного познания, осмысления личности, общества и культуры. Издание полезно тем, что схема, в отличие от словесного описания, облегчает восприятие таких процессов в философии, как динамизм, цикличность, ранговость («отпочкование») и т. д. Изложенный материал представляет собой различные варианты вопросов, включаемых в экзаменационные билеты, вопросы к зачетам и семинарам.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, а также всех интересующихся философией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.