Альхимович И. Н., канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента ^^^ Коряжемского филиала Поморского государственного
университета имени М. В. Ломоносова, Ш
Г. Котлас, [email protected] Т^) ' ?
О ПОВЫШЕНИИ У:
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Т ' РЕСУРСНО- А
ОРИЕНТИРОВАННОГО РЕГИОНА
В статье рассматриваются аспекты системы взаимодействия основных участников социально-экономических процессов регионального развития и даются предложения по их совершенствованию. Такими участниками являются государство, крупные и малые предприятия. Делается акцент на поощрении и создании благоприятных условий для развития малого предпринимательства как основного фактора инновационного развития социально-экономической системы региона.
Ключевые слова: взаимодействие малых и крупных предприятий, факторы социально-экономического развития региона, малое предпринимательство, конкурентоспособная социально-экономическая система, инновационная активность, инфраструктура.
Введение
Несмотря на положительные тенденции в развитии современной российской экономики, приходится констатировать тот факт, что происходит отставание от экономически развитых стран в разработке, внедрении и использовании передовых достижений науки. Данная ситуация усугубляется на уровне регионов и муниципальных образований, где за годы реформ развалились промышленные и сельскохозяйственные предприятия, связи и партнерские отношения. Научный потенциал региональных учебных заведений и предприятий востребован не в полной мере, что является основной причиной перемещения перспективных трудовых ресурсов (ученых, специалистов, молодежи) в крупные города. Экономика ресурсно-ориентированного региона разви-
вается в соответствии со стратегией, основанной на неэффективном использовании и развитии научно-производственного потенциала территорий. В социально-экономической системе такого региона при следовании существующему направлению развития заметно снижается влияние инновационной составляющей. Как следствие — региональная экономика теряет конкурентные преимущества в отраслях, не связанных с добычей и переработкой природных ресурсов. Отсутствие внедрения и использования передовых технологий и методов производства приводит к падению инвестиционной привлекательности и, соответственно, исключает возможности эффективного экономического роста1.
1 Например, Давыдов Б., Евстратов П. Неиндустриализация и энергетический фактор // Экономист. 2010. № 4. С. 9-16.
Происходят негативные процессы, сказывающиеся на производительности труда, качестве региональной отраслевой структуры и эффективности использования производственного аппарата. В итоге уровень заработной платы значительной части населения сельской местности с трудом перекрывает прожиточный минимум. Соответственно, покупательная способность и дифференциация доходов населения находится в обратно пропорциональной зависимости, представляя собой почву для увеличения масштабов криминализации, коррупции и социально-политической нестабильности.
Частно-государственное партнерство
Как показывают положительные отечественная и зарубежная практики хозяйствования, проблемы социально-экономического развития региона успешно преодолеваются созданием эффективного частно-государственного партнерства в сфере государственной системы управления НИОКР и инновациями. Государство в лице органов власти различных уровней создает систему эффективного взаимодействия системы образования, науки и бизнеса. Это позволяет на уровне региона выявить источники экономического развития при эффективном использовании информационных и научных ресурсов. Таким образом, появляется новый фактор регионального производства — инновации, а региональная экономика переходит на инновационный тип развития. Главная цель системы такого межотраслевого взаимодействия — осуществление эффективного партнерства субъектов экономической деятельности в повышении конкурентоспособности производственных перспективных товаров и услуг. При этом необходимо создать условия, ликвидирующие разрыв между сферой создания разработок и сферой их применения.
Государство призвано выступить координатором и инициатором межорганиза-
ционных взаимодействий путем создания инфраструктуры и регулирования процессов. Инфраструктурой, способствующей эффективному взаимодействию субъектов системы, являются фонды венчурного финансирования, технопарки, бизнес-инкубаторы и т. д. Основным звеном координации могут и должны стать крупные предприятия региона, поскольку именно здесь сосредоточен основной научно-производственный потенциал региональной экономики, а источники развития малых предприятий ограничены. Муниципальная власть не способна поддерживать так называемый малый сектор экономики в связи с ограниченными бюджетами и значительными статьями затрат для финансирования основных объектов жизнедеятельности2.
Малые и крупные предприятия региона
Сегодня малые предприятия не выполняют в регионе социальные функции, что связано с отсутствием источников и системы поддержки малых предприятий. В то же время крупные предприятия имеют зачастую неэффективно использующиеся или простаивающие основные фонды и оборудование, теряют довольно значительные финансовые объемы в виде постоянных затрат (охрана, коммунальные платежи, ремонт и т. д.). Получается, что взаимодействие выгодно и крупным, и малым предприятиям, поскольку создаются условия для эффективного использования имеющихся территориальных ресурсов. Снижаются расходы муниципальных и региональных бюджетов, и одновременно растет налогооблагаемая база за счет появления новых и развития уже функционирующих малых предприятий. Важно, чтобы взаимодействие малых и крупных предприятий осно-
2 Дерябина М. Государственно-частное партнерст-
во: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 61-77.
вывалось на системном освоении высоких технологий в соответствии с разработками ученых-экономистов. Для этого необходимо внедрять методы стратегического управления, позволяющие использовать преимущества современного менеджмента в рыночной среде, когда на первое место выходят качества, способствующие выживанию и эффективной деятельности в условиях конкуренции. К основным средствам создания и управления системой взаимодействия относится организация маркетинговой деятельности, способствующей адекватным изменениям организационной структуры, внешним воздействиям на основе нововведений. Таким образом будет достигаться адаптивность системы в целом и каждого предприятия как подсистемы, когда повышается долгосрочная эффективность всех позитивных социально-экономических процессов региона. При этом важно учесть, что стремление предприятий к взаимодействию, особенно со стороны крупных, может быть безынициативным, несмотря на очевидные преимущества3.
Крупные предприятия на протяжении последних 10 лет стремились контролировать малые предприятия или стать их собственниками, лишая последние основных конкурентных преимуществ. Зарубежный исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что эффективное межфирменное взаимодействие основывается, прежде всего, на разумном разделении сфер деятельности и сохранении независимого статуса предприятий. Координатором и инициатором взаимодействия выступает государство в лице местных органов власти, его действия направлены на обеспечение социально-экономического прогресса территорий. Данная деятельность государства подразумевает использование экономических и правовых методов по соз-
3 Еваленко М. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России // РЭЖ. 2003. № 2. С. 21-32.
данию институциональной среды, способствующей развитию организаций всех видов собственности. Представляется, что для эффективного использования человеческого и ресурсного потенциала территорий усилия государства должны быть сосредоточены на развитии транспортной, научно-образовательной, информационной, производственно-финансовой инфра-структур4.
Человеческий ресурс
Развитие производства на современном этапе подразумевает автоматизацию и устранение тяжелого монотонного физического труда за счет использования техники. Изменяются роль человека в технологическом процессе, требования к специалистам, система подготовки рабочих и управленческих кадров. Становятся необходимыми новые профессии, когда человек контролирует автоматизированный процесс, что требует соответствующей подготовки, включающей не только технические знания и навыки, но и управленческие. Многие крупные компании используют передовые методы по подготовке персонала, затрачивая при этом значительные средства на привлечение педагогов, ученых, специалистов, деятельность которых направлена на внедрение инновационных подходов и разработок, повышение эффективности деятельности работников. Интеграция крупных и малых предприятий позволит работникам последних получить доступ к передовым образовательным методикам, поскольку эффективное взаимодействие предполагает участие различных специальностей во многих процессах. Это особенно актуально для малых предприятий, функционирующих в небольших городах, где часто крупные предприятия яв-
4 Кравченко К. Системы управления крупными компаниями: факторы эволюции // Экономист. 2007. № 11. С. 55.
ляются градообразующими. Таким образом, формируется человеческий ресурс, который может быть использован в различных направлениях деятельности предприятий для повышения производительности труда и эффективности производства. Органы местного самоуправления как основной координирующий элемент системы налаживают участие научно-исследовательских, образовательных организаций различных уровней в процессе обучения персонала5.
Интегрированные структуры
Важнейший аспект в деятельности интегрированной системы — определение направлений инновационной активности предприятий и формирование интеграционных образований в секторы обрабатывающей промышленности. Создание интегрированной структуры позволяет производить наукоемкую продукцию с использованием передовых технологий. Координирующая и инициирующая деятельность государства предполагает разработку совместно с научно-образовательными учреждениями стратегических планов и направлений развития крупных региональных интеграционных структур и экономики в целом. Важно разработать и внедрить механизмы координации и взаимодействия малых, крупных предприятий и государственных структур на основе составления программ их развития, учитывающих плановые индикаторы, ориентирующие деятельность хозяйствующих субъектов на решение насущных для региона задач. Крупные, в том числе оборонные, предприятия в системе взаимодействия получают дополнительные преимущества, ориентируясь на наиболее перспективные направ-
5 Какаева Е. А. Инновационная стратегия компании «в системе стратегического управления» // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2007. № 1. С. 164-175.
ления и области деятельности с возможностью заключения договорных отношений. Интересен в этом отношении опыт Франции, где региональные органы управления участвуют в обсуждении общенациональных планов развития, представляя информацию по приоритетным направлениям развития региона.
К основным задачам федерального центра относятся следующие: проведение индикативного планирования на основе обсуждения с региональными властями и заключение с последними соглашений, предусматривающих финансирование общих программ. В системе взаимодействия государство стимулирует участие малых предприятий в технологических цепочках крупных с использованием различных методов, таких как государственный заказ, налоговые каникулы, предоставление беспроцентных займов и т. д. Органы местного самоуправления и правительства регионов могут выступать учредителями и гарантами в различных структурах, образующих инновационную инфраструктуру развития предприятий, — это фонды поддержки и венчурного финансирования, бизнес-инкубаторы и т. п. Наличие высокотехнологичного производства с выпуском конкурентоспособной, ликвидной продукции позволит заинтересовать и привлечь дополнительные инвестиции в экономику региона, в том числе посредством создания акционерных обществ с участием государства. Возрастание инвестиционной привлекательности региона обеспечит повышение рейтинга в заинтересованности большего количества потенциальных инвесторов. Появление в регионе дополнительных средств позволит эффективно модернизировать существующие мощности и строить новые объекты.
Задача региональных и местных органов власти состоит в снижении инвестиционных рисков, а также эффективном использовании инвестиционного потенциала региона. Ее можно эффективно решать образова-
нием на разных территориальных уровнях системы интеграции малых и крупных предприятий для создания конкурентоспособных инновационных производств. Рассматривая различные отрасли, можно выделить однородные точки взаимодействия. Показательным примером в этом отношении являются крупные и малые (подсобные хозяйства) предприятия, функционирующие в сельском хозяйстве.
Предприятия сельского хозяйства
Повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий достигается за счет тесной интеграции с малыми формами хозяйствования, с учетом общих целей, слабых и сильных сторон каждого субъекта хозяйствования. Высокая производительность труда, использование передовых технологий крупной сельскохозяйственной организации и высоко мотива-ционный труд в форме подсобного потребительского хозяйства с привязанностью к земле в совокупности создают новые конкурентные преимущества для интегрированной структуры.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, являясь важнейшим инструментом в решении социальных проблем территорий, постоянно нуждаются в государственной поддержке. Налаживая эффективное взаимодействие малых предприятий с крупными, территориальные органы власти создают тем самым инфраструктуру и систему поддержки, основные элементы которой должны соответствовать перспективным факторам роста экономики. Такими факторами являются возрастание общего инвестиционного потенциала, которым располагает региональная и местная экономика с увеличением прямых инвестиций, в том числе зарубежных. Следующий фактор — инновационный процесс, который существенно ускорится на основе увеличения производимых научно-техническим комплексом инноваций
и нововведений, роста инвестиций и использования перспективных коммуникационных средств. Важно учитывать, что в ближайшие 10 лет, по прогнозам специалистов, инвестиционная активность возрастет в сферах услуг, энергетики, безопасности и экологии. Исходя из прогнозов, инвестиции будут особенно востребованы в вышеперечисленных сферах, причем если экономическое развитие происходило за счет увеличения доли накоплений ВВП, то опять же, по прогнозам, произойдет снижение инвестиций в материальные активы, а дефицит человеческого капитала и нематериальных активов возрастет.
Заключение
С учетом зарубежных инвестиций предполагается появление тенденции к образованию избыточных капиталов и конкуренции, в том числе между инвестициями, за возможность реализации. Таким образом, создание интегрированной системы позволит региональной экономике адекватно реагировать на все изменения в стране и за рубежом в направлении создания и развития конкурентоспособной социально-экономической системы.
В современных условиях государственно-частное партнерство получило наибольшее развитие в отраслях, связанных с добычей и частичной переработкой природных ресурсов, прежде всего, это топливно-энергетический комплекс и связанные с ним инфраструктурные отрасли, что не отвечает мировым позитивным тенденциям. Важно развивать приоритетные с точки зрения инновационного развития отрасли в сотрудничестве государства и частных предприятий, способствующие позитивному влиянию на структурную перестройку российской экономики. Это может быть предоставление государственных финансовых ресурсов или гарантий для целевого кредитования приоритетных отраслей экономики. Основное внимание необходимо уделять
созданию условий для эффективного взаимодействия малых и крупных предприятий, что позволит коренным образом изменить систему развития региона.
Список литературы
1. Давыдов Б., Евстратов П. Неиндустриализация и энергетический фактор // Экономист. 2010. № 4. С. 9-16.
2. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 61-77.
3. Еваленко М. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России // РЭЖ. 2003. № 2. С. 21-32.
4. Ефременко В. Ф. Место и роль инновационной инфраструктуры в формировании регио-
нальной системы инноваций // ЭКО. 2009. № 4. С. 93-106.
5. Какаева Е. А. Инновационная стратегия компании «в системе стратегического управления» // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2007. № 1. С. 164-175.
6. Коленникова О. Оборонные предприятия России и государство в поисках эффективного взаимодействия // Вопросы экономики. 2009. № 10. С. 80-90.
7. Кравченко К. Системы управления крупными компаниями: факторы эволюции // Экономист. 2007. № 11. С. 55.
8. Рубин Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2008.
I. Alhimovich, PhD, Associate professor, Pomorskiy State University, Branch in the Koriagma, Kotlas, [email protected]
DEVELOPING CONDITIONS FOR RAISING COMPETITIVENESS OF RESOURCE-ORIENTED REGIONS ON THE BASIS OF REGULATING INTERACTION BETWEEN SMALL AND BIG BUSINESSES
The article discusses aspects and suggestions for improving the system of interaction between the major participants of social-economic processes in regional development. These participants are the government, big and small businesses. An accent is placed on encouraging and developing favorable conditions for promotion of small enterprising as the major factor of innovational development of the regional social-economic system.
Key words: interaction of small and large businesses, factors of social-economic development of region, small entrepreneurship, competitive social-economic system, modernization of existing facilities, innovation activity, infrastructure.