Научная статья на тему 'О повышении качества оценки профессиональной пригодности специалистов пиротехнических подразделений МЧС России'

О повышении качества оценки профессиональной пригодности специалистов пиротехнических подразделений МЧС России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL SELECTION / ASSESSMENT OF PROFESSIONAL SUITABILITY / PROFESSIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аляев Павел Александрович, Седнев Владимир Анатольевич

На основе анализа существующей организации оценки профессиональной пригодности специалистов в МЧС России разработаны научно-методические основы совершенствования оценки профессиональной пригодности специалистов пиротехнических подразделений МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аляев Павел Александрович, Седнев Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT IMPROVING THE QUALITY OF EVALUATION PROFESSIONAL FITNESS FOR SPECIALISTS OF PYRO-TECHNIC DEPARTMENTS OF THE EMERGENCY MINISTRY OF RUSSIA

Based on the analysis of the existing organization of the assessment of the professional suitability of specialists in the Ministry of Emergencies of Russia, scientific and methodological bases for improving the assessment of the professional suitability of specialists of pyrotechnic units of rescue units of the Ministry of Emergencies of Russia have been developed.

Текст научной работы на тему «О повышении качества оценки профессиональной пригодности специалистов пиротехнических подразделений МЧС России»

УДК 378:614.842.8-051

О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПИРОТЕХНИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

МЧС РОССИИ

П.А. Аляев

старший преподаватель кафедры защиты населения и территорий

Академия государственной противопожарной службы МЧС России

Адрес: 129366, г. Москва, ул. Бориса Галушкина, 4 E-mail: pavel-alyaevQyandex.ru

В.А. Седнев

доктор технических наук,

профессор кафедры защиты населения и территорий Академия государственной противопожарной службы МЧС России

Адрес: 129366, г. Москва, ул. Бориса Галушкина, 4 E-mail: sednev70Qyandex.ru

Аннотация. На основе анализа существующей организации оценки профессиональной пригодности специалистов в МЧС России разработаны научно-методические основы совершенствования оценки профессиональной пригодности специалистов пиротехнических подразделений МЧС России.

Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, оценка профессиональной пригодности, профессиональные качества.

Цитирование: Аляев П.А., Седнев В.А. О повышении качества оценки профессиональной пригодности специалистов пиротехнических подразделений МЧС России // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2020. № 1 (44). С. 8-16.

Особенности организации проведения пиротехнических и взрывных работ показывают сложность их проведения и необходимость наличия высокой квалификации специалистов, а также наличие большого комплекса внутренних и внешних факторов, влияющих на безопасное проведение этих работ.

Инструкция по очистке местности от взрывоопасных предметов [1] определяет, что пиротехник — это сотрудник МЧС России, являющийся специалистом в области проведения пиротехнических работ, при этом пиротехнические работы — это комплекс мероприятий, связанных с организацией и проведением поиска (разведка местности, очистка местности от взрывоопасных предметов (далее — ВОП), контрольной проверки качества очистки, идентификации ВОП), транспортировки (извлечение, переноска, погрузка, буксировка), обезвреживания ВОП, а также взрывных работ, проводимых личным составом МЧС России.

Однако проведенный анализ квалификационных характеристик должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при-

родного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях [2] позволил сделать вывод об отсутствии профессии «пиротехник» или «сапер (спасатель)».

При этом в ряде спасательных центров МЧС России существуют должности «сапер (спасатель)», но требования к этим должностям не определены. Существует профессия «взрывник», но работы по этой профессии проводятся при строительных, монтажных, ремонтно-строительных, геологических и топографогеодезических работах [3].

Анализ особенностей организации проведения пиротехнических и взрывных работ показывает сложность их проведения и необходимость наличия высокой квалификации специалистов, а также опасность выполнения работ для самих специалистов, населения и окружающей среды. Любая ошибка данного специалиста может обернуться гибелью его самого и окружающих, значительным материальным ущербом. При этом имеется целый комплекс внутренних и внешних факторов, влияющих на безопасное проведение пиротехнических и взрывных работ.

На основе анализа опасных действий специалистов, участвующих в проведении пиротехнических и взрывных работ, в том числе руководителей взрывных работ, командиров пиротехнических подразделений, (далее — специалист), а также качеств, влияющих на их психологическое и эмоциональное состояние [4], для оценки их профессиональной пригодности авторами выделены три группы профессионально важных качеств:

профессиональные знания и умения; социально-психологические качества; физиологические и психофизиологические качества.

Каждое качество может иметь разную степень выраженности, например, профессиональные умения — от мастерства до его полного отсутствия (таблица 1) [5].

При профессиональном отборе в настоящее время используются [4] следующие методы испытаний и оценки выраженности профессиональных качеств: экзамен, экспертные оценки, психофизиологические диагностики и тестирование.

Учитывая высокие расходы на подготовку специалистов, профессиональный отбор необходим для снижения соответствующих затрат посредством сокращения числа лиц, которые в дальнейшем оказываются профессионально непригодными.

Профессиональный психологический отбор в настоящее время проводится только при поступлении абитуриентов в учебные заведения МЧС России, приеме на работу, приеме и распределении граждан, призванных для прохождения военной службы [6, 7]. В основе системы профессионального психологического отбора в спасательных воинских формированиях МЧС России лежит применение положений по проведению профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Российской Федерации, который является одним из видов профессионального отбора [8]. Причем при проведении интелектуально-мнестического, эмоционально-личностного и

мотивационно-волевого анализов учитывается нервно-психическая устойчивость специалиста (рисунок 1).

При этом из-за происходящих в процессе учебы или работы по специальности изменений психологических свойств и качеств личности целесообразно периодически повторять оценку индивидуально-психологических особенностей специалистов через определенные интервалы времени, в течение которых могут происходить значимые воздействия на личность.

Итогом профессионального отбора является оценка успешности деятельности или определение состояния «профессионального выгорания» специалистов. При этом результат достигается именно в ходе психологической диагностики, что является составной частью комплекса психодиагностических мероприятий.

При проведении профессиональной диагностики (рисунок 1) в рамках медицинского освидетельствования специалиста выявляют медицинские противопоказания для его деятельности.

Успешность профессиональной деятельности зависит не только от общей и специальной подготовки специалиста, но и от степени развития у него качеств эмоциональной устойчивости, внимания, памяти, сенсо-моторных функций и т.д. При этом объективность профессионального и психологического отборов во многом определяется достоверностью измерительных средств и технологий (рисунок 2), имеющих свою область применения, и для их проведения предлагается использовать методики, распределенные по четырем блокам [9]: интеллектуально-мнестическому; эмоционально-личностному; мотивационно-волевому; нервно-психической устойчивости (далее — НПУ).

В каждом блоке предлагается выделять одну обязательную методику, а остальные использовать для получения дополнительной информации.

Таблица 1 — Перечень профессионально важных качеств специалиста [9]

№ Положительные Отрицательные

Профессиональные знания и умения

1 Знания, умения и навыки безопасного Недостаточные профессиональные знания,

выполнения операций невладение специальными методами, приемами, навыками

2 Знания и умения действовать в опасных си- Невладение специальными знаниями и на-

туациях выками действий в опасных ситуациях, растренированность

3 Способность к обучению Неспособность к обучению, самообучению

Социально-психологические

4 Добросовестность, ответственность Недобросовестность, безответственность

5 Готовность помочь Индивидуализм

6 Дисциплинированность Недисциплинированность

7 Целеустремленность Пассивность, недостаточная сила воли

8 Осторожность Склонность к риску, импульсивность, беспечность

9 Самостоятельность Конформизм

10 Решительность, смелость Неуверенность, растерянность, трусость

11 Наблюдательность Неосмотрительность

12 Аккуратность Неаккуратность, неряшливость

13 Коммуникабельность Замкнутость

14 Дружелюбие Агрессивность

15 Способность к адаптации Неспособность к адаптации

Физиологические и психофизиологические

16 Работоспособность, выносливость Физическая слабость, низкая выносливость

17 Скорость психомоторных реакций Замедленность психомоторных реакций

18 Острота зрения Близорукость (и другие отклонения)

19 Глазомер Неразвитый глазомер

20 Цветовосприятие Дальтоник

21 Острота слуха Тугоухость

22 Дифференциация Неспособность к дифференциации звука

23 Эмоциональная устойчивость Эмоциональная неустойчивость

24 Устойчивость внимания Рассеянность

25 Распределение внимания Неспособность к распределению внимания

26 Кратковременная память Недостаточная кратковременная память

27 Оперативная память Слабая оперативная память

28 Долговременная память Слабая долговременная память

29 Оперативное мышление Неспособность к оперативному мышлению

30 Логическое мышление Неспособность к логическому мышлению

1. Медицинское освидетельствование: определение категории годности по состоянию -здоровья

ВыяЕЛённе нервных и психических заболевании

2. Психологический отбор

Интеллекту ально-мнестнческнй анализ

Эмоционально-личностный анализ

способность к обобщению и анализу информации, "¡пространственное мышление; грамотность; скорость и точность восприятия; гибкость мышления п др.

поведенческая регуляция; моральная норматнв-тность; выявление факторов риска (злоупотребление спиртными напитками, наркотиками и др.)

Мотнвацнонно-

БОЛеБОН анализ

¡определение профессионально важных качеств: координации движений, ловкости, физической силы и ¡выносливости, решительности, самообладания, со. | образ нтельностн, смелости н др.

Оценка нервно- психической \стойчивосге

выявление личностных нарушении, оценка вероятности возникновения нервно-психических срывов

а) годен: о) годен с незначительными ограничениями; в) временно не годен; г) не годен

- «рекомендуется в первую очередь» -1 кат. проф. пригодности;

- «срекомеидуется» - II кат. проф. пригодности;

- «рекомендуется условно» - III кат. проф. пригодности;

«не рекомендуется» IV кат, проф. пригодности

3. Профессиональный [образовательный) отбор

Оценка профессиональных знаний, навыков н уменнн

высокая НПУ; хорошая ШТУ: удовлетворительная НПУ; неудовлетворительная НПУ

а) годен; 6) годен с незначительными ограничениями; в) временно не годен; г) не годен

чрекомеидуется в первую очередь»; «рекомендуется»

г Квалификационная комиссия

Рисунок 1 Профессиональная диагностика специалиста

В качестве обязательной методики интеллектуально-мнсстичсскохч) анализа уровня интеллектуального развития испытуемого предлагается применять тест возрастающей трудности Дж. Равена [9], позволяющий

определить наличие необходимых для специалистов пиротехнических подразделений качеств: способности к обучению, обобщению и анализу информации; наличие пространственного мышления, скорости и др.

Рисунок 2 Предложения но оценке профессиональной пригодности специалиста

Для эмоционально-личностного анализа испытуемого от его физического и психического состояний до морально-этических и характера межличностных отношений предлагается применять методику многостороннего исследования личности по Ф.Ю. Березину [9], включающую шкалы достоверности, поведенческой регуляции и др.

Для мотивационно-волевого анализа в качестве обязательного предлагается применять тест «Уровень притязаний» К. Шварцлане-ра [9], оценивающий степень трудности тех целей, к которым стремится человек, удач и неудач на жизненном пути. Адекватный уровень притязаний свойственен людям, которые ставят перед собой достижимые цели, соответствующие их способностям и возможностям. Мотивация используется для объяснения движущих сил поведения человека. Все мотивы делятся на направленные на себя и на деятельность.

Мотивы, направленные на деятельность, являются результатом действия общественно и служебно значимых потребностей.

Если у специалиста преобладают мотивы с направленностью на себя, а потом уже на деятельность и ее результаты, то мотивация носит личностно-престижный характер. Руководители с мотивацией, направленной на себя, в период подготовки к выезду в район проведе-

ния пиротехнических работ прилагают меньше усилий для подготовки себя и личного состава к выполнению задач, чем руководители с мотивацией на деятельность. Поэтому для снижения негативных последствий их действий рекомендуется проводить с ними психопрофилактические и психотерапевтические мероприятия, основываясь на методах оценки психологического отбора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В основе оценки нервно-психической устойчивости лежит выявление у специалиста воли, под которой понимается [9] психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, связанных с преодолением внутренних и внешних препятствий. Оценка волевого компонента важна при отборе лиц, деятельность которых связана с повышенной опасностью и необходимостью быстрого принятия решений. В качестве обязательного предлагается применять тест «Прогноз» [6], позволяющий выявить признаки личностных нарушений, оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека.

Общую группу психологической пригодности испытуемого предлагается определять по каждому блоку анализа (рисунок 2) и с учетом уровня его нервно-психической устойчивости (таблица 2).

Категория и формулировка заключения Характеристика кандидата

I - «рекомендуется в первую очередь» соответствует требованиям к работе по специальности или к обучению, что позволяет ему в установленные сроки овладеть образовательной программой преимущественно с отличными оценками

II - «рекомендуется» в основном соответствует требованиям к работе по специальности или к обучению, что позволяет ему в установленные сроки овладеть образовательной программой преимущественно с хорошими оценками

III - «рекомендуется условно» минимально соответствует требованиям, предъявляемым к работе по специальности или к обучению, с трудом может овладеть образовательной программой и способен показать преимущественно удовлетворительные знания

IV - «не рекомендуется» не соответствует требованиям, предъявляемым к работе по специальности или к обучению

Таблица 2 — Заключение о психологической пригодности

Рисунок 3 Варианты оценки психологической пригодности испытуемого

Возможные варианты оценки психологической пригодности испытуемого представлены на рисунке 3, при этом вывод «рекомендуется» предполагает выполнение испытуемым практических задач без ошибок, «рекомендуется в первую очередь» предполагает привлечение испытуемого и к организации выполнения задач. Исходя из рассмотренных методик и их назначения, они мшут использоваться также для оценки профессионально важных качеств пиротехника и сапера (рисунок 3).

С учетом результатов психологического отбора выносится заключение о профессиональной пригодности иснытуемшх) к выполнению задач (пиротехника, сапера) (таблица 3).

При этом для подготовки не рекомендуется привлекать кандидатов, отнесенных к III и IV категориям по психологической пригодности и профессиональному отбору. Общий вывод по результатам психологического и профессионального отборов, с учетом их возможных вариантов, может быть сделан по схеме, представленной на рисунке 4. Вывод о профессиональной пригодности специалиста выносится по схеме, представленной на рисунке 2. При этом предполагается однозначный отбор соискателя для обучения с дачей рекомендации по применению его в качестве либо руководителя пиротехнических (взрывных) работ, либо исполнителя.

Таблица 3 Заключение по профессиональному отбору

Категория и формулировка заключения Характеристика кандидата

«рекомендуется в первую очередь» соответствует требованиям должности, что позволяет в установленные сроки овладеть специальностью, иметь но результатам проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки

« рекомендуется » соответствует требованиям должности, что позволяет в установленные сроки овладеть специальностью, иметь но результатам проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки

«рекомендуется условно» минимально соответствует требованиям должности, с трудом овладевает специальностью в установленные сроки, имеет но результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки

«не рекомендуется» но уровню развития профессионально важных качеств не соответствует требованиям воинской должности

«рекомендуется в первую очередь» «рекомендуется»

«рекомендуется в первую очередь» I I- «рекомендуется в первую очередь»

-

«рекомендуется в первую очередь»

«рекомендуется» «рекомендуется» «рекомендуется»

Рисунок 4 Варианты общего вывода но результатам психологического и профессионального

отборов испытуемого

Выводы:

1. В существующей процедуре по результатам психологического отбора решение выносится на основе оценки профессионально важных качеств соискателя (интеллектуально-мнеетичееких, эмоционально-личностных и мотивационно-волевых) с учетом его нервно-психической устойчивости, при этом отсутствуют механизмы ее оценки, что вносит элементы субъективизма при вынесении решения о его годности но результатам психологического отбора. Предлагаемый подход предполагает использование конкретного механизма но оценке профессионально важных качеств соискателя и его нервно-психической устойчивости (рисунок 2), что исключает элемент субъективизма и ошибку при отборе соискателя.

2. Эффективность представленных предложений выражается в той сумме финансовых, материальных и других средств, которые

могли быть потрачены на подготовку одного специалиста при ошибке в отборе соискателя на ту или иную специальность.

3. Внедрение разработанного научно-методи чеекого подхода совершенствования оценки профессиональной пригодности сне-циалистов пиротехни чееких подр азделений спасательных воинских формирований МЧС России позволит:

исключить ошибку при отборе соискателей для обучения но программе подготовки специалистов пиротехни чеекого подразделения;

повысить качество отбора кандидатов для подготовки специалистов пиротехнических подразделений;

оценить их готовность к выполнению профессиональных задач;

повысить безопасность деятельности специалистов пиротехнических подразделений.

Литература

1. Чуприян А.П. Инструкция по очистке местности от взрывоопасных предметов. М: МЧС России. 2016. 92 с.

2. Приказ Минтруда России от 03.12.2013 № 707н «Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях».

3. Приказ Минтруда России от 19.01.2017 № 53н «Об утверждении профессионального стандарта «Взрывник»» (Зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2017 № 45500).

4. Седнев В.А.. Аляев П.А. Методы оценки качества подготовки специалистов пиротехнических подразделений // Технологии техносферной безопасности: интернет-журнал. Вып. 6 (64). 2015. 5 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ipb.mos.ni/ttb.

5. Седнев В.А.. Аляев П.А. Особенности организации проведения и причины травматизма при пиротехнических и взрывных работах // Технологии техносферной безопасности: интернет-журнал Вып. 5 (63). 2015. 7 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ipb.mos.ni/ttb.

6. Шойгу Ю.С. Методическое руководство по проведению профессионального психологического отбора в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных. ФГБУ «Объединенная редакция МЧС России». Рязань, 2013. 118 с.

7. Приказ МЧС России от 17 декабря 2012 г. № 772 «Об утверждении Положения по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

8. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. № 50 «Об утверждении руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации».

9. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.

ABOUT IMPROVING THE QUALITY OF EVALUATION PROFESSIONAL FITNESS FOR SPECIALISTS OF PYRO-TECHNIC DEPARTMENTS OF THE EMERGENCY MINISTRY OF RUSSIA

Pavel ALYAEV

Senior teacher of the department protection of the population and territories Academy of State Fire Service EMERCOM of Russia Address: 129366, Moscow, st. Boris Galushkina, 4 E-mail: i.tarabaevQamchs.ru

Vladimir SEDNEV

Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Protection of Population and Territories

Academy of State Fire Service EMERCOM of Russia Address: 129366, Moscow, st. Boris Galushkina, 4 E-mail: sednev70Qyandex.ru

Abstract. Based on the analysis of the existing organization of the assessment of the professional suitability of specialists in the Ministry of Emergencies of Russia, scientific and methodological bases for improving the assessment of the professional suitability of specialists of pyrotechnic units of rescue units of the Ministry of Emergencies of Russia have been developed. Keywords: pyrotechnic, Professional and psychological selection, specialist pyrotech-nics, assessment of professional suitability, professional qualities.

Citation: Alyaev P.A., Sednev V.A. About improving the quality of evaluation professional fitness for specialists of pyrotechnic Departments of the Emergency ministry of Russia // Scientific and educational problems of civil protection. 2020. No. 1 (44). pp. 8-16.

References

1. Chupriyan A.P. Instructions for cleaning the area from explosive objects. M: EMERCOM of Russia, 2016. 292 s.

2. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 03.12.2013 No. 707n «Qualification Characteristics of the Positions of Workers Carrying out Activities in the Field of Civil Defense, Protection of the Population and Territories from Natural and Man-Made Emergencies, Ensuring Fire Safety, Safety of People at Water Facilities and Mining Facilities in underground conditions.»

3. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 01.19.2017 No. 53n «On approval of the professional standard" Explosive» (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 01.02.2017 No. 45500).

4. Sednev V.A., Alyaev P.A. Methods for assessing the quality of training of specialists in pyrotechnic units // Technology of technosphere safety: online journal. Vol. 6 (64). 2015.5 p. [Electronic resource] - Access mode: http://ipb.mos.ru/ttb.

5. Sednev V.A., Alyaev P.A. Features of the organization of the conduct and causes of injuries during pyrotechnic and blasting operations // Technology of technosphere safety: online journal. Vol. 5 (63). 2015.7 p. [Electronic resource] - Access mode: http://ipb.mos.ru/ttb.

6. Shoigu Yu.S. Guidelines for conducting professional psychological selection at the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Disaster Management. Federal State Budgetary Institution "United Edition of the Ministry of Emergencies of Russia". Ryazan, 2013. 118 p.

7. The order of the Ministry of Emergency Situations of Russia dated December 17, 2012 No. 772 «On approval of the provision on the organization of military service by officers and warrant officers (midshipmen) of rescue military units of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Disaster Relief».

8. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated January 26, 2000 No. 50 «On Approving the Guidelines for Professional Psychological Selection in the Armed Forces of the Russian Federation».

9. Ilyin E.P. Psychology of the will. 2nd ed. St. Petersburg: Peter, 2009. 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.