Научная статья на тему 'О повышении эффективности учебного процесса в вузе'

О повышении эффективности учебного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / КАЧЕСТВО ЛЕКЦИЙ / THE QUALITY OF THE LECTURES / КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / COMPETENCE OF THE TEACHER / ОСНАЩЕННОСТЬ АУДИТОРИЙ / THE EQUIPMENT OF THE CLASSROOMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красноженова Г.Ф.

Повышение качества обучения в вузе является одной из главных задач, стоящих перед высшей школой. Существенной составляющей этого процесса является обеспечение высокого качества чтения лекций, которое зависит от многих факторов, в том числе от специфики вуза. В данной статье рассматриваются факторы, связанные с компетенциями преподавателя, актуальностью изучаемого материала и технической оснащенностью аудиторий. Даются конкретные предложения по повышению качества чтения лекций в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About increase of efficiency of educational process at the University

Improving the quality of education is one of the main challenges facing higher education. An essential component of this process is to provide high quality lectures with specific to the institution, which depends on many factors. This article discusses the factors related to the competence of the teacher, the relevance of the studied material and technical equipment of the classrooms. The article describes specific recommendations to improve the quality of lectures at the University.

Текст научной работы на тему «О повышении эффективности учебного процесса в вузе»

УДК 378.14

Г. Ф. Красноженова

доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой международного туризма и гостиничного бизнеса ИПЭУ МГЛУ e-mail: www.turizm-mglu@mail.ru

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Повышение качества обучения в вузе является одной из главных задач, стоящих перед высшей школой. Существенной составляющей этого процесса является обеспечение высокого качества чтения лекций, которое зависит от многих факторов, в том числе от специфики вуза. В данной статье рассматриваются факторы, связанные с компетенциями преподавателя, актуальностью изучаемого материала и технической оснащенностью аудиторий. Даются конкретные предложения по повышению качества чтения лекций в вузе.

Ключевые слова: учебный процесс; качество лекций; компетенции преподавателя; оснащенность аудиторий.

Krasnojenova G. F.

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Неad of the Chair of International Tourism and Hotel Business MSLU e-mail: www.turizm-mglu@mail.ru

ABOUT INCREASE OF EFFICIENCY OF EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY

Improving the quality of education is one of the main challenges facing higher education. An essential component of this process is to provide high quality lectures with specific to the institution, which depends on many factors. This article discusses the factors related to the competence of the teacher, the relevance of the studied material and technical equipment of the classrooms. The article describes specific recommendations to improve the quality of lectures at the University.

Key words: educational process; the quality of the lectures; the competence of the teacher; the equipment of the classrooms.

Работодатели желают видеть у своих потенциальных сотрудников хорошие знания в рамках компетенций, соответствующих определенному направлению подготовки [1] и востребованных на рынке труда. Особенно работодатели ценят в сотрудниках постоянное стремление к новым знаниям и самообразованию.

Качество чтения лекций должно постоянно взаимодействовать с внешней средой. Это показано на рисунке 1 в виде треугольника. Рассмотрим, в чем заключается это взаимодействие.

Внешняя среда

Рис. 1. Треугольник качества лекций

Высокое качество чтения лекций может быть обеспечено при наличии двух требуемых составляющих, взаимодействующих с внешней средой:

1) техническая оснащенность;

2) компетенции преподавателя.

Технические обеспечение полностью зависит от достижения прогресса и тех технологий, которые могут использовать преподаватели при чтении лекций. Интернет и новые информационные технологии предоставляют огромные возможности, но кто этим воспользуется? Этим могут воспользоваться те вузы, которые используют новые цифровые решения и имеют преподавателей, способных реализовать эти технологии.

Рассмотрим эти составляющие треугольника качества лекций с позиций сегодняшнего дня. В настоящее время многие преподаватели имеют персональную вычислительную технику (планшетники, ноутбуки и т. д.), которую они используют как для подготовки к лекциям и соответствующих презентаций, так и для демонстрации их студентам. Поэтому в аудиториях необходимо иметь проекторы и экраны для демонстрации презентаций непосредственно с планшетников. Проекторы должны быть оснащены различными переходными кабелями для подключения вычислительной техники. В настоящее время

быстро развиваются интерактивные программные средства, которые преподаватель может использовать при чтении лекций. Так, например, преподаватель имеет возможность дополнять слайды презентации непосредственно во время чтения лекции своими рисунками и поясняющими надписями. И все это отображается на экране (рис. 2). После окончания показа презентации, эти дополнительные рисунки и надписи исчезают. Такая технология позволяет полностью имитировать работу преподавателя с доской, при использовании разноцветных мелков и губки. Поэтому во многих случаях можно отказаться от покупки такого дорогостоящего оборудования, как интерактивные доски, и при этом обеспечить высокую интерактивность лекций при использовании презентаций.

Научный менеджмент Научная организация управления (scientific management). Применение научного метода для определения "одного наиболее эффективного способа" выполнения работы.

Основные представители школы научного менеджмента: Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915).

Труд Фредерика Уинслоу Тейлора Principies of Scintific Мападете («Принципы научного менеджмента»), 1911 г.

Фрэнк Гилберт (1868-1924) и Лилиан Гилберт (1878-1972)

Книга «Изучение движений», 1911 г. Книга «Психология управления», 1916 г.

Рис. 2. Пример слайда презентации

Необходимо учитывать также такой немаловажный факт, что большинство студентов имеют различные гаджеты, которые они используют в процессе учебы. Например, в ходе лекции и показа преподавателем презентации они могут сделать снимки понравившихся слайдов

} НОГ

с комментариями преподавателя. Эти снимки будут выглядеть примерно так, как показано на рисунке 2. В следующий раз, когда преподаватель будет читать лекцию и показывать презентацию, слайды примут первоначальный вид и преподаватель вновь сможет вносить различные изменения, которые будут фиксироваться на снимках у студентов. Такой подход позволяет решить одну из важных проблем «эффективного раздаточного материала» и представляется менее затратным по сравнению с использованием раздаточного материала в виде листов бумаги. Так, например, если студенческий поток составляет 60 человек, а презентация включает 10 слайдов, то на одну лекцию потребуется напечатать 600 страниц раздаточного материала.

На рисунке 2 представлен пример слайда презентации, которую преподаватель может дополнять непосредственно во время лекции (в данном случае добавления показаны красным цветом).

Рис. 3. Формирование компетенций преподавателя (1 - требования рынка труда; 2 - опыт работы в данной области;

3 - знания преподавателя)

Далее рассмотрим вторую составляющую обеспечения высокого качества чтения лекций - требуемые компетентности преподавателя. В настоящее время в высшей школе широко используется компетент-ностный подход в учебном процессе [1]. На рисунке 3 представлена модель, определяющая процесс формирования компетенций преподавателя в рыночных условиях. Можно предположить, что только при пересечении 1, 2 и 3 областей получается замкнутая область (как показано на рисунке 2), соответствующая компетенциям преподавателя, которые он может реализовать при чтении лекций.

Если области 1 и 2 не пересекаются, то это соответствует ситуации отсутствия опыта в конкретной области использования знаний. Всем хорошо известна ситуация, когда молодому выпускнику вуза при наличии хороших теоретических знаний трудно найти работу, так как у него отсутствует опыт практической работы в конкретной области деятельности. Также можно привести еще один пример. Некоторые выпускники российских вузов предпочитают продолжить образование по программе MBA (Muster of Business Administration) в ведущих западных университетах, так как в них, как правило, преподают профессора, имеющих опыт практической работы по организации и ведению бизнеса в условиях конкурентной экономики. По мере развития российской конкурентной экономики число специалистов в области организации и ведения бизнеса будет увеличиваться и привлекательность наших вузов, обучающих по программам MBA, будет постоянно возрастать.

Если пересечение областей 1 и 2 будет увеличиваться, то ценность знаний преподавателя будет возрастать, так как эти знания будут востребованы на рынке труда. И, соответственно, в этом случае качество лекций будет возрастать. Необходимо также учитывать такой важный фактор, как постоянное увеличение объема знаний, которые выпускники могут использовать в своей профессиональной деятельности при решении практических задач. Поэтому содержание лекций преподаватель должен обновлять с учетом появления этих новых знаний на рынке труда, тем самым поддерживая актуальность этих знаний [3]. Причем одни и те же знания могут изучаться в разных дисциплинах. Это связано с тем, что многие дисциплины носят междисциплинарный характер. В конечном итоге это может привести к снижению качества лекций из-за наличия повторений. Избежать подобной ситуации можно при использовании коммуникационной сети, доступной для преподавателей вуза, обеспечивающих учебный процесс по определенному направлению подготовки.

Известно, что на практике используются организационные коммуникационные сети трех типов [2]:

• цепочная;

• круговая;

• общая цепочная.

В основе организационных коммуникационных сетей лежат соответствующие коммуникационные потоки, которые несут информацию

для определенных категорий пользователей. Для студентов - это может быть структура изучаемых дисциплин в виде набора соответствующих тем, основные вопросы, изучаемые в рамках этих тем, задания и вопросы для подготовки к семинарским занятиям. Так, например, на рисунке 4 показан фрагмент страницы электронной системы поддержки учебного процесса, выполняющей роль коммуникационной системы.

Те-ма £

Тема Рукйшще»^ п лцяарсгйй Ча Эффективный руководители и лидеры

Тема 3

сЬ,

Темп Опыг^внвцжчвитя за рубежа, виччщщч'ь ши |ла1йЛь)ЬЫпи* и РОССИИ

41 . Ияюпьмвйннй различных теорий управления е

Рис. 4. Фрагмент страницы системы электронной поддержки

На рисунке 4 отображены две темы. Если студент нажмет на иконку, которая находится на экране рядом с названием темы, то он увидит перечень вопросов, которые будут изучаться в рамках данной темы и контрольные вопросы (рис. 5).

Навигация

В начало ■ Моя домашняя

страница ► Страницы сайта V Мой профиль ▼ Текущий курс

Тема 2. Руководство и лидерство

Содержание раздела: Теории лидерства, определяющие стили поведения. Трансакционное лидерство. Трансформационное лидерство. Ситуативные теории руководства: модель Фидлера. Ситуативные теории руководства: теории Херси-Бланшара. Вопросы для самоподготовки: 1. В чем заключается различие между понятиями: руководитель и лидер. 2. Основные признаки трансакционного лидерства. 3. Основные признаки трансфомационного лидерства. 4. Сущность модели Фидлера. 5. Когда можно использовать теорию Херси-Бланшара.

Рис. 5. Содержание раздела: Тема 2

Далее если студент нажмет на иконку, находящуюся перед соответствующим наименованием семинарского задания, то он сможет увидеть перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть в процессе подготовки к семинару (рис. 6).

Аналогичные действия могут совершать преподаватели смежных дисциплин с целью исключения дублирования при чтении лекций.

Проснагр ответов з^лчли

Необходимо подготовить сооОшенно и презентацию объемом: &- минут нп

пример« ннирвлюй компаний и ответить на сгищуищи! вопросы. 1) Кто является руководителем или лидером в чо*нкрвтноИ компании?

5) к!г] У. ^Тн1Тв. ^ффоцтнв^ыч ПНЛИ^ПЫ'Т

3} В '«ем секрет эффективности конкретный лидеров? -1} Каной стиль лидерства приме ноете* в компании?

К;|Ш[1 пгкиь*1ки Г^и котик] и енпньн ^удуЩ"-и хпрзьнзр»?

Рис. 6. Содержание задания: Эффективные руководители и лидеры

Наличие такой организационной коммуникационной системы позволяет администрации вуза контролировать актуальность изучаемых знаний в процесс чтения лекций. Исходя из вышеизложенного, можно рекомендовать для организационной коммуникационной сети учебного процесса общую цепочную структуру [2]. В этом случае коммуникативные потоки могут свободно проходить через всех участников учебного процесса в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Красноженова Г. Ф. Формирование требуемых компетенций у выпускников вузов как фактор создания инновационной экономики // Проблемы модернизации экономики России на современном этапе. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2010. - С. 95-102. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 6 (585). Сер. Экономические науки).

2. Роббинз С., Коултер М. Менеджмент : пер. с англ. - 8-е изд. - ИД «Ви-льямс», 2007. - 1044 с.

3. Леви М. Гениальность на заказ. Легкий способ поиска нестандартных решений и идей : пер. с англ. - М. : Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2013. -199 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.