Научная статья на тему 'О повышении эффективности работы заводов по добыче и розливу минеральной воды'

О повышении эффективности работы заводов по добыче и розливу минеральной воды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВОД / КАЧЕСТВО / МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА / РЕАЛИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / FACTORY / QUALITY / MINERAL WATER / REALIZATION / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилов Артём Романович

Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются заводы по добыче и розливу минеральной воды, а также пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the main issues which are faced by factories in extraction and bottling of mineral water, as well as the ways of solving them.

Текст научной работы на тему «О повышении эффективности работы заводов по добыче и розливу минеральной воды»

8. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства : учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2011.

9. Строительный комплекс // Энциклопедия экономиста : сайт. URL : http://www.grandars.ru/ shkola/geografiya/stroitelnyy-kompleks.html.

10. Шерер И.Н. Современное решение проблем молодежи на рынке труда в регионах // Грани познания : электрон. науч.-образоват. журн. 2012. №1(15). URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/ 1329561862.pdf.

Economic basis of the region: marketing approach

There is considered the development of the economic basis of the region connected with the use of the logistic and marketing approaches to formation, distribution and consumption of resources.

Key words: marketing of the region, economic basis of the region, marketing approach.

А.р. дАнилОВ (Москва)

о повышении эффективности работы заводов по добыче и розливу минеральной воды

Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются заводы по добыче и розливу минеральной воды, а также пути их решения.

Ключевые слова: завод, качество, минеральная вода, реализация, эффективность.

В нашей стране есть регион, который вот уже больше двух столетий известен на всю страну, - это особо охраняемый экологокурортный регион Кавказские Минеральные Воды. Известность данная территория получила благодаря особым гидроминеральным ресурсам, не имеющим аналогов в России. Так, в регионе более 130 источников минеральной воды 30 различных типов. Кроме того, в регионе расположено тамбуканское озеро, которое имеет серьезные запасы иловой грязи. Данная грязь активно используется для лечения многих заболеваний в местных санаториях. Бла-

годаря этому в XIX в. десятки тысяч граждан приезжали сюда поправить свое здоровье, в том числе военные. Чуть позже, во второй половине XX в., местные гидроминеральные ресурсы стали помогать людям уже на расстоянии. Это происходило путем промышленного розлива минеральной воды и распространения по всему Советскому Союзу. Бутылки с надписью «Нарзан» можно было встретить во многих магазинах СССР. После распада Советского Союза и введения рыночных принципов в экономике, помимо общеизвестных кис-ловодских марок «Нарзан» и «Ессентуки-4». стали пользоваться спросом такие бренды, как «Славяновская», «Новотерская целебная», «Ессентуки-17» и др.

С одной стороны, свободная система ведения хозяйства, пришедшая на смену жесткой командно-административной плановой экономике, дала возможность каждому состоятельному человеку проводить геологоразведку, добывать минеральную воду, реализовывать продукцию где угодно и по удобным ценам, с другой - демократические процессы, которые сопровождали введение капитализма в России, привели к тому, что любой производитель качественного товара, пользующегося спросом, сталкивается с большим объемом контрафактной продукции. Минеральная вода исключением из правил не стала. да и было бы странно видеть поддельный коньяк и не видеть поддельную минеральную воду на прилавках магазинов, поскольку ее изготовление намного проще.

Согласно данным исследования Еврокомиссии в конце 2006 г., Россия занимает второе место среди производителей подделок. В одной группе с нами по объему производства контрафакта числятся Чили, Турция и Украина [3]. Если же говорить о минеральной воде, то, по данным президента Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Д. Петрова, в среднем 30% всей минеральной воды, которая продается в России, -подделка. По наиболее распространенным брендам, таким как «Ессентуки», процент еще больше - 70-80% [2]. Таким образом, большая часть популярной минеральной бутилиро-ванной воды на прилавках сомнительного происхождения.

В результате этого страдают не только производители, но и потребители. Большинство граждан, покупая какой-либо товар,

© Данилов А.Р., 2013

ждет от него определенных свойств. У кого-то есть проблемы с желудком, и ему необходимо за несколько минут до еды выпивать немного минеральной воды, кому-то это необходимо по другим причинам. От того, каков будет результат потребления минеральной бути-лированной воды человеком, зависит не только прибыль магазина, осуществляющего продажу, но и показатели эффективности деятельности самих заводов по розливу, поскольку товар, не оправдавший надежд в условиях конкуренции, снова покупать вряд ли станут, а в России последние годы идет серьезное освоение подземных источников с целью промышленного розлива минеральной и питьевой воды. Так, серьезным спросом пользуются бренды «Святой источник», «Обуховская», «Архыз», «Липецкий бювет», «Карачинская» и мн. др.

В таких условиях необходимо совместное усилие государства, предпринимательского сектора и гражданского общества в целом. Несмотря на то, что большая часть заводов по розливу минеральной воды находится в частных руках, бюджеты всех уровней получают средства от функционирования частных заводов в виде налогов на прибыль, имущество, землю, налога на доходы физических лиц, работающих на заводе. К тому же, если государство позиционирует себя как социальное, а именно так оно названо в ст. 7 Конституции РФ, оно должно создавать комфортные рабочие места, где будут нормированный график труда, профсоюзные организации для защиты рабочего класса, «белая» зарплата. Заводы этим требованиям полностью соответствуют.

Государству в лице федеральной исполнительной и законодательной власти необходимо понять свои ошибки последних 20 лет в сфере всеобщей либерализации. Демократия хороша там, где она работает на пользу граждан. У нас же ее прививают везде, провоцируя хаос. В советское время производство и сбыт «серой» продукции жестко наказывались, вплоть до конфискации имущества и расстрела. Конечно, до крайней меры наказания дело доходило редко, но реальные тюремные сроки получали многие. Если же взглянуть на нынешнее законодательство, которое все больше и больше либерализуется даже в сравнении с 1990-ми гг., то реальной ответственности за экономические преступления уже практически нет. Российская империя и СССР держались на жесткой вертикали власти (тоталитарный режим). Как только начинались послабле-

ния, в обществе появлялись серьезные проблемы. Через 5,5 года после смерти Петра Столыпина была упразднена Российская империя, и через 5 лет после провозглашения гласности с перестройкой ушел в историю Советский Союз.

Согласно действующему законодательству, незаконное производство и сбыт поддельной продукции попадают под ст. 180 Уголовного кодекса, в которой предусмотрено наказание в виде штрафа до 200 000 руб. Такой вид наказания не только не пресекает производство и сбыт поддельной продукции, но и фактически его стимулирует, т.к. при хорошо отлаженной системе производства и сбыта недобросовестному предпринимателю придется отдать лишь часть своей прибыли. Необходимо ужесточение наказания за данный вид преступления в виде увеличения штрафов в 5-10 раз и реального срока от 2 до 10 лет лишения свободы, в зависимости от оборота «теневого бизнеса». Одним государственным вмешательством дело ограничиваться не должно. Самим производителям следует изменить принцип работы и наладить взаимодействие с потребителями их продукции. Необходимо разработать двойную систему кодов каждой бутылки, при этом первый код должен быть определенным образом связан со вторым. Первый код должен быть расположен на видном месте, а второй - на дне. Помимо этого нужно создать систему СМС-оповещения, которая позволит отслеживать оборот собственной и поддельной продукции. Выглядеть это должно следующим образом. На каждой бутылке на этикетке крупным шрифтом необходимо указывать, что в целях контроля качества продукции каждая бутылка имеет 2 кода, первый из которых размещен на видном месте, а второй на дне. Чтобы проверить, настоящую бутылку держит потенциальный потребитель или нет, нужно отправить СМС на определенный номер с первым кодом бутылки. После этого отправителю должно приходить СМС со вторым кодом. Если присланный код соответствует второму коду на бутылке, значит, минеральная вода настоящая, а если нет - покупатель должен позвонить по определенному бесплатному номеру, крупно указанному на этикетке бутылки, и сообщить, где и когда была куплена поддельная продукция. Такая система качества позволит оперативно вычислять места продажи фальсификата и привлекать к ответственности виновных в производстве и распространении данной продукции путем изуче-

ния накладных магазинов, осуществляющих продажу соответствующих товаров.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что высокий спрос на минеральную воду со времен СССР, несовершенное законодательство в России, фактически провоцирующее производство поддельной продукции, а также слабая политика заводов по розливу минеральной воды в сфере контроля качества собственной продукции стали причинами отрицательной селекции на российском рынке минеральной воды в последние годы. Однако ситуация не является безвыходной.

Конечно, некоторые механизмы борьбы с недобросовестной конкуренцией, в частности налаживание системы СМС-контроля, потребуют определенных затрат, но если учесть, что спрос на минеральную воду постоянно растет и покрывается на 70-80% (популярные бренды) за счет теневого сектора, учитывая эластичность спроса на соответствующую продукцию, а также устойчивый рост точек продаж, можно сделать вывод о том, что эффективная борьба на описываемом направлении позволит рассчитывать на увеличение продаж в несколько раз.

таким образом, путем совместных усилий предпринимательского сектора, государства и гражданского общества в целом можно защитить рынок от некачественной продукции и повысить эффективность работы заводов по добыче и розливу минеральной воды.

литература

1. Уголовный кодекс. Гл. 22: Преступления в сфере экономической деятельности. URL : http://www.ug-kodeks.ru/ug/ug-kodeks.ru/ugolovnij_ kodeks_-_glava_22.html (дата обращения: 15.05.2012).

2. Меркачева Е. Россиян «разводят» водой // Моск. комсомолец. 2010. 25 мая.

3. Стойчева Е. Проблема РФ при вступлении в ВТО - контрафактная продукция // Закония: информ.-правовой портал. URL: http://www.zakonia. т/апа^^/36/544 (дата обращения: 20.04.2011).

About increase of effectiveness of factories in extraction and bottling of mineral water

There are considered the main issues which are faced byfactories in extraction and bottling of mineral water, as well as the ways of solving them.

Key words: factory, quality, mineral water, realization, effectiveness.

е.в. самсонова

(Волгоград)

этапы разработки адаптивной маркетинговой стратегии организации

Рассматривается разработка адаптивной маркетинговой стратегии какусловие правильных управленческих решений по поводу дальнейшего развития организации.

Ключевые слова: маркетинговый анализ, конкурентное преимущество, маркетинговая модель, маркетинговые исследования, маркетинговая стратегия.

Современные условия хозяйствования предопределяют необходимость формирования и реализации эффективной маркетинговой стратегии в деятельности организаций различных форм собственности и различных видов деятельности. На момент выбора руководителем маркетинговой стратегии всегда есть наиболее целесообразный вариант, обнаруживаемый при совпадении ряда условий, при которых разработчики:

- обладают достаточным объемом информации (фактор полноты, достоверности, точности и своевременности);

- владеют инновационными и эффективными технологиями стратегического маркетинга;

- обладают высоким уровнем конкурентоспособности и имеют определенные личностные качества (фактор восприятия и интерпретации информации);

- разработчики хотят найти и своевременно принять эту «идеальную» маркетинговую стратегию (мотивационный фактор, фактор совпадения целей компании и целей ее сотрудников).

данная классификация условий позволяет утверждать, что маркетинговая стратегия - это интеллектуальный инновационный продукт управленческой деятельности группы людей.

Процесс разработки, внедрения маркетинговой стратегии и контроля над ее реализацией есть процесс стратегического маркетинга, который определяется следующими особенностями [6]:

- определяет основные проблемы организации;

© Самсонова Е.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.