Научная статья на тему 'О повышении эффективности инвестиций в мероприятия по сокращению гибели людей в дорожно-транспортных происшествиях и при загрязнении атмосферы крупных городов'

О повышении эффективности инвестиций в мероприятия по сокращению гибели людей в дорожно-транспортных происшествиях и при загрязнении атмосферы крупных городов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AUTOMOBILE TRANSPORT / COMPLEX (INTEGRATED) SAFETY / ROAD ACCIDENTS / ENVIRONMENTAL SAFETY / PARTICULATE MATTERS / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТВЕРДЫЕ ЧАСТИЦЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азаров В.К., Кутенёв В.Ф.

В статье анализируются и рассматриваются наиболее эффективные методы развития современного автомобильного транспорта для снижения гибели людей по комплексной конструктивной безопасности (пассивной, активной и экологической)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Азаров В.К., Кутенёв В.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON INCREASING THE EFFECTIVENESS OF INVESTMENTS IN MEASURES TO REDUCE DEATHS IN ROAD ACCIDENTS AND IN THE ATMOSPHERE OF LARGE CITIES

The paper analyzes and considers the most effective methods of modern automobile transport development for reduction in people mortality as to integrated structural safety (passive, active and environmental).

Текст научной работы на тему «О повышении эффективности инвестиций в мероприятия по сокращению гибели людей в дорожно-транспортных происшествиях и при загрязнении атмосферы крупных городов»

независимо от его вида (пленэрная или аудиторная работа) под руководством преподавателя как профессионала не только в области искусства рисунка, но и в сфере традиционного прикладного искусства, способствуют формированию у студентов теоретического (творческого) мышления, графической профессиональной культуры, соотнесенной с конкретным видом традиционного прикладного искусства, и успешной реализации художественно -творческой идеи дипломной работы через её графическое изображение.

Всё выше сказанное в дальнейшем будет способствовать успешной творческой работе художника традиционного прикладного искусства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дунаева Н.Ю. Обновление содержания и методов обучения рисунку // Высшая школа народных искусств: инновационная модель непрерывного профессионального образования: коллективная монография / под общ. ред. В.Ф. Максимович. - СПб: ВШНИ, 2014. С. 52-62.

2. Дунаева Н.Ю. Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2013. — 22 с.

3. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства: От древнейших времен до наших дней [с прил. ст. Ж. Гассио-Талабо о дизайне] / пер. с франц. — М.: Искусство, 1982. — 578с.

ON INCREASING THE EFFECTIVENESS OF INVESTMENTS IN MEASURES TO REDUCE DEATHS IN ROAD ACCIDENTS AND IN THE ATMOSPHERE OF LARGE CITIES

Azarov V.,

Leading Expert FSUE "NAMI" Kutenyov V.

Expert Council Chairman, Doctor of Engineering Science, Professor, Honored Worker of Science of the

Russian Federation FSUE "NAMI"

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОКРАЩЕНИЮ ГИБЕЛИ ЛЮДЕЙ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ И ПРИ ЗАГРЯЗНЕНИИ АТМОСФЕРЫ КРУПНЫХ ГОРОДОВ

Азаров В.К.,

Ведущий эксперт ФГУП «НАМИ» Кутенёв В.Ф.,

Председатель Экспертного совета, док. тех. наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации ФГУП «НАМИ»

Abstract

The paper analyzes and considers the most effective methods of modern automobile transport development for reduction in people mortality as to integrated structural safety (passive, active and environmental).

Аннотация.

В статье анализируются и рассматриваются наиболее эффективные методы развития современного автомобильного транспорта для снижения гибели людей по комплексной конструктивной безопасности (пассивной, активной и экологической).

Keywords: automobile transport, complex (integrated) safety, road accidents, environmental safety, particu-late matters.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, комплексная безопасность, дорожно-транспортные происшествия, экологическая безопасность, твердые частицы.

Современная мировая цивилизация в своем развитии, имеет две основные проблемы, по причине которых по данным Организации Объединенных Наций (ООН) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ежегодно гибнет от 2,5 до 4,5 млн. человек, из-за использования автомобильного транспорта [1, с. 4; 6, c. 7].

Первая причина - это дорожно-транспортные происшествия (ДТП).

Стратегической целью развития современного автомобильного транспорта в любом государстве, является удовлетворение потребностей экономики и общества в качественных транспортных услугах.

В Российской Федерации (РФ), из-за специфических климатических особенностей и географически-территориального размещения городов и поселков транспорт играет одну из важных ролей в экономике.

В Российской Федерации автомобильным транспортом перевозится более двух третей грузов (68%). Доля перевозок пассажиров автомобильным транспортом составляет 66%, а с учетом перевозки городским электрическим транспортом - 89% [2, с. 5-7].

При этом необходимо учитывать еще и перевозки, осуществляемые на личном транспорте, который доминирует в общем парке автомобильных транспортных средств (АТС) страны и составляет 47,4 млн. или 78,3% от всего количества транспортных средств в РФ, составляющих 57,5 млн. [3, с. 1786].

Характерной особенностью российского парка АТС является значительная доля устаревших моделей транспортных средств с длительными сроками эксплуатации. Около 47,5% легковых, 61,2% грузовых автомобилей, 48,6% автобусов и 89,5% мототранспортных средств эксплуатируются свыше 10 лет. [2, с. 54; 4, с. 20].

Во всем мире среди всех видов транспорта автомобильный транспорт считается наиболее опасным. На него приходится 97% всех смертельных

случаев на транспорте [5, с. 8; 6, с. 7]. Дорожно-транспортные происшествия являются одной из основных причин смертности в мире и ежегодно уносят около 1,5 миллиона жизней, приводят к травмам до 50 миллионов человек и занимают восьмое место среди основных причин смерти для всех возрастных групп на мировом уровне [6, с. 7; 7, с. 4].

Согласно данным Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (далее - ЕЭК ООН) дорожная аварийность причиняет значительный экономический ущерб, размер которого в некоторых странах достигает 5% валового внутреннего продукта. Ежегодные экономические потери Российской Федерации от ДТП составляют около 2% валового внутреннего продукта [8, с. 4].

На рисунке1 приведены результаты ДТП в РФ по анализу эффективности применения Правил ООН по показателям конструктивной (пассивной и активной) безопасности с учетом и дорожной безопасности.

Рисунок 1 Изменение показателей ДТП в РФ в период 1985 по 2020 гг.

Однако, несмотря на определенные позитивные изменения, уровень дорожно-транспортной аварийности в нашей стране остается по-прежнему высоким. По итогам 2018 г. зарегистрировано 168,1 тысяч происшествий, в которых погибли 18,2 тысяч и получили ранения 214,9 тысяч человек.

Самыми распространенными видами происшествий являются столкновения

транспортных средств (42,3%) и наезды на пешеходов (29,1%). Большинство наездов на пешеходов (67,5%) обусловлено нарушениями со стороны водителей. Почти три четверти из этих происшествий совершено в темное время суток, в которых погибло 84,6% пешеходов. Эти происшествия характеризуются наиболее тяжелыми последствиями - смертельные травмы

получены пешеходами практически в каждом втором случае [4, с. 5-14].

Второй причиной гибели людей, является загрязнение воздушной среды, особенно в крупных городах выбросами вредных веществ (ВВ) и особо опасными твердыми частицами (ТЧ) автомобильным транспортом при его эксплуатации.

По данным ВОЗ и ООН ежегодно 3 миллиона человек погибает от загрязнения окружающего воздуха. В одном из прогнозов ожидается, что выбросы С02, связанные с энергетикой, вырастут на 40% в период с 2013 по 2040 гг. Транспортный сектор обеспечивает 23% глобальных выбросов парниковых газов, связанных с энергетикой, и 18% всех антропогенных выбросов в мировой экономике [5, с. 7; 6, с. 7].

В соответствии с целями, поставленными Транспортной стратегией РФ до 2030 года, одними из важнейших задач в сфере автомобильного транспорта являются повышение безопасности дорожного движения и сокращение вредных выбросов в атмосферу. Эти задачи в значительной мере должны решаться за счет совершенствования конструкции транспортных средств.

На рисунке 2 приведены величины общих выбросов вредных веществ (СО, СН, NOx, ТЧ) с учетом задержки обновления автомобильного парка РФ, которая и является причиной значительного отставания по срокам введения экологических требований в РФ международных Правил ООН № 49 и 83, приведенных на рисунке 3.

- рост автомобильного парка РФ, млн. шт. - реальные и ожидаемые (прогнозные) выбросы вредных веществ от автомобилей РФ, соответствующих только нормам Евро-0 в млн. т. - реальные выбросы ВВ от всех автомобилей РФ в соответствии с нормами от Евро 1 до Евро 5 с учетом задержки обновления парка от 10 до 15 лет в млн. т.

Рисунок 2 Рост парка и изменение выбросов ВВ автомобильным парком РФ.

В то же время, сравнительные исследования -2016 гг. на примере г. Москва в период с 2002

выбросов ТЧ с ОГ и от износа шин и дорожного полотна, выполненные в РФ в период 2013г. по настоящее время и прогноз изменения их выбросов до 2030 года, указывает на увеличение весьма опасной ситуации с загрязнением воздушной среды в крупных городах развивающихся стран (Рисунок 4) [7, с. 36-41].'

Нормы Правила ООН

Рисунок 3 Состав парка АТС РФ по экологическим нормативам

Правил ООН

r-1200000

0

n1000000

1 800000 600000 400000 200000

80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

N__

20 02

Выбросы ТЧ от дорожного полотна Выбросы ТЧ с ОГ Выбросы ТЧ от шин

2014 2020 2030

Годы

Выбросы ТЧ от тормозных механизмов __ _ Нормы ООН на выбросы ТЧ с ОГ

Рисунок 4. Изменение и прогноз ежегодных выбросов твёрдых частиц с отработавшими газами, от износа шин, тормозных механизмов и дорожного полотна на примере в г. Москва в тоннах.

Программа перехода Европейских стран на электрификацию городских транспортных средств предусматривает по оценкам экспертов к 2020 году долю электромобилей в общем объеме мирового выпуска не менее 17%, из которых 75% придется на гибридные автомобили, однако общее количество в мировом автопарке достигнет только 20 миллионов или всего 1,7%.

Предполагается, что реализация предусмотренных Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2025 года, предусматривает перечень мероприятий, который позволит обеспечить существенное обновление парка автотранспортных средств всех типов и появление новой линейки продуктов (электромобилей и беспилотных транспортных средств) с темпами роста порядка 40-50 процентов в год за счет городских автобусов, такси (каршеринг) и грузо-

вых автомобилей (почтовые грузы, школьное автобусы и продуктовые перевозки и др.), включая строительную технику и обслуживание жилищно -коммунальных хозяйств.

И так на основании результатов исследований, проведенных на рисунке 4 видно, что в текущее время основные выбросы ТЧ происходят от дорожного полотна и от шин.

Здесь уместно обратить внимание на весьма показательные материалы в докладе Великобритании (ИК) представленном в ноябре 2018 г. на международной группе по загрязнению и экономии энергии (GRPE WP-29 КВТ ЕЭК ООН), в котором особо делается акцент на выбросы частиц 2,5 мик-ронометров и менее, которые проникая в легкие и в кровь, могут переноситься по телу, оставаясь в органах человека и поэтому могут сокращать продолжительность жизни [10, с. 9].

Рисунке 5 Изменение выбросов ТЧ < 2,5 мкм от эксплуатации автотранспортных средств в Великобритании [8].

В Таблице 1 приведено содержание полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) в ТЧ. Значения выражены в частях на миллион (ppm) в смеси частиц, отобранных за движущемся автомобилем [11,с.652-659].

Таблица 1

Химическое вещество Дорожные частицы (RP) Частицы от износа шин (TWP) Частицы протекторов (ТР)

Аценафтен 4,08 0,04 0,13

Фенантрен 53,4 1,66 1,21

Пирен 54,84 4,77 0,06

Бензоантрацен 38,65 0,18 2,87

Бенз(а)пирен 12,51 0,28 N.D.

Хризен 17,72 0,36 2,95

Флуорантен 82,13 0,98 1,62

Данный список не является исчерпывающим перечнем ПАУ, но представляет ПАУ, наиболее часто встречающиеся в окружающей среде, и включает ПАУ, которые Международное агентство по изучению рака (IARC) считает канцерогенными, способных вызывать онкологические заболевания у человека.

На рис. 6 приведены результаты исследований фактических величин выбросов ТЧ менее 10 мкм от различных систем автотранспортных средств при их эксплуатации в мегаполисе г. Москва. С увеличением скорости движения АТС выброс ТС возрастает в 2-3 раза, при чем резко увеличивается выброс ТЧ величиной 1 мкм.

В связи с вышеизложенными различными подходами в исследованиях и оценке величин выбросов ТЧ с ОГ и не нормирования величин ТЧ от износа шин и особенно от износа дорожного полотна, возник глобальный экологический конфликт между транспортом и природной средой, который в текущий период времени и достиг критических масштабов как по своему уровню, так и по стремительности его возрастания.

3

P

ec P4

£ a

ж

H

100

0 "„

CO м

Ьн h-Q l-O (L) О

1 &

§ „

fcS *

BQ

80

60

40

20

-R [юн

-f-4 —•—5 0 км/ч 0 км/ч >0 км/ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,5 1 5

Рисунок 6 Дисперсность и величины выбросов ТЧменее 10 мкм при разных скоростях движения АТС в г. Москва.

10

На рисунке 7 приведены сравнительные результаты определения в 2015 году выбросов ТЧ при эксплуатации АТС по материалам Российской Федерации (Рисунок 4) и Великобритании (ИК) (Рисунок 5) [12].

%

70 60 50 40 30 20 10 О

■ РФсЮмкм

■ ИК<2,5мкм

■ РФ <2,5 мкм

I ■

-1. 1 1

ОГ

Торм.сист. Шины Дорожное

полотно

Рисунок 7 Сравнительные величины выбросов ТЧ по исследованиям в РФ и в ИК.

Выполненный комплекс исследовательских работ по оценке реальных выбросов ТЧ, выполненный в Российской Федерации и в Великобритании, представленных на международной группе по загрязнению и экономии энергии (вИРБ) Всемирного форума WP-29, объективно оценил сегодняшний уровень выбросов ТЧ в атмосферу городской среды в следующих % соотношениях: с ОГ от 25 до 30%, от тормозных систем от 2 до 10% от износа шин от 9 до 17% и от дорожного полотна от 42 до 63%, что не соответствует позиции ВОЗ о запрете использования автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в городах.

На основании проведенных в диссертационной работе исследований, представляемых в докладах

РФ с 2015 года на Всемирном форуме WP-29 и материалов исследований, представленных Великобританией в 2018 г., было принято решение о включении в план работ международной группы по экологии и экономии энергии (вКРБ) - разработку международных нормативов на выброс ТЧ от шин, а материалы по выбросу ТЧ от износа дорожного полотна передать в соответствующий департамент Комитета Внутреннего Транспорта (КВТ) ЕЭК ООН.

Таким образом важнейшей проблемой настоящего периода является нормирование выбросов ТЧ не только с ОГ, но также в первую очередь от износа асфальто-дорожного полотна и шин, так как выбросы ТЧ от износа дорожного полотна от 2 до 3

раз превышают выбросы ТЧ с ОГ, и именно их выброс вместе с шинами, в первую очередь и определяют сегодняшнее загрязнение городской воздушной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Global status repopt on road safety 2018. World Health Organisation (WHO) releases the Global.

2. Информационно-статистический бюллетень «Транспорт России январь-декабрь 2018 года», Минтранс России, 3 апреля 2019 г.

3. Форма № 560 федерального статистического наблюдения за январь-декабрь 2018 года (Раздел. 3. Количество автомототранспортных средств, прицепов и полуприцепов к ним, состоящих на учете).

4. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации, МВД России, июнь 2019 г.

5. Global mobility report 2017, Tracking Sector Performance. Internet: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handl e/10986/28542/120500.pdf?sequence=6.

6. Sustainable Mobility for AllTM. 2017-2018. Annual report. Internet: http://www.sum4all.org.

7. Road safety for all. January 2019. Internet: https:

//www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/roadsafe/publi cations/Road_Safety_for_All.pdf

8. Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2018 № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы».

9. Азаров В.К., Гайсин С.В., Кутенев В.Ф. «К вопросу об экологически чистом городском транспорте». Журнал «Ассоциация автомобильных инженеров» (ААИ), № 2(97), 2016 г., с. 36-41.

10. Доклад Великобритании на сессии GRPE в ноябре 2018 года: Выбросы, не связанные со сжиганием топлива. Точка зрения Министерства транспорта Великобритании.

11. Kreider M.L, Kreider M.L, Panko J., McAtee B.L., Sweet L.I. Physical and chemical characterization of tire-related particles: Comparison of particles generated using different methodologies, Science of the Total Environment, 2010; 408:652-659.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.