О ПОТРЕБНОСТИ В КАДРАХ ДЛЯ МУЗЕЙНОЙ РЕСТАВРАЦИИ И
КОНСЕРВАЦИИ
Фирсова О.Л. ©
Зав. научно-организационным отделом, Государственный научно-исследовательский институт реставрации
Аннотация
В статье изложены результаты анкетирования 2015 года в области обеспеченности музейной отечественной реставрации кадрами реставраторов и специалистов превентивной консервации
Ключевые слова: реставрация/консервация, превентивная консервация, кадры, музей, анкетирование
Keywords: conservation, preventive conservation, personnel, museum, sociological questioning
Сохранение музейных фондов в современных условиях - это комплексная деятельность, эффективно сочетающая новейшие научные междисциплинарные методы, применяемые для исследования, консервации, реставрации и собственно хранения культурного наследия. При этом общая тенденция при работе с памятниками сместилась в сторону превентивной консервации. Превентивные меры - это тот важнейший инструмент сохранения культурных ценностей, который позволяет во многих случаях избежать необходимости радикального реставрационного вмешательства.
События и условия периода 1990-х годов нарушили выстроенная в СССР с 1950-х годов система преемственности реставрационных кадров с первичным обучением на уровне художественной школы или средне-специальных учебных заведений с активной практикой и последующей возможностью получения высшего профессионального образования. По некоторым данным число реставраторов сократилось в 3 раза.
В числе главных проблемных зон, наиболее остро обозначившихся на сегодняшний день, ведущие специалисты отрасли выделяют кадровый вопрос. В отрасли наблюдается процесс старения кадров, не происходит приток новых высококвалифицированных специалистов. Во многом это происходит из-за несовершенства системы образования и падения престижа профессии.
Подготовка реставраторов - сложный и продолжительный процесс, включающий в себя кроме теоретического обучения производственную практику с использованием специальной производственной базы.
Реставрация музейных ценностей в России осуществляется:
1) В реставрационных мастерских или отделах самих музеев силами музейных реставраторов, входящих в штат музея. Современные хорошо оборудованные музейные реставрационные отделы имеются в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее.
2) По договорам, заключаемым музеями с организациями, выигравшими конкурс на проведение реставрации. Такими организациями могут быть государственные учреждения (ГосНИИР, ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря), коммерческие и частные предприятия.
В 2014-2015 гг. в Государственном научно-исследовательском институте реставрации было осуществлено исследование [1], основной целью которого было: количественно оценить имеющийся кадровый потенциал отечественной музейной реставрации, выявить потребности в кадрах в данной сферы деятельности на период соответственно до 2020-
© Фирсова О.Л., 2016 г.
2025 гг., установить какие региональные образовательные учреждения занимаются подготовкой реставраторов и специалистов превентивной консервации.
Было проведено анкетирование субъектов Российской Федерации (анкеты направлялись в региональные министерства и департаменты культуры, комитеты по культуре и учреждения образования, подведомственные Минкультуры России) и его результаты сравнены с результатами, полученными в 2010 году [2; 3], что позволило выявить динамику потребности в кадрах по теме исследования.
В 2015 году количество респондентов по сравнению с 2010 годом увеличилось на 7 субъектов Российской Федерации: 61 из 83 регионов в 2010 г. и 68 из 85 в 2015 г. Результаты анкетирования 2015 года охватили большее количество музеев (в 2 раза), чем в 2010 году, с соответственно большим объемом музейных фондов.
Сведения о наличии и потребности в музейных кадрах классифицировались и в 2010, и в 2015 году по следующим категориям: реставратор, специалист в области превентивной консервации (в т.ч. биолог-консерватор, биолог, энтомолог, климатолог), таксидермист.
В 2010 г. в музейной реставрации работали 509 реставраторов, и существовала потребность в кадрах, которая составляла 866 чел. Следовательно, в музейной реставрации в настоящее время должны были бы работать около 1300 реставраторов. В 2015 году в 85,5% музеев (от общего количества музеев РФ) работают 497 реставраторов. Количество реставраторов по состоянию на 01.06.2015 г. в музеях уменьшилось по сравнению с 2010 г. как в абсолютных, так и в относительных показателях, и не только за счет естественных причин (возраст, уход на пенсию и т.д.).
Приходится отметить, что обеспеченность кадрами музейных реставраторов является недостаточной и потребность практически остается на одном уровне, учитывая отток кадров, в том числе по естественным причинам.
Потребность музеев в специалистах превентивной консервации, исходя из показателей анкетирования 2015 года, на первый взгляд, значительно снизилась. Однако в ряде анкет музеев, полученных в 2015 году, данная графа вообще не была заполнена, что, скорее свидетельствует о непонимании важности внедрения принципов превентивной консервации в повседневную жизнь музея или об отсутствии возможностей, в том числе финансовых, введения данной должности в штат музея.
Анкетирование в Москве (данные представил Департамент культурного наследия г. Москвы) выявило достаточно остро стоящую проблему обеспеченности кадрами -необходимы соответственно до 2020 г. 112 музейных реставраторов, до 2025 г. - 107 чел. При наличии профильных образовательных учреждений в Москве и ежегодных выпусках молодых специалистов, данная ситуация свидетельствует, что выпускники предпочитают работе музейным специалистом работу в коммерческих организациях, в фирмах архитектурно-строительной реставрации.
Однако в первую очередь следует отметить диспропорцию обеспечения кадрами музейных реставраторов - между центральными мегаполисами, крупными городами и регионами, что и показало анкетирование 2010 и 2015 года.
1. Для обеспечения отрасли кадрами музейных реставраторов и консерваторов необходимо изменение кадровой политики в целом.
Система подготовки реставрационных кадров даст должный эффект только в том случае, если будет подкреплена определенными управленческими и организационными решениями, такими, например, как:
- выделение музеям финансирования на подготовку, переподготовку, повышение квалификации реставрационных кадров, которые возможно расходовать в зависимости от конкретной потребности музея (направить сотрудника на очно/заочное обучение в вуз, предложить отдельным сотрудникам получить 2-е высшее образование, пригласить специалистов для чтения лекций в музее и пр.).
- разработка межведомственного соглашения Минкультуры РФ и Минобрнауки РФ о выделении целевых бюджетных мест для очного/заочного (вечернего) обучения по специальности «Реставрация».
- На современном этапе общая мировая тенденция при работе с памятниками и музейными ценностями сместилась в сторону консервации и превентивных мер. В музейной сфере России институт хранителей-консерваторов, которые могли бы внедрять и применять в музейной практике принципы превентивной консервации, отсутствует. Таких специалистов в стране практически не готовят.
- В российской образовательной системе в федеральных государственных образовательных стандартах установлены требования к подготовке специалистов, т.е. указания того, что должен уметь делать выпускник, компетентностная модель [4, 76-79; 5] тождественна квалификации. Однако в отечественной музейной реставрации квалификация образования и запросы музеев и реставрационных организаций на кадры не совпадают. Уровень подготовки кадров реставраторов не отвечает задачам, которые перед ними ставятся в отрасли.
Например, ФГОС ВО Специальность 54.09.07 ИСКУССТВО РЕСТАВРАЦИИ (по видам) [6]. Слово «искусство» подразумевает творческую художественную деятельность, что ни в коей мере не может относиться к реставрации как виду деятельности. Существуют международные нормативные документы по реставрационной этике, которым профессиональный реставратор должен следовать. Реставратор ни в коем случае не должен творчески дорисовывать или доделывать что-то на объекте культурного наследия. Восполнения, реконструкции возможны только по решению Реставрационного совета.
Обучение реставрационных кадров на базе высшего образования (бакалавриат), второго высшего образования и поствузовского (магистратура) является основной формой подготовки. Но такая подготовка обязательно должна быть дополнена системой переподготовки кадров, стажирования и различными формами повышения квалификации. Диспропорцию кадров в центре и в регионах можно решить созданием образовательных учреждений в регионах [7], увеличением зарплат музейных реставраторов, предоставлением дополнительных социальных гарантий в региональных музейных учреждениях и т.д.
2. В стране необходимо организовать подготовку кадров специалистов превентивной консервации и музейных хранителей-консерваторов. Параллельно с этим необходимо готовить кадры хранителей-консерваторов культурных ценностей, переданных религиозным организациям.
3. Необходимым фактором реализации задачи обеспечения музеев кадрами высокопрофессиональных консерваторов и реставраторов является научно-методическое обеспечение реставрационной отрасли:
- разработка и внедрение инструктивных и научно-методических материалов для музейных консерваторов и реставраторов;
- разработка программ семинаров (в том числе межрегиональных) для консерваторов и реставраторов; организация и проведение таких семинаров;
- целевая подготовка и проведение стажирования (индивидуального и группового) музейных реставраторов и консерваторов в ведущих реставрационных центрах;
- организация и проведение мастер-классов по превентивной консервации (биология, микроклимат, световой режим);
- проведение научно-методических и научно-практических конференций в области обеспечения сохранности Музейного фонда РФ - проблемы превентивной консервации, реставрации, хранения (проведение конференций на базе музеев - научно-методических центров Министерства культуры РФ, ГосНИИР, ВХНРЦ, ведущих музейных реставрационных отделов);
- подготовка, издание, тиражирование и распространение научно-методической, научно-информационной, учебной и справочной литературы.
4. Важным фактором решения проблемы реставрации музейных ценностей в регионах может стать создание региональных реставрационных центров (как филиалов ведущих реставрационных организаций) на базе крупных музеев (о необходимости создания таких региональных центров указывалось практически в каждой второй полученной анкете).
В анкетах, полученных в 2015 г., респонденты отмечали, что один и тот же реставратор совмещает по несколько реставрационных специализаций и реставрирует музейные ценности из самых разных материалов. Этот факт свидетельствует о том, что музеи, во-первых, не имеют достаточного финансирования для введения в штат нескольких реставраторов, а во-вторых, об отсутствии необходимых кадров в регионе. Музеи не имеют финансирования и оборудования для осуществления необходимых при проведении реставрации научных исследований музейных ценностей.
5. Необходим постоянный мониторинг потребности в квалифицированных кадрах музейных реставраторов, консерваторов и специалистов превентивной консервации.
Литература
1. Отчет о НИР по теме: «Анализ потребности в кадрах для отрасли культуры (в области изобразительных и прикладных видов искусств: направление подготовки «Реставрация»)». М., 2012. Научно-технический архив ГосНИИР.
2. Анкетирование проводилось в 2010 г. ООО «Экокультура» в рамках работ по госконтракту Министерства культуры РФ по подготовке Программы обеспечения сохранности Музейного фонда Российской Федерации. Основные результаты анкетирования приводятся по тексту программы, хранящейся в Научно-техническом архиве ГосНИИР.
3. Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года. (Доклад на коллегии зам. министра культуры Российской Федерации А.Е. Бусыгина). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2013/20_02_2013_1.pdf
4. Соловьев В. П. Компетентностная модель выпускника // Высшее образование сегодня. 2007. № 9. С. 76-79.
5. Competing commitments. A discussion about Ethical Dilemmas in the Conservation of Modern and Contemporary Art // Conservation perspectives. The GCI Newsletter. The Getty Conservation Institute. Volume 24. Number 2. Fall 2009. P. 18-24. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.getty.edu/conservation/publications/newsletters/24_2/
6. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.08.2015 г. № 838.
7. Решение коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 22.09.2011 №13 «О проблемах и перспективах подготовки кадров в области реставрации». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mkrf.ru/dokumenty/college/detail.php?ID=203659