НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ
Журнал «Проблемы прогнозирования» представляет вниманию читателей статью Д.Р. Белоусова и Е.А. Пенухиной, посвященную не совсем обычному сюжету: построению модели так называемой российской Экосистемы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Эта статья - первая часть исследования, проведенного авторами. Она практически целиком посвящена теоретико-методическим вопросам и представляет собой описание понятия Экосистемы в экономике, качественной модели Экосистемы (на примере сектора ИКТ) и окружающей ее среды.
Обычно журнал не публикует тексты такого рода, поскольку они мало связаны с основной тематикой журнала - представлением результатов прикладных экономических исследований. Но в данном случае мы решили сделать исключение, руководствуясь следующими соображениями. Во-первых, нам показался интересным взгляд известных в стране макроэкономистов на новую для журнала тему. Во-вторых, новизна рассматриваемого сюжета действительно требует достаточно серьезного теоретического обоснования выдвигаемых авторами тезисов. В-третьих, в следующем номере нашего журнала планируется опубликовать статью, посвященную второй - уже чисто прикладной - части исследования. В ней будут представлены результаты количественных расчетов, проведенных авторами с помощью упомянутой модели. Кроме того, авторы предложат содержательную интерпретацию полученных ими результатов и обоснование предлагаемых ими направлений развития сектора ИКТ в России.
Редколлегия
Д.Р. Белоусов, Е.А. Пенухина
О ПОСТРОЕНИИ КАЧЕСТВЕННОЙ МОДЕЛИ РОССИЙСКОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ИКТ1
В статье на основе концепции инновационных экосистем проведен анализ российской Экосистемы ИКТ. Предложена качественная модель Экосистемы ИКТ (в матричной форме), основанная на анализе обмена ресурсами (товарно-материальными, текущими денежными, капитальными, человеческими) между участниками Экосистемы. На основе построенной качественной модели и первичного анализа статистических данных получен ряд важных выводов относительно структурных особенностей российской Экосистемы ИКТ.
В условиях очевидного исчерпания традиционных для России ресурсов развития и возникновения рисков затяжной стагнации приоритетной задачей и для институтов развития, и для экономики в целом становится формирование новых источников роста. Практически все они, в той или иной степени, связаны с развитием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) - как непосредственно, так и в силу становления их сегодня базовыми для развития других современных технологических направлений. Одновременно усиливающийся дефицит ре-
1 Статья подготовлена в рамках НИР «Разработка стратегии развития Экосистемы ИТ и Интернет-предпринимательства, гармонизация стратегии Экосистемы ИТ и Интернет-предпринимательства со стратегией Фонда развития Интернет-инициатив», реализуемой по заказу и в интересах Фонда развития Интернет-инициатив (договор № ЕП 6/6-16 от «09» декабря 2016 г.).
сурсов как в государственном, так и в корпоративном секторах экономики предполагает все более жесткую приоритизацию расходов на поддержку деятельности в сфере ИКТ, способную обеспечить максимальную эффективность использования ресурсов.
Соответственно, при проведении государственной политики развития растет роль косвенных воздействий, которые в ряде случаев могут оказаться более эффективными, чем прямое вложение ресурсов. Предлагаемый в статье экосистемный подход к моделированию позволяет анализировать и учитывать эффекты таких непрямых воздействий.
Экосистемный подход к моделированию развития экономических систем
Понятие Экосистемы. «Экосистемный» (по аналогии с биологией) подход к экономике является относительно новым подходом даже по мировым меркам. В наибольшей степени концепция экосистемы проработана применительно к инновационной экосистеме. Однако даже для нее общепринятого определения в настоящее время не существует.
Впервые термин «инновационная экосистема» был введен в 2005 г. Чарльзом Вес-снером (Charles W. Wessner) [1]. Изначально Ч. Весснер понимал под инновационной экосистемой «сложные взаимосвязи между различными участниками инновационных процессов в экономике»2. Впоследствии развитие концепции экосистемы шло в нескольких направлениях: расширение состава участников экосистем, включение в них новых участников (государство, социальная среда и т.д. [2]); анализ внутренней структуры экосистемы и выделение в ней неоднородностей (напр., [3]); анализ процессов развития жизненного цикла экосистемы, в том числе в рамках (как кажется, не вполне применимой в данном конкретном случае) концепции бизнес-цикла (там же).
На данном этапе развития концепции инновационной экосистемы наиболее удачным представляется определение инновационной экосистемы от Massachusetts Technology Collaboration: «Инновационная экосистема - это термин, используемый для описания большого, разнородного набора участников и ресурсов, которые необходимы для инновационного процесса в современной экономике. Этот набор включает предпринимателей, инвесторов, исследователей, университетских преподавателей, венчурных капиталистов, а также ресурсы развития бизнеса и другой технической помощи, включая бухгалтерию, конструкторов, контрактных производителей и поставщиков услуг обучения и профессионального развития» [3].
В данной работе рассматривается российская Экосистема ИКТ как разновидность инновационной экосистемы, определяемой как система взаимодействующих, обменивающихся ресурсами и трансформирующих одни их виды в другие субъектов (участников). Принципиально важно, что взаимодействие субъектов Экосистемы происходит в системе сред. Это взаимодействие в существенной степени определяет характер воспроизводства в данной сфере и основные количественные параметры ее деятельности.
Отметим характерные особенности Экосистемы.
Во-первых, - это ее включенность в процесс воспроизводства, обеспечивающий возникновение в ходе функционирования Экосистемы дополнительных доходов и их последующую конвертацию в ресурсы развития (человеческие, технологические, финансовые и др.).
Во-вторых, - непрерывное развитие Экосистемы, причем в значительной степени определяемое ее собственными внутренними структурными особенностями. Из этого следуют важные особенности экосистемного подхода к моделированию сектора ИКТ - с одной стороны, отход от избыточной «управленческой ориентации» (в силу того, что основные драйверы развития экосистемы - внутренние, а не внешние [4]); с другой - акцент на развитие экосистемы, анализ и прогноз ее (обязательных и неизбежных) изменений [5].
2 К элементам инновационной экосистемы Весснер относил компании, университеты, организации науки, венчурные компании и финансовые рынки.
В-третьих, - возможность анализа эффектов непрямых воздействий. В отличие от ряда других подходов, в рамках экосистемного может быть установлено, что прямое решение (например, прямое стимулирование разработки и производства ИКТ-товаров и услуг) менее эффективно, чем например, вложения в образование5 или улучшение сред.
При детальном рассмотрении объекта моделирования (российской Экосистемы ИКТ) возникает проблема определения границ сектора ИКТ, так как он, даже в своем «ядре», шире стандартного объекта, наблюдаемого и статистически описываемого Росстатом. В результате в данной работе в рамках сектора ИКТ выделяется статистически наблюдаемое «ядро» (таблица), и дополнительные, на данном этапе развития только формирующиеся виды ИКТ-деятельности: Онлайн образование и Финтех4.
Таблица
Статистически наблюдаемый сектор ИКТ
Код ОКВЭД Вид экономической деятельности
30 31.3 32 33.2 33.3 51.43.2 51.84 51.86 51.87.5 64.20 71.33 72 Производство офисного оборудования и вычислительной техники Производство изолированных проводов и кабелей Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи Производство приборов и инструментов для измерений, контроля, испытаний, навигации, управления и прочих целей Производство приборов контроля и регулирования технологических процессов Оптовая торговля радио- и телеаппаратурой, техническими носителями информации (с записями и без записей) Оптовая торговля компьютерами, периферийными устройствами и программным обеспечением Оптовая торговля прочими электронными деталями (частями) и оборудованием Оптовая торговля производственным электрическим оборудованием, машинами, аппаратурой и материалами Деятельность в области электросвязи Аренда офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий
Источник: Индикаторы информационного общества: 2016. Стат. сб.
Участники Экосистемы ИКТ. Наиболее очевидной особенностью Экосистемы является присущая ей взаимосвязанность участников, каждый из которых преследует те или иные собственные цели и в рамках целого участвует в обменах несколькими видами ресурсов, объединенных в четыре группы потоков:
- финансовых (текущие расходы, инвестиции в форме долевых инструментов, долговые инструменты и др.);
- товарно-материальных (товары и услуги, объекты интеллектуальной собственности, права собственности);
- кадровых;
- информационных.
При этом участнику Экосистемы присущи определенные признаки:
- собственное целеполагание;
- наличие границ, позволяющих специфицировать участника Экосистемы;
- внутренняя однородность (по крайней мере, большая, чем между рассматриваемым и другими участниками Экосистемы). При этом участник Экосистемы мо-
5 Примером может служить значительный положительный эффект программы всеобщей «компьютерной грамотности», реализованной в 1980-х годах в СССР, для становления слоя специалистов в сфере ИКТ уже в российской экономике.
4 Финтех (англ. Е1пТееИ) — зарождающаяся отрасль экономики, состоящая из компаний, использующих технологии и инновации на рынке финансовых услуг и конкурирующих с традиционными финансовыми организациями.
жет иметь композитную структуру, т. е. быть представлен одним или несколькими сообществами, корпорациями, ведомствами и т.д.;
- взаимодействие (обмен ресурсами) между участниками, что позволяет интерпретировать включенность участников в Экосистему.
Таким образом, Экосистема ИКТ имеет ряд общих черт с классической биологической экосистемой. К их числу относятся:
1. Относительно устойчивая сложная структура, которая может быть описана аналитически (при этом в отдельных случаях эта структура способна к быстрой радикальной трансформации, связанной, например, с технологическими революциями или институциональными сдвигами).
2. Наличие устойчивой системы взаимодействий между участниками Экосистемы, соответственно формируются некие аналоги трофических пирамид5.
3. Преобразование одних видов системных ресурсов в другие6, например потока расходов государства и институтов развития в образование, в поток кадров в ИКТ-компании.
Соответственно возникает вопрос о показателях эффективности такой конверсии одних видов ресурсов в другие. В целом определить эффективность Экосистемы ИКТ можно в рамках двух подходов:
- в узком смысле - как эффективность трансформации ресурсов государственной и квазигосударственной (включая расходы институтов развития) поддержки Экосистемы в итоговые параметры ее развития;
- в широком смысле - как эффективность трансформации входящих потоков всех видов ресурсов в результаты деятельности Экосистемы.
Система подобных обменов ресурсами может быть описана с помощью матричных моделей обмена. Таким образом, в рамках анализа экосистемный подход является своеобразным расширением хорошо известных межотраслевого подхода и матриц социальных счетов (Social Accounting Matrix, SAM [6]). Важнейшим отличием эко-системного подхода выступает адаптивный характер формирования структуры участников, исходя именно из их внутренней целостности и роли в Экосистеме, а не заранее заданных границ. При этом поведение отдельных участников Экосистемы может быть описано собственными, специфическими для каждого из них и отражающими их особую позицию в Экосистеме производственными функциями, потребительскими функциями, функциями бизнес-цикла и т.д.
В рамках настоящего анализа выделены десять основных участников Экосистемы, отвечающих всем заданным характеристикам:
1. Зрелые ИКТ-компании (на рынках для населения, предприятий и госсектора).
2. ИКТ-компании на ранней стадии жизненного цикла.
3. Институты развития, институты поддержки развития новых ИКТ-бизнесов.
4. Структуры, обеспечивающие специальную консультационную, маркетинговую, образовательную, коммуникационную поддержку стартапов (бизнес-акселераторы и инкубаторы).
5. Традиционные компании вне сектора ИКТ (кроме розничной торговли и финансов).
6. Розничная торговля, включая электронную торговлю.
7. Финансовые организации (кроме институтов развития), в том числе, опирающиеся на новые финансовые технологии.
5 Здесь аналогия, безусловно, слабая — «пищевые цепи» в экосистеме меньшей размерности, чем национальная экономика, в той или иной мере разомкнуты; воспроизводство ресурсов, хотя обусловлено функционированием экосистемы, включая оборот доходов, происходит все же отчасти вне нее, а некоторые выходят за пределы Экосистемы.
6 По точной аналогии с биологией — преобразование энергии солнечного света в ресурсы биосистемы.
8. Государство7.
9. Система образования.
10. Население.
Заметим, что в этом перечне отсутствуют организации науки. В этом - определенная особенность России как страны глобальной полупериферии (теория инновационных экосистем формировалась в странах ядра современной глобальной экономики - США и Евросоюзе, структурные особенности которых заметно отличаются от российских). В отличие от стран-лидеров, где влияние научных исследований на развитие ИКТ является в значительной степени прямым и непосредственным, их воздействие на развитие российской сферы ИКТ происходит преимущественно по трем каналам.
Обращение российских компаний к глобальной (формируемой, на данный момент, в большей мере в рамках англоязычной науки) «библиотеке знаний и технологий» в области ИКТ.
Импорт готовых технологий и решений вместе с оборудованием. В [7] отмечено, что особенностью российской экономики является высокий уровень - не менее 1% ВВП - импорта затрат на НИОКР, обусловленных ввозом наукоемкой продукции (по расчетам авторов указанной работы, «полный» объем расходов на НИОКР, с учетом импорта составляет 2,3% ВВП). Это - прямой результат формирования в России полупериферийной модели «разомкнутой НИС», в рамках которой государственные и квазигосударственные (включая деятельность институтов развития) расходы обеспечивают развитие собственно научного знания, в значительной степени интернационального. Используется же это знание (за исключением, возможно, работ в области обороны и безопасности) в значительной мере посредством импорта готовых изделий, а не внутреннего высокотехнологичного или наукоемкого производства.
Реализация проектов в ИКТ на базе собственных или заказных НИОКР. Пока в России (за понятным исключением довольно масштабных работ в области криптографии, защищенной передачи данных, функционирования систем в области обороны и т.п.) это не самый развитый способ функционирования Экосистемы ИКТ. Отметим, что в последние годы расходы на НИОКР в сфере ИКТ осуществляются практически всеми участниками Экосистемы (кроме, разумеется, населения). Эти связи, в принципе, были бы способны «сшивать» всю Экосистему в единое целое, но в силу особенностей российского сектора науки и высоких технологий они имеют пока довольно ограниченную эффективность. Однако в перспективе их роль, вероятно, станет возрастать.
Помимо перечисленных десяти участников Экосистемы ИКТ, в качестве своеобразного одиннадцатого участника можно выделить внешний мир. С одной стороны, он может быть описан как один из участников российской Экосистемы ИКТ, участвуя в обменах ресурсов и тем самым превращая российскую Экосистему ИКТ в более или менее целостную. С другой - он проявляет еще и свойства среды, формируя для российской Экосистемы условия функционирования (правовые, цифровой контент и т.д.).
Среды как часть Экосистемы. Как отмечено выше, любая экосистема, в том числе и Экосистема ИКТ, включает не только участников, но и набор взаимо-влияющих сред, в которых происходит взаимодействие участников. Качество таких сред определяет эффективность деятельности участников, влияя на особенности процессов их функционирования в рамках Экосистемы и соответственно на вклад участников в итоговую эффективность функционирования всей Экосистемы.
7 В данном контексте государство рассматривается как Участник Экосистемы (потребитель ИКТ-товаров и услуг, источник финансовых ресурсов для системы образования и институтов развития и т.д.). Роль государства в формировании сред в рамках Экосистемы рассматривается отдельно.
Важнейшая особенность сред заключается в том, что их влияние распространяется не только на пространство взаимодействия между участниками, но и на внутреннюю структуру самих участников Экосистемы. Так, развитие цифровой среды ведет к необратимой трансформации финансового сектора (его разделению на «традиционный» и «новый», основанный на современных финансовых технологиях), глубокой трансформации традиционных производственных компаний (введение «сквозной цифровизации процессов проектирования» и др.), компаний розничной торговли и т. д.
К числу важнейших признаков сред относятся:
- всеобщий характер: в эти среды, в той или иной степени, погружены все участники Экосистемы;
- отсутствие целеполагания и, шире - субъектности (среда - «то, в чем функционируют участники Экосистемы»);
- непрямой характер воздействия сред на функционирование отдельных участников Экосистем.
Соответственно влияние одного участника на внутреннюю структуру и логику развития другого может происходить посредством изменения среды: функционирование участника ведет к изменению свойств среды, а это изменение - трансформирует внутреннюю структуру других участников.
К числу основных сред Экосистемы ИКТ можно отнести: правовую, социокультурную, цифровую, а также деловой и инновационный климат.
Методика построения матриц взаимодействия
В целях последующего моделирования Экосистемы ИКТ была построена система матриц взаимодействия участников друг с другом.
Эта система состоит из трех взаимосвязанных матриц потоков между участниками Экосистемы: финансовых; товарно-материальных; кадровых.
Перечисленные матрицы включают соответствующие потоки ресурсов от участников Экосистемы, расположенных по строкам таблицы - к участникам, расположенным по столбцам. Тем самым, в большинстве случаев возникает «зеркальность» между матрицей финансовых потоков и матрицей товарно-материальных потоков: расходам одних участников противостоят зеркальные товарно-материальные потоки других. Так, расходам традиционных компаний на покупку ИКТ-товаров и услуг у зрелых ИКТ-компаний противостоит поток ИКТ-товаров и услуг от зрелых ИКТ-компаний к традиционным компаниям.
При этом, естественно, выполняется два тождества: суммарный спрос на ИКТ-товары и услуги участника равен объему выпускаемых им ИКТ-товаров и услуг; суммарный спрос всех участников Экосистемы на ИКТ-товары и услуги равен объему их производства в экономике и объему импорта (аналогу «объему производства» для участника «Внешний мир»).
Отметим для каждой из указанных матриц ряд особенностей.
Матрица товарно-материальных потоков отражает передачу основных продуктов между участниками - товаров и услуг, прав собственности, объектов интеллектуальной собственности. В ней отражаются два типа потоков: товарные, зеркальные к денежным потокам спроса на продукцию тех или иных участников Экосистемы; прав собственности, зеркальные к потокам инвестиций.
Данная матрица содержательно является ключевой для последующего моделирования выпуска и его эффективности (соотношения выпуска с запасами ресурсов развития либо их входящими потоками). Однако она не может быть напрямую использована для моделирования, так как ее показатели не рассчитываются в силу неодно-
родности продукции или неопределенности ее стоимостных оценок (особенно в части объектов интеллектуальной собственности и, до некоторой степени, - права собственности на активы).
Матрица финансовых потоков (см. Приложение) включает в себя два основных типа потоков: текущие расходы (в основном - оплата ИКТ-товаров и услуг, оплата образовательных услуг, выплата заработной платы ИКТ-специалистам и др.); инвестиции (долевые инструменты, долговые инструменты и др.).
В дальнейшем, при построении количественной модели, в силу выполнения тождества между спросом и производством - моделироваться будут именно финансовые потоки, входящие в данную матрицу.
Матрица кадровых потоков играет ключевую роль с точки зрения моделирования перераспределения производственного (кадрового) потенциала между участниками Экосистемы ИКТ.
Таким образом, в результате построения описанных трех матриц была получена качественная модель российской Экосистемы ИКТ. Эта система взаимодействий участников Экосистемы легла в основу количественной модели российской Экосистемы ИКТ, подробное описание и основные результаты которой будут представлены в следующей статье.
Основные результаты качественной модели российской Экосистемы ИКТ
Построенная на данном этапе исследования качественная модель российской Экосистемы ИКТ и первичный анализ статистических данных позволили получить нижеследующие основные выводы.
1. В структуре российской Экосистемы ИКТ выделяется «внутреннее ядро»: группа участников, наиболее тесно связанных друг с другом финансовыми, товарно-материальными и кадровыми потоками. Эта группа не очень четко очерчена: помимо зрелых ИКТ-компаний и ИКТ-компаний на ранней стадии развития, а также сети специализированных институтов развития новых ИКТ-бизнесов, она, по всей видимости, также включает часть тесно связанных с сектором ИКТ более «традиционных» субъектов экономики.
Особенность ситуации заключается в том, что речь идет именно о части традиционных компаний. Развитие цифровой среды ведет к формированию внутри традиционных секторов новых субъектов, формально еще относящихся к традиционным секторам, но реально тесно связанных с сектором ИКТ. В этой связи уже в ближайшие годы можно ожидать существенного структурного кризиса традиционных компаний, компаний розничной торговли и финансовых компаний, а также организаций образования и здравоохранения. В них, по всей видимости, выделится группа компаний, прошедших комплексную модернизацию в соответствии со стандартами, задаваемыми сектором ИКТ5, в то время как существенная доля «старых» компаний в отмеченных секторах претерпит лишь ограниченную трансформацию.
Выявление «истинных» границ ядра Экосистемы ИКТ на сегодняшний день практически невозможно - они проходят даже не между компаниями внутри тра-
8 Для традиционных отраслей это, в первую очередь, расширение производства продукции используемой ИКТ-компаниями, соответствующей современным требованиям и, главное, трансформация бизнес-практик традиционных компаний в соответствии с предпринимательской культурой ИКТ-секторов; в розничной торговле — быстрая кастомизация е-услуги, настройка ее по всей линии: от индивидуального заказа (вместе с индивидуальным кредитным/страховым планом) через поставку в удобный момент — настройку и обучение — модернизацию — утилизацию; в транспорте — развитие индивидуализованной сетевой услуги и, в целом — переход на сетевую модель организации транспорта (слабый аналог сейчас — "Uber"); в финансовой сфере — распространение безбанковских технологий соединения распределенных (компаний и физических лиц) кредиторов и заёмщиков, соединение традиционных и новых (блокчейн) технологий работы с деньгами и активами, в образовании — становление систем качественного индивидуализованного дистанционного образования, дистанционных лабораторий и т.д.
диционных участников Экосистемы, а внутри самих компаний - между структурными подразделениями.
2. Ориентированность сектора ИКТ на конечное потребление. Анализ данных показал, что население является крупнейшим потребителем товаров и услуг сектора ИКТ. При этом само по себе потребление населения в значительной степени ориентировано на ИКТ-продукцию (порядка 3,1 трлн. руб.) в 2014 г., что составляет 8,6% суммарного объема потребления населением товаров и услуг). Таким образом, можно подчеркнуть, что именно население (а не государство или корпоративный сектор, чьи вклады в совокупный спрос на ИКТ-продукцию заметно ниже9) формирует стандарты де-факто для российских ИКТ-компаний и, тем самым, является значимым драйвером их развития.
3. В традиционных отраслях и в традиционном финансовом секторе формируется еще один - новый для России - узел спроса на ИКТ-решения. Так, традиционные компании уже сейчас предъявляют спрос на ИКТ-продукцию в размере 625 млрд. руб. (в 2014 г.), финансовые организации - не менее 100 млрд. руб. По всей видимости, это - предвестие расслоения единых прежде секторов на традиционное и смарт-производство и соответственно традиционные и новые (финтех) финансовые организации.
4. Наличие разрыва между уже сформированным «цифровым потенциалом» (доступом к Интернету, мобильной 3G- и 40-связи, уровнем использования компьютеров в быту и в офисной работе и т.д.), практически соответствующим лучшей мировой практике, и распространением электронного бизнеса, развитым существенно хуже (за исключением простых по преимуществу форм электронной торговли и т.д.) [8].
5. Российская Экосистема ИКТ принципиально разомкнута по товарным и финансовым потокам. Внешний мир интенсивно участвует в обмене товарами, финансами и информацией, одновременно создавая правовой контекст (а также, до известной степени, деловой климат) для работы российского ИКТ-сообщества.
Литература
1. Wessner C.W. Entrepreneurship and the Innovation Ecosystem Policy Lessons from the United States // Discussion Papers on Entrepreneurship, Growth and Public Policy. 2005. № 4604. P. 25.
2. Rinkinen S. Clusters, Innovation Systems and Ecosystems. Studies on Innovation Policy's Concept Evolution and Approaches for Regional Renewal //Acta Universitatis Lappeenrantaensis. 2016. № 728. P. 193.
3. Dedehayir O., Seppanen M. Birth and Expansion of Innovation Ecosystems: A Case Study of Copper Production // Journal of Technology Management & Innovation. 2015. Vol. 10(2). Bp. 145-154.
4. Papaioannou T., Wield D., Chataway, J. Knowledge Ecologies and Ecosystems? An Empirically Grounded Reflection on Recent Developments in Innovation Systems Theory //Environment and Planning C: Government and Policy. 2009. Vol. 27(2). pp. 319-339.
5. National Research Council. Innovation Policies for the 21-st Century: Report of a Symposium // Washington, DC: The National Academies Press. 2007. P. 222.
6. Белоусов А.Р., Абрамова Е.А. Интегрированные матрицы финансовых потоков (методический и инструментальный подходы) //Проблемы прогнозирования. 1999. № 6. С. 14-76.
7. Широв А.А., Гусев М.С., Саяпова А.Р., Янтовский А.А. Научно-технологическая компонента макро-структурного прогноза //Проблемы прогнозирования. 2016. № 6. С. 3-17.
8. Грамматчиков А. Цифровая реальность //Эксперт. 2017. № 29.
9 Потребление ИКТ-товаров и услуг традиционными компаниями, розничной торговлей, финансовыми организациями и государством в совокупности в 2014 г. составило 1,2 трлн. руб.
Приложение
Таблица
Матрица финансовых потоков между участниками Экосистемы ИКТ
Из строки в столбец 1. Зрелые ИКТ-компании 2. ИКТ-компании на ранней стадии жизненного цикла 3. Институты развития 4. Бизнес-акселераторы / инкубаторы 5. Традиции- онные компании 6. Розничная торговля 7. Финансовые организации 8. Государство 9. Система образования 10. Население 11. Внешний мир
А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1. Зрелые ИКТ-компании 1 Текущие расходы: оплата товаров и^отугвсфере Инвестиции: долевые инструмента, приобретение ОИС; покупка (М&А) компаний Инвестиции: покупка (М&А] компаний-рези-денгов Текущие расходы: (»финансирование образовательного процесса в сфере ИКТ Текущие расходы: оплата услуг за повы-шение квалификации сотрудников в сфере ИКТ Текущие расходы: заработная плата ИКТ-спе-ииалистов Текущие расхода: оплата импортных товаров и услуг в сфере ИКТ приобретение ИКТ-активов
2. ИКТ-компании на ранней стадии жизненного цикла ИИ Текущие расходы: выплаты инвесторам (% выручки) Текущие расходы: оплата услуг акселерации Текущие (исходы: заработная плата ИКТ-спе-циалистов Текущие расходы: оплата импортных товаров и ^стугвсфере
3. Институты развили Инвестиции: долевые инструменты, граты, кредита, соинве-сшрование проектов НИ Инвестиции: финансирование /(»финансирование дея-тельносш Поступление средств на депозита Текущие расходы: оплата услуг управления активами Текущие расходы: ¡»финансирование об-раювагельного проц есса в сфере ИКТ
4. Бизнес-акселераторы /инкубаторы Инвестиции: финансирование компаний-рези-дентов ■1
А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
5. Традиционные компании (кроме финансовых и розничной торговли) Текущие расходы: оплата товаров и услуг в сфере ИКТ Текущие расходы: оплата товаров и^шугвсфере | Текущие расходы оплата услуг, связанных с финансовыми ИКТ-сервисамт Текущие расходы: оплата услуг за повы-шение квалификации сотрудников в сфере ИКТ Текущие расходы: з^абот-наяплата ИКТ-спе-циалисгов Текущие расходы: оплата импортных това-ровиуслуг
6. Розничная торговля Текущие расходы: опла-татоварови услуг в сфере ИКТ Текущие расходы: оплата товаров и^тагуг в сфере Инвестиции: покупка (М&А) компаний И Текущие расхода оплата услуг, связанных с финансовыми ИКТ-сервисаш Текущие расхода: оплата услуг за повы-шение квалификации сотрудников в сфере ИКТ Текущие расходы: заработная плата ИКТ-спе-циалистов Текущие расхода: оплата импортных това-ровиуслуг маг
7. Финансовые организации Текущие расходы: оплата товаров и услуг в сфере ИКТ Инвестиции: долговые инструменты Текущие расходы: оплата товаров тпдагугвсфере Инвестиции: (»инвестирование проектов, венчурное финансирование, долевые инструменты Текущие расходы: выплата % размещения средств на депозитах Инвестиции: софинансировани проектов Инвестиции: финансирование /(»финансирование деятельности ш Текущие расходы: оплата услуг за повы-шение квалификации сотрудников в сфере ИКТ Текущие расходы: заработная плата ИКТ-спе-циалистов Текущие расходы: оплата импортных това-ровиуслуг ИР*
8. Государство Текущие рад-ходы: оплата товаров и услуг в сфере ИКТ Инвестиции: долевые инструменты Т екущие расходы: оплата товаров ицлугвсфере Инвестиции: долевые инструменты, субсидии, гарантии Инвестиции: финансирование /(»финансирование деятельности | Текущие расходы: финансирование образовательных учреждений, готовящих ИКТ-специа-листад Текущие расхода: оплата услуг за повышение квалификации со-трудниковв сфере ИКТ Текущие расходы: заработная плата ИКТ-спе-циалистов Текущие расходы: оплата импортных това-ровиуспуг
А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
9. Система образования Текущие расходы: оплата товаров и услуг в сфере ИКТ Текущие расхода: оплата товаров и^татугвсфере Инвестиции: финансирование/ [»финансирование деятельности (Н Текущие расходы: зфабот-ная плата ИКТ-спе-циалистов Текущие расходы: оплата импортных товаров и услуг в сфере ИКТ
10. Население Текущие расходы: оплата то-варови услуг в сфере ИКТ Текущие расходы: оплата товаров илдатугвсфере Текущие расходы: оплата товаров и услуг, приобретаемых через Интернет Текущие расходы: оплата услуг, связанных с финансовыми ИКТ-сервисами Текущие расхода: оплата обучения по ИКТ-специаль-ностям, оплата образовательных ИКТ-сервисов ■ Т екущие расходы: оплата импортных товаров и услуг в сфере ИКТ
11. Внешний мир Текущие расходы: оплата экспортируемых товаров иуслуг всфереИКГ Инвестиции: долевые инструменты, долговые инструменты, покупка ОИС Текущие расходы: оплата экспортируемых това-рови^слуг в сфе- Инвесгации: д олевые инструменты, покупка ОИС Инвестиции: финансирова-ние/софинан-сирование деятельности; покупка (М&А) компаний-резидентов Текущие расхода: оплата обучения ИКТ-спеюильно-стям нерезидентов Текущие [исходы: заработная плата ИКТ-спе-пиалисгов ■