Научная статья на тему 'О построении качественной модели российской Экосистемы ИКТ'

О построении качественной модели российской Экосистемы ИКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусов Дмитрий Рэмович, Пенухина Елена Андреевна

В статье на основе концепции инновационных экосистем проведен анализ российской Экосистемы ИКТ. Предложена качественная модель Экосистемы ИКТ (в матричной форме), основанная на анализе обмена ресурсами (товарно-материальными, текущими денежными, капитальными, человеческими) между участниками Экосистемы. На основе построенной качественной модели и первичного анализа статистических данных получен ряд важных выводов относительно структурных особенностей российской Экосистемы ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Construction of a Qualitative Model of the Russian ICT Ecosystem

This paper has analyzed the Russian ICT Ecosystem based on the concept of innovation ecosystems. A qualitative model of the ICT Ecosystem (in the matrix form) has been proposed that is based on an analysis of the exchange of resources (commodity-material resources, current financial resources, capital, manpower resources) among participants in the ecosystem. The constructed quality model and primary analysis of the statistical data were used as the basis for obtaining a number of important conclusions regarding the structural features of the Russian ICT Ecosystem.

Текст научной работы на тему «О построении качественной модели российской Экосистемы ИКТ»

НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ

Журнал «Проблемы прогнозирования» представляет вниманию читателей статью Д.Р. Белоусова и Е.А. Пенухиной, посвященную не совсем обычному сюжету: построению модели так называемой российской Экосистемы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Эта статья - первая часть исследования, проведенного авторами. Она практически целиком посвящена теоретико-методическим вопросам и представляет собой описание понятия Экосистемы в экономике, качественной модели Экосистемы (на примере сектора ИКТ) и окружающей ее среды.

Обычно журнал не публикует тексты такого рода, поскольку они мало связаны с основной тематикой журнала - представлением результатов прикладных экономических исследований. Но в данном случае мы решили сделать исключение, руководствуясь следующими соображениями. Во-первых, нам показался интересным взгляд известных в стране макроэкономистов на новую для журнала тему. Во-вторых, новизна рассматриваемого сюжета действительно требует достаточно серьезного теоретического обоснования выдвигаемых авторами тезисов. В-третьих, в следующем номере нашего журнала планируется опубликовать статью, посвященную второй - уже чисто прикладной - части исследования. В ней будут представлены результаты количественных расчетов, проведенных авторами с помощью упомянутой модели. Кроме того, авторы предложат содержательную интерпретацию полученных ими результатов и обоснование предлагаемых ими направлений развития сектора ИКТ в России.

Редколлегия

Д.Р. Белоусов, Е.А. Пенухина

О ПОСТРОЕНИИ КАЧЕСТВЕННОЙ МОДЕЛИ РОССИЙСКОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ИКТ1

В статье на основе концепции инновационных экосистем проведен анализ российской Экосистемы ИКТ. Предложена качественная модель Экосистемы ИКТ (в матричной форме), основанная на анализе обмена ресурсами (товарно-материальными, текущими денежными, капитальными, человеческими) между участниками Экосистемы. На основе построенной качественной модели и первичного анализа статистических данных получен ряд важных выводов относительно структурных особенностей российской Экосистемы ИКТ.

В условиях очевидного исчерпания традиционных для России ресурсов развития и возникновения рисков затяжной стагнации приоритетной задачей и для институтов развития, и для экономики в целом становится формирование новых источников роста. Практически все они, в той или иной степени, связаны с развитием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) - как непосредственно, так и в силу становления их сегодня базовыми для развития других современных технологических направлений. Одновременно усиливающийся дефицит ре-

1 Статья подготовлена в рамках НИР «Разработка стратегии развития Экосистемы ИТ и Интернет-предпринимательства, гармонизация стратегии Экосистемы ИТ и Интернет-предпринимательства со стратегией Фонда развития Интернет-инициатив», реализуемой по заказу и в интересах Фонда развития Интернет-инициатив (договор № ЕП 6/6-16 от «09» декабря 2016 г.).

сурсов как в государственном, так и в корпоративном секторах экономики предполагает все более жесткую приоритизацию расходов на поддержку деятельности в сфере ИКТ, способную обеспечить максимальную эффективность использования ресурсов.

Соответственно, при проведении государственной политики развития растет роль косвенных воздействий, которые в ряде случаев могут оказаться более эффективными, чем прямое вложение ресурсов. Предлагаемый в статье экосистемный подход к моделированию позволяет анализировать и учитывать эффекты таких непрямых воздействий.

Экосистемный подход к моделированию развития экономических систем

Понятие Экосистемы. «Экосистемный» (по аналогии с биологией) подход к экономике является относительно новым подходом даже по мировым меркам. В наибольшей степени концепция экосистемы проработана применительно к инновационной экосистеме. Однако даже для нее общепринятого определения в настоящее время не существует.

Впервые термин «инновационная экосистема» был введен в 2005 г. Чарльзом Вес-снером (Charles W. Wessner) [1]. Изначально Ч. Весснер понимал под инновационной экосистемой «сложные взаимосвязи между различными участниками инновационных процессов в экономике»2. Впоследствии развитие концепции экосистемы шло в нескольких направлениях: расширение состава участников экосистем, включение в них новых участников (государство, социальная среда и т.д. [2]); анализ внутренней структуры экосистемы и выделение в ней неоднородностей (напр., [3]); анализ процессов развития жизненного цикла экосистемы, в том числе в рамках (как кажется, не вполне применимой в данном конкретном случае) концепции бизнес-цикла (там же).

На данном этапе развития концепции инновационной экосистемы наиболее удачным представляется определение инновационной экосистемы от Massachusetts Technology Collaboration: «Инновационная экосистема - это термин, используемый для описания большого, разнородного набора участников и ресурсов, которые необходимы для инновационного процесса в современной экономике. Этот набор включает предпринимателей, инвесторов, исследователей, университетских преподавателей, венчурных капиталистов, а также ресурсы развития бизнеса и другой технической помощи, включая бухгалтерию, конструкторов, контрактных производителей и поставщиков услуг обучения и профессионального развития» [3].

В данной работе рассматривается российская Экосистема ИКТ как разновидность инновационной экосистемы, определяемой как система взаимодействующих, обменивающихся ресурсами и трансформирующих одни их виды в другие субъектов (участников). Принципиально важно, что взаимодействие субъектов Экосистемы происходит в системе сред. Это взаимодействие в существенной степени определяет характер воспроизводства в данной сфере и основные количественные параметры ее деятельности.

Отметим характерные особенности Экосистемы.

Во-первых, - это ее включенность в процесс воспроизводства, обеспечивающий возникновение в ходе функционирования Экосистемы дополнительных доходов и их последующую конвертацию в ресурсы развития (человеческие, технологические, финансовые и др.).

Во-вторых, - непрерывное развитие Экосистемы, причем в значительной степени определяемое ее собственными внутренними структурными особенностями. Из этого следуют важные особенности экосистемного подхода к моделированию сектора ИКТ - с одной стороны, отход от избыточной «управленческой ориентации» (в силу того, что основные драйверы развития экосистемы - внутренние, а не внешние [4]); с другой - акцент на развитие экосистемы, анализ и прогноз ее (обязательных и неизбежных) изменений [5].

2 К элементам инновационной экосистемы Весснер относил компании, университеты, организации науки, венчурные компании и финансовые рынки.

В-третьих, - возможность анализа эффектов непрямых воздействий. В отличие от ряда других подходов, в рамках экосистемного может быть установлено, что прямое решение (например, прямое стимулирование разработки и производства ИКТ-товаров и услуг) менее эффективно, чем например, вложения в образование5 или улучшение сред.

При детальном рассмотрении объекта моделирования (российской Экосистемы ИКТ) возникает проблема определения границ сектора ИКТ, так как он, даже в своем «ядре», шире стандартного объекта, наблюдаемого и статистически описываемого Росстатом. В результате в данной работе в рамках сектора ИКТ выделяется статистически наблюдаемое «ядро» (таблица), и дополнительные, на данном этапе развития только формирующиеся виды ИКТ-деятельности: Онлайн образование и Финтех4.

Таблица

Статистически наблюдаемый сектор ИКТ

Код ОКВЭД Вид экономической деятельности

30 31.3 32 33.2 33.3 51.43.2 51.84 51.86 51.87.5 64.20 71.33 72 Производство офисного оборудования и вычислительной техники Производство изолированных проводов и кабелей Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи Производство приборов и инструментов для измерений, контроля, испытаний, навигации, управления и прочих целей Производство приборов контроля и регулирования технологических процессов Оптовая торговля радио- и телеаппаратурой, техническими носителями информации (с записями и без записей) Оптовая торговля компьютерами, периферийными устройствами и программным обеспечением Оптовая торговля прочими электронными деталями (частями) и оборудованием Оптовая торговля производственным электрическим оборудованием, машинами, аппаратурой и материалами Деятельность в области электросвязи Аренда офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий

Источник: Индикаторы информационного общества: 2016. Стат. сб.

Участники Экосистемы ИКТ. Наиболее очевидной особенностью Экосистемы является присущая ей взаимосвязанность участников, каждый из которых преследует те или иные собственные цели и в рамках целого участвует в обменах несколькими видами ресурсов, объединенных в четыре группы потоков:

- финансовых (текущие расходы, инвестиции в форме долевых инструментов, долговые инструменты и др.);

- товарно-материальных (товары и услуги, объекты интеллектуальной собственности, права собственности);

- кадровых;

- информационных.

При этом участнику Экосистемы присущи определенные признаки:

- собственное целеполагание;

- наличие границ, позволяющих специфицировать участника Экосистемы;

- внутренняя однородность (по крайней мере, большая, чем между рассматриваемым и другими участниками Экосистемы). При этом участник Экосистемы мо-

5 Примером может служить значительный положительный эффект программы всеобщей «компьютерной грамотности», реализованной в 1980-х годах в СССР, для становления слоя специалистов в сфере ИКТ уже в российской экономике.

4 Финтех (англ. Е1пТееИ) — зарождающаяся отрасль экономики, состоящая из компаний, использующих технологии и инновации на рынке финансовых услуг и конкурирующих с традиционными финансовыми организациями.

жет иметь композитную структуру, т. е. быть представлен одним или несколькими сообществами, корпорациями, ведомствами и т.д.;

- взаимодействие (обмен ресурсами) между участниками, что позволяет интерпретировать включенность участников в Экосистему.

Таким образом, Экосистема ИКТ имеет ряд общих черт с классической биологической экосистемой. К их числу относятся:

1. Относительно устойчивая сложная структура, которая может быть описана аналитически (при этом в отдельных случаях эта структура способна к быстрой радикальной трансформации, связанной, например, с технологическими революциями или институциональными сдвигами).

2. Наличие устойчивой системы взаимодействий между участниками Экосистемы, соответственно формируются некие аналоги трофических пирамид5.

3. Преобразование одних видов системных ресурсов в другие6, например потока расходов государства и институтов развития в образование, в поток кадров в ИКТ-компании.

Соответственно возникает вопрос о показателях эффективности такой конверсии одних видов ресурсов в другие. В целом определить эффективность Экосистемы ИКТ можно в рамках двух подходов:

- в узком смысле - как эффективность трансформации ресурсов государственной и квазигосударственной (включая расходы институтов развития) поддержки Экосистемы в итоговые параметры ее развития;

- в широком смысле - как эффективность трансформации входящих потоков всех видов ресурсов в результаты деятельности Экосистемы.

Система подобных обменов ресурсами может быть описана с помощью матричных моделей обмена. Таким образом, в рамках анализа экосистемный подход является своеобразным расширением хорошо известных межотраслевого подхода и матриц социальных счетов (Social Accounting Matrix, SAM [6]). Важнейшим отличием эко-системного подхода выступает адаптивный характер формирования структуры участников, исходя именно из их внутренней целостности и роли в Экосистеме, а не заранее заданных границ. При этом поведение отдельных участников Экосистемы может быть описано собственными, специфическими для каждого из них и отражающими их особую позицию в Экосистеме производственными функциями, потребительскими функциями, функциями бизнес-цикла и т.д.

В рамках настоящего анализа выделены десять основных участников Экосистемы, отвечающих всем заданным характеристикам:

1. Зрелые ИКТ-компании (на рынках для населения, предприятий и госсектора).

2. ИКТ-компании на ранней стадии жизненного цикла.

3. Институты развития, институты поддержки развития новых ИКТ-бизнесов.

4. Структуры, обеспечивающие специальную консультационную, маркетинговую, образовательную, коммуникационную поддержку стартапов (бизнес-акселераторы и инкубаторы).

5. Традиционные компании вне сектора ИКТ (кроме розничной торговли и финансов).

6. Розничная торговля, включая электронную торговлю.

7. Финансовые организации (кроме институтов развития), в том числе, опирающиеся на новые финансовые технологии.

5 Здесь аналогия, безусловно, слабая — «пищевые цепи» в экосистеме меньшей размерности, чем национальная экономика, в той или иной мере разомкнуты; воспроизводство ресурсов, хотя обусловлено функционированием экосистемы, включая оборот доходов, происходит все же отчасти вне нее, а некоторые выходят за пределы Экосистемы.

6 По точной аналогии с биологией — преобразование энергии солнечного света в ресурсы биосистемы.

8. Государство7.

9. Система образования.

10. Население.

Заметим, что в этом перечне отсутствуют организации науки. В этом - определенная особенность России как страны глобальной полупериферии (теория инновационных экосистем формировалась в странах ядра современной глобальной экономики - США и Евросоюзе, структурные особенности которых заметно отличаются от российских). В отличие от стран-лидеров, где влияние научных исследований на развитие ИКТ является в значительной степени прямым и непосредственным, их воздействие на развитие российской сферы ИКТ происходит преимущественно по трем каналам.

Обращение российских компаний к глобальной (формируемой, на данный момент, в большей мере в рамках англоязычной науки) «библиотеке знаний и технологий» в области ИКТ.

Импорт готовых технологий и решений вместе с оборудованием. В [7] отмечено, что особенностью российской экономики является высокий уровень - не менее 1% ВВП - импорта затрат на НИОКР, обусловленных ввозом наукоемкой продукции (по расчетам авторов указанной работы, «полный» объем расходов на НИОКР, с учетом импорта составляет 2,3% ВВП). Это - прямой результат формирования в России полупериферийной модели «разомкнутой НИС», в рамках которой государственные и квазигосударственные (включая деятельность институтов развития) расходы обеспечивают развитие собственно научного знания, в значительной степени интернационального. Используется же это знание (за исключением, возможно, работ в области обороны и безопасности) в значительной мере посредством импорта готовых изделий, а не внутреннего высокотехнологичного или наукоемкого производства.

Реализация проектов в ИКТ на базе собственных или заказных НИОКР. Пока в России (за понятным исключением довольно масштабных работ в области криптографии, защищенной передачи данных, функционирования систем в области обороны и т.п.) это не самый развитый способ функционирования Экосистемы ИКТ. Отметим, что в последние годы расходы на НИОКР в сфере ИКТ осуществляются практически всеми участниками Экосистемы (кроме, разумеется, населения). Эти связи, в принципе, были бы способны «сшивать» всю Экосистему в единое целое, но в силу особенностей российского сектора науки и высоких технологий они имеют пока довольно ограниченную эффективность. Однако в перспективе их роль, вероятно, станет возрастать.

Помимо перечисленных десяти участников Экосистемы ИКТ, в качестве своеобразного одиннадцатого участника можно выделить внешний мир. С одной стороны, он может быть описан как один из участников российской Экосистемы ИКТ, участвуя в обменах ресурсов и тем самым превращая российскую Экосистему ИКТ в более или менее целостную. С другой - он проявляет еще и свойства среды, формируя для российской Экосистемы условия функционирования (правовые, цифровой контент и т.д.).

Среды как часть Экосистемы. Как отмечено выше, любая экосистема, в том числе и Экосистема ИКТ, включает не только участников, но и набор взаимо-влияющих сред, в которых происходит взаимодействие участников. Качество таких сред определяет эффективность деятельности участников, влияя на особенности процессов их функционирования в рамках Экосистемы и соответственно на вклад участников в итоговую эффективность функционирования всей Экосистемы.

7 В данном контексте государство рассматривается как Участник Экосистемы (потребитель ИКТ-товаров и услуг, источник финансовых ресурсов для системы образования и институтов развития и т.д.). Роль государства в формировании сред в рамках Экосистемы рассматривается отдельно.

Важнейшая особенность сред заключается в том, что их влияние распространяется не только на пространство взаимодействия между участниками, но и на внутреннюю структуру самих участников Экосистемы. Так, развитие цифровой среды ведет к необратимой трансформации финансового сектора (его разделению на «традиционный» и «новый», основанный на современных финансовых технологиях), глубокой трансформации традиционных производственных компаний (введение «сквозной цифровизации процессов проектирования» и др.), компаний розничной торговли и т. д.

К числу важнейших признаков сред относятся:

- всеобщий характер: в эти среды, в той или иной степени, погружены все участники Экосистемы;

- отсутствие целеполагания и, шире - субъектности (среда - «то, в чем функционируют участники Экосистемы»);

- непрямой характер воздействия сред на функционирование отдельных участников Экосистем.

Соответственно влияние одного участника на внутреннюю структуру и логику развития другого может происходить посредством изменения среды: функционирование участника ведет к изменению свойств среды, а это изменение - трансформирует внутреннюю структуру других участников.

К числу основных сред Экосистемы ИКТ можно отнести: правовую, социокультурную, цифровую, а также деловой и инновационный климат.

Методика построения матриц взаимодействия

В целях последующего моделирования Экосистемы ИКТ была построена система матриц взаимодействия участников друг с другом.

Эта система состоит из трех взаимосвязанных матриц потоков между участниками Экосистемы: финансовых; товарно-материальных; кадровых.

Перечисленные матрицы включают соответствующие потоки ресурсов от участников Экосистемы, расположенных по строкам таблицы - к участникам, расположенным по столбцам. Тем самым, в большинстве случаев возникает «зеркальность» между матрицей финансовых потоков и матрицей товарно-материальных потоков: расходам одних участников противостоят зеркальные товарно-материальные потоки других. Так, расходам традиционных компаний на покупку ИКТ-товаров и услуг у зрелых ИКТ-компаний противостоит поток ИКТ-товаров и услуг от зрелых ИКТ-компаний к традиционным компаниям.

При этом, естественно, выполняется два тождества: суммарный спрос на ИКТ-товары и услуги участника равен объему выпускаемых им ИКТ-товаров и услуг; суммарный спрос всех участников Экосистемы на ИКТ-товары и услуги равен объему их производства в экономике и объему импорта (аналогу «объему производства» для участника «Внешний мир»).

Отметим для каждой из указанных матриц ряд особенностей.

Матрица товарно-материальных потоков отражает передачу основных продуктов между участниками - товаров и услуг, прав собственности, объектов интеллектуальной собственности. В ней отражаются два типа потоков: товарные, зеркальные к денежным потокам спроса на продукцию тех или иных участников Экосистемы; прав собственности, зеркальные к потокам инвестиций.

Данная матрица содержательно является ключевой для последующего моделирования выпуска и его эффективности (соотношения выпуска с запасами ресурсов развития либо их входящими потоками). Однако она не может быть напрямую использована для моделирования, так как ее показатели не рассчитываются в силу неодно-

родности продукции или неопределенности ее стоимостных оценок (особенно в части объектов интеллектуальной собственности и, до некоторой степени, - права собственности на активы).

Матрица финансовых потоков (см. Приложение) включает в себя два основных типа потоков: текущие расходы (в основном - оплата ИКТ-товаров и услуг, оплата образовательных услуг, выплата заработной платы ИКТ-специалистам и др.); инвестиции (долевые инструменты, долговые инструменты и др.).

В дальнейшем, при построении количественной модели, в силу выполнения тождества между спросом и производством - моделироваться будут именно финансовые потоки, входящие в данную матрицу.

Матрица кадровых потоков играет ключевую роль с точки зрения моделирования перераспределения производственного (кадрового) потенциала между участниками Экосистемы ИКТ.

Таким образом, в результате построения описанных трех матриц была получена качественная модель российской Экосистемы ИКТ. Эта система взаимодействий участников Экосистемы легла в основу количественной модели российской Экосистемы ИКТ, подробное описание и основные результаты которой будут представлены в следующей статье.

Основные результаты качественной модели российской Экосистемы ИКТ

Построенная на данном этапе исследования качественная модель российской Экосистемы ИКТ и первичный анализ статистических данных позволили получить нижеследующие основные выводы.

1. В структуре российской Экосистемы ИКТ выделяется «внутреннее ядро»: группа участников, наиболее тесно связанных друг с другом финансовыми, товарно-материальными и кадровыми потоками. Эта группа не очень четко очерчена: помимо зрелых ИКТ-компаний и ИКТ-компаний на ранней стадии развития, а также сети специализированных институтов развития новых ИКТ-бизнесов, она, по всей видимости, также включает часть тесно связанных с сектором ИКТ более «традиционных» субъектов экономики.

Особенность ситуации заключается в том, что речь идет именно о части традиционных компаний. Развитие цифровой среды ведет к формированию внутри традиционных секторов новых субъектов, формально еще относящихся к традиционным секторам, но реально тесно связанных с сектором ИКТ. В этой связи уже в ближайшие годы можно ожидать существенного структурного кризиса традиционных компаний, компаний розничной торговли и финансовых компаний, а также организаций образования и здравоохранения. В них, по всей видимости, выделится группа компаний, прошедших комплексную модернизацию в соответствии со стандартами, задаваемыми сектором ИКТ5, в то время как существенная доля «старых» компаний в отмеченных секторах претерпит лишь ограниченную трансформацию.

Выявление «истинных» границ ядра Экосистемы ИКТ на сегодняшний день практически невозможно - они проходят даже не между компаниями внутри тра-

8 Для традиционных отраслей это, в первую очередь, расширение производства продукции используемой ИКТ-компаниями, соответствующей современным требованиям и, главное, трансформация бизнес-практик традиционных компаний в соответствии с предпринимательской культурой ИКТ-секторов; в розничной торговле — быстрая кастомизация е-услуги, настройка ее по всей линии: от индивидуального заказа (вместе с индивидуальным кредитным/страховым планом) через поставку в удобный момент — настройку и обучение — модернизацию — утилизацию; в транспорте — развитие индивидуализованной сетевой услуги и, в целом — переход на сетевую модель организации транспорта (слабый аналог сейчас — "Uber"); в финансовой сфере — распространение безбанковских технологий соединения распределенных (компаний и физических лиц) кредиторов и заёмщиков, соединение традиционных и новых (блокчейн) технологий работы с деньгами и активами, в образовании — становление систем качественного индивидуализованного дистанционного образования, дистанционных лабораторий и т.д.

диционных участников Экосистемы, а внутри самих компаний - между структурными подразделениями.

2. Ориентированность сектора ИКТ на конечное потребление. Анализ данных показал, что население является крупнейшим потребителем товаров и услуг сектора ИКТ. При этом само по себе потребление населения в значительной степени ориентировано на ИКТ-продукцию (порядка 3,1 трлн. руб.) в 2014 г., что составляет 8,6% суммарного объема потребления населением товаров и услуг). Таким образом, можно подчеркнуть, что именно население (а не государство или корпоративный сектор, чьи вклады в совокупный спрос на ИКТ-продукцию заметно ниже9) формирует стандарты де-факто для российских ИКТ-компаний и, тем самым, является значимым драйвером их развития.

3. В традиционных отраслях и в традиционном финансовом секторе формируется еще один - новый для России - узел спроса на ИКТ-решения. Так, традиционные компании уже сейчас предъявляют спрос на ИКТ-продукцию в размере 625 млрд. руб. (в 2014 г.), финансовые организации - не менее 100 млрд. руб. По всей видимости, это - предвестие расслоения единых прежде секторов на традиционное и смарт-производство и соответственно традиционные и новые (финтех) финансовые организации.

4. Наличие разрыва между уже сформированным «цифровым потенциалом» (доступом к Интернету, мобильной 3G- и 40-связи, уровнем использования компьютеров в быту и в офисной работе и т.д.), практически соответствующим лучшей мировой практике, и распространением электронного бизнеса, развитым существенно хуже (за исключением простых по преимуществу форм электронной торговли и т.д.) [8].

5. Российская Экосистема ИКТ принципиально разомкнута по товарным и финансовым потокам. Внешний мир интенсивно участвует в обмене товарами, финансами и информацией, одновременно создавая правовой контекст (а также, до известной степени, деловой климат) для работы российского ИКТ-сообщества.

Литература

1. Wessner C.W. Entrepreneurship and the Innovation Ecosystem Policy Lessons from the United States // Discussion Papers on Entrepreneurship, Growth and Public Policy. 2005. № 4604. P. 25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Rinkinen S. Clusters, Innovation Systems and Ecosystems. Studies on Innovation Policy's Concept Evolution and Approaches for Regional Renewal //Acta Universitatis Lappeenrantaensis. 2016. № 728. P. 193.

3. Dedehayir O., Seppanen M. Birth and Expansion of Innovation Ecosystems: A Case Study of Copper Production // Journal of Technology Management & Innovation. 2015. Vol. 10(2). Bp. 145-154.

4. Papaioannou T., Wield D., Chataway, J. Knowledge Ecologies and Ecosystems? An Empirically Grounded Reflection on Recent Developments in Innovation Systems Theory //Environment and Planning C: Government and Policy. 2009. Vol. 27(2). pp. 319-339.

5. National Research Council. Innovation Policies for the 21-st Century: Report of a Symposium // Washington, DC: The National Academies Press. 2007. P. 222.

6. Белоусов А.Р., Абрамова Е.А. Интегрированные матрицы финансовых потоков (методический и инструментальный подходы) //Проблемы прогнозирования. 1999. № 6. С. 14-76.

7. Широв А.А., Гусев М.С., Саяпова А.Р., Янтовский А.А. Научно-технологическая компонента макро-структурного прогноза //Проблемы прогнозирования. 2016. № 6. С. 3-17.

8. Грамматчиков А. Цифровая реальность //Эксперт. 2017. № 29.

9 Потребление ИКТ-товаров и услуг традиционными компаниями, розничной торговлей, финансовыми организациями и государством в совокупности в 2014 г. составило 1,2 трлн. руб.

Приложение

Таблица

Матрица финансовых потоков между участниками Экосистемы ИКТ

Из строки в столбец 1. Зрелые ИКТ-компании 2. ИКТ-компании на ранней стадии жизненного цикла 3. Институты развития 4. Бизнес-акселераторы / инкубаторы 5. Традиции- онные компании 6. Розничная торговля 7. Финансовые организации 8. Государство 9. Система образования 10. Население 11. Внешний мир

А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1. Зрелые ИКТ-компании 1 Текущие расходы: оплата товаров и^отугвсфере Инвестиции: долевые инструмента, приобретение ОИС; покупка (М&А) компаний Инвестиции: покупка (М&А] компаний-рези-денгов Текущие расходы: (»финансирование образовательного процесса в сфере ИКТ Текущие расходы: оплата услуг за повы-шение квалификации сотрудников в сфере ИКТ Текущие расходы: заработная плата ИКТ-спе-ииалистов Текущие расхода: оплата импортных товаров и услуг в сфере ИКТ приобретение ИКТ-активов

2. ИКТ-компании на ранней стадии жизненного цикла ИИ Текущие расходы: выплаты инвесторам (% выручки) Текущие расходы: оплата услуг акселерации Текущие (исходы: заработная плата ИКТ-спе-циалистов Текущие расходы: оплата импортных товаров и ^стугвсфере

3. Институты развили Инвестиции: долевые инструменты, граты, кредита, соинве-сшрование проектов НИ Инвестиции: финансирование /(»финансирование дея-тельносш Поступление средств на депозита Текущие расходы: оплата услуг управления активами Текущие расходы: ¡»финансирование об-раювагельного проц есса в сфере ИКТ

4. Бизнес-акселераторы /инкубаторы Инвестиции: финансирование компаний-рези-дентов ■1

А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

5. Традиционные компании (кроме финансовых и розничной торговли) Текущие расходы: оплата товаров и услуг в сфере ИКТ Текущие расходы: оплата товаров и^шугвсфере | Текущие расходы оплата услуг, связанных с финансовыми ИКТ-сервисамт Текущие расходы: оплата услуг за повы-шение квалификации сотрудников в сфере ИКТ Текущие расходы: з^абот-наяплата ИКТ-спе-циалисгов Текущие расходы: оплата импортных това-ровиуслуг

6. Розничная торговля Текущие расходы: опла-татоварови услуг в сфере ИКТ Текущие расходы: оплата товаров и^тагуг в сфере Инвестиции: покупка (М&А) компаний И Текущие расхода оплата услуг, связанных с финансовыми ИКТ-сервисаш Текущие расхода: оплата услуг за повы-шение квалификации сотрудников в сфере ИКТ Текущие расходы: заработная плата ИКТ-спе-циалистов Текущие расхода: оплата импортных това-ровиуслуг маг

7. Финансовые организации Текущие расходы: оплата товаров и услуг в сфере ИКТ Инвестиции: долговые инструменты Текущие расходы: оплата товаров тпдагугвсфере Инвестиции: (»инвестирование проектов, венчурное финансирование, долевые инструменты Текущие расходы: выплата % размещения средств на депозитах Инвестиции: софинансировани проектов Инвестиции: финансирование /(»финансирование деятельности ш Текущие расходы: оплата услуг за повы-шение квалификации сотрудников в сфере ИКТ Текущие расходы: заработная плата ИКТ-спе-циалистов Текущие расходы: оплата импортных това-ровиуслуг ИР*

8. Государство Текущие рад-ходы: оплата товаров и услуг в сфере ИКТ Инвестиции: долевые инструменты Т екущие расходы: оплата товаров ицлугвсфере Инвестиции: долевые инструменты, субсидии, гарантии Инвестиции: финансирование /(»финансирование деятельности | Текущие расходы: финансирование образовательных учреждений, готовящих ИКТ-специа-листад Текущие расхода: оплата услуг за повышение квалификации со-трудниковв сфере ИКТ Текущие расходы: заработная плата ИКТ-спе-циалистов Текущие расходы: оплата импортных това-ровиуспуг

А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

9. Система образования Текущие расходы: оплата товаров и услуг в сфере ИКТ Текущие расхода: оплата товаров и^татугвсфере Инвестиции: финансирование/ [»финансирование деятельности (Н Текущие расходы: зфабот-ная плата ИКТ-спе-циалистов Текущие расходы: оплата импортных товаров и услуг в сфере ИКТ

10. Население Текущие расходы: оплата то-варови услуг в сфере ИКТ Текущие расходы: оплата товаров илдатугвсфере Текущие расходы: оплата товаров и услуг, приобретаемых через Интернет Текущие расходы: оплата услуг, связанных с финансовыми ИКТ-сервисами Текущие расхода: оплата обучения по ИКТ-специаль-ностям, оплата образовательных ИКТ-сервисов ■ Т екущие расходы: оплата импортных товаров и услуг в сфере ИКТ

11. Внешний мир Текущие расходы: оплата экспортируемых товаров иуслуг всфереИКГ Инвестиции: долевые инструменты, долговые инструменты, покупка ОИС Текущие расходы: оплата экспортируемых това-рови^слуг в сфе- Инвесгации: д олевые инструменты, покупка ОИС Инвестиции: финансирова-ние/софинан-сирование деятельности; покупка (М&А) компаний-резидентов Текущие расхода: оплата обучения ИКТ-спеюильно-стям нерезидентов Текущие [исходы: заработная плата ИКТ-спе-пиалисгов ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.