УДК 378.046.4:617
А.О. Занданов, А.Н. Плеханов, В.Б. Хитрихеев, И.М. Бальхаев, О.В. Юндунова
О ПОСТДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-ХИРУРГОВ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАзВИТИЯ
Бурятский государственный университет (Улан-Удэ)
В данной статье приведены результаты анкетирования слушателей сертификационного цикла по хирургии в Республике Бурятия. Более 90 % курсантов дали, положительную оценку качеству преподавательской деятельности. Слушателями выказаны, критические замечания в отношении тестирования. В работе раскрыты, перспективы, постдипломного обучения курсантов по вопросам хирургии.
Ключевые слова: хирургия, обучение, качество подготовки, перспектива
about posTDEGREE pREpARATioN oF Doctors suRGEoNs AND prospects oF THEiR DEvELopMENT
A.O. Zandanov, A.N. Plekhanov, V.E. Hitriheev, I.M. Balhaev, O.V. Jundunova Buryat State University, Ulan-Ude
In given article results of guestioning of students of a certified course by surgery in Republic Buryatiya are given. More than 90 % of cadets stated, a positive estimation, of guality of teaching activity. Students show critical remarks about testing. In work prospects of postdegree training of cadets by guestions of surgery are shown. Key words: surgery, training, quality of preparation, prospect
По статистике сегодня в России 616 тыс. дипломированных врачей — на каждого в среднем всего по 233 жителя [4].
В современных условиях развития медицины одной из главных проблем здравоохранения является поиск оптимальных путей повышения уровня качества оказания медицинской помощи населению. Сложность решения этой проблемы определяется многими причинами: недостаточностью финансирования отрасли, отсутствием единых критериев управления здравоохранением, устаревшей материально-технической базой лечебно-профилактических учреждений и т.д. [3]. Вместе с тем возросшие требования населения к оказываемой медицинской помощи обусловливают и повышение квалификации врачебных кадров в решении общих задач поступательного развития медицинской отрасли. Именно квалификация медицинского персонала способна сгладить те негативные явления в деятельности лечебных учреждений, которые имеются в развитии социальной сферы нашего общества [1].
Система дополнительного профессионального образования специалистов, предназначенная для повышения квалификации и профессиональной медицинской переподготовки кадров в соответствии с требованиями проводимых в стране социально-экономических реформ не в полной мере решает стоящую перед ней задачу. Это связано с отсутствием завершенной законодательной и нормативной базы, в том числе определяющей мотивацию к повышению квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, отсутствием эффективного взаимодействия органов управления здравоохранением регионов и
образовательных учреждений дополнительного профессионального образования по учету, анализу состояния, определению потребности и планированию постдипломного обучения специалистов и руководящих работников. При этом деятельность образовательных учреждений должна быть четко ориентирована на решение проблем практического здравоохранения [2, 3].
Одним из видов последипломной подготовки врачей является сертификационная деятельность, которая регламентирована приказом Минздрава РФ № 318 от 17.11.1995 г. «О квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста». Право на получение сертификата и допуск к экзамену имеет каждый врач.
Целью последипломного повышения квалификации врачей является приобретение ими новых теоретических знаний и совершенствование профессиональных умений и навыков, необходимых для оказания квалифицированной медицинской помощи в соответствии с занимаемой должностью и профилем учреждения, в котором они работают.
Оценивая работу профессорско-преподавательского коллектива кафедр факультетской и госпитальной хирургии медицинского факультета Бурятского государственного университета, при проведении сертификационного усовершенствования хирургов мы провели анонимный опрос курсантов в виде анкетирования по поставленным вопросам.
Для оценки мнения курсантов нами была разработана анкета по ряду показателей. В данном анкетировании приняли участия врачи-хирурги из г. Улан-Удэ и районов Республики Бурятия, проходившие обучения на курсах сертификаци-
онного усовершенствования. Количество лиц, принимавших участие в анкетировании, составило 62 человека.
Общий медицинский стаж работы, совпадал со стажем работы по специальности «хирургия». При этом до 5 лет — 6 врачей, от 6 до 20 лет — 30, от 21 до 30 лет — 13, от 31 до 40 лет — 10, свыше 40 лет — 3 врача-хирурга.
Из опрошенных анонимно слушателей установлено, что 55 (88,7 %) врачей-хирургов регулярно 1 раз в 5 лет повышают свою квалификацию по специальности, 7 — несвоевременно. Причиной нерегулярного обучения в 3 (42,8 %) ответах было отсутствие замены на рабочем месте, не отпускала администрация, в 2 (28,5 %) — не смогли выехать на обучение по семейным обстоятельствам, в 2 (28,5 %) — в виду малого стажа работы.
Оценивая удовлетворенность курсантов обучением, в 59 (95,1 %) анкетах были получены положительные ответы («Да»). В 3 (4,8 %) анкетах курсанты остались неудовлетворенными курсами повышения квалификации. Причиной неудовлетворительной оценки в 3 случаях было отмечено большое количество ненужной информации и устаревшие методики преподавания, в 1 отмечено отсутствие личного опыта авторов при той или иной патологии.
Характеризуя качество обучения и преподавания 54 (87 %) курсантов в целом остались довольным качеством преподавания (рис. 1).
Вместе с тем 25 (40,3 %) курсантов отметили, что полученные знания применимы на практике лишь в 50 % случаев. 37 (59,6 %) курсантов считают,
что полученные знания применимы в практической деятельности всегда. Основной причиной ограниченности применения знаний на практике участники опроса отметили слабость материальнотехнической базы своих медицинских учреждений, недоступность Интернета и некоторые другие.
Оценивая контроль за качеством преподавания, 60 (96,7 %) курсантов считают, что оно было адекватным, однако было отмечено много замечаний по тестированию курсантов. Так, 21 (33,8 %) опрошенный курсант отметил, что тесты составлены некорректно, 17 (27,4 %) утверждают, что в них много ненужных вопросов, не соответствующих специальности «хирургия», 8 (12,9 %) отметили недостаточное количество практических вопросов, а также то, что тестирование должно проводиться после каждого занятия.
Лишь 11 (17,7 %) курсантов положительно отозвались о тестах.
Анализируя дисциплину профессорско-преподавательского состава, 51 (82,2 %) курсант отметил хорошую дисциплину педагогов, 10 (16 %)
— удовлетворительную. Оценивая дисциплину самих курсантов, оценку «хорошо» поставили 24 (38,7 %) курсанта, «удовлетворительно» — 33 (53,2 %), «неудовлетворительно» — 3 (4,8 %) слушателя (рис. 2).
Интересным для нас представились предложения и пожелания курсантов по совершенствованию последипломного сертификационного обучения. Среди них 10 (16 %) слушателей рекомендуют увеличение числа практических занятий, акцентирование внимание на освоение и закрепление
37
Рис. 1. Оценка качества преподавания курсантов.
33 Вхорошо
Рис. 2. Дисциплина курсантов.
практических навыков, 19 (30,6 %) — увеличение видео и фотоматериалов, 10 (16 %) — увеличение печатного информационного материала, 15 (24,1 %)
— включение в цикл лекций и занятий тем узких хирургических специальностей (детская хирургия, реабилитация хирургических больных, эндоскопическая хирургия). 12 (19,3 %) курсантов рекомендуют уменьшение количества слушателей в группах, 10 (16 %) — увеличение продолжительности сертификационного цикла, а 14 (22,5 %) считают, что обучение должно быть бесплатным.
Кроме того, были высказаны предложения по улучшению материально-технической базы своих ЛПУ, улучшение качественного состава преподавания, проведение тестирования после каждой пройденной темы, а также предварительное уведомление курсанта о теме лекции с целью того, чтобы и курсант и преподаватель приходили подготовленными к занятиям.
В качестве совершенствования подготовки курсантов 18 (29 %) предлагают проводить мастер-классы по актуальным вопросам хирургии.
Результаты этого опроса позволили нам обернуться, критично оценить мнение курсантов и наметить пути улучшения подготовки хирургов на сертификационном усовершенствовании.
Перед учреждением последипломного образования ставится задача не только повысить уровень теоретической подготовки по специальности, но также научить врача использовать полученные знания на практике. С целью более успешного освоения практических навыков должны организовываться совместные с преподавателями ночные дежурства курсантов, курация тематических больных, участие в диагностических и лечебных манипуляциях, ассистирование на операциях. У курсантов хирургических специальностей, которым невозможно доверить выполнение сложных операций, практикуется выполнение ими хирургических вмешательств на биологических манекенах. Каждый курсант должен сдать зачет по основным операциям и хирургическим доступам на кадаверах.
Думаем, наши слушатели высоко оценят такие занятия. Основные формы учебного процесса на кафедрах должны быть представлены не только лекциями, но обязательно семинарами и практическими занятиями (в том числе непосредственно у постели больного, в операционной). Врачи-курсанты должны принимать активное участие в научно-практических и патологоанатомических конференциях, утренних рапортах, проводимых профессорами. На этих семинарских занятиях отрабатывается умение врачей аргументировать правильный диагноз, выбирать адекватную тактику лечения больного. Ведь не случайно все клинические кафедры расположены в крупных клинических
больницах, которые по своей структуре являются многопрофильными. Это позволяет показать слушателям разнообразных больных, отличающихся как по нозологическим формам заболеваний, так и по степени тяжести болезни.
Для определения уровня знаний слушателей должны применяться следующие виды контроля:
1) выявление базисных знаний до начала обучения с целью своевременной коррекции учебного плана цикла;
2) рубежный контроль знаний после завершения изучения каждого раздела специальности с помощью тестовых программ, ситуационных задач и т.д.;
3) заключительный контроль знаний путем индивидуального собеседования и с использованием технических средств по специальным тестовым вопросам, составленным на основе унифицированной программы.
Такой методический подход к оценке знаний дисциплинирует слушателей, нацеливает их на систематическую работу с литературой, способствует повышению их активности.
Проведенный цикл последипломной подготовки свидетельствует о необходимости совершенствования методов подготовки.
Таким образом, система постдипломной подготовки врачей реализует концепцию непрерывного обучения специалистов. Реализация системы способствует поддержанию высокого профессионального уровня, освоению специалистами-медиками новых методов диагностики и лечения, ну и естественно, повторение имеющих знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альтман Н.Н. Система управления кадровыми ресурсами в здравоохранении (модель республики Коми): Автореф. ... дис. канд. мед. наук / Н.Н. Альтман. — М., 1998. — 23 с.
2. Есауленко И.Э. Рациональный выбор варианта программно-целевых мероприятий управления медицинским обслуживанием промышленно развитого региона на основе генетических алгоритмов / И.Э. Есауленко, И.Я. Львович, С.А. Ма-лышенкова // Оптимизация и моделирование в автоматизированных системах: Межвуз. сб. науч. тр. — Воронеж, 1998. — С. 36 — 39.
3. Опыт повышения квалификации врачей в регионе / Фаустов А.С. [и др.] // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. — Воронеж, 1997. - № 2. - С. 45-47.
4. Петросян С.Л. Оптимизация управления региональным лечебно-диагностическим комплексом на основе интеграции медицинских и компьютерных технологий: Дис. . докт. мед. наук / С.Л. Петросян. — Воронеж, 1998.