Таблица 1
Результаты исследования по методике «Шкала детской Я-концепции» Пирса-Харриса
Фактор Количество баллов по фактору / Уровни развития
Подростки с ЗПР Подростки без отклонений в развитии
Поведение в школе 6,3 Средний 7,8 Средний
Интеллект, положение в школе 11 Высокий 9,8 Средний
Ситуация в школе 3 Средний 5 Высокий
Внешность, физическая привлекательность 7,3 Средний 8 Высокий
Тревожность 3,1 Низкий 3,5 Низкий
Общение 15,2 Высокий 12,5 Средний
Счастье и удовлетворенность 7,3 Высокий 7,8 Высокий
Положение в семье 4,8 Средний 4,5 Средний
Уверенность в себе 15 Средний 14,2 Средний
Общее количество баллов 73 73
рование мировоззрения, культуры, компетентности личности в контексте устойчивого развития природы и общества [7].
Выводы
1. Я-концепция у подростков с ЗПР и у подростков без отклонений в развитии формируется по одним и те же закономерностям.
2. У подростков с ЗПР имеется тенденция к снижению темпа развития Я-концепции.
3. Я-концепция у подростков с ЗПР имеет тенденцию к дисгармоничному развитию.
4. Ситуацию в школе и отношение к ней у подростков с ЗПР имеет негативное, статистически значимое отличие от подростков без отклонений в развитии.
5. Учитывая особенности развития подростков с задержкой психического развития, основу коррекционно-развиваю-щих занятий должны составить социально-психологические тренинги развития коммуникативных навыков.
Литература
[1] Агапов B.C. Сущностная характеристика Я-концепции / Под общ. ред. А.В. Иващенко. - М.: МОСУ, МГСА, РПО, 2001.
[2] Агапов B.C. Современные исследования самосознания Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинщтейна // Акмео-логия № 1 (41). 2012. С. 133-143.
[3] Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований. // Акмеология. № 3 (43). 2012. С. 26-31.
[4] Агапов В.С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии // Акмеология № 1 (45). 2013. С. 27-30.
[5] Басин М.А. Формирование волевой регуляции у подростков с де-линквентным поведением Дис. ... канд. психол. наук - М., 2006. -139 с.
[6] Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.
[7] Гагарин А.В. Мировоззрение, культура, компетентность личности в контексте устойчивого развития природы и общества. // Акмеология. № 3 (35). 2010. С. 28-32.
[8] Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Развитие информационной личности: энвайронментальная составляющая // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2013. № 1. С. 013-020.
[9] Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология: Научно-методический журнал Академии педагогических наук СССР / Ред. В.И. Лубовский, А.И. Чайкина, 1986. № 5 1986. С. 13-21.
[10] Дзукоева Е.Г. Общение как условие социальной адаптации подростков с задержкой психического развития и без отклонений в развитии // Дефектология, 1999. № 2. 19-25с.
[11] Джемс ^Психология. - М.: «Педагогика», 1991.
[12] Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. -СПб. Питер, 2001. 656 с.
[13] Конева И.А. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития: автореф. - Нижний Новгород, 2002. 26 с.
[14] Мишина М.М. Основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности // Акмеология № 2. 2013. С. 35. -39.
[15] Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1984.
[16] Эриксон. Э. Идентичность. Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности. Под ред. Д.Я. Райгород-ского. - Самара: Бахрах-М, 2006.
FORMATION FEATURES OF I-CONCEPTION OF ADOLESCENTS WITH RETARDATION OF MENTAL DEVELOPMENT
KseniaNikolaevnaFateeva is a speech therapist of the neurology unit of rehabilitation treatment of the State Health Care Institution «Tula Municipal Hospital № 10», 18th passage, 104, Tula, 300036; e-mail: k.seniafateeva@mail.ru
Sergey KurbanovichKhaidovis Ph.D., Department of Special Psychology, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University (Leo Tolstoy TSPU); Lenin Avenue, 125, Tula, 300026; e-mail: tgpu@tula.net
Abstract
the article is devoted to analysis of the formation features of I-con-ception of adolescents with retardation of mental development. In this paper the description and analysis of the characteristics of behavioral, cognitive and estimating components of I-conception of adolescents aged 13-14 years with mental retardation are presented. In the futurethese studies allow to ground the goals and objectives of the correctional and development work on the formation of the positive I-conception of adolescents with mental retardation, thereby creating opportunities for successful adaptation, social rehabilitation, socialization of children with mental retardation to the requirements of social reality and eventually integrating them into society. Keywords: I-conception, adolescent, retardation of mental development, self-concept, behavior.
УДК 159.9
О ПОНЯТИИ СУБЪЕКТА В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Федосенко Екатерина Владимировна - кандидат психологических наук, декан психологического факультета, заведующая кафедрой общей психологии Балтийского Гуманитарного Института, пр. Стачек, 72, Санкт-Петербург, Россия, 198188; akme.zentr@yandex.ru.
Гура Татьяна Евгеньевна - доктор психологических наук, доцент, проректор по науке и международной деятельности, КУ «ЗОИППО», Украина, г. Запорожье, akme.zentr@yandex.ru.
Аннотация
Статья посвящена анализу понятия субъекта в классической немецкой философии. Рассматриваются понятия рациональной и эмпирической психологии в философии Канта через призму
понятия субъективного и объективного. Представлено понимание субъекта в философии Канта и Шопенгауэра. Ключевые слова: субъект, объект, рациональная психология, эмпирическая психология, трансцендентальный субъект, представление.
«Мир - это представление»: вот истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа, хотя только человек может возводить ее до рефлексивно-отвлеченного сознания; и если он действительно это делает, то у него зарождается философский взгляд на вещи. Для него становится тогда ясным и несомненным, что он не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю; что окружающий его мир существует лишь как представление, то есть исключительно по отношению к другому, представляющему, которым является сам человек. ..., т.е. весь этот мир. является только объектом по отношению к субъекту, воззрением для взирающего, короче говоря, представлением» [2, C.34].
В своем философском трактате «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэр по сути своей обозначил квинтэссенцию психологической науки, науки о об отражении психического.
В данной статье для нас представляет интерес анализ понятий субъекта как важнейшей фундаментальной категории психологии в трактовке классиков немецкой философии И.Канта и А. Шопенгауэра.
«Я мыслю» - cogito, ergo sum
Концепция познающего субъекта в философии Канта стала основополагающей, развивая идеи Декарта - cogito, ergo sum. В «Критике чистого разума», в разделе трансцендентальной диалектики философ анализирует понятие «я мыслю», имеющие огромное значение, как для понимания субъекта, так и для психологии как науки в целом. «Термин Я как мыслящие существо, обозначает уже предмет психологии, которая может называться рациональной психологией.» [1, С. 307], критикуя рациональную психологию «мнимую науку», по словам Канта, он утверждает, что «я мыслю» - это единственная ткань рациональной психологии. Мысль может быть выражена в следующем (табл 1):
Чистая психология представляла собой мыслящую субстанцию:
Таким образом, Кант утверждает что: «посредством этого Я, или Он, или Оно (вещь), которое мыслит, представляется нечто иное, как трансцендентальный субъект мысли =x, который познается только посредством мыслей, составляющих его предикаты.» [1, С. 309].
Что Кант понимает под «трансцендентальным» можно объяснить таким образом [3].
Цель трансцендентальной философии - выяснение условий возможности познания. Следовательно, лишь объективное и необходимое синтетическое суждение может быть объектом трансцендентальной философии. Никакой опыт не дает нам объективного и необходимого суждения. Поэтому объективное и необходимое суждение не является опытным, но предшествует опыту, т.е. является априорным.
Рассматривая далее паралогизм (который мы схематично представили выше - табл. 1) как основу метода рациональной психологии Кант предполагает, что он может быть выражен следующим умозаключением, проливающим свет на метафизическое понимание субъекта:
«То, что нельзя мыслить как субъект, не существует иначе, как субъект и есть, следовательно, субстанция.
Мыслящее же существо, рассматриваемое только как таковое, нельзя мыслить иначе, как субъект.
Следовательно, оно и существует только как субъект, т.е. как субстанция» [кант,314].
Однако если мы будем рассуждать аналитически (по Канту), полагая в основу «я мыслю» как суждение, уже заключающее в себе существование, как данное, то положения рациональной психологии будут начинаться не с понятия мыслящего существа вообще, а с действительности, и из способа (устранив из нее все эмпирическое), мы выведем все, что вообще присуще мыслящему существу. Схематично это можно изобразить следующим образом:
Суждения «я мыслю» и «я существую» тождественны в философии Канта. В итоге философ приходит к заклю-
Таблица 1
Категория субстанции Понятия чистой психологии
1.Душа, есть субстанция, понятие нематериальности,
2. по своему качеству простая понятие неразрушимости,
3. в различные времена своего существования численно-тождественна, т.е. представляет собой единство (а не множество), понятие личности (тождество ее как интеллектуальной субстанции),
Понятие духовности
4. находится в отношении к возможным предметам в пространстве. общение с телами.
Душа (anima)
Одушевленность
Духовность
Бессмертие
Рис. 1. Чистая психология как мыслящая субстанция.
Таблица 2
Я мыслю Суждение
как субъект, Понятие субъекта - логическое, субстанция -?
как простой субъект Абсолютное единство апперцепции, простое Я
как тождественный субъект во всяком состоянии своего мышления. единство сознания мыслящего субъекта, в отношении которого только и возможно представление о предметах.
Таблица 3
Мир как представление
Объект Субъект
Форма: пространство и время -множественность Вне пространства и времени
Они непосредственно ограничивают одна другую, где начинается объект, кончается субъект
чению, что рациональная психология, как «доктрина, расширяющая наше самопознание, не существует» [1, С. 320]. Единство в сознании, это лишь единство в мышлении. Таким образом, если «субъект категорий мыслит эти категории, он не может получить понятие о самом себе как объекте категорий, ведь для того, чтобы мыслить категории, он должен положить в основу свое чистое самопознание, которое должно быть определено» [1, С. 321].
«То, что все познает и никем не познается, это - субъект»
Артур Шопенгауэр развил идеи своего предшественника, однако во многом имел несколько иную точку зрения. В Приложение «Критика кантовской философии» философ пишет, что «величайшей заслугой Канта является различение явления от вещи в себе - путем указания на то, что между вещами и нами лежит еще интеллект, вследствие чего вещи не могут
познаваться так, как они существуют сами по себе». При этом Шопенгауэр был стильно удивлен тем, что Кант не вывел «чисто относительного существования явления из столь простой, столь близкой и столь неопровержимой истины: нет объекта без субъекта» [2; С. 666, 691].
Таким образом, Шопенгауэр утверждал, что «то, что все познает и никем не познается, это - субъект. Таким субъектом каждый находит самого себя, но лишь поскольку он познает, а не поскольку он - объект познания» [2, С. 37]. Понятие субъекта в представлении данного философа кажется нам определенно четким и естественным. Раскрывая далее свою мысль, философ пишет: «субъект же, познающее, никогда не познаваемое, ...ему не надлежит ни множественность, ни ее противоположность - единство» [там же].
Попробуем схематично представить дефиниции субъекта и объекта в понимании философии Шопенгауэра (табл. 3).
Таким образом, философ утверждает, что мир как представление можно рассматривать с точки зрения двух полюсов (половин), несуществующих одна без другой: объект и субъект. Объект обладает множественностью, его формой служат пространство и время. Субъект же определяется вне пространства и времени. Границы между объектом и субъектом относительны, где начинается объект, соответственно кончается субъект. Общность этой границы, по мнению Шопенгауэра, «обнаруживается именно в том, что существенные и потому всеобщие формы всякого объекта, каковы время, пространство и причинность, мы можем находить и вполне познавать, и не познавая самого объекта, а исходя из одного субъекта, т.е. говоря языком Канта, они a priori лежат в нашем сознании» [2, С. 38].
Таким образом, мы предприняли попытку проанализировать понимание субъекта с точки зрения представителей классической немецкой философии - И. Канта и А. Шопенгауэра. Трактаты этих великих философов сыграли огромную роль в истории становления психологии как науки, и имеет огромное значение в современном понимании природы субъекта.
Литература
[1]. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского - М, 2013.
[2]. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. / Пер. с нем. Ю.И. Айхенвальд. - Минск, 2011.
[3]. Andy Blunden. Kant: The Sovereign Individual Subject. The Subject. Philosophical Foundations. 2005/6.
THE NOTION OF THE SUBJECT IN GERMAN CLASSICAL PHILOSOPHY
Fedosenko Ekaterina V. - PhD of psychology, associate Dean of the psychology faculty, head of the Department of General psychology of the Baltic Institute for the Humanities, prospect Stachek, 72, St. Petersburg, Russia, 198188; akme.zentr@yandex.ru. Gura Tatyana. E. - doctor of psychological Sciences, associate Professor, Vice-rector for science and international Affairs, KU «ZOIPPO, Ukraine, Zaporozhye, akme.zentr@yandex.ru.
Abstract
The article analyzes the concept of the subject in classical German philosophy. The concepts of rational and empirical psychology in Kant's philosophy through the prism of subjective and objective.Presents the understanding of the subject in the philosophy of Kant and Schopenhauer. Keywords: subject, object, rational psychology, empirical psychology, transcendental subject, view.
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Фельдман Инесса Леонидовна (Тула, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Тульский государственный университет; пр. Ленина, 92; inessa-feldman@mail.ru
Аннотация
В статье выявлены взаимосвязи личностных характеристик и особенностей психического здоровья студентов различных курсов, рассмотрено влияние психического здоровья на профессиональную компетенцию учащихся вуза.
Ключевые слова: психическое здоровье, профессиональная компетенция, нервно-психической устойчивость, акцентуации характера, уровнем невротизации;
Получение образования в высших учебных заведениях относится к виду деятельности, который связан с высоким уровнем психических нагрузок, возрастающих в сессионный период, дефицитом времени, необходимостью усваивать в сжатые сроки большой объём информации, повышенными требованиями к решению проблемных ситуаций, жёстким контролем и регламентацией режима. Отсутствие резервов психического и физического здоровья на каждом из этапов профессионального образования может привести к развитию невротических расстройств и расстройств адаптации. В литературе указывается, что наибольшее число расстройств нервно-психического уровня представляют невротические колебания (около 19%), выявляющиеся у студентов на первом курсе и на протяжении учебы, составляющие от 5,8% до 14,8% в зависимости от факультета и курса вуза. У отдельных авторов приводится цифра 56,6% распространенности пограничных нервно-психических заболеваний у студентов [1].
Таким образом, переживаемый стресс и его последствия составляют серьезную угрозу психическому здоровью студентов, затрудняют и нарушают адаптацию к вузу.
Нами было проведено эмпирическое исследование, где были использованы следующие методики: «Методика выявления профессионально важных качеств специалистов системы «человек-техника»; Личностный опросник Г. Шмишека; Методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассерма-на; тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева; методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»; авторская анкета, направленная на изучение профессиональных представлений студентов.
Выборкой для проведения исследования явились 79 студентов, из которых 28 человек - студенты второго курса, 25 -четвёртого и 26 - шестого курса Тульского государственного университета, обучающиеся по специальностям технического профиля.
Психическое здоровье является сложной многоуровневой, динамичной системой, в которой выделяют четыре специфических уровня: психофизиологический, психологический, социальный и духовный. Психическое здоровье можно определить как состояние динамического равновесия индивида с окружающей средой, совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде, преодолевать стрессы и экстремальные ситуации. К составляющим психологической устойчивости необходимо отнести: способность к личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов (ценностных, мотивационных, ролевых); относительную (не абсолютную) стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения; развитую волевую регуляцию. [2].
Наряду с понятием «психологическая устойчивость» существуют также понятия стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость и нервно-психическая устойчивость, которые мы будем понимать как синонимы и определять как интегративное свойство личности, характеризующееся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности и обеспечивающее оптимальное, успешное достижение цели деятельности в стрессогенной обстановке. Таким образом, в процессе обучения на студентов действует множество стрес-согенных факторов, под влиянием которых нарушается или затрудняется адаптация студентов к вузу, появляются нарушения психического здоровья в частности в виде различных невротических симптомов. Неблагоприятное эмоциональное состояние сказывается на профессиональном развитии студентов [3].
Рассмотрим результаты эмпирического исследования психического здоровья и развития личности студентов разных курсов.