8.7. О ПОНЯТИИ СРОКОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ
Стаховский Денис Витальевич, председатель объединенного профсоюза Московского областного арбитражного суда.
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты сроков в административном праве. На основе анализа позиций ученых-правоведов и законодательного регулирования сроков в административном праве автором предлагаются меры по совершенствованию их правовой регламентации.
Ключевые слова: срок, юридический факт, время, административное право.
ABOUT THE DEFINITION OF THE TERMS IN ADMINISTRATIVE LAW
Stakhovsky Denis Vitalyevich, The Chairman of the United trade Union of the Moscow regional arbitration court.
Annotation: The article considers the theoretical and practical aspects of the terms in administrative law. On the basis of the analysis of the positions of legal scholars and legislative regulation of the administrative law, the author proposes measures for the improvement of their legal regulation.
Keywords: period, the legal fact, time and administrative law.
Сроки в административном праве не являются исключительными юридическими конструкциями. Они имеют много общего со сроками, используемыми в других отраслях российского права, что позволяет рассматривать их как частное по отношению к юридическим срокам, как категории более общего порядка. С другой стороны, сроки представляют собой отрезки времени. Поэтому, для раскрытия содержания сроков в административном праве, необходимо направить рассуждения от общего к частному: время - сроки -административно-правовые сроки.
Понятия «время» и «срок» очень близки, они соотносятся как общее и частное. В словарях срок обычно определяется через время, как определенная продолжительность времени, предел времени1, определенный промежуток времени, момент наступления чего-либо2. В то же время, исследователи отмечают наличие в сроках значительного субъективного элемента, заключающегося в том, что каждый срок представляет собой средство соотнесения человеком осуществляемой им деятельности с частью общего потока времени, а также способ упорядочить эту деятельность путем установления для нее временных границ3.
Со временем непосредственно связаны урегулированные правом общественные отношения, возникновение которых обусловлено юридическим фактом -действием или событием, происходящим в определенный момент или период времени. Со временем также связаны изменения правового отношения и его прекращение. Время - категория абстрактная, для его исчисления обычно оперируют количественными величинами - периодами времени или моментами, определяемыми сроками.
1 См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. - М., 1980. С. 304.
2 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1999. С. 760.
3 См.: Исаева Е. В. Указ. соч. С. 72.
Большинство исследователей признают, что срок имеет самостоятельное правовое значение4. О. А. Красавчиков, В. Д. Мордачёв, А. З. Долова, А. П. Сергеев, К. Ю. Лебедева указывают, что правовые последствия связываются с истечением (или наступлением) срока, которое они считают юридическим фактом-событием. Юридические факты, как правило, разделяют на действия и события. Юридические факты-события можно классифицировать по различным основаниям: по происхождению - природные (стихийные) и зависящие в своем происхождении от человека; в зависимости от повторяемости события - уникальные и повторяющиеся (периодические); по протяженности - моментальные (происшествия) и протяженные во времени (процессы); по количеству участников -персональные, коллективные, массовые; последние -на события с определенным и с неопределенным количеством участвующих лиц5.
По нашему мнению, сроки не могут быть отнесены ни к действиям, ни к событиям. Об этом же пишет В. В. Луць. Он полагает, что сроки не являются самостоятельными юридическими фактами6. По его мнению, гражданско-правовые сроки - это временная форма движения гражданских правоотношений, форма существования и развития составляющих его содержание субъективных прав и обязанностей. Содержанием срока является действие или событие. Следовательно, наступление или истечение срока приобретает значение не само по себе, а в сочетании с событиями или с теми действиями, для совершения или воздержания от совершения которых этот срок установлен. Например, пропуск срока исковой давности влечет отказ в иске не просто в связи с истечением такого срока, а потому, что истец в установленный срок не предъявил иск к ответчику о защите своего нарушенного права. Поэтому правовой срок можно определить как время, с наступлением или истечением которого связано то или иное событие или действие (бездействие), имеющее юридическое значение7. По нашему мнению, наступление и истечение срока все же следует признать юридическими фактами, поскольку данные моменты (наступление или истечение срока) во многих случаях знаменуют возникновение или прекращение субъективных прав и юридических обязанностей. Но это весьма специфические юридические факты.
П. И. Жигалкин под сроком понимает отрезок времени (период, момент), определяемый законом или, в соответствии с требованиями закона, волевыми действиями людей, с истечением или наступлением которого нормы права связывают определенные юридические последствия, и различает два момента: первый -установление срока и второй - его истечение. Установление срока - это юридический факт-действие, истечение срока - юридический факт-событие8. Ближе к истине В. Б. Исаков, по мнению которого, сроки - это такие юридические факты, которые могут выступать только как элементы фактического состава9.
4 См., напр.: Новицкий И. Б. Сделки. Исковая давность. М., 1954. С. 53.; Шилохвост О. Сроки в Гражданском кодексе Российской Федерации // Российская юстиция. 1995. № 11. С. 14.; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. - М., 1997. С. 391.; Скобел-кин В. Н., Передерин С. В., Чуча С. Ю., Семенюта Н. Н. Трудовое процедурно-процессуальное право. - Воронеж, 2002. С. 127.
5 См.: Исаков В. Б. Указ. соч. С. 21.
6 См.: Луць В. В. Указ. соч. С. 40.
7 См.: Луць В. В. Указ. соч. С. 40.
8 См.: Жигалкин П. И. Указ. соч. С. 5 - 6.
9 См.: Исаков В. Б. Указ. соч. С. 21.
По нашему мнению, первую часть тезиса о том, что сроки устанавливаются законом или в соответствии с законом, трудно оспорить, тогда как с утверждением о том, что установление срока - это всегда юридический факт-действие, согласиться нельзя. На самом деле, момент начала течения срока далеко не всегда связывается с действием. Нельзя забывать о том, что один и тот же момент времени знаменует не только окончание одного срока, но и начало другого, с которым связано новое (или прежнее, существовавшее до начала течения первого срока) состояние. Кроме того, моментом времени, с которым закон связывает начало течения срока, может быть событие, например, достижение гражданином призывного возраста 18 лет - момент начала течения срока, с которым закон связывает возникновение обязанностей, которые могут сохраняться до достижения этим гражданином возраста 27 лет, с которым связано зачисление гражданина, по каким либо причинам не прошедшего военную службу, в запас10. С событием (календарной датой) может быть связано также вступление в силу нормативного правового акта. Течение целого ряда сроков начинается с рождения человека - события. Закон лишь связывает с этим событием начало течения сроков, но не может установить дату этого события.
На основании вышеизложенного приходим к выводу о том, что значение юридических фактов имеют конкретные моменты начала течения срока и его окончания, а также моменты приостановления и возобновления течения срока. Восстановление срока означает, по нашему мнению, предоставление индивидуальным юридическим актом уполномоченного лица возможности совершить действие лицу, срок правомочия которого истек, за пределами срока. В этом случае говорить о том, что течение срока продолжено не представляется возможным, т.к. течения срока, собственно нет. Восстановление срока имеет место, как правило, в процедуре обжалования. Жалобщик подает ходатайство о восстановлении срока одновременно с жалобой. И решение о восстановлении срока означает, что жалоба принимается и ей дается ход. Однако ходатайство о восстановлении срока не может быть удовлетворено в расчете на то, что жалоба будет подана на следующий день, поэтому в данном случае течение срока отсутствует. Другое дело, если бы жалобщик приобщил к ходатайству больничный лист, подтверждающий, что в течение определенного срока он по состоянию своего здоровья не мог воспользоваться правомочием в установленный срок. Но в этом случае следовало бы принять решение о приостановлении течения срока на период болезни, а не о восстановлении пропущенного срока. Тогда жалобщик приобретет еще некоторое время на подготовку жалобы. Восстановление же срока такой возможности не предоставляет.
Кроме того, моменты начала, приостановления, возобновления и окончания течения срока - юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие юридические состояния, но не правовые отношения.
Вышеизложенное позволяет нам перейти к формулировке дефиниции административно-правовых сроков. К сожалению, учеными-административистами предлагалось определение только одной группы сро-
10 См.: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЭ (ред. от 01.12.2007) «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.
ков - в производстве по делам об административных правонарушениях. Так, И. В. Панова определяет процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях - период (промежуток) времени, предусмотренный законодательством или назначенный юрисдикционным органом (должностным лицом), в течение которого должно или может
быть совершено отдельное процессуальное дейст-
11
вие .
А. С. Дугенец считает, что процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях - это урегулированные нормами административного права и направленные на реализацию задач производства по делам об административных правонарушениях временные промежутки, в пределах которых должны быть совершены в строго определенной последовательности соответствующие процессуальные действия12.
Данные определения, по сути, совпадают. А. С. Дугенец дополняет определение, данное И. В. Пановой, указанием на урегулированность сроков нормами административного права и на их направленность на реализацию задач производства по делам об административных правонарушениях. В остальной части определение И. В. Пановой более правильно: в течение процессуального срока определенное процессуальное действие должно быть или может быть совершено. А. С. Дугенец полагает, что процессуальные действия должны быть совершены, да еще и в строго определенной последовательности. Это утверждение противоречит положениям КоАП РФ. Во-первых, последовательность совершения процессуальных действий в производстве по делам об административных правонарушениях может быть изменена, так, экспертиза может быть назначена и проведена на этапе административного расследования, после подготовки к рассмотрению дела или на этапе рассмотрения дела по существу, а также на стадии пересмотра постановления по делу об административном правонарушении. Во-вторых, подача ходатайства, заявления о самоотводе, жалобы - процессуальные действия, которые совершаются не обязательно, а по желанию субъектов административно-деликтных правоотношений.
С. А. Комков формулирует определение срока в трудовом праве - это закрепленная в законодательстве о труде, локальных нормативных правовых актах, соглашениях и договорах субъектов трудового права юридическая модель объективно существующего времени, используемая государством, работодателем, работниками (их представителями) в правовом регулировании социально-трудовых отношений13. В данном определении спорным представляется утверждение о том, что срок - это модель времени, а также то, что сроки используются участниками трудовых правоотношений. В тех случаях, когда со сроком связано исполнение обязанности, говорить об использовании некорректно. Использование - одна из форм реализации права, а сроки могут регламентировать также исполнение и соблюдение, а также правоприменение.
С. В. Люминарская предлагает дефиницию срока в праве социального обеспечения - это установленный законодательством о социальном обеспечении (или в
11 См.: Панова И. В. Производство по делам об административных правонарушениях: Монография. - Саратов, 1999. С. 104.
12 См.: Дугенец А. С. Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: Монография. -М.: ВНИИ МВД России, 2002. С. 18.
13 См.: Комков С. А. Указ. соч. С. 28.
соответствии с требованиями законодательства, волевыми действиями людей) период или момент времени, с течением, истечением или наступлением которого связаны правовые последствия в виде возникновения, изменения, приостановления, восстановления, прекращения прав и обязанностей участников правоотношений по социальному обеспечению, отражающий государственную политику в области социального обес-печения14. Данное определение также не может быть признано удачным. Автор утверждает, что течение, наступление, истечение срока влияет на права и обязанности участников правоотношений. Но, как было показано нами выше, во многих случаях сроки лишь определяют юридические состояния лиц, не связанные с правоотношениями.
Интересно, что А. С. Дугенец и И. В. Панова определяют сроки в привязке к процессуальным действиям, которые совершаются в производстве по делам об административных правонарушениях, а С. А. Комков и С. В. Люминарская опираются на правовое состояние субъекта правоотношения. По нашему мнению, второй подход является более верным. Ведь совершение процессуального действия - это также реализация права или обязанности субъекта правоотношения. Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по общему правилу) с момента совершения административного правонарушения. Это означает, что в течение указанного срока субъект административной юрисдикции должен совершить определенные действия. В то же время, в течение данного срока на субъекте лежит соответствующая обязанность, которую он должен исполнить. Обязанность первична, действие - вторично, его может и не быть. К тому же, сроки в административном праве - понятие более широкое, чем сроки в производстве по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, сроки в административном праве -это установленные нормами административного права или уполномоченными субъектами в соответствии с ними временные промежутки, моменты начала, приостановления, возобновления и окончания течения которых являются юридическими фактами особого вида, порождающими, изменяющими или прекращающими определенные юридические состояния субъектов административного права.
Мы убеждены, что сроки в административном праве являются функциональной юридической категорией. Функциональность сроков обусловливает их значение для регулирования административных правоотношений.
В связи с тем, что каждое юридическое действие необходимо совершается во времени, значение сроков в праве невозможно переоценить. В целях порядка и быстроты движения процесса весьма важно определить это время, потому что иначе открылся бы хаос в таком деле, где все должно быть рассчитано на порядок и быстроту - писал К. И. Малышев в конце 19 в.15. Д. Азаревич высоко оценивал значение процессуальных сроков в гражданском процессе: «Процессуальные
14 См.: Люминарская С. В. Сроки в праве социального обеспечения в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ижевск, 2007. С. 6.
15 См.: Малышев К. Курс гражданского судопроизводства. Т.1. Изд-е 2-е. - СПб., 1876. С 368. См., также: См.: Яблочков Т. М. Учебник русского гражданского судопроизводства. Изд-е 2-е. -Ярославль, 1912 С. 146; Васьковский Е. В. Учебник гражданского процесса. - М., 1914. С. 271 и др.
действия должны быть ограничены известными пределами времени; этого требует как интерес тяжущихся, так и интерес публичный; срочный характер процессуальных действий, облегчая осуществление прав, вселяет вместе с тем уверенность в правоотношениях, и, следовательно, отражается благотворно на упрочении правопорядка и укреплении чувства законности в населении»1 . Дореволюционные юристы, таким образом, выделяли значение сроков как средства придания посредством повышения устойчивости материальных правоотношений стабильности гражданскому обороту. В современных процессуальных отраслях права, кроме того, сроки являются еще и важнейшим средством организации судебных процессов, препятствующим необоснованному затягиванию рассмотрения дел.
Значение сроков в административном праве не менее важно, чем в процессуальных отраслях, где важность процессуальных сроков во многом обусловливается публичностью процессуального права. Значение административно-правовых сроков, представляется, более важно, поскольку граждане вступают в гражданско-процессуальные, арбитражно-процессуальные, а тем более, в уголовно-процессуальные отношения достаточно редко. Вступление в любой из названных процессов - явление экстраординарное, связанное, как правило, с деликтом, с выходом из нормального течения жизни. В административно-правовые отношения мы вступаем в течение всей жизни по самым разным, как деликтным, так и правомерным поводам (получение специального права, служба в армии, обращения в органы государственной власти, реализация права на свободу передвижения и выбор места жительства, на владение, пользование и распоряжение имуществом и т.д.).
Е. Ю. Догайло называет соблюдение сроков, своевременность одним из показателей законности. Вместе с тем автор отмечает, что анализ своевременности при реализации нормы права четко показывает ее роль как связи между различными элементами российской правовой системы. Своевременность есть обратная связь между нормой и ее реализацией, связь между нормой и конкретным социальным отношением, возникающим на ее основе. Для этой связи характерно не только тщательное выполнение и последовательное следование временным зафиксированным моментам, но и гибкость, приспособляемость нормы к конкретным правоотношениям (через нормативное закрепление своевременности как оценочной категории и использования в правоприменении функционального и социологического способов толкования). Наличие этой связи обусловлено такими свойствами социального времени, как дление и необратимость17.
В теории административного права до сих пор, к сожалению, обращалось внимание на значение сроков исключительно в связи с производством по делам об административных правонарушениях. М. С. Студени-кина пишет: «Эффективность и действенность мер, назначаемых за административный проступок, наилучшим образом достигается лишь тогда, когда применение и реализация этих мер максимально сближены с моментом совершения проступка»18. Н. Г. Сали-щева отмечает, что одним из важнейших процессу-
16 См.: Азаревич Д. Судоустройство и судопроизводство по гражданским делам Университетский курс. Т. II. Судопроизводство. -Варшава, 1900. С. 2.
17 См.: Догайло Е. Ю. Указ. соч.
18 См.: Студеникина М. С. Что такое административная ответственность? - М., 1990. С. 70.
альных моментов вынесения решения по делу является соблюдение определенных сроков. Законодательные акты устанавливают различные сроки разрешения отдельных категорий дел и предусматривают конкрет-
19
ные правовые последствия за их нарушение . Л. В. Коваль утверждал, что сроки являются одними из важнейших обстоятельств, характеризующих взаимоотношения субъектов процессуальных административноделиктных отношений и имеющих юридическое значение для реализации их прав и обязанностей20.
Названная функция сроков в производстве по делам об административных правонарушениях действительно является весьма важной. В то же время административно-правовые сроки определяют поведение как властных субъектов (совершение правоприменительных актов), так и невластных субъектов (исполнение юридических обязанностей, использование субъективных прав) административно-правовых отношений, не связанных с производством по делам об административных правонарушениях. Не менее важны сроки и в другом юрисдикционном производстве - производстве по обращениям граждан. Здесь сроки, во-первых, дисциплинируют заявителей, поскольку пропуск срока может быть условием прекращения права на подачу жалобы. Во-вторых, сроки также как в производстве по делам об административных правонарушениях оказывают дисциплинирующее воздействие на субъектов института обращений, требуя своевременного разрешения дела и ответа на обращение. В-третьих, сроки выступают своеобразной гарантией прав обращающихся лиц.
Не менее важны сроки в позитивных административных производствах (лицензионно-разрешительном, регистрационном, аттестационном и т.д.). Несоблюдение сроков разрешения возникающих в данных производствах административных дел препятствует реализации гражданами и организациями своих прав и законных интересов, влечет материальные потери в виде неполученной выгоды, моральный ущерб, негативно сказывается на авторитете органов исполнительной власти и государства в целом. Кроме того, соблюдение административно-правовых сроков в названных производствах имеет значение и для стабильности возникающих на основе административно-правовых актов гражданских, земельных, конституционных и др. правоотношений. Субъект права должен быть уверен в том, что он может в любой удобный для него момент в течение установленного срока воспользоваться принадлежащим ему правом, что в течение установленного срока никто не нарушит запрет, сопряженный с ограничением его права, что решение, вынесенное по его делу и вступившее в законную силу, не будет пересмотрено в будущем.
В заключение статьи представляется необходимым сделать следующие выводы:
1. Сроки в административном праве - это установленные нормами административного права или уполномоченными субъектами в соответствии с ними временные промежутки, моменты начала, приостановления, возобновления и окончания течения которых являются юридическими фактами особого вида, порож-
19 См.: Салищева Н. Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. - М., 1970. С. 96.
20 См.: Коваль Л. В. Административно-деликтное отношение. -Киев, 1979. С. 175. См., также: Соловьева А. К. Производство по делам об административных правонарушениях и административное судопроизводство: соотношение понятий // Административная ответственность. - М., 2001. С. 59 и др.
дающими, изменяющими или прекращающими определенные юридические состояния субъектов административного права.
2. Сроки используются для определения границ административно-правовых состояний, а также в позитивных и юрисдикционных институтах административного права.
3. Сроки в административном праве используются для:
- упорядочения административных производств, обеспечивая быстроту и эффективность управленческой и юрисдикционной деятельности;
- организующего (дисциплинирующего) воздействия на поведение субъектов административно-правовых отношений;
- обеспечения законности правоприменительной деятельности;
- установления квалифицирующих признаков административных правонарушений;
- охраны прав и законных интересов граждан и организаций.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 года.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. (Ч. I). Ст. 1.
3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. - М., 1980. С. 304.
4. Дугенец А. С. Процессуальные сроки в производстве по
делам об административных правонарушениях: Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2002.
5. Зуева Л.Ю. Виды сроков в административном праве //
Административное право и процесс. 2011. № 5.
6. Зуева Л.Ю. Роль сроков в производстве по делам об
административных правонарушениях в обеспечении прав и законных интересов участников процесса // Актуальные проблемы административной ответственности: материалы всероссийской научно-практической конференции (Омск, 19 мая 2011 г.) Омск. Изд-во Омск. юрид. ин-т. 2011.
7. Люминарская С. В. Сроки в праве социального обеспечения в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Ижевск, 2007.
8. Панова И. В. Производство по делам об административных правонарушениях: Монография. - Саратов, 1999.
9. Соловьева А. К. Производство по делам об административных правонарушениях и административное судопроизводство: соотношение понятий // Административная ответственность. - М., 2001.
10. Шилохвост О. Сроки в Гражданском кодексе Российской Федерации // Российская юстиция. 1995. № 11. С. 14.; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О. Н. Сади-кова. - М., 1997.
Reference list:
1. Constitution of the Russian Federation. The Russian newspaper from December 25, 1993 is accepted by national vote on December 12, 1993//.
2. The code of the Russian Federation about administrative offenses from December 30, 2001 of No. 195-FZ//Collection of the legislation of the Russian Federation. 2002. No. 1. (H. I). Art. 1.
3. Dal V. Explanatory dictionary of living great Russian language. T. IV. - M, 1980. Page 304.
4. Dugenets A.S. Procedural terms in production on cases of administrative offenses: Monograph. - M: All-union scien-
tific research institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2002.
5. Zuyeva L.Yu. Types of terms in administrative law//Administrative law and process. 2011. No. 5.
6. Zuyeva L.Yu. A role of terms in production on cases of administrative offenses in ensuring the rights and legitimate interests of participants of process//Actual problems of administrative responsibility: materials of the All-Russia scientific and practical conference (Omsk, on May 19, 2011) Omsk. Publishing house Omsk. юрид. in-t. 2011.
7. Lyuminarsky S.V. Terms in the right of social security in Russia: Avtoref. yew. ... edging. юрид. sciences. - Izhevsk, 2007.
8. Panova I. V. Production on cases of administrative offenses: Monograph. - Saratov, 1999.
9. Solovyeva A. K. Production on cases of administrative offenses and administrative legal proceedings: ratio of con-cepts//Administrative responsibility. - M, 2001.
10. Shilokhvost O. Terms in the Civil code of the Russian Federation/the Russian justice. 1995. No. 11. Page 14.; The comment to the Civil code of the Russian Federation, part one (paragraph-by-paragraph) / Under the editorship of O. N. Sadikov. - M, 1997.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья Д. В. Стаховского посвящена, безусловно, важной и актуальной теме - понятию сроков в административном праве. Объясняется это, в первую очередь, тем, что указанная дефиниция до сих пор является дискуссионной в науке административного права. В связи с этим, появление работы, посвященной проблемам сроков в административном праве, следует признать своевременным.
В статье рассматриваются как теоретические, так и практические аспекты вопроса о сроках в административном праве. На основе анализа позиций ученых-правоведов и коллизий законодательного регулирования сроков в административном праве, автор делает обоснованные выводы и предлагает меры по совершенствованию их правовой регламентации.
Анализ положений рецензируемой статьи позволяет сделать вывод, о том, что автором в достаточной мере собран и проанализирован нормативный и теоретический, а также эмпирический материал по данной теме, в статье прослеживается логическая взаимосвязь и последовательность изложения материала. Стаховский Д. В. с успехом использует свой опыт юридической работы. Можно констатировать достаточно глубокое понимание, автором, проблематики сроков в административном праве, что позволило Стаховскому Д. В. не только предложить авторское определение сроков в административном праве, но и наметить определенные пути их оптимизации.
На основании вышеизложенного статья Д. В. Стаховского «О понятии сроков в административном праве» может быть рекомендована для публикации.
профессор кафедры
«Уголовно-правовые дисциплины»
ФГБОУВПО «Российский государственный
университет туризма и сервиса»
доктор юридических наук, доцент
Д. В. Савостин