Научная статья на тему 'Правовые формы опосредования времени в производстве по делам об административных правонарушениях'

Правовые формы опосредования времени в производстве по делам об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / TIME / ПРАВОВОЕ ВРЕМЯ / LEGAL TIME / СРОК / TERM / ФОРМАЛЬНО-ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК / ОЦЕНОЧНЫЙ СРОК / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ADMINISTRATIVE CASES' PROCEEDING / ИСЧИСЛЕНИЕ / CALCULUS / FORMALLY DEFINED TERM / EVALUATION TERM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дружкова Екатерина Викторовна

В статье рассматриваются вопросы регулирования темпоральной стороны общественных отношений с помощью права. Анализируются виды сроков в производстве по делам об административных правонарушениях, правила их исчисления, вносятся предложения по их совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal forms of expressions of time in administrative cases’proceeding

In this article is discussed the regulation of temporal aspects of social relations through law. We analyze species of terms in administrative cases’ proceeding, the rules for calculating them, and make suggestions for their improvement

Текст научной работы на тему «Правовые формы опосредования времени в производстве по делам об административных правонарушениях»

Конституционное право, административное право

Отраженные в данной статье авторские взгляды на критерии оценки эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав не претендуют на исчерпывающую характеристику рассматриваемой деятельности и, возможно, не свободны от недостатков. Поэтому автор с благодарностью примет деловую критику, которая, безусловно, будет учтена в дальнейших научных разработках по избранному направлению.

Список литературы

1. Беженцев, А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних : учебное пособие. - М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ», 2012.

2. Беженцев, А. А. Административная деятельность органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних : монография. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2011.

3. Закопырин, В. Н. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.

4. Корчагина, Е. Ю. Административно-юрисдикционная деятельность комиссий по делам несовершеннолетних : дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2001.

5. Лагошина Т., Хорьков В. Комиссии по делам несовершеннолетних // Законность. - 2005. - N° 9.

6. Хорьков, В. Н. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: какая нужна реформа? // Вопросы ювенальной юстиции. - 2007. - № 4 (13).

7. Черемухина, Ю. А. Основы организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Современное право. - 2005. - № 8.

8. Чумарова, Е. Ю. Административно-юрисдикционная деятельность комиссий по делам несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Красноярск, 2002.

УДК 35.077 Е.В. Дружкова*

Правовые формы опосредования времени в производстве по делам об административных правонарушениях

В статье рассматриваются вопросы регулирования темпоральной стороны общественных отношений с помощью права. Анализируются виды сроков в производстве по делам об административных правонарушениях, правила их исчисления, вносятся предложения по их совершенствованию.

Ключевые слова: время, правовое время, срок, формально-определенный срок, оценочный срок, производство по делам об административных правонарушениях, исчисление.

E.V. Druzhkova*. Legal forms of expressions of time in administrative cases'proceeding. In this article is discussed the regulation of temporal aspects of social relations through law. We analyze species of terms in administrative cases' proceeding, the rules for calculating them, and make suggestions for their improvement.

Keywords: time, legal time, term, formally defined term, evaluation term, administrative cases' proceeding, calculus.

Время - неотъемлемая составляющая любых общественных отношений. Вместе с тем, как отмечает А.С. Дугенец, течение времени, как необратимый процесс, является событием, не зависящим от воли и сознания людей. Время не подлежит правовому регулированию, т.к. оно объективно и течение его безвозвратно [1, с. 24]. В.П. Грибанов констатирует, что человек активно использует время, приурочивая осуществление той или иной своей деятельности к определенному моменту во времени или к определенному отрезку времени, устанавливая для этого определенные сроки [2, с. 249-250]. П.М. Рабинович еще в 1990 г. писал о невозможности обеспечения темпоральной стороны любой социальной деятельности вне правового регулирования, отмечая расширение сферы использования юридических средств в целях воздействия на скорость осуществления последней, подчеркивая при этом, что право регулирует не само время, а временные параметры деятельности (длительность, скорость и т.д.) [3, с. 19-20].

Применительно к функционированию правовой системы эти временные параметры представляют собой особую форму времени - правовое время, которое в широком философско-правовом аспекте понимается как функциональная категория юридической науки, «выражающая

* Дружкова, Екатерина Викторовна, адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД России, Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: spbumvd@smtr.ru.

* Druzhkova, Ekaterina Viktorovna, associate, St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: spbumvd@smtr.ru.

© Дружкова Е.В., 2015

возникновение, длительность и завершение правовых действий, процессов, норм, событий и последовательность смены их состояний» [4, с. 10].

Правовое время определяется и как фундаментальная и функциональная категория, отражающая «процесс непрерывных изменений юридической жизни, в ходе которого возникают новые и исчезают ранее существовавшие правоотношения, юридические нормы и правовые акты, влияющие на становление и развитие юридической науки и практики» [5, с. 5]. В научный оборот вводится понятие «хроносфера правового регулирования», которая отдельными авторами связывается прежде всего с временными параметрами действия права - вступлением правового акта в юридическую силу (начало действия права), а также утратой им силы (прекращение действия права) [6, с. 6; 7, с. 2-5].

При анализе форм проявления времени в правовой системе, замечает Е. Ю. Догадайло, необходимо учитывать, что право взаимодействует с различными формами времени, в связи с чем его метрические свойства (час, сутки, год), когда темпоральные параметры поведения субъектов права задаются формально определенными (прежде всего календарными) показателями, сосуществуют с некими оценочными понятиями (показателями), для которых метрические показатели не имеют юридических последствий [8].

К этому необходимо добавить, что для целей правового регулирования важны не любые формы проявления времени, а лишь те, которые получают формально-юридическое закрепление в тексте нормативно-правового акта. В этом отношении, как будет показано ниже, юридическое значение имеют как формально определенные (ка-лендарные), так и оценочные показатели. Поэтому правовой формой опосредования времени в правовом регулировании выступает нормативно-правовой акт в целом, либо его отдельные элементы: преамбула, правовая норма, включая ее диспозицию, гипотезу, санкцию, а также конкретное нормативно-правовое предписание как форма (способ) текстуального выражения частей правовых норм, в т.ч. в виде деклараций, принципов, дефиниций, частей, пунктов, абзацев [9].

В тексте нормативно-правового акта формами выражения времени является календарное исчисление и датирование. Юридической основой измерения (исчисления) календарного времени служат единицы и шкалы, устанавливаемые Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли [10]. Датирование (обозначение события в календарной временной шкале) используется в целях обо-значения времени разработки, принятия, опубликования и вступления в силу правовых нормативных актов, а также актов, вносящих в них изменения, дополнения или отменяющих их действие. Датирование связано и с формированием некоей точки отсчета конкретного срока - определенного промежутка времени или определенной календарной даты, являющейся предельным моментом исполнения или наступления чего-либо, например, давности привлечения к административной ответственности, даты его истечения.

В административном законодательстве, регулирующем производство по делам об административных правонарушениях, датирование различных сроков совершения процессуальных действий участниками производства имеет свою специфику, отличающую административно-юрисдикционный процесс от иных видов юридического процесса, в т.ч. уголовного. Рассмотрим некоторые из этих особенностей.

Все сроки в производстве по делам об административных правонарушениях можно подразделить на два вида в зависимости от способа исчисления времени: формально-определенные сроки и сроки, определенные оценочными понятиями [11; 12; 13]. Формально-определенные сроки определены с помощью общепринятых единиц измерения (час, день, месяц, год и т.д.), основное отличие данного вида сроков - это их объективность, понимаемая нами в том смысле, что для всех участников производства понятна временная продолжительность того или иного срока, например, одного часа, причем для всех без исключения участников этот срок одинаков.

Будучи закрепленными в Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) конкретные даты или даты-события фиксируют юридически значимые последствия и становятся частью юридического факта, т.е. конкретного жизненного обстоятельства (условия, ситуация), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение административно-процессуального правоотношения. В качестве такого факта выступает, например, дата рассмотрения дела об административном правонарушении.

Датирование может быть связано с определением длительности (временной протяженности), в течение которых действуют процессуальные сроки и в течение которых участники производства вправе или обязаны совершить те или иные юридически значимые действия. Таковы, например, предписания ст. 30.3 КоАП РФ «Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении», в которой закреплено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1), а в случае пропуска этого срока он, по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2). Длительность процессуальных сроков в соответствии со ст. 4.8 КоАП РФ устанавливается в часах, днях, сутках, месяцах, годах.

Наряду с формально-определенными сроками в ряде норм КоАП РФ, регламентирующих процедуры производства по делам об административных правонарушениях, предусмотрены сроки, отраженные в оценочных понятиях. Рассматривая оценочные понятия как правовой

Конституционное право, административное право

институт, О.Е. Фетисов предлагает понимать под ним «санкционированное нормой права либо возникаемое в процессе правоотношений между субъ-ектами общественное (всегда социально-значимое) явление, имеющее целью наиболее общим способом характеризировать наиболее общие свойства разнообразных предметов, явлений, действий, процессов, умышленно не конкретизированное законодателем, либо непосредственно участниками правоотношений с целью предоставления более широких полномочий субъектам правоприменения путем свободной оценки в рамках конкретной правоприменительной ситуации, но в пределах и рамках, допускаемых правом, что дает в свою очередь субъекту, реализующему правовую норму, возможность учесть индивидуальные особенности дела с соблюдением функционального предназначения нормативного предписания» [14, с. 6-7].

Несколько многословное, по нашему мнению, определение верно фиксирует суть оценочных понятий: предоставление субъекту правоприменения в пределах и рамках, допускаемых правом, действовать по своему усмотрению, но с нацеленностью на достижение предусмотренного конкретной нормой юридического результата. При-менение в нормах права оценочных понятий необходимо, а в ряде случаев и неизбежно, однако злоупотреблять ими не следует, т. к. «сложность толкования и применения оценочных понятий . таит в себе опасность проявления субъективизма и нарушения прав личности», поэтому «законодатель обязан взвешенно и осторожно использовать оценочные понятия, учитывая при этом критерии оптимального использования этих понятий в законодательстве об административной ответственности» [11].

В качестве сроков совершения процессуальных действий КоАП РФ использует такие оценочные понятия, как «своевременно», «возможно короткий срок», «кратчайший срок» и др. Так, напр., в ч. 2 ст. 27.2 КоАП РФ предусмотрено, что доставление, т.е. принудительное препровождение физических лица, а в предусмотренных законом случаях - судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

К числу сроков, предусмотренных оценочными понятиями, А.С. Дугенец относит и такие сроки, как «немедленно», «незамедлительно», названные им сроками-моментами [1, с. 64]. Законодатель использует такие сроки для тех действий, точное время совершения которых предусмотреть невозможно. Так, напр., протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, должен быть передан на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ). В данном случае определить точный срок невозможно, однако, применив указанное понятие, законодатель обязал должностное лицо передать протокол об административном правонарушении как можно быстрее, безотлагательно, сразу же после его составления.

Кратко рассмотрим ряд дискуссионных, вызывающих сложности в правоприменительной практике, вопросов, касающихся закрепления в КоАП РФ некоторых формально-определенных сроков.

Законодателю потребовалось почти десять лет для того, чтобы с момента издания первой редакции КоАП РФ [15] в нем появилась специализированная норма, закрепляющая правила исчисления сроков при производстве по делу об административном правонарушении. Появление этой нормы не только первый в отечественном админи-стративном праве опыт легального упорядочения правил исчисления процессуальных сроков, но и пример стремления к определенной унификации КоАП РФ с иными кодифицированными процессуальными актами (УПК РФ, АПК РФ, ТК РФ).

В статье предусмотрены следующие единицы исчисления сроков: часы, сутки, дни, месяца, года; определены правила их исчисления.

Исчисление сроков «годами» и «месяцами» вызвано объективной необходимостью, продолжительностью временных промежутков для осуществления процессуальных действий в производстве по делам об административных правонарушениях. Так, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции составляет шесть лет (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении за незаконную организацию и проведение азартных игр может быть продлен до шести месяцев (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).

Меру исчисления «часы» законодатель в действующем КоАП РФ использует только для определения срока применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении - административное задержание и задержания судна, доставленного в порт Российской Федерации, а также для определения меры административного наказания в виде обязательных работ (ст. 27.5, 27.13.1, 3.13 КоАП РФ).

«Сутки» и «день» законодатель использует для определения сроков, длительность которых составляет менее одного месяца.

«Сутки» принято понимать как отрезок времени, равный 24 часам, наиболее точно - 86400 с [16]. Это категория, точно измеряемая принятыми единицами измерения. «День» - светлая часть суток между восходом и заходом верхнего края солнца. Продолжительность (долгота) дня зависит от географической широты места и меняется с изменением склонения солнца. За полярным кругом долгота дня может превышать 24 часа. Отмечено, что часто день называют сутками [17, с. 375].

Анализ текста КоАП РФ показывает, что в настоящее время законодатель для регулирования однотипных процессуальных действий использует разные сроки, исчисляемые и в днях, и в сутках. Так, сроки, предусмотренные ст. 29.6 КоАП РФ «Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении», ст. 30.3 КоАП РФ «Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении», исчисляются и в сутках, и в днях. Для направления копии протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого он составлен, ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП предусматривает три дня, протокол же (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток (ч. 1. ст. 28.8 КоАП). Чем руководствуется законодатель, вводя для фактически равноценных с точки зрения трудозатрат процессуальных действий разные категории измерения времени (день и сутки), остается неясным.

Конечно, введение категорий «день» и «сутки» имеют под собой определенные основания, которыми, очевидно руководствовался законодатель, конструируя соответствующие правовые нормы. Однако их использование целесообразно сделать более четким и логически оправданным. На наш взгляд, в сутках следует определять про-должительность тех сроков, для измерения которых имеет значение каждый час, в первую очередь это меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и административные наказания. Их исчисление следует начинать с момента наступления факта, определяющего начала течения срока.

В днях же следует определять сроки, для исчисления которых имеет значение именно день, уточнив это понятие дополнением рабочий. В настоящее время законодатель предусмотрел перенос срока на первый рабочий день, в случае если его окончание приходится на нерабочий день (ч. 3 ст. 4.8 КоАП РФ), следовательно, в учёт входят все дни. В связи с этим целесообразно внести изменения в положения ст. 4.8 КоАП РФ, согласно которым при исчислении срока в днях не будут учитываться выходные и праздничные дни.

Оценивая в целом положительно усилия законодателя по оптимизации темпоральной стороны производства по делам об административных правонарушениях, полагаем, что далеко не все нормы, предусматривающие процессуальные сроки, способствуют повышению качества правоприменения, обеспечению прав и законных интересов участников административно-юрисдикционного процесса. Решение этих проблем - актуальная научная задача, некоторые подходы к которой и намечены в данной статье.

Список литературы

1. Дугенец, А. С. Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях : дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД, 1995.

2. Грибанов, В. П. Осуществление и защита гражданских прав. Серия «Классика российской цивилистики». - М., 2000.

3. Рабинович, П. М. Время в правовом регулировании (философско-юридические аспекты) // Известия вузов. Правоведение (Львов). - 1990. - № 3.

4. Тенилова, Т. Л. Время в праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 1999.

5. Волк, И. В. Право, время и пространство: теоретический аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004.

6. Дедюхин, В. В. Действие права : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2002.

7. Румянцева, В. Г., Ахмедов, Ч. Н. Пространство и время как факторы действия права // История государства и права. - 2006. - № 12. - С. 2-5.

8. Догадайло Е. Ю. Формы проявления времени в правовой системе // Право и политика. -2007. - № 6. - С. 134-141.

9. Давыдова, М. Л. Правовая норма и нормативное предписание: проблема соотношения // Вестник Волгоградского гос. ун-та. - 2006. Сер. 5: Юриспруденция. - Вып. 8. - С. 52-57.

10. Постановление Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 225 (в ред. от 31 января 2012 г.) «Об утверждении Положения о Государственной службе времени, частоты и определения параметров вращения Земли» // СЗ РФ. - 2001. - № 14. - Ст. 1361.

11. Игнатенко, В. В. Оценочные понятия в законодательстве об административной ответственности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Свердловск, 1989.

12. Лукьяненко, М. Ф. Оценочные понятия гражданского права: теоретико-правовой анализ и практика применения : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2010.

13. Миронов, А. В. Оценочные понятия в избирательном законодательстве Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Владивосток, 2004.

14. Фетисов, О. Е. Оценочные понятия в праве: Проблемы теории и практики : автореф. дис. .канд. юрид. наук. - Тамбов, 2009.

15. Российская газета. 2001. - 31 декабря. - № 256.

16. Прил. 3 к Положению о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2009 г. № 879 // СЗ РФ. - 2009 г. - № 45. - Ст. 5352.

17. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь / изд. 2-е. - М.: Совет-ская энциклопедия, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.