Научная статья на тему 'О ПОНЯТИИ И ЗНАЧЕНИИ КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА'

О ПОНЯТИИ И ЗНАЧЕНИИ КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО / SPACE LAW / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / PUBLIC INTERNATIONAL LAW / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ / INTERNATIONAL AGREEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Звягинцева Юлия Викторовна

Статья посвящена теме космического права. В статье исследованы особенности предметно-объектной области космического права. Автор показывает отношения между космическим правом и международным правом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the concept and the importance of space law

The article is devoted to the subject of space law. The article investigates the features of the area of regulation by the space law. The author shows the relationship between space law and public international law.

Текст научной работы на тему «О ПОНЯТИИ И ЗНАЧЕНИИ КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА»

О ПОНЯТИИ И ЗНАЧЕНИИ КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА

ЗВЯГИНЦЕВА Юлия Викторовна,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского финансово-юридического университета. E-mail: zwyaginczewa.j@yandex.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена теме космического права. В статье исследованы особенности предметно-объектной области космического права. Автор показывает отношения между космическим правом и международным правом.

Abstract: The article is devoted to the subject of space law. The article investigates the features of the area of regulation by the space law. The author shows the relationship between space law and public international law.

Ключевые слова: Космическое право, международное публичное право, международное соглашение. Keywords: Space law, public international law, international agreement.

Современное значение и тенденции возрастание значения космического права определяются современным ростом космических технологий, по мере исследования и освоения человеком пространства вне пределов планеты Земля. Сегодня это самые молодые и самые быстро растущие отрасль права (мы не оговорились, это наша позиция) и отрасль правовой науки.

Наисильнейшим стимулом для создания такой новой ветви международного права оказались геополитические факторы, а именно открытие во внеземном пространстве нового поля для конкуренции и, возможно, противостояния между двумя сверхдержавами того времени: США и СССР[1].

Космическое право - это, как отмечает Рики Дж. Ли, «относительно новая ветвь общего международного права, корнями она уходит не далее теоретической концепции в 1930-х. С начала «холодной войны» и «космической гонки» между Соединенными Штатами и Советским Союзом, тем не менее, стремительная коммерциализация земной орбиты привела к тому, что многие ученые и специалисты осознали, что существующая правовая система для международного космического права неспособна справиться с коммерческим развитием открытого космоса. Разработчики многосторонних договоров в 1960-х не предусмотрели, что частные и коммерческие спутники будут обращаться вокруг Земли уже до конца века и предоставлять многие из услуг, которые сегодня человечество считает само собой разумеющимися. Эти виды деятельности, вроде дистанционного зондирования, метеорологических прогнозов, прямых телевизионных и радиотрансляций и телекоммуникаций, «разорвали» тонкую материю существующей правовой основы космического права»[2].

Предметно-объектная область регулирования космического права

Предметно-объектная область регулирования космического права достаточно обширна. В это области выделяются, прежде всего, такие объекты, как космические тела.

Сильвия Морин Уильямс пишет, что как Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 1966 г.[3], так и Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 1979 г.[4] не предоставили какого-либо определения или даже сколь-нибудь исчерпывающего описания того, что должно пониматься под термином «небесное тело» с точки зрения права. Первые мероприятия по этому вопросу были предприняты на негосударственном уровне. Работа Международного института космического права, в частности, его конференция в г. Мадриде (1966 г.) и его первый Коллоквиум о прогрессе в исследовании космоса и его последствий для человечества в г. Буэнос-Айресе (1966 г.) можно перечислить в списке ранних попыток достигнуть общепринятое определение небесных тел до высадки человека на Луну. Международный институт космического права сошелся на том, что небесные тела, включая их возможные газовые короны, в контексте Резолюции № 1962 (XVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1963 г., являются естественным объектами в открытом космосе, включая их возможные газовые короны, которые не могут быть искусственно смещены с их естественных орбит. В междисциплинарной конференции, проведенной одновременно с принятием Резолюции № 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 г. (которая содержала

текст Договора о космосе, который был открыт для подписания несколько позже), Коллоквиум в г. Буэнос-Айресе предположил, что небесными телами, в контексте этого Договора, были все естественные объекты в открытом космосе и в пределах солнечной системы, естественная эксплуатация которых, предпринимаемая государством или группой государств, не изменит их естественные орбиты и не уничтожит их[5].

Источники космического права

Космическое право, по словам Фабио Трон-четти, «представляет собой весьма сложный комплекс, весьма пеструю картину, имеет множество источников - как на национальном, так и на международном уровнях. Несмотря на включение значительного количества применимых положений, его нельзя назвать исчерпывающей и всеобъемлющей правовой системой. В частности, его главное ограничение состоит в том, что оно не охватывает все проблемы, которые желательно было бы охватить для достижения качеств полноты и законченности. Его дальнейшее развитие опирается на волю государств сотрудничать для достижения этой цели. Тем не менее, так как число стран, имеющих доступ к и использующих открытый космос, растет, растут и препятствия на пути к образованию действенного космического права»[6].

Важнейшим источником являются соглашения в референтной области.

Постепенно нарабатывались принципы, которые должны были урегулировать (и урегулировали в определенной степени) деятельность государств в исследовании и мирном использовании открытого космоса. Генеральная Ассамблея ООН изложила эти принципы в своей исторической Резолюции № 1962 (XVIII) от 13 декабря 1963 г. За этим в 1966 г. последовало обсуждение и подписание Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в Лондоне, Москве и Нью-Йорке. Хоть геополитические мотивы и оказали наибольшее воздействие на готовность международного сообщества прийти к соглашению столь широкого масштаба в эти весьма скандальные и охваченные конфликтом годы, это не должно затмевать другие факторы, продвинувшие этот инновационный процесс. Как иронично отмечал Бин Чен, «договор был составлен не только в спешке в срок, не превышающий 12 месяцев, но и не позднее десяти лет после запуска первого искусственного спутника Зем-ли»[7]. На протяжении периода в 12 лет после вхож-

дения Договора о космосе 1967 в законную силу, в ООН были приняты еще четыре значительных договора о космосе[8].

Согласно Имре Энтони Сзабафи, еще в 1959 г., Специальный комитет по мирному использованию открытого космоса отметил в своем отчете (А/4141), что положения Устава ООН и Статут Международного суда «из принципа... не были ограничены в своем юридическом действии границами Земли». В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г. впервые был недвусмысленно озвучен принцип, что «международное право, включая Устав Организации Объединенных Наций, применяется к открытому космосу и небесным телам». Декларация правовых принципов (Резолюция Генеральной Ассамблеи № 1962 (XVIII) от 13 декабря 1963 г.) постановила, что «открытый космос и небесные тела открыты к исследованию и использованию всеми государствами на основе равенства в соответствии с международным правом», а также, что «деятельность государств в исследовании и использовании открытого космоса должна проводиться в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержки международного мира и безопасности, и продвигая международное сотрудничество и взаимопонимание»[9].

В дополнение к космическим инструментам ООН, государствами были заключены другие нормативные документы на двусторонних и многосторонних основаниях за пределами правовой базы Комитета ООН по мирному использованию космического пространства. Кроме того, всё более растёт число государств, которые приняли национальные законы или другие внутренние нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в космосе. Национальные законы предназначены для ратификации положений международного космического права и для обеспечения того, что частная космическая деятельность не подрывает международные обязательства и интересы безопасности[10].

К вопросу о самостоятельности отрасли космического права

Споры о правовой и фактической обоснованности выделения космического права как самостоятельной отрасли права будут идти еще долго.

Можно сколь угодно спорить, является ли космическое право самостоятельной базовой отраслью права (наряду с классическими отраслями права), или же комплексной отраслью права, или же от-

раслью правового регулирования или комплексным направлением правового регулирования, не суть важно. Эти дискуссии - около данной темы, хотя и сопряжены с ней, но не оказывают существенного влияния на ценность космического права, на фундаментальные основания космического права, его особенности интерреляции с другими отраслями, институтами и направлениями.

Тем не менее, содержание этой дискуссии вызывает определенный интерес.

Время от времени, в научной литературе приводятся разнообразные аргументы в поддержку формирования космического права как самостоятельной ветви международного права. На сугубо юридических основаниях, в пользу этого тезиса рядом авторов приводятся следующие аргументы:

1. В воздушном праве, суверенитету государства придается существенное значение, такую позицию суверенитет государств до сего момента занимал безраздельно. В открытом космосе, тем не менее, действенный контроль, разделяющий с суверенитетом неразложимый и ярко выраженный характер, едва ли возможно осуществлять, что влечет за собой несостоятельность применения принципа.

2. Космические летательные аппараты не соответствуют существенным признакам определения «воздушного летательного аппарата», изложенным в воздушном праве. Это означает, что Чикагская конвенция от 1944 г., краеугольный камень воздушного права, не может применяться к рассматриваемой предметно-объектной области, и что создание особых правил для регулирования дел межпланетного пространства неизбежно.

3. Воздушное право применяется, главным образом, к летательным аппаратам в частном владении: казенные летательные аппараты зачастую непосредственно исключались из его юрисдикции (к примеру, военные, полицейские, таможенные и почтовые летательные аппараты). Космические летательные аппараты, с другой стороны, в большинстве своем принадлежат как раз государству, учитывая, что их сооружение, оборудование и запуск требуют средств, которые позволить себе могут лишь немногие государства. Очевидно, что в этих условиях, применение правил воздушного права к деятельности в космосе фактически столкнется с непреодолимыми препятствиями, следовательно, его применение должно быть исключено как несостоятельное предложение[11].

По этому вопросу, среди прочих, были пред-

ложены другие факторы, которые, безусловно, не лишены, пускай и не юридической, но рациональности:

1) интересы государств в исследовании и использовании открытого космоса многочисленны: от политических и стратегических факторов до науки и экономики. Во избежание недоразумений и конфликтов и для обеспечения организованных процедур, здесь требуются особые правила;

2) космические право соответствует продолжающейся революции в космических технологиях, образуя ее логическое продолжение;

3) зачастую, изложение основных принципов для дальнейшего развития права оказывается более предпочтительным, чем выход ситуации из-под контроля и ее переход в различные формы в ущерб целостности и единообразию;

4) воздушное право переживало параллельное развитие, эта ветвь права также начала обретать форму, когда авиация была еще в зачаточном состоянии; колоссальная польза надлежаще структурированной кодификации воздушного права не поддается сомнениям;

5) с начала развития космической деятельности, признавалось, что такая деятельность должна проводиться во благо и в интересах всего человечества и что международное сотрудничество в этой важной сфере должно быть усилено[12].

Корреляция международного права и космического права

Международное космическое право рядом авторов считается и позиционируется ветвью международного права.

Так, согласно С.П. Малкову, «международное космическое право представляет собой одну из отраслей международного публичного права, а, следовательно, является одной из составных частей по-следнего»[13].

Следовательно, фундаментальные положения международного права, в частности, положения Устава ООН, применимы и к деятельности в открытом космосе[14].

Космическое право, как и другие ветви международного публичного права и, собственно, само международное право, возникло как следствие необходимости установить некоторое количество более или менее простых правил с целью управления отношениями между членами все более организованного международного общества, а именно, в первую очередь, внутри сообщества государств[15].

Значение правил, гласящих, что международное право применяется к деятельности в космосе, может быть в достаточной мере описано следующими утверждениями:

1. Определенные правила и принципы международного права напрямую (в силу закона) регулируют деятельность в космосе, включая небесные тела.

2. Определенные понятия международного права применимы к международному космическому праву и необходимы для международного космического права.

3. Определенные принципы международного права применимы и аналогичны.

4. Следующие предписания международного права не применимы к деятельности в открытом космосе и на небесных телах: а) те, которые, как lex specialis, регулируют только одну или несколько других сфер, и б) те, которые были заменены или изме-

Библиография:

нены предписаниями международного права[16].

Вместо заключения

Рассматривая правовую базу в сфере космического права, применимую к будущим видам космической деятельности, таким, как запуск и перевозка частей коммерческих предприятий по разработке астероидов, указывает Рики Дж. Ли, важно разрешить существующие правовые вопросы, возникающие из коммерциализации космоса. Даже при том что текущий темп коммерциализации не был затруднен неопределенностями^] и неточностями космического права, важно не забывать, что инвестиции, которые потребуются для предприятия по разработке полезных ископаемых в космосе, значительно превышают любые затраты на даже крупнейшие запуски комплексов телекоммуникационных спутников[18].

Вокруг космического права еще будет сломано множество научных копий, дискуссия только в самом ее начале.

1. Handbook of Space Law / Ed. by Fransvonder Dunk and Fabio Tronchetti. Cheltenham (UK) - Northampton (MA, USA): Edward Elgar Publishing, 2015. P. 2.

2. Lee R.J. Law and Regulation of Commercial Mining of Minerals in Outer Space. Dordrecht - Heidelberg - London - New York: Springer Science+Business Media B.V., 2012. P. 95.

3. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела / Принят Резолюцией № 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 г. // <http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml>.

4. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах / Принято Резолюцией № 34/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1979 г. // <http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/moon_agreement.shtml>.

5. Maureen Williams S. Celestial bodies // Encyclopedia of Public International Law. Vol. 11: Law of the Sea, Air and Space / Max-Planck-Institut für ausländisches öffentliches Recht und Völkerrecht (Heidelberg, Germany) / Ed. by Rudolf Bernhardt. Amsterdam - New York: Elsevier science publishers B.Y., 1989. P. 51.

6. Tronchetti F. Fundamentals of Space: Law and Policy. New York: Springer, 2013. P. 3-4.

7. Cheng B. Space Objects and their various connecting factors // Outlook on Space Law over the Next 30 Years: Essays published for the 30th Anniversary of the Outer Space Treaty / Eds. G. Lafferranderie and D. Crowther. The Hague - London -Boston: Kluwer Law International, 1997. P. 203.

8. Handbook of Space Law / Edited by Fransvonder Dunk and Fabio Tronchetti. - Cheltenham (UK) - Northampton (MA, USA): Edward Elgar Publishing, 2015. P. 4-6.

9. Csabafi I.A. The Concept of State Jurisdiction in International Space Law: A Study in the Progressive Development of Space law in the United Nations / Foreword by D. Goedhuis. The Hague: Martinus Nijhoff, 1971. P. 36.

10. Tronchetti F. Fundamentals of Space: Law and Policy. New York: Springer, 2013. P. 3.

11. Diederiks-Versclwor I.H.Ph., Kopal V. An introduction to Space Law. Third revised edition. Austin - Boston - Chicago - New York: Wolters Kluwer: Law & Business, 2008. P. 4.

12. Diederiks-Versclwor I.H.Ph., Kopal V. An introduction to Space Law. Third revised edition. Austin - Boston - Chicago - New York: Wolters Kluwer: Law & Business, 2008. P. 4-5.

13. Малков С.П. Международное космическое право: Уч. пособие. СПб.: СПбГУАП, 2002. С. 5.

14. Tronchetti F. Fundamentals of Space: Law and Policy. New York: Springer, 2013. P. 3.

15. Handbook of Space Law / Ed. by Fransvonder Dunk and Fabio Tronchetti. Cheltenham (UK) - Northampton (MA, USA): Edward Elgar Publishing, 2015. P. 1.

16. Csabafi I.A. The Concept of State Jurisdiction in International Space Law: A Study in the Progressive Development of Space law in the United Nations / Foreword by D. Goedhuis. The Hague: Martinus Nijhoff, 1971. P. 42, 47-48.

17. Понкин И.В. Дефекты нормативного правового регулирования // Право и образование. 2016. № 7. С. 4-15; Понкин И.В. Раздел 1.4 «Дефекты нормы права, нормативного правового акта и правового режима») // Управление экономикой и финансами: организационно-правовое исследование / Под ред. М.А. Эскиндарова, М.А. Лапиной. М.: Юстиция, 2016.

18. Lee R.J. Law and Regulation of Commercial Mining of Minerals in Outer Space. Dordrecht - Heidelberg - London - New York: Springer Science+Business Media B.V., 2012. P. 95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.