УДК 331 © А.А. Флешлер
О понятии и сущности инноваций: исторический ракурс
В статье рассмотрены различные виды определений понятия «инновация», предложен авторский вариант трактовки. Описаны свойства и сущность изучаемого понятия.
Ключевые слова: инновация, сущность инноваций, свойства инноваций.
A.A. Fleshier
The concept and essence of innovation: historical perspective
The article describes different types of definitions of the "innovation" notion, author presents own variant of the interpretation. Characteristics and essence of innovations are described there.
Keywords: innovation, essence of innovations, characteristics of innovations.
Основной целью деятельности любого коммерческого предприятия является получение максимально возможного объема прибыли. Развитие конкурентной среды практически во всех сферах хозяйствования ограничило возможности экстенсивного пути развития хозяйствующих субъектов. Сегодня, инновационная деятельность является необходимым элементом стратегии развития успешного предприятия. Таким образом, исследование процессов внедрения инновационной составляющей в деятельность хозяйствующих субъектов во всех ее аспектах видится весьма актуальным.
Целью настоящей статьи явилось изучение вариантов толкования и сущности понятия инновация. В процессе изучения понятия инновация было проанализировано значительное количество трудов зарубежных и отечественных авторов.
Термин «инновация» впервые был предложен Йозефом Шумпетером в 1912 г. в работе «Теория экономического развития». Инновацией он считал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы. Таким образом инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.
Очевидность заинтересованности предпринимателей в реализации нововведений Шумпетер объяснял повышением конкурентоспособности, а следовательно, увеличением объема прибыли предприятия. Шумпетер писал: «Поскольку предприниматель, впервые появляясь на рынке с новыми продуктами, не имеет конкурентов, то цены на эти продукты полностью или частично определяются принципами монопольного ценообразования. Следовательно, в условиях капиталистического хозяйства в предпринимательской прибыли содержится элемент монопольной прибыли» [16].
За прошедшие годы понятие «инновация» приобрело более широкий смысл и относится теперь не только к сфере производства, но и распространяется на организационные, финансовые и любые другие методы, которые содействуют функционированию предприятия. Инновациями называют новшества в области кадровой политики, торговой политики, маркетинга, стратегического управления и т.д.
Подход Й.А. Шумпетера не является единственным, так, Б. Твисспод инновацией понимает процесс приобретения интеллектуальным товаром (изобретением, информацией, ноу-хау) экономического содержания, посредством достижения положительного результата при реализации на рынке [14]. Таким образом, в основе инновационных изменений обязательно лежит результат научных исследований или научно-технической деятельности, используемый в любой сфере деятельности для совершенствования процессов производства, экономических и социальных отношений, деятельности в области науки, образования и других сфер общества.
В исследованиях отечественных экономистов термин «инновация» стал широко применяться с переходом экономики к рыночным отношениям. Ранее в отечественной экономической литературе вопросы нововведений широко освещались в рамках исследований научно-технического прогресса, развития науки и техники.
В отечественной науке весомый вклад в изучение рассматриваемых понятий внес Н.Д. Кондратьев. Он доказал существование «больших циклов», или «длинных волн», образующихся от внедрения базового нововведения и представляющих собой множество вторичных, совершенствующих нововведений.
Изучение научных трудов различных авторов показало, что все многообразие вариантов толкования термина «инновация» можно разделить на две части: инновация как процесс; инновация как результат.
Оба подхода имеют значительное количество сторонников среди уважаемых экономистов.
В табл. 1 приведены определения понятия «инновация», предлагаемые различными авторами:
Таблица 1
Определения понятия «инновация»
№ Определение понятия «инновация» Автор Процесс/результат
1 полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке Кук Я., Майерс П. [13] процесс
2 процесс, включающий такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработка и организация производства нового продукта, технологии или системы Месси Д., Квинтас П., Уилд Д. [13] процесс
3 новый продукт или услуга, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии Миндели Л.Э.[13] результат
4 разработка и внедрение новых (усовершенствованных) продуктов, технологий или процессов Бездудный Ф.Ф. [2] процесс
5 результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими, либо дополнению уже имеющихся новыми Оксанич Н.В. [8] результат
6 новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства и реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, а также создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги) Санто Б. [11] результат
7 нововведение в области техники, технологии, организации труда и управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование новшеств в самых разных областях и сферах деятельности Кулагин А.С. [6] результат
8 создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, административного, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, имеющие результатом их внедрения и последующего практического применения положительный эффект для задействовавших их хозяйствующих субъектов Степаненко Д.М. [12] результат
9 материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управле- Балабанов И.Т. [1] результат
ния, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и пр.
10 процесс, в ходе которого научная идея доводится до стадии практического использования и начинает давать экономический эффект, то есть приобретает экономическое содержание Титов А.Б. [15] процесс
11 комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для новой (или для лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности Лапин Н.И. [7] процесс
12 практическое осуществление качественно новых решений, суть стратегии и содержание стратегии предприятия. В. Раппопорт. [10] результат
13 целевое изменение в функционировании предприятия как системы Л. Волдачек [3] результат
14 введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. (Руководство Осло) [17] результат
15 конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности «Концепция инновационной политики Российской Федерации на 19982000 годы», [18] результат
Составлено автором с использованием [13, 2, 8, 11, 6, 12, 1, 15, 7, 10, 3, 17, 18]
Отсутствие единого мнения по поводу значения термина «инновация» подтверждается отсутствием в толковых словарях В.И. Даля, С.И. Ожегова и «Большой советской энциклопедии» толкования этого понятия.
С нашей точки зрения более правильным является подход, в рамках которого инновация рассматривается как результат, поскольку процессная составляющая более соответствует термину «инновационная деятельность».
Необходимо отметить, что достижение результата невозможно без осуществления инвестиций.С учетом вышесказанного наиболее корректно отражающими суть изучаемого понятия видятся определения, предло-
женные А.С. Кулагиным и И.Т. Балабановым, которые, при условии, включения в него инвестиционной составляющей с указанием видов подразумеваемого к инвестированию капитала отражают мнение авторов.
Итак, инновация, с точки зрения авторов, - это продукт, полученный в результате инвестирования человеческого, финансового и иных видовка-питала в создание и реализацию нововведений в области техники, технологии, организации труда, и управления, основанных на использовании достижений науки и передового опыта.
Причем продукт, по нашему мнению, необязательно должен быть абсолютно новым или радикально улучшенным, мы предлагаем считать даже хорошо известный продукт, полученный в результате более эффективной комбинации средств производства инновацией. Это не противоречит положениям «Руководства Осло», которые указывают на то, что минимальным признаком инновации является требование, чтобы продукт, процесс, метод маркетинга или организации был новым (или значительно улучшенным) для практики данной фирмы. Это включает в категорию инноваций продукты, процессы и методы, которые фирмы создали первыми и/или продукты, процессы и методы, заимствованные от других фирм или организаций.
С учетом вышесказанного можно выделить три основных свойства инноваций:
• Новизна;
• Реализуемость на практике;
• Способность обеспечить удовлетворение определенных потребностей.
Целью внедрения инноваций является повышения уровня конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Для более полного понимания сущности инноваций их необходимо классифицировать. В научной литературе можно найти значительное количество вариантов классификации инноваций по самым различным признакам. Ряд предлагаемых в литературе классификаций приведен в табл. 2.
Таблица 2
Классификационные признаки инноваций
№ Классификационные признаки Автор
1 По распространенности, по месту в производственном цикле, по преемственности, по охвату ожидаемой доли рынка, по инновационному потенциалу и степени новизны Пригожин А.И. [9]
2 о значимости; по направленности; по отраслевой структуре жизненного цикла; по глубине изменения; по отношению к разработке; по масштабам распространения; по роли в процессе производства; по характеру удовлетворяемых потребностей; по степени новизны; по времени выхода на рынок; по причинам возникновения; по предмету и сфере приложения. Завлин П.Н. [4]
по уровню новизны, по масштабу новизны, по характеру инновации, по частоте применения, по сфере народного хозяйства, где внедряется инновация, по области применения, по форме, по виду эффекта, получаемого в результате внедрения._
3
Составлено автором с использованием материалов [9, 4, 12].
Безусловно, можно выделить еще множество классификационных признаков, однако, считаем классификацию, приведенную в «Руководстве Осло» наиболее правильно отражающей принципиальные отличия между различными видами инноваций.
В соответствии с «Руководством Осло» различают четыре типа инноваций: продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные [17].
1. Под продуктовой инновацией понимается внедрение товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными по части их свойств или способов использования.
2. Под процессной инновацией понимается внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта.
3. Под маркетинговой инновацией понимается внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта его складировании, продвижении на рынок или в назначении продажной цены.
4. Под организационной инновацией понимается внедрение нового организационного метода в деловой практике фирмы, в организации рабочих мест или внешних связях.
Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе страны и ее роль в хозяйственном процессе.
Инновация, по мнению Д.И. Кокурина, совпадающему с мнением авторов, выполняет три основные функции [5]:
1. Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл этой функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.
2. Инвестиционная функция означает, что прибыль от инновации может быть использована для инвестирования по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций.
3. Стимулирующая функция проявляется при стимулировании предпринимательской деятельности. Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами и т.д.
Таким образом, проведенный анализ различных подходов к оценке теоретических аспектов инновационных процессов позволяет считать верной позицию сторонников подхода, в рамках которого инновация воспринимается как результат, а не процесс. Удалось уточнить определение понятия «инновация» и предложено подразумевать под ним продукт, полученный в результате инвестирования человеческого, финансового и иных видов капитала в создание и реализацию нововведений в области техники, технологии, организации труда, и управления, основанных на использовании достижений науки и передового опыта. Выделены свойства инноваций, а также раскрыта сущность этого феномена, выражающаяся, по сути, в том, что инновации, выполняя воспроизводственную, инвестиционную и стимулирующую функции, являются непременным условием существования конкурентоспособного субъекта экономики, обеспечивающим его дальнейшее развитие.
Литература
1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб: Питер, 2001
2. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. - 1998. - №2-3.
3. Волдачек Л. Стратегия управления инновациями на предприятии. - М.: Экономика, 1989.
4. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебник / Л.С. Барютин и др.; под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Экономика, 2004. - С. 28.
5. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. - М.: Экзамен, 2001. - 111 с.
6. Кулагин А.С. Немного о термине «инновация» // Инновации. - 2004. -№7. - С. 58.
7. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики. - М.: Логос, 2008. - 328 с.
8. Оксанич Н.В. Построение интегрированной структуры управления пищевым холдингом // Пищевая промышленность. - 2008. - №38. - С. 24-27.
9. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). - М.: Политиздат, 1989. - С. 270-275.
10. Раппопорт В. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. - М.: Экономика, 1988
11. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: пер. с вен-гер. - М.: Прогресс, 1990. - С. 24.
12. Степаненко Д.М. Классификация инноваций и ее стандартизация // Инновации, 2004. - №7. - С. 77-79.
13. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: учебник. -М.: ИНФРА-М, 2008. - 368 с.
14. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М.: Экономика, 1989. - 456 с.
15. Титов А.Б. О подходах к интеграции базовых участников национального инновационного процесса // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №5. -С. 19-27.
16. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. - М.: Директмедиа-Паблишинг, 2008.
17. Руководство Осло, рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. - 3-е изд. ЦИСН. - М., 2006.
18. «Концепция инновационной политики Российской Федерации на 19982000 годы», Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832.
Флешлер Антон Александрович, соискатель Забайкальского государственного университета, e-mai: [email protected]
Fleshier Anton Alexandrovich, Zabaikalsky State University, e-mai: [email protected]