Научная статья на тему 'О пользе волшебной сказки: психоаналитический подход'

О пользе волшебной сказки: психоаналитический подход Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
407
120
Поделиться
Ключевые слова
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СКАЗКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веракса Александр Николаевич

Среди книг, адресованных детям, особое место занимают сказки. В отечественной педагогике существовал период резкой критики сказок. Считалось, что сказки отдаляют ребенка от реальности, ничему не учат, а потому не нужны и даже вредны для детского развития. Противоположную точку зрения занимают представители психоаналитического направления. Они считают, что, развиваясь, ребенок балансирует между стремлением к удовольствию (то есть незамедлительному удовлетворению потребностей вне зависимости от особенностей ситуации, в которой он находится) и требованиями реальности (то есть правилами и нормами, принятыми в социальном окружении дошкольника). Очевидно, что чем больше взрослый будет стремиться сделать любой процесс (например, обучение) для ребенка максимально приятным, тем больше будет нарастать стремление получать удовольствие, а не преодолевать сложности, связанные с освоением знаний. Это приводит к тому, что малыш чаще уходит в фантазии, в воображаемые ситуации, в которых он чувствует себя комфортно, и отдаляется от реальности.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Веракса Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «О пользе волшебной сказки: психоаналитический подход»



А. Н. Веракса

О пользе волшебной сказки: психоаналитический подход

Среди книг, адресованных детям, особое место занимают сказки. В отечественной педагогике существовал период резкой критики сказок. Считалось, что сказки отдаляют ребенка от реальности, ничему не учат, а потому не нужны и даже вредны для детского развития.

Противоположную точку зрения занимают представители психоаналитического направления. Они считают, что, развиваясь, ребенок балансирует между стремлением к удовольствию (то есть незамедлительному удовлетворению потребностей вне зависимости от особенностей ситуации, в которой он находится) и требованиями реальности (то есть правилами и нормами, принятыми в социальном окружении дошкольника). Очевидно, что чем больше взрослый будет стремиться сделать любой процесс (например, обучение) для ребенка максимально приятным, тем больше будет нарастать стремление получать удовольствие, а не преодолевать сложности, связанные с освоением знаний. Это приводит к тому, что малыш чаще уходит в фантазии, в воображаемые ситуации, в которых он чувствует себя комфортно, и отдаляется от реальности. В этом смысле народные сказки сконструированы не по принципу обретения удовольствия, а соответствуют действительности: заносчивого, неосторожного колобка съедает хитрая лиса, большой медведь разваливает теремок и т. д.

Веракса Александр Николаевич - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ имени 1 М. В. Ломоносова.

С психоаналитической точки зрения сказки помогают ребенку обратиться к себе и проливают свет на известную взрослым истину: основная причина, по которой в нашей жизни что-то происходит не так, заключается в нас самих. Человеку свойственно вести себя агрессивно, асоциально или эгоистично, если он испуган или его мучает тревога. И хотя даже дети знают, что не всегда ведут себя хорошо, взрослый старается убедить малыша в том, что все вокруг добры. В результате образ, в котором ребенок представляет сам себя, противоречит тому, что ему говорят родители, и он становится чудовищем в собственных глазах.

В рамках психоанализа психологи и педагоги старались помочь человеку принять свою сложную природу, а не убегать от нее. Именно об этом говорят многие сказки: преодоление трудностей неизбежно, но если герой не струсит и встретит лицом иногда несправедливые трудности, то он преодолеет все преграды

и станет победителем. Не случайно многие сказки начинаются с весьма сложных жизненных обстоятельств: смерть матери, старение короля-отца и т. п. Эти мотивы отражают самые глубокие опасения ребенка - потеря близких, смерть - которые в повседневной жизни проявляются в таких «общепринятых» для дошкольников страхах темноты и животных. Взрослые часто не знают, как реагировать на эти эмоциональные проявления детей и предпочитают либо не замечать их, либо всячески минимизировать их проявления. В сказке, наоборот, они становятся темой разговора. Более того, в сказке предлагается и разрешение опасений ребенка. Так, желание жить вечно проявляется в завершении многих сказок - «И они счастливо жили вместе» или: «И они стали жить-поживать да добра наживать» и т. д. Такие концовки ни в коей мере не дурачат ребенка - они не говорят о том, что жить можно вечно, но утверждают другое: жизнь с другим человеком может

быть настолько эмоционально комфортной, что заставляет исчезнуть страх смерти.

Как писал известный психоаналитик Б. Бет-тельхейм: «Сейчас как никогда детям нужны сказки и их герои, которые в одиночестве познают окружающий мир». Эта фраза не теряет актуальности и сегодня. Как показали исследования психологов, дошкольник легко переходит к магическому отражению реальности. Изучая моральное развитие ребенка, Е. В. Субботский задавал детям 4-7 лет следующие вопросы: может ли предмет исчезнуть, если его положить в коробочку, может ли он превратиться в другой предмет или появиться в коробочке (в жизни или в сказке). Большинство дошкольников утверждали, что в жизни такого не бывает, а в сказке может произойти. Затем экспериментатор рассказывал детям, как одной девочке подарили волшебную шкатулку, превращающую обычные бумажки в красивые почтовые марки. На другой день детей приглашали в комнату, где стояла специально сконструированная коробочка. Конструкция позволяла помещать внутрь предмет и незаметно для испытуемого подменять его или прятать. Экспериментатор показывал коробочку и говорил, что это «та самая шкатулка». При первом открывании шкатулки дошкольник «превращал» бумажку в марку, при втором - она «исчезала», а при третьем - марка появлялась вновь. Наблюдения за детьми показали, что во всех возрастах дошкольники прибегали не к рациональным объяснениям (проявляющимся в осмотре шкатулке, анализе ее устройства и т. д.), а к магическим действиям (произнесение «волшебных слов», совершение особых жестов и т. д.).

«Магичность» детского мышления часто выражается в том, что для ребенка не существует четкой границы между живыми и неживыми объектами. Детям интересны камни, деревья и животные, в силу своих возрастных особенностей они ожидают от них ответов, а потому обращение героев сказки к природе понятно любому малышу. И в этом нет ничего странного - многие родители сами интуитивно говорят с предметами, чтобы повлиять на поведение ребенка. Например, для того чтобы ребенок съел завтрак, взрослый может сказать: «Посмотри, как загрустила котлетка, наверное, она хочет, чтобы ты ее скушал!»

Сказка близка ребенку и потому, что она не учит и не поучает его. Он сам, сопереживая и идентифицируя себя с героем, проживает

Иллюстрация к сказке «Три поросенка». Художник Татьяна Ситникова.

все его страдания и трудности и приходит к пониманию того, что действительно ценно. В отличие от повестей и рассказов, сказки не случайно не имеют прямого отношения к внешнему миру: их задача сориентировать ребенка в собственных переживаниях и размышлениях. В сказке «Три поросенка» повествуется о трех братьях, двое из которых решили жить так, как им хочется, - гуляли и веселились, не тратили много времени на строительство домиков. Третий брат понял, насколько важно иметь надежное укрытие, и сумел правильно распределить свое время, уделив должное внимание работе. Три поросенка смогли укрыться от злого волка именно в его домике. Эта сказка позволяет ребенку осмыслить такие приоритеты, как дело и отдых, но решение этой непростой задачи происходит ненавязчиво, в привлекательной, захватывающей форме.

В басне «Стрекоза и муравей» обсуждается та же проблема, но у стрекозы, которая «лето красное пропела», не остается шансов для спасения. В результате чтение этого произведения вызывает обратный эффект. Как писал Л. С. Выготский, ребенок всем сердцем радуется со стрекозой и настолько горько переживает ее трагическую судьбу, что не видит за этим грустным событием какой-либо жизненной справедливости.

Взрослые, читая сказку ребенку, не всегда понимают все ее детали. При ознакомлении детей со сказкой не нужно менять ее конец или «выбрасывать» нежелательные действия того или иного персонажа, поскольку они обладают

важными смыслами. Например, в сказке «Рыбак и Джинн» старик трижды забрасывает невод и вылавливает всего лишь бутылку. Он открывает ее, из бутылки появляется Джинн, который грозится убить старика. Такое развитие событий противоречит картине мира, которую пытаются построить взрослые: ведь старик освободил Джинна (то есть сделал хорошее дело), и тот должен быть ему благодарен. Джинн говорит, что, просидев в бутылке сто лет, он хотел озолотить того, кто освободит его; он хотел открыть освободителю все сокровища земли, но прошло еще четыреста лет, и никто не пришел к нему на помощь. Тогда Джинн поклялся исполнить три любых желания того, кто вызволит его. И вновь ожидания Джинна растянулись на длительные годы. Тогда он решил убить любого, кто откупорит бутылку.

Смысл этой сказки понятен не каждому взрослому, но с точки зрения психоанализа чувства Джинна соответствуют тому, как чувствует себя маленький ребенок, когда его покидают родные. Долгое время он ждет их появления, представляет, как он будет рад, когда они придут. Но время проходит, ребенок начинает злиться, что никто не возвращается, и представляет картины мести взрослым. Поэтому мысли Джинна оказываются вполне реалистичными для ребенка - переход от желания вознаградить к желанию наказать знаком малышу. Проживание ребенком этой ситуации в сказке позволяет ему овладеть своими чувствами. Но если взрослый упустит этот момент, то сказка превратится в обычную историю с хорошим концом, в которой злого Джинна наказывает простой рыбак.

Если посмотреть на сказку со стороны рыбака, то можно увидеть и еще одно послание: нужно приложить много усилий, чтобы чего-либо достичь. Ребенок мал, и многие его старания не находят одобрения у взрослых и в его собственных глазах не приводят к должному результату. Эта сказка говорит о том, что первоначальные неудачи могут привести к долгожданному успеху.

Обратимся к другой сказке, которая достаточно популярна в нашей стране, - «Красной Шапочке». Злой волк съедает бабушку, занимает ее место и нападает на Красную Шапочку. Если объективно посмотреть на эту ситуацию, то она кажется абсурдной - ни один волк не может превратиться в бабушку. Однако если представить себе ребенка, то в его опыте самые близкие люди иногда ведут себя так, что

малыш просто не может поверить своим глазам: бабушка, которая была всегда так мила и добра, может стать страшной, обругать или даже наказать его. Что тогда делать малышу? Ребенок не может поверить, что бабушка не любит его, и потому прибегает к следующей хитрости: в те минуты, когда бабушка сердится и ругает его, он представляет себе, что это не бабушка, а страшный серый волк. В конце сказки бабушка все равно вернется и будет добра к своей внучке. Такие фантазии нередки для детей. Описано множество случаев, когда дошкольники представляли, что в то время, когда взрослые их наказывали, настоящие родители, по их мнению, были похищены злобными пришельцами.

Интересно, что и сами дети нередко видят в себе двух детей: одного - послушного, другого - непослушного. Ребенок может весь день хорошо себя вести, а ночью проснуться и закричать: «Кто-то описал мою постель!» Это не значит, что ребенок хочет свалить вину на кого-то другого. Скорее, это говорит о том, что малыш еще слишком мал, чтобы принять свою двойственную природу.

В сказке о Красной Шапочке раскрывается сложная структура детского сознания. Красная Шапочка - это ребенок, готовый веселиться, доверять миру и делать разные глупости. Волк - изображение того, что будет, если свернуть с «хорошего» пути, указанного близкими взрослыми. А охотник - образ строго родителя, который спасает ребенка в трудной ситуации. Важно понимать, что и Красная Шапочка, и волк - проявления противоречивости детского начала. Вот почему Красная Шапочка предлагает охотнику набить живот волка камнями (разумный охотник, скорее всего, просто бы застрелил волка). В сказке показано, что, объединившись со взрослым, ребенок может справиться со своими не всегда хорошими желаниями.

Некоторые родители, замечая, что ребенку понравилась сказка, переходят к чтению других, не менее увлекательных сказок. Однако малыш просит почитать уже известную ему сказку. Это означает, что он чувствует в ней что-то важное для себя и хочет услышать ее снова и снова. Нужно многократно прочитывать вместе с ребенком одну и ту же историю, чтобы он смог ухватить ее суть. Не обязательно ограничиваться лишь чтением сказки - важно дать возможность ребенку отреагировать на услышанное. Сюжет сказки можно разыграть

по ролям, нарисовать, изобразить с помощью кукол и игрушек.

Сказка вызывает у ребенка сильное эмоциональное переживание, заставляя работать его воображение. Взрослые ошибочно полагают, что яркие иллюстрации помогают обогатить внутренний мир ребенка, делают его переживание более насыщенным. С точки зрения психоанализа такое мнение неверно, потому что каждый ребенок уникален, и сказка помогает ему открыть его собственный внутренний мир, а не мир иллюстратора. Когда малыш слышит о чудовище или принце, он представляет их иначе, чем они нарисованы художником; пред-

ставляет их в таком виде, чтобы суметь пережить испуг или восторг.

Не нужно бояться, что ребенок слышит слишком много сказок. Дети не живут в сказках, как не живут они и в игре. Все дошкольники прекрасно понимают, что сказочный мир отличается от реального. Даже когда малыш спрашивает взрослого, правда ли то, о чем рассказано в сказке, сама сказка дает честный ответ: «в давние-давние времена», «в сказочной стране», «в тридевятом царстве» и т. д. Однако у сказки есть своя правда - она вызывает искренние чувства у ребенка и помогает ему понять их. ■

Иллюстрация к сказке «Красная Шапочка». Художник Анна Власова.