Научная статья на тему 'О положении детей спецпереселенцев Обь-Иртышского Севера в начале 1930-х гг'

О положении детей спецпереселенцев Обь-Иртышского Севера в начале 1930-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
311
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мошкин В. В.

Статья посвящена проблеме социального положения детей крестьян, сосланных на север Западной Сибири в начале 1930-х годов. Впервые в отечественной историографии на основе новых архивных источников раскрывается весь драматизм этого явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About social state of children of deported migrants of the Ob-Irtysh river's north regions in the beginning 1930's

The article describes social condition peasants' children deported to the north of West Siberia in the beginning of 1930. On the base of historical cases dramatic facts of that social phenomenon were firstly introduced.

Текст научной работы на тему «О положении детей спецпереселенцев Обь-Иртышского Севера в начале 1930-х гг»

бенностей, что приводило к тому, что либо договоры найма не заключались, либо крестьянское хозяйство предпочитало терять урожай, но не брать наёмного работника.

В обследуемой волости не было обнаружено эксплуататоров, борющихся за власть в деревне, о которых постоянно писала в этот период партийная пресса. Инспекция обнаружила здесь лишь запуганного атмосферой политического террора середняка, только начинающего поднимать своё хозяйство. Царящая здесь атмосфера ставила искусственные ограничения развитию производительных сил и росту товарности крестьянских хозяйств. Образ теоретического книжного кулака был усвоен руководством | волости и района, списывавшим свои неудачи и промахи на его происки.

Данные, приведённые в исследовании, показывают, что чрезвычайно трудно найти различия во взглядах различных социальных слоев сибирского крестьянства как к общей политике советского правительства (с/х налог, лимиты, высокие цены на промтовары), гак и к местной практике советских, партийных и общественных организаций. В подавляющем большинстве случаев, особенно на сходах, собраниях, конференциях, крестьянская аудитория и выдвигаемые ею ораторы по всем наиболее важным для деревни вопросам выступали единым фронтом.

Таким образом, следует освободиться от господствующих длительное время представлений, что настроения крестьянства и его отношение к политике советского правительства определялись в середине 20-х гг. прежде всего имущественным положением различных слоев крестьянства. Анализ материалов обследования, проведенного Сибирской РКИ в Заларинской волости, позволяет констатировать, что провести сколько-нибудь заметную идеологическую грань между публичными выступлениями бедняков и зажиточных крестьян невозможно. Насколько

типичными эти процессы были в общесибирском масштабе, требует дополнительного исследования, что автор и планирует сделать в дальнейшем.

Библиографический список

1. Иконников Н.Н. Организация и деятельность РКИ в 1920-1925 гг. - М., 1960. Он же. Создание и деятельность объединённых органов ЦКИ - РКИ в 1923- 1934 гг. М., 1970; Краснов А.В. ЦКИ - РКИ в борьбе за социализм (19231934 гг.). — Иркутск, 1973 г.; Он же. Социалистический контроль: исторический опыт КПСС. — М., 1987; Чугунов А.И. Органы социалистического контроля РСФСР (1923— 1934 гг.) — М„ 1972.

2. Аяашкин А.П., Кузнецов М.С. Становление и развитие партийно-государственного контроля в Западной Сибири (1920- 1929 гг.). - Томск, 1982.

3. ГАНО. Ф.П.- 6. Оп. 1. Д. 9. Л. 1, об.

4. Там же. А. 2, 2об.

5. Там же. Л. 3.

6. Там же. Л. 2, 2об., 3, Зоб.

7. Там же .Л. 4, 4об.

8. Там же. Л. 4, 5об.

9. Там же. Л. 5.

10. Там же. А. 8об.

И. Там же. Л. 5об, 6, боб, 8.

12. Там же. Л.6.

13. Там же. Л. боб.

14. Там же. Л. боб.

15. Там же. Л, 7, 7об, 8.

16. Там же. Л. 8, 10.

ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры отечественной истории.

Статья поступила в редакцию 11.10.06. © Дианов А. Г.

УДК 947. 084 63 В В МОШКИН

Нижневартовский государственный гуманитарный университет

О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ОБЬ-ИРТЫШСКОГО СЕВЕРА ВНАЧАЛЕ 1930-х гг.

Статья посвящена проблеме социального положения детей крестьян, сосланных на север Западной Сибири в начале 1930-х годов. Впервые в отечественной историографии на основе новых архивных источников раскрывается весь драматизм этого явления.

| В начале 1930-х годов прошлого века в Остяко-Вогульский округ (современный ХМАО - Югра) прибыли спецпереселенцы — крестьяне, объявленные в ходе сплошной коллективизации кулаками, «элементами социально вредными и опасными для социалистических преобразований в деревне».1 Согласно Положению о спецпереселенцах от 31

марта 1931 г., прибывшие спецпереселенцы делились на пять групп; 1 — способные к выполнению любых работ; 2 — только легкие физические работы; 3 — неспособные к физической деятельности, но которые могли быть использованы на легких кустарных промыслах и заготовках грибов, ягод и т.п.; 4 — неспособные к труду; 5 - дети до 16 лет2.

Дети спецпереселенцев — глшшая жертва той трагедии. К 1930 г. в Уральской области, в сос тав которой входил север Западной Сибири, дети спецпереселенцев составляли около 36% от общего числа высланных, о чем свидетельствует проект докладной записки Комендантского отдела Уралобласти правительству «О расселении, положении и использовании кулацкой ссылки», подготовленной в марте 1930 года. В нем сообщалось, что «общее число сконцентрированных в местах ссылки спецпереселен-цсв составляет: 31 851 семья, 134 421 человек, из коих около 35 ООО размещены натерритории Тобольского округа. Взрослое население спецссылки составляет 63, 8%, остальное количество падает на детей, которых в возрасте до 16 лет имеется 48 491 человек»3.

Из докладной записки комендантского отдела Уралобласти председателю Уральского областного исполнительного комитета от 8 марта 1931года следует, что из общего числа населения спецссылки в количестве 134 421 имелось трудоспособных 56 685 или 42,1 %, нетрудоспособных 29 245, или 21,7 %. Остальное количество спецпереселенцев — дети, составлявшие 36,2 %.' Это лишь сфициальные данные комендатур, без учета тех детей, которые не дошли до места ссылки, замерзли насмер ть на комендантских пунктах, стоя часами па морозе или в многокилометровых переходах по зимней сибирской стуже, это и без учета грудных младенцев, нашедших смерть от рук своих матерей и брошенных из обозов в снег чтобы не испытать ужаса той жизни, что уготовила их родителям власть. Вот только некоторые свидетельства людей, переживших весь кошмар и ужас высылки: «Раскулаченных было много: обоз в несколько десятков лошадей под конвоем тянулся по зимней дороге. Дети плакали от голода и холода и, не вынося всего этого, умирали. Останавливаться и хоронить их не разрешали, оставляли в снегу вдоль дороги» (A.A. Плахотникова)5.

Вспоминает Ишбулат Шарипович Шарипов из с. Сафакулево Курганской области: «15 февраля 1930 г. 500 подвод раскулаченных было отправлено в Тобольск. Целую неделю мы находились в пути. Снег, мороз — страшная картина. Дети в дороге начали болеть от холода и голода, Колонна двигалась па север, изредка останавливаясь па ночлег в селах и для 'того, чтобы похоронить детей. За неделю их умерло 16. Три месяца мы провели н дороге...»1'

Младенцам, которым все же удавалось выжить в период выселения, были уготовлены самые тяжелые испытания по прибытию к месту выселения их родителей: «...У моей матери в ноябре 1931 года родилась двойня. На следующий день после родов пришел комендант и стал гнать ее на работу. Она не хотела идти, говорила, что дети зареву т и умрут. Но он заявил: «Если не выйдешь на работу, то сегодня же посажу в каталажку, так и так твои кулацкие щенки подохнут». Делать было нечего, мать вышла на работу, дети, естественно, умерли» (Н.А.Пьянков, бывший спецпереселенец)7.

Примером бедственного положения беременных женщин и грудных детей может служить и тот факт, что необходимая для них женская консультация отсутствовала повсеместно, в Остяко-Вогульске подобное учреждение открыли только с 4 марта 1933 г. «...Со дня открытия по 01.08 обслужено при двухчасовой работе в сутки (врач работал по совместительству) рабочих - 124, служащих - 213, застрахованных - 325, работа протекала с nepepbiBaiMH ввиду плохо утепленного помещения, а в морозы работа прекращалась совершенно»8. Женщины, обращав-

шиеся в консультацию, преимущественно были с заболеваниями дыхательных путей (грипп с различными осложнениями), а также желудочными расстройствами и рахитом. Эти заболевания являлись следствием проживания в холодных и сырых квартирах. У женщин зафиксированы недостаток, а иногда полное отсутствие молока для вскармливания младенцев вследствие плохого питания, а также переживаемых стрессов.

Положение детей оставалось крайне тяжелым. Многие из них становились сиротами. Смертность среди них была весьма велика. Множество примеров раскрывают жуткую картину. В Ново-Лялин-ском районе, например, за 1931 г. родилось 87, а умерло 347 детей, в Гаринском — за два месяца родилось 32, а умерло 73." Смертность превышала рождаемость в несколько ра;>.

Одной из попыток, принимаемых властями для снижения детской смертности, являлось открытие детских яслей (садов). Зачастую инициаторами организации детских яслей, детских площадок становились сами спецпереселенцы. Там, где это было возможно, спецпереселенцы делали все, чтобы спасти детей от гибели. В проекте культобслуживания спецпереселенцев по Уралобласти от 24 февраля 1931 г. за № 10, за Тобольским округом закреплялось детей отЗдо8лет — 3 615человек, причем охват детскими садами составлял — 2 892 человека. На 49 учреждений данного типа количесгко работников составляло -145 человек10.

Отчетный документ «Работа по охране материнства и младенчества по Остяко-Вогульскому округу», дает весьма полную характеристику положения детей спецпереселенцев дошкольного возраста (по состоянию на 1 октября 1933 г.): «...Окружным планом на 1933 год намечено открытие детяслей по округ у — 88; из них 30 постоянных и 58 летних с охватом 2 645 детей, в том числе детей спецпереселенцев — 608...»". В документе содержатся сведения о количестве детей спецпереселенцев дошкольного возраста (Самаров-ский район — 179чел.; Сургутский — 45чел.; Кондин-ский — 99 чел.; Березовский - 225 чел.; Шурышкар-ский — 60 чел.)12. В указанном документе представлены сведения по результатам проверки детских учреждений, Качественная сторона работы де тских яслей неудовлетворяла требованиям.

Обследрвание, проведенное бригадой Окрздрав-отдела, выявило, что в некоторых районах работа поставлена далеко неудовлетворительно. «Плохо подготовлены кадры, недостаточное оборудование помещений и сами помещения не соответствуют ясельным требованиям, нет при яслях изоляторов. Хозяйственные организации не выполняют договора (Самаров-ский к/комбинат, должен построить помещение под ясли — такового не построил ). Районные инспектора здравоохранения по охране материнства и младенчества правильной постановки работы таковых совершенно не уделяют внимания. На ряд запросов Окр-здравотделом сведений по этому вопросу райздравотделы отмалчиваются, несмотря на ряд выговоров, объявленных за непредставление сведений. При таких условиях сведения о ясельной сети приходится собирать всевозможными путями через уполномоченных и работников, приезжающих из районов. Питание детских ясель проходит по целевому снабжению колхозов. Колхозы имеют овощи, молоко, но хлеба, сахару и крупы не имеют, этим грозит опасность срыва работы постоянных детских ясель»13. Следовательно, одной из проблем функционирования детских садов являлась организация питания в них детей.

Таблица

Использование детского труда в производственной сфере Остяко-Вогульского округа в 1932 г.

Наименование предприятий

Самаровский район Березовский район Сургутский район Кондинский район Шурыш- карский район

Количество детей Леспромхоз Рыбтрест М 2 о о < ю а и <у Ё £ Итого Леспромхоз Рыбтрест Итого Леспромхоз Рыбтрест Итого С/Х колонизация Итого Рыбтрест

Всего расселено детей 2026 134 213 2373 674 350 з 4177 1431 1760 3191 1050 1050 611

до Шлет

Занято на работе подростков 109 16 84 209 43 41В 461 148 75 223 60 60 1В

до Шлет

Обучение детей спецпереселенцев — проблема, которая, как справедливо отмечает Л.В.Алексеева, начала решаться лишь с третьего года крестьянской ссылким. Во многих спецпоселках школы не функционировали в связи с необеспеченностью преподавательскими кадрами, а также в связи с отсутствием помещений для школ. В политсводке по Ларьякскому району от 26 сентября 1931 г. сообщалось: «...Школьная сеть утверждена Краем 6 школ, из них одна кочевая «Кр. Чум», учителей имеется на 20. 09. 1931 г. I всего 3 чел. Будут ли остальные — РИК не знает. Намеченные к открытию школы в Б-Ларьяке, Охте-урии, К-Егане и Тархово не выстроены, хотя в некоторых тузсоветах имеется заготовленный лес, постройка не производится за отсутствием в районе плотников, найти какие — нибудь помещения в тузсоветах под школы на эту зиму, пред. тузсоветов говорят — нет. Приехавшие учителя совершенно никакой работы к учебе не проводят...»15.

Еще более сложное положение по линии школьного обеспечения было в Сургутском районе, о чем свидетельствует протокол № 32 заседания Сургутского Райкома ВКП (б) от27 июня 1931г.: «...Школ не в одном поселке нет, дети школьного возраста нигде не обучаются, за исключением отдельных лиц посещающих школы в местных поселках. В большинстве же в местных поселках в учебе в школах детей спецпереселенцев до февраля м-ца с/г отказывают как детям кулаков. По линии же ОкрОНО по части разрешения школьного вопроса до сих пор ничего не сделано...»"'.

В течение первых двух месяцев 1932 г. была проведена мобилизация части педагогов с Украины, Северного Кавказа, Белоруссии. Однако в среднем план мобилизации был выполнен только на 61,1 %'7. К примеру, в Самаровском районе по состоянию на 1 декабря 1932 г. имелось 47 школ. Из них 35 школ кадровых и 12 — в спецпоселках. Для того, чтобы обеспечить все школы района учителями требовалось 108 человек педагогических работников, в наличии же их было - 94 человека. Безусловно, для администрации первоочередной задачей являлось укомплектование кадровых школ. Поэтому в докладе о состоянии работы по всеобщему начальному обучению | в Самаровском районе в разрезе выполнения решения ЦК ВКП (б) на заседании Бюро РК ВКП (б) от 1.12.1932 г. приводились следующие данные:

«...Укомплектовано школ педагогами полностью 34 школы, не укомплектовано 10 школ, не открыто в виду отсутствия учителей три школы. Всего подлежало охватить всеобщим начальным обучением контингент учащихся на 1932-1933 год 3316 человек из них детей на спецпоселках 957 человек... Охвачено же по состоянию на 1.12.с.г. детей спецпереселенцев 664 чел., или 69,5%...»'8. Из данного документа следует предположение, что неукомплектованные и неоткрытые школы относятся в первую очередь к спецпоселкам.

Значительная часть педагогов была из среды самих спецпереселенцев. На начало 1932 г. они составляли 42,2 % от всего педагогического состава. Привлечение учителей из числа спецпереселенцев стало возможно тогда, когда власти поняли, что кадры для школ им взять не откуда. Несмотря на все недостатки в строительстве и обеспечении, наблюдалась положительная динамика роста сети учебных заведений в спецпоселениях Остяко- Вогульского округа к середине 1930-х гг. Наиболее полную характеристику развития образовательной сети учреждений на территории Остяко-Вогульского округа в рассматриваемый период дает «Обзор территориального, экономического, политического, хозяйственного состояния Остяко-Вогульского округа с 1931 по 1934 гг.»"'. Из документа следует, что за период с 1931 года по 1934 год количество школ в спецпоселках округа увеличилось почти в 10 раз, а количество учащихся соответственно в 15. В среднем в 1933-1934 учебном году на одну спецпереселенческую школу приходилось 103 ученика. В 1931 году имелось 89 школ и 3618 учащихся, а в 1934году 170 школ и 12 545 учащихся.

Сложнее обстояло дело с обучением подростков. В возрастной категории с 12 до 16 лет обучалось лишь 32,5 %5". По данным учета различных производственных организаций подростки от 14 до 16 лет и старше использовались на работах в рыбной, лесной отрасли, на строительстве и в сельском хозяйстве, а также в кустарном производстве, но по учету входили в число детей. Свидетельством использования детей в производственной сфере может служить докладная записка «О трудовом использовании спецрабсилы по системе Уралобллестреста и Лесокустсоюза, начальнику ОСП ПП ОГПУ по Уралу тов. Черепанову по состоянию на 1 ноября 1932 г.: «...Использование

рабсилы по линии рыбпромыслов в Березовском, Сургутском и Шурышкарском районах ко всему наличию спецрабсилы, которая закреплена за промыслами, используется трудоспососбных мужчин: 3905 чел., женщин 3263 чел., кроме подростков от14 до 16 лет, которые по учету входят в число детей, а используются на работах по данным учета промыслов: мужчин 3687 чел., женщин 2255 чел., подростков 681 чел.»21.

Сведения таблицы, приведенной ниже, дают возможность проанализировать количественную характеристику использования детского труда в основных отраслях производственной сферы Остяко-Вогульского округа.

Из данных таблицы следует, что за системой рыбной промышленности было закреплено в целом по округу детей до 16 лет — 6008 человек, из них занято на производстве подростков до 16 лет — 572 человека. За лесной промышленностью в этот же период был закреплен 4131 ребенок, из них работали в леспромхозе - 300 подростков, не дос тигших 16 лет. В целом же можно отметить такой факт, что уже в 1932 году из общего количества детей спецпереселенцев в Ос-тяко-Вогульском округе — 11 402 ребенка, в рыбной; лесной промышленности, в Интегралсоюзе и на сельхозколонизации был занят в общей сложности 971 подросток, что составляло 8,5 % от общего количества детей закрепленных за предприятиями округа и 9,3 % от общёго количества трудоспособного населения спецссылки.

Де ти и подростки оказались заложниками в руках государства, проводившего политику уничтожения «кулачества» как класса. У ребятишек, оказавшихся вместе с родителями, а порой и без них в суровом краю, отняли детство, право на достойную жизнь. Никакие политические и моральные аргументы не оправдают преступления большевистской партии и власти по отношению к детям, женщинам и старикам, составлявшим около половины всех сосланных па север.

Примечания

I Раскулаченные спецпереселенцы на Урале (1930 — 1 УЗв гг.). Сб. документов. Екатеринбург, 1993. С. 13.

- Государственный архив Свердловской области (далее-ГАС0).Ф.Р-88.0п.1а.Д.63.Л63. Там же.Ф.88. Оп.21.Л.Ю2 4 Там же. Д.74. Л.94.

'' Политические репрессии 1930— 1940-х годов в воспоминаниях и личных документах жителей Ханты-Мансийского автономного округа / Сб. документ..и. Ханты-Мансийск,

2002.Вып. 1. С.7.

II НЕ. Плотников Сплошная коллективизация и раскулачивание в Зауралье. Материалы но истории Курганской области. Курган, 1УЬ5. С. 11 1 — 112.

7 Политические репрессии ... СЛ.

" Государственный архив общественно-политических объединений Тюменской области (далее — ГАОПОТО). Ф.п-107.Он. 1. Д. 53. Л. 51.

0 Раскулаченные спецпересоленцы ... С. 20. "' ГАСО.Ф Р -83. Оп.М.Д Ч.Л.36. " ГАОПОТО. Ф.п- 107.0п. 1 .Д.53.Л.51. '-Там же. |;| Там же. Л.51,

14 Алексеева Л.П. Социокультурная политика советской власти на Обь-Иртышском Севере в 1920— 1941 гг.: приоритеты, формы осуществления и результаты. Екатеринбург,

2003.С. 60.

15 ГАОПОТО. Ф. 107.Оп. 1 Д. 14.Л.38. '" Там же. Л. 12.

17 Раскулаченные спецпереселенцы ...

ГАОПОТО.Ф. 107. Он. 1 .Д.37.Л.20. ''' ГАОПОТО.Ф.п-107 Оп. I .Д. 1 15. 2" Раскулаченные спецп^реселенцы ... .-'. ГАОПОТО.Ф.п-107 Оп. 1 Д.24.Л.43.

МОШКИН Виктор Викторович, аспирант кафедры истории России.

Статья поступила в редакцию 11.10.06. © Мошкин В. В.

Информация

Электронные издания: «Допущено» или «Рекомендовано»?

Начало этого года ознаменовалось и Минобрнауки целым рядом приказов, один из которых — №10 от 15 января — вполне может быть назван судьбоносным. Вместе с приложениями он определяет новый порядок присвоения грифов «Допущено» и «Рекомендовано» учебным изданиям. Теперь вместо грифов будут рецензии, и выдавать их станет не экспертный совет министерства, а специализированные уполномоченные организации — научные или учебные институты, перечень которых в настоящий момент уже опубликован.

Правильно ли это? Конечно, правильно, когда, скажем, учебники по экономике рецензирует Высшая школа экономики, а по медицине — Медицинская академия им. Сеченова. Впрочем, грамотные издатели всегда так и поступали.

Например, ИД «РАВНОВЕСИЕ» впервые несколько лет назад выпустило учебные пособия в формате аудиокниги. Это один из безусловных лидеров в области мультимедийных изданий для высшей школы, Электронные учебники вошли в повседневную жизнь сотен тысяч студентов и специалистов в области права, экономики, бизнеса, медицины, психологии, истории. И готовились она с полным соблюдением государственных образовательных стандартов и совместно с ведущими образовательными учреждениями, такими, как ГУВШЭ или АНХ им. Плеханова, с крупными профильными издательствами («Юстицинформ», «Питер», «Научная книга» и др.), с титулованными авторами. А некоторые электронные книги делались просто на базе ранее грифованных «бумажных» изданий. И только одного до сих пор не хватало и не хватает — официального признания всех этих книг учебниками. Приказа не было.

Конкретный порядок рецензирования и форму рецензий для учебных изданий высшего профессионального образования поручено разработать ФИРО совместно с Московский госуниверситетом печати. ИД «РАВНОВЕСИЕ» обратился в оба адреса с просьбой прописать в этом новом документе отдельной строкой, отдельным пунктом, что электронные издания тоже могут являться учебниками. Оказалось, что это не единственное подобное обращение от издателей.

Современные технологии предлагают авторам и издателям колоссальные возможности для перевода учебной литературы в электронный вид, а пользователям — высочайший сервис. Тут можно сочетать текст и графику, аудио и видео, гипертекст и интерактивное тестирование. Конечно, традиции — это хорошо. Но если человек всерьез решил образование получить, а не просто соблюдать традиции, то, наверное, ему удобнее не бегать по библиотекам, а уместить всю литературу за пять лет обучения на одном DVD. А ведь это вполне реально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.