Научная статья на тему 'О ПОЛИТИКЕ «ЗЕЛЁНОГО РОСТА» МОНГОЛИИ'

О ПОЛИТИКЕ «ЗЕЛЁНОГО РОСТА» МОНГОЛИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
140
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / зелёная стратегия / Монголия / sustainable development / «green» strategy / Mongolia

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ойдуп Тана Михайловна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией социально-экономического развития Монголии, на основе так называемой «зелёной» стратегии. Актуальность проблемы обусловлена глобальной потребностью в соблюдении экологических норм для полноценного устойчивого развития во благо будущего поколения. Цель работы: провести анализ нормативных и установочных документов, регулирующих реализацию политики «зелёного роста» Монголии. В результате работы проведён ретроспективный анализ нормативных положений об устойчивом развитии региона, экологической политики ведения экономики, о принятии «Политики зелёного роста», индикаторах, приводятся вопросы перехода Монголии на устойчивый тип развития. Результаты будут полезны для дальнейшего изучения вопросов устойчивого развития территорий, сравнительного анализа решения вопросов в Монголии и России, для разработки отраслевых концепций развития на основе соблюдения и экологических норм, формирования «зелёной экономики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ойдуп Тана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONGOLIA'S «GREEN GROWTH» POLICY

The present article covers the issues related to the implementation of the socio-economic development of Mongolia, based on the so-called «green» strategy. The urgency of the problem is due to the global need according to the environmental standards for full sustainable development for the benefit of the future generation. The work’s aim is to analyze the normative and regulatory documents for the implementation of the «green growth» policy in Mongolia. The paper results a retrospective analysis of the regulatory provisions on sustainable development of the region, environmental policy of economic management, the «green growth policy» adoption and realization, issues of Mongolia's transition to a sustainable type of development. The results will be useful for further study of issues of sustainable development of territories, comparative analysis of solving issues in Mongolia and Russia, for the development of sectorial development concepts based on compliance with environmental standards, the formation of a «green economy».

Текст научной работы на тему «О ПОЛИТИКЕ «ЗЕЛЁНОГО РОСТА» МОНГОЛИИ»

[Modification of the "input-output" model and its use for determining and planning the total costs of imports for exported products], Belorusskiy ekonomicheskiy zhurnal = Belarusian Economic Journal, 2015, no, 4, pp, 113-125, (In Russ.)

Leont'yev V, Balans narodnogo khozyaystva [Balance of the national economy], Planovoye kho-zyaystvo = Planned economy, 1925, no, 12, pp, 254-258, (In Russ,)

Makroekonomicheskiye effekty razvitiya atomnoy energetiki (metodologiya i prakticheskiye otsenki): nauchnyy doklad [Macroeconomic Effects of Nuclear Energy Development (Methodology and Practical Assessments): Scientific Report], Moscow, International Relations Publishing House, 2018, 70 p, (In Russ,)

Regional Input-Output Modelling System, U,S, Department of Commerce, Bureau of economic analysies, 1981,

Shirov A,A,, Yantovskiy A,A, Otsenka mul'tiplikativnykh effektov v ekonomike, Vozmozhnosti i ogranicheniya [Assessment of multiplicative effects in the economy, Opportunities and limitations], EKO = ECO, 2011, no, 2, pp, 40-58, (In Russ,)

УДК: 338.2

Б01: 10.24412/2658-4441-2021-1-16-20

Т.М. ОЙДУП

Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (Кызыл, Россия)

О ПОЛИТИКЕ «ЗЕЛЁНОГО РОСТА» МОНГОЛИИ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией социально-экономического развития Монголии, на основе так называемой «зелёной» стратегии. Актуальность проблемы обусловлена глобальной потребностью в соблюдении экологических норм для полноценного устойчивого развития во благо будущего поколения. Цель работы: провести анализ нормативных и установочных документов, регулирующих реализацию политики «зелёного роста» Монголии. В результате работы проведён ретроспективный анализ нормативных положений об устойчивом развитии региона, экологической политики ведения экономики, о принятии «Политики зелёного роста», индикаторах, приводятся вопросы перехода Монголии на устойчивый тип развития. Результаты будут полезны для дальнейшего изучения вопросов устойчивого развития территорий, сравнительного анализа решения вопросов в Монголии и России, для разработки отраслевых концепций развития на основе соблюдения и экологических норм, формирования «зелёной экономики».

Ключевые слова: устойчивое развитие, зелёная стратегия, Монголия. Библ. 3 назв. С. 16-20.

Работа выполнена в рамках Базового проекта ТувИКОПР СО РАН № 121030200250-4 «Оценка территориальной организации и рисков развития приграничного региона на основе геоинформационного и математического моделирования опасных природных процессов, экстремальных явлений и социально-экономических изменений»

T.M. Oydup

Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of SB RAS (Kyzyl, Russia) MONGOLIA'S «GREEN GROWTH» POLICY The present article covers the issues related to the implementation of the socioeconomic development of Mongolia, based on the so-called «green» strategy. The urgency of the problem is due to the global need according to the environmental standards for full sustainable development for the benefit of the future generation. The work's aim is to analyze the normative and regulatory documents for the implementa-

tion of the «green growth» policy in Mongolia. The paper results a retrospective analysis of the regulatory provisions on sustainable development of the region, environmental policy of economic management, the «green growth policy» adoption and realization, issues of Mongolia's transition to a sustainable type of development. The results will be useful for further study of issues of sustainable development of territories, comparative analysis of solving issues in Mongolia and Russia, for the development of sectorial development concepts based on compliance with environmental standards, the formation of a «green economy».

Keywords: sustainable development, «green» strategy, Mongolia.

References 3. P. 16-20.

Введение. На данный момент «зелёный» сектор экономики является одним из актуальных и динамично развивающихся направлений экономического развития и экологии природопользования в мировом контексте. Понимание того, что экономического превосходства стран более нельзя добиваться ценой катастрофической деградации природных ресурсов, способствовало тому, что в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию были приняты основные направления устойчивого развития. Устойчивое развитие было «определено как «создание социально-ориентированной экономики, основанной на разумном использовании ресурсной базы и охране окружающей природной среды, не подвергающее риску возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности» и по настоящий момент остаётся актуальной научной проблематикой и освещается в работах многих учёных и общественных деятелей» (Ойдуп, Балакина, 2013, с. 11).

Для достижения интегрированного, сбалансированного устойчивого развития «можно выделить следующие типы устойчивого развития:

- экологический — соблюдение экологических норм природопользования при динамичном развитии реального сектора экономики, сохранение природного баланса, поддержание и сохранение биоразнообразия;

- экономический — переход от экономики потребления к экономике воспроизводства, создание условий для возобновления работы закрывшихся в годы трансформационного кризиса предприятий на инновационной основе, увеличение объёмов производства малым и средним бизнесом, формирование сети новых производств по переработке природного сырья;

- социальный — инвестиции в человека путём развития институтов, регулирующих формирование человеческого капитала, в т. ч. социальной инфраструктуры, за счёт роста ресурсного обеспечения региона на основе стабильного экономического роста. Основой механизма устойчивого развития региона может быть любой из названных типов либо их сочетания, которые выступают составными частями единого устройства, работа механизма зависит от качественного состояния каждого элемента и от слаженности взаимной работы всех деталей» (Ойдуп, Балакина, 2013, с. 11).

В данный момент в Монголии утверждена и осуществляется программа «Цель устойчивого развития-2030» (ЦУР). В 2012 г. в ООН состоялась Конференция по устойчивому развитию «Рио + 20», на которой правительства решили разработать глобальные цели в области устойчивого развития. ЦУР являются продолжением «Целей развития тысячелетия», которые должны быть выполнены в 2015 году. 70-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла 17 целей и 169 задач ЦУР. ЦУР официально запущены с 1 января 2016 г. Система показателей ЦУР была разработана Межучрежденческой группой экспертов по показателям ЦУР (МГЭ-ЦУР) и согласована, включая уточнения по ряду показателей, на 48-й сессии Статистической комиссии Организации Объединённых Наций, состоявшейся в марте 2017 года. «Концепция устойчивого развития Монголии-2030» утверждена Постановлением парламента № 16 от 2016 г. В документе изложены основы и цели для 20 ключевых показателей Концепции устойчивого развития Монголии до 2030 года. «Концепция политики устойчивого развития Монголии

2016-2030 гг. заключается в понимании того, что на основе всеобщего благосостояния политики развития человеческих ресурсов, при проведении интенсивного социально-экономического развития необходимо придерживаться сбалансированной экологической политики, а также учитывать внутренние и внешние обстоятельства, региональные и глобальные тенденции» (Витульева, 2019, с. 98).

«Зелённая» стратегия. Снижение негативного воздействия человеческой деятельности на окружающую среду, защита и использование природных ресурсов и восстановление окружающей среды становятся всё более важными во всем мире. Поэтому каждая страна меняет модель своего производства и потребления, переходя к экологически чистой модели.

В соответствии с этим в 2013 г. Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о зелёном росте, которая получила единодушную поддержку. В 2014 г. Парламент Монголии одобрил и реализовал «Политику зелёного роста» как один из важнейших способов поддержки крупных глобальных инициатив и достижения устойчивого развития.

«Устойчивое развитие предоставляет важный контекст для зелёного роста. «Зелёный рост не был задуман как замена устойчивому развитию, он скорее должен рассматриваться как его подгруппа. Сфера его применения подразумевает создание оперативной политической программы, которая может помочь достичь конкретных измеримых сдвигов в плоскости пересечения экономики и окружающей среды. В нём пристальное внимание уделяется созданию необходимых условий для инноваций, инвестиций и конкуренции, которые могут привести к появлению новых источников экономического роста, совместимого с экосистемами, имеющими способность к восстановлению» (Курс на зелёный рост..., 2011, с. 5).

Основные показатели зелёного роста. В 2016 году Министерство природы, окружающей среды и туризма (МЖТ) подало официальный запрос о сотрудничестве в оценке реализации «Политики зелёного развития», установлении и утверждении индикаторов зелёного роста, Национальное статистическое управление (НСУ) и МКЕТ подписали соглашение.

В этом контексте НСУ будет определять показатели зелёного развития, разработанные Статистическим отделом Организации Объединённых Наций (СОООН), Программой Организации Объединённых Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также показатели зелёного роста в соответствии с политикой зелёного роста Монголии. Разработал более 100 проектов индикаторов и организовал встречи и обсуждения с соответствующими международными и национальными организациями.

На основе отзывов в ходе обсуждений в сотрудничестве с Всемирной организацией зелёного развития (WGDO) были определены более 30 приоритетных показателей зелёного роста. Вместе с методикой расчёта этих 33 показателей она утверждена приказом Председателя НСО от 3 июля 2017 г. № А / 103. Посредством расчёта приоритетных показателей можно будет оценить стадию зелёного развития, процесс определения отправной точки и уровня достижения, а также реализацию.

Из 33 ключевых показателей (табл. 1) для определения приоритетности зелёного роста 18 % (или 6) являются социальными показателями, 24,2 % (или 8) — экономическими и 57,6 % (или 19) — экологическими показателями. Кроме того, готовность 33 ключевых показателей к оценке показывает, что 29 показателей или 87,9 % могут быть достигнуты, а 4 показателя или 12,1 % — невозможно.

Таблица 1. Ключевые показатели для определения приоритетности зелёного роста

Экономические показатели

1 Мощность

2 Доля возобновляемых источников энергии в установленной мощности

3 Процент переработки основных минеральных продуктов

4 Доля аграрного сектора в ВВП Доля добавленной стоимости промышленности в ВВП

5 Доля туристического сектора в ВВП

6 Доля расходов на зелёный рост и охрану окружающей среды в ВВП

7 Доля государственных расходов на предотвращение стихийных бедствий

8 Доля расходов на исследования, разработки и разработки в ВВП

Социальные индикаторы

9 Уровень безработицы

10 Производительность труда, 2010 г. в сопоставимых ценах, тугриков

11 Охват бедностью или уровень бедности

12 Доля всего оседлого населения, пользующегося безопасной питьевой водой

13 Доля всего жилого населения, пользующегося улучшенной санитарией

14 Индекс здорового и безопасного образа жизни (Улан-Батор)

Показатели окружающей среды

15 Внутреннее потребление материалов или материалоёмкость на единицу валового внутреннего продукта

16 Выбросы парниковых газов

17 Доля ресурсов пресной воды в истоках рек

18 Доля очищенной воды на уровне, соответствующем нормативным требованиям, в общем количестве загрязнённой воды

19 Содержание твёрдых частиц в городском воздухе (РМ10, РМ2,5)

20 Скорость переработки отходов

21 Процент зелёных насаждений в Улан-Баторе

22 Доля особо охраняемых территорий на всей территории Монголии

23 Процент покрытых лесом земель в Монголии

24 Процент повреждённой площади на всей территории Монголии

25 Доля реабилитированных сельскохозяйственных земель в общей затронутой площади

26 Процент площади, затронутой разработкой полезных ископаемых, от общей площади поражения

27 Процент общей посевной площади уменьшен или не обработан (обработан)

28 Доля компаний, принявших стандарт экологического менеджмента 180-14001 в своей деятельности

29 Процент общего количества высохших рек, ручьёв, родников

30 Процент общей площади суши, подверженной наиболее сильному и серьёзному опустыниванию

31 Пропускная способность пастбищ, голов овец на 100 тыс. га пастбищ

32 Содержание диоксида серы в городском воздухе

33 Содержание диоксида азота в городском воздухе

Выводы. Политика зелёного роста, внедряемая не только в Монголии, но и во всём мире будет рычагом обновлённого экономического развития, основанного на новейших технологиях производства, перепроизводства, потребления и проживания.

Работа выполнена в рамках Баз. проекта ТувИКОПР СО РАН № 121030200250-4 «Оценка территориальной организации и рисков развития приграничного региона на основе геоинформационного и математического моделирования опасных природных процессов, экстремальных явлений и социально-экономических изменений».

ЛИТЕРАТУРА

Витульева Т.А. Реализация политики устойчивого развития Монголии // Экономика. Право. Общество. - 2019. - № 1 (17). - С. 95-99.

Курс на зелёный рост. Резюме для лиц принимающих решения. Брошюра была подготовлена для совещания Совета ОЭСР на уровне министров, состоявшегося 25-26 мая 2011 г. в Париже. - 26 с.

Ойдуп Т.М., БалакинаГ.Ф. Социальный тип устойчивого развития региона // Вестн. КрасГАУ. - 2013. - № 11. - С. 11-15.

REFERENCES

Kurs na zelyonyj rost. Rezyume dlya lic prinimayushchih resh-eniya. Broshyura byla podgotovlena dlya soveshchaniya Soveta OESR na urovne ministrov, sostoyavshegosya 25-26 maya 2011 g. v Parizhe [Towards green growth. A summary for policy makers. This brochure was prepared for the OECD Meeting of the Council at Ministerial Level, 25-26 May 2011, Paris]. 26 p. (In Russ.)

Oydup T.M., Balakina G.F. Social'nyj tip ustojchivogo razvitiya regiona [Social type of the region's sustainable development]. Vestnik Kras-GAU = The Bulletin of KrasGAU, 2013, no. 11, pp. 1115. (In Russ.)

Vitulyeva T.A. Realizaciya politiki ustojchivogo razvitiya Mongolii [The Realization of the Sustainable Development Policy of Mongolia]. Ekonomika. Pravo. Obshchestvo = Economics. Law. Society, 2019, no. 1 (17), pp. 95-99. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.