Научная статья на тему 'О политическом прогрессе'

О политическом прогрессе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
769
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ БЫТИЕ / POLITICAL EXISTENCE / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / POLITICAL LIFE / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ / POLITICAL INFLUENCE / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / POLITICAL CULTURE / АВТОРИТАРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / AUTHORITARIAN POLITICAL CULTURE / ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / DEMOCRATIC POLITICAL CULTURE / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / POLITICAL PROGRESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Борисенков Александр Александрович

В статье рассматривается влияние демократической политической культуры на политическое бытие. Новизна исследования состоит в стремлении выяснить особенности демократической политической культуры, а также установить важнейшие проявления политического прогресса. Но главное раскрывается значение этой культуры для преобразования политического бытия, для осуществления политического прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE POLITICAL PROGRESS

In the article it is considered how a democratic political culture influences on apolitical existence. A research novelty consists on an investigation of a democratic political culture features and also on a finding out the most important manifestations of a political progress. But above all, meaning of the democratic political culture is revealed for a quality of political existence changes, for a realization of the political progress.

Текст научной работы на тему «О политическом прогрессе»

В статье рассматривается влияние демократической политической культуры на политическое бытие. Новизна исследования состоит в стремлении выяснить особенности демократической политической культуры, а также установить важнейшие проявления политического прогресса. Но главное - раскрывается значение этой культуры для преобразования политического бытия, для осуществления политического прогресса.

Ключевые слова: политическое бытие, политическая жизнь, политическое влияние, политическая культура, авторитарная политическая культура, демократическая политическая культура, политический прогресс.

Раздел II ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 321.01 @ А.А. Борисенков

А.А. Борисенков О ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ

Политический прогресс - это политическое явление, которое сопряжено с развитием демократической политической культуры. Согласно закону существования политической культуры [3], усиление влияния демократической политической культуры на политическое бытие сопровождается ослаблением влияния противоположного ей вида - авторитарной политической культуры. В результате создаются условия для качественного преобразования политического бытия и прежде всего преобразования таких его компонентов, как политическая жизнь и политическое влияние [1]. Особое значение демократической политической культуры состоит в том, что она способствует, во-первых, систематизации политической жизни, во-вторых, демократизации политического влияния. Такие изменения политического бытия представляют основное содержание политического прогресса. Раскрыть это содержание, значит, показать, как демократическая политическая культура влияет на политическую жизнь и политическое влияние. Но прежде выясним особенности самой демократической политической культуры.

Особенности демократической политической культуры.

Как известно, в политологии политическая культура рассматривается в качестве явления политического сознания и поведения, что фактически искажает её понимание [3]. С этих позиций установить действительные особенности демократической политической культуры представляется делом весьма сложным. Не случайно, демократическая политическая культура как понятие почти не исследуется в политологической литературе. Существуют только редкие высказывания по поводу этого вида культуры, в которых авторы стремятся отразить её положительную роль и декларируют её возможные проявления. Например, утверждается: «Для демократической политической культуры характерны ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы, правовое государство и гражданское общество, свободное участие в политике, идеологический, политический и

экономический плюрализм, приоритет прав человека и гражданина, богатый политический язык. Основным «носителем» демократической политической культуры является средний класс» [5, с. 548].

Не сложно видеть, что толкование демократической политической культуры здесь основывается на сведении её к явлениям сознания, точнее, к ориентациям людей на демократические ценности и идеалы и т.д. При этом не объясняется, почему демократическая политическая культура отрывается от соответствующего политического бытия и превращается в указанные духовные феномены. Нуждаются в комментарии и демократические ценности и особенно идеалы, которые по-разному трактуются исследователями. Не ясно также, как и почему демократическая политическая культура оказывается связана с такими явлениями как «правовое государство и гражданское общество, свободное участие в политике, идеологический, политический и экономический плюрализм, приоритет прав человека и гражданина, богатый политический язык». Например, правовое государство и гражданское общество как особые общественные явления имеют собственную культурную составляющую, выступающую в виде правовой и гражданской культуры. Это особые виды общественной культуры, которые качественно отличны от политической культуры. Возникают вопросы: почему все эти разные виды культуры нужно соединять между собой таким образом? Почему демократическую политическую культуру нужно объяснять через другие виды общественной культуры? Аргументы не приводятся.

Далее. Представляется спорным утверждение об «основном носителе» демократической политической культуры, в качестве которого называется средний класс. Будучи разновидностью общественной культуры, политическая культура, включая и демократическую политическую культуру, непосредственно сопряжена не с отдельными людьми (или даже классом людей), а с политическими институтами, т.е. особыми организационными формами общественной жизни. Это означа-

ет, что не общности людей являются носителями политической культуры, а политические институты [3]. В свою очередь люди приобщаются к политической культуре и приобщаются только тогда, когда входят в состав политических институтов и начинают использовать их возможности для формирования политики. В целом же приведённый взгляд на демократическую политическую культуру содержит в себе много неясного и нуждается в дальнейшей разработке.

Заслуживает внимания ещё одна попытка раскрыть демократическую политическую культуру. Она представлена в следующем суждении: «Политическая культура демократического общества проявляется прежде всего в том, с какой степенью активности народ участвует в организации, отправлении государственной власти и контроле за нею» [4, с. 133-134].

Сначала заметим, что политическая культура демократического общества является неоднородной и может включать в себя как элементы собственно демократической политической культуры, так и элементы авторитарной политической культуры [3]. Однако этот вопрос никак не рассматривается. Это, во-первых.

Во-вторых, политическую культуру демократического общества автор соотносит не с политической активностью, что было бы логично и естественно, а с активностью самого народа, т.е. с демократической активностью. Подчеркнём здесь, что в политологии распространено смешение политической деятельности и демократической деятельности, а, как следствие, политической культуры и демократической культуры. Указанный автор не видит различия между политической культурой, имеющей демократический характер, т.е. сформированной под влиянием демократии, и собственно демократической культурой, отражающей своим содержанием особенности функционирования демократии (не политики).

В-третьих, утверждение о том что «народ участвует в организации, отправлении государственной власти», не является корректным. Такое утверждение не соответствует действительности. Оно рождено, с одной стороны, ошибочным толкованием государственной власти, в частности, её смешением с политической властью, возникающей в системе государства - эти виды власти важно различать, у них различные проявления и назначение [2], - а с другой стороны обусловлено искажением сущности самой демократии и её роли в жизни общества и государства.

Рассмотрим данную проблему подробнее на примере следующего, вполне типичного для политологии высказывания: «Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Она означает форму правления, при которой население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме, непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни)

и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы)» [6, с. 136].

Содержательная особенность данного высказывания состоит в том, что в нём происходит смешение демократии, составляющей по своей сущности особый способ воздействия народа на государственность, с формой правления, складывающейся в самом государстве. Демократия и возникающая под её влиянием демократическая форма правления - это совсем не одно и то же. Эти явления обусловлены различными видами социального действия, имеют различную сущность и по-разному осуществляются. Их смешение, характерное, например, для средств массовой информации, в науке является недопустимым.

Демократия как явление рождается и существует за пределами государственности, а именно: в народе. Демократия сопряжена с особым видом социальной активности, который возникает на основе непосредственного объединения людей и используется для воздействия на государство. Она реализуется через выборы, демонстрации, митинги и другие совместные действия людей, направленные на него. Такая демократия совсем не есть форма принятия руководящих решений в системе государственного управления, которая определяла бы собой направления деятельности исполнительных государственных учреждений. Она не является также средством исполнения руководящих решений, в качестве которого выступает государственная власть. Поэтому демократия никак не может быть разновидностью правления в государстве или способом участия людей в осуществлении государственной власти [2].

Народ своими демократическими действиями никакой политической и тем более государственной власти не осуществляет и не может осуществлять. Более того, народ не участвует в их исполнении не только непосредственно, но и даже через представительную демократию или, как было сказано, «через выбираемые им представительные органы». Воздействуя на государство, народ реализует этим только свою особую, народную власть (демократию) и реализует именно таким образом, что выражает, например, протест против тех или иных действий чиновников или же выбирает своих представителей в руководящие учреждения государства. Власть народа проявляется в совместных действиях людей, направленных на государство, и завершается, например, состоявшимися демонстрацией, митингом или выборами. Выборы прошли, демократия состоялась, а результатом такой социальной активности явилась представительная демократия (особая часть народа, вошедшая в состав политического института). Реализуясь через выборы, демонстрации, митинги и т.п., демократия воплощается в результатах своих проявлений, т.е. приводит к определённому воздействию на государство. А это означает, что она угасает в своих результатах и тем

самым завершается. И так до следующих выборов, демонстраций, митингов и т.п. [2].

Но главное - демократическая активность вовсе не содержит в себе ничего политического: выборы, демонстрации, митинги не есть средство принятия руководящих решений и потому не есть форма правления в государстве. Решения, которые принимают граждане, например, на референдуме, никак не связаны с функцией руководства (её у народа нет). Поэтому такие решения не являются руководящими, не они определяют направления исполнительной деятельности государства и не они составляют сущность политики. Зато эти решения являются демократическими, т.е. решениями, которые выражают мнение народа по поводу устройства государства, оценку его управленческой активности. Всё это говорит о том, что демократическая деятельность непосредственно никак не связана с политической культурой, существующей в системе государственного управления, и не является её основой. Демократическая деятельность рождает свою, демократическую культуру, состоящую в особой технологии осуществления выборов, демонстраций, митингов и т.п.

Совсем другое дело, демократическая политическая культура, т.е. политическая культура, сложившаяся под влиянием демократии и потому имеющая демократический характер. Такая культура составляет разновидность именно политической культуры, сопряжённой с деятельностью особых политических институтов (например, парламента), и включает в своё содержание демократические правила принятия руководящих решений. Особенность демократической политической культуры состоит в том, что она осуществляется через деятельность представительной демократии, являющей собой часть народа, избранную в состав политических учреждений. Представительная демократия привносит с собой в данные учреждения демократические принципы, используемые для принятия руководящих решений (например, принцип большинства). В результате правление (принятие руководящих решений) приобретает демократическую форму, становится демократическим, а политическая культура преобразуется из авторитарной в демократическую. При этом представительная демократия совсем не тождественна самой демократии и не является её разновидностью (как, например, выборы, демонстрации, митинги и т.п.), она только производна от неё. А это означает, что реально распоряжается политической (не государственной) властью только очень небольшая часть народа, избранная в парламент. Участие же народа в осуществлении самой государственной власти, вследствие особенностей её существования, вообще невозможно [2]. Такое участие - это идеологема, которая досталась в наследство от коммунистической эпохи.

Таким образом, демократия оказывает влияние на политическую культуру посредством деятельности представительной демократии и придаёт этой культуре демократический характер. В

свою очередь представительная демократия, соединяясь с политическими институтами, в частности, с парламентом, привносит в содержание политического процесса демократические принципы принятия руководящих решений и этим изменяет характер правления. В результате технология формирования политики приобретает демократическую форму или, иными словами, устанавливается демократическая политическая культура. Вместе с этим качественно изменяется и политическое бытие: происходит, во-первых, систематизация политической жизни, во-вторых, демократизация политического влияния.

Демократическая политическая культура -фактор систематизации политической жизни.

Как компонент политического бытия, сопряжённый с другими его компонентами, демократическая политическая культура в первую очередь оказывает своё влияние на политическую жизнь, в которой содержится механизм принятия руководящих решений [1]. Демократическая политическая культура способствует изменению этого механизма, поскольку приводит к формированию более сложного политического организма. Его можно назвать демократическим политическим организмом, как и соответствующую ему политическую жизнь.

Важнейшая особенность такого организма состоит в том, что в нём образуются функции, существование которых невозможно было при авторитарном правлении. В первую очередь речь идёт об оппозиционной функции, обусловленной возникающим в рамках представительной демократии оппозиционным политическим отношением. В результате наряду с руководством, составляющим необходимую функцию всякой политической жизни, в условиях демократического правления формируется и действует ещё и функция оппозиции, которая является неизбежной для данного вида правления. Обе функции - руководство и оппозиция - вполне равноправны с точки зрения использования людьми политической власти (например, власти парламента). Обе функции определяют собой содержание демократической политической жизни, служат важнейшими элементами складывающейся при этом политической системы.

Подчеркнём особое значение оппозиционной функции. Во-первых, она противостоит функции руководства: своим назначением и своим действием оппозиция стремится препятствовать принятию руководящих решений. В результате она порождает в процессе их принятия (политическом процессе) необходимость компромиссов и соглашений, побуждая руководство к тому, чтобы учитывать мнение оппозиции и тем самым взаимодействовать с ней.

Во-вторых, своим взаимодействием с руководством оппозиция приводит к образованию более сложной формы политической жизни, которая называется политической системой. Иными словами, в условиях деятельности представительной демократии происходит систематизация политиче-

ской жизни, т.е. складывается политическая система, которая служит особым показателем сложности и упорядоченности этой жизни. Всякая система являет собой более сложную форму жизни, чем отдельная, входящая в её состав функция. Всякая система определённым образом упорядочивает, систематизирует жизнь. Это вытекает из сущности системы, составляющей взаимосвязь компонентов организма посредством их функций. Система политической жизни (политическая система) возникает на основе взаимосвязи функций руководства и оппозиции. Благодаря этим функциям упорядочивается механизм принятия руководящих решений.

Примечательно, что в условиях авторитарной формы правления политическая система либо вовсе не складывается, либо носит (в зависимости от особенностей правления) неразвитый или деформированный характер. Например, если сравнивать политическую жизнь советского государства, связанную с деятельностью одной единственной, коммунистической партии, и политическую жизнь современного российского государства, в котором действует ряд политических партий, то оказывается, что в первом случае политическая система на уровне представительных учреждений вовсе не складывалась. В этих учреждениях не только не существовало действующей оппозиции, но и функция руководства здесь была искажена. Избранные представители народа имели возможность только выразить своё одобрение тем решениям, которые фактически принимались руководством коммунистической партии на уровне своих учреждений (например, посредством политбюро). В результате народные представители осуществляли особую функцию (функцию одобрения), которая только формально носила политический характер и была своеобразным продолжением, мало, что значащим, дополнением руководящей функции КПСС. Всё это означало, что на уровне представительных учреждений советского государства полноценная политическая система совсем не складывалась.

Настоящая политическая жизнь в условиях советского государства концентрировалась только в руководящих учреждениях самой коммунистической партии, которые надстраивались над представительными учреждениями государства и выполняли действительно руководящую роль в системе управления государством. Однако политическая система не складывалась и в этих руководящих учреждениях, поскольку функция оппозиции в них не допускалась. А без оппозиционной функции не может быть политической системы, а значит, полноценного демократического политического организма. Система из одной функции не образуется. Таким образом, вместо политической системы, характерной для современного демократического государства, на вершине советского государства существовала своеобразная пирамида, состоящая из учреждений, выполнявших функцию партийного коммунистического руководства, и

представительных учреждений, выполнявших функцию обязательного одобрения, которая носила политический характер только формально.

Итак, политическая жизнь на основе демократической политической культуры качественно изменяется. В ней появляется действительно новая, а именно: оппозиционная функция, вследствие чего складывается иной порядок жизнедеятельности политического организма, который основывается на взаимосвязи функций руководства и оппозиции. Такая взаимосвязь называется политической системой, она представляет собой более сложную форму политической жизни, чем та, которая складывалась в условиях авторитарного правления. Установление этой взаимосвязи как раз и означает, что благодаря демократической политической культуре происходит систематизация политической жизни. На смену несистемной политической жизни, имеющей слабую предсказуемость и подверженной капризам авторитарного правления, приходит политическая жизнь, которая носит более упорядоченный, систематизированный характер. В результате совершенствуется механизм принятия руководящих решений. Всё это означает, что политическая система, т.е. систематизированная политическая жизнь выступает в качестве явления политического прогресса. В свою очередь демократическая политическая культура, способствующая формированию подлинной политической системы, составляет фактор данного прогресса.

Ещё одно явление политического прогресса, рождённое демократической политической культурой, представлено демократизацией политического влияния.

Демократическая политическая культура -фактор демократизации политического влияния.

Политическое влияние - это ведущая функция политики, которая раскрывает собой роль политики в системе социального управления. По своему содержанию политическое влияние состоит в определении направлений исполнительной деятельности на основе принятия руководящих решений [1]. Политическое влияние осуществляется посредством политического института, носителя политической власти, а также заключённого в этом институте политического режима. Политический институт и политический режим своей взаимосвязью образуют механизм осуществления политического влияния, в котором политический институт служит средством политического влияния, а политический режим - способом этого влияния. Кроме того, политическое влияние происходит также на основе политического процесса (процесса принятия руководящих решений), который протекает в рамках политического института и завершается принятием данных решений. Политический процесс отражает собой ход политического влияния.

Подчеркнём особо, что механизм политического влияния, связанный с функционированием

политического института и политического режима, играет ключевую роль в осуществлении этого влияния, поскольку определяет собой и политический процесс, и его результат. Поэтому показать, как изменяется политическое влияние в условиях демократической политической культуры, значит, в первую очередь раскрыть, как изменяется в этих условиях характер деятельности политического института. Рассмотрим эти изменения на примере деятельности парламента, одного из важнейших политических институтов в системе управления современным демократическим государством.

Как известно, парламент является представительным политическим институтом в государстве. Он сопряжён с деятельностью представительной демократии, действующей коллегиально, и потому изначально служит носителем демократической политической культуры. Говоря иначе, парламент по своей природе имеет демократический характер, является демократическим политическим институтом. Поэтому политическое влияние, осуществляемое посредством парламента, неизбежно носит демократический характер.

Что касается политического режима, который складывается в рамках парламента, то он состоит в совместном для представителей народа использовании политической власти. Такое использование предполагает, что принятие руководящих решений в парламенте происходит посредством голосования и на основе принципа большинства. А это означает, что в парламенте устанавливается демократический политический режим, который по существу содержится в парламенте как институте. Следовательно, благодаря демократической политической культуре, связанной с парламентом, демократизируется весь механизм политического влияния.

Кроме того, данный механизм накладывает свой отпечаток и на политический процесс и его результат. Важнейшая особенность демократического политического процесса состоит в том, что он имеет сложную структуру и включает в свой состав ряд компонентов (этапов), отражающих последовательность действий при принятии руководящих решений. Например, принятие государственных законов (разновидности руководящих ре-

шений) может осуществляться посредством нескольких чтений и на основе деятельности разных палат парламента. Значение такой последовательности определяется необходимостью более точного отражения национальных интересов в содержании руководящих решений. В результате протекающий в парламенте политический процесс носит демократический характер.

Наконец, принимаемые руководящие решения, будучи результатом демократического политического процесса, по своему характеру также становятся демократическими. Их особенность состоит в том, что они, в отличие от авторитарных руководящих решений, способны более точно отражать своим содержанием национальные интересы и пути их осуществления и этим раскрывают подлинное назначение демократического государства. В условиях демократического правления (правления представительной демократии) национальные интересы непосредственно становятся фактором формирования руководящих решений, что приводит к совершенствованию политического влияния и государственного управления в целом.

В итоге складывается вывод, что под воздействием демократической политической культуры происходит изменение механизма и процесса политического влияния, включая его результат. Все они приобретают демократический характер, а это означает, что политическое влияние в этих условиях действительно демократизируется. Такое изменение характера политического влияния служит явлением политического прогресса. В свою очередь демократическая политическая культура, заключённая в демократическом политическом институте, выступает как фактор демократизации политического влияния и тем самым как фактор политического прогресса.

Таким образом, демократическая политическая культура, воздействуя на политическое бытие, способствует его качественному преобразованию. Она приводит к систематизации политической жизни и демократизации политического влияния, вследствие чего происходит политический прогресс. Демократическая политическая культура есть фактор политического прогресса.

Библиографический список

1. Борисенков А.А. О новой исследовательской парадигме в политической науке [Текст] / А.А. Бо-рисенков // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2013. - № 3 (7). - С. 19-25.

2. Борисенков А.А. Об общественной власти (по материалам Конституции Российской Федерации) [Текст] / А.А. Борисенков // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий.-2014.- № 2 (10). - С. 48-56.

3. Борисенков А.А. Политическая культура: сущность, виды и закон [Текст] / А.А. Борисенков // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2014. - № 4 (12). - С. 22-32.

4. Глазунова Н.И. Государственное управление как система [Текст] / Н. И. Глазунова. - М., 2001. -

373 с.

5. Ирхин Ю. В. Политология [Текст] / Ю. В. Ирхин. - М., 2007. - 894 с.

6. Тавадов Г.Т. Политология [Текст] / Г. Т. Тавадов. - М., 2011. - 371 с.

References

1. Borisenkov A.A. O novoi issledovatelskoi paradigme v politicheskoi nauke [New Research Paradigm in Political Science] // Herald of Siberian Institute Of Business And Information Technologies. - 2013. - № 3 (7) -C. 19-25.

2. Borisenkov A.A. Ob obschestvennoi vlasti (po materialam Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii) [Views on the Social Power (by materials of the modern Russian Constitution)] // Herald of Siberian Institute Of Business And Information Technologies. - 2014. - № 2 (10). - C. 48-56.

3. Borisenkov A.A. Politicheskaya kul'tura: suschnost', vidy i zakon [Political culture: the essence, kinds and the law] // Herald of Siberian Institute Of Business And Information Technologies. - 2014. - № 4 (12). - C. 22-32.

4. Glazunova N.I. Gosudarstvennoe upravlenie kak sistema [State management as a system]. Moscow, 2001. 373 p.

5. Irchin Y.V. Politologiya [The Politics Science]. Moscow, 2007. 894 p.

6. Tavadov G.T. Politologiya [The Politics Science]. Moscow, 2011. 371 p.

ON THE POLITICAL PROGRESS

Aleksandr A. Borisenkov,

doctor of Philosophy

Abstract. In the article it is considered how a democratic political culture influences on apolitical existence. A research novelty consists on an investigation of a democratic political culture features and also on a finding out the most important manifestations of a political progress. But above all, meaning of the democratic political culture is revealed for a quality of political existence changes, for a realization of the political progress.

Key words: political existence, political life, political influence, political culture, authoritarian political culture, democratic political culture, political progress.

Сведения об авторе:

Борисенков Александр Александрович - доктор философских наук, профессор (г. Москва), e-mail: alex.borisenkov @mail.ru.

Статья поступила в редакцию 27.01.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.