Научная статья на тему 'О полезностном подходе в оценке деятельности потребительской кооперации'

О полезностном подходе в оценке деятельности потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О полезностном подходе в оценке деятельности потребительской кооперации»

Таким образом, можно сделать следующий вывод: объемы производства и услуг в республике за рассматриваемый период уменьшились (трансформационный сектор), а издержки обращения и затраты на функционирование рыночной системы увеличились, что, безусловно, привело к росту трансакцион-ных издержек и отрицательно сказалось на эффективности хозяйственного

Поступила 13.11.2000.

комплекса. В ходе проведения реформ собственность была распределена менее эффективно, чем это требуется для хозяйственного комплекса республики, характеризующегося высокой степенью разделения труда и узкой специализацией производства. Это ведет к неадекватному росту трансакционных издержек, что резко снижает выгоду предприятий.

О ПОЛЕЗНОСТНОМ ПОДХОДЕ В ОЦЕНКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Е. В. ОБЪЕДКИНА, ассистент

В настоящее время в системе потре- они выдаются за результаты. И действительно, затратная тенденция хозяйствования в системе потребительской кооперации все более и более обнаруживает себя в качестве тенденции сти-

з оительскои кооперации, как и во всей экономике, доминирует затратная, стоимостная направленность основных показателей, вследствие чего уже сама по себе существующая система хозяйствования задает затратную тенденцию, сущность которой состоит в отождествлении затратных и результатных показателей, а это исходит от того, что многие экономисты считают полезность

V/

хииного хозяйствования в условиях рынка, без ориентации на удовлетворение конечных потребностей.

В существующей системе хозяйствования потребительской кооперации одним из главных остается стоимостный и стоимость однопорядковыми, одно- показатель объема товарооборота. Он

родными категориями, имеющими затратную основу. Вследствие подобного заблуждения стоимости приписывается содержание полезности. Практически все оценочные показатели в системе потребительской кооперации — товарооборот, издержки обращения и производства, прибыль, доход, товарные запасы и другие — в силу стоимости затратного критерия распределения труда и продуктов труда являются стоимостными, прогнозируются и используются в противоречии со свойственной им затратной природой. Объективно они выражают затраты труда, однако в нынешней системе хозяйствования

обладает, на наш взгляд, рядом существенных недостатков. Основной же недостаток заключается в его валовом характере, возможности роста за счет неоптимального изменения в структуре, которое проявляется в стремлении торговых предприятий к реализации дорогостоящих товаров в ущерб реализации товаров дешевых, жизненно необходимых населению. Его рост не всегда означает улучшение работы всех звеньев отрасли, поскольку величина его может меняться под влиянием структурных и ценовых изменений и неточно отражать действительные сдвиги в полезных объемах товарооборота.

© Е. В. Объедкина, 2000

Стоимостный подход нашел отражение и в оценке потребительской кооперации с помощью таких показателей, как показатель оценки использования всех ресурсов в целом, и частных показателей, характеризующих эффективность использования отдельных видов ресурсов: товарооборот на 1 рубль основных фондов, товарооборот на 1 м2 торговой площади, товарооборот на 1 рубль оборотных средств, товарооборот на душу обслуживаемого населения товарные запасы в днях товарооборота, товарооборот на 1 рубль заработной платы, товарооборот на 1 работника.

По мнению многих экономистов, одними из главных оценочных показателей являются показатели прибыли, доходности, рентабельности, где доход отражает долю потребительской кооперации в регионе, объективно зависящую от степени развития рынка и его роли. Доход предприятий и организаций потребительской кооперации используется для финансирования оплаты труда, расширения собственных основных и оборотных средств, погашения кредитов, уплаты обязательных отчислений. В рыночной экономике при

оценке хозяйственной деятельности рекомендуется использовать обобщенный показатель экономической результативности — рентабельность. Кроме того, в этой группе рассчитывают традиционные и наглядные показатели рентабельности по отношению к товарообороту, а также уровни валовых доходов и издержек обращения.

Вышеназванные показатели, используемые при оценке деятельности потребительской кооперации, на наш взгляд, неадекватно отражают их сущность, поскольку в них никак не учитываются потребительная стоимость реализуемой продукции, полезность, качество и степень удовлетворения потребностей обслуживаемого населения. В связи с этим очевидна необходимость разработки новой системы показателей, основанной на полезностной оценке деятельности потребительской кооперации. Теоретической и методологической основой этого подхода должна стать трудовая теория потребительной

стоимости. Отличие этой теории от других, претендующих на новую парадигму в экономике, состоит в том, что она сохраняет труд в качестве основной экономической категории с той принципиальной особенностью, что это труд не прошлый, овеществленный, а живой, труд не затраченный, а высвобожденный, сэкономленный. В данной теории потребительная стоимость любого продукта может быть сведена к одинаковой основе — высвобождаемому благодаря ее полезности живому труду, так как экономия труда потребителя в процессе использования им потребительной стоимости повышенной полезности не имеет затратного характера. Единицей его измерения служит высвобождаемый труд, соизмеряемый с затратами труда на достижение полезного эффекта. Если названные выше стоимостные экономические показатели и потребительностоимостные, рассматриваемые ниже, будут базироваться на этой парадигме, это может сделать механизм функционирования потребительской кооперации противозатратным, эффективным.

Оценивать деятельность потребительской кооперации целесообразно с точки зрения экономической эффективности, выраженной в показателях прироста производительности труда, экономии издержек потребления, экономии времени и социальной эффективности, выраженной в показателях благосостояния, уровня жизни населения, степени удовлетворения в предметах личного потребления и разного рода услугах. Главным критерием оценки деятельности предприятий потребительской кооперации является степень удовлетворения постоянно растущих потребностей. Поэтому мы считаем, что одним из основных показателей эффективности удовлетворения потребностей может выступать степень удовлетворения потребностей как отношение текущего объема товарооборота к потребностям населения. Числитель этого отношения отражает текущие затраты, а знаменатель — нормативные, научно обоснованные с учетом наиболее благоприятных для данного перио-

да условий формирования трудовой и социальной активности трудоспособной части населения. Потребности обслуживаемого населения могут быть выражены равенством

ии - хц + Уу,

где и,| — потребности населения в материальных благах и услугах (1 — социально-экономические группы населения; ] — товарные группы и виды услуг); Ху — потребление населения; У у — неудовлетворенные потребности.

Потребление населения определяется либо как функция производства жизненных средств, либо через систему распределительных показателей по формуле

где Р| — платежеспособный спрос; Pi — сбережения населения; — индекс цен; в, — натуральные поступления благ и 'услуг.

Зная абсолютный объем потребностей населения в благах и услугах и фактическое их потребление в текущем или перспективном периоде, можно определить объем неудовлетворенных потребностей.

Наряду с показателями эффективности удовлетворения потребностей в противозатратной системе хозяйствования потребительской кооперации должен использоваться и коэффициент эффективности труда, представляющий собой отношение результата труда (степень удовлетворения потребностей единицей созданной потребительной стоимости, повышение качества продукции, экономия затрат труда потребителя от использования им продукции

повышенного качества) к издержкам по доведению этой продукции до потребителя. Все ранее действовавшие формы

хозяйственного расчета в системе потребительской кооперации закрепляли прямо пропорциональную зависимость между ценами и стоимостным показателем производительности труда. В итоге повышение денежно-хозрасчет-ных показателей производительности труда обеспечивается повышением торговых надбавок, реализацией более дорогостоящих товаров. Эффективность труда в системе потребительской кооперации прямо пропорциональна результатам и обратно пропорциональна затратам (издержкам). Следовательно, индекс эффективности труда Э может быть прямо пропорционален индексам его результативности Р и производительности П:

Э = РП

Ун Уб

Рб Рн

где Ун и Уб — новый и базовый уровень реального удовлетворения конкретных конечных потребностей; Р5 и

Р

н

— базовый и новый уровень реальных цен на предметы конечного потребления, материальные блага и услуги.

Предлагаемая система стоимостных и потребительностоимостных показателей сможет наиболее полно отражать особенности хозяйственной и финансовой деятельности потребительской кооперации, характер использования ресурсов, выделяемых для функционирования предприятий, и создаст возможность активно воздействовать на повышение качества всех сторон деятельности всех звеньев этой системы.

Поступила 22.11.99.

т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.